Экономикс на службе гражданского общества — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Экономикс на службе гражданского общества

2017-11-28 705
Экономикс на службе гражданского общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет и метод экономикс


Человеческие существа — несчастные создания — обременены потребностями. В числе прочего нам нужны любовь, общественное признание, материальные блага и жизненные удобства. Наша борьба за улучшение материального благосостояния, наше стремление "заработать себе на жизнь" — это и есть предмет экономикс, экономической науки. Точнее, экономикс — это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Однако наш предмет нуждается в более глубоком определении. В сущности, людям свойственны как биологически, так и социально обусловленные потребности. Мы стремимся приобрести пищу, одежду, кров, множество товаров и услуг, которые ассоциируются с приличным или высоким уровнем жизни. Мы также наделены определенными способностями и окружены множеством материальных благ — природных и произведенных. Поэтому вполне естественно использовать имеющиеся природные и материальные ресурсы — рабочую силу и управленческие способности, инструменты и машины, землю и минеральные богатства — для производства товаров и услуг, удовлетворяющих наши материальные потребности. Именно эту деятельность, осуществляемую в рамках организационного механизма, мы называем экономической системой.

Однако ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения. Непреложным фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов. Вот почему абсолютное материальное изобилие не представляется осуществимым. Этот неоспоримый факт и лежит в основе нашего определения "экономикс". Экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Хотя это может и не выглядеть само собой разумеющимся, но все сегодняшние кричащие проблемы — инфляция, безработица, военные расходы, бюджетные дефициты, бедность и неравенство, загрязнение окружающей среды, правительственное регулирова-

ние бизнеса и пр. — уходят своими корнями в проблему эффективного использования редких ресурсов.

В первой главе, однако, мы должны избежать искушения погрузиться в текущие проблемы. Наша непосредственная задача — ответить на следующие исходные вопросы: (1) Насколько важно изучение экономикс, или какими могут быть его результаты? (2) Как изучать экономикс, каковы надлежащие для этого методы? В чем заключается методология экономикс? (3) С какими конкретными проблемами, ограничениями и ловушками можем мы столкнуться при изучении экономикс?

Эра экономиста

Является ли экономикс практической наукой? Стоит ли затрачивать ваше время и труд на ее изучение? Полвека назад Джон Мейнард Кейнс (1883—1946) — несомненно, самый влиятельный экономист нашего столетия — дал убедительный ответ на этот вопрос:

"Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого"[1].

Соперничающие в борьбе за наши умы идеологии современного мира в значительной мере сложились под влиянием трудов великих экономистов прошлого, например Адама Смита, Давида Рикардо, Джона Стюарта Милля, Карла Маркса и Джона Мейнарда Кейнса[2]. Для мировых лидеров теперь


обычное дело получать от экономистов или просить у них советы и рекомендации по проблемам экономической политики; "политэконом ныне входит в качестве непременного члена в высшие правительственные советы"[3]. Вот пример: президент Соединенных Штатов постоянно пользуется рекомендациями своего Совета экономических консультантов. Широкий спектр экономических проблем, с которыми приходится сталкиваться политическим лидерам и по которым они должны занимать обоснованные позиции, представлен в ежегодном "Экономическом докладе президента США ". Безработица и инфляция, экономический рост и производительность, налогообложение и государственные расходы, бедность и поддержание уровня доходов, платежный баланс и международная валютная система, взаимоотношения между рабочими и управляющими, загрязнение окружающей среды, дискриминация, иммиграция, конкуренция и соблюдение антитрестовского законодательства — вот далеко неполный перечень тем, содержащихся в докладе.

Методология

В чем состоит деятельность экономистов[4]? Какие цели они преследуют? Какие методы используют? Название настоящего труда — "Экономикс: принципы, проблемы, и политика" — содержит лаконичный ответ на первые два из этих вопросов. Экономисты формулируют экономические принципы, которые полезны при разработке политики, ставящей своей целью решение экономических проблем. Используемые экономистами методы изображены на рисунке 1-1. Сначала экономист выявляет и собирает факты, которые относятся к рассмотрению конкретной экономической проблемы. Эту задачу иногда называют "описательной, или эмпирической, экономической наукой" (блок 1). Экономист устанавливает также экономические принципы, то есть выводит обобщения относительно реального поведения индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов называется экономической теорией или "экономическим анализом" (блок 2).

