Тема: «Люби живое» М. М. Пришвин «Моя Родина. (Из воспоминаний)» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема: «Люби живое» М. М. Пришвин «Моя Родина. (Из воспоминаний)»

2017-11-28 407
Тема: «Люби живое» М. М. Пришвин «Моя Родина. (Из воспоминаний)» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели:

1. Познакомить с рассказом М. М. Пришвина «Моя Родина», работать над вдумчивым правильным чтением, подвести к пониманию места этого произведения в теме «Люби живое».

2. Развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом, эмоционально откликаться на прочитанное и высказывать свое мнение по содержанию.

3. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе, которая является составной частью понятия Родина.

Оборудование: грамзапись песни А. Матусовского, В Баснера « С чегоначинается Родина», запись мелодии этой песни без слов, тексты для работы в группах:

- Ю. Яковлев «О нашей Родине»,

- А. Беляев «Зрелое утро»

Этапы Действия учителя Действия учащихся
1. Индукция - создание эмоционального настроя, включения чувств ученика, личного отношения к предмету обсуждения Предлагает детям прослушать песню «С чего начинается Родина?» Как автор отвечает на свой вопрос? Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? Слушают песню «С чего начинается Родина?» – С картинки в букваре, с хороших товарищей, с песни, что пела нам мать. - о Родине
2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения текста, рисунка, проекта Запишите на листочках слова, которые вы считаете близкими по значению слову Родина. Записывают ряд из 3-5 слов – родители, дом; - родная, мать, красивая, любимая; - жизнь, счастье, мать родная: - Россия: - радость, грусть: - родимый;
3.Социоконструкция- работа учащихся в группах по построению нужных элементов Организует работу в парах: - Поменяйтесь листочками и допишите те слова, которых нет у вашего соседа. Если есть общие слова, подчеркните их. - Обсудите в паре ряд записанных слов Обмениваются листочками, дописывают свои слова и в парах обсуждают слова близкие слову Родина - радость, жизнь, грусть (I) –родители, дом, Россия (II) - родная, мать, красивая; (III) - жизнь, счастье, мать родная (IV)  
4. Социализация – выступление ученика в группе Организует работу в группах: - Объединитесь в группы - Прочитайте отрывок, предложенный вашей группе, и дополните ряд словами из текста. Объединяются в группы, работают с предложенными текстами. Дописывают слова из текста к слову Родина. Готовят отвечающего от группы. I – Родина: радость, грусть, жизнь дом, улица, деревня, село Марьины Колодцы, в котором живем– маленькая Родина, общая – великая, огромная, прекрасная. II – Родина: родители, родной дом, мама, родимая страна, всегда оберегает нас. III – Родина: мать родная, кормилица моя, счастье моё, земля, где ты родился, земля, которую надо защищать. IV – Родина: жизнь, счастье, мать родная, дом, поля, зайцы, цветы, леса, реки, луга, горы, ветры, люди, птицы – очень красивая природа.
5.Афиширование – ознакомление с проектами учащихся Записывает на доске слова, близкие по значению слову Родина, выбранные каждой группой.   Учитель: Задание одно, а ответы разные. Почему? Представители от каждой группы называют ряды слов, включая слова выбранные из текста.    
физминутка Предлагает отдохнуть, мысленно прогуляться по тем местам, которые описала последняя группа. Дети отдыхают, сопровождают текст соответствующими движениями.   По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп! Немного отдохнём И домой пешком пойдём.
6.Разрыв – внутреннее осознание неполноты прежнего знания Предлагает прочитать рассказ М.М. Пришвина «Моя Родина» про себя. Организует работу над текстом. - О каких детских воспоминаниях рассказывает М. Пришвин? - Важны ли они для писателя? Почему? - Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. - Как вы понимаете выражение Пришвина о том, что природа – это «Кладовая солнца»? - Как ты думаешь, о каких сокровищах жизни говорил писатель? - Почему слова мама,солнце,, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе? Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»? Чтение детьми про себя текста «Моя Родина»     Его мама вставала рано, до солнца, потом он начал вставать до солнца, когда весь животный и растительный мир пробуждается.   Уходил на охоту, нужно было найти в природе такое, чего еще не видел.   Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке.   Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни.   У Пришвина, как в наших высказываниях, все что находится рядом с ним – это его Родина.
7.Рефлексия - самооценка Предлагает перечитать обращение писателя к детям, прочитать название темы, которую начали изучать сегодня, и объяснить, почему с этого рассказа начинается новая большая тема «Люби живое»? Предлагает написать мини-сочинения на тему «Что такое для меня Родина» (звучит спокойная мелодия песни «С чего начинается Родина?» без слов) - Читают последний абзац и отвечают на вопрос. Пришвин сам любит природу. бережет её и призывает всех детей любить, беречь всё живое. Индивидуально пишут мини-сочинения; Дети по желанию читают свои сочинения, затем все сочинения вывешиваются в классе.

