Жилище и хозяйственные постройки — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Жилище и хозяйственные постройки

2017-11-28 271
Жилище и хозяйственные постройки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жилище в том или ином виде известно всем народам. Основное назначение жилища - обеспечить человеку нормальные условия обитания в различных географических условиях, защищать его как от неблагоприятных воздействий внешней

-50-

среды, так и от многих других опасностей, (нападений, хищников, врагов и т. п.). С этой точки зрения особенности жилища зависят, с одной стороны, от географических или точнее экологических, условий, с другой - от технических возможностей человека и степени развития его потребностей, его культурного уровня.
Однако функции жилища в обществе не исчерпываются сказанным. С жилищем тесно связана и разносторонняя производственная деятельность людей. Связь эта различна в разные исторические эпохи, но она почти всегда находила и находит отражение в характере и устройстве жилища и примыкающих к нему хозяйственных помещений. Даже в городе одна из основных отраслей человеческого производства - приготовление пищи - до сих пор в значительной степени осуществляется в пределах помещений, примыкающих к собственно жилью. Но особенно четко производственное назначение жилых помещений обнаруживается в сельской местности, где не всегда даже возможно отделить собственно жилые помещения от хозяйственных.
Характер и тип жилища неотделимы от социально-экономической структуры общества. Состав и количество построек, находящихся во владении одной семьи, размеры и качество этих построек, внутреннее убранство и удобства жилища- все это достаточно четко отражает социальную дифференциацию общества. Например, имущественная и социальная дифференциация русского крестьянства после отмены крепостного права сразу же обнаружилась в появлении "кулацких" типов домов: "пятистенков", "крестовиков", с одной стороны, и жалких тесных лачуг батраков и бедноты, с другой. Указанная особенность жилища делает его прекрасным дополнительным источником сведений по истории социальных отношений и общественной организации.
В особенностях жилища в той или иной степени проявляются и этнические особенности культуры. В условиях полунатурального крестьянского хозяйства в течение многих столетий по традиции сохранялись определенные приемы строи-
тельства, принципы планировки зданий, назначение отдельных его частей и назначение построек в целом, приемы украшения жилищ и многое другое. Стойкость бытования этих традиционных приемов строительства и устройства жилища объяснялась не только их "пригнанностью" к определенным географическим и хозяйственным условиям, но и силой традиции, вследствие чего они продолжали бытовать далее тогда, когда вызвавшие их появление условия давно изменились (например, при переселениях на новые места). Этим, например, объясняется, почему в одной географической зоне с однородными природными условиями встречаются нередко различные типы жилищ.

-51-

Национальное своеобразие жилища обнаруживается также в приемах его украшения (резьба, роспись, лепка), в характере орнаментов и архитектурных стилей. Подобные особенности жилых и хозяйственных построек, не связанные непосредственно с географическими или хозяйственными факторами развития жилища, достаточно последовательно отражают этническую принадлежность той или иной группы населения, способствуя тем самым исследованию этнических процессов.
При изучении жилища наиболее удобны маршрутные экспедиции. Во-первых, объект изучения "на виду" и нет необходимости в длительном пребывании на одном месте. Во-вторых, маршрутная экспедиция позволяет охватить обследованием большое число жилищ.
Изучение жилища и связанных с ним хозяйственных построек следует начинать с определения жилого комплекса. У немногих народов, живших еще в условиях общинно-родовой организации, подобные обособленные комплексы отсутствовали, так как хозяйство общины обслуживалось зданиями и жилищами, общими для всего общинно-родового коллектива. С другой стороны, с развитием промышленности и городов произошло четкое отделение производственных площадей и зданий (фабрик, заводов и др.) от жилья: строительство промышленных объектов производится по проектам инженеров, а проектирование многоэтажных городских жилых зданий стало делом специалистов-архитекторов. Основные принципы городских жилищ разрабатываются специальным комплексом наук о градостроительстве, бурно развивающихся в последнее время. При этом градостроители учитывают и данные этнографии.
Однако негородское население и по сей день продолжает по преимуществу жить в поселениях, где наличие обособленных жилых комплексов не вызывает сомнений. Для большей части СССР в недавнем прошлом, а в сельской местности в какой-то степени и теперь, таким жилым комплексом является совокупность построек крестьянского двора. В него входили те жилые и хозяйственные помещения, которые были необходимы для ведения отдельного крестьянского хозяйства.
Жилой комплекс - чрезвычайно сложное и многоплановое этнографическое явление, и чтобы собрать о нем наиболее полные сведения, этнографы прибегают одновременно к нескольким видам полевой работы. Здесь и опрос населения, и описание жилищ, фотосъемка, обмеры построек и вычерчивание их планов, зарисовки и копирование архитектурных украшений и т. п. Значительное распространение в последнее время получил метод анкетного обследования построек.
Прежде всего определяют положение крестьянского двора в поселении: выясняют, сориентированы ли его постройки

