Работа над собственной биографией — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Работа над собственной биографией

2017-11-28 392
Работа над собственной биографией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГУДРУН БУРКХАРД

 

ВЗЯТЬ ЖИЗНЬ В СВОИ РУКИ

Работа над собственной биографией

Как путь познания себя и мира

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

От издателя

Благодарность

Введение

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ

1.Общий обзор

1. 1. Биография 1

1. 2. Биография 2

2. Развитие до 21-го года жизни: «Становление человека»

- подготовка к жизни

2. 1. 21-й год жизни

3. Фаза с 21-го по 42-й год: «Быть человеком» -

душевное развитие

3. 1. Письмо двадцатидвухлетнего студента-медика

3. 2. Фаза развития с 27-го по 28-й год

3-3. 28-й год жизни: Кризис умирающих дарований

3-4. С 28-го по 35-й годы жизни: «Умереть и снова

воскреснуть»

3-5. Биография 3 - Переживания

между 30-м и 33-м годами жизни

3. 6. Биография 4

3. 7. 35-й год жизни и фаза от 35-ти до 42-х лет

3-8. Биография 5

3-9. Кризис около 42-го года жизни

3-10. Биография 6

4. С 42-го по 63-й годы жизни: «Осуществление человека»

- духовное развитие

4. 1. С 42-ю по 49-й годы жизни: Новое творчество и

новое видение

4. 2.С 49-го по 56-й годы жизни: Новое слушание

4. 3.Биография 7

4. 4. С 56-го по 63-й годы жизни:

«Интуитивная сторона»

4. 5. Биография 8 - Рассказ о жизни в форме сказки

Последние годы жизни

Отрезок жизни с 70-ти до 77-ми лет Фаза с 77-ми по 84-й год

6. Ритмы и отражения в биографии

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:

РАБОТА НАД СОБСТВЕННОЙ БИОГРАФИЕЙ

7. Методика

8. Жизненная мотивация или тайна предназначения

9. Схематичное руководство для постановки личных целей

10. Некоторые вопросы для работы с собственной биографией

11. Автобиография автора

 

ОТ ИЗДАТЕЛЯ

Книгой Гудрун Буркхард «Взять жизнь в свои руки» издательство «Духовное познание» открывает для русского читателя еще одну сферу практического применения духовной науки Рудольфа Штейнера – наряду с биодинамическим сельским хозяйством, педагогикой, медицинской работой и производством лекарственных средств и многими другими. Эта сфера деятельности - биографическая работа - возникла буквально на наших глазах и приобрела за последние годы большую популярность как в Европе, так и за ее пределами. Об этом свидетельствует многочисленность курсов и семинаров с большим числом участников, число изданий и переизданий книг этой тематики.

Biographiearbeit, будучи переведено дословно, звучит как биографическая работа, работа с или над биографией. Ее научную основу мы можем назвать биографикой или наукой о закономерностях в ходе человеческой жизни.

Непосредственная суть такой работы над собственной биографией состоит в том, что человек пытается осмыслить, как в его жизни проявляются общечеловеческие закономерности, и как наряду с этим узнается действие его индивидуальности, его персональной судьбы или кармы. На основе этого он действительно пытается взять жизнь в свои руки. Практически каждый человек те или иные моменты своей жизни ощущает как кризисные. Такое осмысление помогает энергию кризиса преобразовать в энергию нового созидания.

Главное в биографической работе - это воспитание серьезного отношения к себе, ощущения важности собственного жизненного пути, и особенно его завершающей части, как для дальнейшего бытия собственного духовного существа, так и для общего пути развития человечества. Потому что такая работа - это одновременно конкретный, прямой, правильный подступ к заповеди «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Потому что возлюбить значит познать. Не возлюбив, то есть не познав по-настоящему самого себя, то есть проявления своей высшей самости, Христа в себе, как познать и возлюбить ближнего? Наша любовь к ближнему становится зачастую игом или насилием над ближним именно потому, что мы проявляем ее не на основе самопознания, то есть реального знания человеческого существа, а на основе теоретических представлений о человеке.

Книга Гудрун Буркхард «Взять в жизнь в свои руки» с 1992 г, выдержала 8 переизданий, переведена на другие языки. Гудрун Буркхард является основательницей антропософской медицины в Бразилии и успешно работающей Tobias-клиники, которая превратилась в антропософский и медицинский центр. В последние годы она полностью посвятила себя послеоперационному уходу за раковыми больными, диетологии и биографической работе, и основала для этого клинику «Артемизия». Ее лекционная и семинарская деятельность вышла далеко за пределы Бразилии, ее регулярно приглашают для биографической работы в Швейцарию, Германию, Испанию и Португалию. Гудрун Буркхард ведет свою медицинскую деятельность в сотрудничестве с Медицинской секцией Гетеанума.

