Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-11-28 | 128 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ФИЛОСОФИЯ
Содержание
Основные учения и понятия_______________________1-5
Предмет философии______________________________5
Специфика философии____________________________5
Функции философии______________________________5
Концепции бытия--------------------------------------------------5-6
Картины мира____________________________________6
Материя, движение, пространство-время_______________6
Диалектика_______________________________________6-7
Познание и сознание_______________________________7
Научное познание_________________________________7-8
Происхождение и сущность человека________________8-9
Ценности и смысл жизни__________________________9
Общество_______________________________________9-10
История философии_____________________________10-12
Основные философские учения и понятия
Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира. Представитель в немецкой классической философии Кант. С точки зрения агностицизма,познаются только феномены (явления), сущность же – не познаваема (Кант).
Феноменология – разделяет позицию агностицизма.
Аксиология – учение о ценностях.
Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.
Анализ – метод познания объекта посредством разложения его на части.
Анархизм – учение, согласно которому необходимо уничтожение государства как института насилия над личностью. (Бакунин, Кропоткин)
Антисциентизм – учение, согласно которому достижения современной науки приносят вред обществу. (Против науки)
Антитехницизм – учение, согласно которому развитие техники становится самоцелью.
Антропный принцип фиксирует связь между свойствами Вселенной и существованием в нём человека
Антропогене з – процесс становления и развития человека.
Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, ставшие культурными объектами.
|
Аскетизм – ограничение материального потребления только самым необходимым.
Атеизм – отрицание Бога
Антропоморфизм – очеловечивание природы, заселение её человекоподобными существами: водяными, лешими, человекоподобными богами: Нептун-бог морей, Марс – бог войны и т.п.
Вера – оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований.
Время характеризуется одномерностью и необратимостью
Гедонизм – учение, согласно которому смысл жизни в удовольствиях, наслаждениях.
Географический детерминизм – признание определяющей роли географической среды в существовании общества.
Герменевтика – учение о понимании (интерпретации) Основатель Шлейермахер (XIX в.), представитель Гадамер (XX в.)
Глобализация в экономической сфере выражается в выходе экономики за национальные (государственные) рамки.
Глобализация в политической сфере выражается в создании международных (межгосударственных) организаций и союзов.
Гносеологический оптимизм – точка зрения, согласно которой мир познаваем.
Гносеология (эпистемология) – учение о познании. Изучает 1) истину, 2) формы познания, 3) уровни познания, 4) методы познания.
Движение это любое изменение.
Дедукция – восхождение от общего к частному
Деизм – учение, согласно которому Бог выполняет в мире только функцию творения, а после сотворения мира он не участвует в его существовании, мир после сотворения существует по своим естественным законам.
Демографический детерминизм – признание определяющей роли народонаселения в существовании общества (Мальтус).
Детерминизм - учение о причинной обусловленности явлений. Для метафизического материализма характерна линейная концепция причинности (создатель – Лапласс), для диалектического материализма характерна сетевая концепция причинности.
Диалектика – учение о развитии и взаимосвязи явлений.
Идеалистическая диалектика – учение о развитии объективного духа. Создатель – Гегель.
|
Материалистическая диалектика – учение о развитии материи. Создатели: Маркс, Энгельс.
Дуализм – учение, в котором признаётся два первоначала – материальное и духовное (дуа – два). Представитель – Декарт.
Заблуждение – непреднамеренное искажение знания
Законы диалектики:
Что есть философия
Предмет философии
Предмет философии – 1) всеобщее;
Человек в мире.
Специфика философии
Философия в переводе с греческого – любовь к мудрости.
Родина термина «философия» - Греция.
Философия – донаучное знание. Она имеет умозрительный характер, т.к. не опирается на факты и эксперименты. Поэтому философские знания нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Философия, как и наука, оперирует понятиями и представляет собой теоретический тип знания.
Сходство философии и искусства – в том, что они имеют личностную форму.
Философия и искусство отличаются тем, что художественное знание выражается в образах, а философское – в понятиях.
Философия отличается от религии тем, что 1) философское знание является результатом познания, а религиозное - результатом веры; 2) философское знание имеет теоретическую форму.
Философия – это форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний об основных принципах человеческого бытия в мире.
