Модуль 1. Становление и сущность мирового хозяйства — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Модуль 1. Становление и сущность мирового хозяйства

2017-11-28 189
Модуль 1. Становление и сущность мирового хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение……………………………………………………………………  
Рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Мировая экономика»……………………………………………………..  
Модуль 1. Становление и сущность мирового хозяйства……………..  
Модуль 2. Международные экономические отношения и их формы...  
Модуль 3. Международное сотрудничество и его формы…………….  
Заключение…………………………………………………………………  
   

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди дисциплин, формирующих систему экономического знания современного экономиста в любой стране, большое значение имеет мировая экономика. Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно – чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем динамичнее и результативнее ее собственное развитие, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других сегодня экономисту просто необходимо.

Совершенно очевидно, что мировая экономика как наука является более общей по отношению к базовой экономической теории, так как последняя – это, по существу, частный случай международной экономической теории, в которой количество экономических систем (подсистем) сведено к одной. Изучение базовой экономической теории, сосредоточенной преимущественно на проблемах закрытой экономики, – это только первый шаг вперед к изучению поведения реальной экономики. На самом деле в мире не существует абсолютно закрытой экономики, поэтому знания закономерностей экономических процессов, происходящих в реальной экономике, не будет полным без изучения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения»

Данное учебное пособие является частью учебно-методического комплекса дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения». Оно содержит методические указания, определяющие состав, объем, задания и методические рекомендации по выполнению всех видов самостоятельной работы, предусмотренных в данной дисциплине. Учебное пособие подготовлено в соответствие с рабочей программой дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения», читаемой в ИБУБПЭ СФУ.

 


РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

 

В соответствии с рабочей программой дисциплины на самостоятельную работу отводится 72 часа (2 зачетных единицы). Предусмотрены следующие формы самостоятельной работы студентов по данному предмету:

1) изучение теоретического курса (36 часа, 1 зачетная единица);

2) решение задач (18 часов, 0,5 зачетных единиц);

3) подготовка рефератов (18 часов, 0,5 зачетных единиц);

Контроль за данной работой студентов осуществляется преподавателем на практических занятиях: устные ответы оцениваются соответствующей отметкой и учитываются в журнале.

В настоящем учебном пособии приведены вопросы, на которые следует обратить внимание при подготовке к лекциям и семинарским занятиям. Ответы на эти вопросы позволяют глубоко проанализировать соответствующие темы и закрепить знания по ним.

Изучение теоретического курса состоит из подготовки к лекциям и семинарским занятиям. На этот вид самостоятельной работы приходится 36 часа, 1,00 зачетных единиц.

Подготовка к лекциям подразумевает ответы на вопросы, приведенные в специальном разделе каждой темы. Обдумывание ответов на эти вопросы вводит студентов в тему лекции, позволяет систематизировать их знания по теме, что облегчает понимание и, следовательно, усвоение материалов лекции студентами, превращая их из пассивных слушателей в активных думающих участников.

Подготовка к семинарским занятиям предусматривает изучение основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы для самопроверки, приведенные в учебном пособии для практических и семинарских занятий по дисциплине «Мировая экономика», выполнение тестовых заданий, приведенных в конце лекции, подготовка к обсуждению вопросов на семинарском занятии. В специальных разделах каждой темы данного учебного пособия приведены вопросы для обсуждения на семинарских занятиях с преподавателем, темы для обсуждения в группах по 3-4 человека, список основной (курс лекций) и дополнительной литературы по теме занятия с указанием глав учебных пособий. В процессе самостоятельной работы студенты должны подготовить теоретическую базу для обсуждения вопросов семинарского занятия и для эффективного участия в обсуждениях в группах.

Самостоятельная работа по подготовке к решению задач на семинарских занятиях подразумевает самостоятельное решение задач перед соответствующим семинаром для получения навыков решения задач и после соответствующих семинаров для закрепления навыков решения задач. Решение задач по мировой экономике отрабатывает навыки студентов по приложению теоретических знаний на практике, т.е. обеспечивает связь теоретического курса с общей мировой практикой. На этот вид самостоятельной работы приходится 18 часов, 0,5 зачетных единиц.

На подготовку реферата в 6 семестре отводится 18 часа, 0,5 зачетных единиц. В начале семестра преподаватель доводит до сведения студентов график самостоятельной работы и темы рефератов. В соответствии с выбранной темой и планом семинарских занятий студент должен выступить по теме и плану семинарского занятия.