Книга является первой из трех книг данного автора, выпускаемых издательством «Духовное познание». Далее последуют «Жизнь продолжается» и «Свобода в "третьем возрасте"».

Начать работу с собственной биографией не поздно в любом возрасте. Для этого, в принципе, не является помехой отсутствие специального медицинского, психологического, астрологического или еще какого-то образования - хотя, безусловно, знания или опыт в этих областях могут быть очень полезны. В то же время опыт показывает, что для глубокого понимания своей жизни, для подлинного овладения ее ходом необходима та научная основа, на которую опирается Гудрун Буркхард: в начале своей книги она благодарит Рудольфа Штейнера, Иту Вегман, Норберта Гласа, Рудольфа Трайхлера, Бернарда Ливехуда и Хельмута И. Тен. Зитхофа, обозначая этим рядом имен основные этапы развития биографики.

Издательство «Духовное познание» уже два десятилетия готовит и выпускает труды этих авторов на русском языке и проводит семинары в рамках Центра социального развития.

БЛАГОДАРНОСТЬ

Эта книга посвящается с благодарностью моим учителям Рудольфу Штейнеру и Ите Вегман, Норберту Гласу, Рудольфу Трайхлеру и Бернарду Ливехуду, и особенно также Хельмуту Й. тен Зитхофу, который пятнадцать лет назад дал мне и моему мужу основы для работы с биографией.

Прежде всего, я благодарю многих людей, которые имели доверие к нашей работе и чей жизненный опыт помог возникнуть этой книге. Я благодарю также своего первого мужа и соратника, Петера Шмидта, и наших четверых детей, а также своего второго мужа, Даниэла Буркхарда, моего спутника в счастливые и тяжелые времена, которые мы прожили бок о бок.

Спасибо также всем сотрудникам «Артемизии», организации, созданной в Бразилии для нашей работы.Появлению работы в письменном виде способствовали Лили Вильда и Сузана Х. Люхов Автор рисунков - Михаэль Зельтц.

Гудрун Крёкелъ -Буркхард

ВВЕДЕНИЕ

Когда встречаются двое друзей, которые давно не виделись, они, как правило, рассказывают друг другу о своей жизни. Они делятся событиями и личными переживаниями до момента своей встречи. Так, наверное, обстоит дело и с Вами, дорогой читатель.

Таким образом снова пробуждаются давно забытые воспоминания. Люди задают вопросы, высказывают свои наблюдения об услышанном, что-то вспоминают в ответ. Как две реки, которые иногда соприкасаются, смешиваются, а затем снова возвращаются на свои пути, льется беседа. Так можно беседовать друг с другом часами. Почему так живительна подобная беседа? Как будто волшебная палочка прикасается к беседующим, они становятся внимательными и бодрствующими. Наше прошлое как бы вспыхивает в нас и часто благодаря этому принимаются новые решения, влияющие на наше будущее.

Если однажды мы рассмотрим этот естественный процесс, знакомый каждому, осознаннее и яснее, и воспримем его, мы сможем начать работать над своей биографией. Эта книга должна стать стимулом для того, чтобы через определенные промежутки времени - могут проходить годы - уделять немного времени, чтобы поработать над своей биографией, - одному в тихой комнатке, на природе, с друзьями или вместе с другими людьми на семинарах. Все зависит от того, в какой ситуации мы находимся, хотим ли мы больше сконцентрироваться на самих себе или хотим, чтобы опыт других обогатил нас.

РЕЛИГИОЗНОЕ ДУХОВНЫЙ МИР

Есть множество биографий великих личностей, но для каждого его собственная биография важнее всего. От себя могу сказать, что из более чем тысячи биографий, которые мне довелось выслушать, каждая - индивидуальна и уникальна, и каждая необыкновенно интересна.

Сегодня мало быть гением или чрезвычайно одаренным, так сказать, только для себя. Собственная гениальность может пригодиться другим или принести миру новые достижения. Но она мало помогает человеку, если он невыносим в социальном общежитии, вызывает раздражение других людей, не умеет ладить с ними и не работает над своим развитием. Гениальность проистекает из прошлого, но благодаря работе над собой, благодаря встречам с другими людьми и нашему отношению к ним мы шагаем, постоянно меняясь, из настоящего в будущее. «Он гений, но в социальной жизни невозможен,» - поведение человека, которого характеризуют такими словами, сегодня не имеет оправдания. Менее одаренный человек, которому приходится развивать в себе способности и который работает над собой, соберет больше плодов для будущего, чем тот, кто приносит большую одаренность, но не облагораживает себя.

