Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии

2017-11-28 282
Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии

Методические рекомендации

Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой

ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИям по микробиологии, вирусологии и иммунологии

Владикавказ – 2010


Содержание:

 

1. ТЕМА: Изучение рода стафилококков. Морфология, классификация, таксономия, антигенная структура. Микробиологическая диагностика стафилококковой инфекции. Профилактика, эпидемиология........................... 4

 

2. ТЕМА: Изучение рода стрептококков. Морфология, классификация, таксономия, антигенная структура. Микробиологическая диагностика стрептококковой инфекции. Профилактика, эпидемиология............................................ 9

 

3. Тема: Семейство кишечных бактерий. Микробиологическая диагностика кишечных заболеваний. Кишечная палочка – таксономия, морфология, антигенная структура, лабораторная диагностика, патогенез, профилактика 13

 

4. Тема: Семейство кишечных бактерий. Микробиологическая диагностика кишечных заболеваний. Шигеллы - классификация, морфология, культуральные свойства, антигенная структура, факторы патогенности, лабораторная диагностика, патогенез.............................................................................. 18

 

5. Тема: «Изучение рода сальмонелл. Морфология, классификация, антигенная структура. Лабораторные методы исследования, профилактика, эпидемиология»......................................................................................................................... 22

 

6. Тема: «Холерный вибрион – морфология, антигенная структура, лабораторная диагностика, профилактика, эпидемиология»......................... 27

 

7. ТЕМА: Изучение патогенных анаэробов. Морфология, классификация, таксономия, антигенная структура. Микробиологическая диагностика анаэробных заболеваний. Специфическая профилактика, эпидемиология......... 32

 

8. ТЕМА: Лабораторная диагностика дифтерии,

коклюша и паракоклюша............................................................................ 36

 

9. ТЕМА: Патогенные микобактерии.

Микобактерия туберкулеза и лепры....................................................... 41

 

10. ТЕМА: Возбудители особо опасных болезней.

Сибирская язва. Чума................................................................................ 46

 

11. ТЕМА: Возбудители особо опасных болезней.

Бруцеллез. Туляремия............................................................................... 52

 

12. ТЕМА: Патогенные спирохеты: трепонемы,

боррелии, лептоспиры............................................................................... 58

 

13. ТЕМА: Риккетсии. Риккетсии эпидемического

сыпного тифа и болезни Брилля-Цинссера.......................................... 64

 

14. ТЕМА: Принципы лабораторной диагностики,

профилактики и лечения вирусных инфекций...................................... 69

 

18. ТЕМА: Возбудители острых респираторных вирусных инфекций 75

 

19. ТЕМА: Возбудители энтеровирусных инфекций........................... 83

 

20. ТЕМА: Вирусы – возбудители парентеральных инфекций......... 89

 


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №1

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №2

Заполните таблицу упрощенной классификации стрептококков, встречающихся у человека

Группы стрептококков Основные виды Гемолиз Серогруппа по Ленсфилд Роль в патологии человека
Стрептококки группы А        
Стрептококки группы В        
Энтерококки        
Пневмококки        
Зеленящие стрептококки        

8. Какой иммунитет формируется после стрептококковой инфекции?

________________________________________________________________________________________________________________________

 

Самоконтроль:

 

1. Укажите основной фактор патогенности стрептококков группы А:

1. уреаза

2. белок М

3. коллагеназа

4. капсула

 

2. Укажите фактор патогенности Streptococcus pneumoniaе:

1. микроворсинки

2. капсула

3. нейраминидаза

4. каталаза

 

3. Укажите один правильный ответ. Стрептококки:

1. подвижны

2. образуют споры

3. строгие анаэробы

4. строгие анаэробы

 

4. Стрептококки, размножающиеся на средах с 6,5 % NaCL, 40 % желчи, при рН 9,6-10,2:

1. S.agalactia

2. S.mutans

3. S.salivarius

4. S.faecalis

 

5. Укажите один правильный ответ. Стрептококки:

1. подвижны

2. грамотрицательны

3. грамположительны

4. облигатные анаэробы

 

6. Стрептококки не вызывают:

1. гепатит

2. рожистое воспаление

3. скарлатину

4. ревматизм

 

