Препятствия со стороны мира непреданных — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Препятствия со стороны мира непреданных

2017-11-28 160
Препятствия со стороны мира непреданных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ведические писания утверждают, что три четверти всех душ являются освобожденными и живут в вечном духов­ном мире. Но на земле очень редко можно встретить душу, склонную к чистому преданному служению. Господь Кришна приводит такую статистику: “Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня” (Б.-г., 7.3). Преданные не очень горюют оттого, что они в таком меньшинстве. Шрила Прабхупада никогда не советовал нам прислушиваться к vox populi·; он говорил.также, что мы не должны обращать внимания на насмешки непреданных. Но вполне естественно, что преданный иногда болезненно воспри­нимает слова людей, которые смеются над его вайшнавской одеждой или воспринимают его как члена какой-то странной секты. Такое враждебное отношение мира непреданных создаёт препятствия на пути пред­анного служения.

* vox populi (лат.) - "глас народа". (Прим. переводчика)

Мирское давление особенно ощутимо вначале, когда человек решает – присоединиться ли ему к Движению сознания Кришны. Ему приходится порывать с друзьями, а подчас и с членами семьи. Когда Джордж Харрисон увлекся практикой сознания Кришны, он при­знавался Шриле Прабхупаде, что его интерес к Кришне отпугнул от него многих друзей. Шрила Прабхупада вдохновлял его продол­жать заниматься сознанием Кришны, но давление со стороны общества было, по крайне мере, одной из причин, по которой Джордж счел невозможным полностью посвятить себя сознанию Кришны.

Даже те, кто получил посвящение, продолжают видеть в мирском противостоянии препятствие своему преданному служению. Против преданных существует много предубеждений, особенно в западных странах. Иногда вам не продадут дом, если хозяин узнает, что вы – вайшнав, или вас могут не принять на работу, если вы не скроете свою религиозную принадлежность. Враждебное отношение к кришнаитам проявлялось даже при выборе присяжных в судебных процессах, в которые были вовлечены преданные сознания Кришны. Антикультовое движение также продолжает свою воинственную пропаганду, в которой преданные характеризуются как патологи­ческие, антисоциальные и опасные элементы. Конечно, преданные стараются изо всех сил, чтобы исправить такой имидж, но кто из нас может сказать, что его совершенно не беспокоит эта враждебная оппози­ция?

Что касается проповедника, то он усиливает противодействие, когда пытается убедить людей в значении преданного служения. Шрила Прабхупада пишет: “Садху, или преданный Господа, должен обладать неистощимым терпением, ибо, проповедуя, он неизбежно сталкивается со множеством враждебно настроенных людей” (Бхаг., 3.25.21, комм.).

Идти против общественного мнения особенно трудно для детей, выросших в атмосфере сознания Кришны. Дети преданных очень счастливы в раннем детстве, они поклоняются Кришне вместе с родите­лями; но как только они попадают в общество сверстников-непреданных, гнёт конформизма начинает угрожать их духовной жизни. Один мальчик по имени Харидас стал чувствовать себя очень несчастным, когда начал общаться с детьми из местной школы. Он стал злиться на своё странное санскритское имя, на то, что он вегетарианец, и на множество других вещей, связанных с преданным служением. Ситуация обострилась настолько, что родители обратились за помощью к психологу, специалисту по семейным проблемам. Психолог уверил десятилетнего Харидаса, что не так уж и плохо быть непохожим на других. Он показал мальчику на примерах, что некоторые из нас действительно отличаются от остальных, и этого не стоит стыдиться. Положительное внушение подействовало, и Харидас осмелился признать тот факт, что он отли­чается от среднеамериканского подростка. Но для многих детей преданных быть непохожим на других исключительно трудно, и они будут делать всё, что угодно, лишь бы не казаться странными. Эта проблема – одна из самых больших трудностей в воспитании детей в сознании Кришны.

И тем не менее, нам не следует особо переживать, что не все любят вайшнавов. Когда преданные Движения сознания Кришны победили в первом антикультовом судебном процессе в Нью-Йорке, “Тайм” опубликовал статью с заголовком “Право быть странными”. Нравится нам это или нет, но в большинстве западных стан преданных считают странными, и это не должно нас тревожить.