Цель написания реферата состоит в том, чтобы научить студента связывать теорию с практикой, пользоваться литературой, статистическими данными, привить интерес к самостоятельному творчеству и умению логично и популярно излагать сложные теоретические вопросы и на бумаге, и перед аудиторией.

Предлагаемая кафедрой тематика рефератов предполагает как углубленное изучение вопросов теории мирового хозяйства, рассматриваемых на семинарских занятиях, так и самостоятельное изучение отдельных вопросов курса.

Слово «реферат» имеет два значения: в первом значении – это краткое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи; во втором – доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора литературы. Рефераты студентов чаще соответствуют второму значению этого слова. Работа студента над рефератом состоит из следующих этапов:

1) выбор темы на основе тематики, разработанной кафедрой;

2) накопление информационного материала;

3) подготовка и написание реферата;

4) защита реферата на семинаре или конференции.

Реферат должен иметь следующую структуру: план, краткое введение, изложение основного содержания, темы, заключение, список использованной литературы.

Разработка выбранной темы начинается с ознакомления с соответствующей литературой. Прежде чем приступить к подбору литературы, следует наметить общий предварительный план реферата. Это целесообразно потому, что иначе трудно сориентироваться в обилии информации, какую следует подбирать литературу и какие материалы изучать.

Предварительный план состоит обычно из трех - четырёх вопросов, в процессе работы он уточняется и конкретизируется.

План – это логическая основа реферата, от правильного его составления во многом зависит структура, содержание, логическая связь частей. Одновременно план показывает, насколько глубоко студент изучил первоисточник и весь необходимый материал и отобрал из всего этого главное, существенное. Правильно составленный план является в определённой степени результатом работы студента и свидетельством: понимания им проблемы, рассматриваемой в реферате, и отдельных её аспектов.

Намеченный план реферата целесообразно предварительно согласовать на консультации; с преподавателем кафедры экономической теории и истории, ведущим семинарские занятия или читающим лекционный курс.

Имея предварительный план, студент обращается к библиографии. Существенную помощь в ознакомлении с библиографией студенту могут оказать библиотечные каталоги, (алфавитный, систематический, предметный), библиографические указатели) справочная литература (энциклопедии, словари). Определённую помощь могут оказать журналы «ИНИОН», «В мире книг», «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей» и др., а также ресурсы Интернета.

В библиотеке СФУ и Краевой научной библиотеке можно воспользоваться квалифицированной помощью сотрудников справочно-библиографического отдела при подборе литературы для написания реферата.

При работе над рефератом необходимо внимательно изучить соответствующую литературу, включая монографии, статистические сборники, материалы, публикуемые в журналах: «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «Коммерсант», «Эксперт» и газетах, в частности, «Экономика и жизнь» и др.

Основными источниками фактического материала служат статистические сборники, газеты, журналы и ресурсы Интернет.

Изучение литературы по избранной теме целесообразно начинать с работ более общего характера, учебников, чтобы уяснить место, которое занимает данная, проблема в ряду смежных с ней. Затем можно обратиться к социальной литературе по данному вопросу, взяв за основу 1-2 обстоятельные монографии. Следует ознакомиться и с относящимися к теме журнальными статьями.

Непременным условием эффективного использования литературы является систематическое ведение записей при ее изучении. Форма записей может быть различной. Например, конспект книги, кратко, но последовательно излагающий соподчинённость её глав и разделов и в то же время воспроизводящий некоторые цитаты и необходимые цифровые данные,

Другой возможной формой записей являются отдельные заметки, в которых фиксируются идеи и мысли, связанные с темой, а также факты, цифры, цитаты (в этом случае для каждой заметки отводятся отдельные листки бумаги или небольшие карточки).

Целесообразно пользоваться одновременно обеими формами записи и хранения материала. Конспектирование и ведение картотеки не исключают, а чаще дополняют друг друга.

Когда студент в достаточной степени накопил и изучил материал по соответствующей теме, он должен заняться его систематизацией и разработкой более полного плана реферата. Внимательно перечитывая свой конспект или записи на карточках, он располагает материал в той связи, которая представляется ему наиболее стройной и целесообразной. Одновременно необходимо фиксировать собственные мысли, которые предполагается изложить в тексте реферата.

