Цель данного параграфа – рассмотреть сущность течения масонов в России и их приоритеты. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Цель данного параграфа – рассмотреть сущность течения масонов в России и их приоритеты.

2017-11-28 163
Цель данного параграфа – рассмотреть сущность течения масонов в России и их приоритеты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

§ 1. Понятие масонства…………….……………………………………………….4

§ 2. Подготовка в Париже и открытие первых в ХХ веке масонских лож в России………………………………………………………………………………..6

§ 3. Мировоззрение русских масонов начала ХХ века……….………………….10

§ 4. Образование ордена Великого Востока народов России (1912 г.), создание «Прогрессивного блока»..…………………………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………………15

Список используемой литературы………………………………………………..16

Введение

В последнее время к вопросу о масонстве возрос общественный интерес. Это объясняется тем фактом, что масонство как тайная организация, противоречащая своим учением всему социалистическому, была длительное время запрещена в России, да и не только в нашей стране, но и в большинстве социалистических стран запада. Возросший интерес к проблеме масонства объясняется также фактом «социальной психологии» или интересом общества ко всему таинственному, находящемуся за рамками традиционного рационалистического мировоззрения.

Сама возможность существования тайных обществ казалась советскому человеку крамолой. И в наше время сохранившиеся немногочисленные дореволюционные публикации, посвященные масонству, в большинстве своем представляют факты сомнительные. Отсюда, почти все авторы, пишущие о масонстве, как прошлых лет, так и XX века вынуждены в качестве опорных перебирать одни и те же источники, домысливая свое и догадываясь обо всем остальном.

Исходя из вышесказанного, актуальность темы данной работы очевидна.

Цель работы – изучить течение русского масонства в начале ХХ века.

Задачи работы:

1. Рассмотреть понятие масонства;

2. Изучить подготовку в Париже и открытие первых в ХХ веке масонских лож в России;

3. Определить мировоззрение русских масонов начала ХХ века;

4. Охарактеризовать образование ордена Великого Востока народов России (1912 г.), создание «Прогрессивного блока».

Задачи контрольной работы обуславливают ее структуру. В конце работы приводится список использованной литературы.

 

Понятие масонства

Цель данного параграфа – рассмотреть сущность течения масонов в России и их приоритеты.

«Целью масонства, - читаем мы в статье о масонах в вышедшем в 1999 году справочном издании «Словарь религий народов современной России» под редакцией М. П. Мчедлова, - является достижение всем человечеством, независимо от расовой, национальной, духовной культуры, принципов свободы, равенства, братства, «царства истины и любви», земного рая. Цель достижима, по мнению масонов, путем нравственного, физического и умственного совершенствования каждого человека. Препятствием на этом пути являются религия и национальные государства, которые должны быть уничтожены. Важное место в деятельности масонов занимает критика исторических религий и церкви. В то же время война с Богом, церковью и духовенством не означает еще отмену религий, веры вообще, поскольку масоны создают новую религию - религию гуманитаризма, где место Бога занимает человечество, а старую религию они заменяют новой - морального солидаризма.

Цель данного параграфа – изучить организационное становление русского масонства в России.

К началу 1900-х годов во французских ложах насчитывалось около полутора десятков русских либералов. Конечно, этого было недостаточно для высадки масонского «десанта» в Россию. Обстоятельства, однако, благоприятствовали масонам. Нашелся человек, взявший на себя хлопоты по собиранию сил и организационному становлению русского масонства во Франции. Это был профессор Максим Максимович Ковалевский. 14 ноября 1901 года, благодаря, главным образом, его усилиям и под контролем ложи «Космос» в Париже была открыта Русская высшая школа общественных наук, проработавшая до 1904 года.[3]

Цель школы, помимо просветительской, состояла еще и в том, чтобы подготовить, в чисто масонском духе, разумеется, будущих участников борьбы за «освобождение России» без какой-либо оглядки на их партийные и идеологические пристрастия.

Манифест 17 октября 1905 года и введение демократических свобод в России не застали заграничных русских масонов врасплох. Они давно ждали этого часа. Неудивительно поэтому, что практически все они сразу же поспешили вернуться на свою историческую родину, чтобы уже не из прекрасного далека, а на месте включиться в борьбу за ее «освобождение».

