Лекция 13. Теория познания – гносеология — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Лекция 13. Теория познания – гносеология

2017-11-28 184
Лекция 13. Теория познания – гносеология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Познание как предмет философского анализа.

2. Чувственное и рациональное познание.

3. Категория истины в философии. Вера и знание.

4. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

5. Структура научного познания, его уровни и формы.

6. Методы научного познания.

 

1. Познание как предмет философского анализа.

Необходимость ориентации в мире обусловила возникновение и развитие специфической человеческой деятельности – познания. Она заключается в приобретении, накоплении и расширении знаний об окружающей действительности.

Гносеология (гр. Gnosis – знание, logos – учение, слово) или теория познания – один из основных разделов философского знания наряду с онтологией и антропологией.

Основными вопросами гносеологии или теории познания являются следующие:

- Познаваем ли мир?

- Каким образом человек познает мир?

- Какова глубина наших знаний?

- Что есть истина и каковы критерии истинности знаний?

В истории философии к проблеме познания обращаются уже античные мыслители. В Древней Греции высшей формой познания считали созерцание, т.к. полагали, что оно приобщает человека к тому, что вечно, к сущности вещей. Зенон впервые обозначил проблему, заключающуюся в том, что чувственное познание часто противоречит рациональному. Платон утверждал, что познание есть лишь припоминание того, что бессмертная душа изначально знала, но, попав в тело человека, забыла. Тогда задачей познавательной деятельности человека становится лишь припоминание, которое не зависит от внешнего мира, а осуществляется посредством деятельности ума, для чего лучше всего «закрыть глаза и заткнуть уши».

В средние века в гносеологии формируются две основные проблемы:

Проблема универсалий: спор о том, на что должно быть направлено познание – на вещи или на понятия. Реалисты считали, что понятия обладают реальным первичным существованием, поэтому и познание должно быть направлено на понятия, а не на вещи. Номиналисты же, напротив, полагали, что понятия лишь имена вещей и познавать следует предметный мир.

Следующая проблема – теория двух истин: истины разума и истины веры. Познание Бога полагали происходящим посредством веры, а природы – посредством разума.

В Новое время гносеология поднимается на новую ступень. Основным становится вопрос о главном источнике познания. Выделяются эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником нового знания опыт, эксперимент, знание получают посредством индукции и рационализм – признающий таковым разум, деятельность ума, знания выводят посредством дедукции.

Развитие теории познания продолжается немецкими классиками. И. Кант в «Критике чистого разума» преодолевает эмпиризм и рационализм и показывает, что научное познание заключается в их синтезе. В то же время развивается и агностицизм, вещь в себе непознаваема.

Немецкие классики открывают активный характер познания. Г.В.Ф. Гегель обосновывает понимание познания как всемирно-исторического диалектического процесса, в ходе которого изменяется как субъект, так и объект познания. У него познание выступает как самопознание абсолютного духа (мирового разума), таким образом, он сводит сущность познания к рефлексии.

Современная гносеология – это результат долгого пути поиска многих поколений мыслителей. Она исходит из следующих оснований:

Познание – процесс активного целенаправленного отражения объективной реальности в сознании человека.

В основе процесса познания – отражающая деятельность человека.

Компонентами познавательного процесса выступают объект, субъект и практика. Объект – это вещь, предмет, явление или процесс, на которые направлена деятельность человека в познавательной или практической деятельности. Субъект означает носителя деятельности, направленной на объект.

В познании выделяют две ступени: чувственное и рациональное познание.

 

2. Чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятии и представлении.

Наиболее элементарная, исходная форма чувственного познания – ощущение. Всякий процесс познания начинается и основывается на ощущениях.

Ощущения - это результат непосредственного воздействия материи на наши органы чувств, непосредственное отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма.

По информативности органы чувств человека: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние.

Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные, температурные, болевые, равновесные, органические (происходящих в организме процессов).

Восприятие предполагает синтетическую деятельность мозга.

