Социокультурная ситуация в России. Новые ценности. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Социокультурная ситуация в России. Новые ценности.

2017-11-28 643
Социокультурная ситуация в России. Новые ценности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс трансформации, который переживает Россия с начала 1990-х гг., затронул культурную жизнь во всем ее объеме и много­гранности. Изменились общественные ориентиры, духовные ценнос­ти, предлагаемые обществом человеку.

Особенности новой социокультурной ситуации в России:

-В обществе первой половины 1990-х гг. широко распространились настроения разочарования.

-В условиях появления альтернативных форм занятости и доходов начало размываться представление о труде как о фундаментальной ценности.

- Исчезла уверенность в завтрашнем дне, у людей появилось чувство незащищенности. Это было связано с расшатыванием сложившейся системы социальных обязательств государства, на которые привыкло ориентироваться большинство населения.

- Образ Запада казался привлекательным, но появившиеся на излете перестройки иллюзии в отношении помощи развитых стран в строительстве новой России быстро развеялись.

-Становление институтов рыночной экономики сопровождалось стремительным ростом цен и падением жизненного уровня.

- Стремительно росло социальное расслоение общества и уровень бытовой и социальной напряженности.

- Подъем общественной активности, вызванной надеждами на перемены, намерением отстоять демократические завоевания и не допустить возврата к прошлому, сменился растущей апатией.

- Размывались представления о социально допустимых нормах поведения. Яркой иллюстрацией стали изменения в языковой культуре. В языке быстро укоренились не только многочисленные англоязычные заимствования, но и привнесенные из словаря маргинальных социальных групп слова и понятия (мат, сленг и т.п.).

- Потребность в общественном идеале была поставлена под сомнение, культура перестала формировать публичное пространство. В результате интеллигенция стала терять роль глашатая общественных настроений.

- Уход многих социально активных людей в частную жизнь, узкий круг общения, ограниченный семьей и близкими друзьями (индивидуализм), свидетельствовал о смене ценностных ориентиров.

Однако социальные процессы в российском обществе первых постсоветских лет не носили однонаправленного характера:

- Происходило высвобождение долгое время сдерживавшейся идеологическим диктатом творческой и социальной энергии. Люди получили возможность выбора иного рода занятий, не связанных с государственной опекой, желающие стали уходить в сферу частного предпринимательства.

-Становление рыночных отношений поставило уровень жизни в прямую зависимость от готовности людей встраиваться в такие отношения и адаптировать свои трудовые навыки к потребностям рынка. В результате к середине 1990-х гг. резко возрос спрос на второе образование. Наиболее востребованными и популярными стали связанные с развитием новых рыночных институтов профессии (менеджер, финансист, юрист, риелтор, аудитор).
- Открытость общества привела к более интенсивным этнокуль­турным контактам как внешним, так и внутренним. В Россию хлы­нули произведения массовой культуры западного производства: от телесериалов и кинофильмов до серийных детективов и «женских» романов, предлагавших свои образцы поведения и нормы морали.

-Информационная революция.

Заметное влияние на духовную жизнь оказало вступление России в глобальное информационное пространство и рост возможностей доступа к различным источникам информации. Быстро обрушились десятилетиями существовавшие запреты, появилась возможность оперативного получения информации и виртуального взаимодействия через Интернет. В России зимой 2007 г. число пользователей Интернета достигло, по данным опросов общественного мнения, 28 млн человек (т. е. 25% населения старше 18 лет). Это заметно меньше, чем в европейских странах (рекорд по уровню охвата Интернетом держит Швеция — 77% населения, в Германии — 61% по состоянию на 2005 г.).Отличительной особенностью современной российской ситуации является продолжающийся динамичный рост числа пользователей Сети. Появились многочисленные электронные периодические издания, художественные сайты (первый — в 1996 г.).

-Одновременно ушла в прошлое система общественной опеки и контроля, исчезли пионерская организация, многомиллионный комсо­мол, парторг-воспитатель, по своему пытавшиеся ориентировать по­ступки людей. Человек обрел свободу выбора, но в результате ока­зался один на один с огромным информационным полем, насыщенным противоречивыми мнениями, различными образчиками нравственнос­ти. Это нередко дезориентирует человека, приводит его в состояние рас­терянности, ведет к маргинализации значительной части общества.