Главная задача, которая стояла на первых порах перед руководителями только что образованных масонских лож в России, заключалась в том, чтобы из временных превратить их в постоянные, для чего требовалась официальная санкция на то со стороны Верховного совета Великого Востока Франции.

Первая делегация русских лож в составе М.М. Ковалевского и Е.И. Кедрина была отправлена с этой целью в Париж весной 1907 года. Однако вопреки надеждам большинства братьев, М.М. Ковалевский привез осенью того же года из Парижа диплом, ставящий русские ложи под юрисдикцию не Великого Востока Франции, а другой, соперничающей с ней в то время ассоциации - Великой ложи Франции.[4]

Ведущую роль в русском масонстве в 1907-1909 гг. играла петербургская ложа «Полярная звезда», что и не удивительно, так как именно в Петербурге находился, можно сказать, эпицентр политической жизни тогдашней России. В общей сложности, по состоянию на 29 июля 1908 года в двух русских политических ложах – «Полярная звезда» и «Возрождение» было уже 45 «братьев».

К этому времени ложа «Полярная звезда» настолько разрослась, что из нее в феврале 1909 года были выделены еще две так называемые рабочие ложи – «Северное сияние» (наместный мастер Н.В. Некрасов) и «Заря Петербурга» (первый наблюдатель В.Д. Кузьмин-Караваев, секретарь А.А. Демьянов). Еще одной масонской мастерской, открытой в 1909 году, стала Военная ложа во главе с Н.Г. Андреяновым. Оратором в ней был С.Д. Масловский (Мстиславский). В сентябре 1908 года представители русских лож Д.О. Бебутов и М.С. Маргулиес приняли участие в ежегодном масонском съезде Великого Востока Франции.

Следующим шагом на пути создания собственной организации русского масонства юрисдикции Великого Востока Франции стала структуризация и формирование его руководящих органов. Произошло это в ноябре 1908 года, когда масоны России созвали наконец свой первый съезд в Санкт-Петербурге, на котором присутствовало до 60 «братьев». Заседания его продолжались три дня. Председательствовали на нем М.М. Ковалевский, Д.О. Бебутов, Ф.А. Головин. В результате было сформировано два руководящих органа русского масонства начала века: Верховный совет во главе с председателем кадетом князем С.Д. Урусовым и Совет 18-ти для «братьев» высоких степеней, который возглавил князь Д.О. Бебутов. Как видим, несмотря на показной демократизм масонов, во главе организации стояли все-таки представители русской аристократии. Среди членов Верховного совета: Д.О. Бебутов (секретарь), Ф.А. Головин (1-й страж), М.С. Маргулиес (2-й страж).

Принципиальным отличием русского масонства начала XX века был, его ярко выраженный политический характер, поскольку, в отличие от традиционного масонства, на первый план русские «братья» выдвигали не моральное усовершенствование, а борьбу за освобождение России от царского самодержавия. Правда, польский историк Людвик Хасс (см. его статью в сборнике: Историки отвечают на вопросы. Вып.2. М., 1990) не совсем согласен с выделением из масонства его политического крыла, поскольку масонство, по его мнению, едино и без общего для всех масонов масонского мировоззрения нет и не может быть никакой особой «масонской политики». Но это уже, как говорится, чисто формальная сторона дела. Более существенно здесь другое. Оказывается, что сам термин «политическое масонство» давнего происхождения и был запущен в научный оборот еще в дореволюционные годы критиками масонства.

Таким образом, уже с первых шагов в России масонство оказалось отягчено целями весьма и весьма далекими от целей «истинного» масонства. Проблема нравственного самоусовершенствования «братьев» интересовала мало. Большинство русских масонов было либералами, выступающими как против самодержавия, так и против революции. Политические успехи французского масонства, особенно Великого Востока Франции, его роль в консолидации общества, вес и авторитет в общественной и культурной жизни страны не могли не вдохновлять русских братьев, не соблазнять их на использование масонства в политических целях.

