Философия Древней Греции, ее предпосылки и основные периоды в развитии, школы и течения. Значения древнегреческой философии. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Философия Древней Греции, ее предпосылки и основные периоды в развитии, школы и течения. Значения древнегреческой философии.

2017-11-28 520
Философия Древней Греции, ее предпосылки и основные периоды в развитии, школы и течения. Значения древнегреческой философии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Натурфилософия, ее основные идеи и представления. Понятие пантеизма.

Для философии эпоха Возрождения стала своеобразным переходным периодом – от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания. Для философов эпохи Возрождения Бог – есть и сама природа, единая и бесконечная, пронизанная высоким началом и одушевленная. Венец природы – человек, существо разумное, деятельное и могущественное. Вообще понятие Бога оставалось в центре внимания. Оно выполняло мистифицирующую функцию, когда Бог воспринимается как некое таинственное и загадочное существо, и интеллектуализирующую функцию, в основе которой лежали определенные успехи человека в познании окружающей среды и овладении ее силами. По мнению Кузанского, «Бог есть все» в этом и состоит сущность пантеизма как мировоззрения и познавательной установке. Телезио был сторонником познания природы с помощью органов чувств, и поэтому главной задачей натурфилософии является изучение природы и ее объяснение. Наибольшее развитии натурфилософии получилось в творчестве Джордано Бруно В философии Бруно главной была тема Бога и его отношение с окружающим миром. Учение мыслителя представляет собой последовательный пантеизм, который полагает, что Бог растворен в природе и придает ей единство и многообразие. Природу он воспринимал как живой организм. В этом смысле его философия может быть определена как гилогоизм, т.е учение о всеобщей одушевленности материи. В своем учении о Космосе, Бруно полагал, что Солнце есть не абсолютный, а всего лишь относительный центр мира, в котором мы существуем. Окружающий человека мир многообразен и бесконечен. Натурфилософия имела большое мировоззренческое и методологическое значение. С ее помощью происходила ломка теоцентризма и переход к научной картине мира, постепенное освобождение философии от пут средневековой теологии. Формой такого перехода стал пантеизм как компромисс между религией и наукой. В эту эпоху были заложены технологические, социальные и духовные предпосылки для осуществления научной картины и формирования рационалистической картины мира. Важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, т.е восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Эпоха Возрождения сконцентрировала свое внимание на теме Человека, его сущности и природе, смысле существования и признания в мире. К числу важнейших характеристик гуманистического антропоцентризма можно отнести: человек рассматривался как творец самого себя и господин над окружающей его природной средой; высоко оценивалась активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире; в эпоху Возрождения имел место культ красоты и духовности человека, посредством чего восстанавливалось самоценность, честь и достоинство. Гуманистический антропоцентризм имел ряд предпосылок: социальные (наличие городского населения, в среде которого формировалась светская культура с ее духом свободы и раскрепощенности индивида), экономические (зарождение капиталистического способа производства движущей силой которого является частная собственность), духовные (античная культура, в недрах которой имело место обращение к теме человека как уникальному явлению Космоса). Дух гуманизма проявил себя в таком явлении как утопический социализм – это течение общественной мысли было интеллектуальной реакцией на становление раннего капитализма, его острые социальные противоречия и проблемы. Значение эпохи Возрождения состояло в формировании мировоззрения, ориентированное на научное знание и носящее светский характер, преодолевалась теологическая, фантастическая картина мира, а новое мировоззрение делало центром мироощущения живого и деятельного человека. Философская мысль становилась более самостоятельной, опираясь на данные опыта и научные знания о мире.

 

Вопрос 24. Диалектика

Диалектика – это философская картина мира. Ее предметом является развитие, как тип специфических изменений, присущий материальному миру.

В философии употребляется понятие объективной диалектики - процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем материальном мире. Субъективная диалектика - это процесс познания, или логика (человеческое мышление).

Исторические формы диалектики:

В древнегреческой философии сложилась и существовала стихийная диалектика - первая историческая форма диалектической философии, которая была результатом простого созерцания окружающего мира философами того времени. Основателем диалектической традиции принято считать Гераклита. Философ считал, что природа представляет собой единое и неделимое целое («огонь», «мировой пожар») Мир состоит из противоположных начал, и все они взаимодействуют друг с другом; Всё течет, всё изменяется, - такова основная мысль Гераклита.