Основному тексту в реферате предшествует введение. В нем необходимо показать значение, актуальность рассматриваемой проблемы. Кроме того, следует отметить, в каких произведениях известных учёных-экономистов рассматривается изучаемая проблема, сформулировать основную задачу, которая ставится в реферате.

Содержание работы раскрывается в основной ее части. Изложение материала должно осуществляться в соответствии с составленным планом Особое внимание следует уделить глубокому теоретическому освещению как темы в целом, так и отдельных её вопросов, правильно увязать теоретические положения с практикой, конкретным статистическим материалом. Раскрывая тему, необходимо сравнивать различные точки зрения, существующие в экономической теории, попытаться дать их критическую оценку и аргументировано изложить собственное мнение по данному вопросу.

В заключении реферата студент должен дать выводы по результатам изучения выбранной проблемы.

Реферат должен быть написан ясным языком, без повторений и противоречий между отдельными положениями

 

Оформление реферата

Большое значение имеет правильное оформление реферата. На титульном листе необходимо указать университет, факультет, название реферата, группу свою фамилию и инициалы. На следующем листе приводится план работы с указанием страниц соответствующих разделов. Этот лист имеет заголовок «Содержание».

Далее излагается содержание реферата в соответствии с его структурой: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы

Основная часть разбивается на разделы и подразделы в соответствии с темой и содержанием реферата. Разделы и подразделы имеют номера, обозначенные арабскими цифрами. Разделы нумеруют в пределах реферата. Подразделы - в пределах каждого раздела, номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделённых точкой.

Приводимые в тексте цитаты из экономической литературы, а также статистические данные должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты Цитаты, необходимо приводить в тексте дословно.

Возможны два варианта оформления ссылок. В первом случае в конце приводимой цитаты над строкой указывается порядковый номер цитата по тексту. Внизу страницы приводится источник, из которого взята цитата, с указанием автора, названия работы, тома, страницы. Например, для цитаты, которая имеет по рядковый номер 59 по тексту, внизу страницы, на которой приводится данная цитата, даётся следующая расшифровка

 

56. Кендрик Дж. Экономический рост и формирование капитала. Советско-американский симпозиум экономистов. М.,1978. С.114..

 

Второй вариант: при ссылке на используемые источники указывают их порядковый номер по списку источников и страницу, выделяя информацию двумя косыми чертами. Так, если цитата приводится с тридцать пятой страницы источника, который в списке используемой литературы находится под номером «7», то в тексте дается следующая ссылка / 7, с.35/

Реферат оформляют на листах формата А-4. Объем реферата 15-20 листов (включая рисунки, таблицы и список литературы). Шрифт Times New Roman, 12. Межстрочный интервал – одинарный, размер полей со всех сторон – 2,5 см, колонтитулы – 1,3 см, ориентация – книжная, красная строка – 1,25 см; выравнивание по ширине.

Текст реферата пишется с одной стороны листа с оставлением полей, каждый пункт плана с новой страницы. Страницы должны быть пронумерованы. Первым листом является титульный лист, но номер на нем не ставится.

 

Требования к списку использованной литературы

В конце реферата приводится список использованной литературы, который составляется в такой последовательности:

1. Официальные материалы (законы, указы).

2. Остальные использованные в реферате источники в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора;

Необходимо верно дать библиографическое описание книг и статей, использованных при написании реферата.

Библиографическое описание; книги состоит из следующих элементов:

1. основное заглавие;
2. сведение об издании;
3. место издания;
4. дата издания;
5. объём.

 

Например: Макконел K.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1990.-Т.1. -399 с.

Библиографическое описание статьи состоит из следующих элементов:

1. основное заглавие;
2. сведение об издании;
3. дата издания;
4. номер, выпуск, том;
5. страницы, на которых помещена статья.

 

Например: Шейман И. М. Страховая медицина Запада // Мировая экономика и международные отношения.-1990. - №8.-С. 87-95.

Таблицы, графики, статистические данные, не вошедшие в основной текст, выносятся в приложение, которое помещают после списка использованной литературы.

Подготовленный реферат, как правило, защищается на семинарском занятии. Целесообразно тезисы выступления, определения важнейших понятий, упоминание цифр и фактов, формулировку выводов размножить и раздать слушателям как материал для последующего обсуждения.