После биографического семинара одна из участниц задала вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы не влюбиться в свою собственную биографию?» Для этого важна следующая точка зрения: чем больше мы работаем над нашей собственной биографией и учимся понимать ее, тем больше мы понимаем и других людей. Это, так сказать, те же самые «органы», которые пробуждают понимание. Оглядываясь на свою жизнь, мы чувствуем также, скольким мы обязаны другим людям. Благодаря им мы стали тем, чем являемся сегодня. И чувство благодарности наполняет нас. Мы можем бесконечно расширить эту мысль.

Как многим мы обязаны своему ангелу и тем суще-ствам, которые создали человека? Сколько раз наша жизнь находилась в опасности, и в последний миг мы были спасены? Многими ситуациями обязаны мы высоким вождям судеб, которые мудрее нас самих. И если мы обращаемся к этим жизненным ситуациям с особенной благодарностью, мы понимаем: в одиночку мне бы это никогда не удалось!

Все больше людей страдают сегодня от одиночества. Сегодняшнее время привело нас к тому, что мы отрезаны от духовного мира. Наши предки имели еще естественное отношение к религиозному. Как современные, образованные люди мы потеряли это отношение. Кроме того, мы освободились от старых связей, принадлежности к семье. Каждый хочет сегодня идти своим путем. Все реже молодое поколение продолжает начатое старшими или сын принимает предприятие отца. И чувство сопричастности своей собственной стране, собственному народу тоже все больше уменьшается. Все больше и больше мы становимся гражданами Земли в широком смысле слова. Современные средства связи позволяют нам в течение нескольких секунд воспринять все, что происходит во всем мире. И естественную связь с Землей, природой и ее проявлениями, которой владели наши предки, мы также утратили. Да мы даже разрушаем природу вокруг нас.

Хотя мы постоянно находимся среди людей, мы чувствуем себя одинокими, наш контакт с ними ослаблен. Перед нами встает большой вопрос: как мы можем преодолеть это одиночество? Только через сознательный контакт с духовным, через новую форму отношения к семье, к природе, и прежде всего к нашим близким. Первый шаг в этом направлении состоит в том, чтобы заинтересоваться другим человеком, обратиться к нему, а не ждать, когда он подойдет к нам, и попробовать теперь лучше понять его индивидуальность. Хорошей помощью для этого будет, если вы будете знать биографию близкого человека и обратитесь к его биографии не с критикой, а с позиции восхищения. Как же великолепна и неповторима каждая биография и как по-особенному каждый решает ту или иную проблему! Мы приходим в изумление.

Сознательная работа над собственной биографией создает в нас понимание биографии другого человека - и тем самым мы строим новые мосты к нему. В «Сказке» Гёте король спрашивает у змеи: «Что великолепнее золота?» - «Свет» - отвечает змея. «Что отраднее света?» - спросил он. «Беседа», - ответила она.

Сознательно ведущаяся беседа несет в себе соединяющий элемент: она строит мосты!

Подход, выраженный в этой книге, вырос из многолетней деятельности моей и моих сотрудников, которую мы проводили со многими людьми в группах. В течение пятнадцати лет мы организуем в Бразилии семинары по работе над биографией и изучению биографических закономерностей. Как я пришла к этой работе, вы можете узнать из автобиографии в конце книги. Эти курсы берут свое начало из терапевтического импульса. Они открыты для всех, но проводятся в особенности для тех людей, кто находится в сложной жизненной ситуации, душевной или физической. Многие люди, которые находятся в профессиональном или жизненном кризисе, также посещают наши курсы. Отдельные биографии, которые напечатаны в этой книге, являются аутентичными. Они написаны отдельными участниками семинаров по работе над биографией.Первая часть книги описывает наблюдения за человеческой биографией и дает представление о биографических закономерностях. Как методично мы работаем на наших семинарах и как каждый может работать над своей биографией, становится понятным из второй части книги. Стихи между отдельными главами могут служить лейтмотивами для работы над биографией.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:

ОБЩИЙ ОБЗОР

 

ПЕСНЬ ДУХОВ НАД ВОДАМИ

Душа человека

Воде подобна:

С неба сошла,

К небу взнеслась

И снова с неба

На землю рвется,

Вечно меняясь.

