Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-11-28 | 424 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Россия в 1992 – 2010 г.г.
I-Россия в 1992-1999 г.г.
Современное общество переживает очередной, объективно назревший этап модернизации, которая включает в себя изменения в экономической, политической, социальной, культурной сферах, а также в области общественного сознания и психологии масс. Проходящая в стране трансформация приобрела длительный характер, поэтому состояние современного общества характеризуется как переходное (сочетающее в себе элементы старой системы — государственного социализма и новой рыночной модели экономики, демократии и авторитаризма).
События, связанные с распадом СССР и началом нового этапа развития России, получили неоднозначную оценку в обществе.
Новейший этап российской истории определяется как «либерально-демократическая революция», «революционная трансформация» (или «реформация»), «капиталистическая революция».
Ряд авторов склонны рассматривать этот период отечественной истории как «контрреволюцию», «антимодернизацию», т. е. «Смуту», поразившую страну и закончившуюся полным крахом проводимого курса. Среди основных признаков состояния Смуты указаны: ослабление власти, раскол в умонастроениях (на почвенническое «социал-демократическое» большинство и западническое «прокапиталистическое» меньшинство), активизация всех деструктивных сил в обществе, высадка в России «западнического десанта», межнациональная вражда, угроза государственной целостности и одновременно патриотический подъем как реакция на историческое унижение, которому подверглась Россия.
Процессы модернизации российского общества развивались в течение длительного времени. Они прерывались периодами застоя и кризисов. После 1991 г. в России начался новый этап экономической модернизации.
|
(1)Социально-экономические развитие 1992-1999 г.г.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1993—1996 гг.
Приватизация.
К концу 1993 г. было приватизировано почти 2/5 предприятий, что привело к изменению форм собственности (общенародная, государственная, муниципальная, акционерная, иностранная собственность и др.). В России складывался частный, в том числе акционерный, капитал.
Широко распространенным является мнение о том, что в первые годы приватизации реформаторы стремились раздать собственность кому угодно, лишь бы вырвать ее из рук государства. Простые люди не получили от нее никакой выгоды. Доходы от приватизации составляли менее 1% доходной части бюджета. Другая точка зрения предполагает, что по реальной цене приватизировавшиеся предприятия мог приобрести только иностранный капитал.
Государство действительно лишилось монопольного права на управление экономикой. Приватизация привела к быстрому росту частного сектора экономики, где эффективность управления была выше, но в условиях коррупции и сверхмонополизации при очевидных успехах она имела ряд негативных последствий.
Приватизация была необходима в целях привлечения средств для модернизации предприятий и отраслей производства. Но средства инвестировались в основном в торговлю и финансы (что давало прибыль в кратчайшие сроки) при минимальных вложениях в производство. Расширялся вывоз за рубеж сырья и полученной прибыли.
Важной задачей было образование класса или слоя собственников, которые должны были стать опорой проводимых реформ. Однако при продаже предприятий произошло занижение реальной стоимости основных фондов в 20—30 раз, соответственно снизилась стоимость приватизационных чеков. В результате перераспределения госсобственности значительная ее часть сосредоточилась в руках не- большой (10 %) группы населения страны. Кроме того, на предприятиях, приватизированных в собственность трудовых коллективов, реальным хозяином фактически оставался директор, распоряжавшийся доходами. В стране не оказалось предпосылок для быстрого создания среднего класса.
|
Выполнение этих задач требовало большего времени.
С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Созданный усилиями реформаторов рынок товаров дополнился рынком капиталов. В 1997 г. на долю государственного сектора приходилось всего 7,8% промышленного производства, 8,8% — сельскохозяйственного, 8,3% — розничного товарооборота. Все остальное производилось и продавалось в частном секторе экономики, а также в смешанном секторе (государство удерживало здесь больший или меньший пакет акций). Серьезные позиции в промышленности занял иностранный капитал.
Долгое время Правительству не удавалось остановить сокращение объема промышленного производства. В 1996 г. он составил 52% от уровня 1991 г. В наибольшей степени спад производства (от 70% и выше) затронул предприятия наукоемкой гражданской и оборонной промышленности, где были сосредоточены самые квалифицированные кадры и передовой потенциал развития отечественной экономики. В этих условиях ряд авторитетных экономистов выступили с заявлениями о реальной угрозе деиндустриализации России и ее отката в ближайшем будущем на позиции развивающихся стран.
