Специфика внутрисистемного и межсистемного кризиса, их отличие — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Специфика внутрисистемного и межсистемного кризиса, их отличие

2017-11-28 691
Специфика внутрисистемного и межсистемного кризиса, их отличие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конфликты в системе отношений собственности, связанные с размыванием прав собственности.

Спецификация прав собственности способствует созданию устойчивой экономической среды, уменьшая неопределенность и формируя у индивидуумов стабильные ожидания относительно того, что они могут получить в результате своих действий и на что они могут рассчитывать в отношениях с другими экономическими агентами. Специфицировать право собственности значит точно определить не только субъекта собственности, но и ее объект, а также способ наделения ею.

Неполнота спецификации трактуется как размывание (attenuation) прав собственности. Смысл этого явления можно выразить фразой: «никто не станет сеять, если урожай будет доставаться другому».

Размывание прав собственности может происходить либо потому, что они неточно установлены и плохо защищены, либо потому, что они подпадают под разного рода ограничения, главным образом со стороны государства.

Поскольку любые ограничения перестраивают ожидания экономического агента, снижают для него ценность ресурса, меняют условия обмена, постольку действия государства оказываются у теоретиков прав собственности под априорным подозрением.

Необходимо различать процессы дифференциации (расщепления) и размывания прав собственности. Добровольный и двусторонний характер расщепления правомочий гарантирует в их глазах, что оно будет осуществляться в соответствии с критерием эффективности. Главный выигрыш от рассредоточения правомочий усматривается в том, что экономические агенты получают возможность специализироваться в реализации того ли иного частичного правомочия, что повышает эффективность их использования (например, в праве управления или в праве распоряжения капитальной стоимостью ресурса).

В противоположность этому односторонний и принудительный характер ограничения прав собственности государством не дает никаких гарантий его соответствия критериям эффективности. Действительно, подобные ограничения нередко налагаются в корыстных интересах различных лоббистских групп.

В реальности отделить процессы расщепления от процессов размывания прав собственности очень трудно, поэтому экономический анализ проблемы размывания прав собственности не означает призыва к точному определению всех правомочий на все ресурсы любой ценой.

Спецификация прав собственности, с точки зрения экономической теории, должна идти до того предела, где дальнейший выигрыш от преодоления их размытости уже не будет окупать связанные с этим издержки.

Проблема спецификации прав собственности и влияния на этот процесс трансакционных издержек рассматривается в «Теореме Коуза».

Проблема спецификации/размывания прав собственности заняла так много места в работах западных экономистов (по словам С. Пейовича и Э. Фьюрудота, она является ядром современной теории фирмы[9]), потому что именно через неё вскрываются сложные обратные связи между собственностью и экономической организацией производства. Как подчёркивается в теории прав собственности, содержание и распределение этих прав влияют и на аллокацию ресурсов, и на объем и условия обмена, и на распределение и уровень дохода, и на процессы ценообразования. Формальному доказательству этого положения посвящена так называемая «Теорема Коуза».

 

Корпоративные конфликты.

Корпоративные конфликты возникают между акционерным обществом, его менеджерами и акционерами. В основе данных конфликтов лежат разногласия между интересами мажоритарных и миноритарных акционеров, также акционеров и менеджмента корпорации, и споры инвесторов по поводу контроля над акционерным обществом. Базируется большинство корпоративных конфликтов на экономических интересах их участников. Причиной ряда конфликтов являются коллизии действующего законодательства.

Субъектами корпоративного конфликта являются стороны корпоративных правоотношений - участники корпорации и корпорация в целом как юридическое лицо. Субъектами могут выступать также органы, управляющие корпорацией, и их должностные лица, в связи с тем, что они имеют собственные специфические интересы.

Субъектами конфликта не признаются члены трудового коллектива, которые связаны трудовыми отношениями с корпорацией, государственные органы, которые имеют властные административные полномочиями, депозитарии, доверительные управляющие акциями, действующие в качестве субъектов, которые равны по правовому статусу корпорации (отношения между этими участниками и корпорацией - договорные).

Объектом корпоративного конфликта признается корпоративный контроль, предметом - то определенное имущественное или иное благо, которое способно удовлетворить потребность субъектов и на обладание которым направлены интересы.

