Проблема человека в философских взглядах софистов и Сократа. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Проблема человека в философских взглядах софистов и Сократа.

2017-11-28 199
Проблема человека в философских взглядах софистов и Сократа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соц-я функция философии.

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопрос о ее функциях.

Одной из функций является социальная, которая является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. В общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. И именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку. Социальная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречие, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Социально - гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.

Китайская философия

Китайская философия имеет ряд оригинальных особенностей, которые связаны с китайскими культурными традициями. Главными особенностями китайской культуры является её прогностичность и традиционность. Кроме этого, в основе китайской культуры лежит китайский язык, который использует вместо алфавита образные идиограммы. В Китае национальная традиционная философия оказалась в основе культуры, поэтому китайская культура является светской и философской.

Особенности китайской философии.

1. Китайская философия устремлена к человеку и обществу.

2. В основе миропредставления лежит учение о взаимодействии противоположных начал Инь и Ян и о взаимодействии пяти первоэлементов: Дерева, Огня, Земли, Воды и Металла.

3. В китайской философии отсутствует богатая мифологическая основа, свойственная национальным философиям других культур.

4. Китайскую философию отличает прагматизм и заинтересованность в реалиях сегодняшнего дня.

5. Главной канонической книгой с базовыми мифологемами и основами философских представвлений является Книга Перемен “И-цзин”.

6. К основным направлениям китайской философской традиции относятся: конфуцианство, даосизм и буддизм.

Значение китайской философии

Китайская философия рассматривает динамику гармонизации системы “человек-общество-природа”, при этом она использует не понятие противоречий, а понятие противоположностей. Конфуцианская школа стала первой философской школой, которая обосновывала авторитарную власть и социальную иерархию. Даосизм создает философию естественного пути всех вещей, которая оказала влияние на многие философские концепции в мире.

Индийская философия

1. Постоянное взаимодействие религии, философии, мифа в течение всей её исторической традиции.

2. Антиэмпирический характер индийской философии.

3. Существуют две основные группы школ, различающиеся по отношению к ведам – астики, признающие основой религии Веды и настики, соответственно не признающие их, обе ищут просветление.

4. Ключевая фраза “Тат твам аси” (Ты одно с тем), провозглашает тождество духовной сущности человека и природы.

5. Основными понятиями почти всех школ являются страдание, освобождение от страдания и высшая реальность.

6. Познание высшей реальности связано с просветлением и самораскрытием.

7. Философская мысль характеризуется множественностью различных подходов, множеством школ.

Индийские Упанишады известны в мировой культуре как один из самых ранних памятников философской мысли. Они показывают, что философия существует уже более 2,5 тысячелетий. Среди восточных философий индийская имеет ряд оригинальных положений в достижении философской мысли. В Древней Индии судьба человека полностью зависела от случайности рождения в этой или иной касте, при этом древние мудрецы провозгласили: “все есть одно”, “все существа – проявления Единого”. Все есть одно – это начало философии, где впервые возвещается человечеству единение с окружающим космосом. Каждый мог себе сказать при виде любого живого существа: это ты сам (tat twam asi). Все есть видоизменение единой сущности.

Эта идея – единства всего, явилась началом человечности. А буддизм впервые провозгласил достоинство человека, способного стать нравственной личностью. Ему не надо искать бога, ибо он сам есть "единое со всем остальным". Человек может стать выше слепой и стихийной природы, но для этого он должен владеть собой, своими чувствами и желаниями. Сам, а не искать помощи Бога.

Буддизм противопоставил внешнему материальному миру уход от него, растворение в Нирване. Это был огромный прыжок человеческого духа от полной зависимости от материального мира, кастовости и т. п. к свободе.

Индийская мысль, при всей своей обособленности, оказала значительное воздействие на Запад как мысль, представляющая единство мира. Это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога и т. п. в целях чисто медико-физиологических, однако основой Йоги является философская система Санкхьи. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к имманентному, внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности.

Греческая философия.

