Тема 1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г.

2017-11-28 329
Тема 1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Л.П. Фролова

 

 

История России XIX века

(1801-1894 гг.)

Учебно-методическое пособие для студентов факультета истории и права, очной и заочной форм обучения

 

 

Тула - 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В педагогическом университете для профессиональной подготовки будущих учителей преподаватели используют разнообразные формы обучения: лекции, семинарские занятия, деловые игры, моделирование исторической ситуации, экскурсии и т. д.

Семинары - одна из наиболее эффективных форм вузовской методики, где разумно сочетаются мастерство преподавателя и творческий поиск студентов, закрепляются их умения и навыки самостоятельной работы. Преподаватель на семинарах — умелый дирижер симфонического оркестра -студенческой аудитории. Но симфония не прозвучит, если оркестр не будет подготовлен к игре. Поэтому действия дирижера и работа оркестра только тогда сольются в прекрасном исполнении, когда обе стороны готовы к творчеству.

Подготовка студентов к семинарским занятиям включает в себя следующее:

1) знакомство с планом занятий;

2) просмотр записей лекции по заданной теме;

3) изучение монографической литературы и журнальных статей;

4) отбор и анализ документов, помещенных в хрестоматиях и сборниках документальной литературы;

5) знакомство с новыми положениями в данной проблематике (историческая наука развивается, поэтому такое знакомство - одна из важных составляющих подготовки к семинару;

6) составление в тетради для семинарских занятий развернутого плана (или тезисов, выписок), необходимого для ответа на каждый вопрос.

На семинарах студенты приобретают навыки отбора фактического материала, умение выделять проблемы в вопросах, закрепляют логику исторического мышления, развивают культуру речи, осваивают азы дискуссии, вырабатывают умения слушать товарищей, уважать чужую точку зрения и отстаивать свою.

Структура проведения семинарских занятий обычно строится так:

1) преподаватель обозначает важные ключевые проблемы темы, подчеркивает значение выносимых на обсуждение проблем;

2) после поочередного ответа студентов на каждый вопрос плана следуют уточняющие вопросы преподавателя и студентов, т.е. развертывается дискуссия;

3) итоги занятия подводит преподаватель, он оценивает ответы студентов.

Работа на семинарских занятиях со студентами дает преподавателю, читающему курс лекций, возможность ближе узнать своих слушателей, контролировать их самостоятельную работу, следить за их творческим ростом. Общение с преподавателем, ведущим курс лекций, способствует детальному проникновению в ту отрасль науки, которой студенты занимаются. Семинарские занятия – это еще и одна из форм воспитательного процесса.

Изучение истории своей Родины напрямую связано с формированием гражданственности и патриотизма. История - наука, воспитывающая уже по своему содержанию.

Сегодня изменилась структура и содержание вузовского курса истории России XIX в.: принципы историзма, объективности, многофакторного подхода к истории стали основополагающими. Новые подходы к исторической науке проявились в:

1) отказе от трактовки государства только как орудия "классового господства", угнетения одних классов другими. Российское государство представляло собой и самостоятельную силу, защищавшую общенациональные интересы. В России неограниченное самодержавие играло огромную роль. Верховная власть нередко была инициатором реформ, т.к. нужда в них назревала раньше, чем народ созревал для реформ. В этих условиях личные качества монархов приобретали особое значение; 2) отказе от крайне тенденциозного, только негативного освещения личностей русских царей и государственных деятелей консервативного направления. Сама смена лиц на престоле - при неизменности политической системы - означала многое. С новым государем порой наступала новая полоса в жизни страны, а то и новая эпоха, как это было в царствование Александра II. Изучение всех аспектов жизни российских монархов полезно и необходимо, так как личность царя, система его образования, воспитания, мировоззрения - все это влияло на политический курс страны не меньше, чем настроение масс и борьба общественных группировок; 3) отказе от исторического оправдания крайних методов борьбы с правительством. Революции служили не только «двигателями прогресса», но и имели обратную сторону - сопровождались жертвами, разрушением материальных и культурных ценностей. Ныне наряду с революционным направлением общественного движения рассматриваются и два других - консервативное и либеральное направления, роль и значение которых раньше не исследовалась. Революционному пути развития общества противопоставляется эволюционный, реформаторский путь. Дважды за XIX в. общество почувствовало воздействие либеральных реформ.

Начался XIX век – днями Александра I – "прекрасное начало", продолжился в 60-70 годы наступлением эпохи Великих реформ Александра II. Отход от жестоких схем классового подхода, способствует большей объективности, правдивому восприятию истории России XIX в.

