Результаты, достигаемые с помощью семи положений тела — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Результаты, достигаемые с помощью семи положений тела

2017-11-28 202
Результаты, достигаемые с помощью семи положений тела 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

10. Поза со скрещенными ногами регулирует вдохи (Букв.: "воздух, направленный вниз"). Поза равновесия уравновешивается жизненное тепло организма (1). Выпрямленный позвоночник и опущенная диафрагма регулируют нервный флюид, пронизывающий тело (2). Согнутая шея регулирует выдохи (3). При поднятии языка к нёбу и фокусировании глаз жизненная сила (4) входит в срединный нерв (5).

 

(1) Букв.: "воздух, уравновешивающий теплоту".

 

(2) Букв.: "воздух, называемый проникающий".

 

(3) Букв.: "воздух, направленный вверх".

 

(4) Букв.: "воздух, поддерживающий жизнь*. В каждом из этих пяти процессов "воздух" означает энергию, контролирующую функции организма, для которой нет точного эквивалента в западной физиологии. На санскрите она называется прана (см. "Тибетская книга мертвых", с. 345, 346).

 

(5) Это главный канал для вхождения жизненной силы. Он находится в центре позвоночного столба. От него ответвляются вспомогательные психические нервы, по которым в психические центры (санскр. чакры) поступает жизненная сила, или прана, управляющая всеми психофизическими процессами (см. "Тибетская книга мертвых", с. 346-348).

 

11. Когда эти пять видов "воздуха" входят таким образом в срединный нерв, другие токи "воздуха", контролирующие функции организма (6), также входят в него, и тогда достигается мудрость в состоянии, при котором отсутствует познавание, иначе называемом спокойствие, неподвижность тела, или пребывание тела в естественном состоянии (7).

 

(6) Эти токи контролируют процессы пищеварения, секреции, циркуляции, передачи психических импульсов, ощущения и т. д. (см. "Тибетская книга мертвых", с. 346).

 

(7) Естественное состояние тела, как и всех вещей, есть состояние совершенного спокойствия.

 

[ПРЕКРАЩЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ]

 

12. Сохранение молчания после выведения мертвого воздуха [выдоха] называется спокойствием или бездеятельностью речи, или речью, пребывающей в ее естественном состоянии.

 

13. Не думай о прошлом. Не думай о будущем. Не думай о том, что ты медитируешь. Не считай Пустоту как ничто (1).

 

(1) Пустота (тиб. санскр. Шуньята) не есть ничто, но есть То Закон Бытия, Причина и источник того, что имеет конец. Так как ее невозможно описать и терминах феноменального, или сансарического, опыта, непросветленными она воспринимается как ничто.

 

14. На этой ступени не пытайся анализировать впечатления, получаемые через пять органов чувств и не говори: "Это есть, этого нет" (2). Но по крайней мере хотя бы недолго медитируй непрерывно, не шелохнувшись, подобно спящему ребенку, и сохраняя ум в его естественном состоянии [то есть когда прекратились все мыслительные процессы].

 

(2) Бодхический путь -- это Средний Путь, свободный от таких крайних противоположностей, как утверждение и отрицание, которые в этих словах содержится.

 

СПОКОЙСТВИЕ УМА

 

15. Сказано:

 

При абсолютном прекращении образования мыслей и мысленных визуализаций,

Сохранении тела спокойным, как у спящего ребенка,

Исполнении заповедей гуру со смирением и усердием

Обязательно возникнет

Одновременно рождающееся Состояние (3).

 

(3) Как уже говорилось выше, это есть цель практики йоги Великого Символа.

 

16. Тилопа сказал:

 

Не создавай мысленных образов, не думай, не анализируй.

Не медитируй,

Не размышляй.

Сохраняй ум в его естественном состоянии.

 

17. Адепт Учений, Юноша, Сияющий Лунным Светом (1), сказал:

Сосредоточение есть Путь всех Будд.

 

(1) Так величают Гампопу, другое имя которого Двагпо-Лхардже. Он был первым учеником Миларепы и прямым его духовным преемником. Им составлен сборник наставлений, опубликованных в Книге I.

 

18. Это и есть спокойствие ума, бездеятельное состояние ума, то есть ум, пребывающий в его естественном состоянии (2).

 

(2) Букв.: "пребывающий в своем собственном месте". Под сосредоточением следует понимать совершенное спокойствие тела, органов речи и ума. Тело, речь и ум, согласно этому учению, находятся друг с другом в нерасторжимой взаимосвязи. Отметим, что слово mal-djor (произн. налджор), которое является тибетским эквивалентом санскритского слова "йога", не означает "соединение", в отличие от этого буквального значения слова "йога", а означает "полное спокойствие ума" и, следовательно, "совершенное созерцание".

