Тема: «Расспрос и осмотр больных с заболеваниями печени, желчного пузыря. Перкуссия и пальпация печени, желчного пузыря, селезенки, поджелудочной железы». — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема: «Расспрос и осмотр больных с заболеваниями печени, желчного пузыря. Перкуссия и пальпация печени, желчного пузыря, селезенки, поджелудочной железы».

2017-11-28 367
Тема: «Расспрос и осмотр больных с заболеваниями печени, желчного пузыря. Перкуссия и пальпация печени, желчного пузыря, селезенки, поджелудочной железы». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний.

1. Из курса анатомии – строение печени, системы кровоснабжения печени, желчного пузыря, селезенки, поджелудочной железы.

2. Из курса гистологии – строение печеночной дольки, структура селезёнки, поджелудочной железы.

3. Из курса физиологии – основные функции печеной дольки, нормальные функции системы желчевыводящих протоков и желчного пузыря, внешнесекреторная функция поджелудочной железы, физиология селезенки.

4. Из курса патофизиологии – нарушения функций печени (метаболической, детоксикационной, внешнесекреторной, иммунологической); нарушения функции желчеобразования и желчевыделения; нарушения экзогенной функции поджелудочной железы; патофизиологические механизмы нарушения функции селезёнки.

Целевые задачи: научиться проводить опрос, общий осмотр больных с заболеваниями печени, желчного пузыря, поджелудочной железы. Провести пальпацию печени, желчного пузыря, поджелудочной железы. Провести перкуссию печени. Провести перкуссию селезёнки. Научиться определять основные жалобы типичные для больных с заболеваниями печени, желчного пузыря, поджелудочной железы.

Мотивация: Выявление и анализ жалоб больного является первым и одним из основных этапов в диагностике заболеваний печени, желчного пузыря, поджелудочной железы. Обнаружение характерных жалоб позволяет более целенаправленно проводить дальнейшее клиническое и инструментально-лабораторное исследование больного. Пальпация, перкуссия печени; пальпация и обнаружение симптомов, характерных для заболеваний желчного пузыря, поджелудочной железы, селезёнки позволяют точнее диагностировать локализацию, вовлечение соседних органов, а также тяжесть патологического процесса в желчном пузыре, поджелудочной железе, селезёнке.

Студент должен знать: 1. Методику расспроса больного. 2. Основные жалобы больных с заболеваниями печени, желчного пузыря, поджелудочной железы. 3. Технику пальпации, перкуссии печени. 4. Основные симптомы патологии желчного пузыря, выявляемые пальпаторно. 5. Основные симптомы патологии поджелудочной железы, выявляемые пальпаторно. 6. Технику перкуссии селезенки. Литература: 1. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е. и др., «Основы семиотики заболеваний внутренних органов». М: «Медпрессинформ» 2007 г. 2. Василенко В.Х., Гребенев А.Л., «Пропедевтика внутренних болезней». М: «Медицина», 1989 г. 3. Методические разработки для практических занятий кафедры пропедевтики внутренних болезней для лечебного факультета. 4. Руководство по гастроэнтерологии под ред. Академика РАМН Ф.И. Комарова, член-корр. РАМН А.Л. Гребенева в З томах, том 2. М: «Медицина» 1995 г.
Студент должен уметь: 1. Провести расспрос больных с заболеваниями печени, желчного пузыря, поджелудочной железы. 2. Выделить основные жалобы, характерные для заболеваний гепато-билиарной системы и поджелудочной железы, дать клиническую характеристику. 3. Провести общий осмотр больных с заболеваниями печени, желчного пузыря, поджелудочной железы дать клиническую характеристику, выявленным симптомам. 4. Провести пальпацию печени. 5. Провести перкуссию печени, с целью определения размеров по Курлову. 6. Провести перкуссию селезенки с целью определения размеров, дать клиническую трактовку полученным результатам. Литература: 1. «Практическое руководство по пропедевтике внутренних болезней" под ред. Шуленина С.Н.. М: «Мед.информ.агенство» 2006 г. 2. Методические разработки к практическим занятиям для студентов лечебного факультета кафедры пропедевтики внутренних болезней.