Повседневная жизнь россиян подверглась значительным измене­ниям:

- Исчезло понятие дефицита, магазины и рынки наполнились множеством ранее недоступных бытовых товаров.

-Российский чело­век окунулся в мир, где хозяйство и наука объединились, чтобы об­легчить жизнь людей, сделать ее более комфортной.

-Изменилось по­нятие качества жизни. Резко выросли потребности людей, став более многообразными и дифференцированными. Важно, что они не сводят­ся к материальным благам, включают свободу выбора, характер соци­ального обслуживания, состояние окружающей среды и т.д. В повсед­невность вошли такие новые понятия, как дизайн одежды, кварти­ры, экология жилища, здоровый образ жизни и др.

-Вместе с тем российские граждане столкнулись с новыми для посткоммунистического общества проблемами — безработица, рост социального неравенства, — что негативно влияет на стабильность общественных настроений.

Новые ценности и идеалы:

- Раньше, в советские времена, об­щественное мнение с осуждением относилось к таким желаниям, как: «удачно устроить свою жизнь», обрести «тихое семейное счастье», счи­тать идеалом «самих себя», тем более — к подражанию заграничной моде (ношению «модных техасских штанов», «крикливого галсту­ка», «длинных волос»).

-В обществе существует мнение, что с разрушением советской систе­мы, коммунистической морали нравственность в России пришла в упа­док. Нет больше сдерживающих факторов, молодежь мечтает о карьере бандитов и проституток.

-Современное общество предлагает новые идеалы в различных формах. С одной стороны, высочайшей ценностью объявляется сво­бода выбора, личный успех, возможность реализовать свой потенци­ал и проявить деловые качества. С другой — образцом для подража­ния становится жажда наживы любой ценой. Современное общество имеет своих кумиров среди политиков, актеров, звезд эстрады и те­левидения, спортсменов и пр., но процесс создания положительных, идеальных образов затруднен.

- В новых условиях человек все больше идентифицирует себя не с классом или партией, а со своим локальным миром — семьей, друзьями, коллегами по работе, происходит распространение цен­ностей индивидуализма, что находит свое отражение, например, в популярных циклах программ TV — «Моя семья», «Я сама», «О, сча­стливчик»; в названиях журналов «Мой уютный дом», «Мой сад», «Наш ребенок», «Карьера», «Лица» и т.д.

- Важным положительным элементом нового мироощущения ста­ло понимание личной ответственности человека за свою судьбу. Современная молодежь уже не связывает напрямую достижения соб­ственного благополучия, успешной карьеры с усилиями государства. После временного спада в обществе вновь возросла потребность в об­разовании, напрямую связанная с характером экономических ре­форм.

-На фоне начавшейся индивидуализации общественного созна­ния наблюдается стремление человека воспользоваться свободой в условиях рынка. Исчезла жесткая привязанность человека к тому или иному конкретному виду деятельности, появилась возможность выбора между работой по найму и собственным бизнесом, хотя с рос­том независимости человек принимает на себя все больше ответ­ственности.

-В то же время новая ситуация обусловливает появление некото­рых негативных черт в образе жизни, морали, этике поведения.В результате трансформации современного общества была разруше­на государственная идеология, исчезла официальная мораль. В услови­ях появившегося вакуума в молодежной нравственной культуре ла­куну стали заполнять элементы массовой культуры низкого уровня, «уличная мораль», нормативы криминального мира. Некоторые восприняли идею свободы как свободу произвола. Часть молодежи,, реализуя объективную потребность в организации, в поисках идей­ной и этической системы попала под влияние радикальных и ультра­националистических группировок.

-Своеобразной формой удовлетворения индивидуальных и обще­ственных потребностей в условиях относительной слабости влияния традиционных церквей стало увлечение молодежи различными ок­культными науками, нетрадиционными религиями, сектантством (неоязычество, неохристианство, неоориентализм, сатанизм).

Роль религии и церкви в духовной жизни общества.

