Тема 1.2.2. Философия Средних веков и Ренессанса. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 1.2.2. Философия Средних веков и Ренессанса.

2017-11-28 146
Тема 1.2.2. Философия Средних веков и Ренессанса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие № 1.

Тема 1.2.1. Философия Древнего мира.

Основные понятия: философия, предфилософия, генезис, миф, логос, карма, дхарма, нирвана, мокша, сансара, субстанция, дао, сяо, жэнь, дэ, физис, атом, идея, форма, архэ, этика, антропология, апейрон, диалектика, метафизика, бытие.

Основные вопросы:

1. Культурно-исторические предпосылки и источники возникновения философии. Особенности становления философии на Востоке и Западе. Философия и мифология.

2. Социо-культурные условия возникновения философии в Древней Индии. Генезис философии в Древней Индии. Предфилософия Вед. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы. Философские системы буддизма, джайнизма, индуизма.

3. Социо-культурные условия возникновения философии в Древнем Китае. Предфилософия Китая. Этико-политические взгляды Конфуция. Философия даосизма.

4. Поиск первоначала. «Физис» и «космос». Милетская школа, учение Гераклита и Демокрита о мире и человеке.

  1. Антропологический поворот в философии Древней Греции. Античные философы о человеке и его душе. Учение о добродетели, высшем благе и счастье. Этический антропологизм Сократа.
  2. Открытие метафизической реальности Платоном и Аристотелем. Проблема бытия в античной философии.
  3. Особенности философской мысли поздней античности. Значение философии античности в европейской философской мысли.

Литература:

Основная литература

 

1. Гриненко Г.В. История философии. - М., 2010.

2. История философии / Под ред. В.П. Кохановского. В.П. Яковлева – Ростов-н/Д., 2011.

3. Светлов В.С. История философии в схемах и комментариях. – СПб., 2012.

4. Соколов В.В. Философия как история философии. – М., 2012.

5. Введение в философию. В 2-х ч. Ч. 1., М., 1989.

6. Реале Дж. Антисери Д. История философии. Т.1,М.,Античность.

7. Рассел Б. История западной философии. - М.,1993.

8. История философии в кратком изложении / перевод с чешс. И.Багута. - М., 1971.

  1. Чанышев А. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.
  2. Антология мировой философии. Т.1.М.,1985.
  3. История мировой философии // Под ред. В.Д. Губина. М., 2008.
  4. История философии // Ильин В.В. и др. СПб., 2005.
  5. История философии // Под ред. Васильева В.П. М., 2008.

Дополнительная литература:

1.Аристотель. Метафизика. О душе. Соч. В 3 томах, т. 1, М.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.,1986.

3. Фрагменты ранних греческих философов. - М.,1989,ч.1.

4. Марк Аврелий. Размышления. - М.,1984.

5. Платон. Диалоги. Составит. А.Лосев. - М.,1986.

6. Асмус В. Античная философия. - М.,1976.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М.,1989.

СРС:

1. Что такое Атман и Брахман в Ведах?

2. По какому основанию в философии Древней Индии выделяют неортодоксальные и ортодоксальные школы?

3. Какие субстанции предлагаются в джайнизме?

4. Как понимается «срединный путь» в буддизме?

5. В чем заключаются «четыре благородных истины» Будды?

6. Какой источник познания локаятики считали единственно истинным?

7. В каких философских школах говорится об атомах?

8. Какие возможности освобождения от страданий предлагались в различных школах в философии Древней Индии?

9. Определите понятия Инь, Ян, дао в религиозно-мифологических и натурфилософских представлениях Древнего Китая.

10. Как характеризуется дао в даосизме?

11. В чем заключается концепция «недеяния» в даосизме?

12. В чем отличие взглядов Конфуция и Лао-Цзы по вопросам политической жизни, управления государством?

13. Какой смысл вкладывает Конфуций в этические понятия золотой середины и человеколюбия?

14. Что вы знаете о педагогической системе Конфуция?

