Философская мысль Древнего Китая. Основные философские школы Древнего Китая. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Философская мысль Древнего Китая. Основные философские школы Древнего Китая.

2017-11-28 625
Философская мысль Древнего Китая. Основные философские школы Древнего Китая. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности фил-й мысли Др.Китая: этапы становления,проблемное поле,основные категории.Первый этап (XII – VIII вв. до н.э.) -зарождение фил-х воззрений (предфилософия),кот-й характеризуется тесной связью с мифологией.В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.Литературно-историческими памятниками,в кот-х отразился этап древнекитайской предфилософии является «Пятикнижие».К этим книгам относятся: «Ши цзин» (Книга песен),«Шу цзин»(Книга истории),«Ли цзи» (книга обрядов), «Чунь цю» (летопись), «И цзин» (книга перемен).Комментарии к Книге перемен «И цзин», положили начало философии в Древнем Китае.Мифологическая модель мира базировалась на следующих двух идеях: 1. идея единства человека и мира – связь природных,социальных и нравственных явлений.Небо – судьба,первооснова,первопричина всего существующего. Возник и термин Поднебесная,ставший синонимом страны. 2. идея перемен,учение о действии противоположных сил – «ян» и «инь»(света и тьмы,напряжения и податливости, мужского и женского).Каждая вещь содержит в себе начала «инь» и «ян». На VI – III вв. до н.э. приходится расцвет фил-й мысли.Этот период называют «золотым веком» китайской фил-и, этапом «соперничества ста школ».Выделяются шесть основных школ древнекитайской философии: конфуцианство (школа служилых людей ), даосизм (школа сторонников учения о «Дао» и «дэ»),моизм, легизм (школа законников,фа-цзя),натурфилософская школа «инь-ян» и школа имен. Конфуцианство (Основатель-Конфуций).Главное сочинение Конфуция«Лунь-юй»(«Беседы и наставления).В центре социальной утопии,созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы — «благородный муж»,идеализированный облик правителя. 1. Обязательное качество — жэнь — гуманность.Слово жэнь переводится еще и как «человечность», «милосердие»,«доброта». 2. Обязательным качеством цзюнь-цзы является следование долгу.Долг — это нормы отношений между пятью парами социальных ролей:отца и сына,старшего и младшего братьев, мужа и жены,старшего и младшего,государя и подданного .3. Сяо — «сыновняя почтительность, благочестие и почитание старшего брата». 4. Ли —«правила», «ритуал». Ли включали в себя в широком смысле правила поведения на все случаи жизни. 5. Чжи —«разумность».«Благородному мужу» Конфуций противопоставляет «низкого человека». Даосизм. Основатель этой школы — Лао-цзы.«Дао-дэ цзин» —«Книга о Пути и добродетели»,ставшая главным каноном даосизма.Дао — «Путь». В даосизме Дао — это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения.Дао — это все и ничто.Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него. К ведущей даосской концепции относится также и концепция У вэй — Недеяния.У вэй — это отсутствие произвольной целеполагающей деятел-ти,не согласной с естественным миропорядком,основанной на спонтанности,беспредпосылочности Дао.На принципе Недеяния в даосской философии основывается совершенное правление. Легизм. Главным оппонентом конфуцианцев по вопросу о методах и формах государственного управления была школа фацзя, или легисты-законники.Легисты высказались за приоритет закона.Отправной точкой размышлений легистов было уверенность в изначально злой природе чел-а.Чел-к изначально стремится не к общему благу,а к личному.В чел-е преобладает эгоизм,а так как общество состоит из многих людей, то,следовательно,неизбежны столкновения разных эгоистический интересов.В такой ситуации единственной гармонизирующей и регулирующей силой могут выступать законы (фа) и указы императора (мин). Легизм - это фил-е обоснование сильной государственной власти,опирающейся,с одной стороны,на закон и насилие,с другой стороны, на армию,чиновничество и земельную аристократию.Специфика философии Древнего Китая:Философия в Китае играла исключительную роль,ибо именно она определяла специфику и систему ценностей китайской культуры и цивилизации,менталитет китайской нации.Духовные устремления китайских мыслителей направлены к практической жизни,государству и семье,к социальным явлениям.Фил-е знания в Древнем Китае неразрывно связаны с этикой и политикой.К особенностям древнекитайской фил-и следует отнести специфику иероглифического письма.Иероглифическая письменность определила афористический стиль фил-х текстов,метафоричность языка.Традиционализм,следование традициям – характерная черта китайской философии.

