Билет 31.2. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Билет 31.2. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии

2017-11-28 364
Билет 31.2. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в ср века и Новое время (Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм и др.Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чув-в, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна. Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Это положение первоначально, когда философское знание окончательно еще не порвало с представлением о богах, касалось именно богов, а затем уже природных вещей. Древнегреческий философ Протагор (ок. 490 – 420 гг. до н.э.) сомневался в сущ-вовании богов. По отношению природных явлений он обосновывал взгляд, согласно которому “как оно кажется, так оно и есть”. Разным людям св-венны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому “человек есть мера всех вещей”. Сущности же самих вещей, сокрытые их проявлениями, человек вообще не способен постичь. Древнегреческий философ Пиррон (360 – 270 гг. до н.э.) считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться. Его обоснование не лишено интереса. Пиррон считал, что человек стремится к счастью. Счастье же, по его мнению, слагается из двух компонентов: 1) отсутствия страдания и 2) невозмутимости. Состояние же невозмутимости, безмятежности достижимо при познании, но не всяком. Чувственные восприятия достоверны. Если нечто кажется мне горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Билет 32.1. Субстанциальные концепции бытия: материализм и идеализм. Бытие — предельно общее понятие о сущ-вовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физ, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их св-ва, связи и отношения. Бытие — это чистое сущ-вование, которое не имеет причины, оно причина самого себя и является самодостаточным, ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым. Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает сущ-вование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Идеализм — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии. Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в 18 в. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется 2 основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих сущ-вование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.Отрицает сущ-вование мира в виде совокупности рез-тов познавательной деят-ти органов чув-в и суждений a priori. При этом признает их сущ-вование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В кач-ве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). Субъективный идеализм — группа направлений в философии, представители которых отрицают сущ-вование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальная форма субъективного идеализма - солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется сущ-вующим лишь в его сознании. Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли. Др представителями являются Фихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант. Среди философских течений 20 в. к субъективному идеализму иногда относят различные школы позитивизма (махизм, операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из нее экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.).

Билет 32.2. Сознание и язык. Сознание — это функция мозга, св-венная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их рез-тов. Язык — наиболее дифференцированное и объемлющее ср-во выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.Язык и сознание происходят из глубокой древности. 2основных функции языка:— служить ср-вом общения; — служить орудием мышления. Речь — это процесс общения (обмена мыслями, чув-вами, пожеланиями и т. п.), осущ-вляющийся с помощью языка. Язык — это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм соц наследственности. Процесс общения складывается из 2 связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.Обращаясь к др людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чув-ва; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д.Сознание и язык являются единым целым: в своем сущ-вовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.Язык — это непосредственнаядеят-ть сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям; протекает процесс оперирования понятиями.Сознание является отражением действительности, а язык — ее обозначением и выражением в мысли.Человек принимает информацию не только с помощью обычного языка, но и поср-вом разнообразных знаковых форм. Знак — это материальный предмет, процесс, действие, которые выполняют в процессе общения роль представителя чего-то другого и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаковые системы — это материальная форма, в которой осущ-вляются сознание, мышление; реализуются информационные процессы в об-ве; реализуются информационные процессы в технике.В них входит вся сфера психики и сознания: понятийные компоненты; чув-венные компоненты; эмоциональные компоненты; волевые побуждения.Среди неязыковых знаков выделяются:— знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и т. п.);— знаки-признаки (озноб — симптом болезни, туча — предвестник приближения дождя и т. п.);— знаки-сигналы (звонок, аплодисменты и т. п.);— знаки-символы (двуглавый орел символизирует российскую гос-венность.