15. Как рассматривали легисты соотношение наград и наказаний?

16. В чем заключаются особенности античного философствования?

17. Каков главный философский вопрос, поставленный мыслителями милетской школы?

18. Что означает движение в философии Гераклита Эфесского?

19. На что обращают внимание представители элейской школы, вводя понятие бытия? Что пытается показать в своих апориях Зенон?

20. Почему родоначальником материалистической философии считают Демокрита? Какое понимание бытия ему свойственно?

21. Почему философию Сократа мы называем нравственной философией? Каковы особенности метода Сократа?

22. Что принципиально новое утверждает Платон в своем учении об идеях? Какой тип государственного устройства он читает идеальным и почему?

23. Что служит основанием утверждения Аристотеля, что он учился у Платона, но не стал его учеником? Почему Аристотель вводит понятие форма?

24. Какие философские школы появляются в эпоху эллинизма и каков философский смысл учений их типичных представителей?

Темы рефератов:

1. Этико-политическое учение Конфуция.

2. Конфуций о человеке.

3. Теория познания Мо-Цзы.

4. Социально-этический идеал даосов.

5. Система йога: индивидуальный путь спасения.

6. Соотношение религии и философии в буддизме.

7. Ранняя философия Древнего Китая.

8. Элейская школа, идея и парадоксы бытия.

9. Апории Зенона и их современные решения.

10. Судьба древнегреческого атомизма и философский вклад Эпикура.

11. Платон: трагедия «жизни» и драма идей.

12. Социальная утопия Платона.

13. Знание как главная добродетель: Сократ и Ницше.

14. Тема судьбы в стоицизме.

15. Гедонизм и проблема смерти у Эпикура.

16. Демокрит о человеке, его жизни и человеческих ценностях.

Практическое занятие №2

Практическое занятие №4

Тема 1.2.4. Немецкая классическая философия.

Основные понятия: трансцендентный, вещь-в-себе, априоризм, дуализм, свобода, антиномия, гуманизм, категорический императив, диалектика, метафизика, противоречие, отчуждение, свобода, объективный дух, абсолютная идея, самосознание, феномен, ноумен.

Основные вопросы:

1. Эволюция философских взглядов И. Канта. Теория познания.

2. Учение И. Канта об обществе и человеке: проблема свободы, категорический императив, учение об истории и вечном мире.

3. Объективный идеализм Гегеля. Принцип построения и основные идеи «Науки логики».

4. Особенности диалектического метода Гегеля. Основные категории диалектики.

Литература:

Основная литература

1. Гриненко Г.В. История философии. - М., 2010.

2. История философии / Под ред. В.П. Кохановского. В.П. Яковлева – Ростов-н/Д., 2011.

3. Светлов В.С. История философии в схемах и комментариях. – СПб., 2012.

4. Соколов В.В. Философия как история философии. – М., 2012.

5. Введение в философию. Учебник. В 2 ч. Ч.1. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. М., 1989.

6. История мировой философии // Под ред. В.Д. Губина. М., 2008.

7. История философии // Ильин В.В. и др. СПб., 2005.

8. История философии // Под ред. Васильева В.П. М., 2008.

9. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3

10. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. //Там же. Т. 4. Ч.1

11. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Там же. Т. 6.- М., 1966.

12. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991. Ч. 1.

13. Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? //Работы разных лет. В 2 т. Т. 1

14. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3 т. Т. 3 - М., 1972

15. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 1. - М., 1974.

Дополнительная литература:

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М., 1973

2. Гулыга А.В. Кант. 2-е изд. - М., 1981

3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986

4. Нарийский И.С. Кант. - М., 1976

5. Ойзерман Т.И. Философия. И. Канта. - М., 1988

6. Суслова Л.А. Философия И. Канта. - М., 1988

7. Волков Г.Н. Сова Минервы. – М., 1975

8. Гулиан К.И. Метод и система Гегеля. - М., 1986

9. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986

10. Гулыга А.В. Гегель. – М., 1970

11. Шеллинг. – 2-е изд. - М., 1984

12. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42

13. Овсянников М.Ф. Гегель. – М., 1971

14. Ойзерман Т.И. Философия Фихте. - М., 1962

15. Шеллинг Ф.В. Сочинения. В 2 т. - М., 1982

СРС:

1. Каково место немецкой классической философии в истории человеческой мысли и культуры?

