Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-11-28 | 238 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Система сменных должностей - это, по сути, система детско-взрослого самоуправления, действующая во время подготовки и проведения турпохода. Практика введения системы сменных должностей распространена среди многих туристских групп, поскольку значительно облегчает их работу на маршруте и является хорошей школой формирования туристских навыков. Все (или почти все) участники похода по очереди занимают те или иные должности в течение суток - смена должностей обычно производится после выхода группы с места ночевки. Должности могут быть, например, такими:
Кроме временных должностей, в группе могут быть и постоянные - завхоз по снаряжению, завхоз по продовольствию, реммастер и т. п.
|
|
Педагогу очень важно на равных с детьми включиться в систему сменных должностей и постараться убедить в этом и других взрослых участников похода. Во-первых, это будет честно и справедливо. Вы покажете детям, что система сменных должностей - это не придуманная для них игра в самоуправление, а реально необходимая форма организации совместной походной жизни, где у каждого (кем он ни был) есть свой участок работы, за который он несет ответственность перед всей группой и, в первую очередь, перед командиром (кто бы в данный момент эту должность ни занимал). Во-вторых, ваша работа в той или иной должности будет рассматриваться детьми как эталонная. Другими словами, именно ваши действия -как более опытного в группе туриста - будут примером для них. А в том, что к вашей работе (в качестве штурмана, дежурного или кого-то еще) со стороны школьников будет проявляться более пристальное внимание, даже не сомневайтесь.
Третье. Режим.
С первых же минут похода необходимо особое внимание уделять соблюдению детьми всех основных режимных моментов - от этого, кстати, зависит, уложитесь ли вы в запланированный график движения. На утренние сборы (подъем, гигиенические процедуры, завтрак, демонтаж палаток, укладка рюкзаков, уборка территории бивака) отводите не более полутора часов. Чуть раньше других должны проснуться дежурные - утром у них работы больше, чем у других. Когда в их походных котелках закипит вода, можно объявлять и общий подъем. Не сюит расслабляться в утренние часы и штурманам. Хоть группа и стоит на месте, им неплохо было бы сесть за карту, сориентироваться на местности и определить направление дальнейшего движения. При необходимости они могут совершить и разведку местности.
Чтобы не затягивать время выхода с места ночевки, введите в группе простое правило - «Ищу работу». Пусть эта фраза ляжет в основу отношения юного туриста к своему свободному времени. Текущей работы в палаточном лагере хватает всегда - и если ребята будут ждать, что эту работу выполнят только те, кто отвечает за нее по должности, об удачном походе можно забыть. Фразы вроде: «А это не мои обязанности...» - в походе исключены. Конечно, с того, чьи это обязанности, спросится на вечернем «разборе полетов», но дело в любом случае должно быть выполнено четко и в срок. Это важно для всего отряда, причем гораздо важнее, чем строгое исполнение своих индивидуальных обязанностей. Поэтому ничем не занятые в данный момент дети должны предлагать себя в помощники и сами искать работу. Хорошо, если этот принцип станет для ваших мальчишек правилом хорошего тона.
|
Вечернее время столь же дорого - и не только из-за того, что быстро темнеет. Оперативные и расторопные действия школьников по установке палаточного лагеря позволят оставить больше времени на традиционные песни под гитару и итоговую рефлексию дня. Последнее имеет особое значение, поскольку позволяет мальчикам: проговорить свои проблемы и затруднения; учит их адекватно оценивать свои силы, способности, характер, свое отношение к порученному делу; учит ставить перед собой цели и достигать их; учит передавать свои чувства, преодолевать в себе стыдливость быть открытым для других, открыто восторгаться и расстраиваться, гордиться и печалиться, благодарить и критиковать.
Что же представляет собой эта рефлексия? Вечером, после того, как лагерь уже разбит, школьники подготовились ко сну и поужинали, у костра собирается вся группа и начинается совместное обсуждение прошедшего дня. Ребята по очереди говорят о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях:
Будет лучше, если первым начнет этот вечерний разговор кто-то из взрослых (но не руководитель группы) или кто-либо из старших детей, но бывалых туристов -это послужит для ребят хорошим примером рефлексии и сразу задаст достаточно высокий ее уровень.
|
Завершать анализ дня должны командир группы и взрослый руководитель. Помимо общих для всех вопросов, командиру предстоит ответить еще на один: «Как ты в целом оцениваешь сегодняшние действия всей группы? Что было «на высоте»? Что можно было бы сделать по-другому? Что этому помешало?» Кроме того, командир, а затем и взрослый руководитель группы анализируют действия отдельных туристов персонально - если, конечно, в этом есть необходимость.
Инициировать и вести вечерний разговор должен взрослый. Однако со временем, когда «разбор полетов» за день станет традиционным и привычным для ребят, можно делегировать эту функцию дежурным командирам.
Четвертое. Работа.
Во время туристского путешествия было бы неплохо организовывать работу, не относящуюся напрямую к целям спортивного похода, но имеющую воспитательную ценность. Постарайтесь завести в группе (а для этого начинайте работу сами, и без лишнего формализма и показного энтузиазма) такие традиции:
Пусть забота о других станет привычным делом юных туристов.
Пятое. Язык.