Чистый, ясный,

С гранитной кручи

Струится ток.

Вот распылился,

Облаком легким

Приник к стене

И беззапретно

Вошел под покровом,

Лепеча,

Во мрак теснины.

Путь заступят

Потоку скалы, -

Вспенится гневно

И - по уступам –

В бездну!

В покойном ложе

Сонной долиной скользит,

И в озерную гладь,

Тешась, глядятся

Тихие звезды.

Ветер волне

Верный любовник,

Донную ветер

Глубь баламутит.

Воде ты подобна,

Душа человека!

Судьба человека,

Ты ветру сродни!

Иоганн Вольфганг фон Гете

(Перевод Е. Вольпина)

 

Прежде чем мы займемся отдельными моментами биографии, полезно составить себе представление о ее общих закономерностях. Обрисуем вначале схематично биографию человека.

Биографию человека можно разделить на три больших отрезка:

Первая фаза человеческой жизни определяется по преимуществу телесным развитием. Здесь наша индивидуальность занята прежде всего строением нашего тела и физиологическим созреванием наших органов. Этот период длится от зачатия до приблизительно 21-го года жизни. Мы можем назвать его «принимающая фаза» или «подготовка». В ней мы сами еще мало участвуем в своей судьбе. Судьбу, скорее, мы получили от нашего прошлого.

Затем мы проживаем среднюю фазу, в которой мы развиваемся преимущественно душевно. В этой фазе перед нами стоит большая задача самовоспитания и саморазвития. Наша индивидуальность более не связана в такой мере с телом, как прежде. По достижении двадцать первого года жизни она становится «совершеннолетней» и может теперь строить жизнь, неся за нее ответственность. Мы живем теперь в фазе великой «экспансии», в которой мы заводим семью, строим дом, работаем согласно выбранной профессии, делаем карьеру. Одновременно это фаза, в которой мы имеем дело со многими людьми - то есть фаза, направленная на социальную жизнь. Мы учимся у другого человека. В межчеловеческом общении мы переживаем конфронтацию, любовь, восторг, антипатию -чувства, с которыми мы учимся жить и которые мы должны подчинить контролю нашего Я. Благодаря всем этим битвам бытия наша душа все более шлифуется, мы достигаем своей психической зрелости. В это время мы реализуем себя как личность в мире. Только после этого жизненного этапа мы становимся в полном смысле взрослыми. Тогда нам около 42 лет. В период душевного развития процессы синтеза и распада в нашем теле находятся в равновесии, поэтому мы можем быть очень продуктивны в отношении внешней деятельности.

Теперь мы вступаем в третью фазу, фазу духовного развития. Как растение, которое выросло и принесло цветы и плоды, так и у нас должны стать видимыми плоды нашей жизни. В это время биологические силы постепенно слабеют, верх берут процессы распада. В нашем душевно-духовном развитии мы не только ставим перед собой свои собственные цели, но и обращаемся к более высоким целям. Другими словами: мы ставим перед собой цели общечеловеческие. Кроме того, мы все больше начинаем заниматься следующими поколениями. Для достижения целей нашего развития требуются все большие усилия, потому что в фазе, в которой мы теперь находимся, жизненные силы нашего тела нас больше не несут. С другой стороны, именно это позволяет нам достичь более высокой ступени сознания, поскольку процессы построения тела затуманивают сознание. После еды, например, мы чувствуем сонливость; грудной ребенок почти все время спит и в течение полугода удваивает свой вес. Зато чем больше развиваются процессы распада в теле, тем больше в нас развивается сознание. Благодаря процессам распада в этот период высвобождается больше жизненных сил, которые находятся в нашем распоряжении как силы сознания. (На рис. 2 на стр. 23 мы представили это развитие линией а.)

Освобождающиеся на данном отрезке жизни душевные силы могут либо соучаствовать в подъеме сил нашего сознания, либо, если мы не работаем сознательно над собой, попасть под влияние распада нашего тела. Конечно, можно игнорировать процесс распада своего тела и продолжать работать с максимальной энергией. Но через несколько лет это может привести к полному разрушению здоровья (рак, сердечный инфаркт, стресс, истощение и т.д.), и человек будет вынужден сделать в своей жизни перерыв. После этого волей-неволей нужно заново организовывать свою жизнь. (Сравни линию b на рис. 2.)

В животном мире мы можем наблюдать, что животные в этой фазе становятся бесполезными и ненужными и ожидают смерти. Сказка о бременских музыкантах очень точно описывает этот процесс.

