Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-11-28 | 509 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Выше уже отмечалось, что спрос может изменяться вследствие колебаний потребительских вкусов или доходов, изменений в потребительских ожиданиях или колебаний цен на сопряженные товары. С другой стороны, предложение может изменяться под влиянием изменений технологии, ресурсных цен или налогов. Наш анализ был бы неполным, если бы мы здесь не уделили места рассмотрению воздействия изменений предложения и спроса на равновесную цену.
Изменение спроса. Сначала проанализируем последствия изменений спроса, приняв допущение о том, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос возрастает так, как показано на рисунке 4-6а. Как это повлияет на цену? Отметив, что новая точка пересечения кривых предложения и спроса выше точки пересечения показателей на осях цены и количества, мы можем заключить: увеличение спроса, при прочих равных условиях (предложение), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. (Важное значение графического анализа становится особенно очевидным; уже нет нужды возиться с колонками цифр для определения воздействия на цену и количество продукта, здесь достаточно сопоставить положение новой точки с положением старой точки пересечения этих показателей на графике.) Как показано на рисунке 4-6б, уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Цена снижается, сокращается также количество продукта. Короче, мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены, и количества продукта.
Изменение предложения. Теперь осуществим противоположную процедуру и проанализируем воздействие изменения предложения на цену, приняв допущение о том, что спрос постоянен. Когда предложение увеличивается, как это показано на рисунке 4-6в, новая точка пересечения показателей предложения и спроса расположена ниже равновесной цены. Однако равновесное количество продукта возрастает. С другой стороны, когда предложение сокращается, это ведет к повышению цены продукта. Рисунок 4-6г иллюстрирует подобную ситуацию. В данном случае цена повышается, а количество продукта уменьшается. Короче, увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Существует обратная связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены, но связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением количества продукта остается прямой.
|
Сложные случаи. Совершенно очевидно, что может возникать множество более сложных случаев при изменении и предложения, и спроса. Возможны два случая, когда предполагается, что предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях. Сначала предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. Какое влияние окажет такой процесс на равновесную цену? В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, причем в конечном счете снижение цены окажется большим, чем если бы оно явилось результатом каждого из этих фактов, взятого в отдельности. А как обстоит дело с равновесным количеством продукта? Здесь последствия изменений предложения и спроса разнонаправлены: увеличение предложения ведет к увеличению равновесного количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведет к
Рисунок 4-6. Изменения спроса и предложения и ихвоздействие на цену и количество продукта
Увеличение спроса (график а) и уменьшение спроса (график б) указывают на прямую зависимость между изменениями спроса и проистекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта Увеличение предложения (график в) и уменьшение предложения (график г) указывают на обратную зависимость между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены, но на прямую зависимость между изменением предложения и сопутствующим ему изменением равновесного количества продукта
|
уменьшению равновесного количества продукта. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса.
Второй возможный случай — это когда предложение сокращается, а спрос возрастает. Здесь наблюдаются два эффекта повышения цены. Можно предвидеть, что увеличение равновесной цены окажется большим, чем если бы оно было вызвано любым из этих факторов в отдельности. Воздействие на равновесное количество продукта в данном случае разнонаправлено и зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Однако, если сокращение предложения относительно меньше, чем повышение спроса, равно-
весное количество продукта в результате этих изменений возрастет. Читателю надлежит изобразить эти два случая на графиках, чтобы подтвердить сделанные нами выводы.