 

[ЧЕТЫРЕ ПАМЯТОВАНИЯ]

 

19. Нагарджуна сказал (3):

О могучий (4), тебе было показано, что Четыре Памятования (5) являются воистину единственным Путем Будд (6)

И ты неустанно и непрерывно помни о них.

Если будет допущена небрежность, все усилия достичь духовного совершенства

окажутся напрасными.

 

(3) Согласно ламаистской традиции, Нагарджуна родился в I в. до н. э., то есть около четырех столетий спустя после паринирваны Будды, и жил шестьсот лет. Его деятельность в мире приходится на II и III в. н. э. Говорят, что затем он удалился в тайное место в Южной Индии, откуда он руководил как гуру своим ближайшим другом и покровителем индийским монархом. Именно ему первому было дано это наставление, составленное в стихотворной форме. Нагарджуна был первый великий комментатор философии Мадхьямика, оказавшей сильное влияние на тибетский буддизм. В окончательной редакции она содержится в великом каноническом писаний Северного буддизма, называемом Праджня-парамита (см. Книгу VII).

 

(4) Нагарджуна здесь обращается к индийскому правителю, буддисту Викрамадитье (Удьяна), которого в Тибете называют Дечёд-Зангпо, с целью убедить его в необходимости сосредоточить ум на "Четырех Памятованиях", называемых индуистами "Четыре Смрити", которые можно классифицировать как памятование о необходимости достижения совершенства Н тела, 2) чувств, 3) ума и 4) осуществления неослабного контроля над этими инструментами действий, называемыми "вратами действия".

 

(5) Букв.: "сохранение в памяти знания о теле".

 

(6) Букв.: "достигшие счастья". Тиб. произн. де-шай; санскр. Сугата.

 

20. Это памятование сохраняется благодаря сосредоточению ума. В Абхидхарме (1) сказано так:

Памятование - это сохранение в памяти приобретенного знания.

 

(1) Абхидхамма на языке пали.

 

[Здесь заканчивается Часть I - Наставления для начинающих.]

 

ЧАСТЬ II. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ

 

21. Она состоит из двух разделов: обычные методы [обучения] и сверхобычные методы (2).

 

(2) Цель обычных методов -- достижение духовного блаженства в сансаре, в небесных мирах. Цель сверхобычных методов -- нирвана, которая находится за пределами всех небес, миров и состояний существования в сансаре.

 

[ОБЫЧНЫЕ МЕТОДЫ]

 

22. Раздел первый, обычные методы, в свою очередь также состоит из двух частей:

Поиск состояния спокойствия [тела, речи и ума], которое является целью медитации, с помощью йогического метода сосредоточения (3).

Анализ сущностной природы "движущегося" и "неподвижного" (4) с помощью йоги Несозданного (5) и достижения таким путем надмирного сознания (6).

 

(3) Тиб. произн. Це-чиг; санскр. Экаграта, что означает "сосредоточение [ума]". Под этим имеется в виду глубокое сосредоточение ума на одном предмете или мысли.

 

(4) "Неподвижным" является Надмирный Ум, Зритель явлений природы, которые являются "движущимися", или преходящими. Как будет показано ниже, "Движущиеся" представляют мысли, которые возникают и исчезают.

 

(5) Тиб. произн. тё-дал, что означает "отделенный от тварного мира", то есть "Несозданный", или нирвана, в отличие от сансары -- мира материи и явлений. Йога Несозданного есть метод достижения несозданной нирваны.

 

(6) Или иными словами, сверхсознание в состоянии нирваны.

 

[ПЕРВЫЙ ИЗ ОБЫЧНЫХ МЕТОДОВ. ЙОГА СОСРЕДОТОЧЕНИЯ УМА]

 

23. Первая из этих двух частей есть поиск состояния спокойствия, которое является целью медитации, с помощью йогического метода сосредоточения с использованием объекта [для сосредоточения на нем] или без него. В качестве объекта может быть использован дышащий или недышащий объект.

[ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДЫШАЩИХ ОБЪЕКТОВ]

 

24. Рекомендуется использовать недышащие объекты двух видов: обычные предметы, как, например, шарик или небольшой кусок дерева (4); или священные предметы, как, например, символические изображения тела, речи [слова] или ума [мысли] Будды.

