Часть 5. Психология детей со сложными нарушениями развития — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Часть 5. Психология детей со сложными нарушениями развития

2017-11-28 313
Часть 5. Психология детей со сложными нарушениями развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

5.1. Психология детей со сложными нарушениями как наука

Предмет и объект науки. Основные задачи науки. Принципы и методы науки. Понятие «сложные нарушения». Осложненный дефект. Причины сложных нарушений развития. Варианты сложного нарушения. Наследственные и экзогенные причины. Классификация детей со сложными нарушениями по: сочетанности, выраженности, времени наступления, с одновременно или разновременно наступившими нарушениями.

5.2. Особенности развития познавательной сферы

Особенности ощущения и восприятия у детей со сложными сенсорными нарушениями. Кожная чувствительность и двигательная память способ познания окружающего. Использование остаточного зрения и слуха.

5.3. Особенности личности и эмоционально - волевой сферы

Вероятность ущербного, иждивенческого, эгоистического развития личности ребенка. Причины: обусловленные собственно сложным нарушением; отношение к нему окружающих людей; проблемы связанные с практикой обучения и воспитания.

 

5 .4. Особенности деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков. Предметная и игровая деятельность детей со сложными нарушениями. Роль продуктивных видов деятельности в развитии ребенка со сложными нарушениями: лепка, моделирование, рисование. Особенности обучения детей со сложными нарушениями.

 

Раздел II. Специальная педагогика

 

Часть 1. Общие вопросы специальной педагогики

1.1. Специальная педагогика как наука

Предмет и объект специальной педагогики. Особенности специального образования лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен.

Задачи специальной педагогики и ее понятийный аппарат.

Принципы коррекционно-педагогической деятельности. Общепедагогические принципы и принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности. Методы специальной педагогики. Статистика специальной педагогики. Предметные области специальной педагогики.

Научные основы специальной педагогики. Становление и развитие специальной педагогики как науки.

 

1.2. Ребенок с отклонениями в развитии и поведении как объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности

Понятие «норма» – «аномалия» как междисциплинарная проблема. Проблема критериев нормы, предметная норма. Социально-возрастная норма. Индивидуальная норма. Норма психического развития. Психологический аспект проблемы «норма – аномалия».

 

Часть 2. Перспективы развития специальной педагогики и специального образования

 

2.1. Современные теории и практика выявления детей с нарушениями в развитии и комплектование коррекционно-образовательных учреждений в России

Задачи и принципы отбора детей в коррекционно-образовательные учреждения в России. ПМПК (психолого-медико-педагогические консультации), задачи, структура, специфика работы. Организация психолого-педагогического обследования. Обследование детей в раннем возрасте.

Педагогическое обследование детей дошкольного и школьного возраста. Обследование навыков чтения, письма, счета. Использование наглядного и дидактического материала в процессе исследования школьных знаний и навыков.

Логопедическое обследование, его цель, техника, процедура. Современные требования к оформлению результатов обследования. Заключение по результатам обследования.

Психологическое обследование личности ребенка в диагностической работе МПК и ПМПК.

 

2.2. Концепция коррекционно-развивающего обучения

Концепция коррекционно-развивающего обучения. Основные положения концепции. Система коррекционно-развивающего обучения. Организация учебно-воспитательного процесса. Направления коррекционно-развивающего обучения. Организация и задачи диагностико-консультативной работы. Классы коррекционно-развивающего обучения. МПК. Задачи МПК. Основные направления деятельности консилиума. Организация коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса. Вариативность форм и методов обучения. Варианты комплектования классов КРО. Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения. Задачи коррекционно-развивающего обучения.

 

Раздел III. Педагогические системы специального образования

Часть 1. Образование лиц с интеллектуальным нарушением

 

1.1. Методика ознакомления с окружающим миром детей с проблемами в развитии

Особенности представлений об окружающей действительности у дошкольников с проблемами в развитии (Е.Р. Баенская, Л.А. Головчиц, Л.И. Плаксина, Е.А. Стребелева, Э.В. Лапошина, Г.В. Чиркина и др.). Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольника с нарушением интеллекта (Л.Ф. Хайртдинова). Формирование представлений о социальных явлениях у дошкольников с нарушением интеллекта (Л.Ю. Шамко). Опосредованное обучение как важное средство для ознакомления с окружающим миром.

