Трансфомация марксистской философии; неомарксизм. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Трансфомация марксистской философии; неомарксизм.

2017-11-28 184
Трансфомация марксистской философии; неомарксизм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Традиции классической ф-ии защищал и развивал марксизм. Сле­дуя им, веря в науку и об-ный прогресс, марксизм, однако, не абсолю­тизировал роль науки как всесильного инструмента.Ф-ия К. Маркса отражает переходный хар-р разви­тия ф-ии в XIXв. Она явл-ся составной частью единого со­циально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию "научного социализма". Это во многом определило специфику ф-ой теории марксизма. На становление К. Маркса как мыслителя большое влияние оказала не­м.классическая ф-ия. Диал-кий метод Гегеля и гуманисти­ческий материализм Фейербаха — осн. источники синтеза, давшего ори­гинальную ф-ию - диалектический материализм. Учение К. Маркса развивалось на протяжении всей его жизни. Ф-ое и соц.-поли­т-ое учение сформировалось к 1848г. В 1848-1859г идет про­цесс разработки экон-ой теории. Сущ-ет 3 группы основных идей ф-ии Маркса:1. соединение материализма и диалектики; 2. диалектико-материалистическое понимание истории; 3. новое понимание соц. роли ф-ии. Гл. положение диал-ого понимания истории – об-ое бытие определяет об-ое сознание. Об-ое сознание также оказывает активное обратное воздействие на породившее его об-ое бытие. Об-ое бытие - материальная жизнь общества - складывается из 3 элементов: 1) Об-ое произв-во материальных и духовных благ; 2) материальное условие непосредственного сущ-ия чел-ка, не связанное с производством (быт, семья); 3) Процесс взаимодействия об-ва и природы, хар-р природных условий, хар-р взаимодействия природы и об-ва. Определяемый элемент оказывает активное влияние на определяющий элемент и наоборот. Заслугой К. Маркса явл-ся разработка новой формы материализма. Он развивает и обогащает научное понимание наиболее общих законов всякого развития -законов диал-ки. На основе исследования "анатомии" капиталистического об-ва были сформулированы осн. принципы материалистического понимания истории, даны формулировки наиболее общих законов об-ого развития. Создание материалистического понимания истории открыло уникальную возможность для практического применения ф-ой тео­рии, ф-ого обоснования творческой деят-ти по воплощению гуманистических принципов в жизнь.Значительный вклад в разработку теории марксизма внес Ф.Энгельс, Энгельс систематизировал диалектико-материалистические идеи, сформировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIXв.Неомарксизм - это особое течение общественной, в том числе философской, мысли 50-60-х годов нашего века, выражавшее тот большой интерес к творчеству Маркса и его философии, который был характерен для этого периода. Речь идет не о новых исследованиях работ Маркса и не о новой интерпретации его творчества. Такого рода исследованиями занимается и будет заниматься марксоведение, анализирующее тексты его работ и дающее им ту или иную интерпретацию. Неомарксизм - это определенное теоретическое устремление найти при помощи Маркса ответы на животрепещущие вопросы современности.

 

27. исторические формы Позитивизм, его сущность и. Позитивизм - достаточно широкая совокупность близких школ и под­ходов, получивших значительное распространение в мире. Наиболее общая черта позитивизма - ориентация на науку, на нормы научного знания и в связи с этим на опытную проверку знания. Позитивизм: утверждает первенство на­уки: наше знание - это результаты научного познания; считает, что научное познание основано на единстве метода, - естественнонаучный метод, основанный на выявлении общих законов, распространяется на познание об-ва (социология); замещает наукой др. формы знания (отсюда критика ф-ии); ставит в основу познания определенным образом понятый опыт, все формы знания сводятся к опыту; преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении чел-их проблем. Позитивизм, т.о., -одна из форм сциентизма и эмпиризма в решении мир-их?ов. Критикуя метафизику (ф-ию), позитивизм сам является одной из форм ф-ии. При наличии общих черт позитивизм неоднороден, в своем развитии он проходит три стадии: "1ый позитивизм" - 40- 70-е годы XIX в, "2ой позитивизм", или эмпириокритицизм 70-г XIXв - на­чало XXв, "3ий позитивизм", или неопозитивизм - 20-50-е годы XXв.В последней трети XIXв. формируется новая форма позитивизма - эм­пириокритицизм. Крупнейшие его пред­ставители стремились критически переосмыслить понятие опыта, давая ему, по сути, субъективно-идеалистическую интерпретацию. Неопозитивизм - 3й этап в развитии позитивизма в 20-х г XXв. В его основе лежит убеждение в возможности решения философско-методологических?ов науки. Логический позитивизм - первоначальная форма неопозитивизма - исхо­дил из отказа от ф-их категорий в решении проблемы формализации и соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания. В результате критического пересмотра методологических принципов нео­позитивизма возникает постпозитивизм Гл. черта - критическое отношение к преувеличе­нию роли абстрактно-логических конструкций, столь характерное для нео­позитивистских доктрин, и перенос акцента на социокультурные и ценност­ные аспекты научного познания.