 

(4) Шарик может быть из любого материала -- дерева, кости, металла, глины, стекла или хрусталя, а кусок дерева может иметь любую форму.

 

25. Ниже дается описание метода использования обычного предмета, как, например, шарика или куска дерева.

 

26. Положи перед собой шарик или небольшой кусок дерева (1), который будет служить объектом для концентрации мысли. Не позволяй Познающему (2) отвлекаться или пытаться отождествлять себя с этим объектом и фиксируй свой взор на объекте, не меняя фокуса.

 

(1) Как правило, это обычная палка, которую втыкают заостренным концом в землю в пещере или в каком-нибудь другом месте, выбранном для медитации.

(2) Тиб. произн. Ше-па -- ум "познающий", то есть ум, выполняющий функцию познавания.

 

27. Медитируй на твоем гуру как сидящим на макушке твоей головы (3). Считай, что он действительно Будда. Молись ему, читая молитву Манамкхама (4). [И дополни эту молитву словами]:

Одари меня твоими "волнами благодати", дабы я смог достичь высочайшего блага Великого Символа (5).

 

(3) "На макушке головы" означает в месте соединения теменных костей, где находится "отверстие Брахмы" (санскр. Драхмарандхра), через которое, согласно учениям йоги, принцип сознания обычно покидает тело навсегда в момент смерти или временно при достижении состояния самадхи. Визуализация гуру сидящим на макушке головы поэтому имеет для йога эзотерическое значение.

 

(4) Тиб. произн. Ма-нам-кха-на. Здесь имеются в виду матери, число которых так же бесконечно, как небесные миры. Такой взгляд основан на вере в то, что каждое существо было когда-то матерью в течение бесчисленных циклов перерождения и смертей. Молитва звучит так:

Мы, матери, бесконечные числом, как небеса в бесконечном пространстве, все чувствующие существа,

Ищем прибежища у Гуру, Будды, как Дхармакаи;

Мы ищем прибежища у Гуру как Самбхогакаи.

Мы ищем прибежища у Гуру милосердного Нирманакаи;

Мы ищем прибежища у Драгоценного Будды.

Пусть умы всех чувствующих существ будут обращены к Учению

И пусть путь совершенствования будет пройден успешно каждым.

Да будут устранены ошибки на Пути

И сами эти ошибки трансмутированы в Мудрость. "Три Божественных Тела" составляют три ступени духовной эволюции -- от человеческого состояния до божественных состояний.

 

(5) "Волны благодати" -- это волны психической энергии, которые стимулируют духовное развитие и оказывают большую помощь стремящемуся достичь нирваны, которая есть высочайшее благо, приобретаемое с помощью практики йоги Великого Символа. Эти "волны благодати" посылаются телепатически от Гуру, из которых одни пребывают на Земле, а другие в сверхчеловеческих мирах. В передаче этих "волн благодати", иначе называемой "передача энергии", состоит истинное духовное посвящение.

 

28. Затем, помолившись о ниспослании приносящих благо "волн благодати", впитывай их в себя. Думай о том, что твой ум слился с Божественным Умом [Гуру] (1). И оставайся в этом состоянии [мысленно представляемого] единства как можно дольше.

 

29. Обо всем, что испытывает ум каждое мгновение, сообщай [регулярно] гуру и продолжай медитировать.

 

30. Если будет одолевать [сонливость], упражняйся в твердой фиксации взора, медитируя в том месте, откуда возможен широкий обзор местности. Если ум инертный, также примени этот метод [чтобы активизировать ум] и дисциплинируй его путем сосредоточения на одном, не отвлекаясь ни на что другое (2). Если ум неспокойный [несосредоточенный], сядь в своей келье, опусти взор и [некоторое время] сделай главной целью расслабление [тела и ума].

 

(1) Чтобы безопасно и успешно проходить Путь, ученик должен ощущать единство со своим человеческим гуру и через него со сверхчеловеческими Гуру апостольной иерархии. Чтобы достичь Великой Цели, человеческий ум должен быть очищен духовной энергией Учителей и мистически соединиться со Вселенским Умом, или Вселенским Сознанием.

 

(2) Продолжительная медитация может вызвать утомление тела и ума и принести к сонливости и вялости. Для преодоления этих затрудняющих медитацию состояний, йогу здесь рекомендуют с целью разрядки перебраться в такое место, например на голую вершину горы, откуда он может видеть расстилающиеся перед ним дали. Это сделает его взор устойчивым, а ум посвежевшим, и он сможет возобновить медитацию.