Билет 33.1. Понятие сознания, его происхождение и сущность. Сознание - это высшая, св-венная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, к-рый представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется приобретаемыми только через общение с др людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чув-венных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в рез-те высшей психической деят-ти, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.“Начиная с «философии жизни», термин «сознание» становится неоднозначным и даже многосмысленным. С одной стороны, сохраняется «классический» смысл этого термина, согласно к-рому сознание тождественно познающему сознанию, как оно представлено в концепции самосознательного субъекта предшествующего рационализма. Сознание в этом смысле есть некоторое препарированное (т.е. удовлетворяющее ряду условий) образование, нечто вторичное, или рефлективное сознание. С др стороны, сознание понимается как нечто непосредственно схватывающее, понимающее, «знающее» само себя и свою основу. В этом втором смысле сознание и субъективность рассматриваются как специфический вид бытия, к-рый невозможно выразить в традиционной субъект-объектной форме. Бытие сознания есть предмет онтологии. Онтологическая трактовка сознания и субъективности осущ-вляется в современной западной философии по нескольким линиям, вычленение к-рых представляет известную трудность, ибо, как правило, в концепциях отдельных мыслителей различные линии анализа пересекаются и взаимодополняются. Условно можно выделить сл направления поисков: описание сознания как чего-то неотделимого и даже тождественного непоср. жизненной реальности («философия жизни», концепция жизненного разума Ортегии-Гассета); вычленение некоторого дорефлексивного уровня сознания и описание последнего в его сущностной «чистоте» и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр); фиксирование жизни сознания на феноменально-телесном уровне (Ницше, Мерло-Понти); выявление детерминаций сознания через языковые (герменевтика, Витгенштейн) и др структуры бессознательного порядка (психоанараметра в течение заметного времени сопровождается соотв. постепенным изменением состояния системы, но в опр момент происходит разрыв постепенности: состояние системы меняется скачком, система переходит на новый кач-венный уровень, кол-во переходит в кач-во. Затем повторяется все заново, но уже на новомкач-венном уровне. Диалектика как способ мышления и миропонимания противопоставляется софистике. Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия. Метафизический способ мышления "за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса". Представления о метафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить 2 концепции развития - диалектическую в метафизическую. Метафизическая рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение или как только кач-венные изменения без каких-либо кол-венных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга. Далее, метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь. Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п. Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство кол-венных и кач-венных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали

Билет 33.2. Бытие и человек: проблема смысла бытия. Бытие — исходная категория философии, в этой кат фиксируются убеждения человека в сущ-вованииокруж мира и самого чела. Бытие — однопорядковое понятие: действительность, реальность, сущ-вование. Впервые термин ввел Парменид (5-4вднэ). Во времена П люди стали терять веру в традиц богов г. Олимп, разрушалась вера в основы мира, чел теряет жизненную опору и людям нужна была вера в новую силу и П вместо власти Богов поставил власть разума, мысли. Парменид утверждает, что мировой порядок не может внезапно измениться. П показал, что за вещами предметного, чув-венного мира, есть то, что является гарантией сущ-вования этого мира. По П, Б — это то, что стоит за миром вещей и то что есть мысль. Б — едино, неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект. Утверждая, что Б — мысль, П имел в виду не субъективную мысль человека, а ЛОГОС — космический разум, кот раскрывает челу содержание мира. Отсюда, не чел открывает истину бытия, а она открывается челу. У Гераклита Б — чув-венно воспринимаемый мир. Г сводит Б к сущ-вованию атома, а множ-ть бытия объясняет бесконечным множ-вом атомов. Пустота — не бытие, она не познаваема. Познать можно лишь бытие. Бытие не сущ-вует без материи(фил категория, обозначающая объективную реальность, кот дана человеку в ощущениях его, кот копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них).Не бытие — это не исчезновение бытия, а переход из одной формы в др. ФОРМЫ по сущ-вованию: мир физ (окр мир), мир сознания (внутр мир человека, взятый в целом — не меньшая реальность, чем явления мат мира). Способы сущ-вования миров различны, но связаны. Бытие вещей: бытие природы как целого (без него не возможна жизнь и деят-ть, человек живет не только в естественном мире природы, его влияние ущербно, но создавая рукотворную природу, он воплощает знания); бытие вещей произведенных человеком (вторая природа). Бытие человека: бытие человека в мире вещей (в мире природы, чел-к предстает, как вещь среди вещей, как тело природы, бытие чела — единство тела и духа); специфически-человеческое (состоит в соединении 3х разных составных бытия, бытие чела — единства духовного и духовного, природного, индивидуального и родового, личностного и об-венного). Бытие духовного: Субъектированное духовное (внутр. дух — психич мир чела, принципы чел-го общения); Объективированное духовное (язык, все формы общ сознания)

