ПОЗНАНИЕ. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИЛОСОФИИ — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ПОЗНАНИЕ. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИЛОСОФИИ



Многообразное отношение человека к миру включает познание, которое представляет собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний.

Знание – результат познавательной деятельности выраженный в идеальных образах и закреплённый в знаках языка.

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ:

  1. Обыденное – основано на повседневном опыте и здравом смысле.
  2. Художественное – чувственно-образное отображение действительности.
  3. Научное познание, основными чертами которого является системность, обоснованность, использование специальных методов познания.

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ:

  1. Его природа
  2. Отношение знания реальности
  3. Условие его истинности – предмет изучения гносеологии (теория познания).

ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА

Во все времена для философии традиционным являлся вопрос – познаваем ли мир, способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности. Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познать мир.

С разных позиций и по разному положительно решали этот вопрос Гегель, французские материалисты XVIII века, Фейербах, русские материалисты и философы марксисты – гносеологический оптимизм.

Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания – агностицизм.

Едва ли можно назвать философов, полностью отрицавших возможность познания мира, поэтому агностицизм можно определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Элемент агностицизма содержится у софистов. Протогор полагал, что знания о вещах изменчиво и текуче, поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и в противоположном образе. Поэтому в мире нет ни чего истинного, как и нет ничего ложного.

СКЕПТИЦИЗМ: философия софистов послужила непосредственным источником античного скептицизма. Один из представителей скептицизма считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому не мог предпочесть какое-либо знание о них. Софисты и скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность его общей значимости, отметив относительный характер знания, они игнорировали его относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Любая деятельность как форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта.



СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – носитель познавательной деятельности, источник активности, направленный на объект.

ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – то на что направлена познавательная деятельность субъекта познания.

НАПРИМЕР – планета Нептун, существующая как объективная реальность, со времени возникновения солнечной системы становится объектом познания лишь после её открытия в 1846 году. Субъектом познания является, прежде всего, индивид, поскольку именно он наделён сознанием, ощущением, восприятием, эмоциями, способностью оперировать образами. Он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Субъектом познания может быть коллектив, социальная группа, общество в целом. Субъект на уровне общества входит в различные экспериментальные установки, приборы, но они выступают как элемент системы – «субъект», они сами по себе.

Общество считается универсальным субъектом познания в том смысле, что в нём объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений. Вне общества нет, и не может быть никакого познания и практики. В тоже время общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность отдельных субъектов. В понятиях субъект-объект много относительного. Если что-то в первом отношении выступает как объект, в другом отношении – субъект и наоборот.

Студент А – есть субъект познания и в тоже время для субъекта Б - объект познания. Каждый человек способен сделать объектом познания самого себя, поскольку изучает свое поведение, чувства, мысли.

Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления.

Например:- сознание индивида – объект для психолога.

В разных философских учениях субъективные и объективные познания трактуются по разному. В материализме 18 века общество рассматривается как нечто существующее независимо от субъекта. А субъект – индивид, пассивно воспринимается обществом (СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ).



В идеалистических системах субъект выступал как активное творческое начало, под ним понималось индивидуальное сознание, которое творит. Объект в виде комбинаций ощущений (Беркли) или вне человеческий субъект (Вангог – мировой разум, который творит и познает действительность).

Познание рассматривается как взаимодействие субъективного и объективного, именно поэтому познавательная деятельность и её результат содержат в себе субъективное (зависит от субъективного), и объективное (определяется объектом и от субъективного не зависит).

Субъективная сторона познания обусловлена тем, что познающий субъект – это не абстрактный человек, а конкретный субъект, деятельность которого связана с определенными социальными отношениями, уровнем культуры.






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.005 с.