Правда и объективное восприятие прошлого приводят к актуализации истории - она становится востребованной. Ушло время ее дегероизации, спрос на героев прошлого увеличивается. В курсе истории России XIX в. есть немало тем патриотических: это Отечественная война 1812 г., движение декабристов, русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение Болгарии, "золотой XIX век" русской культуры. Сегодня студентов интересуют темы, связанные с личностями царей и государственных деятелей консервативного и либерального направлений: А.С. Хомякова, А.А. Аракчеева, А.Х. Бенкендорфа, П.А. Валуева. Студенты-историки выбирают темы для курсовых и выпускных квалификационных работ, например, по истории русской православной церкви XIX в., историософии и т.д., которые раньше считались неприкасаемыми.

Уважение и любовь к истории своей Родины основаны на знаниях: только углубленно занимаясь прошлым можно познать его всесторонне, в развитии, со всем хорошим и негативным, что было в истории нашей страны. Любить Родину, учил П.Я. Чаадаев, надо с открытыми глазами.

Таким образом, не идеализация нашего прошлого или замалчивание его спорных и малоизученных периодов, а объективное отношение к истории с учетом новых подходов и достижений в исторической науке - вот то реальное воспитывающее начало, которое приводит к познанию нашего прошлого, а это ключ к будущему.

Итак, семинарские занятия - это обучающая и воспитывающая форма аудиторной работы со студентами.

XIX в. в российской истории - время замечательное и интересное, время наивысшего могущества императорской России. Это особое столетие в истории России.

С его началом освященные традициями русской жизни, казавшиеся дотоле незыблемыми основы Российского государства, подверглись суровым испытаниям.

Неумолимый ход исторического развития постепенно показывал неизбежность разрушения феодально-крепостнической системы. В начале XIX в. власти и обществу стало ясно, что неограниченное самодержавие не должно существовать в том виде, как оно сложилось в конце XVIII в., и что необходимо что-то делать с крепостным правом. И философия просвещения, и политическая экономия достаточно ясно говорили образованному сословию, что вольный труд гораздо выгоднее, чем труд подневольный, что аморально терпеть такое положение, когда один человек владеет другим человеком. То есть и с точки зрения морали, и с точки зрения экономики надо проводить реформы.

Самодержавие и передовая часть общества пытались идти к переменам разными путями. Правительство - путем реформ, общество - сначала давлением на правительство, поддержкой, подталкиванием его реформаторских устремлений, потом попыткой насильственного изменения политического строя. За кем осталась победа в этом споре? Власть показала, что она способна вопреки сопротивлению большинства дворян-помещиков отменить крепостное право.

В ходе крестьянской реформы 1861 г. 30 миллионов крепостных крестьян получили личную свободу, гражданские и экономические права. Затем, когда эволюционный путь преобразования самодержавия не нашел своего логического завершения, Россия шла к революции.

 

 

Занятие 1

1. Начало войны. Причины, характер. Военные планы и силы сторон.

2. Смоленское сражение.

3. Развертывание народной войны: партизанское движение, создание ополчения. Тыл в годы войны.

 

Занятие 2

1. Бородинское сражение: ход, итоги, значение.

2. Тарутинский марш-маневр: значение тарутинского лагеря.

 

Занятие 3

1. Контрнаступление русской армии: планы, проблемы.

2. Наступление русской армии, изгнание французов из России.

3. Причины победы России в войне, историческое значение победы.

 

План семинарских занятий для студентов заочной формы обучения

 

Занятие 1

1. Развертывание народной войны: партизанское движение, создание народного ополчения, война и русское общество.

2. Бородинское сражение: подготовка, планы сторон, ход, итоги, значение.

 

Литература

 

Абалихин, Б.С. Героическая эпопея народного подвига: К 175-летию Отечественной войны 1812 г. / Б.С. Абалихин. - М., 1987.

Абалихин, Б.С. Контрнаступление русских войск в 1812 г.: планы и реализация / Б.С. Абалихин // История СССР. - 1987. - № 4.

Абалихин, Б.С. 1812 год на перекрестке мнений советских историков. 1917-1987 / Б.С. Абалихин, В.А. Дунаевский. - М., 1990.

Балязин, В.Н. Кутузов / В.Н. Балязин. - М., 1991.

Балязин, В.Н. Фельдмаршал Михаил Богданович Барклай-де Толли. Жизнь и полководческая деятельность / В.Н. Балязин. - Киев, 1990.

Бабкин, В.Н. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г / В.Н. Бабкин. - М., 1962.

Бескровный, Л.Г. Отечественная война 1812 г. / Л.Г. Бескровный. - М., 1968.