 

1.2. Методика развития речи детей дошкольного возраста с проблемами в развитии

Особенности речевого развития ребенка с различной структурой дефекта при поступлении в специальное дошкольное учреждение (О.Г. Приходько, Л.И. Плаксина, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко, Г.В. Чиркина).

Условия формирования речи дошкольника с нарушением в развитии в дошкольном учреждении. Методика развития словаря на занятии. Своеобразие использования методических приемов на разных этапах обучения.

Методика формирования грамматического строя речи.

Методика развития связной речи. Диалог и монолог – две формы коммуникативной функции речи. Беседа как метод обучения диалогической речи, классификация бесед (Е.И. Флерина). Использование беседы на специальных занятиях по развитию речи.

Методика обучения рассказыванию. Использование методики обучения рассказыванию по игрушке (М.М. Алексеева) и рассказыванию по выбору (Э.П. Короткова) в работе с проблемными дошкольниками. Своеобразие методики обучения рассказыванию по картине на разных возрастных этапах. Методика работы с художественной литературой.

 

1.3. Методика формирования элементарных математических представлений дошкольников с проблемами в развитии

Особенности математического развития детей с проблемами в развитии / исследования Л.Б. Баряевой, Т.А. Басиловой, Л.А. Головчиц, Л.И. Плаксиной, И.В. Чумаковой/.

Теоретические основы методики математики детей дошкольного возраста, основные математические понятия, дидактические принципы обучения, формы организации, средства и методы обучения элементам математики в дошкольном учреждении.

Осо­бенности формирования дочисловых количественных представлений у дошкольника с интеллектуальным недоразвитием (И.В. Чумакова). Методика формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста на специальных занятиях. Методика сравнения предметных множеств со словесным обозначе­нием «одинаково», «поровну», «больше», «меньше» путем пересчитывания, наложения, приложения предметов. Ознакомление с цифрами.

Методика формирования представлений о величине предметов, измерении величин, форме предметов и пространственных представлениях у дошкольников с проблемами в развитии. Формирование представлений о времени у детей в специальном дошкольном учреждении.

Методика обучения решению арифметических задач дошкольников.

 

1.4. Обучение конструированию детей дошкольного возраста с проблемами в развитии

Особенности конструктивной деятельности детей дошко­льного возраста с проблемами в развитии: интерес к процессу и результату деятельности, конструктивные умения и навыки, планирование, речевое сопровождение и т.д. (О.П. Гаврилушкина).

Особенности обучения конструированию детей дошколь­ного возраста в специальном дошкольном учреждении. Организация, задачи и содержание работы на разных этапах обучения.

Методика обучения конструированию детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (О.П. Гаврилушкина, С.В. Летуновская)). Виды конструирования. Специфика непредметного конструирования на разных этапах обучения. Занятия со сборно-разборными игрушками: требования к наглядным пособиям, методика работы. Методика обучения конструированию по графической модели и по графическому образцу. Содержание занятий по моделированию кукольной комнаты.

 

1.5. Технология обучения игре детей дошкольного возраста с проблемами в развитии

Особенно­сти игровой деятельности детей дошкольного возраста с проблемами развития (О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. Г.Л. Выгодская). Система коррекционных занятий по обучению игровой деятельности в специальном дошкольном учреждении.

Этапы обучения игре. Предметная игра. Бытовая отобразительная игра. Обучение игре с куклой как с партнером. Первые роли. Формирование ролевого поведения.

Методика обучения сюжетно-ролевой игре детей дошко­льного возраста с нарушением интеллектуального развития (Л.Б. Баряева, А.П. Заринь, Н.Д. Соколова).

Дидактические игры в системе коррекционной - педагогической работы с детьми дошкольного воз­раста с проблемами в развития. Подвижные игры в работе с детьми дошкольного возрас­та с нарушением интеллектуального развития.

 

1.6. Методика обучения ручному труду детей с проблемами в развитии

Своеобразие трудового обучения и воспитания детей с проблемами в развитии (О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Л.А. Головчиц, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко и др.).

Содержание коррекционных занятий по обучению труду в специальных дошкольных учреждениях.

Виды труда детей. Возможности и содержание каждого вида труда в разных возрастных группах и дошкольных учреждениях разного вида.

Труд по самообслуживанию в специальных дошкольных учреждениях. Ручной труд в специальных дошкольных учреждениях. Хозяйственно-бытовой труд в дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта. Труд в природе в системе трудового воспитания детей с на­рушением интеллекта.

