Методы исследований в менеджменте — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Методы исследований в менеджменте

2017-11-28 355
Методы исследований в менеджменте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Направление подготовки 080200 – Менеджмент

Профиль подготовки – Государственное и муниципальное управление

Квалификация (степень) выпускника – магистр менеджмента

Форма обучения – очная, заочная

Москва · 2012


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кафедра теории и социологии управления

органами внутренних дел

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Академии управления

МВД России

доктор юридических наук, профессор

генерал-полковник полиции

В.В. Гордиенко

«___»____________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Направление подготовки 080200 – Менеджмент

 

Профиль подготовки – Государственное и муниципальное управление

 

Квалификация (степень) выпускника – магистр

 

Форма обучения – очная, заочная

Москва • 2012

Методы исследований в менеджменте: рабочая программа для магистрантов Академии управления МВД России по специальности 080200 – «Менеджмент». – М.: Академия управления МВД России, 2012. – 16 с.

 

Авторы: кандидат философских наук, доцент В.А. Ребрий;кандидат юридических наук Д.В. Васильев.

 

Рецензенты: доктор социологических наук, профессор В.Б. Козлов; доктор социологических наук И.А. Романов; кандидат технических наук, доцент В.И. Кононенко.

 

Одобрена на заседании Ученого совета Академии управления МВД России «___» _________ 2012 г., протокол № ___.

 

 

Печатается в авторской редакции.

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 080200 – «Менеджмент» и профилю подготовки «Государственное и муниципальное управление».

 

© Академия управления МВД России, 2012

 

 
 


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Методы исследований в менеджменте» являются: теоретическое изучение и овладение практическими навыками в отношении методов, применяемых в исследованиях проблем менеджмента. В числе изучаемых методов присутствуют как методы общенаучные и формально-логические, так и конкретные специфические, также имеющие важное значение в анализе складывающейся ситуации.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная дисциплина (М.2.Б.2) относится к числу базовых (общепрофессиональных) курсов. На основе дисциплины, изучающей методы исследований в сфере менеджмента, решаются многие вопросы и ряда других дисциплин данного раздела ООП (в числе которых «Методология принятия управленческих решений», «Современный стратегический анализ», «Организация управления»), поскольку в них реализуются в той или иной степени исследовательские процедуры, направленные на получение нового знания в сфере управления социальной организацией, коммерческим предприятием. Данная дисциплина послужит основой тем курсам, в рамках которых будет осуществляться научное исследование аналогичными рассмотренным методами.

Предполагается, что обучающиеся в достаточной степени овладели знаниями и навыками по следующим дисциплинам: «Статистика (общая, правовая и социально-экономическая)», «Социология», «Логика», «Методология и методика научных исследований в правоохранительной сфере», а также предполагается владение обучающимися минимумом компьютерной грамотности и владение элементарными навыками работы со статистическими пакетами.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) знать:

· основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления (ПК-5);

· основные информационные технологии управления бизнес-процессами (ПК-5, ПК-8);

2) уметь:

· выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования (ПК-10, ПК-11);

· принимать научно обоснованные организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4, ПК-1);

· обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные; проводить количественное прогнозирование и моделирование управления бизнес-процессами (ПК-5, ПК-8, ПК-11, ПК-12);

3) владеть:

· методологией и методикой проведения научных исследований (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-11, ПК-10, ПК-12);

· методами стратегического анализа в сфере менеджмента (ПК-7);

· навыками самостоятельной и исследовательской работы (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-11, ПК-12);

· навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений (ПК-5, ПК-8);

· информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами (ПК-5, ПК-8).

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
«Методы исследований в менеджменте»

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 72 часа.

Для очной формы обучения

№ п/п Разделы, темы дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинары, круглые столы Практические занятия Всего часов Самостоятельная работа
  Роль и методология исследований управленческих ситуаций       - -     - тестирование на компьютере; - выступления на семинаре (в форме «круглого стола»); - домашние задания.
  Общенаучные и формально-логические методы исследований в менеджменте               - тестирование на компьютере; - практические занятия; - домашние задания.
  Методы исследований операций в менеджменте               - тестирование на компьютере; - практические занятия; - домашние задания.
  Конкретные методы исследований в менеджменте               - тестирование на компьютере; - практические занятия; - домашние задания.
  Зачёт                
  Всего                

Темы, разделы дисциплины Количество часов Компетенции
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ПК- 1 ПК-5 ПК-7 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-12 Общее количество компетенций
Тема 1   + + +     +   + + + +  
Тема 2         + + +   + + +    
Тема 3   + + + + + +   + + + +  
Тема 4   +   +   + + + + + + +  
Всего                          