-52-

по отношению к странам света, к улице или к реке; зависит ли и в какой степени положение крестьянского двора от местных географических условий.
Затем переходят к изучению планировки двора. При этом можно ограничиться составлением примерной схемы расположения построек на дворе, замеряя расстояния между ними шагами, но лучше, конечно, составить точный план всего двора, измеряя расстояния между постройками и размеры самих построек с помощью рулетки (к сожалению, готовых топографических или поселенных карт нужной подробности в распоряжении местных организаций не бывает). На схеме или плане легко затем записать назначение каждого строения. Следует также обратить внимание на общую площадь, расположение и характер земельных угодий в пределах крестьянского двора и на то, как эти угодья используются.Очень важно также каждый раз, начиная обследование крестьянского двора, определить по возможности социальное положение его обитателей, выяснить их занятия - это нередко дает ключ к пониманию характера застройки двора.
Обмер и составление планов - основной прием фиксации материалов по собственно
Рис. 6. План (вверху), продольный (в центре) и поперечный (внизу) разрезы избы (по К. А. Соловьеву)
жилищу. Наиболее полным является измерение в трех разрезах: одном по горизонтали и двух по вертикали (поперечный и продольный). Несколько горизонтальных обмеров производят только в том случае, если здание состоит из нескольких этажей. Для обмеров пользуются рулеткой. Вначале замеряются общие размеры, в которые затем вписываются размеры отдельных деталей (окон, дверей и т. п.). План удобно чертить на листах "мил-

 

-53-

лиметровой" бумаги. Если здания однотипны, нередко ограничиваются снятием горизонтальных планов, составляя лишь в нескольких случаях полные обмеры по всем трем разрезам.
Если здание имеет правильную прямоугольную форму, ограничиваются промером только двух перпендикулярно расположенных стен (противоположные будут тех же размеров), замеряя специально лишь проемы. Обмер значительно усложняется, если здание имеет неправильную форму и стены не одинаковой толщины. В таких случаях, чтобы получить точный план постройки, приходится прибегать к дополнительным построениям. Чтобы произвести обмер здания неправильной формы, его "вписывают" в правильную фигуру (прямоугольник). Для этого с помощью колышков и бечевки вокруг постройки фиксируют стороны определяющего прямо угольника, соответственно которому на плане чертят подобную же фигуру в избранном масштабе. Затем последовательно измеряют расстояние между вершинами построенной правильной фигуры и, определяющими точками каждой стены (выступы, углубления и т. п.). Полученные расстояния (в масштабе) переносят на план. Так как каждый замер производится от двух вершин прямоугольника, то согласно теореме, о подобных треугольниках соотношение точек пересечения различных линий на плане будет подобно соотношению точек стены. Соединив на плане точки измеряемой стены, получают ее точный контур. Определив таким образом одну стену, переходят к измерению второй, третьей и т. д. На окончательном плане будет изображен точный разрез замеренного здания (рис. 10, II).
Если постройка имеет к тому же и стены неодинаковой толщины, то приходится помимо внешней, фигуры строить внутри постройки дополнительную фигуру, стороны которой строго параллельны сторонам - внешней. Обмеры в этом случае производятся не только снаружи, но и изнутри. Разность между, внутренним и внешним контурами стен и будет показывать истинную толщину стен (рис. 10, III).
Для простоты, когда не требуется особенной точности, промеры производят не из двух точек вершин вспомогательного прямоугольника, а по прямым, которые перпендикулярны сторонам этого прямоугольника, точно отмечая каждый раз: расстояние от вершины фигуры до точки замера (рис. 10, IV).
Нередко в постройках округлой формы, если есть для этого возможность, внутри такой постройки проводят базовую прямую и все замеры стен производят изнутри от этой прямой (промеры от двух точек или по перпендикулярам; рис. 10, I). Полученный таким образом план постройки является основным базовым документом по изучению данного жилища. На этом плане проставляются также сведения о хозяевах