Платон и Аристотель стремились найти источники развития мира - в неких идеях или же форме, которая предшествует материи. Сократ изучал движение человеческого знания, и диалектика применялась им как метод спора со своими слушателями. Древние греки предпочитали воспринимать изменения в окружающем мире как вечное повторение всего того, что уже есть, т. е. как движение по кругу.

Диалектическая мысль существовала и в творчестве ряда мыслителей философии Средних веков. Так, П. Абеляр применял диалектику в качестве способа достижения истины путем обсуждения различных суждений. А. Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив в ней периоды детства, юности, зрелости, старости и смерти. Но в Средние века философская идея развития не могла получить убедительного обоснования, поскольку в обществе того времени социальные изменения происходили крайне медленно и были практически незаметны.

Диалектика в философии эпохи Возрождения и Нового времени развивалась такими известными мыслителями, как Д. Бруно, Н. Кузанский, Р. Декарт, Б. Спиноза. С позиций диалектического мышления они рассматривали развитие природы как великого целого, выделяли и анализировали в ней внутренние и внешние взаимосвязи и противоречия. Так, Кузанский рассматривал окружающий мир как единство конечного и бесконечного, огромную космическую машину.

Идеалистическая диалектика, характерная для классической немецкой философии. Во в сущем немецкие философы пытались найти и постигнуть многообразие и единство, закономерные связи мира как изменяющегося целого. Г. Гегель исходил из того, что источником всего сущего является абсолютная идея («мировой разум»), которая, развивая изнутри свое неисчерпаем содержание, воплощает себя в различных формах бытия (в природе, в обществе) и придает им духовное единство. В классической марксистской философии сформировалась материалистическая диалектика, которая считается третьей исторической формой диалектической философии. В марксизме идея развития была всесторонне применена к изучению общественных явлений, прежде всего, социально-классовых отношений, истории частной собственности и государства, различных эпох в развитии общества. Диалектика, как теория и метод, подчинялась целям обоснования коммунистической идеи, доказательству неизбежности становления в перспективе нового общества.

Для диалектики нашего времени в целом характерно восприятие мира как многомерной и многоуровневой, предельно сложной реальности.

Ее основная идея - идея развития всего сущего - явилась результатом не только глубокого интеллектуального созерцания окружающего мира, но и отражением в философии восходящего, т. е. прогрессивного развития человечества, науки и практики.

Диалектика, как система знаний, включает в себя основные принципы: 1) принцип связи всего со всем, 2) противоречивости всего сущего и 3) развития всего сущего. Во- Существуют понятия диалектики, в которых отражаются объективно существующие универсальные взаимосвязи мира, живой и многогранный процесс его развития. Например, понятие связь - это такое отношение между объектами, когда изменение в одном из них влечет за собой изменение в другом объекте. Взаимодействие - служит для обозначения процессов взаимного воздействия и влияния предметов друг на друга. Понятие противоречия фиксирует отношения единства, взаимодействия и борьбы между противоположными началами (противоположностями) в материальном мире и его вещах и др. Развитие - это движение, которое означает качественные изменения в предмете или материальной системе в целом. Ему присущи такие признаки, как необратимость и преемственность, т. е. неразрывная связь настоящего с прошлым.

Основные законы: 1.Закон единства и взаимодействия противоположностей (что является источником развития?): заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений(Как оно происходит?): Качество - единство важнейших необходимых свойств предмета, которые раскрывают его природу и внутреннюю определенность, отличают от других предметов. Количества указывает на степень развития свойств (качества) предмета. Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок". Например, что при прибавлении к молекуле кислорода всего лишь одного атома образуется озон как совершенно иное вещество с другими свойствами, вплоть до запаха. 3. Закон отрицания отрицания: отрицание - преодоление (вытеснение) старого новым, более совершенным и жизнеспособным. Заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. При этом должна быть преемственность, т.е. связь между прошлым и настоящим.

