Понятие бытия. Формы и уровни бытия — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Понятие бытия. Формы и уровни бытия

2017-11-28 328
Понятие бытия. Формы и уровни бытия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Категория бытия - фундаментальная философская категория, которая получила разработку ещё в ранней древнегреческой философии. Служит для обозначения всего, что существует. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира. Отдельные вещи и явления возникают и исчезают, уходя в «небытие», а мир в целом сохраняется (существует). Уже античные философы пытались понять, насколько реально и действительно бытие по отношению к небытию.

Бытие - интегральная характеристика мира, утверждает целостность мира, через его существование. Таким образом, понятие бытия отвлекается от конкретных характеристик предметов, кроме одной их черты - их существования. Это задаёт миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.

Один из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира - вопрос о многообразии способов и форм бытия.

По способу существования бытие разделяется на два мира:

· мир физических состояний (материальный, природный);

· мир психических состояний (сознание, духовность...)

Материальный мир существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. Психологический мир носит субъективный характер (его носитель - субъект).

Вопрос о том, как эти два способа бытия реально связаны между собой - один из основных вопросов философии. Комбинация этих способов позволяет выделить ещё несколько разновидностей бытия:

· бытие человека;

· специфическое бытие вещей создаваемых человеком (принадлежат к физическому миру, но в тоже время, в своём происхождении они опосредованы человеческим сознанием, этим бытие «второй природы» отличается от способа бытия самой природы, частью которой является человек;

· духовный мир человека: субъективный - внутренний психический мир, мир отдельного человека; объективный - совместная деятельность порождает объективированное или интерсубъективированное духовное достояние общества, духовной культуры общества (язык, искусство, наука...). Между объективно - и субъективно-духовным существует органическая взаимосвязь;

· Человеческое общество - в нём переплетаются материальное и идеальное, первая и вторая природа, субъективный и объективный мир.

Уровни бытия:

· существовавшее в возможности (потенциальное бытие);

· существующее в действительности (активное бытие).

Каждая из форм бытия имеет свою специфику и развитие и существует по своим собственным специфическим законам, однако имеет одну основу - материю. Однако это не значит, что понятие бытие и материя тождественны. Материя отражает лишь объективно существующую форму бытия.

Из философского осмысления бытия вытекает представление о мире как всеобщем единстве, которое включает в себя множество (как актуальное так и потенциальное) вещей, процессов, состояний, структур, систем во всем многообразии их форм (как неорганических и органических, так и социальных).

Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: имеется ли нечто объединяющее сами эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира?

Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой в философии выработана категория субстанции. Эта категория фиксирует внутреннее единство вещей событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые оно существует. Субстанция, таким образом, осмысливается не только в качестве всеобщего системного принципа, но и такой существенной функции как активность.

Философские учения, объясняющие единство мира, исходя,из одной субстанции относятся к монизму. Но само понимание субстанции может быть различным либо видеть в ней основу того реального мира, которая предстоит независимо от человеческого сознания и только воспроизводится им либо отождествлять её с тем, что построено самим сознанием, т.е. видеть в субстанции материю или дух. Соответственно различать материалистический и идеалистический монизм.

Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, исходящая из идеи сосуществования двух субстанций. Первая объединяет сферу предметно-телесной реальности, а вторая - сферу духа.

В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному, как субстрат (общая материальная основа всех явлений), как конкретная индивидуальность, как существенное свойство, как-то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предметов, как логический субъект.

Современная мысль, которая в плотную подошла к осознанию глобального эволюционизма, пытается по-новому осмыслить идею субстанции. В её основе лежит принцип целостности, всего материально-духовного процесса. Потенции субстанции реализуются не одновременно, а последовательно. Она рассматривается как система, содержащая в себе множество возможных миров получающих свою актуализацию в процессе саморазвития мира. Из этого следует вывод о том, что практика дробления человеческого познания на узкие и часто изолированные сферы безнадежно устарела. Современность требует глобальной интеграции познания.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.