 

[КОНЦЕНТРАЦИЯ УМА НА ТЕЛЕСНОЙ ФОРМЕ, РЕЧИ И УМЕ БУДДЫ]

 

31. В качестве других недышащих объектов используются символические изображения тела, речи и ума Будды. Символом тела Будды служит его изображение, речи - слоги, а ума - семяподобная форма [или точка] (3).

 

(3) В тексте: thigle (произн. тигле); санскр. биджа, означает "семя, точка, капля".

 

32. В качестве первого, то есть телесной формы, можно использовать изображение Будды из металла [или другого] материала или Его иконописное изображение. Или [можно] визуализировать тело Будды желтого цвета, как отполированное золото, со всеми знаками и достоинствами [духовного совершенства], окруженное сиянием и облаченное в три одеяния Ордена, представляя Его всегда присутствующим перед тобой (1).

 

(1) Для визуализации можно использовать изображение Будды.

 

33. При использовании второго объекта, слога, символизирующего принцип речи [Будды], визуализируй перед собой изображение лунного диска размером с ноготь и на нем слог ХУМ, написанный тонкой линией толщиной с волос (2).

 

(2) Лунный диск символизирует постепенное рассеяние Невежества (Авидья), подобно тому, как растущая луна рассеивает ночную тьму.

Обычно ХУМ
символизирует принцип ума, но здесь он используется как символ принципа речи, которым обычно служит АХ, так как это упражнение в визуализации самое простое. ХУМ означает "есть", "существует". Для визуализации слогов, описанных здесь и в других разделах, европеец, цель которого -- практическое применение этих учений под руководством опытного йога, может использовать вместо тибетских букв транслитерированные формы слогов. Главное здесь -- концентрация ума, и ее можно достичь с одинаковым успехом, пользуясь, в соответствии с указаниями, любой графической формой. Однако транслитерированные формы слогов как звуков мантры при их использовании необходимо сочетать с правильным их произношением.

 

34. При использовании третьего объекта, семяподобной формы, символизирующей ум [Будды], визуализируй и воспринимай как чудо излучающее свет семя овальной формы размером с горошину и сосредоточь ум на нем (3).

 

(3) Это семя (тигле) ассоциируется в Тибете с жемчугоподобными образованиями, которые находятся в пепле после сожжения тела Великого Йога (см. "Тибетскую книгу мертвых"). Их принимают как вещественное доказательство проявления через телесную форму Божественной Силы Бодхического Ума, или Дхармакаи, имеющей отражения в двух ипостасях -- Самбхогакае и Нирманакае. Поэтому семя визуализируется как излучающее божественный свет.

 

[ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЫШАЩИХ ОБЪЕКТОВ]

 

35. [Для достижения концентрации ума] вторым методом используются дышащие объекты, которыми являются Счет методом Дордже (1) и Горшкообразная форма (2).

 

(1) Тиб. произн. до-рдже-йи-дай-па; - счет методом Дордже (тайный счет). Как разъясняется в следующем пункте, это мысленный счет вдохов и выдохов.

 

(2) Тиб. Бум-чан, означающее метод йоги, с помощью которого животу придают форму глиняного горшка. Этот метод описан ниже.

 

СЧЕТ МЕТОДОМ ДОРДЖЕ

С КОНЦЕНТРАЦИЕЙ УМА НА НЕМ

 

36. Счет методом Дордже выполняется следующим образом:

Сохраняя спокойствие тела и ума, концентрируй внимание на каждом вдохе и выдохе, не отвлекаясь ни на что другое.

Считай [про себя] от одного и двух до двадцати одной тысячи шестисот дыханий. Это дает точное знание числа выдохов и вдохов [в сутки] (3).

 

(3) Емкость легких у тибетских, живущих на высоте 12 000 - 15 000 футов над уровнем моря, намного больше, чем у среднего европейца. Так как содержание кислорода в воздухе на высоте соответственно ниже, чем на меньших высотах, тибетцы, живущие на высоких плато, вдыхают гораздо больше воздуха, чем мы, что позволяет вводить в организм достаточно кислорода. Природа таким образом приспособила их к этим условиям. Требуется провести исследования, чтобы определить, отличается ли их дыхание по частоте от нашего. Однако тибетские гуру, как и индийские, считают, что в нормальных условиях число дыханий составляет около 21 600 в сутки, 900 в час и 15 в минуту. Цель счета -- сделать дыхание равномерным и ритмичным и таким образом осуществить перестройку организма на принципах йоги.

 

37. Затем нужно проследить, когда начинается вдох [через сколько секунд после выдоха] и каким путем входит в легкие воздух. Нужно установить, поступает воздух в организм несколькими путями или через одну часть тела.