7. Для стрептококков характерно:

1. спорообразование

2. гроздевидное расположение в препарате-мазке

3. расположение в виде цепочки в препарате-мазке

4. наличие жгутиков

8. Назовите 3 видов экзотоксинов стрептококков:

1. гемолизин

2. лейкоцидин

3. эритрогенный токсин

4. нефротоксин

5. гемоагглютинин

6. нейротоксин

 

9. Назовите 2 формы расположения стрептококков в мазках:

1. попарно

2. короткими цепочками

3. в виде гроздьев виноградов

4. скоплениями

 

10. Укажите 3 метода лабораторной диагностики стрептококкoвой инфекции:

1. Бактериоскопический

2. Бактериологический

3. Биологический

4. Аллергический

5. ИФА

6. Гистологический

 


Заполните таблицу

 

Расшифровать Механизм патогенного действия с поверхностным кишечным эпителием
ЭТКП  
ЭИКП  
ЭПКП  
ЭГКП  

 

4. При ишерихеозе вырабатывается местный иммунитет;

а) Iq А секреторный

б) Iq Е

в) Iq Д

г) Iq А гуморальный

 

5. Укажите биохимическую особенность ЭГКП способность продуцировать фермент E. Coli О157:Н7;

а) Β-D-галактозидазу;

б) Лецитиназу;

в) ДНК-азу;

г) Β-D- глюкуронидазу

6. Укажите 3 энтеропатогенных серотипа E. Coli - О55, О111, О15, О2, О7, О9.

7. E. Coli: культуральные свойства:

 

Питательные среды Макроскопия
Левина колонии  
Плоскерева  
Эндо  

 

8. Из перечисленных микроорганизмов лактозу ферментируют:

1) E. coli O124; 3) S. flexneri;

2) S. Sonne; 4) S. typhimurium

 

Тестовый самоконтроля

1.Укажите к какому роду относится кишечная палочка:

а) Salmonclla;

б) Shiqella;

в) Escherichia

г) Rickettsa

2.Укажите 1 культуральное свойство на среде Эндо кишечной палочки:

а) бледно-розового;

б) мутные;

в) серо-кремового;

г) сухие

 

3.Укажите типоспецифический антиген кишечной палочки:

а) О-соматический;

б) К- поверхностный;

в) Н- антиген

 

4.Укажите 1 антиген чувствительный к температуре и химическим веществам:

а) О-соматический;

б) К-поверхностный;

в) Н- антиген

г) F- антиген

5.Е. соli способно вызывать следующее заболевание:

а) брюшной тиф;

б) паратиф А и В;

в) эшерихиозы;

г) дизентерию

 

6. Е. соli является резидентом:

а) желудок;

б) толстый кишечник;

в) легкие;

г) тонкий кишечник

 

 

7. Для микроорганизмов кишечной группы используют 3 среды:

а) ЖСА;

б) среда Эндо;

в) среда Левина;

г) среда Плоскерева;

д) среда Китта- Тароцци;

е) среда Клауберга

 

8.По типу дыхания кишечная палочка является:

а) микроанаэрофил;

б) факультативный анаэроб;

в) облигатный аэроб;

г) облигатный анаэроб

Установите соответствие

вида микроба:

1)Е. соli а) расщепление глюкозы до кислоты;

 

2)Salmonella б) расщепляет глюкозу и лактозу до кислоты и

образует индол;

 

3)Schiqella г) расщепляет глюкозу до кислоты и образует

Н2S

10. Укажите 3 фактора а)капсула

вирулентности Е. соli б) жгутики

в) веротоксин

г) спора

д) митохондрии

е) зерна волютина


Тестовый самоконтроль

 

1. Укажите верный 1 ответ при специфической профилактики дизентерии:

1. Сальмонеллезный поливалентный бактериофаг;

2. Колипротейный бактериофаг;

3. Пиобактериофаг;

4. Дизентерийный поливалентныйбактериофаг

2.Определение подвижности шигелл:

а) Дригальского

б) Коха

в) Шукевича

г) Цейслера

Укажите 3 способа

идентификации шигелл:

а) сахаролитические

б) физический

в) постановка р-ции агглютинации

с типоспецифической сывороткой

г) используют бактериофаги

д) механический

е) биологический

 

10. При дизентерии отмечаются следующие признаки:

1) бактериемия а) не наблюдается

2) шигоподобный токсин б) появление в испражнениях

3) внутри энтеротоцитов в) размножение шигелл


Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Заболевания, вызываемые сальмонеллами, особенности патогенеза и их пути проникновения.