Восприятие – отражение предметов окружающего мира в виде целостных чувственных образов при непосредственном воздействии материальных предметов на органы чувств, упорядоченная система ощущений а их единстве и взаимосвязи, осознание предметов на основе уже имеющихся знаний. Здесь помогают технические приборы, благодаря которым стало, к примеру, возможно восприятие инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучей.

Представление – целостный идеальный образ предмета, который возникает на основе припоминания имевших место ощущений и восприятий или воображения.

 

Рациональное познание. Абстрактное мышление.

Абстрактное мышление - высшая ступень познания окружающего мира. Оно дает знание об общих и существенных свойствах предмета, закономерностях его развития.

Рациональное познание осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений.

Понятие – элементарная форма мысли, результат обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. - отражение общих, существенных свойств предметов и явлений.

Суждение – мысль, связывающая понятия и являющаяся утверждением или отрицанием.

Умозаключение – вывод нового знания, доказательство при помощи суждений, следующих друг за другом, умственная операция, в которой различные суждения связываются друг с другом в единое целое, определенный вывод.

Классический пример умозаключения:

Все люди смертны. (посылка)

Сократ – человек. (обосновывающее знание)

Сократ смертен. (заключение - выводное знание).

Память – это способность человека воспроизводить ранее выработанную информацию. Для кратковременной памяти характерно вербально-акустическое кодирование, для долговременной – семантическое (смысловое).

3. Категория истины в философии. Вера и знание.

Результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания характеризует категория истина.

Еще Аристотель говорил, что истина – это соответствие между определенными утверждениями и объективным положением дел.

Истина – это адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.

Основные свойства истины:

Объективность по содержанию – обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой, независимость от отдельных людей.

Субъективность по форме – она свойство человеческого знания.

Процессуальность – развитие познания, истины в ходе общественно-исторического процесса. Истина - это процесс перемещения по шкале истинности в направлении к абсолютной истине.

Абсолютная истина – исчерпывающее знание о действительности и элемент знаний о предмете, который не может быть опровергнут. Человек изучил ядерные реакции, генную основу наследственности и мн. др. Имеет место рост знания, наше знание становится все более истинным. Впереди ждут новые открытия, но исчерпывающее знание о мире не достижимо как бесконечность.

Относительность истины – незавершенность, изменчивость, условность познания, обусловленного уровнем развития науки, техники, производства на данном этапе. Каждая относительная истина – шаг вперед к достижению абсолютной истины.

Конкретная истина – любое истинное знание должно всегда определяться в своем содержании и применении конкретными условиями места, времени и т.д. обстоятельствами.

Как разграничить истину и заблуждение?

В современной философии выделяется три концепции истины: концепция корреспонденции, когеренции и прагматичности.

Согласно данным концепциям, истинны те знаковые конструкции, которые подтверждаются, т.е. соответствуют описываемым фактам, не противоречат и находятся в полном согласии с системой высказываний и подтверждаются на практике, эффективны в деле достижения поставленных целей.

Диалектико-материалистическая философия основным критерием истины выдвигает практику (концепция прагматизма). Практика – это целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем ее историческом развитии, в процессе которой человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика доказывает истинность знаний, если теория успешно применяется на практике. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными, например, в естественных науках те или иные положения получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, математической обработкой получаемых результатов; в опыте.

Не отвечающие вышеуказанным требованиям знания являются заблуждением или ложью. Заблуждение – неадекватное знание. Ложь – преднамеренное искажение истины.

Человек познает мир в чувствах, мыслях, языке, поступках.

Истина никогда не выступает в завершенном и абсолютно законченном виде. Научные теории, развиваются, обогащаются, уточняются. Определенная часть знания остается менее убедительной, не проверенной, логически не обоснованной, либо отсутствуют объективные ее доказательства. Двигаться дальше в сфере неизведанного часто человеку помогает вера – субъективный акт принятия какого-либо положения как истинного без всякого доказательства.

Вера - это ценностный феномен, характеристика личности, включающая веру в себя, в свои возможности, способности, близких и друзей, будущее.