2. В чем состоит космогоническая гипотеза И. Канта и каково ее философское значение?

3. В чем выражается дуализм кантовской философии?

4. Что такое категорический императив И. Канта?

5. Каково рациональное содержание диалектики Г. Гегеля?

6. Как определял Г. Гегель содержание и предмет философии?

7. Каковы основные принципы гегелевской философии истории?

8. Каково гегелевское понимание сущности права?

9. В чем состоит антропологизм философии Л.Фейербаха?

10.Каково отношение Л.Фейербаха к религии?

11.В чем сущность концепции отчуждения К.Маркса?

12.Каковы исходные принципы философии К.Маркса и Ф.Энгельса?

13.В чем состоит суть материалистического понимания истории?

Темы рефератов:

1.Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта.

2. Различие между рассудком и разумом у Канта.

3. В чем Гегель видел “хитрости Мирового Разума”?

4.В чем причина взлета и исчерпаемости немецкой классической философии?

5. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки

6.Трансцендентальный идеализм философии И. Канта.

7.Философская система Гегеля. Сущность идеалистической диалектики.

8. Антропологический материализм Л. Фейербаха

Практическое занятие №5

Литература

Основная литература.

1. Зеньковский В. История русской философии. – СПб., 2011

2. Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991

3. История философии / Под ред. В.П. Кохановского. В.П. Яковлева – Ростов-н/Д., 2011.

4. Гриненко Г.В. История философии. - М., 2010.

5. Светлов В.С. История философии в схемах и комментариях. – СПб., 2012.

6. Соколов В.В. Философия как история философии. – М., 2012.

7. Маслин М.А. История русской философии. – М., 2013.

8. Галактионов А. Никандров П. Русская философия 9-20 веков. Л., 1989.

9. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.

10. Громов М., Козлов Н. Русская философская мысль 10-17 веков. М., 1990.

11. Введенский А., Лосев А., Радлов Э., Шпет Г. Очерки истории русской философии - Свердловск, 1991.

12. Бердяев Н. Русская идея: Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века.// Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. - СПб, 1992.

13. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия. - М.,1997.

14. Россия глазами Русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. - СПб. 1991.

15. Вернадский В. Научная мысль как планетарное явление. - М.,1991

Дополнительная литература:

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

2. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли ХIX века и начала ХХ века. // Мыслители Русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992.

3. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

4. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

5. Соловьев В. Избранное. М.,1990.

6. Толстой Л. Исповедь. Соч. 12 изд., т. 13.

7. О России и русской философской культуре. М., 1990.

СРС:

1. Назовите особенные черты, характерные для русской философии в целом. Почему русская философия выделяется среди мировой мысли?

2. Что в истории русской мысли можно считать собственно философией, а что пред-философией?

3. Что можно считать источниками возникновения и развития русской философской мысли в эпоху средневековья?

4. Какие особенности русского православия определили специфику русской философии?

5. Произведения каких средневековых русских мыслителей содержали философские выводы и построения? Что философского было в них?

6. Что принес XVIII век в русскую философию? Какое мировоззрение формируется в это время в России под воздействием философии европейского просвещения?

7. Что можно сказать о М.В. Ломоносове как философе?

8. С какими идеями вошел в историю русской мысли А.Н. Радищев?

9. В чем заключается особенность философского мировидения Г.С. Сковороды?

10. Почему начало русской самобытной философии мы связываем со спором славянофилов и западников? Кто они такие?

11. Каких взглядов придерживались А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский? Чем обусловлено развитие материалистических воззрений в русской философии XIX века?