 

Приложение 5

Примерные учебные проекты для учащихся начальной школы

Тема проекта «Мое растение»

2 класс (система Л. В. Занкова).

«Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

Авторы – составители:

Петухова И.В., Гавенко С.П., Корнилова О.В., Зенкина А.В., Бречко Л.В., Анастасьева Е.С. - МОУ лицей № 8 г. Кисловодска.

Характеристика проекта.

По содержанию: межпредметный (окружающий мир, чтение, русский язык, история, изобразительное искусство)

По срокам: среднесрочный.

По уровню усвоения: итоговый

По форме работы: индивидуальный

Цели проекта:

- обобщить знания учащихся по теме «Растения», подвести итоги индивидуальных наблюдений учащихся за объектом живой природы, формировать целеустремленность, самостоятельность;

- развивать умение работать с различными источниками информации, умение делать выводы, способности к саморазвитию, самовыражению, ответственности; способствовать экологически грамотному – безопасному для природы и собственного здоровья поведению; воспитывать нравственные и эстетические чувства, ответственность, любовь к природе.

Этапы работы над проектом

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Подготовительный   1) Объясняет цель и задачи проекта, проводит беседы, экскурсии. 2) Объясняет как определить объект: каждый ученик выбирает растение, которое ему нравится. Одно из условий – растение должно находится в доступном для ребёнка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. А главное - растение должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части. 3) Мотив: Растения играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас везде и постоянно. Однако большинство людей не обращают на них внимания. Давайте вместе подумаем – зачем на Земле растения? Какая от них польза? 1) Уточняет информацию, обсуждает задание 2) Положительная мотивация (Например: Значение растений в природе, …)
2. Планирвание 1) Выбирает объект наблюдения – растение. 2) Вырабатывает план действий: а) уточнение названия растения; б) место произрастания; в) условия оптимальные для роста и развития; г) знакомство со строением; д) Влияние климатических условий; е) влияние человека; ж) влияние животных; з) история появления этого растения. и) роль растения для человека или природы. 3) Отбор необходимых источников информации. 1) Предлагает варианты идей: а) Знакомство с растением. б) Изучение строения растения. в) Изучение плодов, семян растения. г) Выращивание растений. д) История растения: связь с семьёй. е) Изучение животных, связанных с растением.   2) Предлагает для ознакомления различные источники информации (Энциклопедии, словари – справочники, Красная книга, книги о растениях Ставропольского края,…)  
3. Принятие решения     1) Выбор растения. 2) Уточняет план действий. 3) Наблюдение за растением. 4) Работа с источниками информации. 5) Выполняет исследование по намеченному плану 6) Анализ и синтез полученной информации. 1) Уточнение плана действий ученика. 2) Наблюдение за выполнением работы. 3) Консультации по выбранным источникам информации.    
4. Выполнение   1) Выполняет работу (Параллельно с проведением исследовательской работы ученики участвуют в практической деятельности: по уходу за своим растением, посадка новых растений, изготовление кормушек и т.д.) 2) Оформляет специальную тетрадь или альбом «Моё растение», в которую заносит результаты своих наблюдений по определенной схеме, не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков. 1) Консультации по выполнению работы. 2) Дает советы по оформлению проекта
5. Оценка результата     1) Обсуждение полученных результатов 2) Формулирование общих выводов о жизни и роли растений в природе. 1) Наблюдает за обсуждением. 2) Участвует в оценке результатов, выводов.
6. Защита проекта 1) Презентация альбома или тетради с готовым проектом 2) Написание сочинения. Участвует в представлении и оценке проекта.  

 

Тема проекта: «Леса России»

 

4 класс.

«Мир вокруг нас», А.А. Плешаков

Авторы-составители:

Алимова А.П., Иващенко С.Н., Ковалевич Н.И., Бараненко Н.П., Минаева Р.Л.,

Таводи Г.С. – МОУ лицей № 4 г. Кисловодска

Характеристика проекта

По содержанию: межпредметный.

По уровню усвоения учебного материала: текущий.

По формам организации: групповой.