ГЛУБОКАЯ УБЕЖДЕННОСТЬ

 

Преданный глубоко убежден в истинности учения Вед. Когда невежды критикуют жизнь в преданном служении, преданный понимает, что эта критика – всего-навсего невежество, основанное на телесной концепции жизни. И он остаётся непоколебимым. Махараджа Рахугана оскорбил великого брахмана Джаду Бхарату многими язвительными словами, но Джада Бхарата лишь улыбнулся в ответ и сказал:

Ты говоришь, что я не слишком упитан и не отличаюсь силой, однако утверждать такое может лишь тот, кто не понимает различия между телом и душой. Полным и худым может быть только тело – ни один образованный человек не станет приписывать эти качества душе. Но с другой стороны, ты прав: я, душа, не тучный и не худой, поэтому вполне можно сказать, что я не слишком упитан. Кроме того, если бы весь этот путь с паланкином должен был проделать я, мне пришлось бы немало потрудиться, однако этот путь прошел не я, а мое тело; от меня же вообще не потребовалось никаких усилий.

Ты считаешь себя господином, царем, и пытаешься приказывать мне, однако это тоже заблуждение, ибо наши земные отношения преходящи. Сегодня ты царь, а я твой слуга, но завтра всё может измениться, и ты станешь моим слугой, а я – твоим господином.

Ты назвал меня негодяем, полоумным, тупицей и пообещал наказать, чтобы привести в чувство. Да будет тебе известно, о царь, что, хоть я и веду себя как глухонемой и слабоумный, на самом деле я – осознавшая себя душа. Чего ты добьешься, наказывая меня?

– Бхаг., 5.10.9, 11, 13

В 1966 году я обрил голову, как это делают преданные; я хотел доставить этим удовольствие Шриле Прабхупаде. Но когда я вышел на улицы Нижнего Ист-Сайда, несколько людей освистали меня. Я был удивлён и задет. Эти насмешки были для меня всё равно что удар в спину. Но благодаря этому потрясению я смог лучше помнить о Кришне и Прабхупаде; я потерял свою анонимность! Когда я вернулся в магазинчик и предстал перед Шрилой Прабхупадой, он сказал мне: “Большое спасибо”. В этом же году Шрила Прабхупада дал нам четки для джапы и просил всё время носить их с собой, “если вам, конечно, не стыдно”. Нам не следует стыдиться того, что мы, последователи Господа Кришны, носим вайшнавскую тилаку. Кто-то может счесть нас сумасшедшими, но остальные спросят из любопытства: “Что это за знак у вас на лбу? Это что – какая-то религия?” Такие вопросы замечательны, потому что они – о Кришне и несут благо всему миру.

ОСМОС

 

Поскольку преданные живут в миру, они порой ощущают на себе его влияние. Причина этого – процесс осмоса, когда человек постепенно, и часто неосознанно, ассимилирует· окружающую среду. Если вы дышите атмосферой непреданности, вы наверняка через какое-то время начнете уподобляться непреданным. Это может проявиться в том, что преданный станет следить за последними достиже­ниями электроники, модой, уличным жаргоном. Конечно, нет ничего плохого в том, если вы узнаете о последних моделях компьютеров, поскольку всё это можно использовать в служении Кришне. Однако не исключено, что преданным будут двигать желания, не связанные с чистым преданным служением. Мы не обладаем иммунитетом от психологического воздействия рекламной и политической пропаганды, направленной на общество в целом. Бизнесмены видят в преданных всего лишь одну из разновидностей покупателей, хотя и немного странно одетых. А поэтому, живя в миру, преданные попадают в те же ловушки, что и остальные люди. Всё это неблагоприятно для чистого преданного служения и становится очередным препятствием на духовном пути.

* Ассимиляция - слияние, усвоение. (Прим. переводчика)

Чтобы преданных не поглотило “поп-сознание” мирского общества, Шрила Прабхупада создал для них свою субкультуру. В уставе Между­народного общества сознания Кришны, написанного Шрилой Прабхупадой, есть несколько пунктов, в которых определены цели сообщества преданных:

1. Объединять членов общества и приближать их к Кришне, высшему существу, развивая таким образом среди членов ИСККОН и всего человечества понимание того, что каждая душа есть частичка Бога (Кришны), качественно равная Ему.