12. Кто такие «почвенники», «неославянофилы»? Каких взглядов придерживалось консервативное крыло русской мысли в XIX век?

13. Что означает понятие «всеединство» в философии В.С. Соловьева?

14. Какое значение придавал В.С. Соловьев учению о Софии? Каков главный смысл софиологии?

15. Какие изменения претерпевает концепция всеединства в работах последователей В.С. Соловьева?

16. Чем можно объяснить феномен русского религиозно-философского ренессанса? Кто из русских философов является яркими представителями ренессанса? В чем особенность их философских построений?

17. Что такое «русская идея»? Какое выражение она находит в философском наследии философов Серебряного века?

18. С какими философскими представлениями связывают появление такого направления как русский космизм? Что отличает и что объединяет все формы русского космизма?

19. Как вы думаете, актуальны ли сегодня методы и проблематика русской религиозной философии или он остается лишь историческим этапом в развитии русской философской мысли?

Темы рефератов:

1 Становление отечественной философии.

2 Павел Новгородцев и его философские взгляды.

3 Лев Шестов, специфика его философского творчества.

4 Семен Франк. Основные принципы и идеи его философии.

5 Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.

6 Проблема “Восток-Запад-Россия” в трудах русских философов.

7 П.Я. Чаадаев и его историософская концепция.

8 Место русской философии в мировой культуре.

9 Основные направления развития отечественной философии после 1917 года.

 

Практическое занятие №7

Практическое занятие №8

Тема 2.1.2. Философские концепции развития

Основные понятия: диалектика, метафизика, эклектика, софистика, альтернатива, закон, категория, случайность, необходимость, детерминизм, индетерминизм, качество, количество, отрицание, противоречие, противоположность

Основные вопросы:

1. Проблема развития в философии и науки. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики.

2. Понятие категории и закона. Основные законы диалектики (общая характеристика)

3. Связи детерминации в категориях диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Причинность, необходимость и случайность в процессе развития.

4. Границы и сфера действия диалектического метода.

Литература:

Основная литература

1. Философия /Под общ. ред. В.П. Кохановского – Ростов-н/Д., 2010.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2011.

3. Спиркин А.Г. Философия – М., 2010.

4. Вундт В. Введение в философию. – М., 2006.

5. Губин В. Д. Философия: Учебник. – М., 2007.

6. Канке В.А. Философия для юристов. – М., 2009.

7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. – СПб., 2001.

8. Кузнецов В.Г. Философия. -М.,2003.

9. Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2012.

10. Налетов И.З. Философия. – М., 2010.

11. Философия: Учебник для нефилос. спец. / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова - М., 2009.

12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского /. – Ростов-на-Дону., 2010.

13. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М., 2012.

14. Философия для бакалавров / Под ред. В. И. Пржиленского. – Ростов- на-Дону, 2007.

15. Философский энциклопедический словарь. - М., 2000.

16. Философия. Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. – М., 2004.

17. Философский энциклопедический словарь. ― М., 1998.

18. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

19. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - М., 2000.

Дополнительная литература

1. Диалектика материального мира. Л., 1985

2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика познания сущности. – М., 1980

3. Купцов В.И. Детерминизм и вероятность. – М., 1976

4. Материалистическая диалектика. Краткий очерк истории. – М., 1985

5. Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1979

6. Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. – М., 1980

СРС:

1. Проявление закона единства и борьбы противоположностей в социальном развитии.

2. Овладение профессиональной специальностью как взаимный переход количественных и качественных изменений

3. Значение категорий качество и количество в педагогической деятельности

4. Виды и типы скачков

5. Отрицание и его проявление в процессе обучения.

6. Методологическая значимость принципов диалектики в теоретической и практической деятельности специалистов.

Темы рефератов:

1.Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.

2. Диалектические законы Гегеля

3. Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики.

4. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

5.Единство принципов, законов и категорий в материалистической диалектике.