Богданов, Л.П. На поле Бородинском / Л.П. Богданов. - 2 изд. - М.: Воениздат, 1987.

Богданов, Л.П. Русская армия в 1812 г. Организация, управление, вооружение / Л.П. Богданов. - М., 1979.

Герои 1812 года. Сб./ Сост. В. Левченко. - М., 1987.

Жилин, П.А. Гибель наполеоновской армии в России / П.А. Жилин. - М., 1974.

Жилин, П.А. Отечественная война 1812 года / П.А. Жилин. - М., 1988. Злотников, М.Ф. Континентальная блокада и Россия / М.Ф. Злотников. - М.; Л., 1966.

Евланов, Е.А. Действия партизан в отечественной войне 1812 года / Е.А. Евланов // Военно-ист. журн. 1987. - № 9. - С. 82-85.

Отечественная война 1812 г. и Тульский край. - Тула, 1997.

Отечественная война 1812 г. Энциклопедия. – М., 2004.

Сахаров, А.Н. Александр I: К истории жизни и смерти / А.Н. Сахаров // Наука и жизнь. - 1993. - № 2-4.

Сахаров, А.Н. Александр I / А.Н. Сахаров - М.: Наука, 1998.

Сироткин, В.Г. Наполеон и Россия / В.Г. Сироткин. - М., 2000.

Тотфалушин, В.П. Барклай-де Толли в отечественной войне 1812 года / В.П. Тотфалушин. – Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1991.

Троицкий, Н.А. 1812. Великий год России / Н.А. Троицкий - М., Мысль, 1988.

 

 

Троицкий, Н.А. К истории нашествия Наполеона на Россию. Объявление войны / Н.А. Троицкий // Новая и новейшая Россия. – 1999. - № 3. - С. 216-218.

Троицкий, Н.А. О численности русской армии и начале отечественной войны

1812 года / Н.А. Троицкий //Вопр. истории. - 1987. - № 11. - С. 171-173.

Троицкий, Н.А. День Бородина: современная историческая оценка Бородинской битвы / Н.А. Троицкий // Знамя. - 1987. - Кн. 8. - С. 195-206.

Троицкий, Н.А. Первый источник в русских данных о потерях Наполеона при

Бородине / Н.А. Троицкий // Вопр. истории. -1990. - № 9. - С. 186-187.

Троицкий, Н.А. Отечественная война 1812 года: история темы / Н.А. Троицкий. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991.

Троицкий, Н.А. Александр I и Наполеон. История в лицах. / Н.А. Троицкий. - М.: Высш. шк.., 1994.

Шведов, С.В. Комплектование, численность и потери русской армии в 1812 г. / С.В. Шведов // История СССР. - 1987. - № 4. - С. 120-139.

Чья победа?: "Круглый стол" // Родина – 1992. - № 6-7. - С. 36-39; 72-75.

 

Формирование умений:

- раскрыть содержание понятий: отечественная война; континентальная блокада; Тарутинский марш - маневр русской армии;

- определить на карте основные направления движения войск и места битв, подготовить схему Бородинского сражения и Тарутинского марш-маневра М.И. Кутузова;

- подготовить для использования в учебном процессе материл о русских полководцах и героях войны 1812 г.;

- владеть современными знаниями о причинах войны, военных планах сторон, значении Бородинского сражения, планах контрнаступления русской армии, периодизации войны, причинах победы русского народа в войне, значении победы.

 

Методические рекомендации

По изучению данной темы

 

Третий вопрос занятия 1 не раскрывается на лекциях - студенты изучают его самостоятельно.

Основная задача самостоятельной проработки данной темы - знакомство студентов со всеми формами участия народа в войне 1812 г.

При подготовке необходимо обратить внимание на следующие ключевые вопросы:

1. Что нового появилось в сознании народа во время Отечественной войны 1812 г.?

2. Каковы наиболее активные и массовые формы участи народа в войне?

3. Кто из видных русских полководцев признавал народный характер войны 1812 г.?

4. На каком этапе войны развернулось широкое партизанское движение, какие формы оно приняло?

5. Какова роль М.И. Кутузова и его штаба в руководстве партизанским движением?

6. Какова роль М.Б. Барклая де Толли в партизанском движении?

7. Какова история создания народного ополчения и каково его значение в победе русского народа в войне?

 

Занятие 1.

1. Причины и источники формирования вольнолюбивых идей декабристов.

3. Характеристики ранних декабристских организаций (1816-1820 гг.).

 

Занятие 2.

1. Политическая программа декабристов (по «Русской правде» Южного общества, «Конституции» Н. М. Муравьева и «Манифеста к русскому народу»).

2. Аграрная программа и крестьянский вопрос в программных документах декабристов.

