Количество аудиторных часов: 16час., — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Количество аудиторных часов: 16час.,

2017-11-28 159
Количество аудиторных часов: 16час., 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Элементарное лингвистическое образование (развитие) дошкольников

 

 

Специальность: 050703 Дошкольная педагогика и психология

Курс: Y

Форма обучения: очная

Семестр: IX

Количество часов на дисциплину: 50 час.

Количество аудиторных часов: 16час.,

из них: лекций – 16.

Самостоятельная работа – 34 час.

Форма отчетности - зачет

Рабочую программу составила

В.Н. Макарова,

канд. пед. наук, профессор кафедры

теории и технологий дошкольного образования

Утверждено на заседании кафедры теории и технологий дошкольного образования факультета педагогики и психологии (протокол № _____ от______ 2011г.) Зав. кафедрой   _______________/С.Ю.Бубнова/   Утверждено на заседании Ученого совета факультета педагогики и психологии (протокол № ____ от _______2011г.) Председатель Ученого Совета   __________________/М.И.Алдошина/

Пояснительная записка

Цель изучения дисциплины: формирование профессиональной компетентности специалиста в области современной теории и практики развития речи и лингвистического образования детей дошкольного возраста.

 

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

· углубить знания студентов в области современной теории речевого развития детей, сформировать систему научных знаний об особенностях и механизмах усвоения детьми родного языка, об осознании ими явлений языка и речи;

· совершенствовать профессиональные умения анализировать теоретические подходы к методике речевого развития детей, результаты исследований и делать выводы о способах их реализации на практике;

· побудить студентов к осознанному изучению теоретических источников и критическому анализу методической литературы.

 

Содержание курса отражает исследования, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном возрасте, современные подходы к методике речевого и лингвистического развития детей. В основу его положен опыт работы, накопленный сотрудниками лаборатории развития речи Института дошкольного образования АПН РСФСР (позднее – Исследовательский центр семьи и детства РАО, Институт дошкольного и семейного воспитания РАО, ныне – Институт развития дошкольного образования РАО) и соответствующих кафедр (отделений) дошкольного образования вузов.

Преподавание курса опирается на знания студентов проблем речевого развития детей, изучаемых в нормативных курсах детской психологии, теории и методике развития речи детей, а также нашедших отражение в учебных дисциплинах и курсах по выбору: детская речь (онтолингвистика, лингвистика детской речи).

 

Текущая аттестация качества усвоения знаний

 

В ходе текущей аттестации оценивается освоение студентами содержательных разделов курса. Для этого используются:

· формы отчетности по изучению и анализу научной и учебно-методической литературы в виде рефератов, конспектов, обзоров литературы;

· представление результатов выполнения практических заданий;

· промежуточное тестирование по отдельным темам.

 

 

Итоговая аттестация

 

Изучение дисциплины завершается зачетом, на котором проверяется степень сформированности:

· системы научных знаний об особенностях и механизмах усвоения детьми родного языка, об осознании ими явлений языка и речи;

· умений анализировать теоретические подходы к методике речевого развития детей, результаты исследований и делать выводы о способах их реализации на практике;

· навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области развития речи детей.

Зачет проводится в форме коллоквиума (см. примечание).

Критерии оценки:

Зачтено: студент продемонстрировал в ходе занятий и итоговой аттестации ответственное отношение к изучению курса, мотивационную готовность к работе по лингвистическому развитию детей; достаточно полные и системные знания в объеме содержания курса; в процессе выполнения практических заданий – умения формулировать и решать задачи работы по речевому и лингвистическому развитию детей дошкольного возраста; навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности

Не зачтено: студент продемонстрировал в ходе занятий и итоговой аттестации безответственное отношение к изучению курса; знания на уровне житейских представлений, отрывочные; при выполнении практических заданий шаблонные действия, неточные, несвоевременные; несформированность навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Основное содержание

Элементарное лингвистическое образование как составная часть речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимосвязь речевого (языкового) и интеллектуального развития ребенка.

Элементарное лингвистическое образование дошкольников: понятие, связь с другими составными частями речевого развития детей.

Связь элементарного лингвистического образования детей с формированием практических речевых навыков, совершенствованием коммуникативных форм и функций языка.

Вклад Ф.А. Сохина и его учеников в обоснование необходимости формирования у детей дошкольного возраста осознания явлений языковой действительности.

Современные представления об особенностях и механизмах усвоения языка дошкольниками.

Установление преемственных связей между дошкольным и школьным обучением языку.

 

Основная

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.,1997.

2. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников. – М.-Воронеж, 2002.

3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001.

4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М. 1999.

5. Цейтлин С.Н. Элементарное лингвистическое образование дошкольников // Актуальные проблемы речевого развития дошкольников (в норме и при патологии). – Орел, 2000, ч.1. – С. 84-86.

 

Дополнительная

1. Алексеева М.М. Об осознании детьми фонетической стороны речи. // Проблемы изучения речи дошкольника. – М., 1994. С.44-53.

2. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1993, № 9.

3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (3-7 лет). – М., 1999.

4. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи дошкольника: некоторые итоги исследований // Дошкольное воспитание. – 1997, № 2.