Для выступления с рефератом на семинарском занятии обычно предоставляется 7-10 минут. Во время выступления желательно не заглядывать в конспект либо свести обращение к тексту к минимуму. Предварительное чтение реферата вслух в темпе, соответствующим нормам публичной речи, поможет в уточнении регламента. Необходимо иметь в виду, что свободное изложение материала в аудитории занимает больше времени, чем чтение текста вслух при отсутствии слушателей.

Подготовка тезисов на научную студенческую конференцию предполагает работу по подготовке краткого доклада студентов, успешно изучивших отдельные вопросы дисциплины, для опубликования в сборнике тезисов научной студенческой конференции. На этот вид самостоятельной работы приходится 18 часов, 0,5 зачетных единиц.

 


Вопросы к обсуждению

1. Мировое хозяйство, его сущность и причины возникновения.
2. Формы международного разделения труда и их особенности.
3. Этапы становления мирового хозяйства.
4. Характерные черты мирового хозяйства на современном этапе.

 

Обсуждения в группах

1. В течение 15-20 минут обсудите с товарищем по группе характерные признаки современного мирового хозяйства? Сравните мировое хозяйство на современном этапе развития с мировым хозяйством на ранних этапах развития?

Критерии выделения этапов развития мировой экономики определяются в первую очередь степенью его целостности, интеграции. Измерить ее весьма сложно, но возможно выделить некоторые характерные признаки, особенности в определенный исторический период. В начале XX века в мире вообще не было интеграционных группировок стран и международных экономических организаций. Сегодня почти все страны мира входят в какие‑либо интеграционные объединения и участвуют в деятельности международных организаций. Насколько эффективны международные экономические организации – это другой вопрос. Важно, что страны участвуют в их деятельности добровольно, и мотивом участия является получение экономической выгоды для страны.

Современная мировая экономика имеет ряд характерных признаков. Обратите внимание, что информатизация, информационные технологии превращаются в один из важнейших факторов развития мировой экономики. Емкость мирового рынка информационных услуг оценивается сегодня величиной 1 трлн долл. в год.

Быстрое разрастание международных экономических организаций после 2-ой Мировой войны является следствием глубоких изменений, происходящих в мировой экономике. Роль внешнеэкономических факторов в экономическом развитии сегодня такова, что любая страна не может без ущерба для национальной экономики и уровня жизни населения ограничивать внешнеэкономические связи. Не случайно, наиболее действенным средством давления на страну со стороны мирового сообщества является введение эмбарго(т.е. запрета на внешнюю торговлю с этой страной). Экономические санкции против страны означают ограничение ее внешнеэкономических связей. Участие страны в деятельности международных экономических организаций позволяет отстаивать собственные интересы на международном уровне, избегать экономической дискриминации, цивилизованно, в рамках переговорного процесса разрешать возникающие между странами противоречия.

Необходимо помнить, что высокий уровень экономической взаимозависимости экономик стран мира заключает в себе определенные угрозы. Экономика страны становится более уязвимой от колебаний конъюнктуры мировых рынков товаров, капиталов, валютных рынков. В этой связи подумайте, современная мировая экономика является более или менее стабильной, чем 30-40 лет назад?

2. В группах по 3-4 человека обсудите, есть ли различие в понятиях «свобода торговли» и «открытая экономика».

Следует обратить внимание, что. между понятиями «свобода торговли» и «открытая экономика» существует как общее, так и различия. Но, не следует их противопоставлять, поскольку международная торговля является весьма значительной сферой международных экономических отношений, и ее режим, характер иколичество ограничений дают важную информацию о мировой экономике

Подумайте, действительно ли открытость национальной экономики выгодна сегодня только сильным, лидирующим экономикам, например, экономике США? Данная точка зрения имеет основания, если учесть исторический опыт и, вероятно, некоторые реальности современной мировой экономики. Но расширение возможностей продавать на мировом рынке товары по выгодным ценами, занимать деньги под низкий процент, внедрять совершенные иностранные технологии и эффективные системы управления заключает прогрессивные импульсы для экономического роста страны.

Кроме этого, можно предположить, что открытость экономики – не односторонне процесс. Если правительство страны снизит пошлины на импорт из другой страны, можно с большой вероятностью утверждать, что правительство другой страны ответит взаимностью. А это расширит рынок для экспорта как первой, так и второй страны. Таким образом, выгода от повышения степени открытости экономики возникает вовсе не односторонняя, а взаимная. Конечно, экономический потенциал, конкурентоспособность товаров могут резко различаться между странами.мира. Слаборазвитая африканская страна не производит товары, способные конкурировать с продукцией промышленно развиты стран. Более того, население такой страны нуждается в самых элементарных продуктах. Но что является альтернативой открытости сегодня? Автаркия, то есть добровольна изоляция страны от мирового рынка, построение модели натурального хозяйства в рамка национальной экономики. Это означает, что страна отказывается от выгодной специализации в мировой экономике, перестает извлекать выгоду из различий между внутренними и мировыми издержками и ценами.