-54-

 

 
Рис. 7. Черная баня (план). Чертила Г. Шамрай.

-55-

 

 
Рис. 8. Та же баня (поперечный разрез). Чертила Г. Шамрай

-56-

 

 
Рис. 9. Та же баня (общий вид внутри). Рисовала Г. Шамрай

-57-

жилища, о времени его возведения, о производившихся переделках, записываются названия отдельных частей и пр. Для пометок применяют надписи и условные значки (см. Приложение VI). Нередко на этом же плане на его обратной стороне записываются и другие сведения, характеризующие это жилище (о мебели, о составе семьи и т. п.). Каждый из пла-

Рис. 10. Приемы обмера зданий сложной и неправильной формы.

I. Обмер внутренней части здания с помощью базовой прямой: а - базовая линия; б, в - замеры для определения положения двери;
1, 2 3, 4, 5; 6 - точки замеров; пунктирные линии - линии замеров.
II. Обмер здания неправильной формы: А, Б, В, Г - веревки, натянутые
на колышки, образующие прямоугольник, в который как бы вписано здание; а, б - замеры от точек 1 и 2 до края окна; в - замер окна;
1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8 - точки замеров; пунктирные линии - линии замеров.
III. Обмер здания со стенами неодинаковой толщины: А, Б, В - натяну-
тые на колышки веревки, образующие три базовые линии вокруг здания;
Д - базовая линия внутри здания; МН - связующая линия; сплошные стрелки - линии внешних замеров; пунктирные стрелки - линии внутренних замеров.
IV. Обмер здания со стенами неодинаковой толщины (упрощенный вариант): А, Б, В, Г - внешние базовые линии; А1, Б1, В1, Г1 - внутрен ние базовые линии; МН-связующая линия (через дверь); стрелки - замеры перпендикулярно базовым линиям.

-58-

нов метится шифром, экспедиции и получает порядковый номер исполнения. Здесь же указываются шифры пленки и номера кадров, на которых засняты, виды этого жилища и его отдельных элементов.
Постройки лучше всего фотографировать при солнечном освещении, когда свет падает под углом сверху и несколько сбоку; это подчеркивает рельеф постройки. Аппарат следует располагать не прямо против здания, а с угла, так, чтобы были видны две стены постройки, что дает необходимую перспективу. Украшения жилища фиксируют отдельно. Отмечают места их расположения, характер, кем исполнены и как, какой техникой. Резные украшения фотографируют или срисовывают. Росписи могут быть скопированы через кальку.
Мебель обычно на планах не отмечают, если только она не является частью постройки. Однако, если это необходимо, на плане можно показать размещение мебели, пользуясь условными обозначениями. Прочие особенности интерьера указываются в описании или фиксируются фотосъемкой. Для фотографирования интерьера пользуются специальными широкоугольными объективами или производят "панорамную" съемку обычным объективом.

Как и всякий другой элемент народной культуры, жилище следует изучать в его развитии. Прежде всего нужно определить возраст построек. Обычно это удается сделать по материалам расспросов или по официальным документам (например, по хозяйственным книгам сельских советов). Изредка возникает надобность и в хронологически более глубоких изысканиях; тогда обращаются к исследованию исторических документов.