2. Современная классификация семейства энтеробактерий.

3. Селективные и дифференциальные среды.

4. Что является материалом для исследования при диагностики брюшного тифа и паратифов.

 

Целевые задачи:

Студент должен знать: 1. Классификацию, морфологию, культуральные свойства. 2. Антигенная структура, факторы патогенности. 3. Принципы микробиологической диагностики, основные методы исследования. 4. Патогенез, особенности иммунитета при брюшном тифе и паратифов 5. Эпидемиология, пути проникновения и источники профилактика и терапия брюшного тифа и паратифов Специальная литература 1.Микробиология, вирусология и иммунология. / Под. редакцией В.Н. Царева Москва -2009г.   Основная литература: 1.Медицинская микробиология, вирусология и иммунология./ Под редакцией академика А.А. Воробьева. Москва – 2004 года. 2. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – Москва – 1994г. 3. Микробиология и вирусология и иммунологии. / Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.И. Пашкова, А.М. Рыбаковой – Москва Медицина – 2003. Глава 10.1. 3. 4. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. / Под ред. Акад. РАМН В.И.Покровского- Москва – 2001г.
Студент должен уметь: 1. Проведение бактериологического метода исследования (по схеме). 2. Постановка развернутой реакции агглютинации Видаля. 3. Считать результат. 1.Медицинская и санитарная микробиология. / Под редакцией А.А. Воробьев, Ю.С. Кривонеин, В.П. Широбоков 2- е издание Москва – 2006г. 2. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии. /Под редакцией М.Н.Лебедева Москва – 1978г. 3. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. / Под редакцией В.В. Теца Издание второе, переработанное и дополненное Москва -2002 год. Глава 13. 2. Дополнительная литература 1. Инфекционные болезни. /Под редакцией Е.П. Шувалова Медицинская микробиология. Под редакцией акад. В.И.Покровского, проф. О.К. Подзнева.  

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

 

1. Опишите постановку ориентировочной реакции агглютинации на предметном стекле при брюшном тифе

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Укажите культуральные свойства сальмонелл - брюшно и паратифозная палочка на следующих средах:

 

Раппопорт_____________________________________________________

 

Эндо__________________________________________________________

3. Вписать - биохимическая активность:

 

вид ЛАКТОЗА ГЛЮКОЗА МАЛЬТОЗА МАННИТ САХАРОЗА серово дород индол
Сальмонелла брюшного тифа              
Сальмонелла паратифа А              
Сальмонелла паратифа В              

4. Укажите диагностический титр: брюшной тиф и паратиф А и В при реакции пассивной Vi- агглютинации;

От 1:10_______ до 1: 1280

5. У бактерионосителей при брюшном тифе присутствуют постоянно антитела класса________.

6. Допишите материал для исследования при брюшном тифе:

● первые дни заболевания________________________________________

● 2-я неделя заболевания_________________________________________

7. Укажите какие среды используются при заболевании- брюшной тиф и паратиф А и В если материалом является:

гемокультура_______________________;

испражнения________________________

8. В разгар заболевания брюшным тифом реакция Видаля бывает положительной:

1) у вакцинированных людей;

2) после выздоровления;

3) к концу первой недели заболевания;

4) с первого дня болезни

9.Укажите правильное расположение этапов выделения бактериологическим методом при брюшном тифе;

1) выделение чистой культуры;

2) посев на дифф. среды;

3) посев на среду Раппопорт

4) идентификация

10. При микроскопии «висячей каплей» отмечается:

1) Перитрих 1) холерный вибрион

2) Монотрих 2) шигеллы

3) Отсутствие жгутиков 3) сальмонеллы

4) Лофотрих 4) кишечная палочка

Тестовый самоконтроль

1. Культуральные свойства брюшнотифозной палочки на дифференциально-диагностических и селективных средах;

1) висмут-сульфит агар; 1) диффузное помутнение;