2. Установить для членов ИСККОН и общества в целом святое место трансцендентных игр, посвященное Кришне, Личности Бога.

3. Объединять членов общества для обучения более простому и естественному образу жизни.

Преданные общества сознания Кришны живут вместе в здани­ях ИСККОН. Также в общество входят преданные, которые живут дома и время от времени собираются в храме или друг у друга, чтобы поделиться сознанием Кришны. Преданные – это общественные создания, а потому избежать воздействия мира непреданных они могут, лишь постоянно общаясь с единомышленниками.

КОГДА ИДТИ НА КОМПРОМИСС?

 

“Быть непохожим на других” импонирует некоторым преданным, но, далеко не всем. Прабхупада говорил, что существует много реальных препятствий. Это значит, что иногда нам приходится идти на компромисс. Никогда нельзя требовать как от себя, так и от других преданных крайней агрессивности к враждебным для нас силам материализма. Мы должны научиться жить в мире также и с непреданными.

Некоторые преданные чувствуют, что для них очень тяжело и слишком обязывающе носить вайшнавскую одежду на публике. Поэтому те, кто постоянно носят дхоти или сари, не должны проповедовать, что, если преданный не хочет появляться на публике в вайшнавской одежде и с обритой головой, значит, он в майе. Лучше поговорить с таким преданным в позитивном духе, объяснив, что вайшнавская одежда оказывает на людей хорошее воздействие, и когда люди видят нас, они думают: “Харе Кришна”, - и благодаря этому обретают духовное благо. Но если преданный слишком стеснителен, то не следует заставлять его чувствовать себя неловко. Грихастхам осо­бенно приходится подстраиваться под окружающее их общество и поддерживать репутацию “обычных” людей. Но нам следует вдохнов­лять друг друга на то, чтобы, не смешиваясь с миром непреданных, всегда продолжать воспевание, слушание и служение с учетом индивидуальных возможностей каждого.

Так или иначе, мы должны сохранять нашу вайшнавскую общность. Преданные подобны послам духовного мира, представ­ляющим Кришну в зарубежном государстве Земля. Но даже послам приходится приспосабливаться к культуре страны, в которой они живут. Преданному, как и любому другому, приходится платить по счетам; ему не воспрещается принимать участие в местных или национальных выборах. Бедствия государственного масштаба так­же не обходят нас стороной. Но в большинстве случаев все проблемы можно решать в духе сознания Кришны.

Людям всегда любопытно видеть, как ведет себя преданный в миру. Прабхупада был доволен, когда в Австралии несколько его учеников спасли людей из горящего здания. Когда действия преданного одобряют даже непреданные, это создает хорошее общественное мнение. И нет ничего плохого в том, чтобы наладить хорошие отношения с людьми. Ведь только тогда, когда люди действительно полюбят преданных, в этом мире наступит мир.

Когда же придет тот день, когда в каждом уголке мира в каждом доме будет храм?

Когда же Верховный судья будет гаудия-вайшнавом, и его лоб будет украшать прекрасная тилака?

Когда же большинством голосов вайшнав будет избран президентом страны и проповедь распрос­транится повсюду?

 

– Подношение Шрилы Прабхупады духовному учителю на вьяса-пуджу 1935 г. Цитата взята из “Шрила Прабхупада-лиламриты” т.1, стр. 250 (англ. издание).

Преданные не испытывают ненависти к миру и не считают его ложным. Они видят в нем энергию Кришны. Мантра из “Ишопанишад” гласит: “Тот, кто всегда видит все живые существа как духовные искры, качественно равные Господу, воспринимает всё в истинном свете. Разве может такого человека что-либо смутить или вызвать в нём беспокойство?” (Ишопанишад, мантра 7).