 

 

Для заочной формы обучения

№ п/п Разделы, темы дисциплины   Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинары, круглые столы Практические занятия Всего часов Самостоятельная работа
  Роль методологии в исследовании управленческих проблем         -     - тестирование на компьютере; - выступления на семинаре (в форме «круглого стола»); - домашние задания.
  Общенаучные и формально-логические методы исследований в менеджменте         -     - тестирование на компьютере; - практические занятия; - домашние задания.
  Методы исследований операций в менеджменте     - - - -   - тестирование на компьютере; - практические занятия; - домашние задания.
  Конкретные методы исследований в менеджменте     - - - -   - тестирование на компьютере; - практические занятия; - домашние задания.
  Зачёт                
  Всего         -      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

В менеджменте

 

Методы логико-теоретического и системного характера как позволяющие использовать универсальные принципы анализа и обработки данных для описания и объяснения проблемной ситуации, рассмотрения её в контексте сложившейся в научном сообществе научной картины мира. Среди общенаучных методов как наиболее часто используемые: методы системного подхода (системный анализ, моделирование, логико-теоретические методы (абстрагирования, сравнения, индукции, дедукции и иные), эмпирико-теоретические (эксперимент, измерение, наблюдение, описание и иные). Определение основных целей исследования. Описание проблемной ситуации. Предварительный анализ проблемной ситуации. Формулировка научной проблемы. Выработка гипотез. Понятие центральной и рабочих гипотез. Сбор и классификация информации. Этап разработки концепции (научной теории). Проверка достоверности исследовательских результатов (верификация теории). Проблемная ситуация как исходное условие в исследовании объектов социальных исследований является формулировка. Преодоление критического рассогласования между желаемым и реальным состоянием исследуемого объекта. Критерий как количественно или качественно выраженный показатель степени достижения системой своих целей, предполагающий выбор конкретной альтернативы в структуре возможных целей. Влияние формулировки критерия на решение проблемы.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе обучения научным методам, наряду с лекциями, основной упор делается на практическое освоение материала, приобретение слушателями умений, навыков самостоятельной работы по осознанию и формулировке научной проблемы на основе потребностей практики, определению целей, объекта и предмета исследования, гипотезы исследования и конкретных методов и методик сбора и обработки информации НИПС, составлению на основе всего перечисленного программы научного исследования как единого организационно-правового и методического документа. Особое значение придаётся учёту правового аспекта в проводимом исследовании. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО программой по данной дисциплине предусмотрено широкое использование активных форм обучения, ориентированных на решение конкретных задач. Проведение практических занятий на базе компьютерного класса, на которых слушатели под руководством преподавателя будут решать задачи с применением пакета прикладных программ SPSS.

Для итогового контроля знаний по дисциплине применяются тестовые задания в компьютерной системе «Stellus» («Тестовые вопросы на знание методик эмпирического научного исследования», подготовленные авторами данной рабочей программы).

7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ

Вопросы к зачёту

 

1. Понятие, сущность и специфика научного исследования в менеджменте.

2. Типы научного исследования в менеджменте; особенности каждого из них.

3. Типы и виды исследования в менеджменте и их зависимость организационных факторов.

4. Логико-математические методы исследований в менеджменте.

5. Общенаучные методы исследования в менеджменте.

6. Роль индукции и дедукции в исследовательской практике менеджмента.

7. Роль оценивания и измерения в исследованиях в менеджменте.

8. Связь уровня измерений данных (измерительных шкал) с решаемой проблемой, относящейся к менеджменту.

9. Понятие критерия как степени достижения социальной системой стоящих перед ней целей.

10. Основные понятия и принципы системного анализа.

11. Роль методологии в проведении исследования менеджмента.

12. Моделирование процессов, относящихся к сфере менеджмента.

13. Эксперимент как метод исследования в менеджменте.

14. Проблемы верификации теории.

15. Понятие центральной гипотезы и рабочих гипотез.

16. Методы сбора и обработки эмпирических данных в исследовании в менеджменте.

17. «Исследование операций» как специальная научная и практическая дисциплина.

18. Матричное представление в теории игр, понятие «игры с нулевой суммой».

19. Линейное, нелинейное и динамическое программирование как методы исследования в менеджменте.

20. Теория массового обслуживания и её применимость в исследовании менеджмента.

21. Управленческое решение как мероприятие, направленное на достижение определённой цели.

22. «Социометрия» как метод исследования трудовых коллективов в менеджменте.

23. SWOT-анализ: его роль в исследовании проблем менеджмента.

24. SMART-анализ: его роль в исследовании проблем менеджмента.

25. Метод «мозгового штурма» в менеджменте.