Ранняя греческая философия. Её космоцентризм

Философия как культурная традиция появилась в Древней Греции. Философия как традиция возникает в результате попытки осмысления мира, где практически сразу же возникает вопрос: С чего всё началось? С чего начался Мир, откуда пошло всё живое и сам человек? То есть начинается поиск первоначала Мира. Постановка вопросов очень важна для философии. Выделение некоторого первичного начала не только не являет собой окончательного ответа, но и ставит всё новые и новые вопросы: Как общность начала проявилась в разнообразном мире? Что определило дальнейшее развитие мира? Как должны жить люди в этом мире, чтобы научиться гармонии между собой и окружающим? Философия развивалась как способ познания природы и формирования знания об окружающем мире и каждое поколение философов предлагало своё осмысление этого мира. Перед ними стояла задача объяснения этого мира как целого. По-видимому, источником первых философских воззрений в древней Греции, как в Индии и Китае, стали космогонические мифы. В произведениях Гомера и Гесиода появляется величественная картина создания окружающего космоса, в которой из первоначального хаоса сначала появляется Земля-Гея. Земля является первым стихийным космическим началом, по существу первоначалом, но осмысление сущности стихийного первоначала происходит только с появлением философии.

Космос у древних греков устроен по законам гармонии, само слово космос означает порядок, но этот порядок ещё и живой, одушевлённый. Чтобы его определить, то есть структуру и законы космоса, надо найти его исходную точку. Тогда можно будет смоделировать всю структуру и найти стратегию поведения человека, ей соответствующую. Решению вопроса о первоначале всего сущего и были посвящены усилия первых философов, которые жили в городе Милете Ионического побережья Малой Азии. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти Ф. направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегерческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. Может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (esp. Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит через всю дальнейшую историю Ф.

Стоики и эпикуры

Учение стоиков – стоицизм (Зенон, Клеанф, Хрисипп, Сенека, Марк Аврелий) складывалось на протяжении нескольких веков. Основателем стоицизма является Зенон из Кития. Дело в том, что Зенон Китийский философствовал в портике, который был выстроен на торговой площади. Портик (по-гречески - стоя) представлял собой архитектурное сооружение с открытым входом. По мнению стоиков, в мире действует строжайшая необходимость, а человек может стать счастливым, только если он будет жить в согласии с природой. В государстве не нужно строить храмы, суды и училища, по мнению Зенона. В природе всё предопределено богом, внутренне ей присущим. Стоики были пантеистами: они понимали бога как «сперматический логос», некую творческую силу, растворенную в мире. Смыслом и целью жизни человека является достижение единения с богом. Весь мировой процесс на разных уровнях представляет собой творящее созерцание или восхождение к Благу. Душа имеет существование во времени, является источником всяческого движения и связующим звеном между сверхчувственным и чувственным мирами. Можно сказать, что нижняя часть души практически неотличима от чувственного мира, «природы» (фюзис) – третьего эманата. Природа также имеет высшую и низшую части, и указанная неотличимость характерна для высшей ее части. Это – живая природа. Низшая же часть – мертвая природа. Природная составляющая мировой структуры Плотина мало интересовала. В целом, его взгляды на природу берут свои истоки у Платона и Аристотеля. Природа Плотина подразделялась на царство стихий, минералов, растений и животных.

В учении стоиков и неоплатоников были сформулированы многие идеи, которые были восприняты первыми христианами и развиты в дальнейшем в средневековой философии:

• понимание бога как предельного абсолюта, наивысшего совершенства, единственного источника всего существующего;

• тенденция к аскетизму, рассмотрение телесного как низшего;

• приоритет веры над разумом и др.