6.Проблема своевременности разрешения противоречии в общественном развитии.

7.Традиции и новаторство в профессиональной деятельности.

Практическое занятие №9

Тема 2.2.1. Проблема человека в философии. Человек и его сознание. (Метод творческих заданий)

Основные понятия: Антропология, человек, индивид, личность, индивидуальность, свобода, отчуждение, экзистенция, антропосоциогенез, ценность, субъективная реальность, духовная жизнь, отражение, психика, чувственное отражение, эмоции, воля, мышление, язык, знак, знание, самосознание, бессознательное, труд, материальное, идеальное, информация.

Основные вопросы:

1. Исходные понятия философской антропологии. Человек как тайна.

2. Проблема антропосоциогенеза. Специфика человеческой деятельности.

3. Проблема сознания в философии и трудности ее решение. Онтология сознания. Гносеологический, этический смысл сознания

4. Язык, общение, сознание

5. Диалектико-материалистическая концепция сознания.

6. Проблема смысла жизни: философско-методологические подходы.

7. Проблема свободы в истории философии. Свобода и ответственность личности.

8. Представление о совершенном человеке в различных культурах

Литература:

Основная литература

1. Философия /Под общ. ред. В.П. Кохановского – Ростов-н/Д., 2010.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2011.

3. Спиркин А.Г. Философия – М., 2010.

4. Вундт В. Введение в философию. – М., 2006.

5. Губин В. Д. Философия: Учебник. – М., 2007.

6. Канке В.А. Философия для юристов. – М., 2009.

7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. – СПб., 2001.

8. Кузнецов В.Г. Философия. -М.,2003.

9. Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2012.

10. Налетов И.З. Философия. – М., 2010.

11. Философия: Учебник для нефилос. спец. / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова - М., 2009.

12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского /. – Ростов-на-Дону., 2010.

13. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М., 2012.

14. Философия для бакалавров / Под ред. В. И. Пржиленского. – Ростов- на-Дону, 2007.

15. Философский энциклопедический словарь. - М., 2000.

16. Философия. Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. – М., 2004.

17. Философский энциклопедический словарь. ― М., 1998.

18. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

19. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - М., 2000.

Дополнительная литература

1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. 2-е изд. - М.,1988.

2. Барулин В.С. Философско-социальная антропология. - М.,1994.

3. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.,1993

4. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.,1989.

5. Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство //Вопросы философии. 1996.№5

6. Бычко И.В. В лабиринтах свободы. - М.,1976.

7. Марков Б.Г. Философская антропология. - СПб, 1997

8. Проблема человека в западной философии. - М.,1988.

9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.,1987.

10. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.,1990

11. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир-эпоха Просвещения. - М.,1991

СРС:

1. Основные свойства сознания

2. Марксистское понимание бессознательного.

3. Сходство и отличие фрейдовского учения о бессознательном от марксистского.

4. Тенденции в понимании сознания в конце ХХ столетия.

5. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд.

6. Творческие способности человека: их пределы и условия.

7. Делает ли разум человека человеком?

8. Смысл жизни. Проблема “подлинного” и “неподлинного бытия”.

9. Имеет ли право человек на собственную жизнь и собственную смерть?

10. Что такое духовные потребности человека?

Темы рефератов:

1. Концепция психофизиологического параллелизма.

2. Спонтанность сознания и проблема самоорганизации в биосфере и космосе.

3. Учение о сознании в феноменологии Э. Гуссерля.

4. Тема души и тела в истории культуры

5. Реальность идеального.

6. Проблема бессмертия души и современная наука.

7. Сознание и мозг.

8. Происхождение и сущность языка.

9. Коллективное и индивидуальное бессознательное.

10. Проблема «искусственного» интеллекта.

11. Концепция Ю.М. Бородая о происхождении сознания.

12. Измененное состояние сознания по Ст. Грофу.

Практическое занятие №10

Тема 2.2.2. Учение об обществе.

