Лекция 12. Философская антропология — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Лекция 12. Философская антропология

2017-11-28 190
Лекция 12. Философская антропология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философская антропология – учение о человеке. Философия с древности интересовалась человеком. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, а Дидро называл его разумным центром Вселенной.

 

1. Человек как центральная философская проблема. Философия о природе человека.

2. Психические функции человека. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.

3. Язык как способ существования сознания. Основные функции языка.

4. Биологическое и социальное в человеке. Человек. Индивид. Личность.

 

1. Человек как центральная философская проблема. Философия о природе человека.

Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует возможности и природу человека, изучает сочетание в нем биологического и социального, рассматривает структуру психики и личности человека и многое другое.

Первый вопрос, возникший в философской антропологии: что же такое человек? Как мы не раз отмечали, кажущиеся на первый взгляд простыми и очевидными понятия и вопросы на самом деле на поверку оказываются наиболее трудно определимыми, стоит только задуматься над ними. Что же такое человек?

Философы античности рассматривали человека как микрокосмос. Человеческое и природное отождествлялось. Вся природа наделялась человеческими свойствами (анимизм – душой, гилозоизм – жизнью, антропологизм – очеловечивание (заяц-трус, дуб – сильный, мужественный и т.д.).

Существенным шагом вперед явилось понимание Платоном человека как соединения души и тела. По его учению, бестелесная душа принадлежит миру вечных идей, человек является временным носителем вечной души. В шутку Платон определял человека как «двуногое животное без перьев». Платону в шутку же друзья принесли ощипанного петуха и сказали: Вот тебе настоящий мужчина. Понятно, что такое определение не раскрывает сущности понятия человек.

Аристотель, напротив, настаивал на неразделимом единстве души и тела человека. Так уже античные философы выявили двойственную природу человека – человек есть единство духовного и телесного.

В средние века природа человека стала пониматься как состоящая из трех частей: тело – душа – дух. Дух – т.е. духовность, которая состоит в его обращении к Богу, реализующаяся в чувствах веры, надежды, любви.

В Новое время Декарт рассматривает единственным достоверным свидетельством человеческого существования его мышление. Спецификой человека признавался разум, мышление: человек разумный. В Новое время разум считался важнее сердца, разумный подход был главным идеалом, мы отмечали рационализм философии Нового времени. При этом считалось, что тело и душа не имеют ничего общего.

По И. Канту человек тройственен, он реализует единство трех способностей души – познавательной, чувственной и вожделеющей – т.е. функции желания.

И. Фихте писал, что понятие человек относится не к единичному человеку, ибо такового нельзя помыслить, а только к роду. Невозможно анализировать одного человека без общества, вне отношений с другими людьми.

К. Маркс определяющим, сущностным признаком человека считает трудовую деятельность. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры и в той же мере сам он формируется культурой. Общественное бытие определяет сознание человека. Воспитание формирует свойства личности.

Оригинальным как всегда является понимание человека философом Ф. Ницше. Его изобретение – сверхчеловек. Разум понимается как болезнь, омертвляющая человека. Главное в человеке, по Ницше, - лидерство, страсть, буйство фантазии, протест против послушания и любых проявлений слабости.

Ф.М. Достоевский справедливо отмечал, что «самое лучшее определение человека – это существо на двух ногах и неблагодарное».

В 20 веке продолжается поиск природы человека. Феноменолог Гуссерль видит ее в феноменологическом опыте его сознания. Экзистенциалисты обеспокоены индивидуальным существованием человека, которое на их взгляд должно быть свободным, но ответственным. Герменевтики считают, что истинность человека реализуется в его понимании мира, опыте и языке: человек – это существо понимающее.