Если у меня, как человека, имеется такая установка: «Ах, мне уже сорок пять, теперь не стоит начинать что-то новое» - тогда я опускаюсь в своем душевном развитии. (Сравни линию развития с на рис. 2.)

Поскольку человек не только биологическое существо, но и духовнодушевное существо, у него в этой фазе жизни есть большие возможности раскрываться: «Жизнь начинается в сорок!» - это точное определение данного факта. В это время душевно-духовные силы все больше освобождаются от тела, и мы можем все более свободно развивать новые духовные способности.

Чтобы избежать недоразумений: конечно, и в первые 21 год жизни происходит душевное развитие. Однако оно сильно связано телесностью. Также и духовный элемент личности там тоже медленно, но все больше просвечивает. Естественно, и в период духовного развития, то есть в третьей фазе нашей жизни, продолжается душевное развитие, и многое, что было упущено в прошедшие годы, можно еще наверстать. К тому же фазу душевного развития нельзя понять, если не бросить взгляд на Я, которое постоянно работает над преобразованием и переформированием души. Следовательно, тело, душа и дух (Я) всегда взаимодействуют.

Три большие фазы жизни мы можем охарактеризовать также следующим образом:

В первой фазе преобладают действия «взять», «получить». Это время подготовки, «становления человека».

Во второй фазе сильнее выражено взаимодействие «брать» и «давать». Это время жизни и борьбы, «человекобытия».

В третьей фазе «давать» стоит на переднем плане. Это время «осуществления» человека.

С давних пор известны эти различные фазы, их называют весной, летом и осенью. Садовник, который хорошо знает времена года, знает, когда ему нужно то или другое, и когда он может собирать урожай. Так и человек, который осознает фазы жизни, как хороший садовник, не будет собирать урожай, пока дерево не выросло и не отцвело. Весной все растения находятся еще в зародыше, им нужно много сил для роста. Летом все растения в природе полностью раскрываются, а осенью созревают плоды и приносят семена. Зимой семена отдыхают в земле и ждут новой жизни.

Если бы мы разделили человеческую жизнь на две половины, мы смогли бы сказать: приблизительно до 35 года все настроено на подготовку - это подобно большому вдоху. Тело вдыхает свою духовную индивидуальность. Этот процесс мы можем назвать инкарнацией (см. рис. 2).

Начиная с 35-го года жизни, все сильнее ориентируется на отдавание - мы отдаем жизни и людям, которые нас окружают, то, что мы получили, и делаем это плодотворным для мира. Начинается большой выдох. Теперешнее развитие можно охарактеризовать как реинкарнацию (снова см. рис. 2). Интересно, что к этому времени (примерно в возрасте 35 лет) наши легкие имеют наибольший объем. Их эластичность достигла максимального объема, который теперь постепенно снова уменьшается.

Спортсмен часто достигает здесь пика своих возможностей.

Можно сравнить человеческую биографию также с дневным циклом. Мы приходим из сна, мы медленно просыпаемся, мы открываем для себя мир, мы должны сначала разогреть тело, чтобы быть полностью в нем и полностью владеть им - как музыкант должен сначала разыграться, прежде чем он сможет полностью владеть инструментом и извлекать из него прекраснейшие звуки. Или как спортсмен, который также сначала разогревается, прежде чем принять участие в состязании. Затем приходят продуктивные дневные часы, подобно продуктивным годам в жизни средней фазы. Вечером мы медленно отходим от нашего тела, мы устаем, так что мы переходим в сон - или, в биографии, в смерть.

В середине нашей жизни происходит, так сказать, переворот ценностей. Прежде мы принимали знание извне, мы давали ему проникнуть в себя, и теперь полученное знание в преобразованном, очищенном виде, как мудрость отдаем вовне, в окружающий мир.

Часто замечают, что маленький ребенок окружен некоей «аурой». Он встречает мир совершенно невинно и как завороженный. У некоторых пожилых людей, если этот человек внутренне цельный и уравновешенный, напротив, мы видим сияние, свечение, которое исходит изнутри. Следовательно, то, что было снаружи, в конце человеческой жизни пронизывает человека изнутри.

В первой половине своей жизни человек все больше приходит на Землю. Воспитание и окружение должны способствовать тому, чтобы тело становилось здоровым и сильным, чтобы человек, так сказать, приобрел почву под ногами. Здоровое тело создает предпосылки для того, чтобы этот человек смог вести уравновешенную душевную и духовную жизнь. Во второй половине жизни духовное сознание человека больше способствует гармонии его существования, даже если тело иногда уже подверглось воздействию болезни или возрастных явлений. В этой фазе жизни уравновешенное душевное и духовное поведение является предпосылкой телесного благополучия человека.