Этнограф всегда должен иметь в виду, что более архаичные строительные приемы применяются при сооружении зданий и построек временного характера или подсобных помещений. До сих пор на временных станах и ночевках строят землянки, шалаши, курные избушки, давным-давно вышедшие из употребления в постоянных поселениях.
Выбор строительных материалов, да и сами приемы строительства в значительной степени зависят от географических условий. Только современная эпоха индустриального строительства сводит это влияние к минимуму, но и сейчас на юге,

-59-

например, здания более легкого типа, чем на севере, не говоря уже о множестве специфических случаев. Не потеряла еще своего значения и экономическая целесообразность использования местных строительных материалов (например, дерева, самана, камыша, войлока и пр.).
В тесной зависимости от материалов, используемых в строительстве, находится и конструкция самих построек. В лесной зоне распространены срубные постройки, тогда как в степных безлесных областях в ходу глина, камень, солома, хворост и тому подобные строительные материалы. Однако и при одинаковых условиях встречаются разнообразные конструктивные приемы возведения построек. Это зависит как от хозяйственных занятий населения (в безлесных районах, например, есть и войлочные юрты скотоводов, и саманные дома земледельцев), так и от историко-культурных традиций (например, разные формы жилищ у арабов-кочевников и у монголов).
Знакомясь со строительными материалами, этнограф должен описать способы их добычи и приготовления, зафиксировать инструменты и приспособления, с помощью которых заготавливают эти материалы, записать их состав и последовательность технологических процессов их производства. Конструкции жилищ фиксируют, делая масштабные обмеры и составляя чертежи, фотографируя стадии возведения постройки. Описание конструкций построек следует вести единообразно, например, снизу вверх, т. е. начиная с устройства фундамента и кончая устройством кровли. Особое внимание обращают на способы соединения и крепления отдельных частей конструкции, специально зарисовывая или фотографируя эти строительные узлы.
Если изучается история жилища, особое внимание обращают на обряды и поверья, которые с ним связаны. Закладка здания, отдельные моменты строительных работ, сооружение некоторых частей постройки нередко сопровождаются особыми обрядами. Существуют поверья, связанные с определенными местами жилища и т. д.
Материалы об этом, как и терминология элементов жилища, могут раскрыть немало интересного о прошлом, назначении отдельных частей жилища, прошлой планировке и т. п.
Ценные материалы по, истории современного жилища, иногда за значительные промежутки времени, можно получить в местных архивах. Страховые описи, данные похозяйственных книг сельских советов и многие другие документы могут быть использованы в качестве источников для изучения происходящих в последнее время изменений в жилище.
Этнографическое изучение современных процессов в жилом и хозяйственном строительстве в той степени, в какой это входит в задачи этнографии, проводится преимуществен-

-60-

но на основе массового обследования с помощью анкет или анкет-бланков. Сравнение данных обследования за различные периоды позволяет в наглядной и документально точной форме уловить динамику развития жилища, хотя подобный метод, как справедливо отмечают большинство исследователей, не может считаться исчерпывающим. Правильная интер-

Рис. 12. Фотография жилища (неправильно)

Рис. 13. Фотография жилища (правильно)

-61-

претация статистических данных возможна только при сочетании анкетного метода с другими приемами изучения. Изучая жилище, полезно предварительно провести сплошное обследование всех жилых комплексов поселения. Не сделав этого, трудно правильно выделить основные типы построек и жилых комплексов; определить местные особенности жилых и хозяйственных строений. Даже опытные этнографы легко могут ошибиться, если станут производить эту работу "на глазок". Хороших результатов в таких случаях добиваются с помощью специальных графиков-бланков, в которых приводится перечень сведений, необходимых для типологизации жилища (особенности конструкции и планировки, даты постройки и т. д.). Переходя с таким графиком-бланком

Рис. 14. Амбар (общий вид). Рисовала Г. Шамрай

-62-

в руках от дома к дому и делая условленные пометки в соответствующих графах, не трудно в течение сравнительно короткого времени собрать необходимый массовый материал. Определить наиболее типичные жилые комплексы и постройки на основе подсчета и классификации пометок в графике-бланке не составляет, конечно, особого труда.

