Модуль 3. Международное Сотрудничество и его формы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Модуль 3. Международное Сотрудничество и его формы

2017-11-28 193
Модуль 3. Международное Сотрудничество и его формы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Самостоятельная работа по этому модулю осуществляется в следующих формах:

1. Изучение основной (см. конспект лекций, занятия 3.1 – 3.3) и дополнительной литературы, ответы на вопросы для самопроверки, приведенные в учебном пособии для практических и семинарских занятий по дисциплине «Мировая экономика», выполнение тестовых заданий, приведенных в конце каждой лекции, подготовка теоретической базы для обсуждения вопросов на соответствующем семинарском занятии и для эффективного участия в обсуждении в группах (обсуждение вопросов в группе по 3-4 человека или с товарищем по группе с сообщением результатов на семинарском занятии),решение задач.

2. Написание рефератов и докладов по темам семинарских занятий.

 

 

Занятие 3.1. Международная экономическая интеграция и ее формы

(Аудиторная работа – 4 час.; самостоятельная работа – 6 час.)

 

При подготовке к лекции необходимообдумать ответы на следующие вопросы:

1. Каковы предпосылки начала официальных процессов международной экономической интеграции? Можно ли утверждать, что международная экономическая интеграция является объективным экономическим процессом?
2. Какие преимущества получает страна от участия в интеграционных группировках?
3. Какие существуют противоречия между страной-участницей и интеграционной группировкой?
4. Какие интеграционные группировки Вы знаете?
5. В какие из них входит Россия?
6. Какую интеграционную группировку можно охарактеризовать как наиболее интенсивно развивающуюся?
7. Каковы выгоды от введения единой валют в странах-участницах интеграционной группировки?

 

Подготовка к семинарскому занятию предусматривает:

1. Изучение основной (см. конспект лекций, занятие 3.1) и дополнительной литературы, ответы на вопросы для самопроверки, приведенные в учебном пособии для практических и семинарских занятий по дисциплине «Мировая экономика», выполнение тестовых заданий, приведенных в конце лекции, подготовка теоретической базы к обсуждению вопросов на семинарских занятиях с преподавателем и для эффективного участия в обсуждении в группах (обсуждение вопросов в группе по 3-4 человека), решение задач.

Вопросы к обсуждению:

1. Сущность и причины возникновения международной экономической интеграции.
2. Основные формы международной экономической интеграции.
3. Европейская интеграция: эволюция и особенности на современном этапе.
4. Региональные интеграционные группировки в мировом хозяйстве.
5. Россия и мировые интеграционные группировки.

 

Обсуждения в группах

1. В течение 10 минут обсудите с однокурсниками основные признаки различных форм экономической интеграции, преимущества, которые они предоставляют странам-участницам. Приведите примеры существующих в различной форме интеграционных группировок.

2. В группах по 3-4 человека обсудите основные направления внешнеэкономической политики СНГ на современном этапе. Какое место занимает вопрос об интеграционном взаимодействии в рамках СНГ? Можно ли в этом вопросе разделить эти государства на группы по сходным направлениям их политики.

Россия занимала в системе отношений, существовавшей в СССР, Центральное место. Какова может быть роль России в развитии интеграционных процессов сегодня? Возможно и выгодно ли РФ быть в центре взаимоотношений между бывшими республиками СССР?

 

Решение задач

Решение задач по мировой экономике отрабатывает навыки студентов, т.е. обеспечивает связь теоретического курса с общей мировой практикой. Для отработки навыков приложения теоретических знаний на практике на семинарских занятиях решаются типовые задачи по отдельным темам. Для того чтобы этот процесс был более эффективным рекомендуется студентам самостоятельно прорешать типовые примеры перед семинаром. В силу того, что не все темы дисциплины предусматривают решение задач, поэтому в данном УМКД задачник отсутствует и рекомендуется использовать следующие источники:

1. Фигурнова Н.П. Международная экономика. – М.: Омега-Л, 2005. – с. 446-447 задачи №№ 1, 2, 3.

2. Шимко П.Д. Международная экономика: практикум / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – Гл.5. – с. 163-166 задачи №№ 339, 342, 343, 348.

 

2. Написание рефератов и подготовка докладов по темам из списка.

Примерная тематика рефератов и докладов

1. Особенности международной интеграции в НАФТА.
2. Интеграционные процессы и их особенности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
3. Особенности интеграции в СНГ.
4. Изменения на политической карте Европы и их влияние на динамику развития экономики региона.
5. Проблемы европейской интеграции в современных условиях.
6. Расширение Европейского Союза на Восток: предпосылки и последствия.
7. Евразийское экономическое сообщество: цели и направления деятельности, проблемы в реализации намеченных целей.
8. Союзное государство России и Белоруссии: структура, цели и направления деятельности, проблемы и возможности их решения.
9. Экологические аспекты в деятельности Организации стран – экспортеров нефти.
10. Особенности международной интеграции в МЕРКОСУР.
11. Особенности международной интеграции в АСЕАН.