Эти три большие фазы можно подразделить на три меньшие фазы, и таким образом получается период в семь лет, «семилетие». Через каждые семь лет мы замечаем значительные изменения в биографии, и нам нужно научиться обращать на них наше внимание.

Уже давно биографию делили на семилетия; Рудольф Штейнер снова вернулся к этому подходу и обосновал его с точки зрения духоведения. В начале и в конце каждого семилетия происходят особенные преобразования, которые в первой большой жизненной фазе проявляются прежде всего как телесные, затем во второй больше как душевные, а в третьей фазе в первую очередь как духовно-душевные. В главе «Ритмы и отражения в биографии» (см. стр. 169) мы рассмотрим это подробнее. Особое внимание семилетиям мы будем уделять, знакомясь с биографиями некоторых участников наших семинаров. Чтобы не идти по чисто теоретическому пути, мы будем время от времени рассматривать их биографии и постепенно вырабатывать теоретические понятия.

Попытаемся теперь вжиться в несколько жизнеописаний, чтобы ощутить, что же такое биография.

БИОГРАФИЯ 1

Я родилась в Португалии, в небольшой деревне недалеко от Коимбры. Там было много зелени, много деревьев. И горы тоже были не очень далеко. Это была очень красивая, спокойная местность. Я была третьим ребенком, один арат старше меня на три года, другой на четырнадцать месяцев.

МОЕ ПЕРВОЕ ВОСПОМИНАНИЕ:

Это было где-то около моею второго дня рождения, когда родилась моя младшая сестра. Я слышала крики матери, у которой, вероятно, были схватки. Моих старших братьев не было дома, и я чувствовала себя очень одинокой. Я вскарабкалась на стул, чтобы посмотреть в окно. Открывался вид на горы и долины. Внезапно я увидела Богоматерь в красном платье и синем плаще. Я очень испугалась и убежала.

Когда я в возрасте 68 лет снова вернулась в тот дом, я действительно увидела окно и стул и почувствовала легкий трепет. Этот образ, как тогда, все еще стоит передо мной.

ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА РОДИЛАСЬ ЕЩЕ ОДНА СЕСТРА.

Когда мне было три года, мой отец потерял все свое имущество. Мы переехали в дом дедушки и бабушки в Авейро; мой отец переехал затем в Бразилию, в Багиа. Мне было тогда четыре года. Наконец, и мы - моя мать, которая опять была беременна, и четверо моих братьев и сестер, переехали вслед за отцом в Сальвадор (Багиа). Там в течение недели от инфекционного поноса умерли обе мои младшие сестры, после того как мы напились неочищенной воды. Через неделю после этого моя мать родила другого ребенка, мою новую сестричку. Поскольку за малюткой, чтобы компенсировать потерю двух других детей, ревностно ухаживали, я, конечно, стала очень ревновать.

Когда мне было пять лет, вся семья переехала в Рио-де-Жанейро, но там все было довольно сложно. Со здоровьем моей матери дела обстояли тоже не очень хорошо. Она решила вернуться с четырьмя детьми в Португалию и мы снова жили в доме дедушки и бабушки в Авейро. Мой отец остался в Бразилии и работал в торговом представительстве. Позднее он переехал в Сан-Паулу.

Авейро - очень красивый город, весь в цветах и очень чистый. Город пересекает рукав реки, который был особенно привлекателен для нас, детей, потому что там всегда было множество судов и лодок, и они были всячески украшены рисунками. Это была особенно пестрая жизнь. Мои братья ходили в Авейро на подготовительные занятия, а я посещала начальную ступень в сестринской школе. Через четыре года я перешла в другую сестринскую школу, где хорошо изучила португальский язык и рукоделие. Позднее, в 11 лет, я заболела: у меня был паратиф.

Мой отец за это время основал в Сан-Паулу фабрику по производству керамики и изготавливал фильтры для очистки воды. Позднее он купил также фирму «Salus», которая занималась очисткой и стерилизацией воды. Он изготавливал фильтры, чтобы стерилизовать воду.

Интересно, как трагический опыт жизни - смерть обеих дочерей из-за зараженной воды - преобразовался здесь в нечто положительное.

В Авейро мое детство было немного печальным, потому что моя маленькая сестра привлекала к себе все внимание, а я чувствовала себя отодвинутой на задний план. Сегодня я понимаю, что этот ребенок был как ангел для моей матери, потому что она потеряла двух других детей.