Преданный уверен, что у него есть полное право исполнять свои обязанности в этом мире, точно так же, как оно есть и у непредан­ного. В ведическом обществе садху могли свободно приходить в любое место, поскольку люди знали, что их следует почитать и принимать как посланников Всевышнего. Шрила Прабхупада часто ругал иммиграционных чиновников, которые допрашивали его, когда он приезжал в какую-нибудь страну для проповеди. Прабхупада говорил: “Они называют эту страну Австралией, но в действительности эта страна принадлежит Кришне. Преданный видит любое место как принадлежащее Кришне, а потому никто не должен препятствовать преданному свободно передвигаться и проповедовать”.

Если мы будем чрезмерно усиливать своё противостояние миру, то попадём под определение “опасных” сект. В соответствии с мнением социологов, одной из характеристик подобных сект является ощущение их членами сильной паранойи· по отношению к окру­жающему миру. В этом, в частности, проявилось безумст­во секты Джима Джонса: члены секты решили, что внешний мир вот-вот нападёт на них, и совершили групповое самоубийство. Преданный Кришны не испытывает к миру ни страха, ни ненавис­ти. Он сохраняет свою внутреннюю целостность, держась на почтительном расстоянии от греховных путей своих братьев и сестер, но оставаясь при этом частичкой человеческого общества и испытывая сострадание к каждому.

* Паранойя - умопомешательство, психическое заболевание, характеризующееся стойким систематизированным бредом. (Прим. редактора)

Как отметил Прабхупада в уставе ИСККОН, общество преданных пред­назначено для развития сознания Кришны “как в своих членах, так и во всем человечестве ”. Храм воздвигается не только для членов, но и для “общества в целом”. Этот дух проповеди выразил Прахлада Махараджа в молитве Господу Нрисимхадеве: “Я не хочу достичь освобождения один, бросив здесь всех этих несчастных глупцов и негодяев. Я знаю, что без сознания Кришны, не обретя убежища у Твоих лотосных стоп, они не станут счастливыми. Поэтому я хочу вернуть их к Тебе, под защиту Твоих лотосных стоп” (Бхаг., 7.9.44).

Вайшнав дружелюбен ко всем и заботится о благе непред­анных, но близко общаться предпочитает лишь с предан­ными Господа. Господь Чайтанья называл вайшнавом того, кто отрекся от общения с усладителями чувств. Нароттама дас Тхакур говорил, что желает всегда быть с теми, кто искренне восклицает: “О, Гауранга!”, будь то домохозяин или санньяси. Преданных естес­твенным образом привлекает успокоительная санга с другими вайшнавами, с кем можно петь бхаджаны и говорить о Кришне. Если материалис­ты заинтересованы в деньгах и в наслаждении своих чувств, то преданные желают наслаждать чувства Кришны. И где бы мы ни нашли людей, заинтересованных в том, чтобы слушать о Кришне, мы долж­ны стремиться к их обществу. И следует избегать общения с асат – демоническими личностями. Жить или работать с личностями асат – всегда очень большое затруднение для преданного.

ДЕНЕЖНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ

 

Проблема поддержания своего сознания Кришны наряду с необходимостью зарабатывать деньги знакома как живущим, так инеживущим в храме преданным. Иногда способы добывания средств для поддержания храмов плохо согласуются с желанием преданных жить спокойной жизнью, слушая и воспевая. Эта книга не претен­дует на подробное изложение вопроса, каким образом храмы ИСККОН должны себя обеспечивать. Но я упомяну о препятствиях, с которыми встречаются работающие с непреданными грихастхи и некоторые из которых приходится решать также и преданным, живущим в храмах.

В Седьмой песни “Шримад-Бхагаватам” Нарада Муни и Прабхупада дают наставления грихастхам, каким образом можно зарабатывать на жизнь, не принося в жертву сознания Кришны. Нигде не говорится, что зарабатывая деньги, преданный теряет свое достоинство, становится “ карми” или преданным низшего разряда. Напротив, Господь Кришна критикует ложных трансценденталистов, которые отказываются от работы и живут за счет честных грихастх:

Но искренний человек, который с помощью ума пытается обуздать чувства и, отказавшись от мирских привязанностей, начинает заниматься карма-йогой (в сознании Кришны), намного превосходит таких притворщиков.