Трудную пору переживало и сельское хозяйство. Его валовая продукция составила к 1998 г. 2/3 от уровня 1991 г. Еще более снизилось поголовье скота и, как следствие, производство мяса и молока. Вдвое меньше вносилось удобрений, что вело к истощению почв pi неизбежному падению урожайности. Из активного оборота было выведено около 25 млн гектаров пахотных земель. Почти прекратилось обновление машинно-тракторного парка. Страна ввозила до 40% продовольствия.
Во второй половине 1997 г. наметился перелом. Промышленное производство к концу этого года увеличилось на 1 %, сельскохозяйственное — на 0,1%. Однако подъем оказался неустойчивым, ибо не была решена главная задача — рост капиталовложений в реальный сектор экономики. Напротив, они продолжали сокращаться (в 1997 г. на 6% к уровню предшествующего года). Не оправдались надежды и на значительный приток западных капиталов в российскую экономику. Зато заметно увеличился внешний долг — до 150 млрд долларов (правда, львиная его доля была унаследована от СССР). Только на его обслуживание, т. е. выплату процентов по займам, страна вынуждена была выделять до трети всех расходов госбюджета.
|
2.Проблема финансирования реформ и источников инвестиций в экономику.
Активизировалась деятельность по привлечению иностранных инвестиций, но к 1996 г. иностранные вложения в российскую экономику составили лишь 5% общей суммы российских
капвложений.
При этом долг развивающихся стран России как преемнице СССР составлял 149 млрд долл. Чтобы ускорить процесс возврата денег, Россия вступила в члены Лондонского и Парижского клубов стран-кредиторов, однако реальных результатов это не принесло.
Важнейшим источником финансирования социальных программ и дотаций в условиях нестабильности налоговых сборов с 1993 г. стал выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО), которое государство использовало не как инструмент финансовой политики, а как простой источник прибыли.
Итоги.
Правительству в целом удалось сохранить курс на развитие рыночных реформ. Формировался финансовый рынок, складывалась банковская система, начал действовать принцип конкуренции в экономике. Некоторые акционированные предприятия смогли привлечь средства для технической модернизации. Кроме того, на базе старых советских заводов и фабрик в основном с помощью крупных международных корпораций были созданы новейшие технические линии: известные мировые марки потребительских товаров («Кока-кола», «Колгейт», «Кэдбери», «Тайд», «Ариэль», «Дирол» и пр.) стали производиться в России. Несколько крупнейших компаний вывели свои ценные бумаги на мировой фондовый рынок.
• Однако в стране в целом не удалось приостановить спад производства в промышленности и сельском хозяйстве. Бюджет наполнялся главным образом за счет средств, полученных от экспорта
сырья.
• Социально-экономическими последствиями проводимых реформ стало дальнейшее падение уровня жизни населения. Впервые власть столкнулась с протестным движением народа, требовавшим регулярных выплат зарплат, пенсий, пособий на детей. Наиболее значительным событием стала Всероссийская акция протеста (март 1997 г.), организованная профсоюзами и оппозицией.
|
Поиски выхода из кризиса.
• Задачи правительственного кабинета Е. М. Примакова.
В сентябре 1998 г. новым главой правительства был утвержден Е. М. Примаков, сделавший ставку на увеличение государственного регулирования экономики,жесткий режим экономии, прекращение криминализации хозяйства,борьба с коррупцией и преступностью в обществе, оживление реального сектора экономики, переговоры с иностранными кредиторами об отсрочке выплат по долгам, предотвращение гиперинфляции
• Смена кабинета министров.
Однако принятых мер оказалось недостаточно. В мае 1999 г. Президент отправил в отставку правительство Примакова. Новым главой кабинета министров стал С. В. Степашин, которого уже спустя три месяцы (в августе) сменил В. В. Путин.
Постепенно ситуация в экономике стала выправляться. Падение промышленного производства сменилось к маю 1999 г. постепенным ростом. Однако общая ситуация в стране продолжала оставаться нестабильной. 4.Наследие первых лет реформ.
• Состояние экономики и финансов.