26. Принципы отбора экспертов в экспертную группу.

27. Морфологический анализ в исследовании проблем менеджмента.

28. Алгоритм определения «критического пути» в сетевом анализе.

29. Метод анализа иерархий и его роль в исследовании проблем менеджмента.

30. Понятие «полезности» в исследованиях в менеджменте.

31. Понятие «риска» в исследованиях в менеджменте.

32. Особенность нахождения оптимальных решений в менеджменте в условиях неопределённости.

33. Сферы применимости алгоритмических и эвристических методов в исследованиях в менеджменте.

34. Области применения «контент-анализа» документов в менеджменте.

35. Требования к профессии интервьюера при проведении устных опросов в исследовании проблем менеджмента.

36. Основные методологические подходы в западном менеджменте.

37. Понятие цели, задач, объекта и предмета – применительно к исследованию в менеджменте.

38. Понятие проблемной ситуации в менеджменте.

39. Эмпирические и операциональные понятия: их роль и порядок формирования в исследовании проблем менеджмента.

40. Методы прогнозирования в менеджменте.

41. Возможности пакета статистических программ SPSS в визуализации промежуточных и итоговых данных научного исследования в менеджменте.

42. Использование средств пакета SPSS при анализе временн ы х изменений состояния объектов менеджмента.

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Андреев Н.А., Коробов В.Б. Стратегический анализ в правоохранительной сфере: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2010.

Многомерный статистический анализ в экономических задачах: компьютерное моделирование в SPSS. М.: Вузовский учебник, 2009.

Новиков А.М. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010.

Кравченко А.И. Социология управления: фундаментальный курс: учебное пособие. М.: Академич. проект, Деловая книга, 2008.

Гуц А.К. Математические методы в социологии: учебное пособие. М.: Издательство ЛКИ, 2007.

 

Дополнительная литература

 

Атабекян Р.Л. Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996.

Вайнберг Дж., Шумейкер Дж. Статистика. М.: Статистика, 1979.

Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: практикум. М.: Вузовский учебник, 2006.

Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: учебник. М.: Финансы и статистика, 2006.

Тавокин Е.П. Исследования социально-экономических и политических процессов: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.

Джини К. Логика в статистике. М.: Статистика, 1973.

Елисеева И.И., Флуд Н.А., Юзбашев М.М. Практикум по общей теории статистики: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2006.

Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: учебное пособие. М: Издательство МГУ, 1995.

Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М.: Наука, 2006.

Кюн Ю. Описательная и индуктивная статистика. М.: Финансы и статистика, 1991.

Леонтьев Л.П. Математические методы в планировании и управлении: учебное пособие. Рига: Издательство РПИ, 1971.

Летов А.М. Математическая теория процессов управления. М.: Наука, 1981.

Лунеев В.В. Юридическая статистика: учебник. М.: Юристъ, 1999.

Моосмюллер Г. Маркетинговые исследования с SPSS. М.: ИФРА-М, 2011.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Остроумов С.С. Преступность и её причины в дореволюционной России. М.: Изд.: МГУ, 1980.

Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: учебное пособие. М.: Логос, 2006.

Ребрий В.А., Доника Е.Е., Васильев Д.В. Общая и правовая статистика: учебно-методическое пособие. М.: Академия управления МВД России, 2004.

Рузавин Г.И. Методология научного познания. М.: Юнити-Дана, 2009.

Степанова Е.Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.

Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере: учебное пособие по курсу прикладной статистики для вузов. М.: ИНФРА-М, 1995.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2009.

Грядовой Д.И. Теория и практика принятия управленческих решений: инновационный аспект. М.: Изд-во «Щит-М», 2002.

Лавриненко В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2008.

Кононенко В.И., Кравченко Ю.А. Основы социального прогнозирования: учебно-методическое пособие. М.: Логос, 2001.

Зборовский Г.Е. Социология управления: учебное пособие. М.: ГАРДАРИКИ, 2008.

Смирнов Е.Я. Некоторые задачи математической теории управления. Л.: ЛГУ, 1981.

Ребрий В.А. Социологическое измерение в информационном обеспечении управления органами внутренних дел (методология, методика, результаты). М.: Академия управления МВД России, 2005.

 

Рабочая программа

по специальности 080200 – Менеджмент

для магистрантов Академии управления МВД России

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Формат 60 × 84 1/16. Подписано в печать

Усл. печ. л. Уч.-изд. л.

Тираж 70 экз. Заказ №

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Группа оперативной полиграфии

РИО Академии управления МВД России, Москва

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Направление подготовки 080200 – Менеджмент

Профиль подготовки – Государственное и муниципальное управление


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.