 

 

5.Философия Античного мира,ее периодизация и основные проблемы. Античная философия начинает складываться в VIIв. до н. э. Она формируется под влиянием восточных мифологических и филос. учений. Однако она от них отличается, т.к. является исторически первой попыткой сформировать рациональную картину мироздания.В развитии античной философии выделяют 4 этапа:1.Досократовский(VII-VI вв. дон.э.);2.Классический(V-IVвв. до н.э.);3.Эллинистический(III –I вв. до н.э.);

4.Римский(I в. до н.э.- 529 г. н.э.). Первой философской школой Древней Греции считается милетская школа (г. Милет, VI в. до н.э.).Ее основатель-Фалес считал началом всего воду. Анаксимандр называл словом «апейрон», т.е. «беспредельное». Последний крупный пред­ставитель милетской школы Анаксимен считал что все вещи происходят из воздуха либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо же путем охлаждения и сгу­щения. Пифагорейцы полагали, что «все есть чис­ло» и «самое мудрое есть число», числа рассматривались ими как принципы, причины и структуры вещей, как упорядочен­ные множества, как образы, по которым бог творил мир. Обособленно от школ философствовал Гераклит, в учении которого понятием явля­ется «логос», естественный порядок, закон, незримо правя­щий всем мирозданием. Вместе с тем логос еще и «огонь», живая энергия, приводящая все в движение и изменение. Логос также и слово, задающее порядок мысли. Важнейшая идея Гераклита — идея борьбы и единства противоположнос­тей. Все в мире состоит из противоположностей. Их борь­бой определяется сущность любой вещи и процесса. Элейская школа существовала в XI-X вв. дан. э. Главные ее представители — Парменид и Зенон. Парменид впервые попытался доказывать философские тезисы.Зенон сформу­лировал ряд задач или апорий, цель которых состояла в защи­те учения Парменида («Дихотомия», «Стрела», «Ахиллес»).Основатели античного атомизма- Левкипп и Демокрит.Для них «атом» (греч. atomos - не­делимый) есть «подлинное» бытие, а атомы существуют вечно и неизменно. Существует также и «небытие» — пусто­та, в которой движутся атомы. Атомы различаются формой, положением в пустоте, величиной.Софисты (от греч. sophistes — искус­ник, мудрец) завершили эволюцию досократического мыш­ления. Софисты утверждали, что благодаря их искусству можно доказать или опровергнуть все что угодно, т. е. для них нет незыблемых истин, все знания не абсолютны, а от­носительны (релятивны). Протагор как один из самых известных софистов считал допустимым высказывание различных, даже противоположных мнений о любой вещи. Самый знаменитый его тезис гласит: «Чело­век есть мера всех вещей, существующих, что они сущест­вуют, несуществующих же, что они не существуют». Другой видный софист Горгий, в отличие от Протагора, утверждавшего, что все истинно, считал, что все ложно.Софисты выступают предшественниками поворота гре­ческой философии от исследования природы к изучению че­л-ка. Классический период развития греческой философии определяется влиянием афинских философов - Сократа, Платона и Аристотеля.Сократ считал, что степень обос­нованности и приемлемости мнений и установлений выяв­ляется в процессе обсуждения, диалога. Метод «порожде­ния» все более обоснованных мнений Сократ называл сло­вами «майевтика» и «диалектика». Важнейший девиз для него — «Познай себя». В этике Сократ занимал позицию «этического рационализма», т. е. разумного обоснования этических норм. Наиболее известным учеником Сократа является Пла­тон. Учение об идеях является концептуальным ядром пла­тоновской философии. Идеи (эйдосы) - это прообразы, сущности и гипотезы вещей, предел, к которому веши стре­мятся в своем становлении, но сами эйдосы не вещи, и их невозможно воспринимать органами чувств. Идеи соотно­сятся между собой иерархически, т. е. одни идеи логически подчинены другим, а высшая среди них - идея блага. Чело­век способен постигать идеи в их единстве и раздельности благодаря диалектике, которой Платон называл умение ста­вить вопросы и давать ответы, различать и обобщать.Аристотель вслед за Сократом и Платоном продолжал отстаивать принципы философского рационализма, признавал, что сущности вещей неизменны и независимы от человеческой субъективности. Сущ. вещи — это то, что сохраняется, остается тождественным себе, несмотря на видимые вариации, возникновение и уничтожение вещей. Сущ. вещи, по Аристотелю, - это ее форма, причем форма, принимаемая некоторой мате­рией. Под материей Аристотель понимает не какое-то оп­ределенное вещество, а нечто могущее стать чем-то, иначе говоря, материя есть потенция, возможность для осущест­вления некоторой формы.Аристотель не только разработал свою концепцию основ сущего, но создал логику как науку о формах правильного мышления, позволяющую разоблачать непреднамеренные ошибки в умозаключениях или предна­меренный софистический обман.Софистике Аристотель противопоставил доказательное знание.Развитие идей Сократа происходило и в рамках так на­зываемых сократических школ. К их числу относятся кини­ки, киренаики, мегарики и элихо-эретрийцы. Если Платон и Аристотель восприняли у Сократа стремление защищать дух греческой рациональности, законности и: государствен­ности, то другие «ученики»Сократа, стали исповедовать дух индивидуальной свободы, отрицающей «условности» обще­ственной жизни.В рамках философии эллинизма выступала антропологическая проблема(проблема человека).Эпикур-основатель эпикурейской философии. Предмет философии эпикурейцев – человек. Высшая цель- достижение удовольствия.Эпикур считал, что «нельзя жить приятно,не живя разумно,нравственно и справедливо».Другое авторитетное направление этого этапа – стоицизм (основатель – Зенон Элейский). Общее требование для всех стоиков – человек должен жить в соответствии с законами природы. Цель жизни стоиков – достижение счастья.И завершает античную философию римский этап, где единственной отчетливо материалистической философией был эпикуреизм. Выдающийся его представитель – Тит Лукреций Кар–один из величайших поэтов античного Рима, первым ввел в обиход термин «материя». Его труд – «О природе вещей», где он отстаивает материалистические позиции. Мыслитель утверждает, что всё органическое произошло из неорганической материи, а более сложные органические виды из простейших.Годом завершения античной философской мысли считают 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл в Афинах знаменитую Академию Платона.