Все боль­шее значение в общественной жизни начинает играть религия и цер­ковь. Поворот к религии отражает переходное состояние общества, ведущего поиски новых мировоззренческих основ. Теперь она вновь существует в одном ряду с искусством, литературой, философией и т.д.

Важным элементом духовной модернизации России является ре­лигиозная терпимость (конфессиональный плюрализм). В 1997 г. был принят закон о свободе совести и религиозных объединениях.

Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного самосознания людей. Возврат к вере открывал путь к восстановлению преемственности духовных традиций и современности. Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессий — православия, ислама, иудаизма, буддизма.
Особенно заметно увеличилось число православных верующих: согласно данным социологических опросов, православными считают себя сегодня более 60% россиян (хотя число регулярно посещающих службы заметно меньше). Русская православная церковь имела под своим началом в 2006 г. 27 тыс. приходов (в 1986 г. — 6800), 680 монастырей (в 1986 г. — 18), 5 духовных академий, 33 семинарии и 40 духовных училищ. При большинстве храмов заработали библиотеки и воскресные школы для детей. Продолжая традиции социальной работы, прерванные после 1917 г., церковные организации занимаются обустройством детских приютов, реабилитацией наркозависимых и пострадавших от сект, уходом за престарелыми. В деле налаживания церковной и приходской жизни участвовали многие тысячи людей. Возрождается религиозное искусство, многие мастера — носители знаменитых традиций, например палехской школы, занимаются возрождением иконописи и фресковой живописи. Полным ходом идет восстановление разрушенных храмов и монастырей.
Церкви были переданы почитаемые святыни. В 1991 г. в Серафимо-Дивеевскую обитель (Нижегородская епархия) были перенесены мощи св. Серафима Саровского, Дивеево стало одним из центров возрождения православия.
Религиозные праздники и события церковной жизни стали для многих неотъемлемой частью духовного опыта. Огромным событием в жизни церкви и верующих стало прославление в год 2000-летия Рождества Христова новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти. В том же году был открыт и освящен воссозданный храм Христа Спасителя в Москве. Эти перемены были встречены верующими как начало духовного обновления России.
Развивается сфера религиозного образования. Активная книгоиздательская деятельность открыла путь к разнообразным источникам духовного опыта — и Отцов Церкви, и наших современников. Многие ищут в вере путь для творческого созидания жизни. Примером соединения живой веры и слова о вере, духовного опыта и богословского толкования такого опыта стали богословские труды митрополита Сурожского Антония (1914—2003), возглавлявшего созданную в Великобритании Сурожскую епархию РПЦ.
Его проповеди и беседы ходили в советские годы в самиздате и с 1990-х гг. широко издаются в России. Центральная их тема — пути современного человека к Богу. Размышляя о предназначении человека, владыка Антоний не только делился радостью своей встречи с Богом, но и помог тысячам людей найти свой путь. Так, в книге «Пути христианской жизни. Беседы о вере» он писал: «Мы посланы в мир для того, чтобы перед этим миром быть свидетелями. Можем ли мы быть свидетелями, если сами не сознаем своей веры, если мы не можем сказать человеку: я прошел тем же путем, и я тебе укажу хоть первые шаги на этом пути...»
Эти и другие размышления обращены к ищущим людям, к молодежи. В России в последние годы именно среди молодых и среднего возраста городских жителей отмечен, согласно данным социологических опросов, рост религиозного самосознания. Это касается не только православия, но и других конфессий. Так, средний возраст посещающих мечети российских мусульман составляет 45 лет. В стране действует более 6 тыс. мечетей, в 2004 г. широко отмечалось столетие крупнейшей в стране московской Соборной мечети.
Программы разных конфессий появились на телевидении. Нормализовались отношения религиозных организаций и государства.
Это помогало вести диалог в том числе и по вопросам, которые вызывали разногласия в обществе, — о передаче церковным организациям находившегося в государственной собственности имущества, о статусе музеев, расположенных в церковных зданиях, о проблемах религиозного образования в школе. Хотя решение спорных проблем не всегда давалось просто, но положительные примеры таких решений и готовность вести диалог свидетельствуют о стремлении религиозных организаций, государства и общества активно участвовать в духовном обустройстве новой России.