Эпикур помогает понять человеку как ему нужно жить. Человеку надо научится жить счастливо. Счастливая жизнь в благоразумии и спокойствии. Человеку свойственно стремление к удовольствию, но безмерное стремление к удовольствию противоестественно. С точки зрения эпикурейцев, начало и условие всякого блага – здоровое тело и безмятежный дух. Соблюдение этих двух требований и позволяет воспринимать жизнь как наслаждение. Здоровье тела достижимо при соблюдении принципа меры. Спокойствию духа мешают два предрассудка: боязнь смерти и боязнь гнева богов. Эпикур обосновывает атомистическую концепцию в материалистическую сторону. То есть атомы у него имеют не только величину, размеры, форму, но и определённую тяжесть как маленькие «тела». Он считает, что первоначала – это неделимые телесные природы. Кроме этого, если у Демокрита атомы двигаются вследствие необходимости, то есть движение, а, значит, и его направление, детерминировано, то у Эпикура они «трясутся во все стороны», однако определена необходимость их движения, «атомы движутся непрерывно в течение вечности». То есть необходимость диалектически связана со случайностью. С позиций атомизма Эпикур доказывает, что поскольку душа смертна, то не следует бояться того, что будет после прекращения существования человека (и тело, и душа распадутся на атомы). Думать о смерти не надо, – «Когда человек есть – смерти нет, а когда смерть есть – человека нет». Богов также не стоит бояться, так как они не вмешиваются в человеческую жизнь.

Философия Платона

Основные работы Платона(427-347 г.д.н.э.) были в виде диалогов. Платон был учнеником Сократа, поэтому в диалогах одним из главных лиц был Сократ. Диалоги Платона: «Протагор», «Театет»(критика учения Гераклита), «Менон»(излагает мифологическую теорию воспоминания), «Пир»(в нем идет спор софистом, Сократом, врачом, трагическим поэтом...) «Федок»(учение о бессмертности души), «Государство»(здесь Платон излагает систему государства). Идеалистическая этика Сократа ляга в основу учения Платона. Кроме тго Платон основывался на учениях элеатов(о бытие), пифагорском учении о числах. Учение Платона - философия объективного идеализма. По Платону мир чувственных вещей не является миром подлинно сущего, он изменчив, не постоянен. Только простое и устойчивое может быть подленной сущностью. По его мнению сущностью мира явл идеи, они безтелесны, неизменны, недоступны чувствам, постич их можно только разумом. Идеи являются причинами чувственных вещей, они порождают, создают, чувственные вещи. Пла не дал четкого ответа на вопрос какие сущетсвуют взаимоотношения между идеалами чувственными вещами. Взаимоотношения и вещами: 1) Чувственные вещи подрожают идеям, как своим образцам 2) Чувственные вещи участвуют в идеях 3) идеи присутствуют в вещах. Среди идей есть внешняя идея- идея блага(добра), человеку эта идея недоступна(трансцендентна). Платон представлял себе мир в виде пирамиды ** Идея блага ** Материя (небытие) остальные вещи (бытие). Но не только идеи участвуют в создании вещей, в создании вещей участвует и материя. В диалогах «Пир» и «Парменид» Платон по разному объясняет происхождение щувственных вещей. В диалоге «Парменид» взаимоотношения между бытием и небытием происходит в самих идеях. В диалоге «Пир» мир бытия это идеи, мир небытия это материя, чувственные вещи находятся между этими 2мя мирами. **Проблема души и тела** Знание являтеся основанием для нравственных поступков. Платон различает в человеке бессмертную душу(единную, недилимую) и смертное тело(делимо, состоит из частей). Душа бессмертна, её сущность в самодвижении. Почему душа нуждается в теле?(на этот вопрос Платон не смог ответить). Душа человека состоит из 2 частей: высшая часть разум- может созерцать мир идей. Низшая часть - чувства. После смерти тела душа отделяется от тела, чтобы вселиться в другое живое существо. Самые совершенные души переселяются в царство идей. Согласно теории Платона - познания человека это воспоминание души человека, её пребывания в мире идей. Душа стремится к совершенству, для этого необходимо подчинить свои чувственные влечения и стремиться к благу(добру). **Этика Платона** Всех людей Платон делит на три типа, в зависимости от того, какая часть души преобладает: 1) Разумная часть - эти люди стремятся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к добру.(мудрецы или философы) 2) Аффектиная часть- человек стремится к благородному, эти качества нужны воинам 3) Вожделяющий тип людей - склонны заниматься физическим трудом, они обеспечивают материальную жизнь государства (ремесленники, крестьяне). Плавной добродетелью Платон считает меру. **Учение Платона о государстве** - Человек существует для государства, а не государство для человека.

