Основы социальной реабилитации и профориентации — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основы социальной реабилитации и профориентации

2017-11-28 409
Основы социальной реабилитации и профориентации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основы социальной реабилитации и профориентации

Вопросы и задания 1

1. Перечислите основания для классификации ограни­
чений жизнедеятельности.

2. Что, на ваш взгляд, является основой социальной
интеграции и адаптации лиц с ограниченными возмож­
ностями?

3. Охарактеризуйте особенности социализации лиц с
ограниченными возможностями.

4. Как строится реабилитационная программа?

5. Назовите этапы реабилитационного процесса.

6. Каковы назначение, структура и основные направ­
ления деятельности медико-социально-педагогического
патронажа?

7. Укажите назначение и особенности индивидуаль­
ной программы реабилитации.

8. Назовите группы инвалидности и основания для их
определения.

9. Раскройте смысл понятия «социальная недостаточ­
ность», перечислите ее основные уровни.

 

10. Укажите направления адаптации и критерии соци­
ально-психологической адаптивности.

11. Приведите классификацию биосоциальных функций.

12. Назовите особенности социокультурной реабили­
тации лиц с ограниченными возможностями.

13. Какие вы знаете технологии социокультурной реа­
билитации?

14. Какова роль коммуникации в реабилитационном
процессе?

15. Чтопонимается под «коррекционно-развивающейсредой»?

Литература

Гусева Н.К., Старикова Н.В., Разумовский А.В. Основ­ные направления работы врача-реабилитолога: Метод, рек. Ниж. Новгород, 1997.

Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуго-вой деятельности за рубежом. М., 1999.

Жарков АД. Технология социокультурной деятельно­сти. М., 1998.

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.

Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в РФ / Э.А. Орлова и др. М., 1997.

Кудрявцев В.А., Трошин О.В. Проблемы социально-пси­хологической реабилитации лиц с ограниченными воз­можностями. Ниж. Новгород, 2003.

Кукушкина Т.Н., Докиш Ю.М., Чистякова Н.А. Руковод­ство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность. Л., 1989.

Организационно-методические основы социально-пси­хологической реабилитации инвалидов: методические рекомендации / Сост. М.П. Ширанович, Р.Г. Мархаева и др. Вып. 18. М., 2000.

Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учеб. пособие / Сост. М.В. Коро­бов, Э.А. Дворкин и др. СПб., 1999.

Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др. СПб., 2002.

Социальная работа с инвалидами: Настольная книга спе­циалиста/Под ред. Е.И. Холостовой, АИ. Осадчих. М., 1996.

Трошин О. В. Основы психологии коммуникации. Ниж. Новгород, 2002.

Трошин О.В., Кудрявцев В.А. Динамика дезадаптацион-ных проявлений при ЗПР в процессе применения эмо­ционально-экспрессивного тренинга. Ниж. Новгород, 2003.

Шабалина КБ. и др. Особенности социальной инте­грации инвалидов: Метод, рек.для врачей ВТЭК. М., 1992.

 

Вопросы и задания 2

1. Что такое психический онтогенез?

2. Дайте определение дизонтогенезу.

3. Чем характеризуются ретардация и акселерация?

4. В чем проявляется принцип гетерохронностипсихо­
логического развития?

5. Какие типологии дизонтогенеза вы знаете?

6. Чем характеризуются механизмы и структура синто-
генеза?

7. Какие психологические системы рассматриваются?

 

8. Проанализируйте психологические уровни развития
человека.

9. Дайте характеристику общей структуры синтогене-
тической периодизации психического развития.

10. Какие кризисы психического развития вьщеляются?

11. В чем заключается синтогенетический закон гло­
бального психологического развития?

12. Какие формы дизонтогенеза выделены В.В. Лебе­
динским?

13. В чем особенности типологии нарушений в разви­
тии Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина?

14. Раскройте содержание понятия «отклонение в раз­
витии».

15. Какова роль биологических и социальных факторов
в психическом развитии человека?

16. Раскройте сущность теории первичного дефекта и
вторичных отклонений в развитии ребенка.

17. Приведите примеры детских аномалий. Каковы их
причины?

18. Проанализируйте общие закономерности отклоне­ний в развитии.

19. Рассмотрите механизмы патогенеза.

20. Какие психологические механизмы отклонений в развитии вы знаете?