А что происходит, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении? Предположим сначала, что и предложение, и спрос увеличиваются. Как это скажется на равновесной цене? Здесь следует сравнить два противоположных влияния на цену — эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масштабов увеличения спроса, в конечном счете равновесная цена снизится. Если произойдет противоположное, равновесная цена повысится. Воздействие на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения, и спроса ведет к увеличению коли-
чества продукта. Это означает, что равновесное количество продукта возрастет на большую величину, чем величина изменения под влиянием каждого из факторов, взятых отдельно. Во-вторых, уменьшение предложения и спроса одновременно можно подвергнуть такому же анализу. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Поскольку одновременное уменьшение предложения и спроса оказывает понижательное воздействие на количество продукта, можно с уверенностью ожидать, что равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было вначале. Кстати, возможность параллельного изменения предложения и спроса в какой-то период времени отнюдь не исключается. В самом деле, одно событие способно одновременно воздействовать и на предложение, и на спрос. Например, совершенствование технологии изготовления сыра может снизить и предложение натурального молока, и спрос на него.
|
Нечего и говорить, что могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и уменьшение предложения, с одной стороны, и увеличение спроса и увеличение предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, цена не изменяется. Читателю следует и эти более сложные случаи воспроизвести в форме кривых предложения и спроса, чтобы проверить все приведенные заключения.
РЫНОК РЕСУРСОВ
Какие формы принимают кривые предложения и спроса на рынке ресурсов? Как и на рынке продуктов, кривые предложения ресурсов обычно восходящие, а кривые спроса на ресурсы нисходящие. Почему?
Кривые предложения ресурсов обычно являются восходящими, то есть они отражают прямую связь между ценой на ресурс и объемом его предложения, поскольку в интересах самих владельцев ресурсов поставлять большее количество конкретного ресурса по высокой, а не по низкой цене. Выплаты высоких доходов работникам отдельной профессии или отдельной отрасли поощряют домохозяйства поставлять туда возможно больше людских и материальных ресурсов. Низкие доходы действуют в противоположном направлении, они побуждают владельцев ресурсов не поставлять их в эту конкретную профессию или отрасль, а фактически способствуют тому, чтобы ресурсы направлялись на другие цели. Кстати, имеются достоверные доказательства того, что большинство студентов колледжей выбирают специальность (профессию), сулящую высокую оплату их труда.
|
Что касается спроса на ресурсы, то предприятия стремятся покупать меньше того ресурса, цена на который повышается, и заменять его другими, от-
носительно дешевыми ресурсами. Предприниматели считают выгодным заменять дорогие ресурсы дешевыми. Спрос на конкретный ресурс выше, когда цена на него ниже. И каков результат? Нисходящая кривая спроса на разные ресурсы.
Короче, как на рынке продуктов цены определяются решениями предприятии — агентов предложения и решениями потребителей — агентов спроса, так и на рынке ресурсов цены на них определяются решениями домохозяйств — агентов предложения и решениями предприятий — агентов спроса.
СНОВА О ДОПУЩЕНИИ
"ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ"
В главе 1 уже отмечалось, что свою неспособность проводить контрольные эксперименты экономисты возмещают использованием в своих исследованиях допущения "при прочих равных условиях". В настоящей главе мы увидели, что на предложение и спрос оказывает влияние ряд факторов. Поэтому при построении специфических кривых предложения и спроса, таких, как D1 и S на рисунке 4-6а, экономисты вычленяют влияние того фактора, который они считают самой важной детерминантой величин предложения и спроса, а именно цену рассматриваемого конкретного продукта. Представляя, таким образом, законы спроса и предложения в форме соответственно нисходящих и восходящих кривых, экономист принимает допущение, что все неценовые детерминанты спроса (доходы, вкусы потребителей и т. д.) и предложения (цены на ресурсы, технология и другие факторы) остаются постоянными, или неизменными. Иными словами, цена и величина спроса, при прочих равных условиях, находятся в обратном соотношении. В свою очередь, цена и величина предложения находятся, при прочих равных условиях, в прямой зависимости.