Основные понятия: общество, производственные отношения, производительные силы, способ производства, личность, народ, цивилизация, культура, общественно-экономическая формация, процесс, регресс.

Основные вопросы:

1. Специфика философского рассмотрения общества. Общество как развивающаяся система.

2. Общество и его структура.

3. Единство и многообразие мировой истории. Критерии членения исторического процесса. Методология формационного анализа. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

4. Сущность цивилизационного подхода к историческому процессу. Культура и цивилизация. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций.

5. Гражданское общество и государство.

6. Человек в системе социальных связей.

7. Объективная историческая необходимость и сознательная деятельность человека. Роль личности в истории.

8. Проблема направленности исторического процесса. Прогрессивно-регрессивные изменения в обществе. Абсолютный и относительный критерии прогресса.

Литература:

Основная литература

1. Философия /Под общ. ред. В.П. Кохановского – Ростов-н/Д., 2010.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2011.

3. Спиркин А.Г. Философия – М., 2010.

4. Вундт В. Введение в философию. – М., 2006.

5. Губин В. Д. Философия: Учебник. – М., 2007.

6. Канке В.А. Философия для юристов. – М., 2009.

7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб., 2001.

8. Кузнецов В.Г. Философия. -М.,2003.

9. Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2012.

10. Налетов И.З. Философия. – М., 2010.

11. Философия: Учебник для нефилос. спец. / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова - М., 2009.

12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского /. – Ростов-на-Дону., 2010.

13. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М., 2012.

14. Философия для бакалавров / Под ред. В. И. Пржиленского. – Ростов- на-Дону, 2007.

15. Философский энциклопедический словарь. - М., 2000.

16. Философия. Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. – М., 2004.

17. Философский энциклопедический словарь. ― М., 1998.

18. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

19. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - М., 2000.

Дополнительная литература

1. Гурьев Д.В. Становление общественного производства. - М., 1973.

2. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. В 5-ти т. Т. 2. - М., 1956.

3. Гаджиев К.С. Политическая наука. Учеб. Пособие. - М., 1996.

4. Исмаилов Н.О. Теория справедливости. - Армавир, 1998.

5. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. - М., 1991.

СРС:

1. Место правового государства в реализации прав человека.

2. Формационная концепция развития общества;

3. Цивилизационная концепция развития общества

4. Анализ существа социальных связей различными философскими подходами;

5. Информационная специфика социальной действительности

6. Общество как реальная группа людей

7. Какие концепции общества существовали в истории философии?

8. Каково содержание формационного подхода к истории общества? В чем его отличие от цивилизационного?

9. Определите, что такое «общество» и что его отличает от «природы»?

10. Какова роль деятельности человека и какой смысл вкладывается в понятие «деятельность» в социальной философии?

11. Что означает утверждение «общество есть саморазвивающаяся система»?

12. Какие сферы жизнедеятельности человека образуют структуру общества?

13. Почему материально–экономическая сфера жизни общества является основополагающей?

14. Что включает в себя политико–правовая сфера общества?

15. Что образует социальную сферу общества?

16. Какие подструктурные элементы образуют социальную структуру общества?

Темы рефератов:

1. Проблемы развития человека и гражданского общества в России.

2. Смысл и направленность общественного развития.

3. Ценности высшего образования и их место в становлении человека.

4. Материалистическое понимание истории и его альтернативы.

5. Социальное бытие как деятельность людей.

6. Общество как система личной зависимости людей.

7. Проблема взаимодействия общества и природы.

8. Общество как система вещественной зависимости.

9. Государство и гражданское общество: дилемма планомерности и спонтанности социального развития.

10. Идея судьбы и принцип каузальности в обществе.

11. Проблема личности в истории.

12. Современная глобальная социально-историческая реальность и проблема «конца истории».

13. Возможен ли общественный прогресс.

