Направления природоохранной деятельности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Направления природоохранной деятельности



Педагогически организованное общениедетей с природой является главным направлением и условием формирования опыта экологического отношения к проблемам взаимодействия человека и природы.

Исследовательская деятельность экологической направленности. К этому виду можно отнести работу по некоторым проектам («Парки», «Мир воды» и др.), деятельность учащихся во время полевых экологических практик, эколого-краеведческую деятельность, опытно-экспериментальную работу учащихся. Исследовательская работа предполагает экскурсии, экологическую тропу, полевую экологическую практику, школьное научное общество, летний экологический лагерь, изучение и описание типичных представителей биогеоценозов, паспортизацию, составление схем, таблиц, выявление причинно-следственных связей, установление возможных вариантов разрешения экологического кризиса, проведение опытов и выявление зависимостей, подготовку научных докладов по результатам исследований, изготовление учебных и методических пособий и т.п.

Природоохранное просвещение (включающее просвещение населения по вопросам охраны природы). Специфическим направлением природоохранной деятельности учащихся школ является деятельность по пропаганде идей охраны природы среди населения (просветительство):

– знакомство населения с окружающей средой и связанными с ней проблемами;

– информирование населения о последствиях, которые могут возникнуть в результате чисто прагматического взаимодействия с природой;

– информирование о состоянии окружающей среды;

– обсуждение стратегии взаимодействия с объектами природы своего края;

– праздники, игры экологической направленности, устный экологический журнал, конференции.

Профилактическая работа (предупреждение нарушений экологического равновесия). Традиционно-основная природоохранная деятельность школьников заключается в осуществлении биотехнических мероприятий, связанных с подкормкой животных, охраной природных объектов, благоустройством территории (леса, пойм рек, лугов, заповедников и т.п.), развешивание искусственных гнездований, санпост, «зеленый патруль», «голубой патруль», лесничество и т.п. Природоохранная деятельность школьников также может быть связана с восстановлением природных ресурсов, разбивкой парков, питомников и т.п.

Детские экологические движения. Это прежде всего деятельность внешкольного характера, позволяющая объединить усилия школьников, молодежи по вопросам охраны природы как на уровне района, страны, так и на международном уровне, что, в свою очередь, повышает и значимость деятельности, и ее результативность. Примеры: клуб любителей природы, кружок юных натуралистов, движение «Мы - дети Волги».



Проекты («Первоцветы», «Вода», «Почва» и т.д.). По масштабам проекты могут быть локальные (для конкретной местности), региональные и глобальные (международного плана, например: «Мир глазами детей», «Мир воды», «Сохраним Землю»). Проект как элемент природоохранной деятельности может рассматриваться как комплекс, позволяющий одновременно задействовать когнитивный, перцептивный и практически-действенный каналы, что повышает эффективность решения поставленных целей. Отличительной особенностью проекта является его универсальность: сочетание в себе таких элементов, как оценка состояния окружающей среды, приобретение представлений об изучаемом объекте, осуществление природоохранных акций и развитие творческих начал школьников:

Мониторинг окружающей среды. Побуждение школьников к оцениванию фактов взаимодействия человека с природой, привлечение к контролю и оценке результатов собственной природоохранной деятельности возможно через проведение рейдов по оценке состояния природы своего края, организацию наблюдений учащихся (начальной, средней школы) за объектами природы, выполнение мониторинговых заданий, выданных природоохранными органами и т.п.

Предтечи, разновидности, последователи

Современная экология обобщает различные научные теории, на которые могут делать акцент частные образовательные технологии.

& «Универсальная этика» – теория, развивавшаяся Г.Д. Торо, М. Ганди, А. Швейцером, Ж. Фаб­ром, Л.Н. Толстым и другими учеными и общественными деятелями, не проводит в ценностном отношении разграничения между человеком и другими живыми существами: жизнь насекомого столь же ценна, как и жизнь человека.



& Русский космизм. Философско-религиозное течение, которое было представлено именами Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, Н.А. Бердяева, И.В. Киреевского, Н.К. и Е.И. Рерихов, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, А.А. Ухтомского и многими другими. Центральной идеей русского космизма являлось представление о том, что Человек – составная часть Природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве, что Человек и все, что его окружает, - это частицы единого, Вселенной. Противоречие между Разумом и Природой неизбежно, но Разум ответствен за отыскание путей его разрешения.

& Учение о ноосфере В.И. Вернадского основано на идее единства, взаимосвязи человека и природы. Он считал, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума – ноосферу. Развитие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволюция, в которой просто невозможно господство интересов одной из сторон).

& Американская социально-экологическая модель (Марш, Ист, Росс, Клементс, Леопольд и др.) основана на трех основных идеях: экосистемного холизма (целостности человека и природы), морального сообщества и экологической этики (перенесения норм морали на не-человеческие элементы экосистем).

