Возникновение и развитие экономической науки. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Возникновение и развитие экономической науки.

2017-11-28 205
Возникновение и развитие экономической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы

1. Возникновение и развитие экономической науки.

2. Предмет, методы и функции экономической теории.

3. Общественное производство. Производство, распределение, обмен, потребление.

4. Экономические потребности. Экономические ресурсы и их виды. Проблема экономического выбора.

5. Производственные возможности экономики. Кривая производственных возможностей. Закон возрастания альтернативных издержек.

6. Товарное производство как основа рыночной экономики. Разделение труда и специализация.

7. Категория стоимости и полезности. Теория трудовой стоимости и теория предельной полезности.

8. Экономические системы: традиционная, рыночная, централизованная, смешанная.

9. Понятие рынка. Виды рынков. Инфраструктура и функции рынка. Позитивные и негативные стороны рынка.

10. Собственность в рыночной экономике. Объекты и субъекты собственности. Экономическая и правовая стороны.

11. Приватизация: необходимость, цели, проблемы. Национализация.

12. Трансакционные издержки. Типы трансакционных издержек. Теоремы А. Смита и Р. Коуза.

13. Спрос и предложение. Взаимодействие спроса и предложения.

14. Эластичность спроса по цене. Эластичность предложения. Факторы эластичности.

15. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Положение равновесия потребителя в кардиналистской теории.

16. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Положение равновесия потребителя в ординалистской теории полезности.

17. Ценообразование и равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции.

18. Ценообразование в условиях монополии и равновесие фирмы – монополиста. Ценовая дискриминация.

19. Ценообразование в условиях олигополии и модели поведения фирм – олигополистов. Равновесие фирмы.

20. Ценообразование и равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция.

21. Равновесие на рынке труда в условиях совершенной конкуренции, монополии, монопсонии.

22. Фонды предприятия, их кругооборот и оборот. Классификация фондов. Физический и моральный износ основных фондов. Амортизация.

23. Издержки производства, их виды.

24. Доход и прибыль фирмы. Балансовая, нормальная, экономическая прибыли. Рентабельность фирмы

25. Рынок факторов производства. Основные принципы ресурсопользования.

26. Рынок земли. Цена земли и рента.

27. Рынок капитала. Предпринимательские способности. Процент и прибыль. Принцип дисконтирования.

28. Безработица: сущность, виды, значение, последствия. Уровень безработицы. Закон Оукена.

29. Дифференциация зарплаты. Профсоюзы и государственное регулирование зарплаты.

30. Макроэкономика: сущность, основные цели.

31. Основные макроэкономические показатели (ВНП, ВВП, ИНП, НД, ЛД, РД). Методы подсчета.

32. Национальное богатство. СНС, ее применение в РФ.

33. Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы определяющие их. Макроэкономическое равновесие.

34. Потребление и сбережение национального дохода. Средняя и предельная склонности к потреблению и сбережению. Факторы, влияющие на потребление населения.

35. Инвестиции: сущность, функции, роль, границы. Необходимость и пути повышения эффективности инвестиций.

36. Экономический рост: сущность, источники, типы, факторы, показатели.

37. Цикличность как всеобщая форма развития рыночной экономики. Механизм цикличности.

38. Экономический цикл и его фазы. Структурные кризисы и их влияние на национальную экономику

39. Сущность, функции и формы денег, их физические характеристики

40. Инфляция: сущность, причины, виды, показатели, социально-экономические последствия.

41. Кривая Филипса. Особенности инфляции в РФ. Антиинфляционная политика.

42. Банки: содержание, роль, виды, функции, операции. Реформирование банковской системы в РФ.

43. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынки. Фондовая биржа.

44. Развитие рынка ценных бумаг в РФ.

45. Денежно-кредитная политика: содержание, объекты, основные инструменты.

46. Финансовая система: содержание, объекты, субъекты, основные звенья.

47. Государственный бюджет: сущность, структура. Основные источники доходов государства, статьи расходов.