 

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Допишите недостающие сведения в следующем тексте:

При заболеваниях печени и желчевыводящих путей наблюдаются следующие диспепсические симптомы: понижение аппетита, … ……………..

При заболеваниях поджелудочной железы наблюдаются следующие диспепсические симптомы: отвращение к жирной пище, …………...

 

2. Какие из перечисленных жалоб указывают на заболевания печени:

¨ Дисфагия.

¨ Желтушное окрашивание кожных покровов.

¨ Запоры.

¨ Увеличение живота.

¨ Поносы.

¨ Чувство распирания в правом подреберье.

¨ Рвота «кофейной гущей».

¨ Приступообразные, интенсивные боли, быстро меняют свою локализацию, исчезают после отхождения газов.

¨ Потеря аппетита.

¨ Слабость.

 

3. Какие из перечисленных жалоб указывают на заболевания желчного пузыря и желчевыводящих путей:

¨ Сильные приступообразные боли в правом подреберье с иррадиацией в правое плечо, лопатку.

¨ Рвота.

¨ Тупые, ноющие боли в правом подреберье.

¨ Горький вкус во рту.

¨ Отрыжка.

¨ Сезонные боли в эпигастрии в осенне-весеннее время года.

¨ Отрыжка тухлым.

¨ Повышение температуры до фебрильных цифр.

¨ Вздутие и урчание в животе.

¨ Кожный зуд.

 

4. Какие из перечисленных жалоб указывают на заболевания поджелудочной железы:

¨ Боли в эпигастральной области, левом подреберье с иррадиацией в спину, появляющиеся после приема пищи.

¨ Снижение аппетита.

¨ Цитофобия при повышенном аппетите.

¨ Мелена.

¨ Частый стул до 2-5 раз в сутки.

¨ Ощущения переливания. Урчания в животе.

¨ Жирный стул.

¨ Метеоризм.

¨ Извращения вкуса, потребность употреблять в пищу несъедобные вещества.

¨ Зуд кожных покровов.

 

5. Составьте три теста по следующему образцу: (для заболеваний печени, поджелудочной железы)

Какие симптомы характерны для затянувшегося приступа желчной колики:

А) Боли.

Б) Лихорадка.

В) Желтуха.

Г) Ксантоматоз

Д) «Лакированный язык». Верно: А, Б, В.

 

6. Какие нормальные размеры печени по Курлову?

 

7. Дайте описания следующим симптомам:

1. Симптом Кера.

2. Симптом Курвуазье.

3. Симптом Ортнера.

4. Симптом Мерфи.

5. Симптом Мюсси.

6. Симптом Шоффара

 

8. Какие нормальные размеры селезенки, на уровне каких рёбер проводится перкуссия селезенки.

 

9. Решите задачу №1

Больной жалуется на ноющие боли в правом подреберье и в эпигастральной области, слабость, плохой аппетит, неприятный привкус во рту, увеличение живота, потерю массы тела. Отмечает также урчание в животе, отрыжку, неустойчивый стул. Больной пожженного питания. Живот увеличен в объёме отвислый, пупок выпячивает. Кожные покровы грязноватые с желтушным оттенком, местами петехиальная сыпь и синяки. На коже лица, шеи и плеч сосудистые звёздочки. Склеры желтушные. На передней и боковых стенках живота видна расширенная сеть подкожных вен.Ладони и подошвы гиперемированы. Язык красный, гладкий. Край печени плотный, заостренный. Размеры по Курлову 10 -8 – 6 см.

Наблюдаемые у больного симптомы наиболее вероятны для синдрома:

А) Желтухи.

Б) Печеночной недостаточности.

В) Портальной гипертензии.

Г) Холестаза.

Д.) Печеночной диспепсии.

 


Задание для самостоятельной работы студентов

3 курса лечебного факультета по пропедевтике

внутренних болезней.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.