 

Занятие 3.

1. События 14 декабря 1825 г. в Петербурге, на Сенатской площади.

2. Восстание Черниговского полка на юге.

4. Историческое значение движения декабристов.

 

План семинарских занятий для студентов заочной формы обучения

 

Занятие 1.

1. Политическая и аграрная программы декабристов по "Русской Правде" Южного общества и "Конституции" Н.М. Муравьева.

2. События 14 декабря 1825 г. в Петербурге, на Сенатской площади.

3. Историческое значение движения декабристов.

Литература

 

Декабристы //Избр. соч.: В 2 т. - М.,1987.

Избранные социально-политические и философские произведения

декабристов. - М., 1951.- Т. 1 –2.

Мемуары декабристов. Северное общество. - М., 1981.

Трубецкой, С. П. Материалы о жизни и революционной деятельности / С. П. Трубецкой. - Иркутск, 1988.

 

Брюханов, В.А. Заговор графа Милорадовича М.А. / В.А. Брюханов. – АСТ, 2004

Выскочков, Л.В. Император Николай I: человек и государь / Л.В. Выскочков. – СПб, 2003

Гордин, А. Я. Мятеж реформаторов. 14 декабря 1825 года / А. Я. Гордин. - 2 изд. - Л.,1989.

Декабристы. Биографический справочник / Под ред. С. В. Мироненко. М.: Наука, 1988.

Декабристы - туляки. /Под ред. В. И. Крутикова. - Тула, 1977.

Ильин, П.В. К вопросу о содержании термина "декабристы" / П.В. Ильин //Отечественная история. – 2002. - № 6. – С. 202-203.

Ильин, П.В. Новое об истории декабристского движения (по страницам неизвестной рукописи записок С.П. Трубецкого) / П.В. Ильин //Отечественная история. – 2003. - № 6.

Киянская, О.И. Кто такие декабристы и за что они боролись? / О.И. Киянская //Отечественная история. – 2001. - № 5.

Киянская, О.И. Павел Пестель: офицер, разведчик, заговорщик / О.И. Киянская. – М.: Параллели, 2002.

Киянская, О.И. Декабрист Сергей Волконский. // Отечественная история. – 2004. - № 6.

Мироненко, С.В. 14 декабря 1825 г. Восстания могло не быть / С.В. Мироненко // Отечественная история. – 2002. - № 3.

Межова, К.Г. Об источниках формирования вольнолюбивых идей декабристов / К.Г. Межова // История СССР. - 1989. - №5. - С. 37-46.

Нечкина, М. В. Движение декабристов: В 2 т. / М. В. Нечкина. - М., 1955.

Нечкина, М. В. День 14 декабря 1825 года / М. В. Нечкина. - 3- е изд. - М.: Мысль, 1985.

Павлова, Л. Я. Декабристы - участники войны 1805 - 1814 гг. / Л. Я. Павлова. - М.: Наука, 1979.

Павлюченко, Э. А. В добровольном изгнании / Павлюченко Э. А. - М.: Наука, 1985.

Рабкина, Н.А. К современному прочтению декабризма: проблемы, тенденции / Н.А. Рабкина //История СССР. – 1988. - № 3. - С. 80-93.

Семенова, Л.В. Временное революционное правительство в планах декабристов / Л.В. Семенова. - М.: Мысль, 1982.

Федоров, В. А. Декабристы и их время / В. А. Федоров. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

Эйдельман, Н. Я. Грань веков. Политическая борьба в России в конце XVIII -

начале XIX вв. / Н. Я. Эйдельман. – М., 1982.

Эйдельман, Н. Я. Апостол Сергей / Н. Я. Эйдельман. – М., 1982.

Эйдельман, Н. Я. Большой Жанно / Н. Я. Эйдельман. – М., 1982.

Эйдельман, Н. Я. Лунин / Н. Я. Эйдельман. – М., 1970.

Эйдельман, Н. Я. Первый декабрист. Повесть о Вл. Раевском / Н. Я. Эйдельман. – М., 1990.

Эйдельман, Н. Я. Пушкин и декабристы / Н. Я. Эйдельман. – М., 1989.

Экштут, С. А. Великая французская революция и нравственные искания декабристов / С. А. Экштут // Филос. науки. – 1990. - №1. - С. 12-20.

Империя и либералы. - СПб., 2001.

 

Вопросы и задания для дискуссии.

 

1. Вольнолюбивые взгляды декабристов - модное веяние западноевропейского либерализма или насущная потребность российской действительности?

2. Декабристы-революционеры или реформаторы-либералы, отчаявшиеся на мятеж?