 

38. С помощью этой практики ум сосредоточивается на вдохе и выдохе [и становится ритмичным, подобно дыханию]. Таким образом раскрывается природа процесса дыхания (1).

 

(1) Так как и Тибете ученик обычно недостаточно ясно представляет себе процесс дыхания, ему дается задание наняться его изучением.

 

39. Затем, сосредоточив ум на процессе дыхания, нужно следить за тем, как воздух проходит от носа [через ноздри] в нижнюю часть легких, как возникает вдох [как входит воздух] и как долго он удерживается там [перед выдохом] (2).

 

(2) Необходимо помнить, что по учению йот [данная жизнеобеспечивающая часть вдыхаемого воздуха -- не кислород, который поступает в кровь через легкие, а прана, от которой зависят, как говорилось выше, все психофизические процессы организма.

 

40. С помощью этого метода определяется цвет каждого вдоха и выдоха, их продолжительность и продолжительность паузы (3).

 

(3) О вдыхаемом воздухе, который чистый и прозрачный, говорится, что он чистого цвета, а цвет выдыхаемого воздуха, как нечистого и непрозрачного, называется нечистым.

 

41. Затем, наблюдая за состоянием пяти главных элементов [из которых составлено тело,-- земли, воды, огня, воздуха и эфира], каждого в отдельности, а не в их совокупности, следует отмечать увеличение или уменьшение числа вдохов и выдохов (4).

 

(4) Обычная созерцательная практика приводит к познанию роди пяти элементов в устроении и функционировании различных органов те ли и в проявлении и сосредоточении праны и других жизненных сил в организме. Чисто физические составляющие представляют элемент земли, жидкости тела -- элемент воды, животным теплом представлен огонь, газообразными компонентами -- воздух, а более тонкой психической жизненной инертен (иди праной) эфир. С помощью этой практики йог доджей ясно увидеть, как циркулируют кровь и прана, как функционирует каждый орган, как возникает и исчезает каждая мысль. Даже знакомство с описанными выше элементарными упражнениями вплоть до этого пункта убеждает европейского читателя в том, что йога есть наука, требующая для ее овладения не только высокого интеллекта и силы духа, но также глубокого знания тела с тем, чтобы мудро контролировать и правильно использовать все его органы и функции.

 

42. А теперь, визуализируя каждый выдох как слог АУМ [или ОМ] белого цвета и каждый вдох как слог ХУМ синего цвета, а промежуток между ними как слог АХ красного цвета, определяют [интуитивным, а не рациональным путем] продолжительность каждого этапа дыхательного процесса (1).

 

(1) Как сердце и легкие функционируют без участия сознания, таким же автоматическим должен быть контроль йога за дыханием. До пункта 40 включительно описываются подготовительные упражнения, то есть методы, менее радикальные по своему действию. Однако все они необходимы для подготовки начинающего к овладению этой более высокой ступенью. Здесь АУМ есть Символ Духовной Силы Будды. Его белый цвет символизирует чистоту. Трансмутированный таким образом в мистический звук АУМ и очищенный воздух выходит из организма заряженным психической энергией сострадания и любви. Поэтому, как верят многие тибетцы, вдыхание воздуха, выдыхаемого великим йогом, излечивает от болезней и освобождает от плохой кармы.

ХУМ - символ воплощенной жизненной силы Божественных Существ, включая Будд и Бодхисаттв, должен визуализироваться как жизненная сила Гаутамы Будды. Когда вдох, трансмутированный в слог ХУМ, прекратится и наступит его удержание, ХУМ должен быть трансмутирован в слог АХ который символизирует принцип речи, или речь Будды как Божественный Звук, или вибрацию Вселенной. Тогда всякое слово йога будет передавать всем, кто его слышит, духовные блага и силу истины. Синий цвет слога ХУМ, как и синий цвет бесконечного небесного пространства, символизирует нерушимость и вечность, а красный цвет слога АХ -- Божественную Любовь.

 

43. Затем с помощью горшкообразной формы выводят весь отработанный воздух, совершая для этого три движения. Медленно вдыхают наружный воздух через нос. Поступивший воздух заключают в горшкообразную форму и удерживают его так, как можно дольше.

 

44. То, что называется умом (которым так трудно управлять ввиду его неспособности нормально функционировать отдельно от процесса дыхания, заставляющего его постоянно переключаться с одной мысли на другую), дисциплинируется с помощью этой практики и освобождается от этой зависимости (1).