Рис. 15. Фотография строительного узла амбара крупным планом

Среди жилых комплексов и построек каждого типа выбирают теперь объекты для более детального обследования (обмеров, снятия планов и разрезов, описания, фотосъемки, зарисовок и т. п.).
В случае необходимости определить главные типы планировки жилища рекомендуется делать примерные (без обмера) наброски планов. Это не требует много времени и дает достаточный сравнительный материал для последующей типологизации. Однако следует иметь в виду, что примерные планы не могут служить документальными доказательствами, а используются как подсобные рабочие материалы экспедиции.

Одежда, обувь, украшения

Одежда, как и жилище, служит человеку прежде всего для защиты его от неблагоприятных воздействий внешней среды. Поэтому возникновение одежды следует отнести к самым глубинам первобытных времен. Столь же рано, если даже не раньше одежды, возникли и украшения. В той или иной

-63-

форме одежда и украшения известны всем народам земного шара.
Тип одежды во многом зависит от географических условий обитания народа. Это сказывается и в покрое, и в материалах, из которых изготовляется одежда.
Однако характер материалов для одежды зависит не только от физико-географической среды, но и от хозяйственных занятий населения. Особенно это проявлялось в прошлом, до развития фабричного производства одежды, обуви, головных уборов. У скотоводов, например, обычно преобладали шерсть и кожа, а у земледельцев - растительное волокно. Не следует поэтому изучать одежду, особенно в историческом аспекте, в отрыве от производства тканей и других используемых для ее изготовления материалов, хотя методически казалось бы правильнее изучать обработку материалов для одежды вместе с другими видами хозяйственной деятельности народа.
Наряду с основным назначением одежда и украшения очень рано стали указывать и на положение человека в обществе. Постепенно с развитием и усложнением социальной структуры человеческого общества эта функция одежды и украшений стала приобретать все большее значение в жизни людей. У всех современных народов - и развитых, и культурно-отсталых - одежда и украшения всегда имеют определенный социальный смысл и значение. Это в равной мере относится и к фраку и алмазной булавке в галстуке современного английского аристократа, и к набедренной повязке и ожерелью из кабаньих клыков папуаса Новой Гвинеи.
Именно эта особенность одежды и украшений делает их ценнейшим источником сведений о прошлом и настоящем общественном устройстве народа, у которого она находилась или находится в употреблении.
Как ни различно происхождение одежды и украшений, характер их употребления привел к тому, что они как бы слились воедино в костюме. Любая одежда в той или иной степени украшается вышивками, узорами, яркоцветными элементами. При этом каждый народ, как это нетрудно понять, располагал в различные периоды своей истории разными материалами и способами изготовления одежды и украшений, руководствовался своими, только ему присущими традициями пользования одеждой и украшениями. Поэтому у каждого народа выработались свои специфические формы и покрои костюмов и поэтому же костюм любого народа несет на себе исторически сложившиеся национальные, этнические черты.
Приведем один только пример необычайной стойкости этнических особенностей одежды. Еще в прошлом веке русским археологом А. А. Спицыным было замечено, что ареалы