6. Истоки и идейные основы средневековой фил-и… В европейской истории Средневековье хронологически охватывает 4-14вв.Однако в отличии от истории Средних веков истоки средн-й фил-и усматриваются уже в дохристианском периоде.Средневековая фил-я–фил-я западноевропейского феодального общества,развивавшаяся в эпоху от крушения Римской империи(5в.)до возникновения ранних форм капиталистического общества(14-15вв.).Падение античного рабовладельческого общества сопровождалось упадком фил-и античности.Фил-е наследие было утрачено и оставалось до вк. 12в.неизвестным ученым Западной Европы.Господствующей идеологией стала религиозная школа,просвещение перешли в руки церкви, догмы которой лежали в основе всех представлений о природе,мире и чел-е.Развитие школ(светских и духовных)поставило перед фил-й задачу помочь церкви в фил-м объяснении и даже обосновании догматов веры. Фил-я на несколько веков стала “слугой богословия”.В фил-и средних веков условно можно выделить два этапа: 1. этап патристики (2-4 вв.) (pater – отец) учение основоположников(«отцов церкви»),утверждавших в 2-4 вв. догмы христианства и стремившихся при этом приспособить философию эллинизма(неоплатонизм)для обоснования христианского вероучения.Представитель– Аврелий Августин. 2.этап схоластики (11-14 вв.)(shoal – школа) отвлеченно-догматический способ мышления,опирающийся на авторитет канонизированных богословских текстов.Представитель–Фома Аквинский. Особенности средневековой философии:1. теоцентризм–Бог является предметом познания и дарует возможность познания себя верующему в него. 2. креаценонизм-мир в целом рассматривается как непосредственно созданный Богом. 3. провиденциолизм-везде и во всем божественное проведение. 4. богооткровенность. 5. традиционализм .6. спор двух школ-номинализма и рационализма-вступившие в борьбу м/д собой учения реализма и номинализма. Проблема универсалий (общих понятий)– проблема общего и единичного .Реализм:универсалии существуют реально и до вещей. До значит независимо от вещей,т.к. вещи сотворены Богом.Реализм фактически продолжал линию Платона в решении? о соотн-ии понятия и объект-о мира,общего и ед-го (Фома Аквинский).Номинализм:универсалии не существуют реально,а являются лишь именами.Сначала мы знакомимся с вещами,а затем обозначаем их общим именем (универсалией).Виднейшими номиналистами в 11-14вв.были Росцелин,Дунс,Скотт,Оккам. Концептуализм – промежуточная позиция между реализмом и номинализмом.

