Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил развития общества. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил развития общества.



Общество как развивающаяся система представляет собой сложный и противоречивый исторический процесс. История общества отличается от истории природы, прежде всего, тем, что первую творят люди, а вторая развивается по собственным законам. В своих действиях люди исходят из потребностей и мотивов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями, т.е. действуют сознательно. Действия индивидов в историческом процессе сливаются в поток действий масс, классов, партий, общественных движений.

Объектом философии истории является не столько общество, сколько его развитие (исторический процесс). В современной теории постиндустриального (информационного) общества выделяется три исторических типа общественной организации: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. В рамках теории модернизации выделяют два типа общества: традиционное и современное.

О содержании современной философии истории можно составить представление на примере размышлений об исторической динамике американского социолога и футуролога ЭлвинаТоффлера. По его мнению, доиндустриальное (аграрное, традиционное) общество возникло 8—9 тыс. лет назад, во времена неолитической революции (перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству). Его особенности:

1) распределение материальных благ зависит в нем от положения личности в социальной иерархии, в области экономики данное общество харак-ет полная зависимость от природно-климатических условий.

2) жизненный путь человека предопределён и социальный вектор его жизни задан с детства, в политической сфере доиндустриального общества господствуют традиции, обычаи а не закон.

3) в доиндустриальном обществе люди живут главным образом малыми общностями (сообществами). В малых общностях (сельская община) социальные связи коротки и построены на доверии (поскольку все друг друга «знают»). В традиционном обществе преобладает деспотическая структура власти, формирующаяся по наследственному признаку.

4) в социальной сфере данное общество характеризуется привязанностью всех и каждого к определённому коллективу (человек ощущает себя частью некой маленькой общности, будь то сельская община или ремесленный цех, монашеский или рыцарский орден). Выйти из коллектива крайне трудно.

5) духовная жизнь регламентирована системой устоявшихся ценностей, закрепленных в мифах, преданиях, моральных нормах и любые новшества (открытия, инновации) воспринимаются как покушения на устоявшийся социальный порядок.



Индустриальное общество, как считает ЭлвинТоффлер, появилось 300 лет назад — во времена промышленной революции. О его происхождении и особенностях размышляли многие социальные теоретики — К. Маркс, М. Вебер, В. Зомбарт, Э. Гидденс, П. Бергер и др.

Важнейшими характеристиками индустриального общества в сравнении с традиционным являются:.

1) новое восприятие времени. Время начинает осознаваться как поток, который нельзя остановить и тем более вернуть. Его можно «потерять», «потратить зря». «Время — деньги» становится всеобщим достоянием.

2) новое восприятие человека. Человек освобождается от покорного исполнения роли, предназначенной ему судьбой и традицией. Формируются представления о профессии, карьере, богатстве, частной жизни, инновациях. Одновременно возникает проблема риска, ответственности человека за тот выбор.

3) новое качество общественной жизни. Развивается ряд процессов, коренным образом меняющих стиль и образ жизни. Малые общности превращаются в большие (процесс урбанизации). Доверие к людям сменяется доверием к социальным институтам: государству, праву, науке. Возникает представление о правах человека и человеческом достоинстве как важнейших социальных ценностях;

4) в сфере экономики для индустриального общества характерны меньшая зависимость от природно-климатических условий, преобладание индустриального производства. Развиваются рыночные отношения на основе частной собственности и рыночные механизмы «невидимой рукой» (А.Смит) регулируют хозяйственную жизнь людей;

5) в политической сфере формируются гражданское общество и правовое государство. Власть уже не рассматривается личностью как данность. Авторитет власти основывается не на традиции или особых качествах лидера, а на свободном волеизъявлении граждан, на верховенстве закона, конституционной ограниченности сферы деятельности государства.



6) в духовной сфере в процессе секуляризации формируется светская культура (культура модерна).

В 70 гг. ХХ в. формируется концепция постиндустриального общества (технотронного, информационного). Термин «постиндустриальное общество» введен в оборот Д.Беллом«Грядущее постиндустриальное общество» (1973) и «Культурные противоречия капитализма» (1978), а понятие «информационное общество» японские теоретики ( К.Коямо, И.Масуда).

Характерными признаками постиндустриального общества являются:

1) экономика информационного общества характеризуется тотальным производством и распространением информационных технологий, телекоммуникаций, вычислительной техники.

2) в социальной сфере возрастает социальная мобильность (горизонтальная и вертикальная), усложняются социальные коммуникации, доминирует урбанизированный образ жизни, формируется виртуальная реальность (соц. сети);

3) в политической сфере это общество характеризуется свободным движением информации. Возникает новая форма демократии — демократия консенсуса. Происходит децентрализации управления, формируются новые управленческие структуры и технологии (электронная демократия, электронное правительство);

4) в духовной сфере тоже происходят изменения. Большое значение приобретает творческая (креативная) деятельность человека. Появляются новые формы духовности и системы ценностей. Возникает мозаика культурных и религиозных предпочтений (новые религии, субкультуры и т.д.).

Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, не сводимых друг к другу:

Первый источник развития общества находится в мире природы,являющийся основанием существования общества, точнее – во взаимодействии общества и природы. На решающую роль природы в развитии общества указывали античный мыслитель Геродот и мыслители Нового времени Ш.Монтескье, А.Тюрго и др. Последние развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы и т.д.

Современный этап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на «покорение природы», игнорирование пределов ее устойчивости по отношению к антропогенным влияниям. Человек, создавая новые средства овладения силами природы, утратил не только цель и смысл этого процесса, но и во многом инстинкт самосохранения.

Второй источник развития общества связан с технологическими детерминантами, с ролью техники и процессами разделения труда в общественном устройстве.Постиндустриальное общество характеризуется, как общество знаний, высоких технологий и услуг, направленных на удовлетворение широкого круга материальных и духовных потребностей людей. Научно-технический прогресс решающим образом влияет не только на производительность общественного труда и экономическую эффективность материального производства, но и на развитие социальной структуры общества.

Третий источник саморазвития общества усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. В концепциях А.Тойнби, П.Сорокина основное значение в детерминации развития общества придается морально-религиозному совершенствованию общества, групповой солидарности людей.

Очевидно, что в реальном общественном саморазвитии нужно учитывать все три источника.

Современная социальная философия в качестве основных критериев общественного прогресса рассматривает: 1) развитие производительных сил, включая самого человека; 2) изменение социальных институтов в духе гуманизации, поощряющей свободу, индивидуальные усилия, изобретательность и самореализацию личности;3) улучшение основных показателей жизнедеятельности человека (увеличение продолжительности жизни, уменьшение смертности, улучшение мед.обслуживания и тд.)4) сбалансированное взаимодействие природных и социокультурных стратегий развития.

 


 






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.