К моменту прихода в кабинет министров В. В. Путина процесс разгосударствления и внедрения экономический свободы в России не был завершен как в организационном, так и правовом плане. Размер внутреннего и внешнего долга РФ к 1999 г. достиг огромных размеров (158,8 млрд долл.). Российская экономика продолжала испытывать на себе сильное
влияние внешних факторов, прежде всего цен на нефть, доля которой в общем объеме экспорта страны составляла с учетом нефтепродуктов более трети.
• Социальные последствия реформ.
Произошли изменения в социальной структуре российского государства. Образовались бизнес- и политическая элита, началось складывание пока немногочисленного среднего класса. Вместе с тем реформы привели к процессу маргинализации, резкому расслоению населения на бедных и богатых. Четверо из десяти россиян к концу XX в. находились за чертой бедности.
К концу 1990-х гг. в стране обозначился кризис народонаселения: за десятилетие оно сократилось со 150 до 145 млн. человек. Объективные трудности и ошибки в проведении реформ привели к ослаблению государственности и усилению на этом фоне роли финансовой олигархии.
Общественные настроения и формирование двухпалатного Федерального Собрания.
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в нижнюю палату Федерального Собрания — Государственную Думу. Верхняя палата формировалась из глав исполнительных и законодательных органов субъектов Федерации.
|
Выборы в Думу проводились по избирательным округам и по партийным спискам. Четверть голосов избирателей была отдана за ЛДПР во главе с Б. Б. Жириновским, значительное число голосов получили представители КПРФ (лидер Г. А. Зюганов). 15% избирателей вновь поддержали пропрезидентский «Выбор России» во главе с Е. Т. Гайдаром. Председателем верхней палаты — Совета Федерации (свыше 2/3 депутатов которого составили государственные чиновники) стал Е. С. Строев (губернатор Орловской области).
3. Попытки стабилизировать общественно-политическую ситуацию стал сразу предпринимать президент Ельцин. В 1994 г. был составлен Договор об общественном согласии, подписанный руководителями исполнительной и законодательной власти-Центра и регионов, политических партий, профсоюзов. Договор ориентировал на развитие переговоров различных политических сил, отказ от насилия в обществе. Эти шаги принесли лишь незначительные результаты, так как от подписания Договора отказались не только радикальные националистические и коммунистические организации, но и КПРФ и Аграрная партия.
4. Выборы в Государственную Думу второго созыва и президентские выборы.
17 декабря 1995 г. на выборах в Государственную Думу из 43 избирательных блоков и объединений 5%-й барьер преодолели четыре — КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», проправительственное объединение «Наш дом — Россия» (не прошли «Выбор России», «Женщины России» и др.). Относительное большинство в Госдуме получили коммунисты, а их представитель Г. Н. Селезнев стал Председателем Госдумы.
16 июня 1996 г. состоялись выборы Президента России. Из 10 кандидатов во второй тур выборов прошли Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов. 3 июля состоялся второй тур президентских выборов, в ходе которого победу вновь одержал Б. Н. Ельцин (37% всех избирателей).
Пик социального конфликта.
Вместе с тем перелома в социально-экономическом положении так и не наступило, некоторые были разочарованы политикой Б. Н. Ельцина и В. С. Черномырдина. Особые опасения в обществе вызывало усиление влияния финансовых «олигархов» на власть. На 1997—1998 г. пришелся пик социального конфликта в обществе. 9 апреля 1998г. состоялась Всероссийская акция протеста, вслед за которой последовали студенческие волнения в Екатеринбурге, «рельсовая война» шахтеров, парализовавшая работу Северо-Западной железной дороги. В условиях ухудшившегося физического состояния главы государства усилилась политическая борьба в его окружении, следствием которой стали внешне ничем не обоснованные смены четырех правительств в 1998 — 1999 гг.
3. На этом фоне происходила заметная активизация и радикализация общества во всех его проявлениях.
• Общественно-политические движения. Среди партий, которые пытались использовать сложную социально-политическую обстановку в стране для усиления собственных позиций, выделялись правора-
дикальные (националистические — Русское национальное единство, партия русских националистов; национал-патриотические — ЛДПР); левые (главная из которых КПРФ) и леворадикальные. В сложившейся ситуации оппозиция направляла свои усилия на досрочное отстранение президента от власти (объявление «импичмента») и формирование правительства «народного доверия».