Практическое занятие №11

Тема 2.2.3. Аксиология

Основные понятия: аксиология, ценность, мораль, нравственность, истина, оценка, норма, этика, эстетика, религия, свобода совести, секуляризация, диспозиции, санкции, этос, мораль, нравственность, ригоризм, утилитаризм, эвдемонизм, гедонизм, перфекционизм, добродетель, «золотое правило нравственности», закон талиона, идеал.

Основные вопросы:

1. Ценности, их природа и принцип классификации. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность норма.

2. Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности.

3. Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности.

4. Взаимосвязь и разнообразие религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности. Свобода совести.

Литература:

Основная литература

1. Философия /Под общ. ред. В.П. Кохановского – Ростов-н/Д., 2010.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2011.

3. Спиркин А.Г. Философия – М., 2010.

4. Вундт В. Введение в философию. – М., 2006.

5. Губин В. Д. Философия: Учебник. – М., 2007.

6. Канке В.А. Философия для юристов. – М., 2009.

7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. – СПб., 2001.

8. Кузнецов В.Г. Философия. -М.,2003.

9. Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2012.

10. Налетов И.З. Философия. – М., 2010.

11. Философия: Учебник для нефилос. спец. / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова - М., 2009.

12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского /. – Ростов-на-Дону., 2010.

13. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М., 2012.

14. Философия для бакалавров / Под ред. В. И. Пржиленского. – Ростов- на-Дону, 2007.

15. Философский энциклопедический словарь. - М., 2000.

16. Философия. Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. – М., 2004.

17. Философский энциклопедический словарь. ― М., 1998.

18. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

19. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - М., 2000.

Дополнительная литература

1. Ницше Ф. Соч. в 2 тт. М., 1990.

2. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

3. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

4. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. Спб., 1999.

5. Гильденбранд Д. Этика. Спб., 2001.

6. Тугаринов В.С. Избранные философ. труды. Л., 1987.

7. Дробницкий О. Мир оживших предметов. М., 1987.

8. Тиллих П. Теология культуры. М., 1995.

9. Основные положения социального учения российских мусульман. М.,2000.

10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.

11. Вожлецов Т.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

12. Золотухина-Аболина Е.В. Рациональное и ценностное. Ростов-на-Дону., 1988.

13. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985

14. Белявский А.В. Право и совесть. М., 1978

15. Высшие ценности. М., 1971

16. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал 95 № 10

17. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977

18. Дильтей В. Категории жизни // вопросы философии 95, № 10

19. Дробницкий О.Г. Проблема нравственности. М., 1977

20. Разин А.В. Ценностная ориентация и благо человека // Вестник МГУ – сер. Философия. – 1996, № 1

21. Торосян В.Г. Ценность философии. // Вопросы философии 1993, № 9

22. Тугаринов В.С. Избранные философские труды. Л., 1988

23. Уледов А.Д. Духовное обновление общества. М., 1990

24. Уледов А.Д. Духовная жизнь общества. М., 1980

СРС

1. Какова природа ценностного сознания?

2. Каково происхождения ценностной регуляции жизни?

3. Как связаны ценности с потребностями и интересами человека?

4. Какую роль играют в этосе диспозиции и санкции?

5. Как связаны «золотое правило» нравственности и закон талиона?

6. Какие подходы к обоснованию ценностей Вы знаете?

7. Каков критерий деления ценностей на высшие и низшие?

8. Чем различаются ценности основных мировых религий?

9. Может ли быть нерелигиозный человек нравственным?

10. Как выражают себя эстетические ценности?

11. Применима ли пословица «О вкусах не спорят» к морали?

Темы рефератов:

1. Какова природа ценностного сознания?

2. Каково происхождения ценностной регуляции жизни?

3. Как связаны ценности с потребностями и интересами человека?

4. Какую роль играют в этосе диспозиции и санкции?

5. Как связаны «золотое правило» нравственности и закон талиона?

6. Какие подходы к обоснованию ценностей Вы знаете?

7. Каков критерий деления ценностей на высшие и низшие?

8. Чем различаются ценности основных мировых религий?