Комментарий:

Вместо того чтобы притворяться йогом и надеяться на беспечную жизнь, полную чувственных удовольствий, гораздо лучше продолжать заниматься своим делом и стараться достичь высшей цели жизни: освободиться из материального плена и войти в царство Бога… Семейный человек может прийти к Богу, если будет заниматься деятельностью в сознании Кришны, следуя предписаниям шастр … Искренний человек, живущий таким образом, намного лучше лицемеров и притворщиков, которые создают видимость духовной жизни, чтобы обмануть неискушенных людей. Дворник, честно выполняющий свою работу, во сто крат лучше йога -шарлатана, который занимается медитацией только ради того, чтобы заработать себе на жизнь.

– Б.-г., 3.7

В 18-й главе “Бхагавад-гиты” “Совершенство отречения” Господь Кришна утверждает, что не следует отказываться от исполнения предписанных обязанностей. Прабхупада пишет: “Человек, сознающий Кришну, не должен бросать работу из страха запутаться в материальной деятельности. Если, работая, человек использует заработанные деньги для распространения сознания Кришны.., он не должен прекращать своих занятий из страха или потому, что такая деятельность слишком обременительна” (Б.-г., 18.8). Далее Прабхупада про­славляет “многочисленных членов Международного общества со­знания Кришны, которые не жалея сил трудятся на фабриках и в учреждени­ях”, и называет их “истинными санньяси ”, потому что они отдают часть своего заработка на нужды сознания Кришны.

СОВЕТЫ НАРАДЫ ГРИХАСТХАМ

 

Нарада Муни в своих наставлениях, обращенных к Юдхиштхире, советует грихастхам общаться со святыми и слушать от них о Кришне. Грихастхам не следует, ссылаясь на повседневную заня­тость, пренебрегать этими обязанностями.

Чтобы заработать себе на жизнь, грихастха должен трудиться не больше восьми часов, и либо днем, либо вечером ему следует общаться с преданными, чтобы, слушая о воплощениях и деяниях Кришны, постепенно освобождаться из плена майи. Сейчас, однако, семейные люди не находят времени слушать о Кришне и Его деяниях, зато у них всегда находится время на то, чтобы, проработав весь день, пойти в ресторан или клуб и там с большим удовольствием слушать о политической деятельности демонов и других непреданных; у таких людей всегда есть время наслаждаться женщинами, сексом, вином, мясом и т.д. Таким образом они попусту растрачивают свои жизни. Это не жизнь грихастх – это жизнь демонов.

– Бхаг., 7.14.4, комм.

Нарада советует семейным людям зарабатывать на жизнь “ровно столько, сколько необходимо для поддержания души в теле” и сохранять в себе дух отречения, продолжая оставаться в человеческом обществе. Прабхупада комментирует:

Мудрый человек… делает вывод, что, раз ему довелось родиться человеком, он не должен стремиться к ненужным приобретениям; вместо этого ему следует жить очень скромно и довольствоваться только самым необходимым. Безусловно, каждому нужны средства к существованию, и в шастрах объясняется, как, в зависимости от своей варны и ашрама, человек должен получать эти средства. Нам надлежит довольствоваться тем, что мы получаем, следуя предписаниям шастр. Искренний преданный Господа не стремится накопить как можно больше денег; он просто пытается найти какой-нибудь способ зарабатывать себе на жизнь, и Кришна помогает ему в этом.

– Бхаг., 7.14.5, комм.

Кроме того, Нарада говорит, что мы не должны становиться ворами и объявлять себя владельцем всего своего богатства; все излишние накопления должны быть потрачены таким образом, чтобы помочь нам развить сознание Кришны.

Грихастхи должны делать пожертвования на строительство храмов Верховного Господа и на проповедь “Шримад Бхагавад-гиты”, или сознания Кришны, по всему миру… Таким образом, наше Движение дает людям возможность потратить свои избыточные средства на распространение сознания Кришны, которое несет благо всему человечеству. Сотни и тысячи храмов, особенно в Индии, были построены на деньги богатых людей, не желавших прослыть ворами и подвергнуться наказанию.