 

1.7. Подготовка детей с проблемами в развитии к обучению в школе

Проблема готовности к школе детей с отклонениями в интеллектуальном развитии (С.Д. Забрамная, В.В. Воронкова, А.А. Катаева). Формирование нравственно – волевой готовности детей с нарушением интеллекта в сюжетно – ролевых играх (О.П. Гаврилушкина).

Проблема готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха (Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина). Подготовка к школе детей с нарушением зрения (Р.Д. Максютова, Е.Н. Подколзина). Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом (М.М. Либлинг). Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития (Н.В. Бабкина, Т.А. Власова, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова и др).

 

Часть 2. Образование детей с задержкой психического развития

 

2.1. Специальное образование детей с задержкой психического развития

Потребность общества в создании широкой сети образовательных дошкольных учреждений для детей отстающих в развитии. Этапы оказания помощи детям с задержкой психического развития: первый этап – открытие специальных классов /50-е годы ХХ века/; второй этап – комплексные медико-педагогические исследования /60-70 годы ХХ века; третий этап – ранняя диагностика и коррекция отклонений в психофизическом развитии /начало 90 годов ХХ века/.

 

2.2. Организационные формы помощи детям-дошкольникам с задержкой психического развития

Создание нового типа специальных дошкольных учреждений – детское дошкольное учреждение для детей с задержкой психического развития (1990). Комплектование дошкольных учреждений для детей с ЗПР.

Принципы организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР. Типы и виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений. ПМПК – одна из форм помощи детям с ЗПР. Основные показания и противопоказания для приема ребенка в специализированное дошкольное учреждение или группу.

Основные блоки задач в специализированном дошкольном учреждении. Направления коррекционной работы с детьми.

Организация обучения и воспитания детей с ЗПР в диагностико-коррекционных группах / Шевченко С.Г., Екжанова Е.А.., Марковская И.Ф., Маркова Л.Г./. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста / Разенкова Ю.А., Мастюкова Е.М./. Организация работы с родителями.

Готовность детей с ЗПР к школьному обучению в контексте современных тенденций в общем и специальном образовании.

 

2.3. Проблема школьной неуспеваемости в теории и практике обучения

Проблема школьной неуспеваемости в российской и зарубежной педагогике и психологии. Вопросы клинической дифференциации неуспевающих школьников (И. Борисов, П.И. Растегаев, Н.О. Озерецкий).

Психолого-педагогический подход к решению данной проблемы (П.П. Блонский, Ф.А. Касторский). Сторонники социогенетического направления (Е.А. Аркин, А.Б. Залкинд). Психологические проблемы неуспеваемости школьников (В.И. Зыкова, З.И. Калмыкова, Л.С. Славина, Н.Н. Менчинская). Педагогическое направление (А.А. Есипов, Ю.К. Бабанский, С.Т. Шацкий) в исследовании детей с трудностями в обучении.

Интегрированное обучение: задачи, возможности, необходимые условия эффективной реализации. Специфика психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой нарушения, включающей ЗПР. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Часть 3.Образование лиц с нарушениями речи

 

3.1. Предмет логопедии, ее становление как интегративной отрасли знаний

Логопедия как наука. Определение, объект и предмет логопедии. Цель и задачи логопедии: теоретический и практический аспекты.

Естественнонаучная психофизиологическая основа логопедии. Методологическая основа логопедии. Принципы и методы логопедии как науки.

Понятие речевого нарушения. Этиология и принципы анализа речевых нарушений. Классификация речевых нарушений. Критерии педагогического, психологического, лингвистического и клинического характера при изучении речевых нарушений.

 

3.2. Виды речевых нарушений

Дислалия. Учение о дислалии. Основные формы дислалии. Критерии их выделения. Функциональная и механическая (органическая) – учет локализации поражения и причин. Сенсорная и моторная дислалия – учет психофизиологических механизмов (К.П. Беккер, М. Совак, М.Е. Хватцев, О.А. Токарева, О.В. Правдина и др.). Акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая формы – учет фонематического или фонетического дефекта. Простые и сложные дислалии.

Уровни нарушенного произношения (О.В. Правдина). Способы и приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей. Цель и основные этапы логопедической работы по преодолению у детей недостатков звукопроизношения.

Ринолалия. Ринофония. Определение и классификация ринолалии, ринофонии.

