Этапы постановки и решения проблемы — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Этапы постановки и решения проблемы

2017-11-28 376
Этапы постановки и решения проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.

2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.

3.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).

4.Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).

5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

Система действий учителя и учащихся на разных этапах проблемной ситуации

Этапы Действия учителя Действия учащихся
1.Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию Ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся. Выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании.
2.Анализ проблемной ситуации. Организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы. Высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия.
3.Поиск решения проблемы. Организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы.
4.Решение проблемы. Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической).
5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий. Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки. Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.

Вопросы и задания:

ЗАДАНИЕ 1. В чем, по-вашему, заключается актуальность технологии проблемного обучения на современном этапе?

ЗАДАНИЕ 2. Охарактеризуйте основные этапы данной технологии. Что, по-вашему, является наиболее важным при организации каждого этапа?

ЗАДАНИЕ 3. При изучении, каких предметных курсов и учебных тем вы считаете возможным использование данной технологии?

ЗАДАНИЕ 4. Разработайте модель урока, используя технологию проблемного обучения, и осуществите его на практике. Привлеките к оценке результатов своих коллег.

 

Рекомендуемая литература

1.Головина Т.В. Постановка и решение проблем на уроках русского языка.//Начальная школа до и после. 2003, № 2.

2.Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемных методов обучения в современной школе /Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1980.

3.Ильин Г.Л. Личностно-ориентированная педагогическая техноло­гия. - М., 1999.

4.Лернер И.Я. Условия и критерии эффективности проблемного обучения. - Казань. 1972.

5.Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения. Образовательная система «Школа 2100». /Сборник материалов. - М., 2003.

6.Мельникова Е.Л. Преемственность в использовании проблемно-диалогического метода в начальной школе.//Начальная школа до и после. 2003, № 6.

7.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. – М., 2002

8.Петерсон Л.Г. Интегративная технология развивающего обучения.// «Школа 2000…». Математика для каждого. Вып. 4. - М., 2002.

9.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

10.Чошанов М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М., 1996.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Актуальность

В основе технологии проблемного обучения лежит метод проектов, который зародился в 20-е годы прошлого столетия в США. Авторами данного метода считаются Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик. Иначе этот метод называли методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Главные его идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. В России сторонницей идеи проектного обучения была Н.К. Крупская, которая определяла полезность использования данного метода в увязке теоретических знаний с практической деятельностью, считая возможным на его основе построение системы учебно-воспитательной работы, в которую входят конкретные практические творческие дела учащихся.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Целевые ориентации

Создание условий, при которых учащиеся:

§ самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

§ учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

§ приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

§ развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

 

Особенности образовательного процесса:

§ интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;

§ интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;

§ индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;

§ образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;

§ индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

§ глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

§ необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.