Выступление декабристов на Сенатской площади Петербурга 14 декабря 1825 г. – "военная революция" или акт гражданского неповиновения?

Докажите, что декабристы - это конгломерат разных людей, идей, поступков, от леворадикальных до весьма умеренных.

Какого значение движения декабристов в российской истории?

 

Занятие 1.

1. Официальная идеология С.С. Уваров: причины создания, содержание, значение.

2. Влияние официальной идеологии на общественную мысль России 20-50-х годов XIX в. (М.П. Погодин, С.П. Шевырев, журнал "Москвитянин", петербургские литераторы).

 

Занятие 2.

1. Литературно-просветительское движение 20-30-х годов XIX в.: "Любомудры", Н.А. Полевой, Н.И. Надеждин, "Московский телеграф", "Телескоп", П.Я. Чаадаев и его первое философическое письмо".

2. Кружок Н.В. Станкевича. Русское гегельянство.

 

Занятие 3.

1. Общественно-политические взгляды славянофилов: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин.

2. Мировоззрение Н.В. Гоголя. "Выбранные места из переписки с друзьями".

3.Общественно-политические взгляды западников. Т.Н. Грановский. "Государственная школа" в русской историографии. К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев.

 

Занятие 4.

1. Радикальное направление русского общественного движения 20-50-х годов XIX в. Радикальные кружки второй половины 20-х - начала 30-х годов XIX в. Н.П. Сунгурова, братьев Критских, А.И. Полежаев, Петрашевцы.

2. "Радикальные западники" - В.Г. Белинский, А.И. Герцен.

 

План семинарских занятий для студентов заочной формы обучения

 

Занятие 1.

1. Официальная идеология С.С. Уварова: причины создания, содержание, значение.

2. Литературно-просветительское движение 20-30-х годов XIX в. "Любомудры", П.Я. Чаадаев и его первое "Философическое письмо".

 

Занятие 2.

1. Общественно-политические взгляды славянофилов.

2. Общественно-политические взгляды западников.

3. А.И. Герцен и его теория "общинного социализма".

 

Литература

 

Бердяев, Н.А. Алексей Степанович Хомяков / Н.А. Бердяев. - М., 1912

Гоголь, Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / Н.В. Гоголь. - М., 1990.

Уваров, С.С. Доклад Николаю I «Десятилетие Министерства народного просвещения» / С.С. Уваров. - СПб., 1864. //Сб. документов по истории СССР I пол. XIX в. – М., 1974.

Чаадаев, П.Я. Статьи и письма / П.Я. Чаадаев. - М., 1986.

 

Акульшин, П.В. Граф С.С. Уваров и его роль в жизни российского общества / П.В. Акульшин //Педагогика. - 1993. - № 4.

Витта Керц, Х. Графф С.С. Уваров и его время / Витта Керц Х. – СПб., 1999

Дудзинская, Е.А. Славянофилы в общественной борьбе / Е.А. Дудзинская. - М., 1983.

Дьяков, В.А. Общественное движение в России 1825-1861 гг. / В.А. Дьяков. - М., 1979.

Дьяков, В. А. Славянофильский вопрос в общественной жизни дореволюционной России / В. А. Дьяков. - М., 1993.

Егоров, Б.Д. Петрашевцы / Б.Д. Егоров. - Л., 1988.

Зеньковский, В.В. История русской философии: В 2 т. / В.В. Зеньковский. - Л., 1991.

Каменский, З.А. Т.Н. Грановский / З.А. Каменский. - М., 1988.

Керимов, В.И. Историософия А.С. Хомякова / В.И. Керимов. - М., 1984.

Керимов, В.И. Спор имеет вековую историю / В.И. Керимов // Родина. – 1993. - № 1.

Киреевский, И.В. Избранные труды / И.В. Киреевский. - М., 1984.

Левандовский, А.А. Время Грановского. Формирование русской интеллигенции в 30-40 гг. XIX в. / А.А. Левандовский. - М., 1990.

Насонкина, Л.Н. Московский университет после восстания декабристов / Л.Н. Насонкина. - М., 1972.

Пирумова, Н.М. А.И. Герцен - человек и мыслитель / Н.М. Пирумова. - М., 1993.

Революционный радикализм в России. Век XIX. / Под ред. Е.П. Рудницкой. -М., 1997.

Российские реформаторы (XIX - начала XX вв.). - М., 1995.

Олейников, Д. Кто такие западники и славянофилы / Д. Олейников //Родина. – 1990. - № 3.

Сапов, В. Философ и царь / В. Сапов //Родина. - 1993. - № 11.

Сухов, А.Д. Илья Муромец славянофильства / А.Д. Сухов. - М., 1990.

