Учебная философия: проблемная ситуация её осмысления — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Учебная философия: проблемная ситуация её осмысления

2017-11-28 376
Учебная философия: проблемная ситуация её осмысления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

4-4

16-19

21-24

39-51

40-52

44-57

47-60

48-61

55-68

56-69

59-72

60-73

Учебная философия: проблемная ситуация её осмысления

Сделаем пояснение: что такое проблемная ситуация без относительно её конкретики. ОТВЕТ:

1. Проблемная ситуация - исходный, необходимый и исторический компонент всякого познавательного процесса, в том числе и всякой академической лекции.

2. Термин проблемной ситуации полисемантичен: часто слышим «нет проблем» или, напротив, «у меня проблемы».

3. Полисемантичность термина заставляет нас определиться в понимании проблемы.

В нашем понимании проблемы суть:

А). СОДЕРЖАТЕЛЬНА. Проблемная ситуация задается как минимум 2 детскими вопросами: Что знаем в изучаемом неизвестном? (в тексте обычно фикс-ся высказываниями: знаем то-то), Что мы НЕ знаем в изучаемом неизвестном? (незнание фикс-ся планом лекции).

Б). Несоответствие знания незнанию. В изучаемом неизвестном центр проблемной ситуации. Снятие несоответствия – конечный результат в решении проблемы (результат – концептуальная развертка).

Присмотримся к термину «концепция» (понимание), есть 2 смысла:

  1. узкий - общий замысел, главная идея.
  2. широкий – суть, совокупность взаимосвязанных и вытекающих друг из друга суждений.

Для исследовательских целей проблемная ситуация будет фиксироваться вопросом: Что наработано в изучаемом феномене в литературе?

Включая конкретику, сформируем тезисы:

- признается сам факт учебной философии.

- учебная фил-я обозначается специальными терминами. А именно: диотрибическая фил-я (в 60х гг. А.В. Потемкин – школьная), академическая, философоведческая.

- предложены различные модели учебной философии.

- в понимании учебной фил-и нет достаточной прозрачности и разумной однозначности. Это обнаруживается в: а). истоках (ее началах), б). в принципах построения учебной философии, в). в структуре учебной философии = в логике изложения отдельных тем.

2ое пояснение: Что есть учебная философия?

Профессионалы различают:

1. Философия как наука (сильная версия). Имеется позиция: философия…больше чем наука.

2. Философия как отрасл знаний.

3. Философия – своеобразная формы культуры.

4. Философия – стиль жизни.

5. Философия обыденная, житейская, «кухонная».

6. Философия исследования (элитная, чистая), филсоофия для себя.

7. УЧЕБНАЯ философия.

 

Учебная философия в пространстве философии: её необходимость и основные константы

Учебная философия имеет собственные термины:

А). академическая философия.

Б). Диотрибическая философия (термин введен в 60х гг. А.В. Потемкиным в философскую культуру, значит «школьный»).

Профессионалы различают:

  1. Фил-я как наука (сильная версия). Имеется позиция: философия…больше чем наука.
  2. Философия как отрасль знаний.
  3. Философия – своеобразная формы культуры.
  4. Философия – стиль жизни.
  5. Философия обыденная, житейская, «кухонная».
  6. Философия исследования (элитная, чистая), филсоофия для себя.
  7. УЧЕБНАЯ философия.

Учебная философия задается по минимуму следующими константами:

  1. Константа цели.
  2. Константа адресности.
  3. Константа принципов построения.
  4. Константа содержания.
  5. Константа стиля изложения.
  6. Константа языка изложения.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ (это про необходимость)

- конкретную эту проекцию 2 правилам. Ее акцент – описать появление философского знания.

- Результаты проекции:

А). Фил-я - необходимый феномен в эволюции культуры.

Б). Необходимость философского знания реализуется по-разному. Будем различать 2 версии:

МОДЕЛИ генезиса.