Через семь лет мы снова переехали в Бразилию, но теперь прямо в Сан-Паулу. Тогда мне было 12 лет. У моего отца, как уже говорилось, была фабрика по производству фильтров. В двенадцать лет у меня была первая игенструация. Там я снова пошла в сестринскую школу, Сан Хосе, чтобы повторить четвертый подготовительный класс. Об этом времени учебы у меня нет ни одного хорошего воспоминания. Там мною снова пренебрегали, я чувствовала себя чужой и отодвинутой в сторону. Когда я возвратилась из Португалии, у меня был очень сильный португальский акцент.

Здесь нужно заметить, что бразильцы говорят на совершенно особом, более мягком португальском языке.

Так я стала объектом насмешек соучеников. На уроках истории монашка всегда за что-то критиковала португальцев. Я очень злилась из-за этого, возмущалась и упрекала отца за то, что он забрал меня из Португалии. Я даже строила тайные планы путешествия, чтобы возвратиться туда. В это время я была очень погружена в себя и замкнута.

В 14 лет я поступила на курсы, чтобы стать секретаршей. Моя мать в это время работала в магазине. Когда мне исполнилось 16, моя мать организовала магазин по продаже фильтров для воды. Это был «КАЗА САЛУС» и я начала работать в этом магазине у матери во второй половине дня. По утрам я брала уроки английского и игры на фортепиано. Уже тогда я стала отвечать за кассу и всю письменную часть работы, а также за бухгалтерию магазина. В это время я чувствовала себя очень счастливой, с головой уходила в работу и казалась сама себе очень важной. В финансовом отношении я также была независимой.

Примерно в 18 лет я вместе с родителями, братьями и сестрами предприняла длительное и прекрасное путешествие в Португалию. Большой радостью для меня было посетить родственников и места моего детства. Когда я вернулась, я продолжила работу и возобновила учебу, я получала за работу деньги и могла покупать себе все, что хотела, в основном импортные вещи. Я чувствовала себя счастливой, независимой и значительной. Несмотря на это, я начала одновременно ощущать большую пустоту в моей жизни. Это вызывало печаль. Я чувствовала себя какой-то бесполезной, поверхностной и пустой. Я очень хотела помогать и испытывать чувство, что я кому-то нужна. Иногда я ездила вместе с отцом в Рио-де-Жанейро, потому что там у нас тоже был филиал, и мой отец должен был посещать этот магазин. Жизнь семьи протекала таким образом мои братья переженились, у меня уже появился племянник.

Только на 25-м году я встретила мужчину, за которого позднее вышла замуж, и который придал смысл моей жизни. Я не была с головой влюблена, но я испытывала к нему большую симпатию и восхищение. Постепенно возникла более глубокая любовь, солидная и красивая любовь. Однако я вышла замуж только в 28 лет. Как раз в день моей свадьбы отец отсутствовал, и в поездке у него случилось первое кровоизлияние. В том году он еще раз поехал в Португалию и умер, когда мне было 29 лет, в Авейро, в доме дедушки и бабушки. Там он и был похоронен.

Моя жизнь шла по-прежнему, между работой и домом.

Я восхищалась умом моего мужа, тем, как он работал, его характером и его моралью. Он был очень добрый, но и очень ревнивый.

Когда мне было 3½ года, я заболела тяжелой кишечной инфекцией и у меня была температура выше 40 градусов. Тогда мне приснился тот же самый сон, что и во время детских болезней, т. е. во время кори и паратифа. Мне снилось, что я поднимаюсь все выше и выше, и добираюсь до неба. Там мне навстречу вышел Петр, очень симпатичный пожилой мужчина с бородой и белыми волосами, и открыл мне дверь на небо. Это было прекрасно. Чудесные звуки, белые цветы. Мне навстречу вышел и святой Антоний, и он был незабываемо и неописуемо красив. Вдруг кто-то сказал мне, что мне еще нельзя остаться здесь, что мне нужно возвратиться. Тогда я проснулась и закричала. Я падала и падала, все быстрее, упала на колючую проволоку, я была вся в крови. После этого, просыпаясь, я всякий раз чувствовала страх и ужас. Этот сон был у меня с детства, примерно с шести лет, всегда с теми же самыми подробностями. В 31½ года, после тяжелой кишечной инфекции, я осознала это. Я провела тогда некоторое время в доме моей матери, где поправлялась после инфекции.