7. Осн-е проблемы фил-и Возрождения… Соц.-эк.изменения к.15-нач.16в.привели к возникновению довольно многочисленного слоя буржуазной интеллигенции.Если до этого ученые и фил-ы были под влиянием церкви,то теперь оно ослабевало.В данный период возникла новая культура,получившая название гуманизма,к-ый означал светскую образованность..Гуманисты противо-поставляли светские науки церковно-схоласт.учености.Особенность ранней буржуазной культуры закл.в широком использовании антич.культ.наследия.Антич.культура была ближе и понятнее нарождающейся буржуазии,чем культура феод.общ-ва.Знач-е антич-о культ-о наследия было столь велико,что вся эпоха получила название эпохи Возр-я,т.е. произошло восстановление мн.сторон богатой антич.куль-туры после более чем тысячелетнего забвения.Для развития материалист.мировозз-я еще большее знач-е имело появление натурфил-и-учения о природе,свободного от под-чинения теологии.Она отождествляла Бога с природой,не отрицая его существ-я.Огромное знач-е для становления и развития новых материалист.взглядов и идей этого периода имели естественнонауч. труды пантеиста Кузанского,мат-ка и астронома Коперника,Бруно,Винчи,Галилея и мн.др.По выражению Энгельса,"эпоха,к-ая нуждалась в титанах и к-ая породила титанов по силе мысли,страсти и хар-ру...".Источниками ф-и Возр-я:ф-я Платона и Аристотеля,средневек.ереси,к-ые расшатывали церковную догматику,восточная ф-я с ее материалистич. тенденциями.Мыслители Возр-я стремились объяснить сущ-е единого бесконечного материального мира из него самого,незавимо от внеш.потусторонней силы-божества,понимая его как мир,подчиняющийся единому з-ну причинно-следственной связи.Кардано,Кампанелла,Бруно продолжили материалист. линию в ф-и,находясь под воздей-ем успехов естеств.наук и антич.фил.традиции.1ую-атомистическую-концепцию раз-вивали приверженцы эпикуреизма:.Монтень,Шаррон, Галилей.2ую-пантеистическую-концепциюКардано,Кузанский,Бруно.В этой концепции выдвигалась на 1ый план идея единого бытия,из к-ой выводилась множественность вещей материального мира.?о движении и его источниках решался большинством фил-ов Возр-я стихийно-диалектически:они рассм-ли движущую силу как неотделимое от материи разумное начало.Осн.тенденции теории позн-я в гносеологии:опыт,чувственность,разум.Нек-ые пред-ли фил. мысли Возр-я вносили в теорию позн-я моменты скепти-цизма,к-ый был направлен против"абсолютных истин",выдвигаемых теологией,и не ставил под сомнение способность чел-а познавать окруж.мир.Гносеологическим и натурфилософским концепциям мыслителей Возр-я были внутренне присущи элементы диалектики.Теория позн-я была тесно связана с этикой,к-ая была боевой,направленной против отживших идеалов феодализма.В эпоху Возр-я появились и 1ые социалист.утопии.В большей или меньшей мере они отражали стихийный протест крестьянских масс и городской бедноты,поднимавшихся на восстания,порой перераставшие в крестьянские войны.В сфере эстетической мысли того времени мы не находим законченных систем.Общая тенденция намечалась в пользу секуляризации искусства.Возродилась антич.теория подражания.Объективность искусства сближается с наукой.Передовые фил.идеи,составляющие ядро мировозз-я эпохи Возр-я,нанесли серьезный удар по средневек.феод.-клерикальной идеологии и расчистили путь науч.знанию,подготовили становление метофиз.материализма 17-18вв.