Поскольку философия изучает человека в мире, она является мировоззрением.
Мировоззрение – это система знаний о мире и месте человека в нём. Существуют: обыденное, религиозное, научное, философское и др. типы мировоззрения.
Философия является особым типом мировоззрения.
Функции философии.
Философия выполняет
- мировоззренческую функцию, поскольку изучает человека в мире;
- методологическую функцию, поскольку включает в себя теорию познания и определяет методы научного познания;
- логико-гносеологическую, поскольку обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знани; разрабатывает философские методы.
- эвристическую, как следствие методологической, поскольку способствует открытию нового знания (эврика – открыл);
- нравственную, культурно-воспитательную функцию, поскольку включает этику – учение о добре и зле;
- эстетическую функцию, поскольку включает эстетику как учение о прекрасном;
- аксиологическую, поскольку включает аксиологию – учение о ценностях;
|
- прогностическую; поскольку помогает прогнозировать (предсказывать) ход развития бытия
- гуманистическую, поскольку способствует совершенствованию человека;
- социальная функция – в прогнозе будущего.
Философия бытия
Концепции бытия
Монистические – ( монизм – признание одного первоначала: либо материального, либо духовного): 1 ) идеалистические (Платон, Гегель), 2) материалистические (Демокрит, Бэкон, Маркс, Энгельс),.
Дуалистические – (дуализм – признание двух первоначал: материального и духовного): Аристотель, Декарт.
Онтология как учение о бытии впервые возникла в философии Парменида.
Парменид: противопоставлялбытие небытию. Бытие- неподвижно, неизменно, умопостигаемо, совершенно. Три совершенных качества бытия: Истина, Добро и Благо. В отличие от «бытия» конкретные вещи изменчивы, конечны, несовершенны.
Досократики ( древнегреческая философия) отождествляли бытие с космосом.
Гераклит (древнегреческая философия) признавал изменяющееся, становящееся бытие, бытие в движении, в противоречии. Основа бытия – огонь.
Демокрит, Левкипп: основа бытия – атомы.
Платон: противопоставлял истинное бытие вечных и неизменных идей неистинному бытию преходящих, недолговечных конкретных вещей.
Аристотель: бытие характеризуется формой и материей. Различал бытие возможное и действительное.
В религиозной философии противопосталялось божественное бытие (бытие Бога) сотворённому бытию (бытию сотворённых Богом вещей).
В философии Возрождения бытие – это природа, реальность, противостоящая человеку. Природа рассматривается вне отношения к ней человека.
Декарт: бытие связано с сознанием: «Мыслю – следовательно, существую».
Кант: бытие всего лишь способ связи понятий: «Человек есть существо нравственное».
Гегель: объективно-идеалистическое бытие, бытие объективного духа. Принцип тождества бытия и мышления.
Маркс, Энгельс: бытие природы, бытие общества, бытие человека. Сформулировали основной вопрос философии как вопрос об отношении сознания к бытию. Бытие – первично, сознание - вторично. Основа общественного бытия – способ производства. «Человек – это совокупность общественных отношений).
|
Фромм: противопоставлял бытие и обладание. Автор «Быть или иметь».
Сартр: противопоставлял материальное и человеческое бытие.
Хайдеггер: бытие конкретного индивида (здесь-бытие).
Картины мира.
Картина мира – это целостный образ мира, исторически обусловленный.
Философские картины мира:
- космоцентризм – картина мира, центром которой является космос; характерна для древней философии;
- теоцентризм – картина мира, центром которой является Бог (тео – Бог); характерна для средневековой философии;
- антропоцентризм – картина мира, центром которой является человек (антропос – человек).
Философско-мировоззренческий рационализм исходит из отрицания Бога.
Научные картины мира:
Механическая (Ньютоновская) картина мира базировалась на понятиях неделимой корпускулы, абсолютного пространства и времени, бесконечной скорости движения, непрерывности и др.
Квантово-механическая и релятивистская (Эйнштейн) картина мира базировалась на понятиях делимой корпускулы, относительности пространства –времени, Конечной скорости движения, дискретности и др.
Научная наиболее разработанная картина мира – физическая.