2) Эндо; 2) бесцветные колонии;

3) Раппопорт 3) черные колонии;

4) Ресееля 4) по ходу укола покраснение

питательной среды

2. Какие 3 вакцины используются для специфической профилактики брюшного тифа:

1. Брюшнотифозная химическая;

2.Лактобактерин;

3 Обогащенная Vi антигеном;

4 Брюшнотифозная спиртовая вакцина;

5 Коли- бактерин;

6 Бификол

3. При брюшном тифе на 2-й неделе заболевания исследуют:

Верный ответ

а) испражнения бактериологическим методом;

б) кровь серологическим методом;

в) испражнения микроскопическим методом;

г) желчь бактериологическим методом

 

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Заболевания, вызываемые холерным вибрионом, особенности патогенеза и их пути проникновения.

2. Современная классификация семейства Vibrionaceae.

3. Селективные и дифференциальные среды.

4. Материал для исследования холеры.

Целевые задачи:

Студент должен знать: 1.Классификацию, морфологию, культуральные свойства. 2.Антигенная структура, факторы патогенности. 3.Принципы микробиологической диагностики, основные методы исследования. 4.Патогенез, особенности иммунитета при холерном вибрионе. 5.Эпидемиология, пути проникновения и источники профилактика и терапия холерном вибрионе. Специальная литература 1. Микробиология, вирусология и иммунология. / Под. редакцией В.Н. Царева Москва -2009г. Основная литература: 1.Медицинская микробиология, вирусология и иммунология./ Под редакцией академика А.А. Воробьева. Москва – 2004 года. 2. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – Москва – 1994г. 3. Микробиология и вирусология и иммунологии. / Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.И. Пашкова, А.М. Рыбаковой – Москва Медицина – 2003. 10. 1. 6. 4. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. / Под ред. Акад. РАМН В.И.Покровского- М. – 2001г.
Студент должен уметь: 1.Проведениебактериологического метода исследования (по схеме). 2. Постановка ускоренного метода диагностики при холерном вибрионе. 3. Считать результат. 1.Медицинская и санитарная микробиология. / Под редакцией А.А. Воробьев, Ю.С. Кривонеин, В.П. Широбоков 2- е издание Москва – 2006г. 2. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии. /Под редакцией М.Н.Лебедева Москва – 1978г. 3. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. / Под редакцией В.В. Теца Издание второе, переработанное и дополненное Москва -2002 год. 13. 3. Дополнительная литература 1. Инфекционные болезни. /Под редакцией Е.П. Шувалова Медицинская микробиология. Под редакцией акад. В.И.Покровского, проф. О.К. Подзнева.  

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Холерный вибрион - ферменты агрессии: _______________________________________________________________

Тестовый самоконтроль

1.Укажите 3 культуральных свойства холерного вибриона на плотных питательных средах:

а) грубые

б) маслянистые

в) голубые

г) прозрачные

д) крашащие

е) бледно-розового цвета

 

2.Укажите 1 тип фермента разжижающий слизь и обеспечивающий доступ холерного вибриона к эпителию:

а) ДНК-аза

б) муциназа

в) каталаза

г) лигаза

3.Укажите 1 признак протеолитических свойств на желатине холерного вибриона:

а) разжижает с образованием «воронки»

б) «гвоздика»

в) «перевернутая елочка»

г) не разжижает

4. 1 вариант ответа на 1% пептонной воде рост холерного вибриона:

а) придонный рост

б) пристеночный

в) поверхностная пленка

г) помутнение

 

5.Какой углевод не разлагает истинный холерный вибрион:

а) манноза

б) сахароза

в) арабиноза

г) молоко

 

6.Укажите фермент усиливающий связывание холерного вибриона экзотоксина с эпителием слизистого кишечника:

а) нейраминидаза

б) плазмокоагулаза

в) лактамаза

г) ДНК-аза

7.Укажите путь проникновения холерного вибриона:

а) водный

б) воздушно-капельный

в) парентеральный

г ) вертикальный

8. Подвижность холерного вибриона определяется:

а) Граму

б) висячая капля

в) Нейссера

г) Ауэско

9. Укажите 3 признака при постановке ускоренного метода холерного вибриона:

1) пептонная вода 1% а) пробирка окрашивается в синий цвет

2) пептонная вода 1% и

0,5% р-р крахмала б) хлопья на дне пробирке

3) О-агглютинирующая

сыворотка в) поверхность пленка

 

г) при добавлении Люголя не происходит

окраски в синий цвет

 

10. а) V.cholerae, cholerae чувствителен к полимиксину

б) V.cholerae, eltor гемолиз эритроцитов барана

в) V.cholerae О139 гексаминовый тест


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №7

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №8

ТЕМА: ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИФТЕРИИ, КОКЛЮША И ПАРАКОКЛЮША. ДИФТЕРИЯ: морфология, физиология, антигены, экология и распространение, патогенез возбудителя и патогенез сибирской язвы, иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение. КОКЛЮША: морфология, физиология, антигены, экология и распространение, патогенез возбудителя и патогенез сибирской язвы, иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение. ПАРОКОКЛЮШ: морфология, физиология, антигены, экология и распространение, патогенез возбудителя и патогенез сибирской язвы, иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение.

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1. Таксономия возбудителей дифтерии, коклюша и паракоклюша.

2. Морфология, культуральные, биохимические антигенные свойства возбудителей: дифтерии, коклюша, паракоклюша.

3.Методы лабораторной диагностики возбудителей- дифтерии, коклюша, паракоклюша.

4. Препараты для специфической профилактики, диагностики и лечения.

II. Целевые задачи

Студент должен знать: 1. Таксономию, морфологию, культуральные свойства - коринобактерии дифтерии, коклюша и паракоклюша. 2. Основные лабораторной методы диагностики: бактериологический, экспресс-методы, биопроба, серодиагностика. 3. Лечение и профилактика, эпидемиология. Основная литература: 1. Микробиология, вирусология и иммунология /Под редю Царева В.Н.- Москва, 2009. С. 272-281 2. Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2004. 3. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М., 2001. 4. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – М., 1994.
Студент должен уметь: 1. Микроскопировать иммерсионной системой, зарисовать препараты. 2. Поставить реакцию по Оухтерлони. 3. Провести учет реакции и сделать заключение. Дополнительная литература 1. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии./ Под. ред. А.А. Воробьева, В.Н. Царева. М.,2008. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии./Под ред. В.В. Теца, 2002. 3. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии./Под ред. Л.Б. Борисова.-М., 1984.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы указанной выше

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. При какой нозологии определяют токсигенность по Оухтерлони

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Заполнить таблицу:

Свойства Gravis Mitis Intermedius Belfanti
Культуральные свойства        
Биохимические свойства        
Антигенная структура        
Факторы патогенности        

3. Перечислите пути передачи дифтерии:__________________________

_____________________________________________________________

 

4. Заболевание дифтерии вызываются:

а) токсигенными штаммами;

б) нетоксигенными штаммами;

в) и тем и другим

 

5. Какой тип дыхания коринобактерии дифтерии:

а) бродильный;

б) дыхательный;

в) смешанный

 

6. Гистотоксин синтезируется токсигенным или нетоксигенным штаммом?______________________________________________________

 

7. Опишите метод посева исследуемого материала при диагностике коклюша и паракоклюша:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Впишите в таблицу отличительные признаки возбудителей коклюша и паракоклюша

Свойства Bordetella pertussis Bordetella parapertussis
Культуральные свойства    
Антигенная структура    
Факторы патогенности    
Биохимические свойства      

 

9. Зерна волютина определяют по методу:

1) Грама;

2) Нейссера;

3) Ожешко;

4)Бури- Гинса

 

10. При формировании противодифтерийного иммунитета ведущая роль принадлежит_________________________________________________

 

 


САМОКОНТРОЛЬ

(выберите один правильный ответ)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 9