• Выборы в Государственную Думу третьего созыва (19 декабря 1999 г.)- После сложной политической предвыборной борьбы, развернувшейся осенью 1999 г., новый состав Государственной Думы был представлен шестью избирательными объединениями. Наибольшее количество голосов вновь получила КПРФ (24%). Это была самая многочисленная фракция в Думе, которая, однако, не имела теперь оппозиционного большинства. Следом за коммунистами шел проправительственный блок «Единство» [«Медведь», лидер С. К. Шойгу (23%)], созданный лишь за два месяца до выборов.
Движение «Отечество — Вся Россия» во главе с лидером Е. М. Примаковым получило около 13% голосов, Союз Правых Сил (лидер С. В. Кириенко) — около 9%. Пятипроцентный барьер преодолели также объединение «Яблоко» (хотя и потерявшие треть своих голосов) и «Блок Жириновского». Не прошла в Думу бывшая «партия власти» — объединение «Наш дом — Россия».
Религия и церковь.
Издавна традиционными религиями России являются православие, ислам, иудаизм и буддизм.
Кризис коммунистической идеологии и демократизации общества вызвали среди самых разных его слоев всплеск религиозных настроений. По данным статистики, в 90-е гг, в России православными себя считали 54% граждан, приверженцами ислама — 5%, других религий и культов — 4%. Остальные относили себя к числу неверующих.
По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. В Москве, например, за короткое время был восстановлен взорванный в начале 30-х гг. храм Христа Спасителя, возведенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о победе в Отечественной войне 1812 г. Теперь он стал символическим памятником всем россиянам, погибшим на полях многочисленных войн за свободу и независимость России.
В 90-е гг. заметно вырос авторитет Русской православной церкви и других религиозных конфессий. Их высшие представители участвовали в попытках урегулирования внутренних и международных конфликтов. Опираясь на многие миллионы верующих, священнослужители активно способствовали утверждению в российском обществе мира и согласия, доброты и соучастия в отношениях между людьми.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину «свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Не допускаются только пропаганда «религиозной ненависти и вражды», а также «религиозного превосходства».
В 1997 г. был принят новый Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Он существенно ограничивал деятельность проникших на территорию России из-за рубежа так называемых тоталитарных сект (сатанистов, сайентологов, свидетелей Иеговы и др.)» порабощавших и разрушавших личность человека.
Развитие культуры.
Кардинальные преобразования в социально-экономической и политической областях не могли не сказаться и на развитии культуры.
Принципиальным образом изменились взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать ей свои требования. Исчезла централизованная система управления и единая, жестко проводимая сверху, политика в этой сфере. В Конституции Российской Федерации было записано, что «признается идеологическое многообразие» и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Отныне определение путей дальнейшего развития культуры стало делом самого общества и превратилось в предмет острых дискуссий. Диапазон поисков здесь чрезвычайно широк — от слепого следования западным образцам до апологии изоляционизма и ориентации только на национальные традиции. Серьезно повлияло на состояние дел в культуре и резкое сокращение государственного финансирования, вызванное глубоким спадом в экономике. В середине 90-х гг. доля затрат на культуру в государственных расходах России составляла 1%, в то время как в странах Запада — от 3 до 5%.
С началом реформ стали быстро меняться сама культурная атмосфера в обществе, духовная среда обитания. На первый план вышла массовая культура, продукция которой наводнила книжный рынок, радио- и телеэфир, заполнила экраны кинотеатров и видеотек. Бесконечное разнообразие периодических изданий вытеснило из обихода толстые литературно-художественные журналы, которые поддерживали единство читательской аудитории. Их место заняли иллюстрированные журналы западного образца. Телевизионные сериалы и видеофильмы, преимущественно зарубежного производства, вытеснили отечественную кинопродукцию. Книжные прилавки заполнились детективами, эротикой, оккультной ли-тературой. Вместе с тем впервые за долгие годы книжный рынок смог удовлетворить любые, в том числе самые взыскательные, запросы читателей.
Следствием общей социальной нестабильности стал отъезд за рубеж в первой половине 90-х гг. немалого числа видных представителей российской культуры, снижение ее бесценного творческого потенциала. Вместе с тем в эти же годы на Родину вернулись многие известные писатели, музыканты, художники, артисты. Значительным событием культурной жизни России явилось возвращение из вынужденной эмиграции в мае 1994 г. выдающегося писателя лауреата Нобелевской премии по литературе А. И. Солженицына.