Связь между свойствами Вселенной и существованием в нём человека фиксируется в антропном принципе.
Религиозная картина мира
Религиозная картина мира характеризуется принципом творения и удвоения мира (на земной и потусторонний).
Мифологическая картина мира
Мифологическая картина мира характеризуется антропоморфизмом (наделением природы человекоподобными существами, перенесением на природу человеческих свойств).
Категории
Детерминизм – учение о причинной обусловленности явлений. Для метафизического материализма характерна линейная концепция причинности, для диалектического материализма характерна сетевая концепция причинности.
Индетерминизм – это учение, отрицающее причинность.
Сущность – это категория, отражающая глубинные, фундаментальные свойства объекта.
Явление – это категория, отражающая поверхностные, чувственно воспринимаемые свойства объекта.
Сущность и явления взаимосвязаны и познаваемы (диалектический материализм).
Философия познания
Сущность и природа познания
Познание – это отражение действительности в сознании человека (диалектический материализм).
Сознание – это способность человека отражать мир в идеальных образах. Оно включает в себя три сферы: 1) познавательную (мышление и чувства), 2) эмоциональную,3) волевую.
Главные свойства сознания: интенциональность, идеальность, активность.
Формы сознания: индивидуальное и общественное
|
Формы биологического отражения: ощущения, раздражимость.
Элементарные формы отражения – механическое, физическое.
Носитель познавательной активности – субъект (не индивид, а общество.)
Гносеологический оптимизм – учение, которое признаёт познаваемость мира. Существует материалистическое и идеалистическое направления гносеологического оптимизма.
В античной философии признаётся познаваемость мира (знание – копия предмета), но не учитывается активность субъекта (созерцательный материализм). (5в до н.э.)
В религиозной философии признаётся познаваемость мира, т.к. Бог наделил человека способностью познавать (идеализм).
Гегель: в основе мира лежит саморазвитие объективного духа. И объект, и субъект – формы духа. Дух в форме субъекта познаёт себя в форме объекта. Отсюда признание познаваемости мира (Идеализм). (19в)
Марксистская философия: признание познаваемости мира в процессе активной преобразовательной деятельности субъекта (диалектический материализм).(19-20вв.)
Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира
Кант, Юм признавали познаваемость только ощущений, восприятий, получаемых от объекта, но не сам объект (субъективный идеализм, агностицизм).18в.).
С точки зрения агностицизма,познаются только феномены (явления), сущность же – непознаваема (Кант)
Конвенционализм – учение, согласно которому все теории – лишь удобные соглашения (Пуанкаре), разделяет позицию агностицизма.
Феноменология – учение, согласно которому задачей философии является описание феноменов. (Гуссерль). Разделяет позицию агностицизма.(20в.)
Теория символов – учение, согласно которому знание – это не образ, а только символ объекта (Гельмгольц). Разделяет позицию агностицизма.
Инструментализм – учение, согласно которому знание – это лишь инструмент для вычислений и предсказаний.). Разделяет позицию агностицизма.
Проблема истины
Истина – это адекватное отражение объекта в сознании человека (классическая концепция), использует принцип корреспонденции.
Истина – это знание, которое ведет к успеху (прагматизм).
Гносеологический релятивизм отрицает возможность объективной истины
Критерий истины в диалектическом материализме – практика.
Научное познание
Наука возникла в 16 – 17 вв.
Кумулятивизм - учение, согласно которому развитие науки представляет собой последовательное накопление истин.
Сциентизм – направление, преувеличивающее роль и возможности науки.
Экстернализм – учение, которое признает движущие силы развития науки во внешних факторах.
Интернализм – направление, согласно которому движущие силы развития науки – внутренние научные идеи.
Научная революция – процесс вытеснения старой парадигмы и замены ее новой.
Т.Кун – автор термина «парадигма».
К ненаучным формам познания относятся: паранаука, лженаука.
Период зарождения технических наук – вторая половина 18 в.
Научно-техническая революция – качественные изменения в технике и технологии 20 в.
Антитехницизм – направление, согласно которому техническое развитие становится самоцелью.
Критерии научного знания – объективность, системность.
Гипотеза – научное предположение.
Высшая форма научного познания – научная теория.