8.Период Нового времени (Ф.Бэкон,Р.Декарт) по своему содержанию представлял переход от феодализма к капитализму. Это был период первых бурж.революций, коренных изменений в технике и технологии, возникновения промышленного производства. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, т.к. мануфактура базировалась на разделении труда.Разделение труда вызвало потребность в рационализации производственных процессов, тем самым в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать. Культура Нового времени ставила разум исключительно высоко. Таким образом, возник своеобразный культ разума и в первую очередь это культ научного разума, т.е. уверенность в безграничных возможностях науки. Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослабление влияния церкви вызвали новую ориентацию философии. Если в средние века она в союзе с богословием, религией, а в Возрождении – с искусством, гуманитарным знанием, то теперь она опиралась на науку.Для философии Нового времени принципиальное значение имела проблема обоснования метода научного познания. Она проявилась в полемике между двумя направлениями: эмпиризмом(признает чувственный опыт как единственный источник знаний)и рационализмом (на первый план логическое обоснование науки, разум – источник познания и критерий его истинности). Родоначальник эмпиризма Френсис Бэкон. Для него опыт яв-ся источником подлинного знания.2вида опытов: плодоносные (приносят пользу человеку) и светоносные (расширяющие и углубляющие наши знания о природе). Наука, по Бэкону, состоит в применении рационал-о метода к чувств-м данным. Индукция,анализ,наблюдение,эксперимент – главные методы науки. Бэкон считает, что задача науки – увеличение власти человека над природой. Чтобы подчинить природу, человек изучает ее законы и научно использует свое знание в реальной практике.Именно ему принадлежит афоризм знание – сила. Также Бэкон предложил типологию заблуждений человеческого ума:1.идолы рода.Человек судит о мире по аналогии с собственными свойствами.2.идолы пещеры. Субъективные предпочтения, симпатии, антипатии ученых.3.идолы рынка. Общение между людьми посредством слов, но во многих случаях значения слов были основаны на случайном впечатлении от этого предмета. 4.идолы театра порождаются некритически усвоенными ложными мнениями. Рационализм. Основоположник:Рене Декарт: прежняя наука выглядит как древний город с его внеплановыми постройками. Новая наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода. Декарт уверен, что применение метода сулит человечеству неведомые прежде возможности. В работе «Рассуждение о методе» разработал свой метод познания, согласно которому научное познание начинается с сомнения. Ему должны быть подвергнуты основы человеческого познания – существование мира и самого познающего субъекта. Декарт:»мыслю, следовательно, существую».

9.Фил-я мысль эпохи Просвещения… В нач.18в.в Европе зародилось Просвещ-е -идейное тече-ние,связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма. Из предшествующих эпох Просв-ем была унаследована фундаментальная идея европ. мыслителей- идея переустройства жизни на разумных началах. Это переустройство понимается как рез-т распространения в общ-ве полож.,практ.полезных зн-й.Особое внимание уделялось правителям,т.к.просвещен-ные монархи Европы должны были внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих гос-в.Поск-ку же нов. зн-я противоречили христ.вероучению,то свою гл.задачу просветители видели в борьбе с религ.догматами,прини-маемые на веру,без опытного-рационального обоснования.Особенно сильно заявило о себе Просв-е во Фр-и.Наиб.яркая фигура- Вольтер. Творчески восприняв учения Локка и Ньютона,В.пришел к пониманию ф-и как действенного орудия разума в борьбе против неразумного,отжившего свой век общ-ва. Руссо -один из наиб.влият.идеологов Пр-я.1-ый,кто указал на противореч-й хар-р обществ-о прогресса.В трактате«Об общ-м договоре»ф-ф разраб-л концепцию такой орган-ии общ-ва,к-ая предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отн-я,равенство всех лиц и признание ими осн-х з-ов.Обосновал право народа на восстание против деспотической власти. Новое время. Давая высокую оценку декартовс-у математич-у методу рассуждения, Томас Гоббс вместе с тем не был согласен с ним в вопросе относительно его обоснования.Основания математики и матем-х рассуждений англ-й маслитель пытается найти в опыте.Наиболее значимой в историч-м аспекте явл-тся социал-я фил-я Гоббса.Маслитель предложил новое понимание возникновения и функционирования государства.Гоббс отталкивался от идеи»естественного сознания общества»- войны всех против всех. Эта война вытекает из абсолютной свободы каждого индивида.Отсюда Гоббс выводил необходимость «Левиафана»,или земного бога людей,-государства.Другим видным представителем анг-й эмпирич-й традиции был Джон Локк. Его историч-я заслуга состояла в развёрнутой критике декартовой теории врождённых идей и в разработке материалист-й гносеологии. Главное фил-е произ-е Локка «Опыт о чел-м разумении» оказало огромное воздействие на развитие фил-й мысли и естествознания.Социал-о-полит-й процесс Локк рассматривал как развитие человеч-ва от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления. В естественном состоянии люди свободны,равны,поступают по «естественному праву»,следуя законам природы,кот-е даны Богом.