– Бхаг., 7.14.8, комм.

Нарада советует царю Юдхиштхире и всем грихастхам избе­гать угра-кармы, то есть работы адски тяжелой, рискованной и связанной с грехом. Прабхупада комментирует:

Открывая бойни, пивоварни, табачные фабрики, а также ночные клубы и прочие увеселительные заведения, люди ввергаются в грехи и неизбежно деградируют. Так они губят свою жизнь. Подобной деятельностью, конечно же, занимаются и семейные люди, поэтому Нарада Муни говорит здесь (употребив слово апи), что даже человек, которому приходится содержать семью, не должен прилагать чрезмерных усилий. Надо добывать средства к существованию как можно более простыми способами.

– Бхаг., 7.14.10, комм.

Преданные, которые жертвуют свои деньги на распростране­ние создания Кришны, также достойны славы, как и преданные, непосредственно расходующие деньги на проповедь. Если труженик не решается доверить свои честно заработанные деньги местному храму, он может потратить их сам на какой-то достойный проект в сознании Кришны или на свой собственный проект. Можно купить книги Прабхупады и раздать их людям или послать деньги зарубежным миссиям сознания Кришны. Можно потратить деньги на духовное развитие членов своей семьи, установив дома Божества или отправившись с семьей в паломничество по святым дхамам Индии. Всё это хорошие методы одухотворения своего заработка и очищения трудовой жертвы. Как утверждает Господь Кришна: “Любая деятель­ность должна выполняться как жертвоприношение Вишну, иначе она явится причиной рабства в этом материальном мире” (Б.-г., 3.9).

Используя деньги в сознании Кришны, работник не только освобождается от негативных кармических последствий, но и получает при этом личное удовлетворение, придающее смысл тем лишениям, на которые он идет в процессе труда. Домохозяин должен давать пожертвования из чувства долга и без сожаления. Прабхупада пишет: “Иногда люди дают пожертвования, надеясь попасть в рай, или делают их с большой неохотой и потом жалеют: “Зачем я дал так много?” Бывает так, что человек делает вынужденное пожертвование, подчиняясь требованию вышестоящего. Такие пожертвования относятся к гуне страсти” (Б.-г., 17.21).

РАБОТАЯ, ДУМАТЬ О КРИШНЕ

 

Господь Кришна советует Своим преданным: “Всегда думайте обо Мне”. Но это может показаться особенно трудным для грихастхи на его рабочем месте. Внешне его работа может не иметь ничего общего с Кришной; гораздо проще почувствовать взаимосвязь между работой и преданностью, одевая Божества на алтаре или протирая пол в храме. Но что делать, если ваша работа – это ремонт машин или компьютеров? Шрила Прабхупада рекомендовал при выборе работы советоваться с духовным учителем и не делать ничего по собственной прихоти. Но если кто-то убежден, что его работа – вполне авторитетное преданное служение, он может заняться постоянной медитацией даже на своём рабочем месте.

При этом, занимаясь чем-либо, преданный должен думать только о Кришне: “Кришна велел мне сделать это дело”. Тогда он, естественно, будет думать о Кришне и таким образом достигнет совершенства в сознании Кришны.

– Б.-г., 18.57, комм.

Помимо медитации на истинную цель нашей деятельности, можно также постоянно воспевать Харе Кришна – вслух или в уме. Хотя служащий учреждения может казаться в менее выгодном положе­нии по сравнению с тем, кто повторяет мантру в храме, иногда в трудной ситуации у нас получается взывать к именам Господа даже с большей искренностью, чем в расслабленной атмосфере храмо­вой повседневности. В любом случае грихастха не может себе позволить такую роскошь, как повторять мантру, оставаясь дома. Ему надо приспосабливаться к так называемым обстоятельствам. Господь Кришна хотел, чтобы Арджуна оставался в сознании Кришны даже на поле боя.