Э. Фромм в работе «Психоанализ и религия» пишет «Самосознание, разум и воображение нарушили «гармонию» животного существования. Их появление превратило человека в аномалию, в каприз универсума. Человек – часть природы, он подчинен физическим законам и не способен изменить их; и все же он выходит за пределы природы. Он отдален, будучи частью; он бездомен и все же прикован к дому, в котором живет вместе с другими существами. Брошенный в этот мир в определенное место и время, он таким же случайным образом изгоняется из него, осознавая себя, он понимает свою беспомощность и ограниченность собственного существования. Он предвидит конец – смерть». «Дисгармония человеческого существования порождает потребности, выходящие далеко за пределы его животности. Эти потребности вызывают настоятельную нужду в восстановлении единства и равновесия между ним и остальной природой. Человек пытается воссоздать единство и равновесие прежде всего с помощью мышления, конструируя в сознании всеобъемлющую картину мира».

Согласно постмодернизму, человек – существо бунтующее в поисках возвышенного и избавления от удушающих оков однообразного, одномерного, скучного, коллективного, тоталитарного.

Если обобщить имеющиеся подходы к природе человека различных школ и направлений философии, то получается такое итоговое понимание человека в современной философии:

1. Человек одновременно и уникален, и универсален. Уникален – т.к. ему нет равных в природе, он, так называемый, венец природы. Хотя это сам человек так себя назвал. Человечество само может себя сколько угодно возвеличить – мы венец природы, разум мира, итог эволюции, сами возвеличиваем себя в своих же глазах – больше, кроме человека же этого никому не понять. А для природы он в общем-то выступает как разрушитель, как причина загрязнения и т.д. Для комара, например, человек – просто подходящая пища, ему нет дела до нашего сознания, нашей уникальности. Тот, кто не стоит на одном уровне развития или хотя бы поблизости, не в силах понять и оценить. Животному не осознать смысла вашей гениальной книги или ценности ювелирного шедевра. Здесь хочется привести аналогию с философией, студенты, не стоявшие рядом по уровню абстрактного мышления не способны понять мудрости философов и, считают, что если им не понятно, то это бессмысленно, как бред. Так же бессмысленна домашней собаке работа хозяина на компьютере или его разговор по телефону. Но хочется напомнить, что именно работой мозга отличаемся мы от животных, способностью мыслить, накапливать знания, поэтому можно сказать, что мы настолько люди, насколько способны мыслить, насколько много мы знаем.

Человек универсален – т.к. ничто ему не чуждо – ни космос, ни природа, ни животные инстинкты, ни возвышенные чувства – он связан со всем миром.

2. Человек – есть соотношение внутреннего и внешнего (интерналистского и экстерналистского). Духовный мир человека символизируется в различных формах его деятельности: игре, труде, художественном творчестве. Поэтому человек – существо социальное, общественное.

3. Каждый человек есть единство биологического, действующего, разумного, чувственного, рационального, этического.

4. Человек – существо историческое, он изучает прошлое и обеспокоен будущим.

5. На человеке лежит бремя ответственности перед самим собой и перед всем миром. Поэтому своей основной задачей он видит синтез гуманистических идеалов и следование им.

 

2. Психические функции человека. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.

Отличие человека от животного мира определяется его психикой. Зачатки психики есть и у животных. Психика животных инстинктивна, человека – осознанна. Высшие животные имеют лишь конкретное мышление, не способны мыслить абстрактно, им не доступны нулевые понятия, математические формулы и т.д. Они не способны формулировать проблемы и планировать будущее. Высоко развитой психикой обладает только человек. Сознание и самосознание – привилегия человека.

Природа психического своеобразна. Психика возникает в результате взаимодействия мозга с внешним миром посредством органов чувств. Психика не существует в виде предмета, ее нельзя сфотографировать или взвесить, психическое нематериально, т.е. идеально. Вместе с тем психика не может существовать без материального носителя – головного мозга. Причем конкретные психические функции соотносятся с конкретными отделами и структурами мозга. Левое полушарие головного мозга оперирует словами, знаками, правое полушарие – образами, оно же посылает вам сновидения. Однако между нейрофизиологическими и психическими процессами нет прямого соответствия, психические процессы не сводятся к нейрофизиологическим, не равны им. Психическое – это знаковое, символьное отображение человеком воспринимаемого им мира, опирающееся на психофизиологические процессы и структуры нервной системы.