Организационные усилия руководителей русского масонства не пропали даром. Общая численность мастерских французского обряда выросла за период 1908-1909 гг. по крайней мере вдвое. Общее же число масонов в России за 1907-1909 гг. определяется специалистами в 100 человек, причем имена 94 из них устанавливаются документально. К сожалению, это все, главным образом, члены столичных масонских лож, в то время как имена рядовых членов лож провинциальных остаются нам практически неизвестными.

Таким образом, практически все русские масоны были убежденными западниками и превыше всего ставили ценности не своей русской, а западной европейской культуры: свобода, демократия и гуманизм. В продвижении этих любезных их сердцу ценностей на бескрайние пространства России они, собственно, и видели свою главную цель. Масонство как часть западной культуры, западной цивилизации, привлекало их, прежде всего, возможностями расширения западного влияния в нашем отечестве.

Образование ордена Великого Востока народов России (1912 г.), создание «Прогрессивного блока»

Очевидные успехи нового русского масонства побудили Н.В.Некрасова на дальнейшие организационные шаги по его укреплению. С этой целью уже в январе 1912 года им был поставлен вопрос о проведении учредительного масонского съезда русских лож французского обряда. Практически ничего не известно нам и о том, при каких обстоятельствах именно Н.В. Некрасов - человек сравнительно новый в масонстве - оказался на должности временного секретаря русских лож в 1910-1912 гг.

Как полагает А.И. Серков, именно в это время (конец 1911 года) произошло объединение обновленных после февраля 1910 года так называемых реформаторских лож Великого Востока Франции в России с шотландскими ложами круга М.М. Ковалевского, хотя заметной роли в Великом Востоке народов России последние никогда не играли. Вторым важным событием, способствовавшим организационному укреплению новой, по сути дела, масонской организации, стало присоединение к английских лож (мастерская В.П. Басакова в Петербурге и ложа в Архангельске).[8]

Цель организации, как она формулировалась в проекте устава 1912 г., заключалась в «создании связанного моральной общностью и взаимным доверием братского ордена; братья сохраняют свободу политического действия, но стремятся к утверждению и защите прав человека и гражданина».

Как установил В.И. Старцев, главным источником, из которого черпали Мстиславский и Урусов основные положения устава ВВНР, был Общий регламент Великого Востока Франции, хотя пункты, касающиеся масонской тайны и конспирации, были в нем несколько усилены. В целом же, с точки зрения содержания устава, масонство ВВНР может считаться, по авторитетному заключению В.И. Старцева, вполне нормальным регулярным масонством. Нерегулярными в нем могут быть признаны только его цели - чисто политические, а не морально-этические, чего следовало бы ожидать от масонского ордена. Обращает на себя внимание также и сокращение обрядности при приеме в степень мастера, и исключение степени подмастерья или товарища, а также прием в ложи, наряду с мужчинами, и женщин.

Неудачи русской армии летом и осенью 1915 года не только донельзя обострили внутриполитическую обстановку в стране, но и привели в конце концов к созданию в августе 1915 года так называемого «Прогрессивного блока» в Думе и Государственном Совете.

Организаторами Прогрессивного блока были масоны, а главным требованием его стало создание «кабинета общественного доверия». По инициативе «братьев» Ефремова И.Н. и Коновалова А.И. летом на квартире М.М. Ковалевского велись интенсивные переговоры между оппозиционными членами Думы и членами Госсовета. Результатом этих переговоров, собственно, и стало создание Прогрессивного блока, объединившего в своих рядах шесть думских фракций от октябристов и прогрессивных националистов до кадетов. И хотя представители левого спектра (социал-демократы, трудовики) войти в Прогрессивный блок отказались, устойчивое антиправительственное большинство в Думе было, тем не менее, сформировано. А это и было главной целью масонов на предварительном этапе на пути захвата власти. Опираясь на Прогрессивный блок, либеральная оппозиция развязала настоящую войну против правительства.

Таким образом, политическое или думское масонство начала XX века было уже подпольным и имело откровенно антиправительственный характер. Оно уже изначально было ориентировано не на духовную работу «братьев» в ложах, а на захват власти, разрушение империи и изменение основ тогдашнего государственного строя в России.