Вера может подразделена на следующие формы:

Прагматическая вера – вера в свою правоту.

Доктринальная – вера в общие положения.

Религиозная вера рассматривается как откровение, не нуждающееся в обосновании, вера в высшее предназначение, в Бога.

Моральная вера – вера в духовные и нравственные ценности.

4. Научное и вненаучное знание. Критерии научности

Наука – деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний о природе, обществе и познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

До Нового времени не было условий для формирования науки как системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. До этого времени существовали лишь элементы науки, благодаря Аристотелю, Архимеду, Евклиду и др. В Новое время наука стала важнейшим фактором становления индустриального общества.

Наука образует единую взаимосвязанную развивающуюся систему знаний о законах мира, и при этом разделяется на отрасли знания или частные науки, которые различаются тем, какую форму действительности они изучают и делятся на:

1. науки о природе - естествознание

2. науки об обществе – обществознание

3. о мышлении и познании – логика, гносеология

4. технические науки

Своеобразной наукой является математика.

Важнейшей характеристикой научной знания является его рост и развитие. Общую модель историко-научного процесса разработал американский философ Томас Кун, один из представителей постпозитивизма. В книге «Структура научных революций» обосновал концепцию научных парадигм, согласно которой на первом этапе становления всякой научной дисциплины отсутствует единая система ценностей, категорий и согласие относительно целей, теоретических установок, общих методов исследования и фактов. Создание парадигмы означает достижение такого согласия и образование замкнутого сообщества. Переход от одной парадигмы к другой сопровождается коллективным изменением видения, т.е. интерпретации фактов. Наука, развивающаяся в рамках парадигмы, ведет к совершенствованию теорий и росту эмпирических фактов. Открытие аномальных фактов, необъяснимых в рамках установившихся воззрений, приводит к научным революциям, когда складываются новые парадигмы, меняется «понятийная сетка».

В эволюции науки выделяют три этапа:

1) классическая наука (17-19 вв)

2) неклассическая наука (первая пол. 20 в.)

3) постклассическая (современная) наука.

 

Основные особенности научного познания (критерии научности):

1) Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, познавательных. Отсюда ориентация науки на существенные, необходимые свойства предметов и их выражение в системе абстракций.

2) цель и высшая ценность научного познания – объективная истина. Отсюда – объективность научного познания.

3) Наука ориентирована на практику, на то, чтобы быть «руководством к действию».

4) Научное познание – сложный противоречивый процесс развития системы понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в естественном или искусственном языке.

5) В научном познании применяется научное оборудование, а также общенаучные приемы и методы.

6) Для научного познания характерна строгая доказательность, обоснованность результатов и достоверность выводов. Хотя остается немало гипотез, догадок, вероятностных суждений.

7) Для научного познания характерна методологическая рефлексия. Наука изучает собственные методы и приемы и совершенствует их.

8) Внутренняя системность знания.

9) Непротиворечивость построений.

10) Открытость для критики.

 

Другие формы знания и познания, не отвечающие данным критериям: обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое и мифологическое.

К вненаучным формам познания относят магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, хиромантию и пр.

 

5. Структура научного познания, его уровни и формы

Научное познание включает в себя два взаимосвязанных уровня – эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента.

Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов, теорий, позволяющих интерпретировать эмпирические факты.

Основные способы эмпирического исследования:

1) Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие явлений без вмешательства познающего субъекта в естественных условиях, доставляющее первичный материал для научного исследования.

2) эксперимент (лат. Экспериментум – проба, опыт) – испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях.

При этом используют следующие операции:

- Сравнение – выявление сходства или различия объектов;

- Описание – фиксация результатов опыта с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке;

- Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерения с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Эмпирическое познание направлено на накопление фактического материала.

Факт – основа научного познания, это зарегистрированное событие, осмысленный фрагмент действительности. Понятийное оформление факта – описание может дополняться схемами, графиками, символами, фото и видео материалами, картами и т.п.