-64-

распространения определенных комплексов женских украшений IX-XIII вв. соответствуют областям расселения восточнославянских племен в ту эпоху и что для каждого племени характерен свой комплекс женских украшений. Позднее это
наблюдение было полностью подтверждено работами советских археологов. Со своей стороны, этнографы установили, что многие элементы древних женских украшений сохранились в головных уборах крестьянок XIX в. Так, области расселения кривичей, соответствуют три типа сходных по форме кокошников (псковский, владимирский и ярославский), а в так называемом каргопольском кокошнике (Архангельская область) есть спускающиеся на виски выступы, на которых обязательно ушивали нитями трехлопастной или пятилопастной узор - почти точное изображение женского височного кольца вятичей XIII в.
Подобные примеры, а их число нетрудно умножить, показывают, что одежду действительно должно рассматривать в качестве важного источника при. исследовании этногенеза и этнической истории народов. Правда, использовать этот источник следует весьма осторожно и обоснованно.
Материалы, из которых изготовляется одежда, обычно очень непрочны, и не выдерживают испытания временем. Несколько лучше обстоит дело с украшениями, но и то не со всеми, а лишь с теми, которые делались из долговечных материалов: драгоценных металлов, камня, раковин, кости. Поэтому, если археологи сумели накопить немалые сведения об украшениях- древности, то археологические материалы по одежде чрезвычайно скудны и фрагментарны. Вот почему, если не считать в сущности немногочисленных изображений на фресках, картинах и рисунках и очень неточных записей в документах прошлых эпох, полевые материалы, собранные этнографами, являются по сути дела чуть ли не единственным источником для историка одежды, и украшений. Это обязывает этнографов отнестись к изучению одежды в поле с особенным вниманием.
Одежда, бытующая у народа в любой данный момент, чрезвычайно разнообразна. Это разнообразие вызывается многими самыми различными причинами: сезонными колебаниями климата (зимняя, весенняя, летняя, осенняя одежда), возрастом, (детская одежда и одежда взрослых, одежда стариков), полом (мужская и женская одежда), назначением (праздничная, будничная, производственная одежда), социальным положением (одежда богатых и бедняков, горожан и крестьян) и т. п. Каждый этнограф, приступая к изучению одежды, должен выбрать в качестве основного тот или иной, порядок группировки одежды по видам в зависимости от стоящих перед ним конкретных научных задач.
При изучении одежды важно различать далее так назы-

-65-

 

 
Рис. 16. Выкройка-рисунок рубашки. Чертила Е. Ивановская

-66-

ваемые комплексы одежды. Основой для выделения комплекса одежды должно быть не случайное сочетание элементов,
или чисто внешних признаков одежды, но внутренне связанная совокупность частей единого костюма (например, костюма, характерного для определенного племени или народа, костюма, характерного для определенного,.исторического перио-

Рис. 17. Содержание легенды, записанной на оборотной стороне той же выкройки-рисунка

да и т. д.). В такой комплекс кроме собственно одежды могут быть включены и свойственные этому комплексу украшения, не связанные непосредственно с элементами одежды.
Для изучения одежды прибегают к различным видам полевого, обследования: к опросу населения (о ранее бытовавших элементах одежды и условиях их бытования), к графическим приемам (зарисовкам, копированию, фотографированию), к анкетному методу (особенно при изучении современных изменений в одежде), к сбору коллекций.
Условия бытования, употребления, одежды узнают у информаторов во время опроса. Особое внимание обращается на запись местных терминов, обозначающих виды одежды, ее части и элементы.

-67-

Для большего единообразия записей при описании одежды следуют раз принятому порядку: например, начинают с описания нижней одежды и лишь затем переходят к верхней; или начинают с описания головного убора, а заканчивают описанием обуви.
Для фиксации покроя одежды снимают выкройки (конечно, речь идет о традиционных, старинных покроях). К составлению выкроек полезно привлекать местных "портних", хорошо знающих правила раскроя. Такие выкройки могут быть выполнены в натуральных размерах или в уменьшенном масштабе, для чего очень удобно пользоваться "миллиметровой" бумагой. Так как многие виды сложной по покрою одежды для получения подлинных выкроек пришлось бы распарывать, гораздо чаще покрой фиксируют с помощью выкройки-рисунка. На выкройке-рисунке наносятся в масштабе все основные размеры одежды (длина, ширина, размеры частей) и швы, а в местах складок, оборок, выточек и тому подобных элементов кроя делаются схематические изображения с пометкой о характере кроя. По такому чертежу одежду не сошьешь, но для целей этнографического изучения его бывает вполне достаточно (рис. 16 и 17).
На чертежах с изображением выкроек края одежды и места разрезов обводят сплошной линией, швы - пунктирной. Особо помечают места расположения вышивок и других украшений, непосредственно с ней связанных. На этих же чертежах помечают расцветку ткани; проставляют названия отдельных частей, швов, элементов украшений. Для большей наглядности полезно тут же набросать схематический рисунок орнамента (фрагмент). На каждом чертеже Обязательно записывают: название одежды (общепринятое и местное), имя ее владельца (или владелицы), время изготовления и носки, а также другие необходимые данные. Если эта одежда, кроме того, была сфотографирована (а такое дублирование способов фиксации - обычное и рекомендуемое явление), здесь же приводится номер пленки и кадра.
Хорошим способом фиксации одежды является фотографирование. Фотографировать ткани и одежду (кроме тех вещей, которые украшены блестками или металлическими нитями) лучше всего в яркий солнечный день или при сильном искусственном освещении. Особенно нужно позаботиться о резкости изображения, так как при увеличении хороших, резких снимков можно разглядеть и способ. переплетения нитей, различить швы и другие особенности одежды. При фотографировании, отдельного предмета его расстилают или развешивают так, чтобы четко был виден покрой и главные украшения (рис. 18). Фотографируют обычно в двух видах: спереди и сзади. Орнамент узоров фотографируют отдельно более крупным планом.