Интерес к историческому прошлому

В поисках духовных ориентиров общество, как это всегда бы­вает в переломные эпохи, обратилось к прошлому. Это нашло свое отражение не только в изучении истории и культуры отечест­ва, но и в большой популярности исторических романов и историко-публицистических телепередач. Возвращается творческое на­следие российской эмиграции (писателей, историков, философов, художников).

Различные партии и политические группы пытаются создавать молодежные организации, которые могли бы стать распространите­лями полноценной этики среди нового поколения граждан России. Однако «Соколы Жириновского» или новый комсомол левых вызы­вают лишь политический активизм части молодых людей, не обеспе­чивая утверждения моральных норм. В то же время возникновение новых организаций, подобных молодежному объединению движе­ния «Наши», молодежному движению «Идущие вместе» стремящихся стать массовыми, свидетельствует об объек­тивной тенденции в обществе и внушает оптимизм.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. В начале 1990-х гг. много говорилось о кризисе науки и культуры, духовности в целом.

Расширение информационного пространства открывало новые возможности для научного творчества, для быстрого обмена идеями и для контактов между людьми. В начале 1990-х гг. объемы финансирования отечественной науки резко сократились. Следствием финансовых трудностей на этапе реформ, падения престижа ученого в нашей стране стал массовый отток научных спе­циалистов, преподавателей и людей искусства за рубеж —- «утечка умов». Это имеет тяжелые последствия для различных направлений как фундаментальной, так и. отраслевой науки, российской высшей школы.Многие ученые, особенно естественно-научных и инженерных специальностей, уехали работать за рубеж. В результате недофинансирования и нехватки кадров многие перспективные отечественные разработки были приостановлены. Общая численность занятых в научной сфере уменьшилась в течение 1990-х гг. в 2,5 раза, происходило старение кадров. В начале текущего десятилетия объемы государственных вложений в науку и образование постепенно стали расти. Важным приоритетом стали поиски путей развития инновационных отраслей и соединения науки с производством через систему технопарков, новых наукоградов.

2.2. Задачи возрождения российской науки.

Несмотря на все труд­ности, повышается наукоемкость не только производства, но и всей жизни общества. Удалось в основном сохранить отечественные на­укограды (Новосибирск, Дубна, Протвино, Королев и т.д.), а также вузовские кафедры, где продолжаются фундаментальные исследова­ния в области наукоемких технологий.

• В условиях новой мировой обстановки изменяются сами на­правления исследований. Ядром нового постиндустриального спо­соба производства являются три базовых направления — микро­электроника, информатика и биотехнология. Приоритетными стано­вятся сфера изучения человека, его жизнедеятельности и здоровья, экология, глобальные проблемы современности.

В то же время полноценное восстановление потенциала россий­ской науки требует несопоставимо больших вложений, которые пока невозможны в условиях современного состояния российской эконо­мики.

2.3. Изменения в области образования.

В области образования в числе новых тенденций следует назвать развитие, наряду с систе­мой государственного, частного и муниципального образования. Начиная с 1999 г. увеличиваются бюджетные расходы на образова­ние, ведется разработка проекта его реформирования и модерниза­ции. В соответствии с Проектом Национальной доктрины образова­ния в Российской Федерации (1999) приоритетными направлениями избраны применение новых технологий обучения, гуманитаризация и информатизация системы среднего и высшего образования. Реали­зовывался эксперимент по переходу на выпускной единый государствен­ный экзамен (ЕГЭ), который завершился к 2005 г. Нац. проект «Образование».Инициатива Медведева «Наша новая школа»(см. выше).

В облас­ти высшей школы развивается система дистантного образования с помощью средств мультимедиа, развитие платного образования.