Как показано на рисунке 1-1, в изучении экономического поведения экономисты могут продвигаться как от теории к фактам, так и от фактов к теории. В более строгом изложении это означает, что экономисты применяют и дедуктивный и индуктивный методы. Под индукцией мы подразумеваем "выкристаллизовывание", или выведение, принципов из фактов. Здесь мы начинаем с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщение, или принцип. Индукция идет от фактов к теории, от частного к общему. На рисунке 1-1 индуктивный метод изображен левой стрелкой, направленной вверх от блока 1 к блоку 2.

Таким образом, экономисты часто решают свою задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Это уже дедуктивный, или гипотетический, метод. Таким образом, экономисты могут опереться на случайное наблюдение, умозрительное заключение, логику или интуицию, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Например, они могут предположить, руководствуясь "кабинетной логикой", что потребителям целесообразно покупать большее количество продукта тогда, когда цена на него низка, а не когда она высока. Правильность этой гипотезы затем должна быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов. Дедуктивный метод идет от общего к частному, от теории к фактам. Этот метод изображен на рисунке 1-1 стрелкой, направленной вниз от блока 2 к блоку 1.

Дедукция и индукция представляют собой не противостоящие друг другу, а взаимодополняющие


Рисунок 1-1. Связь между фактами, принципами и политикой в экономикс

Приступая к изучению любой проблемы или сектора экономики, экономисты должны применять индуктивный метод, с помощью которого они собирают, систематизируют и обобщают факты. Напротив, дедуктивный метод подразумевает выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами. Полученные на основе любого из этих методов обобщения полезны не только для объяснения экономического поведения, но также и для выработки экономической политики.

методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных. В свою очередь, известное представление о фактах, о реальном мире является предпосылкой для формулирования весьма содержательных гипотез.


Наконец, общее представление об экономическом поведении, которое формируется на основе экономических принципов, может затем быть использовано для выработки политики, то есть мер или решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой проблемы. Этот последний процесс иногда называют "прикладной экономической наукой" или экономической политикой (блок 3).

Продолжая использовать рисунок 1-1 в качестве отправной позиции, займемся теперь более подробным исследованием методологии, используемой экономистами.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Задача экономической теории или анализа заключается в том, чтобы привести в систему, истолковать и обобщить факты. Принципы и теории — конечный результат экономического анализа — вносят порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. "Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны"[5].

Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов, но, в свою очередь, и факты служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов. Факты, то есть реальное поведение индивидов и институтов в процессе производства, обмена и потребления товаров и услуг, со временем изменяются. Поэтому необходимо постоянно сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой. История экономических идей


изобилует некогда верными обобщениями экономического поведения, которые устаревали с изменением хода событий.

Терминология. Здесь необходимо сказать несколько слов о терминологии. Экономисты употребляют такие понятия, как "законы", "принципы", "теории" и "модели". Все эти термины, по существу, означают одно и то же, а именно обобщения или констатацию закономерностей в экономическом поведении индивидов и институтов. Термин "экономический закон" несколько вводит в заблуждение, так как он предполагает высокую степень точности, всеобщности его применения и даже нравственной справедливости. В несколько меньшей степени это относится и к термину "принцип". Вместе с тем некоторые люди неправомерно ассоциируют термин "теория" с бесплодными умствованиями и фантастическими представлениями кабинетных ученых, оторванных от фактов и реальностей нашего мира. В значительной мере исправляет дело термин "модель". Модель — это упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение того, каково действительное поведение соответствующих статистических данных. В нашей книге эти четыре термина будут употребляться как синонимы. Выбор термина для обозначения какого-либо конкретного обобщения будет здесь диктоваться привычкой или целесообразностью. Вот почему связь между ценой продукта и его количеством, которое покупают потребители, будет называться "законом" спроса, а не теорией или принципом спроса, поскольку так уж принято ее обозначать.