48. Бюджетный дефицит: виды, следствия, пути преодоления.

49. Налоги: сущность, типы, виды, функции, роль в регулировании рыночной экономики. Кривая Лаффера. Основные принципы построения налоговой системы. Налоговая система в РФ.

50. Государственный долг: виды, источники, последствия, пути преодоления.

51. Фискальная политика государства: сущность, виды.

52. Экономические функции государства. Допустимые границы государственного вмешательства.

53. Социальная политика государства. Кривая Лоренца. Прожиточный минимум. Потребительский бюджет. Неравенство доходов.

54. Всемирное хозяйство: сущность, основа, тенденции развития.

55. Международная торговля, ее масштабы, структура, выгоды. Теория сравнительных преимуществ.

56. Международная миграция капитала и рабочей силы. ТНК.

57. Торговый и платежный баланс страны, их взаимосвязь.

58. Международная валютная система. Конвертируемость валюты. Валютный курс.

Предложение

Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Рис. 3.3. Кривая предложения

QS = f (P) Предложение – функция от цены

(при цене Р 1 – предложение Q 1), (при Р 2 – предложение Q 2)

Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис. 4.1.

S-предложение, D-спрос, точка Е- равновесная цена на товар.

 

Рис. 4.1. Взаимодействие спроса и предложения

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:

То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Факторы влияющие на эластичность спроса:

1. Заменимость - чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него.

2. Фактор времени – чем больше времени у потребителей для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.

3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости – спрос на предметы роскоши более эластичен, чем на предметы первой необходимости.

4. Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей – чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот. Например: при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.

Факторы эластичности предложения:

1) способность товара к длительному хранению и дороговизна хранения. Для товаров, которые не могут храниться долго (например, свежая рыба), эластичность будет низкой, то же самое относится к продукции, хранение которой дорого стоит;

2) особенности производственного процесса. Если производитель товара может расширить производство при повышении цены (например, при наличии резерва производственных мощностей) либо при понижении цены переключиться на выпуск другой продукции (если предприятие функционирует модульно, на принципах гибкого автоматизированного производства - ГАП), то предложение этого товара является эластичным;

3) временной фактор. Эластичность предложения обычно бывает на протяжении длительного времени больше, чем в короткие сроки. Фирмы не могут мгновенно реагировать на изменение цены. Увеличить выпуск товара при повышении цены немедленно и быстро невозможно, поскольку необходимо время для закупок дополнительного оборудования, сырья, найма дополнительных рабочих.

 

15.Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Положение равновесия потребителя в кардиналистской теории.

Общая (совокупная) полезность - это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ.

Предельная полезность — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

где — функция полезности, а — количество потребляемого блага.

В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.

Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Например, для голодного человека полезность первой ложки супа выше, чем второй, второй — выше, чем третьей, и т. п.
Из этого закона следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта.

Кардиналистская, или количественная, теория потребительского поведения при решении поставленной задачи предполагает возможность теоретической измеримости полезности блага. Количественная измеримость полезности дает возможность как для сравнения различных благ по их полезности, так и для определения разницы между ними. Сторонники теории полагали, что полезность измеряется в условных единицах — ютилях (от англ. utility — полезность).

Количественная измеримость полезности позволяет потребителю измерить полезность любой дополнительной единицы бла­га (предельная полезность) и оценить величину общей полезности данной совокупности благ. В кардиналистской теории по­требительского поведения полезность является субъективной величиной, поскольку отражает субъективное отношение кон­кретного человека к конкретному благу.

 

Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Положение равновесия потребителя в ординалистской теории полезности.

Кривая безразличия – кривая, показывающая различные комбинации 2 продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение или полезность для потребителя.

Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ. В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя. Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю. Потребительский набор - комбинация доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении. Потребительский выбор - набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.

МК – линия бюджетного ограничения. Ее расположение зависит от величины денежного дохода и изменения цен товара. Снижение денежного дохода при неизменных ценах на товар приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево, увеличение – вправо.