2.4 Проблемы развития образования

Решение этих проблем напрямую связано с реформой системы образования — одной из самых болевых точек в общественной дискуссии. Такие проблемы, как вариативность образования и качество государственных образовательных стандартов, введение Единого государственного экзамена в средней школе, переход на двухступенчатую систему высшего образования (по западному образцу в рамках присоединения России к европейскому образовательному пространству), распределение средств поддержки высшей школы в соответствии с рейтингом вузов, устойчивый рост платного сектора образовательных услуг, стали предметом широкого обсуждения. Как и в случае с реформой управления наукой, высказывались обоснованные опасения относительно возможности потери преимуществ отечественной системы образования, в первую очередь ее фундаментального характера. Тем более что престиж образования оставался высоким. На рубеже тысячелетий после бурного всплеска спроса на «рыночные» профессии наметилось некоторое повышение традиционно устойчивого интереса к гуманитарному знанию.
Во многом это было связано с возможностями широкого доступа к наследию отечественной гуманитарной науки и с достижениями в новых областях научного знания о закономерностях общественного развития в условиях, когда наука освободилась от идеологических установок. Ю. М. Лотман, Д. С. Лихачев, С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров и многие другие деятели отечественной науки заложили новые направления исследований в истории культуры России и ее цивилизационного наследия. Появился простор для развития наук о современном обществе — социологии, политической науки, социальной психологии, культурологии. В область научного осмысления современной реальности по наследству от литературы и публицистики перешла (пусть отчасти) и задача, и ответственность поиска

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Культурная жизнь первых постсоветских лет чутко реагировала на происходившие перемены. Главными характеристиками культурной панорамы стали:

-мозаичность, стилевое многообразие, сосуществование разных направлений, культурный плюрализм, сочетание классической культуры в духе реализма с элементами массовой (по преимуществу западной) культуры, постмодернизма, андеграунда.

- отсутствие «социального заказа», направлявшего развитие культуры советской эпохи.

- утвердилась свобода творчества(нет идеологического диктата)
-частная инициатива стимулировала становление новых для отечественной культуры направлений деятельности. Появились многочисленные частные книгоиздательства. Рынок стал насыщаться пользовавшейся спросом литературой, ушло в небытие понятие «дефицит». Открылись частные картинные галереи, появились многочисленные театральные и выставочные проекты, рассчитанные на разные вкусы.
-исчезло размежевание между «официальной» и «неофициальной» сферами художественного творчества. В первой половине 1990-х гг. резко сократилось государственное финансирование объектов культуры — музеев, театров, библиотек.

3.1. Благодаря информационным технологиям (телевидение, ви­део, Интернет) расширились возможности массового знакомства с достижениями высокой классической культуры, в том числе ми­ровой. В современной отечественной культуре содержатся лучшие образцы поэзии и прозы, живописи и архитектуры, ценность кото­рых сохраняется в любой исторической эпохе.

3.2.Для современного этапа развития культуры ха­рактерен поиск новых форм отображениядействительности в те­атре, кинематографе, живописи, архитектуре. Одну из новых тенден­ций в театральном искусстве развивает наследие известного драма­турга А. В. Эфроса в постановках таких мастеров, как П. Фоменко,

A. Васильев, Л. Додин. Другая тенденция проявляется и связана с поиском жанровой природы произведения. Ее авторы (Ю. Любимов, Р. Виктюк, а также крупнейшие режиссеры мирового театры, рабо­тавшие на российской сцене — Э. Некрошюс, Р. Стуруа, П. Штейн), высказывают собственное отношение к классике и традиции.

В литературе особую популярность приобрели произведения постмодернистов — поэтов В. Друка, Г. Иртеньева, прозаиков

B. Сорокина («Голубое сало»), В. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Generation «P»»). Новые формы ищут Т. Толстая («Кысь»), В. Еро­феев («Русская красавица») и др.

3.3. Культура народов России.

В субъектах РФ взят курс на расширение прав граждан на получение образования на родном языке, удовлетворение их национально-культурных потребностей. Расширяется подготовка преподавателей национальных языков. В рес­публиках, автономных округах развивается народное творчество, фольклор. По закону «О национально-культурной автономии » возникли национальные общества, которые представляют этносы во взаимоотношениях с властью, в деле защиты культурных инте­ресов.

3.4. Наиболее распространенной формой стала массовая культу­ра, общедоступная, предназначенная для широких масс и учиты­вающая упрощенные вкусы и запросы.