Содержанием корпоративного конфликта являются субъективные права и обязанности участников в рамках конфликтных корпоративных правоотношений.

Можно выделить такие признаки корпоративных конфликтов:

- корпоративный конфликт - разновидность юридического конфликта;

- корпоративный конфликт - совокупность корпоративных правоотношений;

- основа корпоративного конфликта - конфликт интересов двух и более участников;

- субъекты корпоративного конфликта - корпорация, участники корпорации, органы управления (их должностные лица);

- это конфликт по поводу особого объекта - корпоративного контроля (вся совокупность возможностей извлечения выгоды от деятельности корпорации.).

Корпоративный конфликт - это совокупность корпоративных правоотношений, которые сопровождаются конфликтом интересов корпорации, участников корпорации, органов управления, их должностных лиц.

Каждый корпоративный конфликт дезорганизует компанию, приводит к увеличению неопределенности и нередко затрудняет ее конструктивное развитие. Основывающийся на противоположных интересах сторон корпоративный конфликт нередко наносит предприятию ощутимый урон, который выражается в прямых убытках и в упущенной выгоде.

Корпоративный конфликт – это разногласия между участниками и менеджерами общества в связи с нарушением прав участников общества, которые приводят или могут привести к судебному разбирательству, с исками по существу принимаемых ими решений, досрочному прекращению полномочий органов управления, изменению в составе акционеров к обществу, контролирующему акционеру или управляющим.

Сущность каждого конфликта - отсутствие согласия между сторонами, отсутствие баланса интересов между субъектами корпоративных отношений. Специфика функционирования корпорации дает следующие предпосылки для возникновения конфликтов. Отделение собственности от управления, и последующее выделение функции контроля в самостоятельную функцию, которая осуществляется субъектами, не берущими на себя риски и не занятыми в управлении, предопределило существование конфликта интересов различных лиц, которые заинтересованы в результатах функционирования корпорации.

К организациям корпоративного типа в России относят акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, полные товарищества, товарищества на вере, а также производственные кооперативы.

Корпоративные конфликты возникают, в отношении вышеуказанных организаций корпоративного типа, между или с участием таких субъектов как:

- участники хозяйственных товариществ и обществ, члены кооперативов;

- сами хозяйственные товарищества, общества, кооперативы;

- иные лица.

Иные лица - менеджмент корпорации, в случаях, когда спор связан с назначением или прекращением полномочий лиц, входящих в состав органов управления и контроля корпорации. Также к иным лицам относятся депозитарии, держатели реестра владельцев ценных бумаг в случаях, когда таким держателем является не само общество, а регистратор, обладающий независимостью, то есть профессиональный представитель рынка ценных бумаг.

Корпоративный конфликт можно рассматривать в узком и широком смыслах. В широком смысле такой конфликт имеет выражение не только в гражданско-правовых отношениях, но и в других отношениях, регулируемых правом, которые возникают в случае конфликта корпоративных интересов (уголовно-правовых, административных), а также при конфликте в социальных отношениях, подвергающихся воздействию иных общественных регуляторов. В более узком понимании корпоративный конфликт – это юридический конфликт, представляющий собой совокупность общественных отношений, которые подлежат правовой регламентации. Корпоративный конфликт ограничен рамками корпоративных правоотношений, которые вызваны конфликтом интересов сторон и выражаются в строго закрепленных юридических процедурах.

Субъекты корпоративных конфликтов - стороны корпоративных правоотношений.

Субъектный состав корпоративных конфликтов – мажоритарные и миноритарные участники (акционеры) общества, директора и менеджеры, то есть лица, которые являются должностными лицами органов управления общества, хозяйственное общество как лицо, представляющее общие интересы всех участников (акционеров), а также лица, интересы которых нарушены обществом (кредиторы, работники общества, и т.д.).

Рассмотрим классификацию корпоративных конфликтов. Классификация - научный метод, заключающийся в разделении большого количества изучаемых объектов, а затем их объединении в группы на основе определенного признака. Данный признак является основанием классификации. На сегодня ни теория ни практика не выработали единых критериев, позволяющих провести классификацию корпоративных конфликтов.