Из всех отраслей культуры наибольшим вниманием со стороны государства пользовалась система образования. В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании», утверждавший гуманистические принципы обучения и воспитания молодежи, государственно-общественного управления школой. В ведении государства остались вопросы соблюдения единого образовательного стандарта, сохранения преемственности образования и обеспечения конституционных прав граждан в этой сфере.
Конституция РФ гарантировала обязательное общее образование молодежи (9 классов), оставляя на усмотрение родителей и самих учащихся получение бесплатного полного среднего образования (11 классов), которое открывало доступ в высшие учебные заведения. Конституция подтвердила отделение школы от церкви. Религиозное обучение, сторонником которого является церковь, может осуществляться лишь на добровольной основе вне рамок общеобразовательной школы.
Кардинально изменилась сеть средних и высших учебных заведений: наряду с государственными школами и вузами появились частные лицеи, гимназии, колледжи, университеты. Высшая школа была перестроена на принципах академических свобод и автономии. Наиболее заметные изменения произошли в гуманитарном образовании, что потребовало переподготовки преподавателей, введения новых программ и предметов, создания учебников.
В первые годы реформ упал престиж высшего образования, особенно в естественных и точных науках. Однако с середины 90-х гг. ситуация начала меняться. В 1996 г., по данным Министерства образования, в вузы страны поступило 700 тыс. человек, что превысило максимальный уровень, который пришелся на 1985 г.
После распада СССР прямой наследницей и преемницей союзной Академии наук стала Российская АН. До 90% академических учреждений находилось на территории России, но часть исследовательской базы — обсерватории, биостанции, лаборатории — осталась в распоряжении других республик. Ликвидация политических и идеологических преград, мешавших научным контактам в советский период, позволила
отечественной науке органически войти в мировое научное сообщество. В то же время заметно ослабли связи с научными учреждениями бывших соцстран и союзных республик.
По российской науке особенно больно ударила общая беда сферы культуры: острая нехватка денежных средств. Раньше 2/3 государственных ассигнований на науку предназначались на проекты, имевшие оборонное значение. Свертывание военно-промышленного комплекса неизбежно сказалось на обслуживавшей его научно-исследовательской базе. Невостребованной оказалась фундаментальная и прикладная наука. Началась «утечка мозгов» за рубеж.
В этих крайне сложных условиях государство пошло по пути концентрации скудных средств в ряде федеральных программ. В сфере науки выделены и ныне работают 110 целевых программ, в том числе такие крупные, как «Российская космическая программа», Программа конверсии, «Электронная Россия», предусматривавшая в течение ближайших лет резкое увеличение (в шесть и более раз) компьютерного обеспечения населения страны, и т. п. В федеральной программе «Сохранение и развитие культуры и искусства» главное внимание уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с ней велись работы по восстановлению памятников прошлого в городах и селах России, оказывалась помощь музеям и библиотекам.
Учреждения культуры активно искали и альтернативные источники финансирования. В помощь им возникли частные и общественные, в том числе иностранные, фонды, выделявшие средства для выполнения научно-исследовательских и художественных проектов. Появилось спонсорство — материальная поддержка коммерческими организациями культурных организаций или мероприятий.
Хотя эти новые источники далеко не покрывали всех потребностей в средствах, большинству научных институтов, вузов, музеев, театров, музыкальных коллективов удалось выжить. Более того, за последние годы возникло немало новых научных центров и лабораторий, университетов, академий, художественных студий, оркестров, открылись новые театры, концертные залы. И здесь существенную роль сыграл частный, прежде всего отечественный, капитал. Его владельцы охотно вкладывали деньги в создание негосударственных радиостанций, киностудий, телевизионных компаний, картинных галерей. Одних частных музеев в стране к середине 90-х гг. насчитывалось более трехсот, а негосударственных книжных издательств — около 10 тыс.
После крушения твердыни «соцреализма», жестко вгонявшего художественное творчество в рамки коммунистической идеологии, в литературе и искусстве широкое распространение получили самые разные стили. Отметим главные из них.
Среди писателей и других творческих работников по-прежнему было много приверженцев реализма, освобожденного от навязанной сверху идеологической оболочки (В. Астафьев, Г. Бакланов, Б. Васильев, В. Распутин, А. Солженицын и др.). Наряду с ним немало сторонников обрел постмодернизм. Для него характерно «соединение несоединимого»: обращение к прежним, устоявшимся художественным традициям с их переосмыслением в форме гротеска и иронии.