Тарасов, Б. Николай I и его время: В 2 т. / Б. Тарасов. - М., 2000.

Тарасов, Б. П.Я. Чаадаев / Б. Тарасов. - М., 1990.

Черемисская, М.И. П.Я. Чаадаев / М.И. Черемисская //Вопр. истории. - 1994. - № 10.

Цимбаев, Н.И. Славянофильство / Н.И. Цимбаев. - М., 1991.

Шевченко, М.М. Понятие теории официальной народности и изучение внутренней политики Николая I / М.М. Шевченко. // Вестнник МУ, серия 8, история. – 2002. - № 4.

 

Методические рекомендации

По изучению данной темы

К занятию 1 студенты должны прочитать текст доклада С.С. Уварова Николаю I о десятилетней деятельности Министерства народного просвещения (1833-1843 гг.).

К занятию 2 студенты должны знать содержание первого "Философического письма" П.Я. Чаадаева.

К занятию 3 студенты должны прочитать статью А.С. Хомякова "О старом и новом", познакомиться с работой Н.В. Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями".

К занятию 4 необходимо знать основные положения теории "крестьянского общинного социализма" А.И. Герцена.

 

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

Вопросы культуры более всего сложны для самостоятельной подготовки, поэтому студенты должны познакомиться со следующими комментариями, которые им, несомненно, помогут.

Культура (от лат.) - возделывание, обработка, воспитание, развитие. Культура в широком смысле слова охватывает все то, что определяет специфику человеческого существования в мире, в отличие от существования всех других живых и неживых тел: культура труда, быта, жилища, общения, поведения, культура политическая, культура правовая.

В более узком смысле термин "культура" обозначает только сферу духовной, интеллектуальной жизни людей (литература, архитектура, живопись, скульптура, музыка, театр). "Культура - это наша мыслительная и духовная жизнь" (А. И. Солженицын).

В первой половине XIX в. Россия утвердила свое положение в качестве европейской державы. Процесс европеизации глубоко затронул образованные слои русского общества. Дворянская и разночинская культуры стали развиваться в русле европейской традиции. Повторяя свойственную им смену идеологических и художественных направлений - просвещение, классицизм, романтизм, реализм, европейский рационализм и европейские художественные приемы служили для освоения собственной национальной традиции. Традиционно на развитие культуры оказывали влияние исторические события эпохи, политическая жизнь страны.

Отечественная война 1812 г. обострила чувство патриотизма, самосознание народа, что проявилось в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева. Русская литература обрела национальное и социальное звучание, стала формой осмысления исторического пути страны, духовного богатства ее народа. Со времен А. С. Пушкина литература стала оказывать наиболее сильное влияние на духовную, общественную жизнь образованной части населения России. Именно она определила XIX век как "золотой век" русской культуры.

Чувство патриотизма проявились в архитектурных образах позднего классицизма (ампира). По своей природе архитектура является искусством, которое своим образом моделирует идеи времени. Архитектура - это материализованный образ времени, поэма в камне. Не случайно, что в поисках средств выразительности зодчие обратились к наследию Древней Греции. Именно в мировоззрении древних греков классической эпохи оказалось много черт, близких и понятных просветителям начала XIX в. Здания той поры в архитектурных формах воплощали идеи единства, величия, гармонии и свободного общества граждан, идеи разума и гуманизма. И люди начала XIX века боролись за идеи гражданственности, могущества человеческого разума, достоинства человеческой личности. Таким образом, в новых исторических условиях XIX в., используя основные принципы ордерной архитектуры Древней Греции, русские зодчие создают произведения, воплощающие веру в возможность построения гармоничного и свободного общества. Здания классического стиля — это монументальные сооружения, отличающиеся стройностью элементов, четкостью, симметричностью и взаимоподчиненностью. Это воплощение архитектурного идеала равновесия социальных слоев. Человек, тем более народ, не должен рабствовать, и каждая колонна Адмиралтейства, олицетворяющая монументализированный эквивалент человека, нигде не угнетена. Она легко, вместе с другими колоннами, несет фронтон, как бы добровольно исполняя свой долг. Отдельные портики, сохраняя самостоятельность, подчиняются общему ритму, нарастающему к центру. И все объединяет вознесшийся к небу шпиль - символ разумной и единой власти. Именно так образованные люди первой трети XIX века воспринимали поздний классицизм в архитектуре, в котором воплотились мечты о разумном, свободном мире.

Итак, основные черты позднего классицизма в архитектуре - это строгая симметрия, четкость, пропорциональность, трехчастное деление здания, причем центральная часть выделена за счет колоннадного портика и треугольного фронтона (часто с колесницей Победы), высокий цоколь, ритмический ряд окон, вход в здание - всегда строго по центру.