Философия Аристотеля.

Философия Аристотеля.

Аристотель(384-322)- это мыслитель, который исследовал существеннейшие формы диалектического мышления. В первые годы своей жизни Аристотель учился в Академии Платона(20 лет). Позже Аристотеля пригласили воспитывать Александра Македонского. 335г. Арстотель создает свою школу. Школа Аристотеля была соединена с храмом Аполлону. Начиная с 2 периода жизни Аристотель создает свою философию. По содержанию трактаты Ар-ля можно разделить на 7 групп: 1) Физические трактаты («Физика») 2) биологические трактаты («О душе») 3) Сочинения о «первой философии»(Метафизика) 4) Этические сочинения («Эвдемова этика») 5) Социально-политические, историчесике сочинения («Политика») 6) Сочинения о обществе, поэзии («Поэтика») 7) Логические трактаты («Категории»). Аристотелю принадлежит заслуга разграничения наук, и для каждой из наук определена область исследования. Теоретические науки: 1) Метафизика - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего 2) Физика - изучает состояние тел и определенные материи 3) Математика - изучает абстрактные свойства реальных вещей. Практические науки: 1) Этика 2) Экономика 3) Политика. Науки об обществе: 1) Поэтика 2) Риторика - теория ораторского искусства 3) ремесленное искусство. Аристотель явл родоначальником вышеперечисленных наук, но некоторые науки претерпели изменение, а некоторые остались (логика). Аристотель сформулировал три закона логики: 1) Закон тождества- каждая мысль должна быть тождествена самой себе. Это означает, что нельзя произвольно подменять содержание тех понятий, которые мы употребляли в рассуждении т.е. понятие должно иметь один смысл. На протяжении всего рассуждения нельзя произвольно менять предмет нашей мысли. (главной лог ошибкой явл подмена понятия). Лог ошибка, допущенная специально - софизм, а если случайно - паралогизм. Напр: *Все законы публикуются в спец кодексах. Всемирное тяготение - закон. Вывод: Всемирное тяготение публикуется в спец кодексах.(ложь). 2) Закон противоречия - две противоречивые мысли не могут быть вместе истинными. (а не есть а(с чертой)) одна из них будет ложной или ложными будут обе. Из этого закона Аристотель вывел: В одно и то же время, об одном и то же предмете, в одном и том же отношении, нельзя высказать 2 противоположных суждения. 3) Закон исключенного третего - из двух суждений из которых одно утверждаетчто либо о предмете, а другое это самое отрицает, одно будет обязательно истинным, а не третье. Напр: Менделеев открыл закон. Менделеев не открывал закона. **Формы мышления** Аристотель разарботал 3-и формы мышления. Логика Аристотеля изучает структуру мышления человека. Формы мышления представляют собой способы отражения мысли(понятие, суждение, умозаключение). 1) Понятие - форма мысли, которая отражает предмет в его общих и существенных свойствах. Понятие выражается словами и словосочитаниями. Оно имеет объем и содержание. Объем - это все предметы, на которые понятие распространяется. Содержание - это существенные свойтства предметов одного класса. Объем и содержание находятся в обратно-пропорциональной зависимости. С увелечением объема уменьшается содержание. Определение - это логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Деление понятия - этот лог операция, раскрывающая одно понятие. Аристотель рассмотрел те способы, благодаря которым содержание(мысль) приобретает форму. Философские понятие - это наиболее общие понятия, имеющие наибольший объем. Чтобы раскрыть содержание надо дать определение. Определение через ближайший род и видовое отличие: в каждом определении есть определяемое и определяющее понятие. Чтобы определить понятие нужно найти к определяемому понятию ближайшее родовое понятие (большее по объему) Аристотель вывел ряд правил по определению понятия: Определение должно быть соразмерным (совпадение по объему определяющего и определяемого) и т.