По признаку цели корпоративные конфликты условно подразделяются на такие группы: 1. Конфликты, которые направлены на то, чтобы установить контроль над компанией определенной группой участников; 2. «Тактические» конфликты, которые связаны с разрешением текущих разногласий среди участников корпорации путем решении определенных проблем управления компанией; 3. Корпоративный шантаж.

Первая группа конфликтов включает в себя конфликты, в которых одна сторона желает иметь контрольный пакет акций для: 1) спекулятивных целей; 2) осуществления контроля над товарными и финансовыми потоками организации; 3) того чтобы обеспечить исполнение обязательств кредитора.

Вторая группа корпоративных конфликтов - случаи приобретения значимых пакетов акций компании в основном для внедрения своего представителя в совет директоров компании.

Следующая группа корпоративных конфликтов включает в себя легальные и нелегальные корпоративные меры, направленные на пресечение определенных действий или же наоборот на понуждение к их совершению управленцами корпорации.

По субъектному критерию самыми частовстречающимися признаются корпоративные конфликты, которые возникают между миноритарными и мажоритарным акционерами.

А.С. Семенов и Ю.С. Сизов - авторы книги «Корпоративные конфликты. Причины их возникновния и способы преодоления» проанализировали сущность, содержание и скрытые цели корпоративных конфликтов за последнее время и предложили классифицировать их по таким типам:

1. Нарушение норм законодательства. Конфликты, которые связаны нарушением норм корпоративного права, осознаваемые участниками корпорации как посягательство на их интересы;

2) Поглощения. Конфликты, которые возникают в ходе попытки стороннего инвестора получить контроль над корпорацией;

3) Конфликты, касающиеся дивидентов. Конфликты между мажоритарными и миноритарными акционерами, касающиеся распределения прибыли предприятия;

4) Конфликты между участниками корпорации и ее менеджарами по поводу успешности управления компанией и эффективности работы менеджеров;

5) Конкуренция. Конфликты, которые направлены на снижение финансового благополучия, а также конкурентоспособности корпорации, зачастую выражающихся в попытках поглощения компании или возбуждении в отношении нее такой процедуры, как банкротство;

6) Корпоративный шантаж. Конфликты с участием мелких акционеров, которые направлены на вынуждение корпорации или ее мажоритарных акционеров выкупить у миноритариев, их акции по цене, которая превышает их стоимость на рынке или заплатить отступное в обмен на прекращение конфликта.

Критериями классификации корпоративных конфликтов также могут являться методы, которые используют участники конфликтов, для достижения поставленных целей. Существуют правовые и неправовые методы. К правовым причисляют приемы и способы, соответствующие актуальному законодательству, применение которых не имеет следствием применение предусмотренной законом ответственности. К неправовым методам причисляют такие приемы и способы, используемые участниками корпоративного конфликта, которые не соответствуют актуальному законодательству и влекут за собой предусмотренную законом ответственность.

Необходимо также классифицировать корпоративные конфликты по способу разрешения. Исходя из этого критерия конфликты подразделяются на конструктивные и деструктивные. Конструктивные последствия корпоративного конфликта, который возник из-за ошибок управлении компанией и в следствие допущенных нарушений законодательства менеджментом или участниками корпорации, позволяют нивелировать данные нарушения. Деструктивные последствия корпоративных конфликтов негативно влияют на деятельность корпорации и ее участников. К деструктивным результатам зачастую приводят затяжные конфликты, которые направлены на передел собственности корпорации.

Авторы книги «Корпоративные конфликты. Причины их возникновения и способы преодоления» под редакцией А.С. Семенова и Ю.С. Сизова. Полагают, что в основе подавляющей массы корпоративных конфликтов лежат экономические интересы его участников. Ряд конфликтов с участием государства (например - по поводу доли участия иностранного капитала в российских компаниях - монополистах или предприятиях оборонного профиля) связан с проблемами экономической безопасности страны. Причиной некоторых конфликтов являются противоречия действующего законодательства. Многие авторы книг и статей, специально посвященных вопросу корпоративных конфликтов, указывают в качестве одной из причин возникновения корпоративных конфликтов «дефицит государства», которое одним фактом своего присутствия должно оказывать стабилизирующее влияние на корпорации.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.