Если цены на оба товара будут изменятся пропорционально т.е. увеличиваться и уменьшаться в одно кол-во раз, то бюджетная линия будет параллельно смещаться. Если цены пропорционально возрастают, то бюджетная линия стремится влево, снижение – вправо.

Если доход и цены одновременно пропорционально возрастут, то положение бюджетной линии не изменится

Т.е., она показывает, какие возможны потребительские наборы из двух товаров при данном доходе(бюджете). Можно приобрести 7 литров пива и 4 пачки сигарет за ту же стоимость что и 4 литра пива и 6 пачек сигарет (и еще останется мелочь на жевачку или зажигалку).

Д1 – линия безразличия. Она показывает предпочтение одних комбинаций потребит. набора другим комбинациям потребит. набора. Т.е. для точек ai безразличен потребит. набор т.к. он дает одну и ту же полезность. Таким образом пересечение МК и Д1 дает возможные потреб. наборы при одних и тех же полезности и доходе. Но самым оптимальным набором является точка С0 (точка равновесия), т.к. Д2 – линия безразличия с более высокой полезностью.

Св-ва кривых безразличий:

1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

2. Две кривые безразличия не могут пересекаться

3. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве благ

4. Предельная норма замены уменьшается при движении вдоль кривой безразличия. Кривые безразличия не вогнуты в сторону начала координат.

17.Ценообразование и равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции.

В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения, как это представлено на рис. 4.1, и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (АR) для каждой отдельной фирмы.

Рис. 4.1. Кривая спроса на продукцию фирмы-конкурента

В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, Ре. С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать товар по цене ниже Ре. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене Ре, определяемой рыночным спросом и предложением.

Виды издержек.

Основные макроэкономические показатели (ВНП, ВВП, ИНП, НД, ЛД, РД).

1)Валовой внутренний продукт выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны вне зависимости от национальной принадлежности факторов производства, используемых в производстве.

Валовой внутренний продукт рассчитывается тремя методами:

1. по доходам: суммируются доходы населения, корпораций, проценты по сбережениям, доходы государства от предпринимательской деятельности, а также в виде налогов на производство и импорт, амортизационные отчисления;

2. по расходам: суммируются потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы на закупки товаров, услуги и инвестиции и сальдо внешней торговли;

3. по сумме произведенной продукции: суммируются только добавленные каждой фирмой стоимости.

Номинальный ВВП-это объем произведенных товаров и услуг в текущих, действующих в данном году ценах.

Реальный ВВП-это ВВП, измеренный в ценах базового года. Для приведения номинального ВВП к его реальному значению используются два индекса: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.

ИПЦ = Стоимость потребительской корзины в текущем году / Стоимость этой корзины в базовом году X 100%.

ВВП реал = ВВП ном / ИПЦ X 100%.

Дефлятор ВВП показывает изменение цен по всем конечным товарам и услугам, произведенным в экономике. Тогда:

ВВП реал = ВВП ном / Дефлятор X 100%.

2)Валовой национальный продукт (ВНП) характеризует стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами, т.е. созданных с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.

Валовой национальный продукт рассчитывается так же, как валовой внутренний продукт, но отличается от него на величину, равную разнице между экспортом и импортом.

3)Чистый внутренний продукт (ЧВП) измеряется вычитанием из ВВП амортизационных отчислений. ЧВП характеризует величину стоимости ВВП, идущей на потребление населения и на частные инвестиции:

ЧВП = ВВП-А.

В случае подсчета чистого национального продукта (ЧНП) амортизационные отчисления вычитаются из ВНП.

4)Национальный доход— сумма всех доходов, полученных резидентами страны за год; вновь созданная стоимость.Национальный доход (НД) - это ЧВП за вычетом всех косвенных налогов, выплачиваемых предпринимателями.