Формы научного познания
Чувственное познание - это отражение поверхностных свойств объекта, воспринимаемых органами чувств. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Логическое познание, или рациональное познание, или абстрактное мышление – это отражение существенных, фундаментальных, глубинных свойств объекта, не воспринимаемых органами чувств. Формы рационального познания (логического мышления): понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это единица мысли, отражающая существенные признаки в форме слова.
Суждение – отражение существенных признаков в форме предложения, в котором что-либо утверждается либо отрицается.
Умозаключение – это отражение существенных признаков в форме совокупности предложений, связанных логическими правилами.
Уровни научного познания:
Методы научного познания
Эмпирические методы – наблюдение, эксперимент
Наблюдение – это восприятие объекта в естественных условиях, которые субъект не может контролировать и воспроизводить.
Эксперимент – восприятие объекта в искусственно созданных условиях, которые субъект может контролировать и воспроизводить.
Общелогические методы (пути) познания: индукция и дедукция.
Индукция – восхождение от частного к общему.
Дедукция – восхождение от общего к частному.
Теоретические методы
Анализ – разложение на части.
Синтез – объединение частей в единое целое.
Моделирование – изучение объекта посредством замещения его моделью – физической или идеальной.
Философия человека.
Человек и природа.
Природа- не созданная человеком часть материального мира.
В качестве живого существа человек характеризуется физиологическими потребностями, деятельностью и способностями к ней.
Природные жизненные силы человека проявляются в его способностях и задатках.
Социал-дарвинизм – биологизаторская концепция человека и общества.
.
Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, ставшие культурными объектами.
Отчуждение – существует тогда, когда результаты человеческой деятельности отделились от него и стали господствовать над ним.
Социальная философия.
6.1 Общество и его структура.
Общество – это надприродная, надиндивидуальная общность людей, являющаяся результатом их совместной деятельности.
Сферы общества: материально-производственная, социальная, политическая, духовная.
Производительные силы и производственные отношения – элементы материально –производственной сферы.
Классы – большие группы людей, различающиеся своим местом в общественном производстве (собственники и несобственники).
Географический детерминизм – признание определяющей роли географической среды в существовании общества.
Демографический детерминизм – признание определяющей роли народонаселения в существовании общества (Мальтус).
Технологический детерминизм – признание определяющей роли техники в развитии общества.
Теория факторов признаёт равнозначность экономических, технических, природных и др. условий в развитии общества.
Развитие общества
«Осевое время» - время, с которого началась история человечества (Ясперс)
Концепции общественного развития: формационная (Маркс) и цивилизационная (Шпенглер, Тойнби,)
Формационная концепция существует в рамках марксистской философии общества – исторического материализма.
Формация – конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства.
Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества.
Мыслитель, утверждавший, что способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы – Маркс.
В формационной концепции выделяют следующие ступени общественного развития: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Цивилизационный подход к истории предполагает признание множества равноценных по уровню зрелости культур.
Теория стадий роста существует в рамках цивилизационного подхода (Белл, Тоффлер). В этой теории выделяют: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации.
Для доиндустриальной цивилизации характерно аграрное производство,примитивные орудия труда.
Для индустриальной цивилизации характерно индустриальное производство, его механизация;
Для постиндустриального (информационного) общества характерны автоматизация и информатизация.
Главной особенностью постиндустриального производства является то, что наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни.(Белл)
Главными социальными институтами постиндустриального общества стали университеты и научно-исследовательские организации.
Противопоставление культуры и цивилизации характерно для неклассической философии 19-20 вв.(Шпенглер)
Данилевский – создатель теории культурно-исторических типов. Автор книги «Россия и Европа».
Шпенглер – автор «Заката Европы», и он же считал цивилизацию завершающей ступенью культуры.
Понимание цивилизации как стадии общественного развития, сменившей дикость и варварство, характерно для Энгельса.
Тойнби – философ, считавший, что развитие цивилизации обусловлено действием «вызова-ответа».
Гумилев – автор пассионарной теории этногенеза.
Сорокин – автор стратификационного подхода
Парсонс – представитель структурно-функционального подхода.
Философская школа, считающая, что глобализация – завершающая стадия капитализма, - транснационализм.