В этом же году, когда мне было 32 года, мой муж заболел полиневритом и ему пришлось сделать пункцию позвоночника. Прошло много времени, прежде чем смогли поставить точный диагноз. Через три года мой муж - ему еще не поставили правильного диагноза - начал устраивать спиритические сеансы и пробовать все возможное. Предполагали, что он страдает инфекционным ревматизмом, но исследования не приносили положительных результатов. Мой муж был чрезвычайно агрессивен, выходил из себя и даже хотел лишить себя жизни. В это время в Бразилию приехал доктор Александр Лерой с серией докладов. Он предположил, что у моего мужа рассеянный склероз. Предположение подтвердилось. 15 лет мой муж страдал этой болезнью. Таким образом, у меня появилась задача, которую я когда-то желала себе: быть полезной и иметь возможность помочь кому-нибудь.

На 36-м году моей жизни мы поехали в Швейцарию. Мой муж 9 месяцев находился в клинике Иты Вегман в Арлесхайме. Там мы встретились с выдающимися людьми и начали изучать антропософию. Когда мне было 37 лет, мы пробыли еще несколько месяцев в Португалии, снова в доме моих деда и бабушки в Авейро. После этого мы опять вернулись в Бразилию. Моему мужу приходилось тогда уже пользоваться инвалидным, креслом. В Сан-Паулу он продолжил антропософское лечение, в том числе с массажами и лечебной эвритмией. Он чувствовал себя иногда лучше, но бывали и ухудшения.

Когда я ухаживала за ним, я чувствовала, что сама я очень изменилась. Между нами возникла чудесная духовная любовь, которая была так сильна, что она никогда не кончится. Утром я ухаживала за мужем, во второй половине дня я работала. В течение 75 лет своей болезни он был инструментом моего очищения, моего духовного роста, взросления и очищения. Никогда больше в своей жизни я не казалась себе малозначимой, пустой и несчастной. Я чувствовала великую внутреннюю гармонию, эта сильная связь с моим мужем продолжилась и после его смерти и укрепляет, охраняет и ведет меня до сегодняшнего дня.

Когда мне было 43 года, моя мать приехала к нам, чтобы жить с нами. Через год мы с мужем еще раз вместе побывали на ферме у моих родственников. Там мужу стало плохо и с тех пор он больше не покидал своего дома.

Еще через год мой девятнадцатилетний племянник трагически погиб в автокатастрофе. На свадьбе второго племянника мы были свидетелями. Другой племянник заменил моего мужа у алтаря. Мне было 47 лет, когда у моего мужа начались проблемы с сердцем; кроме того, у моей дом работницы, которая была у нас много лет, и которая ухаживала за моим мужем уже как за ребенком, был язвенный тромбофлебит, и ей пришлось сделать операцию. Так я взяла на себя в доме уход за тремя людьми. Параличу моего мужа все прогрессировал. Наконец, 4 июня 1970 года он скончался. Тогда мне было ровно 48 лет, 22 года мы были вместе. Он был моим лучшим другом.

После кончины мужа я полностью окунулась в работу и организовала в фирме три филиала. Под конец у меня были четыре больших фирмы, которыми я сама управляла. После 55 лет я постепенно стала передавать работу другим и оставила за собой только одно предприятие.

Добавление (1983 г., написано в возрасте 63 лет): Я все еще руковожу этой фирмой. Я научилась, наконец, предоставлять другим людям больше автономии. Я люблю контакт с покупателями. Вечером я возвращаюсь домой, где живу одна. Я чувствую себя, слегка ленивой и «слишком устроенной в жизни». Я не хотела бы казаться ненужной и хотела бы найти еще новую задачу. Уже девять лет у меня не было отпуска. Я хотела бы еще раз съездить в Швейцарию и в Португалию.

Этот отпуск состоялся лишь через три года, и через 30 лет после своего пребывания в Швейцарии госпожа Л. снова приехала в Арлесхайм, посетила клинику и Гетеанум, и там главным образом изучала вырезанную из дерева статую «Представителя человечества» Рудольфа Штейнера. На обратном пути через Португалию она еще раз переночевала в доме, в котором родилась. После возвращения в Бразилию она решила продать последний из своих магазинов. В конечном счете, она проработала непрерывно 28 лет, с 1960 по 1988 год. Дело ее родителей было передано племяннику.

Основные даты биографии.

2 года: первое воспоминание

(духовное переживание)

3 года: отец переезжает в Бразилию.

4 года: она сама приезжает в Бразилию -

потеря двух сестер.

5 лет: возвращение в Португ


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.