История изучения, причины, симптоматика открытой органической врожденной ринолалии. Классификация расщелин верхней губы и неба. Влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка.

Особенности устной и письменной речи при открытой ринолалии. Логопедическое обследование детей с ринолалией. Содержание логопедических занятий по методике А.Г. Ипполитовой. Поэтапная методика коррекции звукопроизношения и голоса (И.И. Ермакова). Специфика коррекционной работы по методике Л.И. Вансовской. Центры оказания помощи детям и подросткам с врожденной челюстно-лицевой патологией.

Дизартрия. Понятие дизартрии. История изучения. Патогенез дизартрии. Клинико-физиологические аспекты дизартрии. Психолингвистические аспекты дизартрии. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией.

Классификации дизартрии (Правдина О.В., Панченко И.И., G.Tardier). Характеристика стертой формы дизартрии, приемы логопедического обследования и основные направления коррекционной работы (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова,1980; Л.В. Лопатина). Логопедическое обследование детей с ДЦП. Специфика коррекционно-педагогического воздействия при различных формах дизартрии при ДЦП. Специальные лечебно-учебные учреждения системы здравоохранения и просвещения для детей и подростков с ДЦП.

Нарушения голоса. Причины, механизм и классификация нарушений голоса. Функциональные нарушения голоса. Фонопедическая терапия при функциональных дисфониях (Орлова О.С., Лаврова Е.В. и др.).

Органические нарушения голоса. Восстановления голоса при парезах и параличах гортани. Восстановление голоса при хронических ларингитах (Лаврова Е.В. и др.). Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани (Алмазова Е.С., Ивановская Ф.А. и др.); после удаления гортани (Таптапова Л.С.). Профилактика голосовых нарушений.

Нарушения темпа и ритма речи. Заикание. Характеристика темпа и ритма речи и их нарушений у детей. Тахилалия, причины и патогенез (В.М. Бехтерев, М.Е. Хватцев). Психологический аспект механизма тахилалии. Формы тахилалии. Речевая и неречевая симптоматика. Особенности нарушений при баттаризме (парафразии) (А. Либманн, А. Гутцман, Ю.А. Флоренская) и полтерн (спотыкании) (В.С. Кочергина, К.П. Беккер). Брадилалия, причины, механизмы (М.Е. Хватцев, Ю.А. Флоренская, В.С. Кочергина, М. Зееман, А. Куссмауль). Система лечебно-педагогической комплексной работы по устранению нарушений темпа речи.

Заикание, этиопатогенетические механизмы. Теоретические подходы к изучению заикания. Клинические критерии для разграничения невротической и неврозоподобной формы заикания (Н.М. Асатиани,, Б.З. Драпкин, В.Г. КАзаков, Л.И. Белякова и др.). Современные нейрофизиологический, психологический и психолингвистический подходы в изучении механизмов заикания (И.В. Данилов, И.М. Черепанов, И.Ю. Абелева, А В. Ястребова и др.).

Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников и младших школьников.

Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых (М.И. Буянов, Б.З. Драпкин, Е.В. Богданова, Н.Б. Жихарева, 1989, В.И. Шкловский, 1994). Основные направления профилактики заикания.

Алалия. Этиология, патогенез и классификация алалии. История изучения (А. Куссмауль (1877), Р. Коэну (1888), Р. Шультесс (1830), И. Франк, Г. Гутцман (1894), А. Либманн (1900)).

Причины алалии. Анатомо-физиологический аспект изучения алалии. Роль патофизиологических механизмов в возникновении алалии.

Классификации алалии. Моторная (экспрессивная) алалия (В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, И.Т. Власенко). Симптоматика экспрессивной алалии. Основные направления коррекционной работы при моторной алалии.

Сенсорная алалия, механизм и симптоматика нарушений (Н.Н. Трауготт, Ю.А. Флоренская, С.И. Кайданова). Психолого-педагогические и речевые особенности детей с сенсорной алалией. Система коррекционного воздействия.

Афазия. История изучения афазии (Л.С. Цветкова). Классификация афазий. Афферентная моторная афазия. Эфферентная моторная афазия. Динамическая афазия. Сенсорная (акустико-гностическая) афазия. Акустико-мнестическая афазия. Семантическая афазия.

Организация восстановительного обучения при афазии. Методы восстановления речи при поражении передней речевой зоны коры. Методы восстановления речи при поражении задней речевой зоны мозга.