Более того, для слаборазвитых стран возможность продавать товары на мировом рынке часто является единственной возможностью получить валюту и поддержать тем самым хотя бы минимальный уровень жизни населения.

Обратите внимание, что показатели, характеризующие степень открытости национальной экономики, имеют некоторые недостатки. Кроме того, не всегда возможно применить количественные показатели для оценки режима внешнеэкономической деятельности. Тем не менее, показатели позволяют приблизиться к адекватной оценке степени открытости национальной экономики.

 

 

2. Написание рефератов и подготовка докладов по темам из списка.

 

Примерная тематика рефератов и докладов

1. Великие географические открытия и их роль в развитии мировой торговли.
2. Международная специализация производства: сущность, формы, показатели и тенденции развития.
3. Международная кооперация производства: сущность, формы и тенденции развития.
4. Совместные предприятия как форма международной кооперации.
5. Особенности возникновения и функционирования совместных предприятий в России.
6. Современные тенденции развития мировой экономики.
7. Глобализация экономики: достоинства и недостатки.
8. Рост взаимозависимости стран и проблема обеспечения национальной безопасности страны.
9. Обострение конкуренции в свете глобализации экономики: какие страны выигрывают.
10. Современные тенденции в мировой экономике: новый этап развития?

 

Литература

 

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – Гл. 1.
2. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие для вузов Б.М.Смитиенко [и др.]. – М.:Издательский центр «Академия», 2004.–Гл. 1.
3. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / Под ред. И.П. Фаминского. М.: Республика, 2004.
4. Иксанова А. Оффшорное программирование в РФ – стоит ли игра свеч? // ЭКО. – 2003. – № 10. – С. 24-27.
5. Кувалин Д.Б., Моисеев А.К. Экономическая открытость для России: преимущества и проблемы. // Проблемы прогнозирования. – 2004. – № 5. – С. 34-39.
6. Ломакин, В.К. Мировая экономика – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. – Гл. 1.
7. Николаева И.П. Мировая экономика. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – Гл. 1.
8. Мира на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.) / Под ред. В.А. Мартынова и А.А. Дынкина. М.: Новый век, 2001.
9. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. М.: Экономистъ, 2003.
10. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. проф. А.С. Булатова, проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Магистр, 2008. – Гл. 1.
11. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / кол. авт.; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф.. Р.К. Щенина. – 4-е изд., перераб. и доп.. – М.: КНОРУС, 2007. – Гл. 1.
12. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / В.П. Колесов [и др.]. – 3-е изд. – М.: Флинта, 2001. – Гл. 1.
13. Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Мировая экономика: – М.: Финансы и статистика, 2001. – Гл. 4.
14. Оболенский, В. Россия в международном разделении труда: вечный поставщик энергоресурсов? // МЭМО. – 2004. – №6. – С. 21-29.
15. Орешкин В.А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. М.: ИМЭМО РАН, 2002.
16. Повалихина Т.И. История мировой экономики и международных экономических отношений: учеб. пособие. – Минск: Соврем. шк., 2006. – Гл. 1.
17. Россия в современном мировом хозяйстве / Отв. ред. Л.Н. Красавина, Б.М. Смитиенко. М.: Экономическая литература, 2003.
18. Спиридонов, И.А. Мировая экономика. – М.: Инфра-М, 2002. – гл.1.
19. Фаминский И.П. Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки (вторая половина XX – начало XXI в.): учеб пособие / И.П. Фаминский. – М.: Магистр, 2007. – Гл. 4, 5.
20. Фигурнова Н.П. Международная экономика. – М.: Омега-Л, 2005. – Гл.1.
21. Черников Г.П. Мировая экономика. – М.: Дрофа,2003. – Гл. 1, 2, 3, 4, 5, 6.
22. Халевинская Е.Д., Крозе И.С. Мировая экономика. – М.: Юрист, 1999. – Введение, гл. 1, 2,3,4,5.
23. Шишков Ю. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики. // МЭМО. – 2004. – № 10. – С. 11-15.