10.Материализм франц-х просветителей(К.Гельвеций,П.Гольбах,Ж.Ламетри)18в. Материализм (от лат. Materialis— вещественный), филос. направление, к-рое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания,что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание вечно, что сознание, мышление— свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. М. противоположен идеализму; их борьба составляет содержание ист. филос. процесса. Философия 18 в. связана с утверждением в Европе буржуазных отношений. Крупнейшие философы 18 в. — Ламетри (1709-51, фил. и врач, первым во Фран. дал последоват. изложение системы механистич. материализма и сенсуализма).В соч. «Человек-машина» (1741) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму), Гольбах (1723-89).Крупнейший систематизатор взглядов франц. материалистов 18в.В объяснении общ. явлений отстаивал материалист. положение о формулирующей роли среды по отношению к личности.Дидро (1713-84. писатель, идеолог рев. франц. буржуазии 18в), Гельвеций (1715-71) (материалисты). Общая идея эпохи— принципы демократии. У просветителей был мировоззренческий материализм (идея всесильного разума), социальный оптимизм (идея общественного прогресса). Французское просвещение характеризуется идеализмом, непримиримым антиклерикализмом (борьба с церковью). Французские просветители своими идеями подготовили французскую буржуазную революцию. Французские материалисты продолжали линию, заложенную во Франции Декартом (природа— стройная механическая система, человеческое тело — сложная машина). Для французских материалистов природа— самодостаточная сущность. В природе имеет место непрерывный круговорот вещества, движения и силы.Для французских материалистов природа, Вселенная и материя— синонимы.Эти материалисты — представители воинственного атеизма. Человек рассматривался как неотъемлемая частица природы. В теории познания материалисты продолжали линию гносеологического сенсуализма (познания нам дают органы чувств). Основные сочинения Лосметри— «Человек— машина». Разум — способность комбинировать ощущения. Познание — это пассивное копирование реальности с помощью органов чувств. Материализм во Франции был механическим (законы механики— законы которым всё подчиняется). В своём учении об обществе французские материалисты «скатывались» на позицию идеализма— разумная организация жизни возможна на основе внесения в общество законов.Развивается идея общественного прогресса (неуклонного развития человеческого разума). В Англии просвещение было представлено Локком. Крупнейшие представители немецкого просвещения — Шиллер и другие.

12.Диалектическая филос-я Г.Гегеля. Крупнейшим представителем немецкой классической ф-и был Г.Гегель(Новое время).Подлинной исторической заслугой немецкого философа явл-тся разработка диалектического метода.Гегель развил глубокие мысли о движении,о переходе количест-х изменений в качеств-е и обратно,о противоречии как источнике развития,об отрицании,о развитии от низшего к высшему не по прямой,а по спирали.Он разработал и сформулировал осн-е законы диалектики.Диалектика-понимание мира и своеобразный способ мышления.Но диалектика Гегеля не быладиалектикой объективной действител-ти.Её законы и категории философ выводил не из природы и челов-й истории,а умозрительно,навязывая их природе и общ-ву в качестве законов чистого мышления.Именно поэтому Гегелем нередко высказывались абсурдные мысли,например,о развитии природы в пространстве,а не во времени или о завершении историч-о движения познания его филос-й системой.Вместе с тем пафос фил-и Гегеля состоит в признании разумности мира.Гегель провозгласил:»Всё действительное-разумно,всё разумное-действительно».,имея в виду,что разумен не результат развития,а само развитие,включающее в себя и свой результат.Несовершенство мира,таким образом,должно быть преодолено разумом.