31. современной Религиозная философия в контексте европейской культуры. Современная религиозная философия включает в себя хри­стианство, буддизм и ислам. Наибольшим влиянием в западном мире отличаются неотомизм и персонализм. Теоретическим фундаментом неотомизма служит учение Фомы Аквинского. Основные представители неотомизма -Э. Жильсон, Ж. Маритен, Д. Мерсье, А. Дондейн. Оживление неотомизма (с последней трети XIX в.) обуслов­лено: 1) усилением революционной борьбы, надвигавшимися со­циальными потрясениями общества, чему церковь противопоста­вила духовные средства; 2) стремлением церкви приспособиться к революции в естественных науках на основе утверждения принципа гармонии веры и разума. По неотомизму, существуют, два источника познания: знания, внушаемые божественным от­кровением через веру, и низшие знания, приобретенные средст­вами человеческого разума. Вера без разума превращается в сле­пое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самомне­ния. В этой взаимосвязи разум подчиняется вере. Разум теорети­чески охраняет чистоту веры, защищает ее с помощью логиче­ских аргументов от неверия и заблуждения. Космогенез представляет собой процесс перехода всего су­ществующего из потенции в акт, от низших уровней осуществле­ния возможностей к высшим. Абсолютная осуществленность свойственна только первоформе, которая есть Бог. Он - причин­ное основание вещей, выступает как имманентно действующая в них сила. Человек - продукт божественного творения, конечный дух в материальном. Душа с присущей ей свободой воли по отноше­нию к телу является формообразующим принципом и выступает основой личности. Общество ("град земной") – объединение личностей и одновременно "сверхличность". История есть таин­ство и промысел божий, осуществление некоего провиденциаль­ного плана. Познание - одна из способностей нематериальной души. Вершину знаний образует теология, философия располагается посередине иерархической пирамиды познания, а остальные нау­ки образуют ее подножие. Неотомисты различают три рода по­знания. Чувственное познание постигает единичное, разумное -общее. Третьим видом является аналогическое познание, отно­сящееся к абсолютному бытию и исходящее из конечного суще­го. Второй способностью человеческой души является воля. Сво­бода воли ставит перед человеком необходимость выбора между посюсторонним (мирскими ценностями) и потусторонним бла­гом (евангельскими ценностями).Исходный пункт философствования персоналистов - само­сознающая человеческая индивидуальность, проявляющая себя прежде всего в беспредпосылочной и ничем не ограниченной свободе. Осознание человеком своего единства с другими людьми, утверждают персоналисты, имеет в качестве прообраза извечную связь человека с Богом. Основная задача за­ключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы содейство­вать духовному самосовершенствованию личности.Сейчас намечается определенный симбиоз католической фи­лософии и всего христианства с восточными религиями, активи­зируются усилия за добрые начала человека, за мир и выживание цивилизации.

30. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления. Проблема человека всегда занимала философию. Но самый решительный поворот в сторону антропологической те­матики, обращенной к "философии существования", осуществили Серен Кьеркегор, Николай Александрович Бердяев и Лев Исаакович Шестов. Кьеркегор вопрос о человеке сделал главным пунктом размежевания с фи­лософией прошлого. Антропологизм в связке с иррационализмом проявился в психоаналитическом направлении в философии. Франк­фуртская философско-социологическая школа (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.), пытаясь совершенствовать мар-ксову концепцию человека, считает необходимым направить марксизм в сторону анализа психологии индивида. Главным в психоанализе было изучение и философское толкование бессоз­нательного. Гносеологические корни экзистенциализма заключены в проблеме бытия человека. Категория "экзистенция" была введена датским философом Сёреном Кьеркегором и обозначает глубинную основу, первозданность, сущность существования, неповторимость, уникаль­ность, единственность человека и его судьбы. Экзистенция ука­зывает на заключающиеся в человеке возможности: быть самим собой, осуществить свой выбор. Такая экзистенция считается не­доступной рациональному познанию и данной только непосред­ственному переживанию. Основные состояния эмоционально пе­регруженного переживаниями сознания - забота, вина, забро­шенность, ответственность, страх смерти. Через них человек вы­ходит на реальность и проявляет свою духовность. Экзистенциальная философия выступила как реакция на тен­денцию стандартизации в производстве, повседневном быту, в идеологии и культуре. "Стандартизированный" человек - непод­линный, подчиняющийся всецело стереотипам поведения. Одна­ко человек идет не только навстречу усредняющему, всеобщему, но и обнаруживает индивидуально-неповторимые черты своей личности. Общими становятся не только стандарты, стереотипы, но и оригинальное поначалу, творческое, уникальное. Иначе го­воря, имеются "переливы" друг в друга при определенных усло­виях творческого и шаблонного, что в должной мере не учитыва­ется в экзистенциальной философии. Имеется определенная близость экзистенциализма марксиз­му. Она обнаруживается: а) в критике отчуждения; б) в опреде­лении человека как живого, действующего, чувственного. Экзи­стенциализм под деятельностью понимает не только разум как характеристику активности субъекта, но и как материальную деятельность. В целом, экзистенциализм примыкает к субъективному идеа­лизму (при наличии в нем элементов иных философских направ­лений) с присущими ему недостатками. И все же экзистенциа­лизм вошел в европейскую и мировую культуру как философия отдельного конкретного человека с его переживаниями и трево­гами, размышляющего о таких важных вопросах, как смысл жиз­ни, неотделимость человека от человечества, человеческая судь­ба, выбор жизненного пути, личная ответственность, выживае­мость цивилизации и др.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.