5)Для определения личного дохода (ЛД) из величины НД следует вычесть: взносы на социальное страхование граждан, прибыль корпораций, уплаченные проценты за кредит и прибавить: дивиденды; трансфертные платежи, процентный доход.

Личный доход представляет собой весь доход, полученный отдельными лицами и идущий на потребление, сбережение и уплату налогов.

6)Если из ЛД вычтем индивидуальные налоги, уплачиваемые гражданами, то получим личный располагаемый доход (ЛРД), который идет непосредственно на потребление и сбережения, а не на уплату индивидуальных налогов, которые включают в себя, в частности, личный подоходный налог, налог на личное имущество, налог на наследство и др.

Понятие торгового баланса

соотношение стоимости товаров, экспортированных и импортированных в течение определённого промежутка времени (например, за один календарный год). Внешнеторговый баланс включает фактически оплаченные и осуществлённые в кредит товарные сделки. Внешнеторговый баланс составляется по отдельным странам и по группам государств.

Взаимосвязь:

В целом между ними существует обратная связь. Если торговый баланс ухудшается (увеличивается отрицательное сальдо), то это является показателем того, что страна больше расходует денег за границей, чем получает, т.е. на валютном рынке со стороны участников торговых операций увеличивается предложение национальной валюты и растет спрос на иностранную, что создает условия для формирования тенденций к падению курса национальной валюты. Наоборот, при положительном сальдо торгового баланса возникает тенденция к повышению курса национальной валюты.

Однако очевидно, что падение курса национальной валюты (девальвация) стимулирует экспортеров и делает менее выгодным импорт. В результате такое изменение валютного курса создает тенденцию к увеличению экспорта и сокращению импорта, т.е. к уменьшению отрицательного и возникновению положительно сальдо торгового баланса.

При повышении курса национальной валюты (ревальвация) происходит все наоборот.

Вопросы

1. Возникновение и развитие экономической науки.

2. Предмет, методы и функции экономической теории.

3. Общественное производство. Производство, распределение, обмен, потребление.

4. Экономические потребности. Экономические ресурсы и их виды. Проблема экономического выбора.

5. Производственные возможности экономики. Кривая производственных возможностей. Закон возрастания альтернативных издержек.

6. Товарное производство как основа рыночной экономики. Разделение труда и специализация.

7. Категория стоимости и полезности. Теория трудовой стоимости и теория предельной полезности.

8. Экономические системы: традиционная, рыночная, централизованная, смешанная.

9. Понятие рынка. Виды рынков. Инфраструктура и функции рынка. Позитивные и негативные стороны рынка.

10. Собственность в рыночной экономике. Объекты и субъекты собственности. Экономическая и правовая стороны.

11. Приватизация: необходимость, цели, проблемы. Национализация.

12. Трансакционные издержки. Типы трансакционных издержек. Теоремы А. Смита и Р. Коуза.

13. Спрос и предложение. Взаимодействие спроса и предложения.

14. Эластичность спроса по цене. Эластичность предложения. Факторы эластичности.

15. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Положение равновесия потребителя в кардиналистской теории.

16. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Положение равновесия потребителя в ординалистской теории полезности.

17. Ценообразование и равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции.

18. Ценообразование в условиях монополии и равновесие фирмы – монополиста. Ценовая дискриминация.

19. Ценообразование в условиях олигополии и модели поведения фирм – олигополистов. Равновесие фирмы.

20. Ценообразование и равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция.

21. Равновесие на рынке труда в условиях совершенной конкуренции, монополии, монопсонии.

22. Фонды предприятия, их кругооборот и оборот. Классификация фондов. Физический и моральный износ основных фондов. Амортизация.

23. Издержки производства, их виды.

24. Доход и прибыль фирмы. Балансовая, нормальная, экономическая прибыли. Рентабельность фирмы

25. Рынок факторов производства. Основные принципы ресурсопользования.

26. Рынок земли. Цена земли и рента.

27. Рынок капитала. Предпринимательские способности. Процент и прибыль. Принцип дисконтирования.