Интернет-ресурсы

http://www.imf.org (World Economic Outlook)

http://www.un.org (ООН)

http://www.undp.org (Программа развития ООН)

http://econ.worldbank.org (World Development Report)

http://www.unctad.org (World Investment Report)

http://www.wto.org (International Trade Statistics)

http://www.cbr.ru (ЦБ России)

http://www.europa.eu (ЕС)

 

 

Вопросы к обсуждению

1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

1.1. Классификация природных ресурсов. МХ.

1.2. Земельные ресурсы в мировом хозяйстве.

1.3. Водные ресурсы в мировом хозяйстве.

1.4. Лесные ресурсы в мировом хозяйстве.

1.5 Минеральные ресурсы в мировом хозяйстве.

1.6. Энергетические ресурсы в мировом хозяйстве.

2. Население и трудовые ресурсы в мировом хозяйстве.

3. Отраслевая структура в мировом хозяйстве.

3.1 Добывающие отрасли в мировом хозяйстве.

3.2 Обрабатывающие отрасли в мировом хозяйстве.

3.3 Сфера услуг в мировом хозяйстве.

3.4 Агропромышленный комплекс в мировом хозяйстве.

 

Обсуждения в группах

 

1. В группах по 3-4 человека сопоставьте природно-ресурсный потенциал России и место и роль России в системе международного разделения труда.

Из материалов лекции Вы знаете, что Россия является одной из богатейших стран по природно-ресурсному потенциалу. Основная доля экспорта из России – это сырье, импорта в Россию – продукты глубокой переработки. Таким образом, роль России в международном разделении труда заключается в специализации на добыче сырья. Сейчас у России большое положительное сальдо торгового баланса – может быть не нужно предпринимать усилий по изменению места России в системе международного разделения труда? Или следует учитывать, что конъюнктура сырьевых рынков крайне неустойчива, и зависимость от нее делает экономику страны уязвимой, нестабильной? Если да, то возможно ли изменение места России в системе международного разделения труда? Что необходимо сделать, чтобы изменить место России в системе международного разделения труда?

2.В течение 15-20 минут обсудите с товарищем по группе, почему сталелитейная промышленность США не выдерживает конкуренции со сталелитейной промышленности Росси и других стран, поэтому защищает отрасль высокими импортными пошлинами?

Из материалов лекции Вы узнали отраслевую структуру мировой экономики. Какие факторы являются причиной формирования именно такой структуры? Специализация страны на тех или иных видах или стадиях производств складывается исходя из конкурентных преимуществ отраслей данной страны на мировом рынке. Важной проблемой является выявление причин, которые определяют международную конкурентоспособность фирмы. Это, в свою очередь определяет конкурентоспособность отрасли на мировом рынке и, в конечном итоге, отраслевую структуру мирового хозяйства.

 

 

2. Написание рефератов и подготовка докладов по темам из списка.

Примерная тематика рефератов и докладов

1. Западные и отечественные классификации природных ресурсов.
2. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства: общая характеристика.
3. Земельные ресурсы в мировом хозяйстве.
4. Водные ресурсы в мировом хозяйстве.
5. Лесные ресурсы в мировом хозяйстве.
6. Минеральные ресурсы в мировом хозяйстве.
7. Энергетические ресурсы в мировом хозяйстве.
8. Население и трудовые ресурсы в мировом хозяйстве.
9. Динамика населения мира в 1950 – 2006 гг.
10. Оценка демографической ситуации и типов воспроизводства по странам и регионам мира.
11. Современные тенденции развития мирового процесса урбанизации.
12. Отраслевая структура мирового хозяйства: общая характеристика.
13. Добывающие отрасли в мировом хозяйстве.
14. Обрабатывающие отрасли в мировом хозяйстве.
15. Сфера услуг в мировом хозяйстве.
16. Агропромышленный комплекс в мировом хозяйстве.
17. Проблема недостаточного использования Россией своего человеческого потенциала.
18. Экономические последствия уменьшения роли природных ресурсов в мировой экономике.
19. Последствия уменьшения роли природных ресурсов в мире для России.