д. Деление - лог операция, раскрывающая объем понятия. Аристотель вывел 2 вида деления: 1) Дихотомия - деление на 2 класса (противоположных), Напр студентов можно разделить на студентов РФФ и студентов не РФФ. 2) Многотомия - многочленное деление, содержит несколько классов. *Суждение - это мысль в которой что либо утверждается или отрецается Формула суждения: [S есть P] где S- субъект нашей мысли, P - предикат - то, что говорится о предмете мысли. «есть»- связка (может не быть). Напр: Кто автор романа Война и Мир? - (Л.Толстой)[P] (автор романа Война и Мир)[S]. Какой роман написал Л.Толстой (наоборот). В суждении, в отличии от понятия может говориться о любом св-ве предмета (существенном или несущественном). Суждение может быть истинным или ложным(в отличии от понятия). Понятие более учстойчивее во времени, чем суждение. Понятие отражает процесс познания сущности предмета, оно как бы отражает урвень нашего знания о предмете. К понятию мы приходим через суждение. Умозаключение - это форма мышления в которой на основании имеющихся знаний(суждений) мы получем в виде вывода новое знание. Те суждения, которые нам даны называются посылками. Сложность умозаключения заключается в умении правильно сделать вывод. Аристотель писал о 2 видах умозаключения: индукция и дедукция. В работе «Аналитика» Ар исследовал дедуктивное умозаключение. Ар считал, что главным в его логике явл теория дедукции. Дедукция - это умозаключение, которое происходит от общих суждений к частным единичным выводам. Из дедуктивных умозаключений Ар главное внимание уделил простому категорическому силлогизму (это заключение в котором посылки и выводы явл простыми категорическими суждениями). Ар вывел условия, при которых вывод в любом умозакл будет истинным. Таких требований два: 1) Посылки должны быть истинными суждениями 2) В умозакл связь между посылками должна осуществляться с соблюдением всех правил логики. Напр: Все гражд Украины имеют право на труд. N - гражд Украины. N имеет право на труд. Кроме 2 основных требований Ар построил 7 дополнительных правил: 1) В простом категорическом силлогизме существ 3 термина: субъект, предикат и средний термин (медиус). В первой посылке находится предикат, во второй - субъект. 2) Средний термин должен быть распределен (взят в полном объеме) хотябы в одной из посылок. Напр: Все гражд Украины имеют право на труд. N имеет право на труд. Вывод: N - гражд Украины делать нельзя. 3) Если термин не распределен в посылке то и в выводе он должен быть не распределен (термин - это субъект или предикат) Напр: Наука - форма обществ сознания. Наука - культурное явление. Наука - средний термин. Вывод: некоторые культурные явления являются формами общественного сознания. 4) Если одна из посылок отрицательна, то и вывод получается всегда отрицательным. 5) из двух отрицательных посылок никакого вывода не следует. 6) Если анализ посылок частное суждение то и вывод будет частным. Напр: Все металлы электропроводны. Некоторые металлы имеют выс. Темп плавления. Вывод: некоторые элементы имеющие высокую температуру плавл электропроводны. 7) Если посылки явл частными суждениями, вывод делать нельзя. Всё учение Ар о силлогизмах получило название силлогистика. Создание теории доказательства это также заслуга Ар.

