Гуманизм и просветительство в Русской философской мысли XVIII века — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Гуманизм и просветительство в Русской философской мысли XVIII века

2017-11-28 1029
Гуманизм и просветительство в Русской философской мысли XVIII века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

XVIII век - век просвещения и секуляризации (обмирщение, выход из под влияния церкви) русской культуры. Благодаря Петровским реформам, Россия обратилась к духовному опыту Запада:

· Получает распространение Вольтерианство, которое характеризовалось идейным и политическим радикализмом, постепенно становящимся неотъемлемой чертой интеллектуальной и политической жизни России.

· Идея естественного права (Татищев, Щербатов, Феофан), в связи с необходимостью создания национальной идеологии, свободной от церковного мышления. Татищев, например, выступал за обустройство общества на основе естественного права, дарованного всем людям - ни церковь, ни государство не вправе отменить автономию личности.

Сторонники теории естественного права оказали влияние на формирование нового сознания светского человека XVIII - XIX веков. Самые известные гуманисты - Ломоносов, Радищев, Новиков, Державин. Ядром новой идеологии, благодаря им, становятся идеи свободы и достоинства человека.

· Радищев - явился символом радикального гуманизма, для которого нравственная тема, в её социальном значении, получает высшее значение. «Путешествие из Петербурга в Москву» - пример критики социального неравенства, бюрократизма.

· Ломоносов - выдающийся мыслитель XVIII века. Естествоиспытатель, философ, поэт. Верующий человек, он выступает за мирное сосуществование науки и религии. Свободные научные исследования считал святым делом, а автономию свободного мышления - принципам секуляризированного сознания. Основываясь на атомистической теории, Ломоносов создаёт корпускулярную философию, которая так же является способом примирения науки и религии. Ломоносов исходит из единства опытного и теоретического познания. Во взглядах на природу нередко высказывал диалектические идеи.

Основным достижением русской философии XVIII века явилось возникновение секуляризованного мышления. Основное содержание процесса - утверждение свободы и разума. Философская деятельность во многом определяется достижениями Запада, однако начинается самостоятельное движение. Основные темы - нравственность и общество. Обмирщение и просвещение разума сопровождается сильным гуманистическим импульсом.

Проблемы и направления Русской философии XIX века

 

Западники и славянофилы.

После 1812 года, общественное и интеллектуальное развитие России получает новый подъём. Чувство национального достоинства и гордости выдвинуло проблему внедрения социальных и политических достижений запада, выдвигается идея оригинальности русской культуры. Тайной и основой русского духа считалось православие.

Основоположник русской религиозной философии - Иван Киреевский - первый представитель славянофильства.

Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин, Данилевский, Леонтьев...)

Утверждали, что культура запада, основанная на рационализме, хотя ещё содержит в себе резерв творческих сил, в целом идёт к своему упадку. Рационализм, по их мнению - следствие рассечения духовной целостности человека. Абстрактный разум, оторванный от жизни не способен проникнуть в глубины бытия. Только перед разумом, органически связанным с волей и чувствами, «волящему разуму и разумной волей» (А.Хомяков) раскрывается бытие. Только после первоначальной интуиции бытия, которое реализуется в вере, познание становится возможным и с помощью разума.

Мировоззренческой основой познания выступает православный дух соборности, который наполняет жизнь церкви - единственный авторитет, приемлемый для православного сознания.

Соборность - нравственный мир в его идеальной форме. Только в ней возможна личность нравственная, объединяющая в себе принцип религиозного коллективизма и индивидуализма. Соборность невозможна без свободы духа. Личность поэтому не отрицается, а утверждается в ней.

Славянофилы показали в своих работах идеальный образ церкви, предлагая решение проблемы отношения человека и общества в её церковном аспекте. В торжестве соборности они видели единственный путь утверждения идеального общества, основанного на принципах свободы, любви, братства и целостности духовного мира человека. Такое общество не будет знать никакого внешнего авторитета и никакого угнетения.

Западники (Чаадаев, Белинский, Бакунин, Герцен...)

Выступили оппонентами славянофилов, ориентируясь на достижения западной цивилизации. Как правило, они тяготели к материализму и атеизму, но одновременно продолжали традиции гуманизма XVIII века.