Необходимо сделать еще несколько замечаний относительно характера и происхождения экономических принципов.

Обобщения. Экономические принципы — это обобщения, которые, как вытекает из самого термина, содержат в себе несколько неточные количественные определения. Экономические факты обычно отличаются разнообразием; одни индивиды и институты действуют так, а другие иначе. Экономические принципы поэтому часто формулируются в виде средних данных или статистических вероятностей. Например, когда экономисты говорят, что в 1988 г. среднее домашнее хозяйство (домохозяйство) получило доход в сумме около 32 тыс. дол., они тем самым делают обобщение. Здесь признается, что некоторые домохозяйства заработали намного больше этого, а значительная их часть намного, меньше. Тем не менее это обобщение при правильном его применении и истолковании может заключать в себе очень большой смысл и оказаться весьма полезным.

Экономические обобщения часто выражаются также в форме вероятностей. Скажем, исследователь может предположить, что с вероятностью в 95% снижение подоходного налога на один доллар повлечет за собой увеличение потребительских расходов на 92 цента.


Допущение "при прочих равных условиях". Подобно другим ученым, экономисты используют в построении своих обобщений допущение c e t e r i s p a r i b u s, или "при прочих равных условиях". Иными словами, они допускают, что все другие переменные, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путем вычленения исследуемой связи. Проиллюстрируем это на следующем примере: при выяснении связи между ценой продукта X и купленным количеством этого продукта чрезвычайно важно принять допущение, что из всех факторов, которые способны повлиять на купленное количество X (скажем, цена X, цены других товаров, доходы и вкусы потребителей), лишь цена X изменяется. При этом экономист оказывается в состоянии сосредоточить свое внимание на отношении "цена X — закупки X", игнорируя влияние других переменных.

В естественных науках обычно можно провести контрольные эксперименты, при которых "все прочие условия" действительно сохраняются неизменными или практически неизменными. Таким образом, предполагаемую связь между двумя переменными ученый может с большой точностью подвергнуть эмпирической проверке. Однако экономикс — не лабораторная наука. Осуществляемый экономистом процесс эмпирической проверки базируется на данных "реального мира", возникающих в ходе реального функционирования экономики. В этой довольно хаотической среде "прочие условия" изменяются. Несмотря на развитие весьма сложных статистических методов сохранения" равенства "прочих условий", они все же отнюдь не совершенны. В результате экономические принципы, приложимые к практике, менее строги и менее точны, чем принципы лабораторных наук.

Абстракции. Экономические принципы или теории неизбежно оказываются абстракциями. Они не отражают всех красок реальной действительности. Сам по себе процесс отсортировывания неэкономических и не относящихся к делу фактов в ходе сбора нужных фактов уже предполагает абстрагирование от реальности. К сожалению, абстрактный характер экономической теории побуждает несведущих людей расценивать эту теорию как нечто непрактичное и нереалистичное. Но это нонсенс! В действительности экономические теории практичны именно потому, что они представляют собой абстракции. Мир реальности слишком сложен и запутан, чтобы его можно было представить строго упорядоченным. Экономисты строят свои теории с целью обнаружить смысл в хаотическом наборе фактов, который в противном случае вводил бы в заблуждение и не приносил бы никакой пользы, то есть с целью привести факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, обобщать — значит абстрагировать или намеренно упрощать; обобщение в экономике имеет практическое значение, а поэтому такое же значение имеет и абстракция. Экономическая теория — это модель, упрощенная картина


или схема какого-либо сектора экономики. Такая модель позволяет нам лучше понимать действительность именно потому, что она игнорирует сбивающие с толку детали действительности. Наконец, теории — хорошие теории — основываются на фактах, и поэтому они реалистичны. Теории, которые не согласуются с фактами, попросту плохие теории.