Усвоение массовой культуры происходит в форме различного рода развлекательных мероприятий (кино, телевидение, спортивные зрелища и т.д.), имеющих высокий уровень зрелищности.

Российское массовое эстрадное искусство (так называемая «по­пса», возникшая еще в советский период) приобрело огромный раз­мах. Шоу — массовое зрелище — вошло в традиционные формы су­ществования искусства, соединив шоу и эстраду, шоу и телевидение, шоу и спорт и т.д.

Огромную аудиторию стали собирать игровые развлекательные телевизионные проекты и нескончаемые сериалы. Широкое распространение на радио и ТВ получили многочисленные заимствованные из западной практики интерактивные формы взаимодействия с аудиторией. На российский рынок хлынул поток зарубежных потребительских товаров и культурной продукции, причем в основном низкого качества. Но они имели коммерческий успех, так как спрос на них долгое время искусственно сдерживался, и требовалось время, чтобы насытить рынок.

Быстрыми темпами стала развиваться индустрия досуга — коммерческие развлекательные центры и ночные клубы появились в больших и малых городах. Шоу-бизнес превратился в одну из самых динамичных и прибыльных сфер новой экономики. Ответом на пропаганду здорового образа жизни стали разнообразные коммерческие фитнес-центры; в то же время закрывались спортшколы и клубы, резко сократились возможности для бесплатных занятий спортом.
Массовая культура в первые послеперестроечные годы ориентировалась почти исключительно на заимствованные образцы. В кинопрокате успех имели в основном кассовые американские фильмы («Парк юрского периода», «Годзилла», «Звездные войны» и др.). Лидерами книжных продаж стали переводные зарубежные издания, рассчитанные на массовую аудиторию. В молодежной культуре распространилась мода на западные музыкальные стили и модели поведения. Панков и металлистов быстро потеснили рэперы и готы.
Символы западного образа жизни — рестораны быстрого питания «Макдональдс», торговые марки «Кока-кола» и фирменная реклама стали неотъемлемой частью пейзажа российских городов.
Быстро сформировался и рынок продукции масскульта отечественного образца. Первыми заявили о себе глянцевые журналы, рассчитывавшие на приверженность российской аудитории печатному слову. Этот рынок быстро дробился на сегменты развлекательного чтения для всех («Семь дней»), для женской и мужской аудитории («Лиза», «Космополитен» и др.), по интересам (кулинария, садоводство, дизайн, спорт и т. п.). Широкое хождение получили книги легкого жанра, особенно детективы (А. Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин и др.), любовные романы, фэнтези (Ник Перумов, А. Бушков и др.).
Размежевание на рок и легкую развлекательную музыку (попсу) происходило на эстраде. Попса заняла значительную часть телевизионного эфирного времени. В отечественном кино появились коммерческие ленты, эксплуатировавшие общие для мировой кассовой кинопродукции приемы (такие, как «Ночной дозор» или «Турецкий гамбит»). Они вступили в конкурентную борьбу за отечественного зрителя. В начале 2000-х гг. аудитория кино составляла около 50 млн человек, и каждый третий зритель смотрел российские фильмы.
«Расползание» массовой культуры создавало в постсоветском обществе культурное пространство непривычного качества, в котором мерилом творческого успеха оказывался успех коммерческий. Процессы коммерциализации быстро выплеснулись за рамки той сферы, где господствовал масскульт. Они захватили в первую очередь рассчитанные на массового зрителя зрелищные искусства. В первые постсоветские годы театр и кино потеряли значительную часть своей аудитории ввиду роста цен на билеты и конкуренции теле- и видеопродукции. Театр искал пути вживания в новую реальность. В результате родились театральные антрепризы — временные творческие коллективы, создаваемые под конкретную постановку, экспериментальные студии и разнообразные фестивальные проекты. Появились новые формы общения со зрителем. Спектакли ставились в реальных исторических декорациях (опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в исполнении труппы Мариинского театра прозвучала на Соборной площади Московского Кремля в мае 2003 г.). В театральных постановках стали широко использоваться приемы документального жанра, когда в текст вводились интервью или подслушанные на улице разговоры (в этой технике ставит, например, московский Teaтp.doc). Драматургия спектакля строилась на интенсивном общении со зрителем (как, например, в «Снежном шоу» клоуна-мима В. Полунина).
В кино широко использовались не только дорогостоящие спецэффекты и компьютерные технологии, но и приемы съемки в режиме реального времени («Русский ковчег», реж. А. Сокуров, 2002) и подходы документального кино, в том числе в характерном ироническом ключе («Первые на Луне», реж. А. Федорченко, 2005).
В телевизионной документалистике широко использовался прием «исторической реконструкции» реальных событий. Все эти технологии были призваны вовлечь зрителей в действие, сделать их соучастниками происходящего. Современный театр и кино по-своему интерпретировали шекспировскую мысль о том, что «весь мир — театр, и люди в нем — актеры».
Сам опыт жизни современного человека становился объектом актуального искусства. Художники, работающие в этой стилистике, искали в своем творчестве пути стирания границ между публичным и частным жизненным пространством. В рамках такого подхода в центре внимания оказались разные формы искусства действия — художественные акции. Целью акций было «создать новость», сымитировать взаимодействие с окружающим миром (О. Кулик, А. Осмоловский). Перформансы (от англ. performance — представление) превращают действия художника перед зрителем в режиме реального времени в объект искусства. Эти виды художественного осмысления действительности родились в 1970—1980-е гг. под влиянием тенденций в развитии зарубежной культуры. Но постсоветская бесцензурная эпоха вывела такие опыты за пределы небольшого круга «посвященных».
В 2005 г. в Москве прошла Первая международная биеннале (выставочный проект, организуемый один раз в два года) современного искусства, состоялись масштабные выставки современного искусства «Москва — Берлин, 2004».
Под выставочные комплексы переоборудовались объекты городского хозяйства (вестибюли метро, крытые мосты — переходы), неиспользуемые заводские помещения, цеха и склады.
Полем художественного творчества становились городское пространство и природная среда (ленд-арт). В привычный элемент городской среды превратились граффити — вид самодеятельного художественного высказывания, быстрого по исполнению и не требующего особых художественных навыков (хотя в этой технике работали и профессиональные художники).
Общественные настроения определили тональность современного литературного творчества. В центре художественных поисков 1990-х гг. оказалась постмодернистская интерпретация современной действительности. Произведения постмодернистской тональности объединяли отказ от «учительной» традиции русской литературы.Серийные детективы западных ав­торов почти вытеснены такого же уровня произведениями А. Марининой, В. Корецкого, Д. Донцовой и др. Появился российский «жен­ский роман». Отечественные сериалы, все чаще появляющиеся на российских телеэкранах, по рейтинговым оценкам опережают зару­бежные аналоги.