Литература

Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность. Дефектология. Киев, 1984.

Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.

Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1998.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жиз­ненный цикл развития человека. М., 2004.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.

Рыбалко В. Ф. Возрастная и дифференциальная психо­логия. Л., 1990.

Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

Трошин О.В. Кризология. Ниж. Новгород, 1997.

Трошин О.В. Психология саморазвития личности. Ниж. Новгород, 2000.

Трошин О.В. Синтогенетическая психология. Ниж. Нов­город, 2000.

Шаповал И.А. Специальная психология. М., 2005.

 

Вопросы и задания 3

1. Дайте определение социальной адаптации.

2. Какова роль школы и семьи в социальной адапта­ции детей?

3. Чем характеризуются проблемы создания семьи выпускниками специализированных школ?

4. Как осуществляется совершенствование системы
социальной адаптации лиц с отклоняющимся развити­
ем?

5. Проанализируйте актуальные проблемы современ­
ного специального образования.

6. Рассмотрите принципы организации коррекционно-
образовательных учреждений.

7. Охарактеризуйте дошкольное образование детей с
ограниченными возможностями.

8. Какие интеграционные модели в ДОУ вы знаете?

9. Что входит в социально-бытовую ориентировку уча­
щихся?

 

10. Что такое внеклассная воспитательная работа?

11. Какова роль социального педагога в специализиро­
ванной школе?

12. Как осуществляется взаимодействие школы и се­
мьи в социальной адаптации учащихся?

13. Охарактеризуйте концепцию включенного обуче­
ния.

14. Обоснуйте необходимость сегрегации в обучении
лиц с отклоняющимся интеллектуальным развитием.

15. Сравните интеграцию и сегрегацию. Почему необ­
ходимы специальные школы?

Литература

Алмазов Б.Н. Психологическая средовая адаптация не­совершеннолетних. Свердловск, 1986.

Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988.

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истин­ное достоинство и здоровье. СПб., 1994.

Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуго-вой деятельности за рубежом. М, 1999.

Жарков А.Д. Технология социокультурной деятельно­сти. М., 1998.

Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учеб. пособие / Сост. М.В. Коро­бов, Э.А. Дворкин и др. СПб., 1999.

Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологическая консуль­тация / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.

Психодрама: вдохновение и техника / Под ред. П. Хомсаи М. Карп / Пер. с англ. М., 2000.

Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гули-ной. СПб., 2002.

Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М., 1997.

Сборник документов по комплексной реабилитации инвалидов в реабилитационных учреждениях социальной защиты населения России. М., 2001.

Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. М., 1996.

Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении / Под ред. СВ. Дармодехина, М.Н. Мирсагаевой, A.M. Панина. М., 1996.

 

Вопросы и задания 4

1. Как осуществляется профориентация лиц с ограни­
ченной трудоспособностью (цель, задачи, содержание,
организация)?

2. Каковы современные особенности получения выс­
шего профессионального образования лицами с ограни­
ченной трудоспособностью в России?

3. Дайте определение интеграции.

4. Что такое интегрированное образование?

5. Какова программа развития интеграции в России?

6. С чем связан процесс дифференциации в системе
массового образования?

7. Чем отличается система коррекционно-развивающего
обучения от компенсирующего?

Литература

Выготский Л. С. Принципы воспитания физически де­фективных детей //

 

Вопросы и задания 5

1. Назовите основные методики, применяемые в со­
циокультурной реабилитации.

2. Каковы цели, задачи и основные особенности ани­
мационной терапии?

3. Разработайте варианты социокультурных реабили­
тационных мероприятий для различных категорий лиц с
ограниченными возможностями.Опишите эмоционально-экспрессивный тренинг как
направление психолого-педагогической реабилитации.

4. Какие упражнения входят в ЭЭТ?

Литература

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуго-вой деятельности за рубежом. М., 1999.

Организация и методика проведения социального этапа реабилитации на базе муниципальных центров социаль­ной защиты населения: Пособие. Ниж. Новгород, 1999.

Осипов А.А. Общаяпсихокоррекция. М., 2005.

Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, H.JT. Васильева и др. / Под ред. М.А. Гу-линой. СПб., 2002.