II. Целевые задачи

Студент должен знать: 1.Таксономию, морфологию, культуральные свойства - туберкулеза и лепры. 2.Основные лабораторной методы диагностики: бактериологический, экспресс-методы. 3.Лечение и профилактика, эпидемиология. Основная литература: 1. Микробиология, вирусология и иммунология /Под редю Царева В.Н.- Москва, 2009. с. 288-294. 2. Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2003. 3. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – М., 1994. 4. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М., 2001.
Студент должен уметь: 1. Приготовить мазок и окрасить по методу Циля-Нильсена, зарисовать препараты. 2. Посев исследуемого материала на питательные среды. 3.Определение чувствительности микобактерий к антибиотикам. 4. Провести учет реакции и сделать заключение. Дополнительная литература: 1. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии./ Под. ред. А.А. Воробьева, В.Н. Царева. М.,2008. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии./Под ред. В.В. Теца, 2002. 3. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии./Под ред. Л.Б. Борисова.-М., 1984.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы указанной выше

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Чтобы выделить чистую культуру возбудителя туберкулеза необходимо определенные сроки:

1) 1-3 день;

2) 5-7 день;

3) 30-45 день

 

2. Для лечение туберкулеза используют:

1) антибиотики и химиопрепараты;

2) бактериофаги;

3) лечебные сыворотки

 

3. В клинической практике для диагностики проказы используют:

1) бактериологический метод;

2) бактериологический

 

4. Проба Манту используется для диагностики –

1) Туберкулеза;

2) Дифтерии;

3) Отбора лиц подлежащих вакцинации вакциной БЦЖ;

4) Отбора лиц подлежащих вакцинации вакциной АКДС

 

5. Перечислить лабораторные методы диагностики туберкулеза

 

__________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Впишите отличительные признаки:

Свойства Mycobacterium tuberculosis Mycobacterium bovis Mycobacterium avium
Культуральные свойства      
Антигенная структура      
Биохимические свойства      

 

7. Особенностью лабораторной диагностики являются:

1) Обработка материала перед исследованием кислотой для устранения сопутствующей флоры;

2) Прогревание для устранения сопутствующей флоры;

3) Посев материала «у постели больного»;

4) Отсутствие элективных питательных сред для выделение чистой культуры, в связи с чем используют биологический метод.

 

8. Для обнаружения возбудителя в патологическом материале используют метод окраски по:

1. Цилю-Нильсену;

2. Здродовскому;

3. Грамму;

4. Ожешко

 

9. Охарактеризуйте морфологические и тинкториальные свойства микобактерии туберкулеза__________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Опишите эпидемиологию, патогенез и пути передачи микобактерии лепры

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

 


САМОКОНТРОЛЬ

(выберите один правильный ответ)

1. Пути передачи возбудителя туберкулеза:

А. Воздушно- капельный

Б. Половой

В. Фекально-оральный

Г. Трансмиссивный

 

2.Назоввите основные источники туберкулеза:

А. Больные с открытой формой туберкулеза

Б. Больные с закрытой формой туберкулеза

В. Птицы

Г. Морские свинки

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

II. Целевые задачи

Студент должен знать: 1. Свойства возбудителей чумы, сибирской язвы. 2. Методы диагностики сибирской язвы и чумы: микроскопический, бактериологический, экспресс-методы, биопроба, кожно-аллергическая проба. 3. Лечение и профилактика чумы и сибирской язвы. Основная литература: Основная литература: 1. Микробиология, вирусология и иммунология./Под. ред. В.Н. Царева. –М.,2009. с.146-373 2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология./Под. ред. А.А. Воробьева. М. 2004. С. 368-419 3. Микробиология./Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой.-М., Медицина, 2003. 5. Медицинская микробиология./Под Ред. Акад. РАМН В.И. Покровского.-М., 2001. 6. Микробиология с вирусологией и иммунологией./Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой-М., 1994. с. 286-305
Студент должен уметь: 1. Микроскопировать иммерсионной системой, зарисовать препараты. 2. Поставить реакцию термопреципитации по Асколи. 3. Провести учет реакции и сделать заключение. Дополнительная литература: 1. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии./ Под. ред. А.А. Воробьева, В.Н. Царева. М.,2008. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии./Под ред. В.В. Теца, 2002. 3. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии./Под ред. Л.Б. Борисова.-М., 1984.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы указанной выше

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Реакцию преципитации по Асколи ставят при _____________________

_____________________________________________________________

Компоненты реакции:

А.____________________________________________________________

Б.____________________________________________________________

 

2. Напишите постановку реакции преципитации по Асколи:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

3.Заполнить таблицу:

Культуральные свойства:

Возбудитель сибирской язвы Возбудитель чумы
     

 

4. Заполнить таблицу:

Антигенная структура

Возбудитель сибирской язвы Возбудитель чумы
     

 

6. Заполнить таблицу:

Факторы патогенности

Возбудитель сибирской язвы Возбудитель чумы
   

7. Заполнить таблицу:

Специфическая профилактика

Возбудитель сибирской язвы Возбудитель чумы
   

8. Материалом для исследования при сибирской язве являются:

__________________________________________________________________________________________________________________________

9. Материалом для исследования при чуме являются:

__________________________________________________________________________________________________________________________

10. При чуме биопробу ставят на: (укажите лабораторных животных)

_____________________________________________________________

11. При чуме в качестве экспресс - диагностики используют _____________________________________________________________, позволяющую поставить предварительный диагноз уже через 2ч.

 

12. Для ретроспективной диагностики сибирской язвы при эпидемиологических исследованиях ставят кожные аллергические пробы с __________________________________________________________________________________________________________________________.

Пробу считаю положительной при наличии гиперемии диаметром более_____мм.

 

 


САМОКОНТРОЛЬ

(выберите один правильный ответ)

 

1. Окрашиваются биполярно:

А. Бруцеллы

Б. Сибиреязвенные бациллы

В. Франциселлы

Г. Иерсинии

 

2. Членистоногие - переносчики чумы:

А. Клещи

Б. Вши

В. Клопы

Г. Блохи

3. Питательные среды для культивирования возбудителя чумы:

А. ЖСА

Б. Среда Клауберга

В. Щелочной агар

Г. Агар с генцианвиолетом

4. Свойства сибиреязвенных бацилл:

А. Грамположительные палочки образующие спору

Б. Не образуют капсулу

В. Не бразуют споры

Г. Располагаются парами

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

II. Целевые задачи

Студент должен знать: 1. Свойства возбудителей бруцеллеза, туляремии. 2. Методы диагностики бруцеллеза, туляремии.: микроскопический, бактериологический, экспресс-методы, биопроба, кожно-аллергическая проба. 3. Лечение и профилактика бруцеллеза, туляремии.   Основная литература: 1. Микробиология, вирусология и иммунология./Под. ред. В.Н. Царева. –М.,2009. с. 333-377 2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология./Под. ред. А.А. Воробьева. М. 2004. с. 391- 395 3. Микробиология./Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой.-М., Медицина, 2003. 4. Медицинская микробиология./Под Ред. Акад. РАМН В.И. Покровского.-М., 2001. 5. Микробиология с вирусологией и иммунологией./Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой-М., 1994.с.300-303.
Студент должен уметь: 1. Микроскопировать и зарисовать иммерсионной системой возбудителей зоонозных инфекций. 2. Поставить реакцию Райта. 3. Провести учет реакции Райта и сделать заключение. 4. Поставить реакцию Хеддельсона. 5. Провести учет реакции Хеддельсона и сделать заключение. 6. Оформить протокол исследования.   Дополнительная литература: 1. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии./ Под. ред. А.А. Воробьева, В.Н. Царева. М.,2008. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии./Под ред. В.В. Теца, 2002. 3. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии./Под ред. Л.Б. Борисова.-М., 1984.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы указанной выше

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Серологический диагноз бруцеллеза

Постановка реакции Райта проводится с целью___________________

___________________________________________________________

 

Компоненты реакции:

А.____________________________________________________________

Б. _____________________________________________________________

2. Постановка реакции Хеддельсона

Реакция ставится при ___________________________________________

с использованием______________________________________________

Компоненты реакции:

А.____________________________________________________________

Б.____________________________________________________________

 

3. Заполнить таблицу:

Культуральные свойства:

Возбудитель бруцеллеза Возбудитель туляремии
     

 

 

4. Заполнить таблицу:

Антигенная структура

Возбудитель бруцеллеза Возбудитель туляремии
     

 

6. Заполнить таблицу:

Факторы патогенности

Возбудитель бруцеллеза Возбудитель туляремии
     

 

7. Заполнить таблицу:

Специфическая профилактика

Возбудитель бруцеллеза Возбудитель туляремии
     

8. Во


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.351 с.