Весь период позднего классицизма в архитектуре (1800 - 1830-е годы) можно разделить на два этапа. На первом этапе (1800 - 1815 гг.) доминировали архитекторы А. Н. Воронихин (Казанский собор, Горный институт, дом Лавалей, "Павильон роз" в Павловске и др.), А. Д. Захаров (Адмиралтейство, Стрелка Васильевского острова), Ж. Тома де Томон (Военно-морская биржа, ростральные колонны). Их архитектурные произведения отмечены общностью стилевых основ, монументальностью, огромными фасадами и объемами, необычайной образной выразительностью. Но в то же время, они индивидуальны проявлением особого подчерка каждого, что придает им поэтическую одухотворенность.

Начало второго этапа позднего классицизма в архитектуре (1815 - 1830-е годы) совпадает с победоносным завершением Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии. Триумф в освободительной войне вызвал новый патриотический подъем в творчестве зодчих. Характерными чертами этого этапа стали: 1) ансамблевость архитектурного оформления Петербурга и Москвы: создаются ансамбли Дворцовой, Казанской, Сенатской площадей в северной столице: Красной, Театральной, Манежной площадей в первопрестольной; 2)строительство новых видов общественных зданий - театров, бирж, вокзалов, манежей, казарм, учебных заведений, торговых рядов, пассажей; 3) окончательное оформление площадей, перепланировка улиц, целых районов - заканчивается оформление Петербурга - Северной Пальмиры. Ведущими архитекторами этого этапа были: Карл Росси (здание Сената и Синода, Александрийский театр, арка Главного штаба, Публичная библиотека, Михайловский дворец), В. Стасов (Нарвские Триумфальные ворота, здание казарм Павловского полка, Московские триумфальные ворота).

Итак, в Петербургском классицизме (1800 1830 гг.) проявили себя разные мастера, их объединяло то, что они трудились над одной задачей: создание величественного образа российской столицы.. Ценность архитектуры этого периода определяется не только дарованием отдельных мастеров, но и той целеустремленностью, с которой они стремились сделать красивой северную столицу и представляли ее себе как выражение в камне государственной мощи и народной славы. А. С. Пушкин любил Петербург не только за то, что он "Петра творенье", но любил его "строгий стройный вид". Петербургская архитектура первой трети XIX в. - это преимущественно официальная, парадная архитектура, в ней прямо сказывается воздействие вкусов заказчиков. Но к этому не сводится сущность петербургской архитектуры. Русские архитекторы превращали представительность, грандиозность, парадность в ясную гармонию, мудрую соразмерность, благородную простоту. И поэтому архитектура этого периода, как впрочем, и все искусство, приобрела человечный, гуманный характер.

Строительство в Москве в первой трети XIX в. велось не в столь обширных масштабах, как в Петербурге, и носило более скромный, порой интимный характер. Зато более открыто о себе давала знать связь архитектуры с исконно русскими традициями старины - древнерусской деревянной архитектурой. Московский поздний классицизм в архитектуре именуют «уютным, доверительным стилем» (А. А. Вознесенский). Выдающиеся московские зодчие восстанавливали первопрестольную от пожаров 1812 г., строили новые здания. О. И. Бове завершил ансамбль Красной площади, построив здание Новых торговых рядов; он - автор проекта Александровского сада у Кремлевской стены, один из авторов Манежа и Манежной площади, построил здания Большого и Малого театров, завершил оформление Театральной площади, построил Триумфальные арки в начале Тверской улицы. А. Г. Григорьев создал дом Лопухина, усадьбу Кузьминки. Д. И. Жилярди восстанавливал здание Московского университета, автор проектов «уютных» московских особняков, актового зала Московского университета. Е. А. Тюрин в середине XIX в. построил в Московском Университете Храм Святой Татьяны, Богоявленский собор в Елохове. Шестаков* возвел храм Большое Вознесение у Никитских ворот, где в феврале 1831 г. венчались А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова. Итак, московский классицизм более «уютный», скромный, вошел в историю архитектуры своими замечательными особняками (каменный низ, деревянный верх, окрашенный всегда желтым цветом, так хорошо гармонировавший и со снегом, и с зеленью; фронтон заменялся то балконом, то мезонином, крыльцо часто украшалось двумя, четырьмя колоннами). Такие дома строились во всей провинциальной России, в том числе и в Туле XIX века.