Основные идеи диалектики: во-первых, идея связи всего со всем, Во-вторых, это идея внутренней противоречивости мира как фундаментальный принцип и условие его существования. И в-третьих, идея развития всего существующего в этом мире. Связывая эти идеи воедино, можно сказать, что материальный мир не есть некая сумма независимых и уж те более обособленных друг от друга вещей, а представляет собой систему различных взаимодействий и процессов.

Диалектика и метафизика:

В истории философской мысли всегда существовала не только диалектика, но и ее противоположность, ею является метафизика. Вначале в Древней Греции метафизика выступала как философское учение о неких сверхчувственных («сверхфизических») сущностях, началах и причинах бытия, которые будто бы недоступны умозрительному постижению.

Расцвет классической метафизики пришелся на начало Нового времени - XVII-XVIII века. В это время, однако, она стала обретать иную, нежели ранее, роль - как недиалектический способ мышления, отрицающий всеобщие связи бытия и развитие в нем. Доминирование метафизики в философии было связано с преобладанием математики и механики в научном познаний. Предметы воспринимались как неизменные, раз и навсегда данные. Материальный мир представлялся как огромный механизм, статичный в основе своей, а человек - как машина, хотя и мыслящая. Мир рассматривался по частям, а не как единое целое. В XIX веке в связи с крупными достижениями в биологических (Т. Шванн, Ч. Дарвин и др.), исторических Ш. Гердер и др.) и иных науках метафизике были нанесены очень сильные удары. Выявилась великая взаимосвязь природы и общества, человека и окружающего мира, Материи и Духа.

Признаки метафизики

Метафизика воспринимает объект как простую (механическую) сумму частей, их набор, без учета сложной взаимосвязи между этими составными частями. Метафизика - это также одномерное (одностороннее) восприятие объекта, преувеличение или же преуменьшение в нем той или иной стороны. Само развитие понимается метафизиком лишь как простое уменьшение или же увеличение (прибавление) без изменения структуры и качества предмета. В таком случае движение представляется как обычное движение по кругу, не выходящее за его пределы. Метафизики противопоставляет старое и новое в развитии как якобы не связанные друг с другом генетически, т. е. по своему происхождению.

Диалектика - это система философского знания, в которой рассматриваются связи, взаимодействия, процесс развития в окружающем человека мире. В этом заключается ее огромное познавательное, мировоззренческое значение. Диалектика антропологична: она полагает, что мир всегда становится другим и, следовательно, в нем всегда будет место для человека.

 

Вопрос 26

Например, в Древнем Китае Конфуций воспринимал человека как часть социума (семья, государство, общество) и формулировал принципы взаимоотношений между ними. В философии индийского буддизма центром внимания стала тема страданий человека и поиск путей их преодоления. Древние мыслители рассуждали о мудрости как умении человека жить в согласии с окружающим миром, с другими людьми и с самим собой.

Наиболее глубокие идеи, касающиеся человека, были высказаны в философии Древней Греции. Известно, что в ту эпоху был распространен космоцентризм как тип философского мышления. Всё существующее воспринималось философией как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть, как Вселенная», «микрокосм». Он как бы погружен в этот Космос и существует по его законам. Древние мыслители подчеркивали, что по своим коренным характеристикам человек таков же, как и окружающий мир. Подлинное существование человека означает жить в согласии с этим миром, в чем и должна состоять подлинная мудрость. Сократ призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, определять свою нравственную и жизненную позицию.

Демокрит пытался обосновать свою идею происхождения человека естественным путем из звероподобного состояния. Аристотель особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «животное политическое» с разумной душой. Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности (мудрецы, воины и др.), определяемые качеством их души (чувственная, разумная и т. д.).

Древняя философия делала акцент не столько на внутреннем духовном мире человека, сколько на его взаимоотношениях с миром внешним (Космосом), и это в полной мере отвечало социальным запросам раннеклассового общества того времени.

В философии Средних веков господствовал теоцептризм как тип мировоззрения и образ мира. Человек рассматривался как существо тварное, созданное по образу и подобию своего Творца. И хотя человек и призван «владычествовать» над всеми иными живыми существами, в иерархии мира он все же находится несравненно ниже Бога как своего Создателя и Спасителя. Философия Средних веков большей мере, нежели древняя, обратила пристальное внимание на внутренний мир человека как особого рода существа.