Литература

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – Гл. 7.
2. Амстердамский договор, изменяющий договор о Европейском созе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ни акты / Пер. с англ.; под ред. Ю.А. Борко и др. – М.: Интердиалект, 1999
3. Борко Ю.А. От Европейской идеи – к единой Европе. М.: Деловая литература, 2003.
4. Борко, Ю. Расширение и углубление европейской интеграции // МЭМО.– 2004– № 7. – С. 45-51.
5. Внешнеэкономическая деятельность: учеб.пособие для вузов / Б.М.Смитиенко [и др.]. – М.:Издательский центр «Академия», 2004.–Гл. 9.
6. Воточная Европа и СНГ. Экономические связи в 2000 г.: Справочник. – М.: Бизнес-Пресс, 2001.
7. Гагарина Г.Ю., Громыко В.В., Окрут З.М., Сагинова О.В. Экономика Европейского Союза. – М.: Экономистъ, 2003.
8. Дайнеко А.Е., Забавский Г.В., Дмитракович Ф.А. Расширение Европейского союза: экономические и правовые аспекты. М., 2004.
9. Евразийское экономическое сообщество. Правовые и экономические основы / Т.Ш. Кулматов, Н.Т. Мамбеталиев, М.Р. Бобоев, П.В. Алексий; под общ. ред. А.И. Манжосова. М., 2004.
10. Европейский Союз: справочник-путеводитель / под ред. О. Буториной, Ю. Борко, И. Иванова. 2-е изд. М.: Деловая литература, 2003
11. Интеграция в Западном полушарии на пороге XXI века и Россия / под ред. А.Н. Глинкина. М., 2004.
12. Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. М., 2004.
13. Кудров В.М. Мировая экономика. – М.: БЕК, 2002. – Гл.7.
14. Ломакин В.К. Мировая экономика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – Гл. 11.
15. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред. Н.Н. Ливенцева. М., 2006.
16. Международные экономические отношения: учебник для вузов / Б.М.Смитиенко [и др.]. – М.: Инфра-М, 2005. – Гл. 25, 26, 27.
17. Международные экономические отношения / И.П.Фаминский [и др.]. – М.: Юрист, 2001. – Гл. 28, 29, 30, 31, 32.
18. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. проф. А.С. Булатова, проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Магистр, 2008. – Гл. 9.
19. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / кол. авт.; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф.. Р.К. Щенина. – 4-е изд., перераб. и доп.. – М.: КНОРУС, 2007. – Гл. 3, 4.
20. Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика, 2001. – Гл. 19.
21. Наринский М.М. Европейские страны СНГ: Место в «Большой Европе». М.: Международные отношения, 2005.
22. Повалихина Т.И. История мировой экономики и международных экономических отношений: учеб. пособие. – Минск: Соврем. шк., 2006. – Гл. 2, 3.
23. Расширение ЕС: за и против с позиции его членов //МЭМО. – 2004. – №1. – С. 3-16.
24. Расширение ЕС на Восток: предпосылки, проблемы, последствия / ИМЭМО РАН. – М.: Наука, 2003.
25. Фигурнова Н.П. Международная экономика. – М.: Омега-Л, 2005. – Гл. 10.
26. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М.: Третье тысячелетие, 2001.
27. Щенин Р.К. Европейская интеграция: учеб. пособие. М.: ГУУ, 2002.
28. Щенин Р.К., Ложечко М.С., Замани А.М. Международная экономическая интеграция: Учебное пособие. – М.: Изд-во ГУУ, 2002.
29. Щенин Р.К. Расширение Европейского Союза на Восток: качественно новый этап европейской экономической интеграции. – М.: Изд-во ГУУ, 2002.
30. Щенин Р.К. Растущая роль интеграционных объединений в глобальной экономике // Торгпредство. 2006. № 1. С. 20–27; № 2. С. 5–13.
31. Baimbridge M., Whyman P. Economic and Monetary Union in Europe. – Bradford, UK, 2000.
32. North American Free Trade Agreement. – Washington, 1993.
33. European Union Eurostat Yearbook, 2005.
34. CIA World Factbook, 2005.

 

Интернет-ресурсы

www.europa.eu (EC)

http: //www.ftaa-alca.org (ФТАА)

http: //www.nafta.org (НАФТА)

www.apecsec.org.sg (АТЭС)

www.asean.org (АСЕАН)

www.mercosur.org (МЕРКОСУР)

www.cis.minsk.by (СНГ)

www.evrazes.com/ (ЕврАзЭС)

www.soyuz.by (Союзное государство России и Белоруссии)

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.