По срокам выполнения: среднесрочный.

Цель: познакомить учащихся с географическим положением зоны лесов; растительным и животным миром леса; с природными особенностями нашего края; с правилами поведения в лесу; охраной лесных богатств; учить использовать полученные знания на практике при озеленении школьного двора и в жизни.

Задачи: Развитие интереса к учебе, учить детей исследовательской и творческой деятельности; воспитывать нравственные и эстетические чувства через произведения русских писателей, поэтов, композиторов, художников; воспитывать позитивное отношение к себе и окружающим при работе в группе, уметь отстаивать свою точку зрения.

Этапы Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Подготовка Учащиеся уточняют информацию, обсуждают и отвечают на вопросы. Вносят свои варианты и предложения по выполнению заданий. Обсуждают формы презентации проекта (альбом) Сообщает тему проекта. Объясняет цели проекта. Вопросами: Зачем это нужно знать? Для чего мы это будем изучать? Где можно использовать полученные знания? - учитель мотивирует деятельность учащихся.
II. Планирование 1. Учащиеся делятся на группы, выбирают капитана команды, название. Например: 1 группа «Ботаники» готовят проект о растительном мире леса. 2 группа «Зоологи» готовят проект о животном мире леса. 3 группа «Следопыты» готовят проект о растительном и животном мире курортного парка г. Кисловодска. 2. Учащиеся вносят свои предложения по планированию проекта. Например: На уроках труда изготовить кормушки для птиц и белок. Сделать гербарий растений нашего края. На уроках ИЗО нарисовать плакаты по теме «Берегите лес». На уроках литературного чтения подготовить стихи о лесе, загадки, пословицы и поговорки. Провести экскурсию в парке. ИЗО рисуют плакаты по теме «Берегите лес». Используя знания, полученные при сборе информации, учащиеся на уроках труда готовят макет озеленения школьного двора. На уроках с/х труда высаживают растения в грунт. Делают фотографии для школьного альбома-проекта. На уроках музыки дети учат песню «Лесной марш», слушают аудиозаписи «Голоса птиц», учатся различать голоса птиц. На уроках русского языка повторить и выучить новые слова по теме «Лес» (словарные слова) На уроках математики составить и решить задачи на экологическую тему. На уроках музыки познакомиться с музыкальными произведениями о лесе. Выучить песню «Лесной марш» На уроке ООМ провести викторину «Я знаю мир леса». Учитель помогает разделиться на группы.   На каких уроках мы можем узнать о жизни леса? Учитель вносит дополнения.     Учитель предлагает написать сочинение по картине о лесе. Например «Утро в лесу». Учитель предлагает посетить краеведческий музей.   Учитель наблюдает, дает консультации.     Готовит вместе с родителями материал для посадки.   Учитель помогает подобрать материал для задач.   Учитель готовит материал для викторины.  
III. Принятие решения В каждой группе учащиеся распределяют обязанности по выполнению проекта, работают с информацией, анализируют и синтезируют идеи. Выполняют исследования. Учитель наблюдает и консультирует учащихся.
IV. Выполнение проекта На уроках труда дети делают кормушки для птиц из вторсырья. Во время экскурсии учащиеся развешивают кормушки с кормом. В ходе экскурсии собирают листья растений для гербария. На уроках труда делают гербарий. На уроках литературного чтения учащиеся готовятся к конкурсу чтецов. На уроках русского языка повторяют и подбирают новые словарные слова по теме. Пишут сочинение по картине. Составляют задачи по экологии леса, решают их. Формулируют правила поведения в лесу, на уроках ООМ. Каждая группа подготовленный материал оформляет в альбом. Учитель наблюдает, консультирует и дает советы. Учитель показывает, предлагает свои варианты.   Учитель объясняет, как правильно засушить листья для гербария.     Учитель проводит конкурс, приглашает в жюри библиотекаря и др.   Учитель проводит подготовительную работу, активизирует словарный запас.   Учитель помогает подготовить материал.
V. Оценка результата. Учащиеся обсуждают выполнение проекта, анализируют причины ошибок, делают выводы. Учитель наблюдает и участвует в оценке результатов, вносит замечания.
VI. Защита проекта. Каждая группа проводит презентацию своего альбома-проекта. Коллективно защищают свой проект. Отвечают на вопросы. Коллективное исполнение песни «Лесной марш». Делают фотографии для классного альбома. Учитель организует работу жюри (приглашает администрацию, старшеклассников, родителей). Награждает детей дипломами «Знатоки леса».

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.