Философия эпохи Возрождения переключила свой интерес с Бога на живого человека, сделав его предметом культа. Это было обусловлено утверждением антропоцентризма как специфического типа философского мировоззрения.

Философия и культура эпохи Возрождения с их духом титанизма утверждали идею величия и всемогущества человека, которому якобы всё дано и вей доступно. Природа для него - это, прежде всего, мастерская, он в ней умелый работник, - творец, способный создавать любые вещи и всесторонне развивать свои сущностные силы - дарования, способности, таланты. В целом же, для философской антропологии эпохи Возрождения было характерно постепенное противопоставление человека окружающему миру.

В философии Нового времени тема человека обрела иной аспект: он исследовался с позиций рационализма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, по определению Р. Декарта, - это «мыслящая вещь», существо разумное. Человек является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в нем - это способность к познавательной деятельности, реализуемая с помощью разума.

Рационалистическая антропология как бы подталкивала человека к решительному преобразованию мира общественных отношений, к их изменению в соответствии с интересами людей.

В классической немецкой философии как одном из важнейших течений Нового времени, проявил себя деятельностный подход к пониманию человека. Здесь он исследовался как существо духовное, творец истории и мира культуры (И. Канп, I'. Гегель, И. Фихте), т. е. субъект.

Своеобразием отличались взгляды на человека у Л. Фейербаха. Он определял человека как высший предмет философии и естественных наук. Хотя человек и есть самое яркое проявление жизненной силы природы, но он являет собой все же порабощенное внешним миром существо, и потому - несвободное. В такой теорети-ческой позиции Фейербаха, именуемой антропологическим материализмом, нашла свое воплощение идея необходимости преобразования социального мира на человеческих, т. е. разумных и справедливых началах.

Классический марксизм XIX века рассматривал человека в контексте всей совокупности общественных отношений и истории человечества. Человек - это автор, режиссер и актер собственной драмы и судьбы. Человек универсален, т.е. всесторонен и богат, с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности.

Большой интерес к теме человека имел место и в зарубежной философии конца XIX и XX веков. Философия обратилась, прежде всего, к духовному миру человека, к сложным состояниям его сознания. Это нашло свое выражение, например, в иррациональной трактовке человека в «философии жизни» Ф. Ницше, который развивал учение о «сверхчеловеке». Австрийский ученый 3. Фрейд разработал психоаналитическую концепцию человека, изучив глубинные мотивы поведения и деятельности, обусловленные бессознательным началом.

В 20-х годах XX века в Германии возникло течение, названное философской антро-пологией (М. Шелер и др.), которое провозгласило задачу создания единой интегративной науки о человеке.

В 20-30-е годы XX столетия в Западной Европе сформировался экзистенциализм - «философия человеческого существования». Основной в этой философии стала тема существования одинокого человека в отчужденном («абсурдном») мире и соответствующие этой ситуации состояния его сознания («экзистенции»). Философы-экзистенциалисты (Ж. -Я. Сартр, А. Камю, К. Ясперс) учили, что человек - это существо, которое страдает от несовершенства «бездомного» мира.. У человека есть будущее, если он найдет в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир и делать его более человечным и совершенным.

Своеобразием отличается антропология в русской религиозной философии: будучи православной по своим духовным истокам и содержанию, она обращена, в первую очередь, к духовному миру человека. Главная проблема для нее - это усовершенствование человека, приближение его к идеалу. Человек - это живое противоречие, точка, в которой представлено всё сущее. Основными же в нем являются те духовные свойства, которые характеризуют его как образ и подобие Божье, соучастника процесса миротворения. Русская религиозная философия подчеркивает, что человек есть существо творческое, призванное созидать окружающую действительность.

Вопрос 27 (не весь…)

Человек- уникальное живое существо, разумное, способное к творчеству общественной жизни, к бесконечному саморазвитию и самовыражению

Человек-сущесвто многомерное, многоликоединое, форма бесконечного содержания. Многомерный человек-человек, воплощающий и несущий в себе бесконечное богатство Космоса.Природа человека- это система внутренне присущих ему признаков и характеристик(качеств), а сущность человека- это самое основное, основополагающее качество в нем. Природа и сущность образуют органическое биосоциальное единство. Важнейшей характеристикой человека является прямохождение, разумность, труд. Человеку свойственен коллективный образ жизни. Подлинной сущностью человека выступает его творческое начало. Творчество-это исток и основное содержание человеческой жизни. Быть творцом означает быть человеком. Являясь сущностью человека, его творческое начало социально обусловлено (сформировано в обществе и реализуется). По своей природе человек является активным, деятельным и целеустремленным существом. Деятельность в различных ее формах является способом существования человека в качестве человека. Понятие таланта и гения указывают на степень раскрытия в человеке его сущностных сил, творческих задатков. Гениальность- высшая степень творческой одаренности.