Заключение

Реформы 1860-х годов, удовлетворив основные чаяния либерального русского дворянства, резко тем самым сузили потенциальную общественную базу масонства в стране. Сказывался, несомненно, и факт официального запрещения масонских лож. Как организационно оформленное общественное явление масонство было возрождено только в начале XX века, когда в преддверии революционных потрясений в стране масонство было востребовано из-за рубежа политиканствующей либеральной российской интеллигенцией. То, что и политическая, и мистическая ветви его были импортированы ею именно из Франции ввиду особых отношений между двумя странами в начале XX века, удивлять, кажется, никого не должно.

В отличие от лож екатерининского и александровского времени, действовавших с негласного разрешения правительства, политическое или думское масонство начала XX века было уже подпольным и имело откровенно антиправительственный характер. Оно уже изначально было ориентировано не на духовную работу «братьев» в ложах, а на захват власти, разрушение империи и изменение основ тогдашнего государственного строя в России. Недаром основным поставщиком адептов вольного каменщичества в эти годы была кадетская партия, известная в то же время и как партия леволиберальной российской интеллигенции по преимуществу.

Но борьбой за прогресс и конституцию отнюдь не исчерпывается деятельность масонов. Огромное значение в учении ордена всегда придавалось нравственному совершенствованию «братьев». Именно последнее обстоятельство - духовная сторона масонства - как раз и являлось той незримой силой, которая всегда притягивала к нему многих русских интеллигентов либерального толка. Так, быть может, несколько неожиданно масонская тема выводит нас на другую, не менее важную проблему - духовные искания русской интеллигенции.

Список использованной литературы

Научная и специальная литература

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

§ 1. Понятие масонства…………….……………………………………………….4

§ 2. Подготовка в Париже и открытие первых в ХХ веке масонских лож в России………………………………………………………………………………..6

§ 3. Мировоззрение русских масонов начала ХХ века……….………………….10

§ 4. Образование ордена Великого Востока народов России (1912 г.), создание «Прогрессивного блока»..…………………………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………………15

Список используемой литературы………………………………………………..16

Введение

В последнее время к вопросу о масонстве возрос общественный интерес. Это объясняется тем фактом, что масонство как тайная организация, противоречащая своим учением всему социалистическому, была длительное время запрещена в России, да и не только в нашей стране, но и в большинстве социалистических стран запада. Возросший интерес к проблеме масонства объясняется также фактом «социальной психологии» или интересом общества ко всему таинственному, находящемуся за рамками традиционного рационалистического мировоззрения.

Сама возможность существования тайных обществ казалась советскому человеку крамолой. И в наше время сохранившиеся немногочисленные дореволюционные публикации, посвященные масонству, в большинстве своем представляют факты сомнительные. Отсюда, почти все авторы, пишущие о масонстве, как прошлых лет, так и XX века вынуждены в качестве опорных перебирать одни и те же источники, домысливая свое и догадываясь обо всем остальном.

Исходя из вышесказанного, актуальность темы данной работы очевидна.

Цель работы – изучить течение русского масонства в начале ХХ века.

Задачи работы:

1. Рассмотреть понятие масонства;

2. Изучить подготовку в Париже и открытие первых в ХХ веке масонских лож в России;

3. Определить мировоззрение русских масонов начала ХХ века;

4. Охарактеризовать образование ордена Великого Востока народов России (1912 г.), создание «Прогрессивного блока».

Задачи контрольной работы обуславливают ее структуру. В конце работы приводится список использованной литературы.

 

Понятие масонства

Цель данного параграфа – рассмотреть сущность течения масонов в России и их приоритеты.

«Целью масонства, - читаем мы в статье о масонах в вышедшем в 1999 году справочном издании «Словарь религий народов современной России» под редакцией М. П. Мчедлова, - является достижение всем человечеством, независимо от расовой, национальной, духовной культуры, принципов свободы, равенства, братства, «царства истины и любви», земного рая. Цель достижима, по мнению масонов, путем нравственного, физического и умственного совершенствования каждого человека. Препятствием на этом пути являются религия и национальные государства, которые должны быть уничтожены. Важное место в деятельности масонов занимает критика исторических религий и церкви. В то же время война с Богом, церковью и духовенством не означает еще отмену религий, веры вообще, поскольку масоны создают новую религию - религию гуманитаризма, где место Бога занимает человечество, а старую религию они заменяют новой - морального солидаризма.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.