Исторически складываются 2 модели становления фил-го знания:

- абсолютная модель появления философского знания. СУТЬ: не существует внешней фил-ой традиции. Фил-ое знание возникает в данной конкретной культуре. Примеры: воз-ие фил-ого знания в 3 культурах (др.Греция – возникает философия, др.Китай – философское знание, др.Индия – философское знание).

- привнесенная модель. СУТЬ: существует внешняя определенная традиция. Она привносится в ту или иную конкретную культуру. Примеры: появление философии в средневековой…русской культуре.

ВОПРОСЫ генезиса.

СУТЬ: те вопросы, которые формулируют исследователи, реставрируя появление фил-ого знания. Включают в себя список:

Где возникает фил-ое знание? Когда оно возникает?

Различают 2 тональности:

А). Смысл хронологический – речь идет о известной и общепринятой исторической хронологии.

Б). Смысл социальный – на каком этапе появляется возможность философии, и когда она реализуется.

Из чего возникает философское знание?

Обычно этот вопрос фиксируется специальным пунктом «источники появ-я философии». Есть 2 источника:

А). Социальные условия.

Б). Теоретические условия.

Почему возникает философское знание?

Считается, появление философского знания – это ответ на некоторые общественные конкретные потребности.

Каким образом оно появляется? Первые творцы философского знания?

 

3. Фил-я: основные проекции её осмысления

Что представляет собой фил-я в учебниках по фил-и?

Представим фил-ю в учебном ракурсе. Основные проекции описания философии: СУТЬ: исторически сложилось 2 проекции, они принципиально различаются:

А). по своим акцентам.

Б). по своим результатам.

Эти проекции не отрицают друг друга и несводимы, невзаимозаменяемы. Они взаимодополняют! Каждая из них дает усеченное определенное знание об изучаемом явлении. И только вместе взятые они дают цельное конкретное знание. Обозначим эти проекции:

  1. проекция ГЕНЕТИЧЕСКАЯ,
  2. проекция СТАТИЧЕСКАЯ.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ:

- конкретную эту проекцию 2 правилам. Ее акцент – описать появление философского знания.

- Результаты проекции:

А). Фил-я - необходимый феномен в эволюции культуры.

Б). Необходимость философского знания реализуется по-разному. Будем различать 2 версии:

МОДЕЛИ генезиса.

Исторически складываются 2 модели становления фил-го знания:

- абсолютная модель появления философского знания. СУТЬ: не существует внешней фил-ой традиции. Фил-ое знание возникает в данной конкретной культуре. Примеры: воз-ие фил-ого знания в 3 культурах (др.Греция – возникает философия, др.Китай – философское знание, др.Индия – философское знание).

- привнесенная модель. СУТЬ: существует внешняя определенная традиция. Она привносится в ту или иную конкретную культуру. Примеры: появление философии в средневековой…русской культуре.

ВОПРОСЫ генезиса.

СУТЬ: те вопросы, которые формулируют исследователи, реставрируя появление фил-ого знания. Включают в себя список:

Где возникает фил-ое знание? Когда оно возникает?

Различают 2 тональности:

А). Смысл хронологический – речь идет о известной и общепринятой исторической хронологии.

Б). Смысл социальный – на каком этапе появляется возможность философии, и когда она реализуется.

Из чего возникает философское знание?

Обычно этот вопрос фиксируется специальным пунктом «источники появ-я философии». Есть 2 источника:

А). Социальные условия.

Б). Теоретические условия.

Почему возникает философское знание?

Считается, появление философского знания – это ответ на некоторые общественные конкретные потребности.

Каким образом оно появляется? Первые творцы философского знания?

СТАТИЧЕСКАЯ:

В содержательном ракурсе проекцию представим 2:

А). Акцентом её – иной в сравнении с генетической. Формулируется: Что это такое философия? «Что лежит перед нашими глазами?».

Скажем, описать философию так, как она есть, так, как она кажется здесь и сейчас.