Билет 34.1. Философские и научные концепции пространства и времени. Пространство, филос., необходимая форма, в которой располагаются все наши ощущения; оно всегда связано с ощущениями и не отделимо от них не только в восприятии, но и в представлениях. Следовательно, П.- неизбежная форма сознания, возникающая одновременно с ним, почему и невозможны ни эмпирическое объяснение его происхождения, ни определение его сущности. Исследованию подлежат лишь наши представления о П., их психологический состав и возникновение. Вопрос о сущности самого П. отдельными философами решается различно; наибольшим распространением пользуются учение критической философии, по кот. П., как мы его воспринимаем в опыте, есть наше представление, то есть вполне субъективно; оно не воспринимается извне, а налагается самим познающим субъектом на весь материал чувственного восприятия.Время, основная (наряду с пространством) форма сущ-вования материи, заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений. Оно существует объективно и неразрывно связано с движущейся материей.ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ, философские категории. Пространство — форма сущ-вования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время — форма последовательной смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные св-ва времени — длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие св-ва пространства — протяженность, единство прерывности и непрерывности.Пространство и время, всеобщие формы сущ-вования материи. П. и в. не сущ-вуют вне материи и независимо от неё.В научном познании были разработаны 2 основные концепции пространства и времени, которые получили название субстанциональной и реляционной. В рамках первой пространство и время понимаются как самостоятельные, сущ-вующие независимо от материи субстанции, внутри и на фоне которых происходят все движения и взаимодействия вещей. В науке эта концепция представлена абсолютным пространством и временем механики Ньютона. Вторая концепция связывает св-ва пространства и времени с отношениями между материальными системами и явлениями. Эта концепция отстаивалась Аристотелем, позднее - Лейбницем, в современной трактовке она соответствует тем понятиям пространства и времени, которые были разработаны в теории относительности Эйнштейна. Пространство и время представляют собой формы, выражающие опр способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные св-вами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания — движущейся материи — указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их сущ-вования абсолютно независимо друг от друга. Пространственными характеристиками являются положения относительно др. тел (координаты тел), расстояния между ними, углы между различными пространственными направлениями (отдельные объекты характеризуются протяжённостью и формой, которые определяются расстояниями между частями объекта и их ориентацией). Временные характеристики — «моменты», в которые происходят явления, продолжительности (длительности) процессов. Отношения между этими пространственными и временными величинами называются метрическими. Сущ-вуют также и топологические характеристики П. и в. — «соприкосновение» различных объектов, число направлений. С чисто пространственными отношениями имеют дело лишь в том случае, когда можно отвлечься от св-в и движения тел и их частей: с чисто временными — в случае, когда можно отвлечься от многообразия сосуществующих объектов.

Билет 34.2. Сознание, самосознание, бессознательное. Сознание — это высшая, св-венная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Ядро сознания:— ощущения; — восприятия; — представления; — понятия; — мышление. Компоненты структуры сознания — чув-ва и эмоции. Сознание выступает как рез-т познания, а способом его сущ-вования является знание. Самосознание — это осознание человеком своих действий, мыслей, чув-в, интересов, мотивов поведения, своего положения в об-ве.Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия др вещей, находящихся вне меня». Человек осознает себя: — через созданную им материальную и духовную культуру; — ощущения своего собственного тела, движений, действий; — общение и взаимодействие с др людьми. Формирование самосознания заключается: — в непосредственном общении людей друг с другом; — в их оценочных отношениях; — в формулировании требований об-ва, предъявляемых к отдельному человеку; — в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только поср-вом др людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру. Самосознание появилось в ответ на зов об-венных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции опр соц норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осущ-влять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их рез-ты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них. Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия — размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как кач-во психического, которое может присоединяться или не присоединяться к др его кач-вам. Быть сознательным — прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в сл мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Под бессознательным можно понимать 2 разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые. Разобравшись, что есть сознательное и бессознательное, можно выделить сл основные положения: господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» – психической инстанцией, образованной под влиянием системы об-венных запретов – табу. В особых «конфликтных» случаях бессознательные влечения «обманывают» цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболеваний) и т.п. Т.к. психическое не сводится к соматическому (телесному), то и исследовать психику нужно особыми методами, которые были разработаны Фрейдом и его последователями. Эти методы призваны за явным смыслом (или видимой бессмысленностью) проявлений бессознательного угадать их истинную подоплёку.