5. Белякова Г.П. Осознание смысловой структуры предложений детьми дошкольного возраста// Развитие речи дошкольника. – М., 1990, С.53-67.

6. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск, 1976.

7. Венгер Л. Из чего строятся слова // Дошкольное воспитание. – 1993, № 2; 1994, № 11.

8. Гризик Т.И. Особенности обучения детей 4-6 лет описанию и повествованию (на материале малокомплектных детских садов): Автореферат диссертации канд. пед. наук. – М., 1990.

9. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореферат диссертации кандидата пед. наук. – М., 1999.

10. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольника. – М., 1994. С.83-87.

11. Кудрявцев В.Т. Проблема саморазвития детской речи: теоретико-методический аспект // Проблемы изучения речи дошкольника. – М., 1994. С.109-118.

12. Лаврик М.С. Формирование синтаксического строя речи старших дошкольников// Развитие речи дошкольников. – М., 1980. С. 67 –77.

13. Макарова В.Н. Проблемы речевого развития ребенка в современной науке // Взаимодействие дефектолога, учителя, воспитателя и семьи в развитии личности ребенка. – Орел, 1999. С. 88-103.

14. Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни. Автореферат диссертации кандидата пед. наук. – М., 2001.

15. Невская Л. Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду (Методические рекомендации). – М., 1990.

16. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2001.

17. Семенова Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни. Автореферат диссертации кандидата пед. наук. – М., 2001.

18. Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Развитие речи дошкольника. – М., 1990. С. 106 – 116.

19. Смольникова Н.Г., Ушакова О.С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Развитие речи дошкольника. – М., 1990. С. 92-106.

20. Сохин Ф.А. Некоторые проблемы развития речи дошкольников в детском саду // Вопросы речевого развития дошкольников.– М., 1998. С. 8-12.

21. Сохин Ф. А. О психологическом и лингвистическом анализе детской речи // Проблемы изучения речи дошкольника. – М., 1999. С. 5-11.

22. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. – М., 1978. С.50-56.

23. Струнина Е.М. Лексическое развитие дошкольников // Дошкольное воспитание, 1991, № 7.

24. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. ­– М., 1991.

25. Ушакова О.С. О научной деятельности Ф.А.Сохина // Развитие речи и творчества дошкольников: традиции и перспективы. – Рязань, 2008. С.17-24.

26. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2001.

27. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М, 2000.

28. Яшина В.И. преемственность обучения родной речи в детском саду и начальной школе // Развитие речи и творчества дошкольников: традиции и перспективы. – Рязань, 2008. С.309-314.

 

Примечание:

Коллоквиум – форма контроля, цель которой выяснение степени усвоения материала по к.-л. крупной теме всей группой, снятие возникших проблемных вопросов, стимулирование обучаемых к систематическим занятиям. Проходит в форме фронтального опроса, но более длительное время и с большей глубиной получаемых от учащихся ответов. Могут использоваться моменты группового и индивидуального опроса и коррекции хода усвоения материала и выработки необходимых умений и навыков.

(источник: Каджаспирова Г.М., Каджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. С.128)

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Элементарное лингвистическое образование (развитие) дошкольников

 

 

Специальность: 050703 Дошкольная педагогика и психология

Курс: Y

Форма обучения: очная

Семестр: IX

Количество часов на дисциплину: 50 час.

Количество аудиторных часов: 16час.,

из них: лекций – 16.

Самостоятельная работа – 34 час.

Форма отчетности - зачет

Рабочую программу составила

В.Н. Макарова,

канд. пед. наук, профессор кафедры

теории и технологий дошкольного образования

Утверждено на заседании кафедры теории и технологий дошкольного образования факультета педагогики и психологии (протокол № _____ от______ 2011г.) Зав. кафедрой   _______________/С.Ю.Бубнова/   Утверждено на заседании Ученого совета факультета педагогики и психологии (протокол № ____ от _______2011г.) Председатель Ученого Совета   __________________/М.И.Алдошина/

Пояснительная записка

Цель изучения дисциплины: формирование профессиональной компетентности специалиста в области современной теории и практики развития речи и лингвистического образования детей дошкольного возраста.

 

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

· углубить знания студентов в области современной теории речевого развития детей, сформировать систему научных знаний об особенностях и механизмах усвоения детьми родного языка, об осознании ими явлений языка и речи;

· совершенствовать профессиональные умения анализировать теоретические подходы к методике речевого развития детей, результаты исследований и делать выводы о способах их реализации на практике;

· побудить студентов к осознанному изучению теоретических источников и критическому анализу методической литературы.

 

Содержание курса отражает исследования, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном возрасте, современные подходы к методике речевого и лингвистического развития детей. В основу его положен опыт работы, накопленный сотрудниками лаборатории развития речи Института дошкольного образования АПН РСФСР (позднее – Исследовательский центр семьи и детства РАО, Институт дошкольного и семейного воспитания РАО, ныне – Институт развития дошкольного образования РАО) и соответствующих кафедр (отделений) дошкольного образования вузов.

Преподавание курса опирается на знания студентов проблем речевого развития детей, изучаемых в нормативных курсах детской психологии, теории и методике развития речи детей, а также нашедших отражение в учебных дисциплинах и курсах по выбору: детская речь (онтолингвистика, лингвистика детской речи).

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.