9. Может ли быть нерелигиозный человек нравственным?

10. Как выражают себя эстетические ценности?

11. Применима ли пословица «О вкусах не спорят» к морали?

Практическое занятие №12

Тема 2.3.1. Гносеология

Основные понятия: познания, гносеология, субъект, эмпиризм, ощущения, восприятие, представление, рационализм, понятие, суждение, умозаключение, истина, ложь, заблуждение, скептицизм, агностицизм, субъект познания, объект познания, интуиция, творчество, знание, ощущение, восприятие, представление, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, истина, достоверность, ложь, заблуждение, отражение, релятивизм, догматизм, практика, метод, наблюдение.

Основные вопросы:

1. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм. Субъект-объектные отношения в познании.

2. Чувственное и рациональное в процессе познания, их основные формы. Интуиция.

3. Истина и заблуждение. Проблема истины в философии и в науке. Объективность истины. Диалектика абсолютного и относительного в истине.

4. Способы разграничения истины и заблуждения. Конкретность истины и её практический критерий.

Литература:

Основная литература

1. Философия /Под общ. ред. В.П. Кохановского – Ростов-н/Д., 2010.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2011.

3. Спиркин А.Г. Философия – М., 2010.

4. Вундт В. Введение в философию. – М., 2006.

5. Губин В. Д. Философия: Учебник. – М., 2007.

6. Канке В.А. Философия для юристов. – М., 2009.

7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. – СПб., 2001.

8. Кузнецов В.Г. Философия. -М.,2003.

9. Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2012.

10. Налетов И.З. Философия. – М., 2010.

11. Философия: Учебник для нефилос. спец. / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова - М., 2009.

12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского /. – Ростов-на-Дону., 2010.

13. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М., 2012.

14. Философия для бакалавров / Под ред. В. И. Пржиленского. – Ростов- на-Дону, 2007.

15. Философский энциклопедический словарь. - М., 2000.

16. Философия. Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. – М., 2004.

17. Философский энциклопедический словарь. ― М., 1998.

18. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

19. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - М., 2000.

Дополнительная литература

1. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994.

2. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира. //Соч. М.

3. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

4. Проблемы материалистической диалектики как теории познания. М., 1979.

5. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. //Вопросы философии. - 1992. - № 6.

СРС

1. Какие направления и подходы к проблеме познаваемости мира сложились в истории философии?

2. Что такое «гносеология» и «эпистемология»?

3. Каким образом объект природы становится объектом познания? Каковы условия такого преобразования?

4. Объясните, в чем смысл понятий «субъективизация объекта» и «объективизация субъекта»?

5. Какую роль в познании играют процессы распредмечивания и опредмечивания?

6. В чем сущностное отличие форм чувственного познания от форм рационального (абстрактного) познания? Что является основой и причиной развития абстрактного уровня в эволюции сознания человека?

7. Как вы понимаете выражение «истина – это процесс»?

8. В чем социальная опасность искажения истины?

9. Знание и вера: общее и особенное.

10. Почему не может быть один универсальный критерий истинности знания?

11. Проблема критерия истины в различных философских учениях.

12. Мыслят ли животные?

Темы рефератов:

1. Мистицизм в познании.

2. Творчество и интуиция.

3. Скептицизм как принцип и метод познания.

4. Специфика гуманитарного познания.

5. Познание и реальность в когнитивной психологии.

6. «Правда-истина» и «правда-справедливость» как центральная категории цельного знания русской философии.

7. Современные теории эпистемологии.

8. Уровни рационального познания – рассудок и разум.

Практическое занятие №13

Тема 2.3.2. Научное познание

Основные понятия: наука, научное познание, метод, эмпирический и теоретический уровни научного познания, факт, проблема, идея, гипотеза, эксперимент, индукция, дедукция, аксиоматизация, формализация.

Основные вопросы:

1. Научное познание, его особенности. Наука и вненаучные формы позна


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.36 с.