 

Литература

1. Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги, власть. – М.: Деново, 2001.
2. Коробейников О.П., Афанасьева И.М., Никифоров А.Н. Экономика природных ресурсов и условий: учеб. пособие. Н. Новгород: НГАСУ, 2003.
3. Ломакин, В.К. Мировая экономика – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. – Гл. 4.
4. Лосев М.В. Механизм управления лесными ресурсами: анализ российского и зарубежного опыта. М.: СОПС, 2002.
5. Максаковский В.П. Географическая картина мира. М., 2003.
6. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. проф. А.С. Булатова, проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Магистр, 2008. – Гл. 1, 4, 6.
7. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / кол. авт.; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф.. Р.К. Щенина. – 4-е изд., перераб. и доп.. – М.: КНОРУС, 2007. – Гл. 1, 16 – 20.
8. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. акад. А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН. – М.: Магистр, 2007. – Гл. 4.
9. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / В.П. Колесов [и др.]. – 3-е изд. – М.: Флинта, 2001. – Гл. 4.
10. Миронов Н.В. Международная энергетическая безопасность. – М.: МГИМО, 2003.
11. Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Мировая экономика.– М.: Финансы и статистика, 2001. – Гл. 9, 10, 11, 12.
12. Морозова Т.Г., Победина Т.Г., Шишов С.С. Экономическая география России. – М.: Инфра-М, 2000. – С. 26-57.
13. Николаева И.П.Мировая экономика. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – Гл. 5,6.
14. Поляков В.В. Грозит ли мировой экономике хронический дефицит и скорое абсолютное истощение минерально-сырьевых ресурсов в XXI? // Внешнеэкономический бюллетень. – 2005. – № 1.
15. Смирнов Е.Н. Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран): учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008. – Гл. 2, 3, 5, 6, 7.
16. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: Инфра-М, 2002. – гл. 3, 4.
17. Управление земельными ресурсами: учеб. пособие. 2-е изд. / П.В. Кухтин, А.А. Левов, ВЮ. Морозов (и др.) СПб.: Питер, 2006.
18. Фаминский И.П. Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки (вторая половина XX – начало XXI в.): учеб пособие / И.П. Фаминский. – М.: Магистр, 2007. – Гл. 7, 9, 10, 11, 12, 13.
19. Черников Г.П., Черникова Д.А. Мировая экономика – М.: Дрофа, 2003. – Гл. 7,8,9.
20. BP Statistical Review of World Energy. UK, London, 2006. June.
21. Maddison A.The World Economy: Historical Statistics. Paris: OECD, 2002.
22. The State of Food and Agriculture 2005. N.Y.: UN, FAO, 2006.
23. World Resources 2005. The Wealth of the Poor. Managing Ecosystems to Fight Poverty. Wash., DC.: World Resources Institute, 2006.
24. Water, a shared responsibility. N.Y.: UN, World Resources Institute, 2006.
25. Water, Sanitation and Hygiene Links to Health. Facts and figures. World Health Organization, 2004. Nov.

 

Интернет-ресурсы

http: //www.imf.org (World Economic Outlook)

http: //econ.worldbank.org (World Development Report)

http: //www.undp.org (Human Development Report)

http: //www.wto.org (International Trade Statistics)

http: //www.wri.org (Всемирный институт ресурсов)

http: //www.fao.org (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН)

http: //www.who.org (Всемирная организация здравоохранения)

http: //www.worldwatercouncil.org (Всемирный совет по водным ресурсам)

 

 

Вопросы к обсуждению

1. Основные макроэкономические показатели уровня социально-экономического развития стран в мировом хозяйстве.
2. Развитые страны: черты и место в мировом хозяйстве.
3. Развивающиеся страны: характерные черты и место в мировом хозяйстве.
4. Страны с переходной экономикой в мировом хозяйстве.
5. Россия, ее место и роль в мировом хозяйстве.

 

Обсуждения в группах

1. В течение 15-20 минут обсудите с товарищем по группе, насколько обоснованным является участие России во встречах на высшем уровне 7 ведущих промышленно развитых стран? Экономика России не является столь же мощной. Почему же тогда Россия, а не Китая, являющийся второй по экономической мощи страной в мире.

Промышленно-развитые страны занимают ведущее место в мировой экономике. Они производят большую часть мирового валового продукта, доминируют в мировом экспорте, в иностранных инвестициях. При этом среди промышленно развитых стран доминирует так называемая группа – 7, в которую входят США, Канада, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия. Кризис в экономики США, начавшийся осенью 2008 г. показывает, что от этих стран зависит экономическая ситуация во всем мире. Какая страна, с этой точки зре


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.