Игнорируя допущение "при прочих равных условиях" в качестве обязательной предпосылки законов спроса и предложения, можно столкнуться с запутанными ситуациями, которые, казалось бы, вступают в противоречие с этими законами. Допустим, например, что "Форд моторз" продаст в 1989 г. 200 тыс. машин "эскорт" по средней цене 8 тыс. дол., в 1990 г. — 300 тыс. по средней цене 8500 дол., а в 1991 г. — 400 тыс. по средней цене 9 тыс. дол. Цена и количество проданных машин изменяются в прямом соотношении, то есть в одном и том же направлении, причем эти данные реального рынка, казалось бы, противоречат закону спроса. Но существует ли здесь действительное противоречие с законом? Ответ, конечно, отрицательный. Эти данные вовсе не опровергают закон спроса. Подвох здесь в том, что на этом отрезке времени игнорировалось допущение "при прочих равных условиях" в качестве предпосылки, закона спроса. Конкретно: уже потому, что, например, увеличение доходов, рост населения и относительно высокие цены на горючее усилили привлекательность для потребителей компактных моделей, кривая спроса на "эскорты" из
|
года в год ползла вверх и сдвигалась вправо, как на рисунке 4-6а от D1, к D2, что и вызвало повышение цены и одновременно увеличение объема продаж.
Противоположную тенденцию нам показывает рисунок 4-6г. Сравнивая первоначальное равновесное состояние S1D с новой S2D, мы отмечаем, что по более высокой цене продается или предлагается меньшее количество продукта, то есть цена и величина предложения характеризуются обратной, а не прямой связью, как это диктуется законом предложения. И в данном случае подвох заключается в том, что допущение "при прочих равных условиях", лежащее в основе построения восходящей кривой, игнорируется. Быть может, возросли издержки производства или данный продукт был обложен специфическим налогом, что сдвинуло кривую предложения от S1 к S2.. Эти примеры также подчеркивают значение отмечавшегося выше различия между изменением величины спроса (или предложения) и изменением в спросе (предложении).
Практическое применение: рынок иностранных валют [9]
Завершим данную главу перенесением нашего анализа спроса и предложения на рынок иностранных валют, то есть на рынок, где разные национальные валюты обмениваются друг на друга. Сначала важно подчеркнуть два обстоятельства. С одной стороны, реальные рынки иностранных валют весьма схожи с теми видами рынков, какие мы исследовали в данной главе. Это конкурентные рынки, характеризующиеся большим числом покупателей и продавцов, торгующих такими стандартными "продуктами", как американский доллар, марка ФРГ, британский фунт стерлингов или японская иена. С другой стороны, цена, или обменный курс, национальной валюты — это необычная цена — в том смысле, что она связывает все внутренние (США) цены со всеми иностранными (скажем, японскими или западногерманскими) ценами. В результате изменение обменного курса может повлечь за собой очень важные последствия для уровней внутреннего производства и занятости какой-либо страны.
РЫНОК "ДОЛЛАР — ИЕНА"
Опуская технические детали, рассмотрим, как может функционировать рынок иностранных валют, скажем доллара и иены. Начать с того, что торговля между странами рождает, необходимость в обмене их валют. Например, американские экспортеры, продающие свои товары Японии, хотят получить в уплату за них доллары, а не иены; между тем японские импортеры американских товаров распо-
лагают иенами, а не долларами. Эта проблема решается таким образом, что японцы предлагают или поставляют иены в обмен на доллары. Напротив, американские импортеры должны расплачиваться с японскими экспортерами иенами, а не долларами. Для этого они отправляются на рынок иностранных валют в качестве предъявителей спроса на иены. Короче, мы можем считать японских импортеров поставщиками иен, а американских импортеров — покупателями иен. Взаимодействие спроса на иены и их предложения устанавливает долларовую цену на иену. Допустим, что равновесная долларовая цена иены, или, по-другому, обменный курс "доллар — иена", составляет 1 дол. = 100 иенам. Иными словами, за 1 дол. можно купить 100 иен ("долларовая цена" одной иены равна одному центу), а следовательно, японские товары стоимостью 100 иен. И наоборот, за 100 иен можно купить американские товары стоимостью 1 дол.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!