Макроэкономика и микроэкономика. Существует два совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения. Уровень макроэкономического анализа относится либо к экономике как целому, либо к таким составляющим ее основным подразделениям, или агрегированным показателям (агрегатам), как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор. Агрегат — это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Мы можем счесть для себя удобным свести воедино почти 18 млн частных предприятий нашей экономики и рассматривать их как одну гигантскую единицу. Изучая агрегаты, макроэкономика стремится нарисовать общую картину или начертить общую схему структуры экономики и связей между крупными агрегатами, составляющими экономику в целом. Здесь не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Неудивительно поэтому, что макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т. д. Короче говоря, макроэкономика изучает не деревья, а лес. Она дает нам обзор экономики с птичьего полета.

С другой стороны, микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением поведения этих индивидуальных единиц. Когда экономист обращается к такому уровню анализа, он, фигурально выражаясь, помещает экономическую единицу или очень маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты ее функционирования. Здесь мы оперируем терминами: отдельная отрасль, фирма или домохозяйство — и сосредоточиваем внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или отдельного домохозяйства, расходы данной фирмы или семьи и т. д. В микроэкономике мы изучаем уже не лес, а деревья. Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы увидеть с самого близкого расстояния некоторые очень специфические компоненты нашей экономической системы.

Выделение понятий макроэкономики и микроэкономики не следует понимать так, будто предмет экономической науки столь резко разделен на отдельные отсеки, что любую ее тему можно отнести или к макро, или микро; многие темы и разделы экономикс входят в обе эти сферы. И действительно,


в последние годы в важных областях анализа произошло слияние макро- и микроэкономики. Например, если еще 15-20 лет тому назад безработица рассматривалась как преимущественно макроэкономическая проблема ("безработица зависит от совокупных расходов"), теперь экономисты признают, что при определении уровня безработицы важное значение имеют также решения индивидуальных рабочих подыскивать себе другую работу и способ функционирования конкретного товарного рынка и рынка рабочей силы.

Графическое изображение. Многие из представленных в этой книге моделей или принципов будут выражены графически. Мы настоятельно просим тех читателей, которые желают восстановить свои познания в области составления графиков и исследования некоторых других количественных связей, ознакомиться с приложением к настоящей главе.

ОШИБОЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

В отличие от начинающего физика или химика начинающий экономист обычно привносит в экономическую науку целый ряд ошибочных и предвзятых представлений об экономических процессах. Например, кое-кто может с подозрением относиться к прибылям бизнеса или считать, что дефицитное финансирование всегда является злом. Излишне говорить, что ошибочные представления способны


затуманить нам голову и помешать объективному анализу. Начинающий исследователь экономической науки должен быть готов отбросить ошибочные и предвзятые представления, которые попросту не подтверждаются фактами.

НЕЧЕТКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Экономическая терминология, широко применяемая газетами и популярными журналами, иногда носит чрезмерно эмоциональный характер. Автор — а чаще всего представляемая им или ей специфическая группа интересов — может иметь особые причины для затуманивания проблемы. При этом используемые термины нацелены на завоевание поддержки читателя. Так, мы обнаруживаем, что противники правительственного проекта борьбы с наводнениями в регионе Великих равнин называют его "ползучим социализмом", а сторонники проекта характеризуют его как "разумное демократическое планирование". Поэтому мы должны быть готовы отбросить подобную терминологию, чтобы обеспечить объективность в толковании важных экономических проблем.

ДЕФИНИЦИИ

Ни один ученый не обязан употреблять широко распространенные или общедоступные дефиниции. Экономист может счесть для себя удобным и важным излагать понятия таким образом, что они будут совершенно отличаться от дефиниций, употребляемых большинством людей в повседневной речи. Если дефиниции экономиста точны и последовательны, его аргументация неотразима. Типичный пример: термин "инвестиции" для среднего гражданина ассоциируется с покупкой облигаций и акций на рынке ценных бумаг. Часто мы слышим, как кто-то говорит, что он "инвестировал" свои деньги в акции "Дженерал моторз" или в правительственные облигации! Однако для экономиста "инвестирование" означает приобретение таких реальных активов, как машины и оборудование или строительство нового фабричного здания, а не чисто финансовую операцию по обмену наличных денег или части банковского счета на изящно оформленный листок гербовой бумаги.

ЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА POST HOC

Еще одна логическая ошибка в экономическом мышлении заключается в допущении, будто просто в силу того, что одно событие предшествует другому, первое обязательно служит причиной второго. Этот вид ошибочного рассуждения известен как post hoc, ergo propter hoc или как ошибочное допущение, согласно которому "после этого, следовательно, по причине этого".


Ярким доказательством ошибочности такого хода рассуждения служит следующий классический пример. В самом начале весны лекарь племени совершает в зеленом облачении ритуальный танец вокруг своей деревни. А затем, примерно через неделю, деревья и земля покрываются зеленью. Можем ли мы из этого уверенно заключить, что именно событие А, шаманство лекаря, вызвало событие В, появление весенней зелени? Конечно нет! Петух кричит перед рассветом, но это не означает, что петух вызвал восход солнца!

При анализе различных групп эмпирических данных особенно важно не смешивать корреляцию с причинностью. Корреляция — это технический термин, указывающий на то, что соотношение двух групп данных носит системный и взаимозависимый характер; например, можно обнаружить, что, когда возрастает X, возрастает также и Y. Но это не обязательно означает, что X служит причиной Y. Связь здесь может быть чисто случайной или порождаться каким-либо другим фактором Z, не включенным в анализ. Пример: экономисты выявили положительную корреляцию между образованием и доходом. Обычно люди с более высоким образованием получают более высокий доход, чем люди менее образованные. Житейский здравый смысл заставляет нас усмотреть в образовании причину, а в более высоком доходе следствие; большее образование рабочего предполагает, что он более производителен, а такой рабочий получает большее денежное вознаграждение. Но, если поразмыслить, не меняются ли здесь причина и следствие местами, то есть не приобретают ли люди, обладающие более высокими доходами, более высокое образование, точно так же, как они покупают больше автомобилей и более дорогое продовольствие? А быть может, это соотношение объясняется воздействием еще и других факторов? Не является ли позитивная корреляция между уровнями образования и дохода следствием действия необходимых для успеха в образовании ряда свойств — способности, мотивации, личных привычек, — то есть тех же свойств, какие необходимы для того, чтобы рабочий мог достигнуть высокой производительности и получать высокую оплату? При зрелом размышлении кажущаяся простой причинно-следственная связь — "более высокое образование приносит больший доход" — может оказаться сомнительной или даже вовсе не соответствующей действительности.

Словом, причинно-следственные связи в экономикс отнюдь не самоочевидны; экономисту следует тщательно подумать, прежде чем делать вывод, что событие А вызвало событие В. Сам по себе факт, что А предшествует В, не служит основанием, оправдывающим такой вывод.

Взгляд экономиста

Экономисты применяют методологию, общую для всех естественных и общественных наук. В равной мере исследователям всех наук известны логические


ошибки, которые мы только что рассматривали. Следовательно, экономисты не мыслят каким-то особым образом. Но у них специфический взгляд на то, о чем они размышляют. Экономисты развили в себе чрезвычайно бдительное отношение к определенным аспектам повседневного поведения и складывающихся ситуаций. Точнее, они ищут в действиях людей и институтов рациональность или целеустремленность. Такая целеустремленность подразумевает, что люди, индивидуально или коллективно, в своих решениях делают выбор, сопоставляя издержки и выгоды. Можно поэтому сказать, что экономическое восприятие — это восприятие с позиции соотношения "издержкивыгоды".

Поскольку люди делают экономический выбор из целого ряда альтернатив, всякий такой выбор предполагает жертвы или издержки. Покупка нового видеомагнитофона может означать невозможность приобретения нового персонального компьютера. Прохождение курса "экономикс" может исключить возможность изучения курса анализа хозяйственной деятельности, или политических наук, или электроники. Решение правительства об увеличении расходов на медицинское обслуживание престарелых может означать ухудшение медицинского обслуживания детей из малообеспеченных семей. Увы, всюду и везде затраты! Люди, естественно, озабочены прежде всего личными денежными затратами, то есть расходами на обучение в учебных заведениях, покупку гамбургеров, наем нянь для детей, квартирную плату или посещение концертов. Но в главе 2 мы обнаружим, что во всех ситуациях, когда возникают затраты, доходы или ресурсы оказываются меньшими по сравнению с потребностями.