Психика человека делится на три сферы: сознание, бессознательное и подсознательное.

Сознание – высший уровень психической активности человека, высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении и воспроизведении в идеальной форме действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Способом существования сознания являются знания.

Благодаря сознанию человек способен обобщать собственный опыт, иметь собственный источник информации, ориентироваться в настоящем, предвидеть и планировать будущее, деятельность человека приобретает целенаправленный характер, человек может заниматься творчеством.

Сознание – не является чем-то изначально данным человеческому младенцу, оно формируется посредством общения, языка и труда под влиянием семьи и общества и не остается чем-то неизменным на протяжении всей жизни – сознание находится, как и все в мире, в изменения (ничего нет – все только становится) в движении. Учитесь – и ваше сознание обогащается, развивается, обобщает жизненный опыт. И в историческом процессе сознание человека как вида также не стоит на месте (сознание первобытного человека, средневекового и современного).

Вообще человеку с рождения дается в ходе истории все больше, мы рождаемся – и нам в подарок, пожалуйста, весь мир с массой уже сделанного, открытого, изобретенного, пожалуйста, получите и пользуйтесь. Но как известно: кому многое дано, с того много и спросится: приходится изучить все, что сделано человечеством до вас, осмыслить и продолжить. Объем информации, который приходится осваивать человеку, постоянно возрастает, учителя бьют тревогу: у учеников возникают серьезные нервные перегрузки, стрессы и т.д.

Самосознание – осознание человеком своего собственного существования, себя как индивида, противостоящего окружающему миру (я у себя один). Мы знаем, что есть мир и есть я, отдельный от мира, знаем, что мы знаем и что мы не знаем, животным это не дано, они не выделяют себя из ситуации, не выделяет себя из окружающего мира, не рефлексируют, хотя уже у высокоразвитых обезьян, а также у дельфинов наблюдаются зачатки самосознания: шимпанзе, увидев в зеркале себя с пятном красной краски на голове - специально заранее исследователи наносили, начинают оттирать голову.

Но самосознание человека – это и оценка своего знания, качеств личности, общественного облика, интересов, возможностей, идеалов, поведения, положения в обществе, т.е. самооценка. Человек как личность самооценивающее существо, без этого практически невозможно самоопределиться в жизни, верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, оценивать свои мысли и знания. Верная самооценка поддерживает достоинство человека, дает ему нравственное удовлетворение, уверенность в себе, неадекватное отношение к себе ведет к внутреннему конфликту, доводящему до невротического состояния.

У разных людей разная степень самосознания, разное оно и в зависимости от ситуации: рефлексия (размышление личности о самой себе) может быть от самого общего мимолетного контроля над потоком мысли о внешних объектах, до углубленных размышлений над самим собой.

Сознание – явление психическое, но не все психические процессы находятся под контролем сознания.

Бессознательное – самый глубинный слой психики, это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы разума, безотчетных и не поддающихся контролю. Бессознательное определяет сознательную жизнь человека, его поступки, влечения к удовольствию и смерти. Человек не отдает себе отчета о содержании и природе бессознательных процессов.

К бессознательным явлениям относят различные эмоциональные состояния, творческое вдохновение, интуицию.

Одна из форм проявления бессознательного, например, сомнабулизм – лунатики, выход за пределы целеполагания.

Между бессознательным и сознанием есть переходное звено –подсознание. Примером подсознательного являются сновидения, гипноз, внушение.

Богатой сферой бессознательного является мир снов, с философской точки зрения сон выступает как временная потеря человеком чувства собственного бытия в мире.