На основе систематизации, обобщения фактов строятся теории, поэтому изначально факты должны быть «чистыми», т.е. независимыми от теории. Но в действительности уже при констатации и описании фактов происходит интерпретация и факты изначально теоретически нагружаются. В процессе поиска фактов ученые уже руководствуются определенными предположениями, теоретическими представлениями. Поэтому в принципе абсолютно «чистого» факта не существует.

В ряде случаев факты предсказываются теорией, например, открытие планеты Нептун по предварительным расчетам французского астронома Леверье.

Накопленные факты и эмпирические обобщения требуют осмысления, систематизации, классификации, обобщения и объяснения. Если описание отвечает на вопросы «какой», «как», объяснение должно дать ответы на вопросы: «почему», «по какой причине», «в чем смысл» данного явления. Научное объяснение не в том, чтобы неясное сделать ясным (это достигается в описании), а в том, чтобы раскрыть внутреннюю природу, причины, сущность, закономерности события.

Структурными компонентами теоретического исследования являются:

1) Проблема (гр. преграда, трудность) – форма знания, содержание которого не познано, но требует познания. Вся история познания человеком действительности есть процесс постановки и решения проблем. Проблема – это знание о незнании. Научная проблема возникает тогда, когда применение сложившихся в науке способов обобщения системы знаний не ведет к объяснению новых фактов. Однако сама формулировка проблема играет важную роль в процессе научного познания. А. Содди: «в науке задача, надлежащим образом поставленная, более чем на половину решена. Процесс умственной подготовки, необходимый для выяснения того, что существует определенная задача, часто отнимает больше времени, чем само решение задачи».

На способ постановки проблемы оказывают влияние два фактора:

· общий характер мышления той эпохи, в которую формируется и формулируется проблема;

· имеющийся уровень знаний о тех объектах, которых касается возникшая проблема.

Постановка научной проблемы – это условие формирования как гипотезы, так и теории, намеченный путь научного открытия.

2) Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.

Чтобы отвечать критерию научности, гипотеза должна удовлетворять ряду требований, которые называются условиями состоятельности гипотезы:

- Эмпирическая обоснованность, т.е. соответствие фактическому материалу, данным наблюдения и эксперимента, на базе которых и для объяснения которых выдвигается. Гипотеза должна объяснять все имеющиеся в данной области факты, исходя из единого принципа и обладать способностью предсказывать новые факты;

- Теоретическая обоснованность – т.е. согласованность с уже имеющимся знанием;

- Принципиальная проверяемость в эксперименте и в ходе общественно-исторической практики;

- Логическая простота;

- Внутренняя непротиворечивость;

Вопрос в том, как перейти от гипотезы к истинному знанию? Выделяют прямой и косвенный способы подтверждения гипотезы.

- Прямые способы: 1. Дедуктивное выведение из гипотезы следствий и их последующая верификация (сопоставление с фактами), подтверждение следствий рассматривается как свидетельство в пользу истинности гипотезы; 2. Обнаружение объекта и непосредственное наблюдение тех явлений, которые предполагаются гипотезой, например, планет Нептун и Плутон в телескоп, но этот способ применим только к единичным объектам.

- Косвенный способ – метод исключения. Строятся всевозможные гипотезы, способные объяснить явление, затем поочередно проверяются и отбрасываются ложные, оставшаяся гипотеза считается истинной. Этот метод широко применяется в судебно-следственной деятельности, где рассматривают различные версии и отбрасывают не подтверждающиеся.

Доказанная гипотеза представляет собой теорию или ее элемент. Она перестает быть проблематичным знанием, но это не значит, что она становится абсолютной истиной, не способной к дальнейшему развитию и уточнению. Доказательство гипотезы делает ее относительной истиной, верно схватывающей на данной ступени познания реальный механизм объясняемого явления.