 

(1) В тибетском оригинале трудно понять смысл этого абзаца. Его можно перефразировать следующим образом. Обычно продолжительность существования мысли равна продолжительности одного дыхательного акта (вдоха и выдоха). С каждым новым дыхательным актом изменяется мысль. Но когда путем успешного применения этих методов эта очень трудная задача дисциплинирования ума выполнена, зависимость ума от дыхания прекращается Какими бы ни были усилия сохранить мысль без изменения, с каждым новым дыхательным актом обычно происходит изменение мысли, пусть даже небольшое, или вытеснение ее совершенно новой мыслью. Цель этих упражнений - приучить ум функционировать независимо от дыхания и таким путем освободить его от влияния мыслительных процессов. Мысли возникают в уме под влиянием раздражителей. Если удалить или нейтрализовать раздражители, то мыслительные процессы прекратятся, и ум придет в естественное состояние. Об этой взаимосвязанности ума и дыхания подробно говорится в Упанишадах.

 

 

[КОНЦЕНТРАЦИЯ УМА БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ОБЪЕКТОВ]

 

 

45. Второй метод концентрации ума, а именно, без использования объектов, состоит из трех ступеней: мгновенное изгнание мысли в тот самый момент, когда она появляется подобно вспышке; оставление незавершенной любой возникшей мысли; приведение ума в его естественное состояние [абсолютного покоя, не нарушаемого мыслительными процессами (2).

 

(2) Кратко суть этих способов состоит в том, чтобы моментально блокировать мысль, позволять мыслям возникать свободно, не ограничивая их, и привести ум в состояние полного покоя.

 

[ОСТАНОВКА МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА]

 

 

46. Искоренение мысли в тот самый момент, когда она возникает подобно вспышке, осуществляется следующим образом.

Во время медитации вышеописанным способом медитирующий обнаруживает, что мысли непрерывно возникают потому, что ум реагирует на раздражите­ли. Зная, что нельзя допускать появления даже одной мысли, нужно осуществлять неусыпный контроль и стараться блокировать это непрерывное возникнове­ние мыслей. И как только зародится мысль, нужно вырвать ее целиком с корнем и продолжать медити­ровать.

 

47. Когда медитирующий посвящает более длитель­ное время усилиям по предупреждению возникновения мыслей, он обнаруживает, что мысли следуют друг за другом по пятам, и ему кажется, что их число бес­конечно. Это и есть познание природы мыслей, ко­торое есть распознавание врага (1). Это называется "пер­вое место отдыха". Достигается первая ступень спокой­ствия ума, и йог с невозмутимым умом наблюдает за непрерывным потоком мыслей так, как если бы он безмятежно отдыхал на берегу реки, наблюдая за ее течением (2).

 

(1) Врагом дли йога являются неконтролируемые мысли.

 

(2) Чтобы передать смысл этой фразы, пришлось прибегнуть к свободному расширенному ее переводу. Дословно се можно было бы перевести так: "Это называется "место первого отдыха", подобное берегу реки, мимо которого течет вода". Иными словами, если йог до этого момента действовал успешно, он освободится от тирании мыслительного процесса и будет готов к исполнению еще более великих задач, ожидающих его на Пути к Нирване.

 

 

48. Как только ум приходит в спокойное состоя­ние, пусть даже на одно мгновение (3), он замечает возникновение и исчезновение мыслей. При этом создастся впечатление, что мыслей становится все больше и больше. Но на самом деле мысли возни­кают всегда, и нет их увеличения или уменьшения. Мысли рождаются мгновенно. То, что находится в стороне от возникновения мыслей и способно немедлен­но пресечь это возникновение, есть Реальность (4).

 

(3) Индийские йоги определяют эту кратчайшую единицу времени (которую они могут регистрировать) как отрезок времени между раз­резанием первого и второго из трехсот листьев банана, положенных друг на друга и разрубаемых одним ударом меча.

 

(4) Тиб. пронзи, чё-ньид. Реальность не есть человеческий ум, который познает непрерывное течение мыслей. Реальность пос­тигается только в Истинном Состоянии, и йог, находясь в нем, если он слился с Реальностью, с этим Ноуменальным Источником, может предотвратить возникновение мыслей, подобно тому, как человек, умеющий пользоваться выключателем, может включать и выключай, электрический ток.