28. Безработица: сущность, виды, значение, последствия. Уровень безработицы. Закон Оукена.

29. Дифференциация зарплаты. Профсоюзы и государственное регулирование зарплаты.

30. Макроэкономика: сущность, основные цели.

31. Основные макроэкономические показатели (ВНП, ВВП, ИНП, НД, ЛД, РД). Методы подсчета.

32. Национальное богатство. СНС, ее применение в РФ.

33. Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы определяющие их. Макроэкономическое равновесие.

34. Потребление и сбережение национального дохода. Средняя и предельная склонности к потреблению и сбережению. Факторы, влияющие на потребление населения.

35. Инвестиции: сущность, функции, роль, границы. Необходимость и пути повышения эффективности инвестиций.

36. Экономический рост: сущность, источники, типы, факторы, показатели.

37. Цикличность как всеобщая форма развития рыночной экономики. Механизм цикличности.

38. Экономический цикл и его фазы. Структурные кризисы и их влияние на национальную экономику

39. Сущность, функции и формы денег, их физические характеристики

40. Инфляция: сущность, причины, виды, показатели, социально-экономические последствия.

41. Кривая Филипса. Особенности инфляции в РФ. Антиинфляционная политика.

42. Банки: содержание, роль, виды, функции, операции. Реформирование банковской системы в РФ.

43. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынки. Фондовая биржа.

44. Развитие рынка ценных бумаг в РФ.

45. Денежно-кредитная политика: содержание, объекты, основные инструменты.

46. Финансовая система: содержание, объекты, субъекты, основные звенья.

47. Государственный бюджет: сущность, структура. Основные источники доходов государства, статьи расходов.

48. Бюджетный дефицит: виды, следствия, пути преодоления.

49. Налоги: сущность, типы, виды, функции, роль в регулировании рыночной экономики. Кривая Лаффера. Основные принципы построения налоговой системы. Налоговая система в РФ.

50. Государственный долг: виды, источники, последствия, пути преодоления.

51. Фискальная политика государства: сущность, виды.

52. Экономические функции государства. Допустимые границы государственного вмешательства.

53. Социальная политика государства. Кривая Лоренца. Прожиточный минимум. Потребительский бюджет. Неравенство доходов.

54. Всемирное хозяйство: сущность, основа, тенденции развития.

55. Международная торговля, ее масштабы, структура, выгоды. Теория сравнительных преимуществ.

56. Международная миграция капитала и рабочей силы. ТНК.

57. Торговый и платежный баланс страны, их взаимосвязь.

58. Международная валютная система. Конвертируемость валюты. Валютный курс.

Возникновение и развитие экономической науки.

Особое внимание экономике стали уделять в Древнем Риме. Первые труды, рассматривающие отдельные составные части экономических знаний, принадлежат знаменитым ученым, таким как Аристотель, Лакуна, и многим другим ученым античного мира. Созданная первая школа политической экономики называлась меркантилизмом. Согласно теории представителей данной школы основным национальным богатством служила торговля. С постепенным развитием производства наблюдалось и изменение взглядов на экономику. Данное обстоятельство повлекло за собой возникновение физиократического направления, одним из сторонников которого был Ф. Кенэ. Представители данной школы в отличие от сторонников теории меркантилизма полагали, что именно сельское хозяйство признается основным богатством страны. Классическая политическая экономика стала следующим направлением рассмотрения основ экономики. Сторонниками этой теории были ученые экономисты А. Смит, У. Бетти, Д. Риккардо и многие другие. По мнению данных ученых, богатство возникает на основе всего функционирующего производства, иначе говоря, деятельности промышленного и сельскохозяйственного производства. В СССР сложились два основных направления: марксизм, основными представителями которого выступали В.И. Ленин и К. Маркс, и маржинализм. Характеристикой современного этапа являются следующие направления:

1) неоклассическое;

2) неокейнсианское;

3) неолиберализм;

4) институционально—социологическое.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.