· Чаадаев

Центральное место занимает духовный мир человека, который формулируется, прежде всего, благодаря общественной среде. Но среда - это лишь форма, в которую передаётся свет общественного разума. В учении о бытии - бог на вершине мира, излучает творческие искры в мир. Сердце мира - всечеловеческое сознание, которое впитывает эти искры. Ниже находится человек, который в результате первородного греха утратил непосредственную связь с универсальной целостностью - Богом. Ещё ниже - дочеловеческий мир - природа.

Гносеология (теория познания) основывается у него на антропологии. Источником знания не является ни опыт, ни индивидуальное сознание. Познание - результат взаимодействия сознаний, которые формируют в своём единстве всечеловеческое универсальное сознание.

Чаадаев утверждал, что постижение истории невозможно без Христианства. Движение к царству божьему на Земле - вот тайна и сущность истории. Дальше всех по этому пути продвинулся Запад.

· Чернышевский

Представлял материалистическое направление Русской философии XIX века (Писарев, Бакунин,..). В теории познания опирался на науку. Чернышевский считал, что все стороны духовной жизни подчиняются принципам физики и химии.

Реализм Чернышевского приводит его к необходимости изменения социального строя. Он считал общину экономической, социальной и духовной основой, на которой будет возможно построить новое общество. В этике он придерживался теории разумного эгоизма. Основа всех движений человеческой души - любовь к самому себе.

Эстетика Чернышевского - самый оригинальный аспект его философии: конкретная действительность выше искусства. Искусство - искусственно, подлинным источником красоты и истины является действительность. Прекрасное - есть жизнь, а человек прекраснейшее творение природы.

· В.С.Соловьёв

Создал первую русскую философскую систему, 70 гг. XIX века. Его магистерская диссертация «Кризис западной философии против позитивизма» - посвящена эволюции западной философии. К концу XIX-го века западная философия, с одной стороны основывается на науке, а с другой - протягивает руку религии.

Осуществление синтеза науки, философии, религии - высшая цель и финальный результат развития человечества. Таким образом, он впервые формулирует идею слияния культур Запада и Востока.

Докторская диссертация Соловьёва «Критика абстрактных признаков» усугубляет понятие цельного знания. Здесь он критикует как рационализм, так и эмпиризм, который сводит познание к чувственным данным. Эти две формы познания дополняются внутренним познанием, которое сообщается нам высшим бытием, непосредственно связывающим нас с изучаемым предметом. Эта третья форма познания - интуиция. Истина, это результат эмпирического, рационального и интуитивного познания.

Оригинальнейшая часть - «Софиология» - учение о Софии (мудрость). История - путь воплощения Софии в колоссальном множестве форм и уровней. Универсальная эволюция мира - это эволюция космоса и общества. Космическая эволюция заканчивается рождением человека естественного, а после исторического процесса, предстоит рождение человека духовного. Спасение - возвращение к абсолюту и человек вовлечён в этот процесс, даже если не сознаёт этого.

Соловьёв утверждал, что судьба человечества определяется тремя силами: Европейской, Восточной цивилизацией и Славянским миром. На востоке все сферы жизни обезличены - мир Бога, лишённого человека; Европейская цивилизация выделяет индивидуальные интересы - мир человека, лишённого Бога. Мир православного славянства призван преодолеть недостатки и пороки первых двух сил.

В области эстетики Соловьёв поддерживал позицию Чернышевского, который исходил из объективного характера прекрасного. Обращаясь к формуле Шиллера-Достоевского «Красота спасёт мир», Соловьёв утверждал, что прекрасное нельзя отделить от двух других высших духовных ценностей - добра и истины. Истина - это добро, мыслимое человеческим умом, а красота - та же истина и тоже добро, воплощённое в конкретной форме. Но мир нельзя спасти насильственно. Самое главное - добровольное стремление к объединению, возможное на основе высшего духовного чувства - Любви. Любовь - это преодоление эгоизма.

· Л.Н.Толстой

Философская тематика преобладала в русской литературе и во многом предопределила философскую деятельность представителей духовного возрождения начала XX века.

Вся русская литература XIX века пронизана идеей спасения, освобождения личности, народа, человечества от трагедии жизни, от зла и страданий.

Толстой: религиозное самосовершенство, непротивление злу насилием, всеобщая любовь и братство. В данной концепции государство не имеет никакого смысла. Люди должны жить в негосударственных формациях, основанных на принципах любви к ближнему. Наука, искусство, философия не имеют смысла вне нравственности.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.