Б). результаты проекции: философия – данность (=реальность), объективные характеристики философского знания (=базисные), парафилософия. Рассмотрим их.

Философия – данность.

Мы знаем, что такое философия. Мы умеем выделять философию из цепочки иных феноменов. Заметим, цепочку иных феном-ов условно-схематично представим двояко:

a) Философия (физика-химия, математика-журналистика).

b) Философия (до философия, не философия, предфилосовия).

Философия определенным образом дается сознанию субъекта. Реализуется двояко: эмпирически (житейски), теоретически (спец.исследования).

Когда она возникает?

Хронология. Ее основа закладывается в 18 веке. Свое концептуальное оформление она получает не позднее первой половины 19 веек в трудах Канта. Написал письмо Гегелю изложить идею. Гегель отказал.

Какова суть ее концепции?

1. Первоначально философия имела широкий предмет исследования. Она охватывала весь мир, всю реальность, все явления. В нее включалось все наличное знание и все его виды (математическое, медицинское, историческое).

2. по мере накопления конкретных фактов расширения содержания знания от философии отделялись положительные науки (математика, история). В соответствии с этим сужение области философии, ее предмета исследования.

Заметим, процесс сужения не закончился и сейчас, это положительный процесс и для философии и для частных наук.

Философия подобно королю Лиру, раздала все свои земли детям, и ее вытолкали на улицу.

Концепция ПРЕДМЕТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ:

Какова суть концепции?

· В предмете философии не могут содержаться объективные предметы каких-либо фил-их наук. Современная философия не должна брать на себя задачи некой науки наук.

· Предмет философии специфичен и неизменим. И из него выделять другим наукам нечего, да и не нужно. Он не раздаваемый по частям. Предмет философии в объективном смысле стабилен. Иное дело содержание знания о самом предмете. Оно уточняется, конкретизируется.

 

Что значит «всеобщее»?

В отечественной лит-ре его понимание неоднозначно. Оно понимается

А). Абстрактно-отвлеченное свойство.

Б). Абстрактное тождество явлений друг к другу в том или ином отношении.

В). как свойственную изучаемым явлениям признак, на основании которого они объединяются в тот или иной класс.

Изложенное заставляет зафиксировать наше понимание. Всеобщее – это то, что свойственно всем изучаемым явлениям.

По характеру различают:

  1. Субстратное всеобщее (подстилка). Смысл – общая основа многообразных явлений. Это всеобщие в бытии, в существовании, в реальности.
  2. Релятивное всеобщее (относительный). Это всеобщее в отношениях человек к миру, реальности, иному.

Что наработано?

1. Признается сам факт составности предмета философии.

2. выделяются основания расщипленности предмета философии. Заметим, таким основанием, как правило, предполагается структура человеческой деятельности.

3. В понимании конкретики классического аспекта предмета философии имеют место дискуссионные моменты:

А). Составность предмета фил-и именуется разными терминами. Либо разделы фил-го знания, либо части фил-го знания, либо его темы.

Б). предлагается разное количество составляющих предмета философии (от 4 до 12).

Каждый из классических аспектов не заменяет другого, не сводится к другому, не отрицает его. Аспекты взаимодополянют друг друга. Каждый обладает относительной самостоятельностью, выражается в следующем:

1. Каждый аспект имеет собственный термин.

2. Каждый аспект имеет собственный язык (совокупность специальных терминов, понятий, категорий). Если сущее, бытие, действительность, материя, то это онтология. Если скептицизм, иррациональность, истина – гносеология. Если добро, зло, оценка – аксиология. Если первообразования, активность, реформы – праксиология.

3. Каждый аспект имеет свой акцент, направленность, предмет.

Предметность аспекта:

I. Онтологический. В нем фик-ся и определяется существование изучаемого объекта. Фиксируется специальным вопросом: что значит существовать?

- камень на дороге (…или существует?) - я мыслю – я существую. - я ошибаюсь – существую. - Существовать это быть воспринимаемым.