Известно, что Менделеев увидел свою таблицу химических элементов во сне, Рафаэль увидел во сне образ Мадонны, Пушкин часто вскакивал и записывал приснившиеся ему стихи, Энштейн также отметил, что обобщение связей пространства и времени пришло ему во сне… Какой отсюда напрашивается вывод? Почему все это не снится нам? Потому что Менделеев долго и упорно работал над созданием таблицы, Рафаэль – над поиском образа, Пушкин занимался написанием стихов, а Энштейн изучением связей пространства и времени, а во сне мозг продолжает свою работу, происходит анализ и синтез полученной и выработанной за день информации, мозг как бы разбирает завалы, раскладывает по полочкам, приводит в порядок, и если есть некая неразрешенная задача – он поработает и над ней, вы сами часто замечали, должно быть, что задача, решение которой вечером вам не давалось, достаточно легко решалась утром, или вы просыпались с решением проблемы, не дававшейся вам накануне. Намного эффективнее поэтому, например, если вам надо выучить стихотворение, заставить себя, пусть уставшего, несколько раз прочитать и повторить его перед сном, а не оставлять это до утра. Утром вы расскажете его увереннее, чем это получалось у вас накануне – мозг поработал, пока вы спали. Отсюда и поговорка – утро вечера мудренее. Поэтому не стоит мистифицировать сны, они подсказывают нам пути и выходы не чудесным образом, а потому, что наш мозг и ночью их ищет, подключая при этом бессознательное, в том числе весь наш жизненный опыт. В снах сбываются и решаются многие желания и проблемы, не имеющие возможности быть решенными наяву, но гнетущие, беспокоящие нас изнутри – происходит компенсация, проблема, решившаяся во сне перестает быть такой мучительной, меньше нас беспокоит, поэтому во сне люди просят, например, прощения у ушедших родных, перед которыми чувствуют острую вину…

Значительную роль в усвоении природы бессознательного сыграло учение австрийского психолога и философа Зигмунда Фрейда.

Фрейд разделил психику на три пласта:

1. самый нижний и самый мощный пласт – «Оно» – находящееся за пределами сознания: прошлый опыт, влечения, страсти, неосознанные эмоции.

2. На фундаменте бессознательного установлен небольшой этаж сознательного – «Я».

3. Третий этаж – «Сверх – Я», находящееся над Я, выработанное историей человечества и существующее в системе науки, морали, искусства, культуры.

Фрейд считал, что бессознательное находится в конфликте с сознанием, которое его сдерживает в рамках моральных норм. В результате такого запрета энергия бессознательных влечений прорывается в виде неврозов, сновидений, ошибочных действий. Человек вытесняет неприемлемые мысли, переживания из сознания и тем самым загоняет их вглубь, в подсознательное, откуда они оказывают влияние на его поведение, травмируют психику. Потребность, не нашедшая разрядки ни прямым удовлетворением, ни в форме сублимации (т.е. трансформации в другую форму энергии – спорт, творчество, милосердие и т.п.), порождает нервную болезнь.

Возникает необходимость отметить такое аспект поведения человека как сознательностью. Что значит сознательный поступок? Поступок человека обладает определенным уровнем сознательности, т.к. он всегда есть выражение намерения, цели, предвосхищающих результат. Сознательность – неотъемлемое свойство душевно здоровой человеческой личности. Понимание последствий поступка отсутствует или бывает суженным у детей и душевнобольных.

Сознательность есть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей и характеризуется осознанием общественных последствий своей деятельности.

3. Язык как способ существования сознания. Основные функции языка.

Аристотель писал: «Один только человек из всех живых существ одарен речью». Действительно, у животных могут иметь место достаточно сложные системы сигнализации (у шимпанзе 32 звука, у дельфинов – еще больше), однако все они служат либо выражением голода, страха, либо указанием на местонахождение пищи, воды, либо призывом к совместным действиям, либо предупреждением об опасности. Т. е. язык животных не достигает полагания абстрактного смысла в качестве предмета общения, не отрывается от текущей ситуации, носит ситуативный характер.