Кришна никогда не советовал Арджуне просто медитировать на Него и отказаться от исполнения своего долга. Нет. Господь никогда не станет предлагать нам чего-то невыполнимого. Человек, живущий в материальном мире, должен работать, чтобы поддерживать душу в теле… Поэтому Господь говорит Арджуне, что ему не нужно отказываться от исполнения своих обязанностей. Однако, исполняя их, он должен помнить о Кришне (мам анусмара). Если, ведя борьбу за существование, человек не научится помнить о Кришне, он не сможет вспомнить о Нём в момент смерти.

– Б.-г., Введение, стр. 47

ЗАВОДИТЕ ДРУЗЕЙ

 

Грихастхи иногда спрашивают, можно ли заводить и поддерживать дружеские отношения с сотрудниками, которые не являются преданными сознания Кришны. Ответ на это – “да”. Даже если нет возможности говорить с коллегой непосредственно о Кришне, то, по крайней мере, можно показывать на работе пример дружелюбия и добросовестности. Зачастую такой косвенный способ представления Кришны оказывается более эффективным и производит лучшее впечатление, чем показная религиозность. Но тем не менее, существуют определенные ограничения на то, до какой степени преданный может сходиться с людьми, не имеющими интереса к сознанию Кришны и к выполнению регулирующих принципов. Возможно, вы не будете душой компании, потому что вы не курите, не пьете и не волочитесь за женщинами. А если для некоторых отказ от распущенности означает, что вы не завоюете расположения вашего босса, то ничего не поделаешь – вам придется заплатить эту цену. Но постепенно сотрудники начнут видеть в преданном человека, на которого можно положиться, и будут ценить его, даже если сами не придерживаются высоких принципов духовной жизни. Глава одного адвокатского агентства регулярно от­правлял клиентов со сложными делами к преданному Кришны. “В вас есть особая умиротворенность, – говорил он. – Вы несомненно справитесь с этим делом”.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

Хотя я не осмеливаюсь давать советы грихастхам в выборе работы, но, по крайней мере, хочу напомнить, что следует учиты­вать разнообразные альтернативные варианты. Не следует думать, что единственно возможное для вас занятие – это страховой или компьютерный бизнес. На одну из альтернатив в решении эконо­мических проблем указывают Веды – это экономика, основанная на земледелии и защите коров. Как показала практика, запад­ные преданные сталкиваются в этом деле с большими трудностями. Множество духовных сельско­хозяйственных общин существуют фактически за счет городских видов бизне­са, таких, например, как выставки картин и пр. Тем не менее в разных странах мира находятся энтузиасты, стремящиеся зарабатывать деньги на основе самоокупаемости. И когда преданный обдумывает свою карь­еру, то, хотя бы из чувства долга перед самим собой, он должен поинтересоваться, чем занимаются эти люди. Например, на ферме “Шаранагати” в Британской Колумбии преданные построили себе простые дома и живут там без электричества и телефонов. Некоторые из них работают на огородах и обеспечивают себя консервированными овощами на зиму, не покупая их на рынке.

Другой альтернативой является полное погружение в пропо­ведь сознания Кришны. К примеру, Апурва Прабху и его жена Камалини содержат небольшой вегетарианский ресторанчик в Ланзинге, штат Мичиган. В этом же ресторане они продают книги Прабхупады. С помощью этого предприятия они умудряются поддерживать себя и своих детей. Кришна помогает им и дает им деньги, поскольку они все время заняты проповедью. Это не значит, что те, кто имеют другую работу, находятся “в майе ”. Больше всего Кришну удовлетворяет искренность преданного, которая может проявляться в самых различных видах деятельности. Но перед тем, как определиться с источником средств к существованию, преданному необходимо учесть все наставления, которые предлагают “Шримад-Бхагаватам” и Шрила Прабхупа­да. Постарайтесь выбрать такую работу, что не заставит вас впоследствии страдать, и выполняйте ее как жертвоприношение ради удовлетворения Господа. Прабхупада называл это “великим искусством совершения деятельности”, и он говорил, что любая работа, выполненная не для наслаждения чувств, но для удовлетворения Кришны, принесет должный результат. “Такой образ действий не только оградит нас от кармических последствий, но и поможет постепенно возвыситься до трансцендентного любовного служения Господу, которое является единственным путем, ведущим в царство Бога” (Б.-г., 3.9, комм.).



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.