В аспекте выделяются:

a. Критерии объективного существования.

b. Виды и формы существования.

c. Единство всеобщего существования.

d. Наиболее общие и необходимые параметры и свойства, базовые характеристики бытия.

II.Гносеология. В нем фикс-ся и определяется знание о существующем объекте (и незнание). Выявляются:

1. критерии истинного знания.

2. формы и з.(факт, теория).

3. Общие методы, средства адекватного отображения действительности (истинного отображения).

4. условия и способы перехода от незнания к знанию (и наоборот).

5. диалектическая природа познания (противоречивая).

III. Аксилогический. В нем фикс-ся и определяется ценность и антиценность. Выявляются:

1) Критерии подлинных ценностей.

2) Основные виды ценностей (матер., духовные).

3) Способы функционирования ценностей.

4) Типы упорядоченнсотей ценностей (иерархический, горизонтальный).

5) Социально-историческая обусловленность наличных ценностей.

IV. Праксилогический. Фикс-ся и определяется активность социальных субъектов и его пассивность. Выявляются:

a) Основные факторы выбора и усвоения ценностных оринетиров (волевых и веровательных интенций). Выбор свободы и ответственности.

b) Пути формирования и опровации в высших… соц.деятельности (прежде всего, практически преобразующей деятельности).

 

 

10. Философия: трансцендирующее постижение объекта

Еще одна сторона философского познания – его трансцендирующий характер.

Трансцендентный (лат.переступать) – понимается как выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. – это термин, возникший в схоластической философии и характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира; предмет религиозного и метафизического познания.

Для лучшего уяснения этого понятия обратимся к трактовке С.Л. Франк. Он выделяет в трансцендировании 2 момента: трансцендирование «во вне» и «во внутрь», которые оказываются взаимодополняемыми (П: любовь в человеческой жизни).

Обратим внимание на важные моменты, связанные с трансцендированием как с методом постижения чего-то: выход «за пределы» связан с самоуглублением, с наличием «непостижимости для разума», и в этом смысле, сверхчеловечности. Мы постигаем лишь некоторую частицу мира (до конца миры не познаваемы, значит, многообразны).

Трансцендирование хотя и не дает определенного и точного знания, как научная рациональность, те мне менее оно способно уловить некоторые глубинные свойства постигаемого бытия («ведающее неведение»).

Постижение богатства первоосновы мира происходит также благодаря МЕДИТАЦИИ. Это умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. Углубляясь в себя, человек через себя постигает мир в его первооснове, а углубляясь в эту первооснову, человек постигает все более самого себя.

МИСТИКА – трансцендирование связано с ней, если понимать под ней «нечто загадочное, непонятное, таинственное, веру в сверхестесственное» (от сл. таинственный). Мистика – это религиозно-идеалистический взгляд на действительность.

ü Мистическое знание может быть связано с материализмом. Но главное в том, что любое философствование, доходящее до границ с непостижимым и до представлений о первооснове мира, его свойствах, не может не касаться областей сверхестесственных.

ü На сложную неоднозначную связь мистики с религией указывает Бердяев. Он выделяет 2 типа мистики: 1. духовный опыт (описывается драма между душой и Богом и восхождение индивидуальной души к Богу), 2. умозрение, познание (опис-ся космическая драма, человеечская драма превращается в космическую драму).

Вообще мистика проблематична в христианстве. Представители христианства относятся подозрительно к мистике как к сфере внутренней свободы духа.

РЕЗУЛЬТАТ ТРАНСЦЕН-ОВАНИЯ (с медитацией и мистикой) – философская вера – это не наука, а психологическая установка индивида, принимающего что-то необоснованное должным образом за реально существующее. Специфика веры – в ее предмете, каковым оказываются первоосновы мира и бытия человека.