В литературе в стиле постмодернизма пишут такие современные писатели, как В. Войнович, А. Битов, Т. Толстая, Д. Пригов, В. Пелевин и др. Но наиболее наглядно и образно он проявил себя в изобразительном искусстве, где получил название «соц-арт». Полотна художников этой школы (Э. Булатова, В. Комара, А. Меламида, Г. Брускина и др.) зачастую представляют собой коллаж, где причудливо переплетаются советская символика (знамя и герб СССР, серп и молот, пятиконечная красная звезда, изображения Ленина, Сталина, Хрущева и т. п.) и символика Запада (доллар, статуя Свободы, кока-кола, лики поп-звезд и т. п.).
Такое же обилие творческих стилей и направлений присуще современному музыкальному и театральному искусству, кинематографу, архитектуре. Последняя к тому же обрела явные черты эклектизма. Возводимые здания и другие архитектурные сооружения нередко искусственно совмещают в себе элементы ампира, модерна, конструктивизма, так называемого сталинского классицизма.
И все же надо признать: наибольшее внимание в России и за ее рубежами привлекают произведения культуры, созданные в традиционном реалистическом ключе. Так, в 1995 г. Американская киноакадемия удостоила премии «Оскар» фильм Н. Михалкова «Утомленные солнцем», а в следующем году специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. Бодрова «Кавказский пленник».
Характерное для литературно-художественной атмосферы многообразие палитры творческих красок, разностилье, причудливое переплетение самых разных творческих манер и школ ярко отображало переходное, неустоявшееся время, которое переживало российское общество в 90-е гг.
РОССИЯ И СТРАНЫ ЗАПАДА
РОССИЯ И СТРАНЫ АЗИИ
Еще одним стратегически важным направлением внешнеполитического курса Российской Федерации является дальневосточный и тихоокеанский регионы.
В 1998 г. Россия вступила в международную организацию «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», что давало ей значительные преимущества в торговле с государствами этого огромного
региона.
1. Восточное направление выступает на современном этапе важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ, хотя в целом восточное направление российской внешней политики остается пока второстепенным. Здесь Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона. Существуют серьезные перспективы для развития традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай.
2. Россия и Китай отвергли политику взаимного противостояния, их экономические и иные отношения стали более тесными. Москва и Пекин выступают против любых проявлений политического силового диктата и утверждения однополюсного мира. Наблюдается совпадение позиций двух стран по вопросам об агрессии НАТО на Балканах, об одностороннем выходе США из договора по ПРО, военной операции США против Ирака.
К декабрю 1997 г. было завершено разграничение спорных участков российско-китайской государственной границы на ее восточном участке протяженностью около 4300 км. В том же году в Москве принимается совместная декларация, где две великие державы выступили за многополярный мир
Китай — третий по значению торговый партнер России, однако в общем товарообороте РФ доля КНР составляла до 1999 г. лишь 5%. В настоящее время Россия участвует в сооружении в соседней стране ряда крупных промышленных объектов.
3. Российско-японские отношения, имеющие особую важность для положения в регионе, отставали в своем развитии от уровня отношений Москвы со странами ЕС и США, но развивались все 90-е гг.
Летом 1997 г. руководство Японии фактически объявило о «концепции новой дипломатии» в отношении России, в основу которой легли принципы «доверия, взаимной выгоды и долгосрочной перспективы». Отныне Токио отделяет проблему «северных территорий» (Южных Курил) от всего комплекса вопросов двусторонних отношений. Конкретными шагами в реализации нового курса стали неформальные встречи высших руководителей двух стран. Создана совместная Российско-японская комиссия но экономическому сотрудничеству, а также форум, в рамках которого будут вестись переговоры по подписанию Мирного договора между двумя странами, который так и не был заключен со времен Второй мировой войны.
РОССИЯ И БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
Важнейшим регионом, на который распространяются стратегические интересы России, являются бывшие республики СССР, в первую очередь страны СНГ.
1. Трудности на пути сотрудничества.