-68-

Чтобы зафиксировать не только сам костюм, но и то, как он носится, фотографируют человека в этом костюме. Не рекомендуется рядиться в местные костюмы сотрудникам экспедиции: такой снимок лишен документальной достоверности (ведь он мог быть произведен и в музее, без выезда в экспедицию). Фотографирование человека в костюме производитсяс трёх позиций: спереди, сбоку и сзади. Если костюм состоит из нескольких частей, перекрывающих друг друга частью или полностью, то полезно фотографировать по методу "раздевания" или "надевания". В этом случае фотографируют человека каждый раз после того, как он снял или, наоборот, надел очередную часть костюма. При этом порядок надевания (или снимания) частей костюма должен строго соответствовать бытующей традиции. Полученная серия фотографий хорошо дополнит или даже заменит специальное описание этого процесса (рис. 19).
Фотоснимки "жестких" частей одежды (головных уборов, обуви и т. п.) следует производить с разных сторон, чтобы по серии снимков можно было полностью представить их форму. У орнаментированной вещи важно зафиксировать на снимках и расположение узоров на разных ее сторонах (рис.; 20).

Цветная фотография пока не дает в экспедиционных условиях надежных результатов. Поэтому при фиксации одежды сохраняет свое значение рисование в цвете. Пользуясь несложными приемами рисования, можно передать и цвета и узор точнее, чем с помощью цветной фотографии. Да и долговечность рисунков много больше, чем у химически нестойких фотокрасителей.
Вышивки, узорное тканье и тому подобные украшения одежды можно копировать через кальку (рис. 21). Если узор не слишком мелок, то при достаточном освещении он хорошо виден через полупрозрачную бумажную кальку. Подобрав густой раствор нужной краски, легко точно положить эту краску по узору. На неглянцованной кальке можно рисовать и цветными карандашами. Такие копии не только точны, но позволяют тут же записать названия деталей орнамента, способ и время его изготовления и т. д. Для копирования не обя-

 

-69-

а) б)

 

-70-

в) г)

Рис.19 Фотографирование одежды. Женский костюм: а) вид спереди; б) вид сбоку;
в) вид сзади; г) - вид без фартука

-71-

а)
б)

-72-

в) Рис. 20. Фотографирование головного убора: а) вид спереди; 6) вид сбоку; в) вид сзади

зательно брать всю площадь, покрытую узором. Часто элементы узора повторяются. В таких случаях выделяют повторяющийся мотив - "рапорт" и копируют его, указав общие размеры узорной поверхности и число повторений рапорта.
Мелкие, трудно различимые через кальку узоры копируют, пользуясь "миллиметровой" бумагой как канвой, отсчитывая пропорциональное количество клеточек на ткани и на копии-рисунке (рис. 2). Узоры крупных вещей, например, ворсовых ковров, когда нельзя пользоваться калькой, копируют, обмеряя элементы орнамента и перенося их затем в масштабе на рисунок, для чего пользуются координатной сеткой или координатными линиями.
Тонкие узорные ткани и кружева копируют и на просвет через стекло. При фиксации выпуклых орнаментов применяют метод копирования обратным эстампажем. При этом