11. Теоцентризм как принцип…

Главной особенностью средневековья является доминирование религиозного христианского мировоззрения, которое формируется в I веке н.э. в восточных провинциях Римской империи и постепенно распространяется в Средиземноморье, Западной и Восточной Европе. Духовная культура приобретает ярко выраженный религиозный характер и рассматривается как средство приобщения человека к Богу, постижения его сущности.

Отличительной чертой средневековой философии становится теоцентризм (от греч. theos – бог): реальностью, определяющей все сущее, является не природа, космос, как это было в античной философии, а сверхъестественное начало – Бог. Представление о реальном существовании сверхъестественного ведет к новому пониманию природы, человека и смысла истории. Философская мысль, ограниченная религиозными воззрениями, сливается с теологией и сводится к систематизации христианского вероучения и рационально- умозрительному его обоснованию. Отсюда следуют другие особенности средневековой философской мысли. Прежде всего, – авторитаризм и догматизм. В основе философских умозаключений лежат догматы, предписанные Священным Писанием (Библией), религиозными авторитетами, отчасти и авторитетами античности. Любые новации рассматриваются как “покушение” на авторитеты и осуждаются. Резкой критике подвергается все то, что противоречит учению церкви. Христианские теологи сосредоточивают свое внимание на умозрительном анализе понятий. Творческий потенциал реализуется в сфере формально-логических изысканий. Отсюда интерес к диалектике, которая понимается как логика (силлогистика и дедукция), и используется как инструмент для утверждения религиозных истин.

Средневековая философия начинается с сознательного подчинения знания вере. Религиозная вера трактуется как универсальное средство человеческого бытия, как особая мировоззренческая позиция субъекта. Разум должен выразить посредством понятий то, что есть уже в вере. Истина предопределена христианским вероучением. Таким образом, в эпоху средневековья складывается новый феномен – философствование в вере, положившее начало религиозной христианской философии.

Гуманизм и антропоцентризм.

Доминирующей тенденцией культуры эпохи Возрождения становится гуманизм (лат. humanus — человечность) как стремление к человечности, утверждение новых ценностей, попытка гармонизировать отношения человека и мира. Великие гуманисты Возрождения — это деятели культуры, искусства и философии: Джованни Боккаччо, Лоренцо Валла, Леонардо да Винчи, Джованни Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень и др.

Гуманизм представлял собой программу воспитания и образования человека в духе античных традиций на основе изучения классической древнегреческой и латинской литературы. Эллинистическую традицию передавали Италии ученые-византийцы, которые переселялись сюда после упада Афин и Александрии. Особенно мощный приток был в середине XV века после захвата Константинополя турками. Появление книгопечатания привело к тому, что большая часть текстов античных мыслителей (Пифагора, Платона, Аристотеля, Эпикура, стоиков) получает распространение, осуществляется их свободное, светское переосмысление. Философия рассматривается как наука, которая должна помочь человеку найти свое место в жизни. Отличительной чертой философии Возрождения становится антропоцентризм как представление о центральном месте человека в мироздании, что означает возвеличивание человека, его деятельности. Речь идет о поиске индивидуальности, достоинствах и незаменимости человеческой личности, ибо «на земле нет ничего более великого, кроме человека» (Дж. Пико делла Мирандола).

Натурфилософия.

В философии Возрождения получают развитие натурфилософия. В творчестве представителя раннего Ренессанса религиозного мыслителя, теолога, кардинала римско-католической церкви Николая Кузанского (собст. имя Круфтс; совр.: Кребс) соединились культура средневековья и культура гуманизма.

Центральная идея его философии — идея синтеза, или тождества противоположностей. Дискурсивному методу схоластов Николай Кузанский противопоставляет свой метод – «ученое незнание» (одна из основных его работ так и называется «Об ученом незнании»). Суть этого метода в следующем. При познании конечных вещей мы можем установить истину путем сравнения неизвестного с известным, отмечая сходства и различия. В XVI веке начинает развиваться экспериментальное естествознание, астрономия (открытия И. Кеплер, Г. Галилей). Изобретение книгопечатания привело к тому, что духовенству не принадлежало исключительное право пользования наукой. Открытие новых земель (великие географические открытия) вызвали политический и экономический переворот. Постепенно авторитет церкви сменяется авторитетом науки. Главное открытие было совершено великим польским астрономом Николаем Коперником, который разработал гелиоцентрическую систему мира (греч. gelios — солнце), согласно которой Земля вращается вокруг своей оси, вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Учёный установил, что спутником Земли является Луна. Коперниканская космология преодолела аристотелево-птоломеевские представления (геоцентризм) и положила начало научной революции XVI-XVII вв. Церковь поместила сочинения Коперника (как и Галилея, Кеплера) в список «индекс запрещенных книг». На основе естественнонаучных открытий, прежде всего гелиоцентрической астрономии Коперника и идей Кузанца о бесконечной системе природы как «развертывании» Бога, складывается натурфилософия итальянского философа, ученого и поэта Джордано Бруно (1548-1600). В работе «О причине, начале всего и едином» Бруно рассматривает Вселенную как единую, вечную (она не возникает, т.к. нет другого бытия), бесконечную во времени и пространстве и неподвижную (она не перемещается в пространстве, т.к. не имеет вне себя ничего). Бесконечная Вселенная есть результат действия бесконечной божественной силы. Отсюда делается вывод о существовании бесконечного множества миров, что является доказательством бесконечного могущества Бога («было бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира»). Следовательно, основная мысль Бруно – мысль о бесконечности миров.

