Особенности средневековой философии. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности средневековой философии.

2017-11-28 177
Особенности средневековой философии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понять специфику средневековой философии невозможно без учета той колоссальной роли, которую играло в то время христианство. Зародившись еще в недрах античности, христианство в течении трех веков сосуществования с античной культурой превратилось из гонимой в официально признанную господствующую религию. Христианство, усвоив и кардинально переработав достижения античной философии, благодаря своей притягательности, и поразительной "проникающей способности", сумело превзойти высшее интеллектуальное достижение языческой античности -философию неоплатонизма (основатель Плотин, живший в III в н.э.) и завоевало умы и сердца не только простых людей, но интеллектуальной, культурной элиты античности.

В течении периода с III по V вв. н.э., который получил название периода, патристики, крупнейшие христианские мыслители (отцы Церкви) такие как Ориген, Климент Александрийский, Афанасий Великий, Василий Великий, Иоан Златоуст, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др., разработали и обосновали христианское вероучение.

Благодаря христианизации античной культуры, античная цивилизация не погибла после падения Западной Римской империи в 476 г.н.э. Христианство явилось духовной, мировоззренческой "скрепой", сохранившей преемственность в развитии западной культурной традиции.

Христианство являлось мировоззренческой доминантой средневековой культуры. Для средневекового мировоззрения характерны теоцентризм, символизм и дуализм. Теоцентризм не означает, что Бог а центре мира в географическом, астрономическом плане. Бог не в центре мира, ибо Он вне мира как внепространственный и вневременной личностный Абсолют, обладающий свободной волей, разумом, всемогуществом и т.п. Бог -смысловой центр мира. Все от Бога и все к Богу. Бог и бессмертная человеческая душа - абсолютные ценности средневековой культуры.

Символизм означает, что мир, природа средневековым сознанием воспринимались как творение Бога, которые несамодостаточны, не обладают субстанциональной самостоятельностью и целиком находятся во власти Творца, под его попечительством и заботой. При этом природные явления воспринимаются не только в своем природном естественном качестве, но и как некие символы, представляющие (репрезентирующие) божественную реальность. Для средневекового мировоззрения был характерен тезис: "Книга природы написана божественными письменами", т.е. природные явления одновременно трактуются как некие знаки - символы, в которых "зашифрована" божественная мудрость. Расшифровать этот "кроссворд" составленный самим Творцом, приобщиться божественной мудрости было высшей целью средневекового познания. Кроме того, природа воспринималась еще и как поле проявления чудес. Чудо - это сверхъестественное вмешательство Бога в обычный естественный порядок вещей. Это вмешательство может изменить, нарушить любые привычные, регулярные связи и тем самым обесценить любую необходимость, закономерность. Бог как свободный Творец и Промыслитель властен над любой необходимостью. Поэтому для средневекового сознания понятие чуда столь же естественно, как для нас понятие закон природы. И наоборот, современное научное сознание исходит из того, что природа подчиняется необходимым, закономерным связям, что она самодостаточна, субстанциональна и ни в ком не нуждается. Чудес в природе нет, а есть только тайны (нераскрытые закономерности).

Поскольку в средние века природа как творение Бога не обладала субстенциональным, самодостаточным статусом, то и понятие "закон природы" было непонятно средневековому сознанию, ибо Бог не связан никакой необходимостью и в любой момент может ее "отменить", изменить и т.п. Для того, чтобы наука в современном смысле этого слова возникла, должно было произойти существенное "повышение" статуса природы, что и произошло в период позднего Возрождения.

Еще одним фактором, который препятствовал возникновению науки в современном понимании (как раскрытие необходимых закономерных связей природных явлений), был дуализм средневекового сознания. Это прежде всего дуализм Бога и мира (Бог и мир иноприродны, между ними непроходимая пропасть) и дуализм в самом творном мире, т.е. резкое отличие "в качестве" (по ценностной шкале) мира земного, подлунного, и горнего, небесного. Это препятствовало формированию представлений о единых законах небесного и земного миров (на чем основана механика Галилея - Ньютона). Это препятствие также было преодолено в период позднего Возрождения.

Ранняя средневековая философия (этап патристики), которая хронологически относится к поздней античности, существенно отличалась от этапа схоластики. Первый этап - это период глубокого кризиса античности, предверие ее гибели. Поэтому христианские мыслители (А.Августин) упор делают на волю, а не на разум. Разум особым доверием не пользуется в период социально - исторических катаклизмов. Поэтому и в Боге божественная воля как бы преобладает над божественным разумом. Мир удерживается от распада и гибели божественной волей.

Схоластика возникает в период зрелого средневековья (Х1-ХШ вв.). Более устойчивое, упорядоченное социальное бытие делает более спокойным и оптимистическим восприятие мира. Разум снова востребован. Крупнейшим систематизатором средневековой схоластики был Фома Аквинский (1225-1274 гг), который, сумев христианизировать Аристотеля, пытался рационально обосновать догматы христианства. Схоластика ("школьная философия") - это не только оторванные от реальной жизни словопрения (как иногда думают до сих пор). Это прежде всего рационально обоснованные, логически продуманные ходы мысли. А без развития логики, процедур рационального обоснования и доказательства, без четких дефиниций современная наука была бы невозможна.

В рамках средневековой схоластики шла упорная полемика между реалистами (Ф.Аквинским, А.Кентерберийский, П.Абеляр и др.) и номиналистами (У.Оккам, И.Росцелин). Первые считали, что общие понятия (универсалии) существуют самостоятельно и предшествуют единичным вещам. Вторые считали, что реальным бытием обладают отдельные единичные вещи, а общие понятия возникают лишь как результат абстрагирования в уме человека.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.