 

Вопрос 28. Как и всё живые существа, человек имеет собственную среду существования (мир бытия) как пространство его жизни. Это сама окружающая природа-естественная основа и условие бытия человека, дающая ему почти всё необходимое для этого. Среда существования человека включает и социальны мир, созданный и совершенствуемый самим человеком. Этот мир состоит не только из многочисленный искусственный предметов, он вбирает в себя разнообразные институты и отношения между людьми: семейные, экономич, социальные, идеологич и другие.

Бытие человека в мире имеет очень много проявлений, которые в философской антропологии называются феноменами. Они представляют тобой непосредственно данную антропологическую реальность, мир человеческого существования, в котором проявляется (и одноврем формируется) природа и сущность человека. Основополагающее значение для чел-ка имеют такие феномены его существования, как труд, свобода и творчество, борьба, игра, страдание, одиночество, любовь, смерть. Феномены образуют жизненный мир человека, создаваемый и переживаемый им, пока он существует в качестве человека.

Бытие чел-ка в потоке истории противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен, а значит счастлив или же не счастлив. Тема свободы традиционная для философии. Уже в глуб древности сформировался фатализм, утверждающий веру в предопределенность жизненного пути судьбой, роком. Напротив Эпикур выдвигал идею способности чел-ка выбирать свой жизненный путь, т.е. быть свободным в действиях. Свобода чел-ка рассматривается в творчестве едва ли не каждого философа любого историч времени.

Свобода – это самостоятельное распоряжение человеком самим собой, выбор жизненного пути и самоопределение в его рамках. Свобода предполагает возможность действовать, говоря словами Канта «по своему усмотрению».

Феномен творчества являет собой и проявление свободы, и ее орудие. Тв-во, как создание новой деятельности, есть признак любого человека, стремящегося к новой жизни. Тв-во это выстраивание человеком самого себя, определение своего отношения к миру, формирование своего жизненного пути.

 

Бытие человека в мире- невозможно представить себе без строения -боли человека, негативного физического и душевного состояния. Страдание возникает, поскольку жизненные стремления человека наталкиваются на те или иные препятствия, ограничения, что и вызывает боль, муку.

Тема страданий человека была обозначена уже в древней философии. Так, в индийском буддизме полагалось, что страдания возникают на почве желаний человека, жажды жизни, и их прекращение возможно лишь на путях духовного и нравственного совершенствования человека. Религиозная философия средних веков учила, что страдания появляются на почве осознания человеком своего несовершенства в сравнении с Богом. Человек страдает также, осознавая собственные прегрешсния, жизнь не по Богу. В Новое время философия раскрывала, в частности, социальную почву страданий, находя ее в несправедливых общественных отношениях, в эксплуатации человека человеком. Человек страдает от несвободы, от угнетения государством. Человек страдает и от одиночества – состояния оторванности от других людей.

В целях исчерпывающего познания своего объекта философская антропология применяет понятие смерти и бессметрия человека. Причем она понимает не только в физическом, но и в духовном смысле. Тема смерти и бессмертия является одной из самых древних в культуре человечества. Она находит различные формы своего решения — не только к философии, но и в религии, в естествознании, и философской поэзии, в устном народном творчестве и традициях общества. Смерть – всеобщий закон бытия: камни и растения, животные и люди — все рано или поздно умирает. Человеку в этой ситуации тяжелее всех, он, как мыслящее сущ-во, знает о предстоящей ему смерти. Вот почему мечта о бессмертии неразлучно сопровождает человека, едва он стал осознавать свою смертность. Эта мечта породила древнюю идею бессмертия души, христианскую веру в воскресение умерших, мечту об «эликсире жизни». Осознание своей смертности делает еще более мучительным размышление чел-ка над смысложизненным вопросом («Если мне предстоит умереть, то зачем в таком случае жить?»).