Существо этой веры проанализировано Ясперсом в «Философской вере» (1948г.). Путь мыслящего человека – это жизнь в философствовании. В наличном бытии человека открывается бытии. Человек прорывает всю будто завершенную в мире действительность наличного бытия. Переступает пределы своего наличного бытия и мира, достигая их основ. Философская вера не противоположна знанию, но включает его в себя, не противоположна мышлению, но являет себя в нем. Вера есть в науке, но в философии она специфична. Верой называется сознание экзистенции в соотнесении с трансценденцией.

 

11. Философия: её уровни освоения действительности

Стакиваемся с мнением, будто философское знание сугубо теоретично. Философия якобы не имеет своей эмпирии, своего эмпирического уровня. Примыкает представление, согласно которому философия связана с явлением предметной действительности не непосредственно, а опосредованно, через теории частных наук.

Слишком жесткая связь философии и частных наук лишает философов свободы критического осмысления данных частных наук. Нацеливать их на установление связи с действительностью через подобные факты и теории неправомерно (позитивистский хвостизм – отказывает философии в праве на самостоятельность в отношении к естествознанию, к его теориям и фактам эмпирического уровня).

В создании мировоззрения участвуют многие науки. Способ – обобщающая работа философского мышления, снятие частного во всеобщем. Результат – высший уровень интегрированности научных знаний – философская картина мира и его познания, т.е. философское миросозерцание.

К мировоззрению ведет не столько путь индуктивного обобщения экспериментальных и естественнонаучных теоретических данных, сколько особый характер самих мировоззренческих проблем – их всеобщность не в формально-логическом, а в диалектическом смысле, как составляющая систему конкретно-всеобщего.

Философское знание имеет два уровня освоения действительности – эмпирический и теоретический.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ: сторонники утверждают, что в философском мировоззрении при его разработке нет и быть не может эксперимента, но нельзя отрицать возможность участия философов – специалистов по фил-м вопросам естествознания в осуществлении каких-либо мировоззренчески значимых экспериментов. Философское мировоззрение (отличие от естествознания) не яв-ся экспериментальным знанием (но в процессе его формирования опирается на наблюдение).

ЭМПИРИЧЕСКИЙ: основной логической формой выражения мировоззренческого знания выступает ФАКТ (философский). Связано с экспериментом. А философия не экспериментальная наука.

ФАКТэто такое знание, которое выражает какой-либо момент, фрагмент предмете философии и вносит новое в обоснование и развитие фил-го мировоззрения и философской методологии. Его особенности:

1. Репрезентация отдельных фрагментов фил-го мировоззрения.

2. Разнообразие источников информирования. Факты естественных наук опираются на относительно гомогенный источник.

Теоретический уровень мировоззренческого знания (научная сторона фил-ии) состоит из теорий разной степени общности. Уровни:

1. Разрабатывались теории причинности, целостности, времени. Это подуровень, соотносимый с отдельными категориями.

2. Комплексы категорий, составляющие общетеоретические принципы (субстанциального монизма, детерминизма).

3. Онтология, теория познания и другие фил-ие дисциплины (возможно систематизация категорий отд.дисциплин).

4. Метафилософия – уровень теории фил-ого знания (меняется характер и направленность категории, из предметно-содержательной в метатеоретическую, исследующую логическую структуру фил-ого знания).

Разделение на эмпирическое теоретическое уровней (хараткер деятельности) применимо к философии: на уровне формирования фил-их фактов, эта деятельность состоит в применении всеобщих категорий, а на теоретическом – в разработке фил-ого категориального аппарата.

Помимо разграничения двух уровней надо разделять философское и внефилософское знание!

ФИЛОСОФСКОЕ: в развитии опирается на 2 рода оснований: философские (все фил-ие и теоретические обобщения способные содействовать приращению фил-го знания) и внефилософские (базис мировоззрения дифференцирован).

Опираясь на внутри- и внефилософские основания, философы разрабатывают содержание отдельной категории, результат – общее развитие содержания всей системы категорий.

ВНЕФИЛОСОФСКОЕ: нередко называют «эмпирическим базисом философии». Придание статуса эмпирического естествознанию в узких пределах может актуализировать натурфилософские тенденции.