 

Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия. Исторический обзор учений о нарушениях письменной речи (А. Куссмауль, 1877; В. Морган, 1896; П. Раншбург; Е. Иллинг, О. Ортон, Р.А. Ткачев; С.С. Мнухин). Причины нарушений письменной речи. Механизмы нарушений чтения и письма. Дислексия. Психологическая классификация ошибок чтения (Т.Г. Егоров). Специфические ошибки письма (И.Н. Садовникова). Классификации дислексий и дисграфий. Методика коррекционной работы по устранению различных форм дислексии, дисграфии, дизорфографии (Р.И. Лалаева, Т.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова, А.Н. Корнев, Прищепова и др.). Профилактика нарушений чтения и письма.

Общее недоразвитие речи (ОНР). Периодизация ОНР (Р.Е. Левина). Характеристика уровней речевого развития. Специфика процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи. Нарушение лексики у детей с ОНР; особенности антонимии и синонимии; осознание значения слова. Нарушения формирования грамматического строя. Нарушения синтаксической структуры предложения (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова).

Основные направления логопедической работы при ОНР. Поэтапное формирование устной речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ( ФФНР ). Определение ФФНР. Симптоматика ФФНР. Исследования Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше и др. Первичное или вторичное недоразвитие фонематического восприятия.

Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи (Н.А. Оскольская).

Организация помощи детям с речевыми нарушениями. Система специальных учреждений для детей с речевыми нарушениями. Логопедическая помощь в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.

Отбор детей в специальные учреждения. Рекомендации к комплектованию речевых групп при массовых детских садах, логопедических пунктов при общеобразовательных школах.

Обучение и воспитание детей с различными видами речевых нарушений (ОНР, ФФНР).

Предупреждение нарушений: первичная, вторичная и третичная профилактика.

Организация логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных дефектах. Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью /Петрова В.Г., Шиф Ж.И. Воронкова В.В. и др./. Нарушения фонетической стороны речи и особенности логопедической работы. Коррекция нарушений письменной речи во вспомогательной школе (Р.И. Лалаева и др.).

Формы нарушений звукопроизношения у слабослышащих. /Л.Г. Парамонова/. Нарушения грамматического и лексического строя речи /Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин и др./. Логопедическое обследование слабослышащих детей. Логопедическая работа при нарушениях слуха: коррекция фонетико-фонематических нарушений; лексико-грамматических и нарушений связной речи.

Уровни сформированности речи при нарушениях зрения /О.Л. Жильцова, С.Л. Коробко, Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, Т.П. Свиридюк/. Особенности логопедической работы с учетом уровней сформированности речи. Развитие речевой культуры в игровой, учебной, трудовой деятельности. Опора на остаточное зрение или специфические способы восприятия (у слепых детей).

 

Часть 4. Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха

 

4.1. Сурдопедагогика как наука

Сурдопедагогика – предмет, объект, основные задачи и принципы науки. Дошкольная сурдопедагогика – составная часть сурдопедагогики. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими научными дисциплинами: медицинскими, психологическими, лингвистическими, педагогическими. Методы дошкольной сурдопедагогики. Комплексный характер использования различных методов.

4.2. Система коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха

Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье. Организация и содержание работы в семье с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста. Воспитание и обучение в условиях специальных учреждений и групп. Детские сады компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей. Детские сады комбинированного вида. Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста “начальная школа – детский сад”. Организация групп кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха. Сурдологические центры и кабинеты. Центры реабилитации слуха и речи.

Задачи, принципы и методы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников. Общедидактические и специфические принципы в воспитании дошкольников с нарушениями слуха. Методы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников. Формы организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. Занятия как форма воспитания и обучения. Виды занятий в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива. Взаимосвязь детского сада и родителей.

Социальная защита детей с нарушениями слуха.

Интегрированное воспитание и обучение детей с нарушениями слуха. Проблема интеграции детей с нарушениями слуха в специальной педагогике.

Цели интеграции детей с нарушениями слуха со слышащими детьми. Формы интегрированного воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха. Условия полноценной интеграции детей с нарушениями слуха со слышащими детьми. Подготовка воспитателей общеобразовательных дошкольных учреждений к работе с детьми с недостатками слуха. Роль сурдопедагогов в организации коррекционной работы. Участие родителей в интегрированном воспитании и обучении детей с нарушениями слуха.