• В рамках массовой культуры развивается молодежная субкуль­тура. В ней сочетаются принципы гуманизма, любви к природе, ро­мантизм с проповедями упадка, а порой культом жестокости и наси­лия. Среди основных молодежных направлений современной музы­кальной культуры — техно, транс, рэп. К современным направлениям молодежной субкультуры относятся также толкиенисты, роллеры, байкеры, хакеры и т.д.

3.5 Постмодернизм на Западе еще в 1970-е гг. стал формой протеста против общества потребления. В России он приобрел иное звучание. Написанные в таком ключе на излете советской эпохи произведения являли своего рода вызов идеологизированным ценностям, жизнь героев протекала в сугубо бытовом, лишенном социальных ориентиров контексте («Москва — Петушки» В. В. Ерофеева, проза С. Д. Довлатова, Л. С. Петрушевской). «Другая проза» (так условно называют произведения приверженцев постмодернистской эстетической позиции в отечественной литературе 1980—1990-х гг.) обращалась к «своей» аудитории, готовой поддержать авторскую форму самовыражения своим участием в игре смыслов и цитат (В. О. Пелевин, В. А. Пьецух).
В 1990-е гг. характерная для постмодернизма ирония, отрицание возможности общественного идеала и пересмотр классических канонов любого жанра во многом отразили «растерянность» общественного сознания и процессы его деидеологизации. Постмодернистские приемы широко применялись в литературных опытах постсоветского времени, и такие книги (и проза, и стихи) нашли «своего» читателя. Эти тенденции свидетельствовали о включении современного российского искусства в мировой художественный процесс.
3. 6 Культурные инициативы и элементы возрождения культуры