-73-

Рис. 21. Копирование узора через кальку

-74-

лист бумаги накладывается на узор и притирается куском мягкого графита или другим красителей. На выпуклостях краска останется, в углублениях - нет. Такой узор потом переносят на обычную бумагу и разрисовывают уже красками. Для точности подобные копии дублируют фотографированием.
Украшения, которые носят отдельно (бусы, серьги и т. п.) фотографируют в возможно крупном масштабе (иногда применяют, для этого специальные объективы или линзы с переходными кольцами). Рельефные узоры (чеканку, филигрань, узорное литье и т, п.) копируют прямым эстампажем (узор смачивается краской и отпечатывается на бумаге) или делают оттиск на глине, пластилине, чтобы потом изготовить по нему гипсовый муляж узора.
Особо важной задачей при экспедиционном изучении одежды и украшений нужно считать сбор коллекций. Как ни велики музейные коллекции одежды и украшений, они далеко
не полностью отражают многообразие народных костюмов. Старинные одеяния и украшения очень быстро, уходят из жизни, перешиваются, попадают в руки дилетантов-любителей и т. д. В результате одна из наиболее красочных, но легко разрушающихся сторон народной культуры бесследно пропадает для науки. Собрать то, что еще уцелело, передать собранные материалы на хранение в музеи - одна из важнейших задач каждого этнографа-полевика. Конечно, научную ценность будут иметь только те коллекции, которые собраны при соблюдении всех правил сбора этнографических коллекций, о которых говорилось выше.
Если изучается история одежды, следует с особой тщательностью описать все обряды, связанные с местной одеждой и украшениями или с их изготовлением, выявить значение и
роль тех или иных элементов и видов костюма в обрядах, суевериях, религиозных представлениях. При этом всегда нужно иметь в виду, что обрядовые формы одежды (свадебный костюм, одежда покойников и т. п.) нередко очень стойко сохраняют более старые типы и формы покроя, расцветки, орнамента.
Существенно также, что во многих районах земного шара вплоть до XX века, а кое-где еще и сейчас, изготовление одежды - домашнее производство. Вследствие этого в современном быту самых различных народов как бы законсервировались, дожив до наших дней, многие такие особенности одежды и украшений, возникновение которых можно с полным основанием отнести к весьма отдаленным от нас историческим эпохам.
При изучении современной одежды необходимо применять метод массового обследования и сбора статистически сравнимых данных. Помимо обычных анкет, содержащих вопросы,

-75-

касающиеся особенностей одежды, условий ее бытования и т. п., можно рекомендовать массовое серийное фотографирование обследуемого населения в бытующих видах костюмов и формах одежды. Фотографирование, производится, как обычно, в трех позициях (вид спереди, сбоку и сзади). В зависимости от своих задач этнограф может фотографировать интересующие его виды одежды сериями. Как и при анкетном обследовании такие фото-серии должны быть достаточно велики, чтобы правильно отражать типические черты местной одежды (не менее 60-100 фотографий в серии).
Развитие фабричного производства тканей, шерсти, кож и самой одежды в корде изменило весь облик народного костюма. Поэтому при изучении современных изменений в костюме должно обратить также особое внимание на характер торговых связей и их влияние на народный костюм.

Утварь

Утварью принято называть те предметы и приспособления, которые необходимы в домашнем хозяйстве (посуда, различные короба и корзины для хранения вещей и пищи и т. п.). Характер и особенности утвари находятся в тесной зависимости от образа жизни населения в целом. Специфика хозяйственных занятий, наличие тех или иных материалов для изготовления утвари, характер пищи, степень развития промышленного производства утвари - всё это оказывает влияние на состав и особенности предметов утвари. Так, например, у народов, ведущих кочевой образ жизни, преобладают изделия из кожи, дерева, металлов и других материалов, способных выдержать периодические перевозки. Легко бь<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.