Сущность языка заключается в его двух взаимосвязанных функциях:

1) язык служит средством общения

2) язык является орудием мышления.

3) Язык выполняет роль механизма социальной наследственности

Речь – это деятельность, процесс обмена мыслями, чувствами, целеполаганиями и т.п. при помощи языка. Язык – система содержательных, значимых форм, это форма символического бытия человека. (Символическое выражение в звуке и письме жизни человека).

Мысль приобретает свое выражение в языке, мышление и язык неразрывно связаны. Народная мудрость гласит: кто ясно думает – тот ясно излагает. При этом читающие и слушающие одно и тоже, вычитывают и выслушивают разное, т.к. необходимо извлечь мысли, выраженные в словах, а это осознание зависит от культуры человека. Взаимное понимание наступает лишь в том случае, когда в мозге слушающего возникают представления и мысли, которые высказывает говорящий. Этот принцип общения называется намекание, согласно нему мысль не передается в речи, а лишь индуцируется в сознании слушающего, приводя к неполному воспроизведению информации.

 

4. Биологическое и социальное в человеке. Человек. Индивид. Личность.

Согласно открытию итальянского ученого Д. Мараззити, изучавшей влюбленные пары, влюбленность вызывает изменение уровня тестостерона – полового гормона, ответственного за темперамент и агрессию. У женщин он в этот период возрастает, а у мужчин снижается, что очень сближает любящих. Но через два года уровень гормона приходит в норму.

При рассмотрении человека выстраивается следующая иерархическая последовательность понятий:

Человеческий организм - подчеркивается биологическое начало в человеке.

Человек - родовое биосоциальное существо.

Индивид – это отдельная особь высшего биологического вида Гомо сапиенс, отдельный член социальной общности.

Личность – индивид в аспекте его социальных качеств и психологических особенностей (мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценности, принципы, нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоциональная сфера и т.д.

Таким образом, высшей ступенью и наиболее содержательным понятием является понятие личности. Первобытный человек был человеком, но не был личностью. Личность – это общественно развитый человек. Он становится личностью только по мере создания социальной и мыслительной культуры и по мере своего индивидуального приобщения к ней. Ребенок не рождается личностью, он должен ею стать в процессе социализации (общение и деятельность).

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений. Личность – есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, социальных норм.

Личность может быть деформирована или разрушена в результате патологических процессов в человеческом организме, т.е. личность неразрывно связана с биологическим началом человека. В то же время необходимым обеспечением целостности личности является также и социальная среда, ее влияние может быть пагубным для личности. (разрушение личности в фашистских лагерях, в тюрьмах, в психиатрических лечебницах).

Каждая личность по-своему уникальна, с этим связано понятие индивидуальность. Познать личность другого полностью невозможно, настолько это сложный и богатый внутренний мир, но мы можем судить о нем по поступкам и высказываниям человека. Бердяев писал: «…личность человеческая более таинственна, чем мир», ее тайна «никому неизвестна до конца».

Мыслящее сознание личности делится на два типа: рассудок и разум. Рассудок – более низкая, чем разум, ступень логического понимания, житейское расчетливое мышление, отличающееся чувственной конкретностью и ориентированное на практическую пользу. Разум – высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями, ориентированное на более глубокое и полное знание истины.

Умный – значит хорошо мыслящий, глупым называют человека мыслящего примитивно, сумбурно, непоследовательно и беспорядочно. Гете, например, называл дураков самыми вредными из воров, потому что они одновременно похищают и время, и настроение. Паскаль писал: «Отчего это хромой человек нас не раздражает, а умственно хромающий раздражает? Оттого, что хромой осознает, что мы ходим прямо, а умственно хромающий утверждает, что не он, а мы хромаем; если бы не это, то мы питали бы к нему не гнев, а сожаление».

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.