Прибыльность как основная цель фирмы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Прибыльность как основная цель фирмы

2017-11-27 188
Прибыльность как основная цель фирмы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Добавленная стоимость, созданная фирмами, распределяется между несколькими группами экономических агентов. Потребители получают выгоду, поскольку они покупают товары и услуги по ценам ниже максимальных цен, которые они готовы заплатить. Поставщики услуг труда и других входных ресурсов имеют выгоду, поскольку они получают вознаграждения, превосходящие минимальные вознаграждения, за которые они готовы предоставлять ресур­сы. Акционеры, принимающие риски, связанные с предприятием, получают прибыль, т.е. разность между полученными доходами и понесенными затратами.

Если деловое предприятие создает добавленную стоимость для всех перечисленных выше -
участников, имеющих различные интересы, естественно рассматривать фирму как организа­цию,
обслуживающую разнородную клиентуру. В рамках подобной многосторонней модели
фирмы деловое предприятие рассматривается как коалиция нескольких заинтересованных
сторон или претендентов, включая акционеров (чья цель - получение прибыли), высших ме­неджеров (чьи цели - заработная плата, льготы, престиж и власть) и наемных работников
(которые заинтересованы в достойной заработной плате, хороших условиях труда и сохранении рабочих мест). Внешние претенденты, такие, как потребители, поставщики и государство­,
также имеют свои, важные для них, интересы. Расхождения в интересах наблюдаются
даже внутри одной группы претендентов. Например, менеджеры склонны отождествлять свои
интересы с интересами своего структурного подразделения или функционального отдела.

Многосторонний подход к постановке целей фирмы отражает признание того факта, что деловое предприятие является общественным институтом, обслуживающим интересы не­скольких групп претендентов. В Японии и в Европе (особенно в Германии) уравновешивание интересов множества заинтересованных в корпорации групп является давней традицией. В Германии эта традиция институциолизирована в наблюдательных советах, включающих в себя представителей акционеров и наемных работников. Согласно этому подходу, главная задача высшего менеджмента заключается в согласовании интересов различных групп пре­тендентов.

Хотя разработка стратегий, учитывающих многочисленные цели, в принципе возможна,
необходимость определения приоритетов и поиска компромиссов чрезвычайно усложняет
эту задачу. Чтобы избежать таких сложностей, мы примем реалистичное упрощающее пред­
положение о том, что деловое предприятие преследует единственную доминирующую цель,
заключающуюся в максимизации прибыли. В качестве обоснования допущения, что цель
максимизации прибыли первична для фирмы, можно привести четыре довода:


1. Главным мотивом для владельцев компании является получение прибыли, поскольку прибыль определяет личные доходы этих индивидуумов. Хотя в большинстве стран, включая
Великобританию, Канаду, США, акционеры обладают ограниченным контролем над менеджерами открытых корпораций, закон обязывает директоров таких корпораций дейст­вовать в интересах своих акционеров.
2. Усиливающаяся конкуренция (особенно международная) способствует сближению инте­ресов различных групп претендентов. Основной общий для всех них интерес заключается
в выживании фирмы, для чего необходимо, чтобы в долгосрочном периоде норма прибыли, получаемой фирмой, превосходила затраты на капитал. Несмотря на увеличение корпроративных прибылей в 1990-е годы, многие фирмы не смогли получить отдачу, покрывающие затраты на капитал. В 1994 году, отмеченном ростом прибыльности и котировок
акции на фондовых биржах США, 533 из 1000 крупнейших нефинансовых компаний, за­
регистрированных на фондовых биржах США, получили чистую операционную прибыль
после уплаты налогов, меньшую, чем затраты на капитал. Можно констатировать, что по
мере обострения международной конкуренции все меньше компаний смогут позволить
себе роскошь преследовать цели, несовместимые с максимизацией прибыли. Если компа­ния не способна в долгосрочном периоде получать отдачу, превосходящую затраты на капитал, она погибнет вследствие неспособности привлечь капитал, необходимый для воз­мещения активов.

3. Внешнее давление, заставляющее фирмы заботиться об увеличении прибыли и действо­вать в интересах акционеров, оказывается со стороны финансовых рынков. Характерной
особенностью финансового окружения корпораций в 1980-е и 1990-е годы стала активизация "рынка корпоративного контроля". Возрастание количества поглощений корпора­ций, многие из которых были насильственными, означает для компаний, допустивших снижение цен своих акций вследствие неспособности максимизировать прибыль, усиле­ние угрозы быть перекупленными собственниками, способными переориентировать эти компании на максимизацию прибыли. Таким перекупщиком может стать конкурент (например, банки BankOne и Nationsbank осуществили несколько насильственных поглоще­ний других банков США), компания, специализирующаяся в реструктуризации корпора­ций (такая, например, как конгломерат Tomkins) или инвестиционная группа (подобная группе Kohlberg Kravis Roberts, купившей компанию RJR Nabisco, что стало одним из- са­мых крупных приобретений за всю историю мирового бизнеса). Возросшее давление на высших менеджеров компаний, вынуждающее их действовать в интересах акционеров, оказывается со стороны институциональных акционеров. Особенно сильное давление на советы директоров, не способные обеспечить удовлетворительную прибыль на акционер­ный капитал, оказывают крупные пенсионные фонды, подобные фонду California Public Employees Retirement System.