Надо понимать что смерть – это неизбежность, перед которой никто и ничто не сможет устоять. Она есть великое зло что отнимает у чел-ка самое ценное – жизнь. Это последняя точка в существовании чел-ка. Прожив всю жизнь, надо будет умереть, чтобы уступить дорогу новой жизни.

 

Философия насилия и ненасилия

 

В современной философии насилие рассматривают как общественно-историческую категорию, порожденную социальными условиями антагонистического общества. Оно возникло на определенном этапе исторического развития вместе с частной собственностью на средства производства, разделением общества на классы и образованием государственной машины. Сначала насилию в индустриальную эпоху подвергалась природа, затем оно было перенесено на общество в целом. У Маркса находится уже явное оправдание насилия как чисто социального явления, применимого в борьбе за социальный идеал угнетенного класса. Однако история показала, что оправдание насилия приводит к аморализму, оправдывающему разрушения, смерть и террористическую диктатуру, что следует рассматривать как негативное явление уже само по себе. Отсюда необходим второй методологический подход к насилию – как продукту человеческой природы (Гоббс, Ницше, Фрейд).

Насилие тем не менее признается неотъемлемым элементом общественных отношений и политической жизни современного общества. Насилие – это общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность. В этом определении подчеркивается социальный характер насилия, тот факт, что оно применяется во всех сферах общественной жизни – экономической, политической и духовной. Его субъектами и объектами могут быть отдельные личности, классы, группы людей, а также нации и государства. Социальное насилие можно условно подразделить на два вида: прямое насилие, которое сопровождается непосредственным применением силы (война, политические репрессии) и косвенное насилие (скрытое), когда непосредственное использование силы отсутствует (различные формы духовного, психологического давления, экономическая блокада) или когда существует только угроза применения силы (политическое давление). В социальной философии существуют, таким образом, две трактовки насилия: как общественного института и от-ношения и как проявления индивидуальной человеческой агрессии, иррационального биологического инстинкта.

В наше время проблему насилия трактует социальная этология (этология – это учение о поведении животных в естественной для них среде). В русле биологизации и психологизации насилия движется фрейдизм. Западная философия насилия стремится также представить это явление как абстрактно-этическое, не раскрывая его социальной природы. В этом русле насилие есть зло, причиняемое человеку, что это применение силы в отношении кого-либо, что это иррациональное действие, наносящее ущерб в той или иной форме, что это нарушение чьих-либо интересов и прав. Насилие, таким образом, рассматривается как негативное явление. Насилие рассматривается как препятствие действиям: оно имеет место тогда, когда создается препятствие для полной соматической или духовной реализации потенций человека. Привлекательность такого понимания насилия в том, что оно рассматривается как противоестественное поведение и явление, в отличие от биологизаторских трактовок.

Внутренняя агрессивность человека существует, однако есть и социальные условия, которые способствуют ее проявлению. Две ориентации имеются у человека – биофилия как любовь к жизни, добру и некрофилия как любовь к мертвому, механическому. Последняя расцветает в современном механизированном обществе и имеет своей основой конформизм и страх перед сложностью жизни. В любом случае история свидетельствует, что насилие препятствует подлинному прогрессу общества, стимулируя негативные проявления человеческой природы.

Нравственная апология насилия разворачивается в трудах Ницше и французского анархо-синдикалиста Жоржа Сореля. Более распространенной позицией является позиция частичного нравственного оправдания насилия в рамках общего отрицательного отношения к нему. Нравственная аргументация обосновывает здесь насилие как жертву во имя будущего, например, или как возможность предотвращения большего насилия и др. в случаях, когда насилие может служить благой цели.