 

 

[НЕРЕАГИРОВАНИЕ НА МЫСЛЬ]

 

49. На следующей ступени, которая есть оставле­ние неоформленной всякой возникшей мысли, метод состоит в безразличном отношении к ней, предос­тавлении ей действовать независимо, не подпадая под ее влияние и не делая попыток пресечь ее (2). Пусть ум ведет себя, как ее пастух [или сторож], а ты продолжай медитировать. Тогда мысли перестанут возни­кать, и ум будет находиться в пассивном спокойном состоянии, сосредоточенный на одном.

 

(2) Этот способ диаметрально противоположен способу, описанному в п. 46-48. Однако для того, кто освоил подготовительные упражнения йоги, между ними нет несоответствия, так как оба способа главным образом являются средством дисциплины ума, в определенном смысле выполняя такую же роль, как латинский язык для изучающего его школьника. С помощью первого метода йог начинает понимать, что формирование мыслей так же естественно, как дыхание, и, когда ор­ганизм биологически функционирует нормально и ум активен, пос­ледний так же трудно привести в спокойное состояние, как и любой другой процесс, присущий воплощенному существованию. Второй метод, рассматриваемый здесь, приводит к истинной цели, когда Познающий, достигнув сверхсознания, наблюдает со стороны и бес­страстно за самопроизвольным течением мыслей.

 

50. Снова мысли собираются пронестись подобно метеору [проносящемуся в небе в течение одного мгновения, но путем непрерывающимся] (3).

 

(3) В подлиннике -- кхьюр-кхьюр. Звукоподражательное слово, означа­ющее движение применительно к летящему в небе метеору, стреле, рассекающей воздух, или струйке дыма, уносимого легким ветром.

 

51. Если медитировать, как прежде, состояние по­коя будет продолжаться. Это называется "среднее состояние покоя", уподобляемое [по его безмятежности] спокойному течению реки.

 

52. Сохранение ума в этом бездеятельном состоя­нии приводит к образованию осадка в уме (1).

 

(1) Осадок -- это мысли, как становится понятным из следующего из­речения.

 

53. Знаток Учений (2) сказал:

Если ум бездеятелен, он становится спокойным, Когда вода отстоится, она становится прозрачной.

 

(2) В тексте не приводится имя этого мудреца. Но это был Гампопа или Дзонкапа, которые были прославленными апостолами Белой Династии Гуру, передавшими, как сказано в формуле выражения почтения, этот трактат (см. Книгу 1, введение: автор книги и его соученик).

 

54. А великий учитель йогов [Миларепа] наставлял:

 

Когда ум находится в изначальном неизменном

состоянии, рождается Знание.

Когда это состояние, которое можно уподобить спокойному течению реки, сохраняется, достигается полнота Знания.

О йог, прекрати направлять и формулировать мысли,

Всё время сохраняй спокойствие ума.

 

55. Великий Сараха кратко выразил в следующих стихах суть учений об этом двойном методе, приме­няемом во время медитации:

 

Когда ум связан [нераскован], он стремится

странствовать в каждой из десяти сторон.

Когда он свободный, он твердый и неподвижный.

И я понимаю теперь, что он такой же упрямый, как верблюд.

 

[СПОСОБ ПРИВЕДЕНИЯ УМА В ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ]

 

56. Третий способ, который есть приведение ума в его естественное состояние, состоит из четырех ступеней.

 

[СТЕПЕНЬ, УПОДОБЛЯЕМАЯ ПРЯДЕНИЮ БРАХМАНСКОГО ШНУРА]

 

57. Первый этап заключается в сохранении ума в уравновешенном состоянии с таким же старанием, с каким прядется брахманский шнур (1), так как он дол­жен быть спряден равномерно. Он не должен быть ни слишком тугим и ни слишком слабым. Так же и при медитации нельзя сильно напрягать ум, так как иначе мысли выйдут из-под контроля (2).

 

(1) Шнур брахмана, который брахман носит как знак своей кас­ты, должен быть, согласно традиции, спряден девственницей и с величайшей осторожностью, так как, если он во время пря­дения оборвется, последует несчастье. Сараха (см. книги 2 - ВВЕДЕНИЕ: 1. О происхождении учений великого символа) был по рождению брахманом, чем и объясняется обращение к этой анало­гии.

 

(2) Мысли должны находиться под контролем сознания, которое, по­добно пастуху, стережет их.

 

58. Если сильно расслабиться, возникает леность. Поэтому нужно медитировать с одинаковой энер­гией.

 

59. Вначале медитирующий применяет способ мгновенного отсечения мысли (3) и поэтому напряга­ется. Но когда появится усталость, нужно рассла­биться, предоставив мыслям бродить самопроиз­вольно (4).

 

(3) См. п. 46.