Вопросы и задания 6

(Внутрисемейные отношения и их влияние

Умственно отсталых детей)

1. Развитие навыков самообслуживания

2. Сюжетно-ролевые игры

3. Сказкотерапия

 

 

Трудовая реабилитация:

Вопросы и задания 10

(Основы трудовой реабилитации детей

Исследований)

1. Общая психодиагностика

2. Психодиагностика в работе школьного психолога

3. Медицинское обследование

4. Психодиагностика в структуре системного

реабилитационного процесса

Основы социальной реабилитации и профориентации

Вопросы и задания 1

1. Перечислите основания для классификации ограни­
чений жизнедеятельности.

2. Что, на ваш взгляд, является основой социальной
интеграции и адаптации лиц с ограниченными возмож­
ностями?

3. Охарактеризуйте особенности социализации лиц с
ограниченными возможностями.

4. Как строится реабилитационная программа?

5. Назовите этапы реабилитационного процесса.

6. Каковы назначение, структура и основные направ­
ления деятельности медико-социально-педагогического
патронажа?

7. Укажите назначение и особенности индивидуаль­
ной программы реабилитации.

8. Назовите группы инвалидности и основания для их
определения.

9. Раскройте смысл понятия «социальная недостаточ­
ность», перечислите ее основные уровни.

 

10. Укажите направления адаптации и критерии соци­
ально-психологической адаптивности.

11. Приведите классификацию биосоциальных функций.

12. Назовите особенности социокультурной реабили­
тации лиц с ограниченными возможностями.

13. Какие вы знаете технологии социокультурной реа­
билитации?

14. Какова роль коммуникации в реабилитационном
процессе?

15. Чтопонимается под «коррекционно-развивающейсредой»?

Литература

Гусева Н.К., Старикова Н.В., Разумовский А.В. Основ­ные направления работы врача-реабилитолога: Метод, рек. Ниж. Новгород, 1997.

Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуго-вой деятельности за рубежом. М., 1999.

Жарков АД. Технология социокультурной деятельно­сти. М., 1998.

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.

Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в РФ / Э.А. Орлова и др. М., 1997.

Кудрявцев В.А., Трошин О.В. Проблемы социально-пси­хологической реабилитации лиц с ограниченными воз­можностями. Ниж. Новгород, 2003.

Кукушкина Т.Н., Докиш Ю.М., Чистякова Н.А. Руковод­ство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность. Л., 1989.

Организационно-методические основы социально-пси­хологической реабилитации инвалидов: методические рекомендации / Сост. М.П. Ширанович, Р.Г. Мархаева и др. Вып. 18. М., 2000.

Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учеб. пособие / Сост. М.В. Коро­бов, Э.А. Дворкин и др. СПб., 1999.

Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др. СПб., 2002.

Социальная работа с инвалидами: Настольная книга спе­циалиста/Под ред. Е.И. Холостовой, АИ. Осадчих. М., 1996.

Трошин О. В. Основы психологии коммуникации. Ниж. Новгород, 2002.

Трошин О.В., Кудрявцев В.А. Динамика дезадаптацион-ных проявлений при ЗПР в процессе применения эмо­ционально-экспрессивного тренинга. Ниж. Новгород, 2003.

Шабалина КБ. и др. Особенности социальной инте­грации инвалидов: Метод, рек.для врачей ВТЭК. М., 1992.

 

Вопросы и задания 2

1. Что такое психический онтогенез?

2. Дайте определение дизонтогенезу.

3. Чем характеризуются ретардация и акселерация?

4. В чем проявляется принцип гетерохронностипсихо­
логического развития?

5. Какие типологии дизонтогенеза вы знаете?

6. Чем характеризуются механизмы и структура синто-
генеза?

7. Какие психологические системы рассматриваются?

 

8. Проанализируйте психологические уровни развития
человека.

9. Дайте характеристику общей структуры синтогене-
тической периодизации психического развития.

10. Какие кризисы психического развития вьщеляются?

11. В чем заключается синтогенетический закон гло­
бального психологического развития?

12. Какие формы дизонтогенеза выделены В.В. Лебе­
динским?

13. В чем особенности типологии нарушений в разви­
тии Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина?

14. Раскройте содержание понятия «отклонение в раз­
витии».

15. Какова роль биологических и социальных факторов
в психическом развитии человека?

16. Раскройте сущность теории первичного дефекта и
вторичных отклонений в развитии ребенка.

17. Приведите примеры детских аномалий. Каковы их
причины?

18. Проанализируйте общие закономерности отклоне­ний в развитии.