В своей структуре философско-мировоззренческое знание имеет 2 уровня: фактуального познания и теоретического. Внефилософские основания мировоззрения находятся за пределами не только теоретического, но и фактуального уровня.

ВЫВОД: многосторонние связи философии с жизнью, с социальной и природной действительностью, глубокие знания о явлениях действительности – необходимое условие развития философии и продуктивных фил-их размышлений.

12. Философия: герменевтическая деятельность

ГЕРМЕНЕВТИКА – искусство и теория истолкования текста. Начала герменевтики восходят к античности. Произведение Аристотеля «Об истолковании» связано с проблематикой герменевтики.

ЭТАПЫ:

- С возникновением христианства искусство и теория истолкования на долгое время стали рассматриваться как инструмент правильного понимания Библии.

- В н.19 века философ и протестантский теолог Шлейермахер расширил понятие герменевтики, рассматривая возможность ее применения не только к библии, но и к другим текстам. Для него герменевтика стала способом понимания характера и психологии автора текста. Его труды положили начало дурному развитию герменевтической проблематики. При этом ее направленность на постижение внутреннего мира автора оставалась неизменной.

- Этап связан с философом Дильтеем. Он связал с герменевтикой обширную область знания, занятую изучением культуры и истории. В их число попадали все науки, изучающие об-во и чел-а. Подчеркнутое философом значение герменевтической задачи для реконструкции событий об-ой жизни, а также ее связь с внимательным отношением к внутреннему миру людей, ставших составной частью предмета изучения, были восприняты последующим развитием науки и философии.

Герменевтика стал рассматриваться как одно из важнейших методов социально-гуманитарных дисциплин.

- Следующий этап сделан в 20 веке и был связан с возникновением философской герменевтики. Она в полном объеме восприняла все достижения герменевтики как метода социально-гуманитарных наук. Понимание и интерпретация – ее основные понятия. Ее возникновение означало, что из учения о методе познания она превращалась в учение о бытие. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – процесс проникновения в глубь смысловой структуры текста, подчинена главной герменевтической задачи – понимания.

Возникает идея герменевтического круга – это принцип понимания текста, основанный на взаимосвязи части и целого (понятия относительные). Понимание целого скла-ся из понимания частей, а для понимания частей нужно понимание целого. Эта идея предполагает также, что беспредпосылочного понимания не существует. То есть перед пониманием текста и т д субъект уже имеет представление о том, что должен будет понять (таким образом уже настроен на волну). Содержание первичного понимания опред-ся в фундам-х чертах традицией гуманитарной культуры, к которой принадлежит субъект, а в конечно итоге – языком.

ЦЕЛЬ понимания – перенести смысловую связь из другого мира в собственный (речь о внимательном отношении к внутреннему миру другого чел-а, к иной культуре).

Философская герменевтика рассматривает сквозь призму понимания весь объем челов-х взаимоотношений. Моральный пафос связан с озабоченностью опасными последствиями разобщенности людей. Ф.Г. – яркое свидетельство отличительных черт культуры 20 века, ее постклассичности, она рассматривает свойственные классической философии и науке представления о чел-ке и субъекте, противопоставленном миру, и о мире как объекте в качестве упрощенных.

Герменевтическое учение обнаруживает черты, отличающие его от философской классики:

1. Субъект более сложен, чем обрисовывался классическими представлениями. Он не представлен только лишь сознанием.

2. Противопоставление человека и мира оправдано только в узких рамках – для методологических потребностей классического естествознания.

 

13. Функции философии: проблемная ситуация в их осмыслении.

Одухотворяющая

Где именно она срабатывает?

Она проявляет себя вне служебном познании философии, осознание её (фсф) не просто как науки, но в осознании фсф, как уникальную относительную самодостаточную и суверенную дух. ценность. Хар-тся:

1. Фсф не всезнайка, помогающая челу познать всё и вся. Сама фсф несёт в себе достаточно уникальное и конкретное содержание, кот. включает его нормы, знания, ценности.