В отношениях со странами ближнего зарубежья российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями: экономическая дезинтеграция, проблема формирования национальных армий и раздела собственности СССР, создания границ. Не без проблем происходил вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении. В отношениях с Украиной остается дискуссионной проблема статуса Севастополя и условий раздела Черноморского флота, частично оговоренная в российско-украинском договоре от 31 мая 1997 г.
Ситуация в области взаимоотношений с бывшими республиками СССР усугублялась также тем, что в первой половине 90-х гг. (министр иностранных дел А. В. Козырев) приоритет во внешнеполитической доктрине отдавался странам Запада, а не ближнего зарубежья. Лишь с приходом в 1995 г. в МИД нового министра иностранных дел Е. М. Примакова наметились видимые изменения во внешнеполитических ориентирах.
Пути и формы интеграции.
• В долговременной перспективе с учетом российских стратегических интересов экономический союз России и стран ближнего зарубежья оказывается более выгоден, чем сепаратизм. В 1993 г. был принят Устав СНГ (который подписали лишь 7 стран). Затем перед государствами СНГ встала задача этапного формирования рынка товаров, Услуг, капитала, труда. С этой целью был заключен ряд соглашений: Договор о создании экономического союза (1993), соглашение о формировании Межнационального экономического комитета стран СНГ (1994), Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах (1996). • Во второй половине 1990-х гг. возникла концепция «разноско-ростной интеграции». Сформировались три уровня интеграционных отношений: в рамках Союзного государства России и Белоруссии, в рамках Таможенного союза и созданного в 2000 г. на его основе Евразийского экономического сообщества пяти стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и в рамках зоны свободной торговли, объединяющей все 12 стран СНГ.
• Большое значение для укрепления национальной обороны и безопасности придается членами СНГ расширению военной интеграции, что было зафиксировано Договором о коллективной безопасности 1992 г. На его основе между Россией и Казахстаном достигнута договоренность о формировании единого оборонного пространства (1993) и создании объединенной группировки ВС РФ и Республики Казахстан (1995). Договоры о военном сотрудничестве Россия имеет также с Киргизией и Грузией. В последние годы сохранялись напряженные отношения России с Грузией, которая явно избрала проамериканскую ориентацию в своей внешней политике.
• Политическая интеграция в рамках СНГ развивается крайне медленно, что в принципе соответствует объективным тенденциям. СНГ так и не стал прочным стабильным союзом. В рамках концепции «разноскоростной интеграции» наибольших результатов на этом пути добились Россия и Белоруссия.
В апреле 1997 г. был подписан договор об образовании Сообщества Белоруссии и России (преобразованного в 1998 г. в Союз).
В обеих странах прошла дискуссия по Уставу Союза. В декабре 1999 г. в Москве президентами двух республик был подписан договор о Союзном образовании России и Белоруссии, в рамках которого в будущем должны появиться союзный парламент, правительство, Суд, Высший Совет. В будущем должна стать общей денежная единица — российский рубль,
3. Политика РФ в отношении соотечественников за рубежом.
После распада СССР одной из проблем российской дипломатии стало положение русскоязычного населения в бывших советских республиках. В 90-е гг. широкое распространение получила вынужденная миграция, появилась проблема беженцев и вынужденных переселенцев. Процесс реэмиграции русских с территории бывшего СССР стал повсеместным (исключение составляют Украина и Белоруссия). Особенно остро вопрос о положении русскоязычного населения стоит в отношениях России со странами Прибалтики, в последнее время и Туркмении. Президент В. В. Путин провозгласил защиту прав соотечественников основным приоритетом российской внешней политики в СНГ и Прибалтике.
Национальный проект «Образование»
Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.
· Конкурсы инновационных вузов
· Учебные пособия
· Премии школам
· Премии лучшим учителям
· Премии лучшим ученикам
· Транспорт школам сельским
· Национальные университеты
· Проф-образование в экспериментальных воинских частях
· Премии преподавателей ВУЗов
Национальный проект «Жильё»
· увеличение к 2010 г. объемов жилищного строительства в 2 раза, а в 2007 г. — на треть (до 56 млн кв. м); увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;
· увеличение к 2007 г. объема ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 г. и до 8 % в 2008—2009 гг.;
· выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;
· модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.
Демографическая проблема
Уже в своем первом выступлении перед Федеральным Собранием в качестве Президента России В. В. Путин подчеркнул:
«Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если вери
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!