Одним из своеобразных и вместе с тем весьма распространенных средств гендерного самовыражения мальчишек является речь - незатейливая, часто грубоватая и не лишенная крепких словечек. Очевидно, что казарменный или тюремный жаргон - далеко не лучший вариант речевого самоопределения будущих мужчин. И задачей педагога здесь будет показать ребятам иной (может статься, что и незнакомый им) способ человеческого общения. Однако только на личном примере в решении этой задачи «далеко не уедешь». Необходимы и специальные усилия.
|
Лучший педагогический способ (Заметим, что этот способ будет «работать» лишь в том случае, если вы имеете хоть какой-то авторитет в туристской группе. Если же этого нет, то и вести детей в поход вам вообще не рекомендуется.) поддержки речевой культуры в туристской группе - вежливо, кротко, не повышая голоса, никоим образом не выказывая признаков гневливости, но при этом настойчиво и постоянно (пусть даже по сто раз на дню) исправлять «ляпы» школьников, предлагая более приличные аналоги используемых ими неблагозвучных слов. Кстати, этот способ когда-то был проверен и на авторе этих строк его учителями - спасибо им за это. Когда ребята поймут вашу позицию в вопросах русского языка, у них останется только два варианта дальнейшего поведения: либо осознанно игнорировать ваше «благородное недовольство», что не просто, учитывая ваш авторитет, либо стараться все же контролировать свою речь. Это тоже не так-то легко сделать. Ведь язык - один из самых консервативных элементов нашего повседневного поведения. Поэтому не ждите от детей немедленного и стопроцентного результата - умейте терпеливо, шаг за шагом окультуривать, русифицировать язык школьников.
И еще. Открыто и искренне обижайтесь, оскорбляйтесь, демонстрируйте свое недовольство (вплоть до отказа разговаривать), если ребенок часто использует подобные речевые «ляпы» в диалоге лично с вами. Пусть подросток поймет, что это не дежурное занудство и не показной этикет - вам действительно неприятно иметь такого собеседника.
Шестое. Ситуации-испытания.
Особую роль в свете интересующей нас проблемы играют возникающие во время многодневных походов ситуации повышенного физического, морального, эмоционального напряжения, которые переживают мальчишки. Трудности походной жизни - попадающиеся на пути препятствия (лесные завалы, речные броды, топи и болота, горные перевалы), неблагоприятные погодные явления (сильный дождь, снег, ураганный ветер), многокилометровые дневные (а порой и ночные) переходы, отсутствие привычных бытовых условий, постоянный тяжелый физический труд - требуют от подростков концентрации сил, воли и терпения. Смогут ли они не сломаться, не упасть в мягкую траву со словами «несите этот рюкзак сами»? Смогут ли, имея за спиной десятки километров и десятки килограммов, продолжать выполнять свои должностные обязанности? Смогут ли при этом еще и помогать другим - девочкам, малышам, более уставшим сверстникам? Смогут ли взять на свои плечи чужой груз? Смогут ли в проливной дождь пересилить свое желание отсидеться в палатке и отправиться на помощь дежурным собирать дрова, разводить огонь, готовить пищу? Смогут ли удержаться от малодушного желания сократить маршрут или подъехать попутным транспортом? Смогут ли, устав, стиснуть зубы и продолжать идти?
Все это естественные испытания, которые даются Богом, судьбой, жизнью и которые так и нужно воспринимать, а не стремиться уклониться от них, выбирая более легкую дорогу, более благоприятную погоду, более удобную жизнь. Задача педагога - помочь ребятам достойно встретить эти испытания, пройти через них, сохранив свою веру и верность: веру в себя и верность другим.
В подобных ситуациях-испытаниях подросток находит ответы на актуальные для себя вопросы: «Что я есть на самом деле?», «Что во мне есть из того, что я в себе еще не открыл?», «К чему я способен, что я могу?» Именно в таких экстремальных ситуациях у него появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, доказать себе, что он чего-то в этой жизни может и чего-то стоит. Эти испытания дают ему возможность поверить, что собственные поступки могут быть подчинены не естественной необходимости (к чему толкают его инстинкты), а его свободной воле быть и оставаться мужчиной, который способен подняться над своими слабостями, капризами, страхами, способен переступить через свое Эго. Даже так называемые проблемные подростки демонстрируют здесь свои лучшие человеческие качества, которые в обычных условиях жизни либо скрыты, либо отодвинуты на второй план.
Поэтому, планируя маршрут похода, не старайтесь делать его удобным для прохождения. Пусть в пути вам попадается достаточное количество сложных для прохождения участков. Пусть поход не будет для ребят легкой прогулкой. Пусть он станет настоящей школой испытания, школой физической и нравственной закалки будущего мужчины.
Камакин О.Н.,
заместитель директора по воспитательной
работе, школа № 1, г. Волжск. Республика Марий Эл
ЛАГЕРЬ ВЫЖИВАНИЯ
Теоретическое обоснование
В современном мире множество факторов, угрожающих жизни человека. Это стихийные бедствия, голод, холод, жара, жажда, переутомление. Не всегда человек, попавший в сложную ситуацию, может противостоять этим факторам. Но можно научить человека с детского возраста правильно вести себя в экстремальной ситуации. Научить определять стороны горизонта, ориентироваться по карте, компасу, солнцу, знать съедобные растения и многое другое. Подростки, даже так называемые «трудные», любят романтику и приключения, и лагерь выживания даст возможность им проверить свои силы, подготовиться к сложной жизненной ситуации и, конечно, этот лагерь дисциплинирует их, т.е. используется как одна из воспитательных форм. А опыт проведения палаточных лагерей у нас есть, и вполне достаточный, чтобы проводить «лагерь выживания».
Цель и задачи лагеря
Подготовить детей к правильному поведению в сложных условиях экстремальной ситуации. Научить пользоваться различными подручными средствами для подачи сигналов бедствия, изготовления одежды и жилья. Кроме этого, научить детей продуктивному общению друг с другом и со взрослыми, привить им навыки самообслуживания и взаимопомощи.
Участники лагеря
Подростки 14-17 лет, в том числе и «трудные».
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!