Ненасилие как теория и практика возникает в нашем столетии (ХХ в.) и связано с именами Л. Толстого, М. Ганди и М.-Л.Кинга. Ненасилие – это постнасильственная стадия борьбы с социальной несправедливостью. Как общий этический принцип ненасилие выступает в качестве безусловного запрета на насилие. Как особая программа конкретной деятельности оно направлено на разрешении тех конфликтов, которые обычно решались с помощью нравственно разрешенного насилия. Из трех возможных реакций на воинственную несправедливость: покорность, насильственное сопротивление, ненасильственное сопротивление – ненасильственное сопротивление выше по уровню, предполагает большую душевную зрелость, чем та, которая предполагает насильственную реакцию или примирение с насилием. Ненасилие – это культурно-мировоззренческая модель оппозиции насилию в любых формах его проявления. Идеи ненасилия содержатся во всех религиях и культурах мира. Философские учения и религии Востока (индуизм, буддизм, даосизм) подчеркивают внутреннее преображение в результате освобождения от насилия. Западные религии и философия придают большее моральное значение внешнему освобождению и практическим делам.

Ненасилие – это не пассивность, а более высокая степень эффективности реакции на насилие.

 

 

Вопрос.

Понятие сознания выражает внутренний мир человека, духовные аспекты его существования в мире. Сознание – это философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека. Сознание представляет собой специфический и сверхсложный объект философского исследования. Ему не присущи характеристики чувственно воспринимаемой действительности, но оно есть существует и имеет смысл говорить о бытии сознания. Кроме материального мира существует мир сознания.

В истории философской мысли явление сознания трактовалось по разному. В философском идеализме (линия Платона) сознание – это некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся основой всего сущего. Дух первичен. Материализм (линия Демокрита) и естественные науки исходят из того, что сознание не есть дар бога. Оно закономерно следствием эволюции, постоянного усложнения материального мира. В ясно тощие сознание вторично.

Для решения вопроса о сущности сознания (что это такое?) философия и ввела в оборот понятие отражения. Оно помогает объяснить, как материя, неощущающая и неодушевленная стала то временем и материаей ощущающей и одушевленной. Понятие отражения – ключ к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию сущности и содержания. Наука считает, что отражение – это универсальное свойство материи и состоит в следующем.

Отражение представляет собой свойство материальных предметов, заключающееся в способности воспроизводить в ходе взаимодействия внешние признаки, содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки. Оно проявляется только в ходе взаимодействия материальных предметов.

Отражение существует в "неживой природе. Здееь оно носит пассивный характер и проявляется в виде изменений механических, физических и химических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Иначе говоря, на взаимодействующих предметах остаются следы друг друга. Напротив, отражение в живой природе обрело активный, а со временем - избирательный и даже целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже изменять среду своего обитания. '

Элементарное (механическое, физическое и химическое) отражение существует в неорганическом мире. Это, например, следы животных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, изменение цвета листьев в связи с наступлением осени, фотография и т.п.

Раздражимость как форма биологического отражения возникла вместе с появлением жизни в ее простых формах на уровне растений и одноклеточных животных. На основе этих предпосылок у животных развилась чувствительность как способность ощущать окружающий мир. Вот почему можно сказать, что раздражимость - это подход и переход к психике как качественно иной форме отражения материального мира.

-Психическое отражение (психика) сформировалось вместе с появлением центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которых и происходит это отражение. Здесь особую роль играет ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно важные для существования животных - форму, цвет, запах и другие. Ощущения возникают с помощью специальных органов чувств - зрения," слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные формы психического отражения - восприятие и представление. С их помощью психика уже способна сформировать целостный образ предмета и долгое время сохранять этот образ в памяти.

В рамках психического отражения возникает и так называемое опережающее отражение - способность предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития. Так, животные умеют предчувствовать грядущие события - наступление холода, приближение землетрясения. У человека это проявляется в форме гаданий и прогнозов, фантазий, «вещих» (пророческих) снов.

Психика животных есть их, говоря словами ИП Павлова, «первая сигнальная система». Она является основой так называемого «элементарного мышления» высших животных. Разумеется, слово «элементарный» в данном случае отнюдь не означает нечто простое, примитивное. Напротив, у некоторых высших животных (например, у дельфинов) имеется большой и совершенный мозг, свой язык и весьма «продуманные» реакции на конкретные ситуации. (Ф. Энгельс еще в прошлом веке отмечал, что животным, как и людям, присущи такие формы рассудочной деятельности, как индукция и дедукция). Это мышление («низший разум») и есть генетическая (слово «генезис» означает происхождение чего-либо) предпосылка возникновения сознания человека как социальной формы отр<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.