Часто для объяснения явления выдвигается не одна, а множество гипотез. Одновременная разработка ряда гипотез – типичная форма развития научного знания. В каждой из них может содержаться рациональное зерно, которое необходимо выявлять и использовать. При этом возможны два вида взаимоотношений между гипотезами: конкуренция и взаимодополняемость. Конкуренция возникает, когда гипотезы опираются на один и тот же фактический материал, но объясняют его противоположенным образом. Но чаще гипотезы являются не конкурирующими, а взаимодополняющими – объясняют различные аспекты одного структурно сложного объекта. К этим гипотезам применим принцип дополнительности, разработанный Н. Бором, когда актуальной является не задача выбора между гипотезами, а задача их синтеза. Многие отрасли современной науки в настоящее время подошли к этому этапу синтеза имеющихся знаний и создания общих теорий изучаемых объектов – общая теория жизни в биологии, в геологии – общая теория Земли.

 

3) Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, целостная развивающаяся система научных положений: понятий, законов и принципов.

Основные функции теории:

- синтетическая – объединение достоверных знаний в целостную систему;

- объяснительная – объясняет сущность явлений своей предметной области;

- методологическая – является средством достижения нового знания;

- предсказательная – позволяет сделать выводы о будущем состоянии явлений и о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или свойств; (так на основе законов теоретической механики ученые рассматривают и предвидят движение небесных тел, космической аппаратуры; на основе законов физики и химии рассчитывают и предвидят ход химических реакций, возможность открытия новых химических элементов и их соединений);

- практическая – способствует применению знаний на практике.

Теоретизация – это обнаружение определенного алгоритма, с помощью которого на основании определенных парметров можно было бы предсказывать другие.

6. Методы научного познания

Метод (гр. Metodos – “путь к чему-либо”) – совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.

Общая теория метода называется «методология» – это система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности.

Все методы научного познания делятся на следующие основные группы:

1. философские (диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика…)

2. общенаучные

3. частнонаучные.

2. К общенаучным относятся методы эмпирического и теоретического познания, общелогические методы и приемы исследования.

Методы эмпирического исследования: эксперимент, наблюдение.

Методы теоретического познания:

1. формализация – отображение содержательного знания в знаково-символьном виде с целью его однозначного понимания;

2. аксиоматический метод – построение научной теории, в основе которой некоторые аксиомы, из которых затем логическим путем выводятся остальные утверждения;

3. гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводится утверждение об эмпирических фактах;

4. восхождение от абстрактного к конкретному – движение от исходной абстракции через углубление и расширение знания к целостному воспроизведению теории исследуемого предмета;

5. прагматический метод – определение средств исходя из поставленных целей, согласующихся с определенными ценностями;

6. описательные методы – используются, когда неприемлемы другие вышеуказанные методы, изучаемые явления описываются вербально, графически, схематически, символически.

Общелогические методы и приемы исследования:

1) Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части.

2) Синтез – объединение многообразного в органическое единое целое.

3) Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления и выделение интересующих свойств.

4) Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов.

5) Идеализация – образование абстрактных идеализированных объектов, не существующих в действительности («точка», «абсолютно твердое тело», абсолютно черное тело, идеальный студент и т.п.). Идеализация позволяет выразить одинаковость элементов класса.

6) Индукция

7) Дедукция

8) Аналогия – например, объект А обладает признаками а, в, с, д, объект В обладает признаками а, в, с, следовательно объект В возможно обладает и признаком д. Такое умозаключение носит вероятностный характер.

9) Моделирование – воспроизведение характеристик объекта на другом объекте – моделе, который представляет собой аналог оригинала или его части. Моделирование может быть математическое, компьютерное, предметное и т.д.

10) вероятностно-статистические методы – вскрытие законов, проявляющихся в массе случаев, пробиваясь через случайные факторы.

11) системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых – рассмотрение объектов познания как систем взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Помимо общенаучных методов существует масса частнонаучных методов познания, т.е. находящих применение в отдельных научных областях. Например, идиографический метод – описание индивидуальных особенностей исторических событий; интроспекция – самонаблюдение; эмпатия – вживание в психологический мир другого; тестирование, проективные методы и т.д.

Т. о. в науке функционирует сложная целостная динамическая субординированная система многообразных методов научного познания разных уровней и сфер применения.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.