 

АРХИТЕКТУРА ТУЛЫ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

 

Архитектура провинциальной Тулы имеет свою особенность, которая связана с социально-экономическим развитием города, являющегося центром железоделательной отрасли промышленности, оружейного производства. Центр города составляют три улицы, идущие от Кремля, и несколько улиц, радикально пересекающих их. Здесь дворянские особняки, двухэтажные дома купцов, магазины, лавки, конторы. Центр жил кипучей жизнью зимой, на лето его обитатели уезжали в свои имения. Исстари сложилось, что мастеровые люди жили в двух слободах - Чулково и Заречье. Последняя в XIX веке стала обживаться вышедшими из оружейников купцами - не случайно основная улица Заречья называлась Миллионной (ныне ул. Октябрьская). Центральная часть Тулы - небольшая, земля — в частной собственности, поэтому новых зданий строили немного, но именно в этой части города. Чулково и Заречье застраивались деревянными домами мастерового люда и мещан.

В первой половине XIX в. строили жилые дома, здания административного назначения и церкви. Сооружений в стиле позднего классицизма в Туле немало, в этом наш город - хоть и провинциальный - от веяния эпохи не отстал. Самой ранней по времени постройкой (1820 гг.) является старинный особняк на улице Пирогова, 7. Главный фасад выходит на "красную линию" улицы. Здание имеет характерное для позднего классицизма трехчастное деление. Доминирующее значение центральной части подчеркнуто тем, что красивый портик из шести полуколонн и треугольного фронтона с полукруглым окном в центре выступил за линию застройки, а боковые крылья здания ниже на один этаж и скромно оформлены.

На улице Октябрьской (дома № 17, 43, 45, 46) находятся несколько особняков богатых, знатных оружейников, в том числе Лялиных, Гольтяковых. Эти двухэтажные дома относятся больше к позднему московскому классицизму, отличаются своей уютностью, сдержанной нарядностью. Особое впечатление производит дом по Оружейному переулку, 7. Кирпичный цокольный этаж, верх - деревянный, мезанин с полуциркульным окном в центре, над которым высится фронтом. Дом отличается простотой и лаконичностью форм, что не мешает ему быть красивым и производить приятное впечатление.

Эти сооружения провинциального позднего классицизма принято называть московским ампиром, они - безымянны.

Выдающимися памятниками зодчества позднего классицизма, ни в чем не уступающими столичным сооружениям, являются здания, построенные В.Ф. Федосеевым. Тульские краеведы В.Н. Ашурков, Р.Р. Лозинский, В.Н. Уклеин много и охотно писали об этом талантливом архитекторе - ученике и ближайшем помощнике знаменитого К. Росси.

В 1830 г. В.Ф. Федосеев приехал в Тулу, желая самостоятельно практиковать. В нашем городе им были спроектированы, построены выдающиеся произведения архитектуры позднего классицизма:

- колокольня Всехсвятской церкви (1833-1863);

- Петро-Павловская церковь (1833-1848);

- Преображенская церковь (1830-1842);

- Казанская церковь (1858) (в настоящее время не существует);

- дом купца Добрынина (1830-1842).

Подробнее остановимся на особенностях этих сооружений.

Колокольня Всехсвятской церкви построена на самом высоком месте города, имеет высоту 77 метров*, доминирует над всеми сооружениями старой Тулы (отсюда понятие доминанты). Между строительством церкви и колокольни прошло более полувека.

В.Ф. Федосееву удалось избежать разностилья. Трехярусная колокольня с убывающими вверх объемами украшена ничего не несущими колоннами нижнего яруса, с характерными портиками. Эти элементы смотрятся как борочные украшения, схожие по стилю с убранством самой церкви.

Петро-Павловская церковь - единственная в Туле ротонда, т. е. круглый в плане храм. Круг в древности считался полной гармонией. В.Н. Уклеин называет творение Федосеева вариациями на тему круга и его производных. Эта тема звучит в цилиндрическом объеме ротонды и ее светового барабана, в полусфере купола. Основной объем ротонды - массивный и высокий цилиндр, его украшают причудливой формы окна, именуемые итальянскими: крупные арки, разделенные дорическими пилястрами на три проема. Средний вдвое шире боковых и служит входом в ротонду. В верхней части арки - полуциркульное окно. На невысоком барабане - полусфера купола.

На Менделеевской улице в XIX в. находился Успенский девичий монастырь. Одну из церквей для него - Преображенский Храм - построил В.Ф. Федосеев. Здание церкви монументально величественно. Восемь трехчетвертных колонн украшает уличный и дворовый фасады здания. Они покоятся на высоком цоколе с крупными, полукруглыми окнами.

Храм двухэтажный. Высокие окна между колоннами освещают верхний храм, полукруглые окна в цоколе - нижний. Здание це


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.