2. Самафилософия несет в себе достаточно конкретное содержание.Включает фил-е знание и основывается на нем императивы, нормы, ценности. Это не средство для чего-то, это самоценность и самозначимость. Ее воздействие неоспоримо.

3. Фсф как ценность, оказывается неустранимым компонентом собственно человечности человека. Фсф яв-ся компонентом самосознания человека, эта компонентность обнаруживается в 2 смыслах:

а) как содержание того, что чел думает о самом себя.

б) как способность соотнесения себя с собой, классическим примером яв-ся экзистенциализм (существование – возможность посмотреть на себя по-иному).

Методологическая:

эвристическая - Фсф не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия общеметодологического хар-ра. Возможно обнаружение всеобщих сторон развития. Важное значение имеет участие фсф в создании гипотез или теорий, использование представлений – о причинности, про-ве, времени. Н: 1. Классическая механика построена на логической схеме фсф принципа причинности. 2. квантовая механика базируется на общекатегориальной структуре. Роль фсф в развитии частных наук весьма значительна, в отношении формирования гипотез и теорий Не всегда фсф на виду, далеко не всегда в качестве методологии на переднем крае. фсф метод чаще всего действует с «Тыла». Без мировоззренческих понятий невозможно развитие науки.

Координирующая - Существо этой фн в координировании методов в процессе исследования. Фсф метод не может привести к успеху в науке, если при решении частных задач применяется в отрыве от общенаучных и специальных методов. Он не есть некая отмычка, кот позволяет сама по себе делать какие-то открытия в частных науках. Координирующее воздействие фсф метода осуществляется не автоматически. Принцип взаимодополнительности и принцип доминирования.

Интегрирующая - (от лат восстановлении. восполнение), означает объединение в целое каких-либо частей. Применяются во многих науках. В фсф связан с представлением об объединяющей роли фсф знания по отношению к множеству эл-тов. Помимо связующих дисциплин имеются и типы наук-интеграторов: Синтезирующие, объединяющих ряд далеко стоящих друг от друга наук. Интеграции по методу, к нему относятся математический и фсф методы. Научная фсф выполняет свою фн непосредственно, с другой стороны опосредованно. через серию интеграторов разной степени общности. Фсф выступает самым общим интегратором. Она нацелена на преодоление разобщенности и социальных структур, включая взаимную отчужденность материального про-ва и духовной культуры, умственного и физического труда.

Логико-гносеологическая - Она заключается в разработке фсф метода, его нормативных принципов, тех или иных понятий. Частные науки спец не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Но они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологией познания. Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности различных областях теоретического естествознания.

 

МОДЕЛИ генезиса.

Исторически складываются 2 модели становления фил-го знания:

- абсолютная модель появления философского знания. СУТЬ: не существует внешней фил-ой традиции. Фил-ое знание возникает в данной конкретной культуре. Примеры: воз-ие фил-ого знания в 3 культурах (др.Греция – возникает философия, др.Китай – философское знание, др.Индия – философское знание).

- привнесенная модель. СУТЬ: существует внешняя определенная традиция. Она привносится в ту или иную конкретную культуру. Примеры: появление философии в средневековой…русской культуре.

ВОПРОСЫ генезиса.

СУТЬ: те вопросы, которые формулируют исследователи, реставрируя появление фил-ого знания. Включают в себя список:

Где возникает фил-ое знание? Когда оно возникает?

Различают 2 тональности:

А). Смысл хронологический – речь идет о известной и общепринятой исторической хронологии.

Б). Смысл социальный – на каком этапе появляется возможность философии, и когда она реализуется.

Из чего возникает философское знание?

Обычно этот вопрос фиксируется специальным пунктом «источники появ-я философии». Есть 2 источника:

А). Социальные условия.

Б). Теоретические условия.

Почему возникает философское знание?