13.Антропологич-й материализм Л.Фейербаха – критик религии и идеализма, материалист. Осн. Труды: «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего». Антропологизм. Человек - не дух, а природное, биологическое существо. Человек- единство Я и ТЫ, мужчины и женщины. За исходный пункт своего учения принимает живого человека.Новая философия опирается на достижение естествознания. Природа - основа всего сущего. Фейербах отвергает идеалистическое учение о приоритете, первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что
сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи.Человек понимался им преимущественно как физиологическое,биологическое, а не как общественное существо. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире,отвергая учение о диалектике. В этом заключался один из крупных недостатков в его воззрениях. Концепция «Разумного эгоизма» - человеку достаточно лишь осознать свою независимость от других людей, чтобы понять, что реализация его личного стремления к счастью связана с необходимостью способствовать осуществлению таких же желаний у других.

14.Осн-е характеристики классич-й и неклассич-й фил-и. Осн-епринципы классич-й фил-и,временные рамки кот-х дотируются Эпохой Возрождения и последней третью в 13в.: 1.Культ разума,т.е.вера в возможность переустройства жизни на его началах,апогея(вершин)влияния данного представления класс.фил-и,немецкая класс.фил-я ;2. Доминирование идеалов свободы,равенства,братства,социал-я фил-я.Апогеи фил-и французс-х материалистов и в практич-м плане Французс-я буржуазная революция; 3. Вера в прогресс на основе знания и науки.Ориентация на просвещение масс и на этой основе на демократию. Обобщающая характ-ка осн-х принципов класс-й фил-и. В мире царит скрытый разумный порядок,открыть его в принципе доступно человеч-у уму и на этой основе решить не только гносиологич-е проблемы но и вопросы связанные с верой,религией,Богом .(Карл Маркс,Фридрих Энгельс,Людвиг Фейербах,Артур Шопенгауэр,Зигмунт Фрейд и др.(класс.фил-я)). Прямопротивоположных ориентаций в фил-и придерживаются представители направлений неклас-й фил-и. Фил-я жизни и различные иррационалистич-е мистич-е течения.В этих течениях акцентируется значение неррационал-х элементов индивидуал-й и коллективной психики,а именно:бессознательность инстинктов,воли,страха,обосновывались писимистич-е ориентации относительно социал-х идеалов класс-й фил-и,а также значение идеи прогресса в виду их явных противоречивостей практич-й жизни.В качестве её достижений можно отметить достаточно обоснованную трактовку единства чел-й деятел-ти рациональных и нерациональных компонентов.Например:практика марксизма сознател-о и бессознател-о филос-о психоанализа и в более поздних направлениях,где учитывалось единство рационал-х и первичных в частности интуитивных факторов в научных и технич-х творчествах .(Фридрих Ницше, В.Дильтей,А.Бергсон, Г. Зиммель).

 

 