19. Рассмотрите механизмы патогенеза.

20. Какие психологические механизмы отклонений в развитии вы знаете?

Литература

Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность. Дефектология. Киев, 1984.

Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.

Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1998.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жиз­ненный цикл развития человека. М., 2004.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.

Рыбалко В. Ф. Возрастная и дифференциальная психо­логия. Л., 1990.

Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

Трошин О.В. Кризология. Ниж. Новгород, 1997.

Трошин О.В. Психология саморазвития личности. Ниж. Новгород, 2000.

Трошин О.В. Синтогенетическая психология. Ниж. Нов­город, 2000.

Шаповал И.А. Специальная психология. М., 2005.

 

Вопросы и задания 3

1. Дайте определение социальной адаптации.

2. Какова роль школы и семьи в социальной адапта­ции детей?

3. Чем характеризуются проблемы создания семьи выпускниками специализированных школ?

4. Как осуществляется совершенствование системы
социальной адаптации лиц с отклоняющимся развити­
ем?

5. Проанализируйте актуальные проблемы современ­
ного специального образования.

6. Рассмотрите принципы организации коррекционно-
образовательных учреждений.

7. Охарактеризуйте дошкольное образование детей с
ограниченными возможностями.

8. Какие интеграционные модели в ДОУ вы знаете?

9. Что входит в социально-бытовую ориентировку уча­
щихся?

 

10. Что такое внеклассная воспитательная работа?

11. Какова роль социального педагога в специализиро­
ванной школе?

12. Как осуществляется взаимодействие школы и се­
мьи в социальной адаптации учащихся?

13. Охарактеризуйте концепцию включенного обуче­
ния.

14. Обоснуйте необходимость сегрегации в обучении
лиц с отклоняющимся интеллектуальным развитием.

15. Сравните интеграцию и сегрегацию. Почему необ­
ходимы специальные школы?

Литература

Алмазов Б.Н. Психологическая средовая адаптация не­совершеннолетних. Свердловск, 1986.

Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988.

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истин­ное достоинство и здоровье. СПб., 1994.

Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуго-вой деятельности за рубежом. М, 1999.

Жарков А.Д. Технология социокультурной деятельно­сти. М., 1998.

Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учеб. пособие / Сост. М.В. Коро­бов, Э.А. Дворкин и др. СПб., 1999.

Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологическая консуль­тация / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.

Психодрама: вдохновение и техника / Под ред. П. Хомсаи М. Карп / Пер. с англ. М., 2000.

Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гули-ной. СПб., 2002.

Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М., 1997.

Сборник документов по комплексной реабилитации инвалидов в реабилитационных учреждениях социальной защиты населения России. М., 2001.

Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. М., 1996.

Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении / Под ред. СВ. Дармодехина, М.Н. Мирсагаевой, A.M. Панина. М., 1996.

 

Вопросы и задания 4

1. Как осуществляется профориентация лиц с ограни­
ченной трудоспособностью (цель, задачи, содержание,
организация)?

2. Каковы современные особенности получения выс­
шего профессионального образования лицами с ограни­
ченной трудоспособностью в России?

3. Дайте определение интеграции.

4. Что такое интегрированное образование?

5. Какова программа развития интеграции в России?

6. С чем связан процесс дифференциации в системе
массового образования?

7. Чем отличается система коррекционно-развивающего
обучения от компенсирующего?

Литература

Выготский Л. С. Принципы воспитания физически де­фективных детей //

 

Вопросы и задания 5

1. Назовите основные методики, применяемые в со­
циокультурной реабилитации.

2. Каковы цели, задачи и основные особенности ани­
мационной терапии?

3. Разработайте варианты социокультурных реабили­
тационных мероприятий для различных категорий лиц с
ограниченными возможностями.Опишите эмоционально-экспрессивный тренинг как
направление психолого-педагогической реабилитации.

4. Какие упражнения входят в ЭЭТ?

Литература

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуго-вой деятельности за рубежом. М., 1999.

Организация и методика проведения социального этапа реабилитации на базе муниципальных центров социаль­ной защиты населения: Пособие. Ниж. Новгород, 1999.

Осипов А.А. Общаяпсихокоррекция. М., 2005.

Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, H.JT. Васильева и др. / Под ред. М.А. Гу-линой. СПб., 2002.

Вопросы и задания 6

(Внутрисемейные отношения и их влияние


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.