 

4.3. Содержание коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха

4.3.1. Вербальные и невербальные средства коммуникации

История возникновения жестового языка. Состав, принципы устройства, уровень «коммуникативной самостоятельности», сфера и частота использования различных кинетических (жестовых) систем. Национальные жестовые языки глухих. Международный язык жестов – жестуно.

Дактильная речь как своеобразная кинетическая форма словесной речи. Дактилирование, дактильный знак. Дактильные азбуки, история их создания. Первый русский дактильный алфавит (1835 г.). Функционирование дактильной речи в коммуникативной деятельности. Взаимосвязь дактильной формы речи с устной и письменной речью.

Лингвистический анализ жестовой речи. Калькирующая жестовая речь (КЖР) как вторичная знаковая система, калькирующая лингвистическую структуру словесного языка. Исполнение жестов в высказываниях калькирующей жестовой речи.

Проблема жестовой речи как средства обучения. Альтернативные подходы к использованию жестовой речи в современной зарубежной и отечественной сурдопедагогике.

4.3.2. Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

Психолого-педагогические основы развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Цели и задачи работы по развитию слухового восприятия. Система и этапы работы по развитию слухового восприятия. Содержание работы по развитию слухового восприятия: неречевые звуки, речь (слова, фразы, тексты) и элементы речи (гласные и согласные звуки). Методы развития слухового восприятия. Условия эффективной работы по развитию слухового восприятия.

Обучение восприятию на слух неречевых и речевых звучаний. Выработка условно-двигательной реакции на звук. Формы организация работы по развитию слухового восприятия. Планирование и учет работы по развитию слухового восприятия.

4.3.3. Развитие произношения у детей с нарушениями слуха

Психолого-педагогические основы формирования произношения у детей с нарушениями слуха. Механизмы формирования устной речи у детей с нарушением слуха. Задачи обучения произношению детей с нарушением слуха. Аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный метод обучения произношению детей с нарушениями слуха. Содержание и этапы работы по обучению произношению детей с нарушением слуха. Формирование и развитие подражательной способности, работа над голосом, речевым дыханием, звуками, словом и фразой. Чтение с губ как специфический способ восприятия устной речи при нарушении слуха. Основные компоненты механизма чтения с губ.

Работа над ритмико-интонационной стороной речи, голосом и речевым дыханием. Речевая ритмика как один из основных методических приемов работы по обучению произношению детей с нарушениями слуха.

Работа над звуками речи. Вызывание звуков с помощью фонетической ритмики. Закономерности в последовательности появления звуков в речи детей. Характеристика правильной артикуляции, дефекты произнесения и пути их устранения. Система автоматизации и дифференциации звуков в речи.

Работа над словом и фразой. Овладение словом как слогоритмической структурой. Уточнение звуко-слогового состава слова. Воспроизведение слов по подражанию.

4.3.4. Технические средства диагностики и коррекции нарушений слуха и речи

Приборы и установки для исследования слуха Аудиометрия. Аудиометрическая сетка и аудиограммы. Пороговая тональная аудиометрия. Речевая аудиометрия. Игровая аудиометрия. Акустическая импедансометрия. Метод регистрации слуховых вызванных потенциалов. Электрокохлеография. Определение коротко-, средне - и длиннолатентных слуховых вызванных потенциалов. Регистрация задержанной вызванной отоакустической эмиссии улитки.

Звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования. Слухоречевой тренажер. Индивидуальный слуховой аппарат, принцип действия, составные элементы. Типы индивидуальных слуховых аппаратов: карманные, заушные, внутриушные.

Слухопротезирование. Кохлеарная имплантация. Использование звукоусиливающей аппаратуры на занятиях. Методика уточнения режима звукоусиления на аппаратуре индивидуального и коллективного пользования. Приборы тактильно-вибрационного и визуального контроля речи. Виброскоп, вибратор. Телетакторы, тактильные вокодеры. Визуальный индикатор речи. Электронный индикатор речи. Возможности использования компьютерной программы программы «Visible Speech».

 

Часть 5. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности

 

5.1. Возможности развития, образования и социализации при аутизме

Основы семейного воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ранним детским аутизмом (РДА).

