От учетной прибыли к экономической прибыли — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

От учетной прибыли к экономической прибыли

2017-11-27 172
От учетной прибыли к экономической прибыли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Один из основных недостатков прибыли, указываемой фирмой в финансовых отчетах, как показателя прибыльности заключается в том, что она объединяет в себе два вида отдачи: нормальную отдачу от капитала как вознаграждение за инвестирование и экономическую прибыль как чистый излишек, остающийся после оплаты всех входных ресурсов (включая капитал). В последние годы ученые и финансовые консультанты настоятельно рекомендуют фирмам различать эти два элемента и сосредоточить внимание на экономической прибыли как цели и показателе деятельности. Чтобы подчёркнуть отличие экономической прибыли от прибыли в бухгалтерском смысле, экономисты и деловые стратеги используют для обозна­чения экономической прибыли термины "рента" или "экономическая рента".

Таблица 1 результаты деятельности ведущих компаний США в 1995 году согласно различным по­казателям прибыльности

 

КОМПАНИЯ ЧИСТЫЙ ROE2 ROE3 EVA4 MVA5 Отдача от

ДОХОД 1 (%) (%) (млн.долл.) (млн.долл.) акционерного

(млн долл.) капитала6

__________________________________________________________________________ (%)

General Motors 6 881 4,1 29,5 3 225 -8 172 28,5

General Electric 6 573 9,4 22,2 1852 80 792 45,3

Exxon 6 470 5,9 16,0 1113 39 048 38,1

Philip Morris 5 450 10,3 39,0 1165 51628 64,8

IBM 4178 5,8 18,6 2 541 -5 878 25,7

Coca-Cola 2 986 16,6 55,4 2140 87 820 29,3

Wal-Mart 2 740 2,9 18,6 265 35 974 5,3

Procter & Gamble 2 645 7,9 25,0 624 40 000 36,7

Hewlett-Packard 2 433 7,7 20,6 295 26 037 69,4

Mobil 2 376 3,6 13,2 -926 21378 37,5

1 Чистая прибыль после уплаты налогов (источник: Fortune 500).

2 Чистый доход в процентах выручки от продаж (источник: Fortune 500).

3 Чистый доход в процентах стоимости акционерного капитала (источник: Fortune 500).

4 Экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added - EVA), равная чистой операционной прибыли после уплаты нало­гов минус стоимость капитала (источник: Stern Stewart Performance 1000,1997).

5 Рыночная добавленная стоимость (Market Value Added - MVA), равная полной рыночной стоимости (акционерный капитал плюсдолги) минус полные инвестиции в активы, сделанные инвесторами (источник: Stern Stewart Performance'] 000,1997).

6 Сумма дивидендов в 1995 году и прироста рыночной стоимости акций за 1995 год, отнесенная к стоимости акций в начале 1995года.

Наиболее широко используемый поход к измерению прибыльности на основе концепции экономической прибыли разработан и активно популяризируется нью-йоркской консульта­тивной компанией "Стерн Стюарт" (Stern Stewart & Company). Центральное место в этом подходе занимает экономическая добавленная стоимость (EVA), равная чистой операционной прибыли после уплаты налогов (Net Operating Profit after Tax - NOP AT) минус средневзвешенная стоимость капитала (Weighted Average Cost of Capital - WACC). Так, например, показатель ЕVA для компании "Анхойзер-Буш" (Anheuser-Busch) вычисляется следующим образом:

Операционная прибыль 1 756 млн долл.

минус Налоги 617 млн долл.

минус Стоимость капитала 904 млн долл.*

= Экономическая добавленная стоимость 235 млн долл.

 

*Стоимость акционерного капитала составляет 14,3%, затраты на обслуживание долгов (с учетом освобождения выплат процентов от налогов) 5,2%, средневзвешенная стоимость ка­питала 11,3% и полный использованный капитал 8 млрд долл. Отметим, что стоимость ак­ционерного капитала вычисляется с помощью модели оценки капитальных_ активов: стои­мость акционерного капитала = безрисковая ставка процента плюс вознаграждение за риск. Вознаграждение за риск равно превышению биржевой нормы прибыли над безрисковой ставкой процента, умноженному на бета-коэффициент фирмы (служащий мерой системати­ческого риска).

Экономическая прибыль обладает преимуществами перед учетной прибылью как при по­становке целей для компаний и бизнес-единиц, так и при оценке результатов деятельности. Использование экономической прибыли в качестве целевого показателя позволяет избежать опасностей, возникающих, когда менеджеры ориентируются на максимизацию полной при-были (инвестирование проектов, приносящих большую прибыль, которая тем не менее, не покрывает затраты на инвестированный капитал) или на максимизацию нормы прибыли (не-достаточное инвестирование или продажа прибыльных активов). Таким образом, максимизация экономической прибыли согласуется с максимизацией акционерной стоимости ком­пании. Хотя мы ограничились описанием параметра EVA, введенного компанией "Стерн Стюарт", концепция экономической прибыли не является изобретением этой компании. Ана­логичный подход был предложен Джоном Кеем (Кау, 1993). Кей использовал термин "до­бавленная стоимость", определив ее как "... разность между (разумно рассчитанной) стоимо­стью продукции фирмы и (разумно рассчитанной) стоимостью использованных ею входных ресурсов. Понимаемая таким образом добавленная стоимость является одновременно адек­ватным мотиватором деятельности корпорации и адекватным показателем ее достижений".

Одно из преимуществ использования экономической прибыли вместо учетной прибыли для оценки прибыльности заключается в укреплении финансовой дисциплины благодаря прояснению того факта, что бизнес, приносящий прибыль, меньшую, чем стоимость капитала, в действительности является убыточным. Джеймс Минан, главный финансовый директор компании АТ & Т, рассказывает:

Эффект использования параметра EVA для оценки бизнесов компании AT&T - потрясающий. Поло­жительная операционная прибыль больше не является для нас "хорошей". Теперь мы бываем удовле­творены, только если она превышает стоимость капитала.________________

Переход к новым правилам оценки прибыльности произвел особенно впечатляющий эффект в тех случаях, когда неожиданно обнаружилось, что направления деятельности, счи­тавшиеся прибыльными, в действительности в течение многих лет приносили убытки. Мно­гие компании создали основанные на концепции EVA системы для укрепления финансовой дисциплины и переориентации всех аспектов стратегии и операций на максимизацию акционерной стоимости. Среди компаний, сообщивших об улучшении деятельности в результате внедрения систем финансового контроля, основанных на концепции экономической добав­ленной стоимости, такие знаменитые фирмы, как "Кока-Кола" (Coca-Cola), "Бриггс & Страт-тон" (Briggs & Stratton), "Эли Лилли" (Eli Lilly) и "Бартон Груп" (Burton Group). В блоке 1 комментируется опыт применения концепции EVA в компании "Вэрити Корпорэйшн" (Varity Corporation).

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.