Главным признаком циклического развития являются волнообразные циклы.
С точки зрения аксиологического подхода, культура – это система ценностей.
Культура становится специальным предметом исследования в философии Просвещения (Гердер)
Культура – часть окружения, созданная самими людьми.
Культура – система надбиологических программ жизнедеятельности человека.
Культура –деятельность людей по воспроизводству и обновлению социального бытия, а также продукты и результаты этой деятельности,
В отличие от материальной, духовная культура направлена на совершенствование общественного сознания.
Бжезинский назвал современное общество технотронным
.
Человек и общество
История философии
Этапы исторического развития философии:
Философия 17 века.
Развитие капитализма и науки.
Главная проблема – разработка научного метода.
Главный раздел философии – гносеология (эпистемология)
Философия 19 в.
ФИЛОСОФИЯ
Содержание
Основные учения и понятия_______________________1-5
Предмет философии______________________________5
Специфика философии____________________________5
Функции философии______________________________5
Концепции бытия--------------------------------------------------5-6
Картины мира____________________________________6
Материя, движение, пространство-время_______________6
Диалектика_______________________________________6-7
Познание и сознание_______________________________7
Научное познание_________________________________7-8
Происхождение и сущность человека________________8-9
Ценности и смысл жизни__________________________9
Общество_______________________________________9-10
История философии_____________________________10-12
Основные философские учения и понятия
Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира. Представитель в немецкой классической философии Кант. С точки зрения агностицизма,познаются только феномены (явления), сущность же – не познаваема (Кант).
Феноменология – разделяет позицию агностицизма.
Аксиология – учение о ценностях.
Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.
Анализ – метод познания объекта посредством разложения его на части.
Анархизм – учение, согласно которому необходимо уничтожение государства как института насилия над личностью. (Бакунин, Кропоткин)
Антисциентизм – учение, согласно которому достижения современной науки приносят вред обществу. (Против науки)
Антитехницизм – учение, согласно которому развитие техники становится самоцелью.
Антропный принцип фиксирует связь между свойствами Вселенной и существованием в нём человека
Антропогене з – процесс становления и развития человека.
Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, ставшие культурными объектами.
Аскетизм – ограничение материального потребления только самым необходимым.
Атеизм – отрицание Бога
Антропоморфизм – очеловечивание природы, заселение её человекоподобными существами: водяными, лешими, человекоподобными богами: Нептун-бог морей, Марс – бог войны и т.п.
Вера – оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований.
Время характеризуется одномерностью и необратимостью
Гедонизм – учение, согласно которому смысл жизни в удовольствиях, наслаждениях.
Географический детерминизм – признание определяющей роли географической среды в существовании общества.
Герменевтика – учение о понимании (интерпретации) Основатель Шлейермахер (XIX в.), представитель Гадамер (XX в.)
Глобализация в экономической сфере выражается в выходе экономики за национальные (государственные) рамки.
Глобализация в политической сфере выражается в создании международных (межгосударственных) организаций и союзов.
Гносеологический оптимизм – точка зрения, согласно которой мир познаваем.
Гносеология (эпистемология) – учение о познании. Изучает 1) истину, 2) формы познания, 3) уровни познания, 4) методы познания.
Движение это любое изменение.
Дедукция – восхождение от общего к частному
Деизм – учение, согласно которому Бог выполняет в мире только функцию творения, а после сотворения мира он не участвует в его существовании, мир после сотворения существует по своим естественным законам.
Демографический детерминизм – признание определяющей роли народонаселения в существовании общества (Мальтус).
Детерминизм - учение о причинной обусловленности явлений. Для метафизического материализма характерна линейная концепция причинности (создатель – Лапласс), для диалектического материализма характерна сетевая концепция причинности.
Диалектика – учение о развитии и взаимосвязи явлений.
Идеалистическая диалектика – учение о развитии объективного духа. Создатель – Гегель.
Материалистическая диалектика – учение о развитии материи. Создатели: Маркс, Энгельс.
Дуализм – учение, в котором признаётся два первоначала – материальное и духовное (дуа – два). Представитель – Декарт.
Заблуждение – непреднамеренное искажение знания
Законы диалектики:
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!