Подготовка к обучению детей с РДА. Основные задачи обучения. Организация занятий. Общее развитие моторики. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, восприятия, памяти. Развитие речи: развитие понимания речи, развитие активного пользования речью, подход к обучению навыкам чтения, письма, счета. Рекомендации по обучению аутичных детей. Зарубежный взгляд на проблему обучения и подготовки детей с РДА. Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам (Заломаева Н.Б.).

Современные подходы к проблеме обучения детей с РДА в разных странах. Социальная реабилитация детей с РДА. Удерживающая терапия (холдинг – терапия). Бихевиористский подход. Групповая терапия. Метод выбора. Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия. Помощь и поддержка аутичных детей в Нидерландах. Организация помощи и поддержки детям с аутизмом в Швеции. Обучение учеников с аутизмом в Бельгии.

5.2. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме

Принципы психокоррекционной работы. Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми. Организация психокоррекционной работы: проведение занятий в специально оборудованном помещении; строгая организация режима; создание индивидуальных психокоррекционных программ; привлечение родителей к психокоррекционному процессу.

Задачи психологической коррекции с детьми с РДА. Основные этапы психологической коррекции: установление контакта с аутичным ребенком; усиление психической активности; организация целенаправленного поведения; работа с родителями. Приемы организации коррекционной помощи при РДА: организация среды, выработка определенного аффективного режима, сенсорная организация пространства, использование аутостимуляции ребенка.

Стимуляция речевого развития: использование имеющихся вокализаций ребенка, стимулирование речевой активности на фоне эмоционального подъема.

5.3. Методы коррекции раннего детского аутизма

Поведенческая терапия для формирования навыков бытовой адаптации. Трудности обучения социально-бытовым навыкам. Телесно-ориентированные методы психотерапии при РДА и атипичном аутизме.

Холдинг-терапия как форма психологической помощи. Психологическое обоснование метода. Стадии холдинг-терапии. Модификация холдинг-терапии (М.М. Либлинг, О.С. Никольская). Задачи специалиста, ведущего холдинг-терапию. Противопоказания к проведению холдинг-терапии. Результаты холдинг-терапии. Негативные феномены при холдинг-терапии.

Облегченные коммуникации при РДА. Определение и реализация методики. Механизм действия облегченных коммуникаций, инициатор коммуникаций, необходимость физического контакта.

Кризисное вмешательство при РДА и атипичном аутизме. Возможные причины кризовых расстройств при аутистических синдромах: изменение среды и окружения; коммуникативные недоразумения; фазы развития и созревания как «кризовый момент»; изменения условий и течения возможных основных заболеваний.

Игра как средство коррекции аутичного поведения у детей. Нарушения игры при детском аутизме. Экспериментальное изучение игровой деятельности детей с РДА. Методика исследования: исследование игры по социализированным сюжетам, исследование спонтанной игры, исследование процесса игрового замещения.

Особенности коррекции речевых расстройств при РДА.

Часть 6. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

6.1. Психологические основы организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Взаимосвязь общеразвивающих и коррекционных задач в воспитании и обучении детей с церебральным параличом. Индивидуальный подход в определении коррекционных задач.

Специфика коррекционных задач, вызванных двигательной патологии, нарушениями психической деятельности, речевыми нарушениями, недостаточностью сенсорного развития. Взаимосвязь коррекционно-педагогической работы и лечебных мероприятий. Определение психологической готовности к овладению различными видами детской деятельности как необходимое условие коррекционного воздействия.

6.2. Система и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП

Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП. Медицинская коррекция ДЦП: лечебная физкультура и массаж, мануальная терапия, метод функционального биоуправления, метод комплексной стимуляции, кондуктивная педагогика, использование технических вспомогательных средств.

Коррекция нарушений речи при ДЦП. Коррекционная работа при различных формах дизартрии. Коррекция нарушений чтения и письма.

Психологическая коррекция познавательных процессов и сенсорно-перцептивной деятельности у детей с церебральным параличом. Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций. Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия. Развитие скорости восприятия объектов. Роль продуктивных видов деятельности в коррекции сенсорных процессов у детей с ДЦП.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков с ДЦП. Проблемы коррекции детей с ДЦП, имеющих патохарактерологические и невротические проявления.

6.3. Проблема реабилитации и социальной адаптации детей с церебральным параличом

Система поэтапной медицинской и педагогической реабилитации детей с церебральным параличом. Психосоциальные основы реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Реабилитация средствами образования. Особые образовательные потребности детей с нарушениями функций опорно-двигат


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.