 

(4) См. п. 49.

 

60. Сейчас был рассмотрен этот метод чередова­ния напряжения и расслабления, применяемый в на­шей школе. Напряжение и расслабление ума, кото­рое можно уподобить увеличению и уменьшению натяжения нитей во время прядения брахманского шнура, называется "сохранение ума в состоянии, по­добном прядению брахманского шнура".

 

[СТЕПЕНЬ, УПОДОБЛЯЕМАЯ РАЗЪЕДИНЕНИЮ СОЛОМЕННОГО ЖГУТА]

61. На второй ступени, называемой "отделение ума от мыслей подобно разъединению на части соломен­ного жгута путем выдергивания части", необходимым условием является принятие непоколебимого решения сохранять неусыпную бдительность, ибо предыдущие попытки блокирования мыслей создавали мысли (1).

 

(1) Усилия, которые до сих пор прилагались, чтобы не допустить воз­никновения мыслей, контролировать или не контролировать их, неиз­бежно приводят к образованию других мыслей. Сейчас ставится цель достигнуть более высокой ступени спокойствия ума. Нужно остано­вить непрерывный мыслительный процесс, как разделяют на части скрученный из соломы жгут, в котором каждый стебель соломы слу­жит аналогией какой-либо отдельной мысли, а жгут символизирует непрерывность мыслительного процесса.

 

62. В описанных выше способах блокирования мыслей участвовала способность познавать, приводя­щая к образованию новых мыслей, и это затрудняло медитацию (2).

 

(2) Йог должен сейчас понять (и ему об этом напоминают), что им сделано еще мало. Цель все еще далека. Но в то же время он начинает осознавать, что его занятия йогой необходимы для его дальней­шего развития, как готовящемуся стать атлетом необходимы упражнения, развивающие мускулатуру.

 

63. Отключение от способности познавать и от познающего и сохранение ума в бездеятельном спо­койном состоянии называется способом освобождения ума от всякой мыслительной деятельности и усилий, и этот способ отключения можно уподобить разрыву соломенного жгута.

 

[СТЕПЕНЬ, УПОДОБЛЯЕМАЯ ВОСПРИЯТИЮ РЕБЕНКА]

64. Третья ступень называется "состояние ума ребен­ка, рассматривающего фрески в храме [и целиком поглощенного этим занятием]".

 

65. Чтобы удержать в каналах жизненные токи, привязывают ум к познавательной способности и поз­нающему (1), как слона к столбу.

 

(1) Выше говорилось, что ум имеет свойство упрямого верблюда. Теперь его сравнивают с неповоротливым и неуклюжим слоном. В теле присутствует жизненная сила (санскр. прана), которая под­разделяется на десять жизненных токов (санскр. ваю). "Ваю" про­исходит от корня "ва" -- дышать или дуть, означая движущую силу праны. Эти ваю, состоящие из отрицательной праны, управляют жизненными процессами организма, и поэтому каждый из них имеет свое местонахождение и ведает определенными функциями. Нормальное здоровье, необходимое для йога, зависит от сохранения каждого жизненного тока в нормальном состоянии, иначе говоря в канале, который он должен занимать (см. "Тибетскую книгу мертвых", с. 346).

 

66. В результате этой практики возникают формы, подобные сотканным из дыма, или эфирные, и йог испытывает блаженство экстаза, находясь на грани обморока (2).

 

(2) Это является следствием того, что жизненные токи проникают в срединный нерв (санскр. сушумна-нади), который является главным каналом для психических сил, перемещающихся с помощью их носителей -- ваю. Кроме этого психофизического фактора, параллель­но действует духовный фактор, а именно первые слабые проблески познания ума, не затрагиваемого мыслительными процессами. На Западе это экстатическое состояние называется "озарение". Это пер­вый плод достигнутого совершенства в медитации. В этом состоя­нии ум йога охватывает глубочайший покой, который возникает при непосредственном ощущении единства с Природой и Ее Ис­точником. Человеческая природа йога, достигшего Истинного Сос­тояния, уступает место божественной. Теперь перед ним стоит задача входить в это состояние по желанию и оставаться в нем все более продолжительное время. Его последняя цель -- войти в это состояние навсегда в момент смерти или избрать Высший Путь Бодхисаттвы и отказаться от этой Свободы, чтобы помогать другим достичь Ос­вобождения.

 

67. Видения, возникающие в этом бездеятельном состоянии тела и ума, когда кажется, что паришь в воздухе, нужно воспринимать с безразличием - без симпатии и антипатии, то есть


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.185 с.