Рационализм (Декарт,Спиноза,Лейбниц) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Рационализм (Декарт,Спиноза,Лейбниц)

2017-11-28 190
Рационализм (Декарт,Спиноза,Лейбниц) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Декарт Исходным началом для создания научного метода у Декарта служит сомнение. Сомнение есть один из актов мышления. Следовательно, сомнение не может поставить под вопрос лишь сам процесс нашего мышления. Отсюда Декарт делает свой поистине революционный вывод: "Мыслю, следовательно существую" (Cogito ergo sum). Таким образом, несомненность мышления подтверждается актом сомнения. В основе научного метода Декарта лежат четыре правила:1. Не принимать ничего на веру, включать в суждения только то, что представляется разуму ясно и отчетливо.2. Разделять каждую проблему на столько частей, сколько нужно для ее разрешения.3. Начинать изучение с простейших предметов, постепенно переходя к более сложным.4. Делать перечни настолько полными, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.И сегодня для нас актуально звучит мысль Декарта: "Уточняйте ваши понятия, этим самым вы избавите человечество от половины заблуждений". Спиноза голландского мыслителя Баруха Спинозы (1632—1677). В отличие от дуализ­ма Декарта Спиноза вводит понятие единой и бесконечной суб­станции, называемой Богом, или Природой, которая выступа­ет как причина самой себя ("Natura est causa sui"). Философ придерживался точки зрения философского монизма, призна­ющего единое первоначало мира. Субстанция Спинозы облада­ет бесчисленным множеством атрибутов, но из этого множества человеку открыты только два — мышление и протяженность. Каждый из атрибутов содержит в себе всю полноту субстанции в присущей ему определенности, т.е. выражает ее на собственном языке. Протяженность и мышление предстают перед чело­веком как множество единичных вещей (модусов). Причины изменения мира вещей — конечных модусов — Спиноза видел не внутри самих вещей, а в их взаимных внешних толчках. Признавая причинность, философ подчеркивал лишь необхо­димость и отрицал роль случайности, в результате чего скло­нялся к фатализму. Выдающимся представителем рационализма был немецкий философ Готфрид Лейбниц. Однако, развивая идеи Декарта, Лейбниц создал принципиально новую систему рационализма.Ядром философии Лейбница выступает понятие монады - некая простая и неделимая духовая сущность, которая замкнута в себе и не имеет возможности влиять на другие монады. Весь мир являет собой не что иное, как собрание монад. Монады выстраиваются согласно своей иерархии.

 

17Гоббс Локк Руссо. Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются самыми известными философами теории общественного договора. Гоббс защитил авторитарную монархию, Локк защитил либеральную монархию, в то время как Руссо защитил либеральный республиканизм. Их работа обеспечила теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма. Общественный договор использовался в Декларации Независимости как символ соблюдения Демократии, и позже был возрождён мыслителями Согласно Гоббсу, жизнь людей в«естественном состоянии» была«одинокой, бедной, неприятной,жестокой и короткой». Это было состояние, где личный интерес,отсутствие прав и соглашений препятствовали развитию общества. Жизнь была«анархичной» - без управления и суверенности. Люди в«естественном состоянии» были аполитичны и асоциальны. Такое естественное состояние имеет следствием появление общественного договора. Общественный договор был«событием», когда люди объединялись и отказывались от своих естественных прав так, чтобы другие смогли отказаться также и от своих (например, лицо А отказывается от права убить лицо Б,если лицо Б делает то же самое). Это привело к созданию общества, и в дальнейшем, государства или суверенного образования, которое должно было защищать возникшие новые права,регулирующие социальное взаимодействие. Таким образомобщество больше не находилось в состоянии анархии. Государства, возникшие не на основах общественного договора,были анархичными. Так же, как каждый человек в естественном состоянии был сам себе хозяин и, таким образом, направлялся личным интересом в отсутствии законов, так и государства действовали в собственных интересах и враждовали друг с другом.В отличие от Гоббса, Локк считал, что человек в естественном состоянии морально более ограничен в своих действиях, но признавал, что люди жили бы в страхе друг перед другом. Локк утверждал, что частные лица согласились бы сформировать государство, обеспечивающее "нейтральное судейство", которое бы защищало права на жизнь, на свободу и на собственность тех, кто бы жил в пределах этого государства.Жан-Жак Руссо (1762) В своем влиятельном трактате«Общественный договор», Жан- Жак Руссо (1712–1778) изложил другую версию теории общественного договора,основанную на народном суверенитете. Руссо полагал, что свобода была возможна только там, где было прямое правление народа в законодательстве, где народный суверенитет был неделим и неотделим.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.