& Экологическое воспитание в школах США. Осознание необходимости охраны окружающей среды для всего человечества сочетается с приобщением к деятельности. Учащиеся изучают проблему кислотных дождей, делают замеры в водоемах, сравнивают свои данные с данными из других штатов, составляют банк сведений о флоре и фауне, нуждающихся в особой защите. Популярны «полевые маршруты» - разновидность экскурсий на природу, во время которых у учащихся воспитывают «кодекс экологического поведения»: не уничтожать редкие образцы природы, не разорять птичьи гнезда, не срывать редкие растения и т.д. Распространена экологическая игра «Земля - космический корабль», в которой школьники убеждаются, что богатства нашей планеты, несущейся в космосе, не беспредельны.

Модель глобального образования

Во многих контекстах термин «глобальное образование» отождествляется с «планетарным» и «интернациональным», поскольку эти термины действительно совпадают по значению.

Глобальный – охватывающий весь земной шар, универсальный, включающий в себя проблемы, так или иначе затрагивающие интересы всего мирового сообщества.

Планетарный – относящийся к Земле как части Солнечной системы и обычно выходящий за рамки планеты Земля. Термин носит в основном естественнонаучный характер.

Интернациональный – имеет обществоведческое (культурологическое) происхождение, в то время как два предыдущих могут употребляться и в естественнонаучном значении.

Глобальное образование исходит из основополагающей идеи, которая состоит в том, что современная школа существует в быстро меняющемся, но взаимосвязанном мире, и что она призвала воспитать у учащихся расширенное, целостное видение этого мира и места человека в нем.

Идея глобализма в образовании позволяет создать в представлении ученика целостную картину жизни людей, образ их «культурного дома».

Идея глобализма позволяет учащимся увидеть и осмыслить отдельные этапы развития окружающего мира, и прежде всего образ человека, который этот мир создает, в нем обитает и им же формируется.

В технологии глобального образования интегрируются:

– знания и эмоциональные впечатления, полученные учащимися по различным предметам;

– внешкольные впечатления учащихся на основе системообразующих подходов (исторического и творческого).

Дерево целей.

Главная цель глобального образования – развитие глобального мышления, воспитание чувства причастности, школьников к жизни планеты Земля, нашего общего дома, установление гармоничных отношений человека с природой, гармоничных отношений человека с самим собой, а также подцели:

– восприятие современного мира целостно (как единой системы);

– познание мира во взаимодействии всех его сторон и себя в этом мире;

– утверждение в сознании учащихся приоритета общечеловеческих, общекультурных ценностей;

– осознание учащимся своей сопричастности к окружающему миру;

– ориентация на гуманистические принципы при выборе решений;

– умение видеть альтернативные пути решения проблемы;

– преодоление стереотипов;

критичность мышления;

– умение извлекать уроки из прошлого;

рефлексивное осмысление собственного опыта в контексте общечеловеческих ценностей.

Особенности концепции

v Признание ценности и уникальности человеческой жизни.

v Отрицание принуждения как способа решения политических, экономических, нравственных, межнациональных и межличностных проблем и конфликтов.

v Приоритет гуманистических ценностей при выборе решений и способов действий.

v Прогнозирование последствий этих решений и дей­ствий с точки зрения их влияния на природу, мир и человека.

v Открытость по отношению к новому.

v Гибкость мышления.

v Пересмотр сложившихся стереотипов.

 

Основные аспекты интегрированного сознания учащихся:

1. Системное сознание (осознание в единстве всех факторов, явлений, событий, их взаимосвязь и взаимозависимость): целостное представление о себе и своих возможностях, осознание единства физического, эмоционального, духовного; осознание себя частью целого мира. Обновление содержания образования на основе прин­ципа проблемной интеграции.

2. Перспективное сознание: видение перспектив; альтернативный выбор; развитие воображения; развитие критического мышления; умение видеть общее, признавая разнообразие, уважая индивидуальность другого человека, мнения. Развитие умственной самостоятельности школьников

3. Осознание понятия «Здоровье планеты»: условия существования планеты (настоящее); тенденция ее развития.

4. Осознанный выбор своего поведения, активное участие в социальной и политической деятельности направленной на демократические преобразования на локальном и глобальных уровнях.

5. Освоение учащимися системы взаимоотношений на основе принципов сотрудничества.

6. Осознание необходимости непрерывного образования.

7. Развитие у учащихся самоуважения, самооценки, Я-концепции.

 

Пути формирования глобального мышления в школе:

• Акцент на изучение глобальных проблем.

• Углубление и совершенствование занятий по мировой истории, географии, политике, культуре, экономике, экологии.

• Расширение понимания у учащихся о национальном и культурном разнообразии посредством изучения национальной литературы, искусства, музыки, танца, обычаев.

• Изучение своей истории в мировом контексте, взаимосвязи своей страны с целым миром.

• Формирование естественнонаучной картины мира в процессе преподавания основ наук.

• Изучение иностранных языков.

При этом необходима неразрывная взаимосвязь между чисто когнитивными и эмоционально-ценностными процессами, определяющими целостное видение мира и одновременно гуманистическое отношение к нему.






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.