Разумеется, экономические действия рабочих, производителей (предпринимателей) и потребителей также приносят личные экономические выгоды. Например, рабочие получают заработную плату, предприниматели — прибыль, потребители — удовлетворение. Принимая решение о том, как потратить свое время, какие продукты покупать, работать или не работать, какие товары производить и продавать и т. п., люди сопоставляют возможные выгоды с издержками. Если прямые выгоды, связанные с намеченным планом действий, превышают прямые издержки, целесообразно осуществить такое действие. Если же прямые издержки оказываются больше прямых выгод, такие действия не являются рациональными и их предпринимать не следует. Более того, когда размеры издержек или выгод изменяются, люди соответственно изменяют свое поведение. Экономисты пристально следят за динамикой издержек и выгод, чтобы понять характер повседневной деятельности людей и институтов в области экономики. По мере дальнейшего чтения этой книги такое экономическое восприятие станет для вас яснее.

РЕЗЮМЕ

1. Предмет экономикс — поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей.


 

2. Экономикс изучают по ряду причин: а) она дает ценные знания нашей социальной среды и поведения; б) она вооружает демократическое гражданское общество способностью разумно принимать фундаментальные решения; в) не являясь преимущественно профессиональной дисциплиной, она тем не менее может обеспечить менеджера предприятия или потребителя ценной информацией.

3. Задачи описательной, или эмпирической, экономической науки заключаются: а) в сборе тех экономических фактов, какие относятся к конкретной проблеме или к отдельному сектору экономики, и б) в проверке гипотез с помощью фактов, чтобы подтвердить правильность теорий.

 

4. Выведенные экономистами обобщения называются" принципами", "теориями", "законами" или "моделями". Формулирование этих принципов составляет задачу экономической теории.

5. Индукция представляет собой процесс выкристаллизовывания теорий из фактов; дедукция означает формулирование гипотез, а затем сбор фактов с целью их подтверждения.

6. Одни экономические принципы относятся к макроэкономике (к экономике в целом или крупным ее агрегатам), а другие к микроэкономике (к особым экономическим единицам или институтам).

7. Экономические принципы особенно ценны в качестве прогнозных инструментов; они служат основой для выработки экономической политики, имеющей целью преодолевать трудности и контролировать нежелательные процессы.

8. Позитивные утверждения воплощают факты ("что есть"), тогда как нормативные утверждения охватывают оценочные суждения ("что должно быть").

9. Широко признанными экономическими целями нашего общества являются экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность и рациональный баланс нашей международной торговли и финансов. Некоторые из этих целей взаимно дополняют друг друга; другие — взаимно исключают.

 

10. В изучении экономикс встречается множество ловушек, с которыми может столкнуться начинающий экономист. К числу наиболее значительных препятствий на пути экономического познания относятся следующие: а) ошибочные и предвзятые представления; б) терминологические трудности; в) логически ошибочное построение и г) трудность выявления четких причинно-следственных связей.

11. Экономическое восприятие означает изучение того, как индивиды и институты принимают рациональные решения, основываясь на сопоставлении издержек и выгод.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Экономикс

Экономическая теория

Индукция и дедукция

Гипотеза

Принципы, или обобщения

Допущение ceteris paribus, или "при прочих равных условиях"


Экономические цели

Логически ошибочное построение post hoc, ergo propter hoc, или "после этого, следовательно, по причине этого"

Корреляция и причинность

Экономическое восприятие

ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Объясните подробно, каковы взаимосвязи между экономическими фактами, теорией и экономической политикой. Дайте критическую оценку следующему тезису: "Беда экономикс заключается в том, что она не является практической наукой. Ей приходится слишком много внимания уделять теории и недостаточно внимания фактам".