Самоорганизация культурной жизни стала принимать все более многообразные формы на рубеже нового тысячелетия, когда начала расширяться материальная база для осуществления инициатив в сфере культуры. Магистральным направлением оставалось освоение национального культурного наследия, интерес к которому был связан с поиском устойчивых мировоззренческих основ в переходную эпоху. Процесс возрождения традиционной культурной среды способствовал восстановлению исторических памятников в больших и малых городах России, открытию новых музеев, в том числе на основе частных коллекций. Предлагались необычные формы прочтения историко-культурных традиций (исторические и этнографические инсценировки, формирование узнаваемого лица города и региона) и на этой основе развития культурного туризма.
Стала возрождаться и краеведческая работа, быстро рос массив пользовавшейся спросом краеведческой литературы и путеводителей. После болезненного периода перехода на коммерческие принципы хозяйствования появились возможности для возрождения многих исчезавших ремесел, развития народных промыслов — глиняной и деревянной игрушки (дымковской, богородской), кружевоплетения и ткачества, лаковой миниатюры и деревянной посуды (хохлома).
Состоялись торжества по случаю юбилеев больших и малых городов России — 300-летия Санкт-Петербурга, 1100-летия Пскова, 1000-летия Казани, 1250-летия Старой Ладоги и др.
Масштабные выставки вернули имена выдающихся деятелей культуры прошлого, в первую очередь русского авангарда, в современное культурное пространство (состоялись персональные выставки большинства выдающихся художников начала XX в. и известных представителей «другого искусства» 1960—1970-х гг., в 1993 г. — масштабная выставка «Великая утопия», посвященная искусству 1915—1932 гг.). Интерес к историческим традициям России способствовал изданию массовыми тиражами фундаментальных трудов по отечественной истории (полных собраний сочинений Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, неизданных трудов С. Ф. Платонова). Важным источником для осмысления прошлого стали авторские (без купюр) тексты дневников и мемуаров деятелей отечественной культуры и истории (К. И. Чуковского и Л. К. Чуковской, М. М. Пришвина, Д. С. Лихачева и др.).
Огромный интерес вызвала публикация неизвестного массовому читателю наследия русской философской мысли — Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, B. C. Соловьева, В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, Г. П. Федотова и др. Их размышления о судьбе России и о русском национальном самосознании оказались глубоко созвучными современным духовным исканиям. Возвращение российскому читателю наследия русских философов и писателей «первой волны» эмиграции, окончивших свои дни в изгнании (И. А. Бунина, И. С. Шмелева, Б. К. Зайцева, Вяч. И. Иванова, Г. В. Иванова и многих других), позволило говорить о начале процесса восстановления общего поля русской культуры XX в. и о возвращении исторической памяти. В начале нынешнего века в России был перезахоронен прах Федора Шаляпина, Анны Павловой, Ивана Ильина, Ивана Шмелева. В страну возвратились некоторые представители послереволюцонной эмиграции (такие, как писатель И. В. Одоевцева, вдова поэта Г. В. Иванова, певица А. Н. Баянова). В 1994 г. вернулся в Россию А. И. Солженицын.
К массовому зрителю были обращены экранизации классики русской литературы, лучшие ленты («Идиот» по мотивам романа Ф. М. Достоевского, реж. В. Бортко, 2003, «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова, реж. В. Бортко, 2005) собрали многомиллионную аудиторию. По данным опросов общественного мнения, телеэкранизацию «Идиота» видели 28%, а «Мастера и Маргариты» — 34% взрослых жителей России.
Популярность классики отечественной и мировой драматургии определяла афишу репертуарного театра (самыми востребованными авторами оставались А. П. Чехов, А. Н. Островский, В. Шекспир), постановки отличала авторская интерпретация известных текстов. МХТ им. Чехова осуществил четвертую в истории этого театра постановку «Белой гвардии» М. А. Булгакова (2004).
В культурной жизни страны выдел


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.