Билет 35.1. Наука. Формы и методы научного познания. Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается:— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;— в достоверном обобщении фактов; — в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности. Важнейшие методы научного познания: 1.восхождения ог абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным — конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным, называют методом; 2. моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя; 3. эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. Для научного познания характерно наличие двух уровней; эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание — сущностное, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Пытаться решить поставленную проблему можно двумя путями: искать нужную информацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы исследования в научном познании. Часто говорят, что теория — это обобщение практики, опыта ипи наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд особых логических приемов: 1. универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются на все возможные случаи; 2. идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут; 3. концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточно точный смысл и значение. С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания, наука включает в себя четыре необходимых компонента. Субъект науки – ключевой элемент научного познания – отдельный исследователь или научное сообщество, коллектив, в конечном счете – общество в целом. Объект науки – предметная область научного познания, то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина, все то, на что направлена мысль исследователя. Предмет науки в широком смысле – это некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности, либо конкретный объект, вещь в совокупности своих сторон, свойств и отношений. Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных спецификой их предметов. Язык науки – специфическая знаковая система – как естественный язык, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.). Методы научного познания. Получение и обоснование объективно-истинного знания в науке происходит при помощи научных методов. Метод (от греч. metodos – путь исследования или познания) – совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. В теории науки и методологии научного познания разработаны различные классификации методов. Одновременно наблюдение, измерение, практический экспе­римент относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие их доказательство или выведение следствий. Такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являются теоретическими методами. Существуют методы, приспособленные преимущественно для обоснования знаний (эксперимент, доказательство, объяснение, интерпретация), другие направлены на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение, аналогия, мысленный эксперимент). Итак, научное познание представляет собой отношение субъекта и объекта; обладает специфическим языком и включает в себя различные уровни, формы и методы: эмпирическое исследование (научный факт, наблюдение, измерение, эксперимент); тео­ретическое исследование (проблема, гипотеза, теория).

Билет 35.2. Иррационалистические концепции бытия (Шопенгауэр, Ницше). ИРРАЦИОНАЛИЗМ. 1. Философские учения, настаивающие на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающие осн. родом познания интуицию, чув-во, инстинкт и т. п. И. считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле.НИЦШЕ Фридрих -нем. философ, один из основоположников совр. иррационализма в форме философии жизни.ШОПЕНГАУЭР Артур — нем. философ-идеалист; снискал себе славу прежде всего как блестящий эссеист.К середине 19 в. в развитии западноевропейской философии происходит серьезный сдвиг - на передний план выступают иррационалистические концепции. Так же как и рационализм, иррационализм, как философское направление, начинает формироваться еще в античную эпоху. Артур Шопенгауэр. Одной из ярчайших фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр, который был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Гегеля.В основе мира, согласно Шопенгауэру, лежит воля, которая подчиняет себе интеллект.Насколько воля сильнее интеллекта, по словам Шопенгауэра, можно судить по собственным поступкам, потому что почти все они продиктованы не доводами разума, а инстинктами и желаниями. Самым сильным инстинктом в жизни является половая любовь, т. е. продолжение рода, а на самом деле — воспроиз-во новых поколений для страданий, мук и неминуемой гибели.Шопенгауэр отрицал все догматы христианства, в том числе и бессмертие души. По мнению Шопенгауэра, господство мирового зла и вера в Бога несовместимы.

Фридрих Ницше — немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.По мнению Ницше, мир — это постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же».Вслед за Артуром Шопенгауэром Ницше в основе мира называл волю: — как движущую силу становления;— как порыв;— как «волю к власти»;— волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральное понятие у Ницше — идея жизни. Он родоначальник направления, которое называется философией жизни. В человеке, по мнению Ницше, гл является принцип телесности и вообще биологическое организменное начало; интеллект же — это лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов.


 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.