Кант

Классическая немецкая философия. Общие характеристика. Философия И. Канта.

Впервые как главный фактор, определяющий систе-му познания, рассматривает специфику познания субъекта, где различает 2 уровня: 1) Эмпирический (относятся индивидуально - психологические осо-бенности человека). 2) Трансцендентальный (всеоб-щие определения, составляющие принадлежность человека как такового). 2 периода в творчестве Канта: 1) Докритический 2) Критический В (1) занимается проблемами интологии (науки о бытии). 1755 г. “всеобщая и естественная история и теория неба”: мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы. Однажды соз-данный мир не меняется. Проблемы становления и направленного развития солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы Кеплера, закон Галилея (о падении), закон всемирного тяго-тения и механики Ньютона. (Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами при-тяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет. Существо-вание других галактик. В (2) периоде переходит на позиции дуализма. Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком. 1781 г. Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании. Человеческие ощущения - нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувствен-ном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности. Отсюда (Кант - агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно. Процесс познания проходит 3 ступени: 1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью). 2) Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления - единство, реальность, отрицание, качество. => создаётся наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе. 3) Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей: космологическая (идея о внешнем мире); психоло-гическая (идея о душе); теологическая (идея о боге). На основе космологической идеи - ряд противоре-чивых заключений (антиномий): - мир конечен в пространстве и времени - мир бесконечен в про-странстве и времени - мир состоит из простых частей - мир делится до бесконечности. - в мире всё существует по необходимости - в мире есть свобода. В философии Канта возникает новая форма диалек-тики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные противоречия охвачены, но существенно обрублены.

Философия Гегеля.

Объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая объек-тивно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления, лог. идеи) и развитие (дви-жение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных закона развития: 1) переход количества в качество и обратно; 2) единство и борьба противоположностей; 3) отрицание отрицания. Идея проходит в своём развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания. Этап бытия (наряду с категориями, возникают категории перехода количества в качество); Сущность; Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишённая каких либо определений, характеристик, так как бытие лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие, логически превращённое в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в нём небытия создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, переходящее в качество, количество. На этапе бытия противоположные понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2. Природа: здесь идея переходит в своё ______. Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3) организм (самое слож-ное). Исчерпав возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт строительство человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности. Субъ-ективный дух. Развитие человека и его психики. Объективный дух. (показ. Общество, котором существует человек). Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство, рели-гия). Таким образом это вселенская идея абсолют-ной идеи, развитие от низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остаётся в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачи-вать своё внутреннее содержание. Наступает про-блема противоречия между методом и системой Гегеля, который должен иметь законченный харак-тер. Человек появляется в мире с абсолютной необ-ходимостью, является разумным результатом разви-тия идеи.

Фейербах.

Л. Фейербах:

Свою философию называет философией будущего. Рассматривает.... разум человека, который является продуктом природы. Человек единственный универ-сальный и высший предмет философии. Философия должна исходить из чувственных данных и заклю-чить союз с естествознанием. Философия заменяет религию, давая людям понимание своих реальных возможностей. Она должна быть антропологией, т.е. учением о человеке. Философия Фейербаха превра-щает человека и природу в единственный предмет философии. Отрицал дуализм души и тела, утвер-ждая единство духовного и материального, субъек-<


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.