2. Проанализируйте и объясните следующую цитату: "Факты редко бывают простыми, обычно они сложны; необходим теоретический анализ, чтобы выявить сложности и истолковать факты, поскольку без этого мы не можем их понять... Утверждение, будто существует противоположность фактов и теории, ложно; истинная их связь заключается в том, что они дополняют друг друга. На практике мы не можем судить о факте, не соотнеся его с другими фактами, а такое соотнесение и есть теория. Сами по себе факты немы; прежде чем они смогут нам что-либо поведать, нам нужно их систематизировать, а систематизация и есть теория. Теория попросту представляет собой неизбежную систематизацию и истолкование фактов, заменяя массу разрозненных частностей обобщениями, которые позволяют вам что-то доказывать и действовать"[8].

3. Каково значение того обстоятельства, что экономикс не является лабораторной наукой? Какие проблемы возникают в процессе формулирования и применения экономических принципов?

4. Объясните каждое из следующих положений:

а) "Подобно всем научным законам, экономические законы устанавливаются, чтобы можно было успешно предвидеть последствия действий людей"[9];

б) "Абстракция... это неизбежная цена всеобщности... Фактически абстракция и всеобщность — это синонимы"[10];

в) "Количественные величины служат для дисциплинирования риторики"[11].

5. Укажите, какое из следующих утверждений относится к микроэкономике, а какое — к макроэкономике:

а) уровень безработицы а Соединенных Штатах составлял в 1986 г. 7%;

б) фабрика продуктов для собак фирмы "Алпо" в Боузере, штат Айова, уволила в прошлом месяце 15рабочих;

в) внезапные холода в Центральной Флориде сократили урожай цитрусовых и вызвали повышение цен на

апельсины;

г) наш ВНП, с поправкой на инфляцию, возрос в 1986 г. на 2.5%;

д) на прошлой неделе "Манхэттен кемикл бэнк" снизил процентную ставку на ссуды частным предприятиям наполовину процентного пункта;


e) индекс цен на потребительские товары возрос в 1980 г. более чем на 12%.

6. Определите, какое из следующих утверждений относится к позитивным, а какое к нормативным:

а) наиболее высокая температура равна 89 градусам (по Фаренгейту);

б) сегодня было слишком жарко;

в) в прошлом году общий уровень цен повысился на 4,4%;

г) в прошлом году инфляция существенно снизила уровень жизни, и правительственная политика должна ее сократить.

7. В какой степени для вас приемлемы восемь экономических целей, сформулированных и охарактеризованных в этой главе? Какую очередность указанных целей вы бы установили? Утверждалось, что мы ставим перед собой лишь четыре цели: прогресс, стабильность, справедливость и свобода. Согласуется ли этот последний перечень целей с их перечнем, приведенным в данной главе?

8. Проанализируйте каждую из следующих конкретных целей в свете перечисленных на с. 23—24 восьми общих целей иотметьте, в чем вы усмотрели между ними противоречия, в чем совместимость с: а) снижением уровня загрязнения окружающей среды; б) увеличением свободного времени; в) защитой американских производителей от иностранной конкуренции. Укажите, какую из этих конкретных целей вы приемлете, и обоснуйте свою позицию.

9. Объясните смысл кривой на рисунке 19-2 (с. 340оригинала), указав характер дилеммы государственной политики, которую она иллюстрирует. Какому из предлагаемых кривой вариантов вы отдаете предпочтение? И почему?

 

10. Объясните и приведите пример а) логически ошибочного построения и б) ошибочности утверждения, что» после этого, следовательно, по причине этого". Почему в общественных науках трудно выявить причинно-следственные связи?

11. "Экономистам ни в коем случае не следует быть популярными; люди, которые критикуют благоденствующих, в равной мере служат и тем, кто заботится о бедствующих, и нельзя себе представить, что американский капитализм станет долго процветать без критиков, которых его лидеры считают таким большим источником раздражения"[12]. Истолкуйте и оцените это высказывание.

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

Графики и их значение


ные сооружения из соединенных проволокой или стержнями в определенном соотношении многоцветных деревянных шаров, представляющих протоны, нейтроны и т. д. Экономисты часто используют графики для иллюстрации своих моделей, а студенты, понимая эти "картинки", могут лучше воспринять то, что им говорят экономисты.

Большинство из рассматриваемых нами принципов или моделей, с которыми мы встретимся, будет объясн


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.