15.Социал-о-эконом-е и идейные предпосылки фил-и марксизма…Социально-экономические предпосылки:крушение феодализма и быстрое развитие капитализма в ряде стран Западной Европы и в Северной Америке,промышленный переворот,обострение общественных противоречий,нарастанием конфликта между трудом и капиталом.Появление самостоятельной общественной силы-рабочего класса. Общее бытие –реальный процесс в жизни людей,соц-я материя,кот-я отражает общественное сознание. Общ. сознание -осознанное общ. бытие,кот-е имеет по отношению к нему относит-ю самостоятельность. Способ производства – единство производящих сил и производственный отношений. Производящие силы –орудие труда, его ср-ва, условия и сами люди,кот-е имеют определенную квалификацию и опыт. Произв-е отношения -отношения между людьми в процессе пр-ва ( в Предисловии к «Критике политич-й экономии»). Идейные предпосылки: немецкая классическая философия, классическая английская политическая экономия и французский утопический социализм.Именно в них состояли идейные истоки марксизма,под влиянием кот-х и сформировались три его составных части, в том числе марксистское экономическое учение.Унаследовав ряд важнейших положений классической школы,марксизм вместе с тем критически переработал ее идейно теоретическое наследие используя его научные элементы и отбрасывая ненаучные и незрелые положения и выводы. Гл.фил.идея:материалистическое понимание истории.Ее обоснование К.Маркс дал в Предисловии к «Критике пол.экономии»,впервые введя в науч.обиход такие фил-социолог.понятия,как"производ.силы", "про-изв.отн-я","базис",«соц.рев-ция".Особого вним-я заслуж-ет осуществл-я Марксом анализ природы товара,в рез-те к-го была опред-на суть диалектики прир.и соц.в вещи.М выявил противоречивость соотн-я прир.и соц. хар-к товаров.При этом он развенчал представление,хар-ое для боль-ва предшеств.экон-ов,вкл.Смита, согласно к-му ст-сть выводилась из их потреб.кач-в,т.е.из прир.хар-к.Маркс показал,что в опред.общ.усл-ях в матер.вещах,выступающих в кач-ве товаров,проис-ходит своеобразное"расщепление"прир.и соц.знач-й ве-щей.Однако общ-е знач-я вещей не выводятся из их прир.кач-в,а прир.кач-ва не опред-ся общ.знач-ми вещей,их общ.бытием.Отсюда след-т,что товар как выражение прир.кач-в вещей и тот же товар как выражение соц.знач-й сущ-ет и функционирует в общ-ве совершенно по-разному.В итоге это свидетельство-вало о том,что в"расщеплении" прир.и соц.кач-в вещей проявл-ся различие м/д прир.и общ-ом вообще.Т.о. была представлена сложная картина диалектики прир. и соц.в товарах.Были также прослежены истоки хар-к прир.и общ.в товарах,раскрыт феномен"расще-пления"прир.и общ.,объяснены причины этого феномена,осуществлен анализ соотн-я прир.и общ.в товаре как развиваю-щегося ед-ва противополож-ностей.Мысль М.о двойственности товара,диалектике прир.и соц.в нем явилась глубочайшим методолог.про-рывом в ф-и экономики.По сущ-ву,это методолог.ключ к учению о прибавочной ст-ти.Маркс также убедительно показал,что"вещь не может быть ст-стью не будучи предметом потребления.Если она бесполезна,то и затраченный на нее труд бесполезен,не считается за труд,поэтому не образует никакой ст-сти".В св.трудах М.показал также,что чел.сознание явл-ся весьма слож. За́падный маркси́зм(неомарксизма) —течение,кот-е,с одной стороны, противостоит ленинской интерпретации марксизма,критически отзываясь и о «реальном социализме»в СССР 30-80 гг.,а с другой— критически развивает наследие Маркса и Энгельса, критикуя капиталистическую систему. Основоположниками принято считать Д.Лукача,Карла Корша,Антонио Грамши.В рамках этого направления сформировались две основные традиции:«Диалектико-гуманистическое»,предлагавшее поставить чел-а в центр марксистской философии.В данном случае сочетаются разработки Маркса из «Экономического философских рукописей 1844 года»и фрейдизм,экзистенциализм,неогегельянство.«Сциентистское направление»,предлагавшее поднять марксизм на высокий научный уровень,очистив его от абстрактного философствования. 2школы неомарксизма:Гуманистическая (Лукач, Грамши) и сциентическая (Альтюссер).

16.Философия жизни(А.Шопенгауэр,Ф.Ницше) Культура трактуется как самобытная и локальная реальность, обладающая своеобразием, особым менталитетом, «душевным настроем» жизни. Ф. Ницше видит в любой культуре средство подавления и порабощения человека.«Философия жизни» возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания, базирующегося на принципе строгости и точности испытующего ума. Опираясь на традиции немецкого романтизма, «философия жизни» подходит к жизни как к первичной и исходной реальности в построении философских учений.Фридрих Ницше (1844-1900) — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий.Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее вечного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления.Теории познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя.А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему amor fati —любовь к судьбе;он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы».Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю, особенно волю к власти, в широком смысле этого слова. Образ «сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». А. Шопенгауэр («Мир как воля и представление») писал о том, что мир невозможно понять вне эмоционально-волевых струк


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.