Считается, появление философского знания – это ответ на некоторые общественные конкретные потребности.

Каким образом оно появляется? Первые творцы философского знания?

 

Содержательный

Приоритетность реализуется следующим образом. Философская онтология по Аристотелю-1 фсф занимающаяся образованием предельных значений. Они исходные постулаты дальнейшего философствования.

Феномен, именуемый предельным значением, представим его ключ. Характеристики:

1 Предельное значение может быть и не столько субъек-ским произволом того или иного философа, они – необходимость любого философского учения. В это легко убедиться, присмотревшись к тому или иному философскому учению.

2 Сам факт предельных значений, создаваемых онтологией, не новации современной фсф. Архивы свидетельствуют о выступлении фсф предельного значения под разными терминами, именами.

3 Предельное значение-суть, некоторые всеобщие метафоры (мровая воля, сверхчеловек, абсолютная идея - используемые для создания концептуальности фсф УЧЕНИЯ).

Заметим, на роль предельного значения мыслители выбирают некоторые термины. Из существующих равнозначных, эквивалентных всеобщих значений: Н-Бытие - характеризуется группа следующих значений: собственно бытие, реальность, действительность. Каждый термин из группы значений может быть выбран на роль центральной фигуры, после содержательной концепции термин объявляется фундаментальным понятием.

4 Какие фундаментальные понятия выполняют предельные значения? Выделяют 2 такие функции:

1 значение онтологии определяют координаты мировосприятия, отбор факторов, качественность теоретической конструкции, называемой фсф учением.

2 Значение онтологии конституирует в матрице теоретизирования и в других областях собственно философии: гносеологии, антропологии, этике, эстетике.

 

34. Базовые характеристики онтологии: её термины и предметная сфера

Специальные исследования приписывают признаки онтологии:

  1. Онтология имеет свой собственный термин.
  2. Онтология имеет свой акцент, свою сферу
  3. Свой язык (сущее, бытие, бытие в себе, но для других).
  4. Онтология пользуется разными методами описания предмета.

Антология и её предмет.

Признается предметность онтологии. Заметим, встречается иное обозначение этой характеристики. Интенция онтологии (направленность) объект-предмет онтологии.

Предметное проявление онтологии.

Её термин

Имеет собственное имя ГНОСЕОЛОГИЯ.

- Ономастические составляющие этого термина: греческое слово, состоит из 2 слов гносис – знание, logos – слово, понятие, учение, теория, наука.

Заметим, в Советской лит-ре закрепилось иное значение – «теория познания».Термин гносеология в 2 значениях:

а) гносеология, как учение о всеобщих механизмах и познавательной деятельности человека. О знаниях вообще, без относительно к его видлам и формам.

б) как фсф учение, предметом исследования которого яв-ся научное познание в его специфических хар-ках.

Заметим, в этом случае вместо термина гносеология используется другой – эпистемология. Эпистемология – знание в отличие от мнения, но в некоторых случаях, они совпадают с гносеологией.

- введение термина Гносеология

Когда вводится термин Г.? Сам термин появ-ся недавно, в середине 19 века. спец. называют две даты: появ-ся 1832 (заметим, до этого гнос-ая проблематика изучалась над другими терминами: анализ ума, критика разума, исследование познания). 1854 г. (считается, что философ Дж. Феррер).

- Гносеология её предметная сфера.

Предмет достаточно очевиден, лежит на поверхности, это познавательная деятельность человека. Процедура не простая, имеет собственную логику познания. В отеч. лит-ре сложилось 2 позиции понимания предметности:

1. УЗКАЯ:

В чем ее узость? Акцент на знание об изучаемом объекте. Позиция представлена Дубровским, суть позиции фиксируется в знании о соответствующем объекте и незнание о нём – это и яв-ся предметом исследования гносеологии.

Выявляются:

- критерии истинного знания

- формы истинного знания (факт и теория).

- методы и средства адекватного отображения действите


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.156 с.