Определение понятия административного права в научной и учебной литературе — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Определение понятия административного права в научной и учебной литературе

2017-11-28 182
Определение понятия административного права в научной и учебной литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наука административного права — это система науч­ных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сфере административ­ного права.Предмет науки административного права включает в себя административно-правовые категории, практику ор­ганов исполнительной власти, историю развития админи­стративного права. Основной задачей науки административного права яв­ляется подготовка новых и изменение действующих нор­мативных актов, направленных на укрепление государственности, создание условий для интенсивного экономи­ческого развития, политической и социальной стабиль­ности.

Административное право является отдельной самостоятельной отраслью права. Это управленческое право, представляющее собой совокупность норм о государственном управлении. Действие норм административного права распространено там, где присутствует государственное управление.

Предмет административного права - это совокупность общественных отношений.

В зависимости от субъектов административных право­отношений выделяют следующие виды таких отношений:

- между вышестоящими и нижестоящими органами го­сударственного управления (например, между Советом Ми­нистров и министерством);

- между органами государственного управления, обла­дающими одинаковой компетенцией, т.е. не связанными отношениями подчиненности (между двумя министерст­вами);

- между органами государственного управления и под­чиненными им предприятиями, учреждениями, органи­зациями (Министерство промышленности и концерн Беллегпром);

- между органами государственного управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, орга­низациями (например, исполком и предприятие, осуще­ствляющее свою деятельность на соответствующей адми­нистративно-территориальной единице);

- между органами государственного управления и гра­жданами Республики Беларусь, иностранными граждана­ми, лицами без гражданства.

Предмет правового воздействия определяет специфику метода регулирования. Человек - существо общественное. Совместная деятельность предполагает управление. Управ­ленческие отношения существуют постольку, поскольку существует человеческое общество. Управление предпола­гает доминирование, преобладание одной воли над дру­гой, а часто и подчинение одного лица другому, юриди­чески оформляется неравенство, этим объясняются осо­бенности административно-правового метода.

Главные признаки метода административного права:

- юридическое положение сторон: юридическое нера­венство, асимметрия субъектов управленческих отноше­ний, что связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть а) линейным («начальник - подчи­ненный»), б) функциональным («инспектор - контроли­руемый»);

- юридические факты: административно-правовые от­ношения чаще всего возникают в связи с событиями, од­носторонними волеизъявлениями;

- права и обязанности субъектов административных пра­воотношений: нормами точно определяются права и обя­занности сторон;

- защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права участников, споры между ними реша­ются: в административном порядке (управляющим субъ­ектом) или в судебном порядке.

Итак, под методом административно-правового регу­лирования понимают совокупность приемов и способов, посредством которых административное право воздейст­вует на общественные отношения, складывающиеся в сфе­ре государственного управления, с целью их регуляции и охраны.

Особенности. В отличие от гражданского права, где характерно при­менение методов диспозитивности, автономии воли сто­рон, уравновешивающих субъектов имущественных отношений, предоставляющих им возможность самостоятель­но устанавливать права и обязанности, административно-правовому регулированию свойствен в основном имперaтивный метод. Он закрепляет юридическое неравенство сто­рон, субъектов административно-правовых отношений, что обусловлено необходимостью подчинения одной стороны другой. Однако использование императивного метода в административном праве не является исключительным, поскольку динамичное развитие данной отрасли позволя­ет также использовать в регулировании общественных от­ношений и другие методы, например рекомендаций, со­гласования, взаимной ответственности.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.