Философская онтология и теории познания (гносеология) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Философская онтология и теории познания (гносеология)

2017-11-28 278
Философская онтология и теории познания (гносеология) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема № 10. Проблема бытия в философии

Онтология как учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие и субстанция. Понятие материального и идеального. Формы бытия. Понятие самоорганизации бытия.

Учение о материи. Определение материи. Пространство, время. Уровни организации неживой природы. Строение материи на биологическом и социальном уровнях. Философское и естественнонаучное понимание материи. Материальное единство мира. Философская, естественнонаучная и религиозная картины мира.

Основные категории синергетики. Философское учение о движении. Движение и развитие. Современные представления об уровнях организации и формах движения материи. Пространство и время как формы организации бытия. Эволюция представлений о пространстве и времени.. Диалектика об универсальных связях бытия, движении и развитии.

Синергетика – современное мировидение.

Принцип детерминизма – фундаментальный принцип философского учения о бытии. Общая характеристика детерминизма и индетерминизма. Категории причины и следствия. Цепи причинности. Механизм процессов причинения. Полная причина. Непричинные виды детерминации.

 

Тема № 11. Сознание как философская проблема.

Философское учение о сознании. Сущность и структура сознания. Проблема сознания в философии и естествознании. Основные аспекты философии сознания. Понятие отражения. Психика как форма отражения. Эволюционно-биологические и социально-культурные предпосылки развития психики. Бессознательное как психический феномен. Теория психоанализа о структуре психики. Понятие «Я», «Оно», «Сверх-Я», в учении фрейдизма. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру и к самому себе. Сознание как деятельность и как совокупность знаний. Структура сознания. Когнитивно-информационные процессы. Виды перцептивных процессов (ощущение, восприятие, представление). Мыслительные процессы (языко-речевые, образно-наглядные, понятийно-логические). Образное и понятийное мышление. Интуиция, воображение, творчество.

Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта. Эмоционально-психический мир сознания. Воля, память. Сознание и самосознание. Сознание и личность. Интерсубъективная, диалоговая и игровая природа сознания. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь. Структура общественного сознания. Теоретический и эмпирический уровни общественного сознания. Формы общественного сознания, их диалектика.

Тема № 12. Познание: возможности и границы. Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания. Научные, преднаучные и вненаучные формы знания. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл. Сенсуализм и рационализм. Познание как «отражение» и познание как «конструирование» действительности. Познание научное и художественное. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия. Интуитивное и дискурсивное познание. Этапы познания и уровни знания. Диалектика как наука о развитии и познании, ее принципы, категории, законы.

Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Человек как субъект познания: проблема интерсубъективности. Объект как «данность» и объект как «конструкция». Объекты материальные и идеальные. Проблема обоснования знания.

Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития: теория соответствия (корреспонденции) и теория согласованности (когеренции). Истина – субъективный образ объективного мира. Критика скептицизма и агностицизма. Истина, заблуждение, ложь. Критерий истины. Истина и ценность. Философия практики. Структура практики. Разновидности практики.

 

Тема №13. Философия науки.

Научное познание, его специфические признаки. Структура научного знания. Уровни, формы и методы научного познания.

Методологические проблемы науки. Теория и эмпирия, изменение характера их соотношения в историческом развитии научного познания, относительная самостоятельность эмпирического исследования. Влияние технических средств наблюдения и эксперимента на развитие науки. Проблемы математизации и компьютеризации современной науки. Общелогические принципы научного исследования и построения научной теории. Критерии выбора теорий. Закономерности исторической смены теории, соотношение научной теории и концепции.

Сциентизм и антисциентизм. Современная наука на пороге создания новой картины мира.

Основные стороны бытия науки. Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область и сторона культуры.

Характерные черты и многообразие форм научного знания. Эмпирические и теоретические знания в различных науках. Особенности языка науки. Взаимодействие науки с другими формами познания мира. Индивидуальное познание и личностное знание.

Общая характеристика основных методов научного познания. Средства и методы эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент. Роль приборов в современном научном познании. Проблемы измерения. Средства и методы теоретического познания. Анализ и синтез, индукция и дедукция. Формализация. Роль математики в развитии науки. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Роль моделей в познании, их классификация.

Взаимосвязь философии и науки. Основные исторические типы отношения философии и науки. Функции философии в научном познании. Науковедение. Философия и мировоззрение ученого. Этика научной деятельности.

Неопозитивистская модель развития науки. Концепция развития научного знания К. Поппера. Концепция смены парадигм Т. Куна. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Реконструкция истории науки П. Фейерабентом. Эволюционистская модель.

Научные революции как коренные преобразования научных понятий, концепций, теорий. Преемственность в развитии знания и проблема соотношения научных теорий друг с другом. Взаимосвязь научных и технических революций. Наука классическая и неклассическая. Мировоззренческие проблемы развития науки и техники в 20 веке.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.