4. Даже если не учитывать общую заинтересованность претендентов в выживании фирмы,
цель максимизации прибыли скорее согласуется с их интересами, нежели противоречит им. Для обеспечения прибыльности в долгосрочном периоде необходимы хорошее обращение с наемными работниками и развитие их потенциала, честность в отношениях с потребителями поставщиками и ответственное поведение по отношению к обществу и окружающей среде. Успехи таких компаний, как "Леви Страус" (Levi Strauss), "Маркс & —CrreHeep^Marks & Spencer), "Харлей-Дэвидсон" (Harley-Davidson) и "Сони Корпорейшн" (Sony Corporation), доказывают, что строгое следование правилам деловой этики и забота об интересах поставщиков и наемных работников вполне совместимы с долгосрочной сверхприбыльностью.

Предположение о том, что обеспечение долгосрочной прибыльности является единствен­ной стратегической целью фирмы, существенно упрощает анализ стратегии, но не устраняет всех неопределенностей. Что должна максимизировать фирма: валовую прибыль, прибыль в процентах выручки от продаж, норму отдачи от акционерного капитала, норму отдачи от инвестированного капитала или что-то другое? Каким должен быть учетный интервал времени? Каким образом следует учитывать риски? Наконец, что такое прибыль? Должны ли мы рассматривать учетную прибыль, поток денежных средств или экономическую ренту?

 

ЧТО ТАКОЕ ПРИБЫЛЬНОСТЬ

Прибыль - это разность между полученными доходами и понесенными затратами, которая может быть распределена между владельцами фирмы. Если мы ставим своей целью макси­мизацию прибыли, мы должны иметь ясное представление о том, как следует измерять при­быль. Требование к менеджерам максимизировать прибыль имеет смысл, только если дос­тигнуто согласие относительно того, что такое прибыль и как следует ее измерять. Неопре­деленность концепции прибыли становится очевидной, как только мы рассмотрим показате­ли, используемые для оценки прибыльности компаний. В табл. 1 приведены значения нескольких показателей прибыльности для некоторых крупных компаний. Использование различных способов измерения прибыли приводит не только к различным выводам при сравнении прибыльности различных фирм, но и к различным стратегическим выборам. Далее рассматриваются несколько вопросов, требующих ответов для устранения указанной неопределенности.

Что следует максимизировать - полную прибыль или норму прибыли? В последнем слу­чае возможно несколько вариантов: мы можем отнести прибыль к выручке от продаж (отдача от продаж), полной стоимости активов (отдача от активов) или стоимости акционерного капитала (отдача от акционерного капитала). Любой из этих выборов может привести к ошибочным стратегическим решениям. Например, требование «максимизировать полную прибыль» может поощрять инвестиции в направления деятельности, являющиеся прибыль­ными, но, тем не менее, не обеспечивающими покрытие затрат на инвестированный капитал. В то же время максимизация нормы прибыли может поощрить фирму к распродаже активов, в результате чего опасно усилится зависимость фирмы от немногочисленных наиболее при­быльных направлений деятельности.

Какой интервал времени следует использовать при измерении прибыли? Какой бы пока­затель ни был выбран для этого, определение временного интервала имеет решающее значе­ние. Требование "максимизировать прибыль за следующий год" может привести к совершенно иным стратегическим решениям, нежели требование "максимизировать прибыль за следующее десятилетие".

Как следует измерять прибыль? Учетная прибыль определяется в соответствии с принципами бухгалтерского учета, используемыми компанией при составлении финансовых отчё­тов. Следовательно, учетная прибыль зависит от правил бухгалтерского учета, принятых в стране регистрации компании. Когда в сентябре 1993 года автомобильная компания "Дэймлер-Бенц" (Daimler-Benz) регистрировалась на фондовой бирже Нью-Йорка, пересчет ее чис­того дохода в соответствии с принятыми в США принципами бухгалтерского учета привел к тому, что значительная прибыль (согласно немецким принципам бухгалтерского учета) пре­вратилась в убыток. Помимо того что объявленная прибыль компании зависит от принятых в стране регистрации правил и соглашений, касающихся учета инфляции, налогообложения, инвестиций, затрат на НИОКР, амортизации, изменений обменных курсов и чрезвычайных обстоятельств, каждая компания обладает определенной свободой в интерпретации принци­пов бухгалтерского учета, что также влияет на величину объявленной прибыли.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.