Тема 5. Концепции человека и его потребностей — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 5. Концепции человека и его потребностей

2017-11-27 197
Тема 5. Концепции человека и его потребностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 5. КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ

В ПСИХОЛОГИИ

 

1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Анализ побудительных механизмов активности человека.

3. Списки и классификации нужд человека.

4. Классификации ценностей.

5. Роль бессознательного в формировании потребностей человека.

6. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей.

 

1. Человек − это:

1) существо, вопло­щающее высшую ступень развития жизни;

2) субъект общественно-исторической деятельности;

3) си­стема, в которой физическое и пси­хическое, генетически обусловлен­ное и прижизненно сформирован­ное, природное и социальное обра­зуют нерасторжимое единство.

Психология стала одной из многих наук (антропология, социология, этногра­фия, педагогика, анатомия, физио­логия и др.), предметом изучения которых является человек. Психология изучает в человеке его психику и ее развитие, его индивидуально-пси­хологические особенности, роли,которые он выполняет в социальной жизни, деятельность и общение.

Практически вся психология обра­щена к проблеме человека как индивида,включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении, прежде всего в трудовой деятельности.

 

Индивид (от латинского «individuum» − неделимое) − это:

1) Человек как единичное природное существо, пред­ставитель вида Homo sapiens, про­дукт филогенетического и онтогене­тического развития, единства врож­денного и приобретенного, носитель индиви­дуально своеобразных черт (задат­ки, влечения и т.д.).

Филогенезпроцесс возникновения и эволюции психики и пове­дения животных, а также форм сознания в ходе истории человечества;

онтогенезпроцесс развития индивидуального организма.

2) Отдельный представитель человеческой общно­сти; выходящее за рамки своей при­родной ограничен­ности социальное существо, исполь­зующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведе­нием и психическими процессами.

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.

Наиболее общие характеристики индивида:

1) целостность психофизиологической организации, указывающая на системный характер связей между многообразными функциями и меха­низмами, реализующими жизненные отношения индивида;

2) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром, опреде­ляющая сохранность основных отношений индивида к действительности, но и предполагающая сущест­вование гиб­кости и вариативности;

3) активность,обеспечивающая способность индивида к самоизменению, со­четающая в себе зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

 

Личность − это:

1) Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

2) Опре­деляемое включенностью в общест­венные отношения системное каче­ство индивида, формирующееся в совместной деятельности и обще­нии.

Воз­никновение личности как системного ка­чества обусловлено тем, что инди­вид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения пре­образует и себя, становясь личностью (А. Н. Леонтьев).

Личность характеризу­ется:

1) Активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за грани­цами требований ситуации и роле­вых предписаний.

В людях заложено стремление к достижениям, готовность идти на риск ради достижения поставленных целей и т.п.

2) Направленностью, т.е. совокупностью устойчивых мотивов, ориентирующих деятель­ность личности и относительно не­зависимых от наличных ситуаций.

Направленность личности характеризуется ее интереса­ми, склонностями, убеждениями, иде­алами, в которых выражается ми­ровоззрение человека.

3) Глубинными смысловыми струк­турами («динамическими смысло­выми системами», по Л. С. Вы­готскому), обусловливающими ее сознание и поведение, относитель­но устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп и коллективов.

4) Сте­пенью осознанности своих отно­шений к действительности: отно­шения (по В. Н. Мясищеву), ус­тановки (по Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, Ш. А. Надирашвили), диспозиции (по В. Я. Ядову) и т. п.

Развитая личность обла­дает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой пси­хической регуляции некоторых важ­ных сторон активности личности. Субъ­ективно для индивида личность выступа­ет как его «Я» (образ-«Я», «Я»-концепция), система представлений о себе, конструируемая в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность личности индивида и обнару­живающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне при­тязаний и т.д. Образ «Я» пред­ставляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в буду­щем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и т.д. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоя­тельствами жизни индивида позво­ляет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспита­ния.

Личность как субъект межличност­ных отношений обнаруживает себя в трех образую­щих единство проявлениях:

1) Совокупность интраиндивидных качеств личности (психические свойства, образующие ее индивидуальность; мотивы; направленность личности; структура ха­рактера; особенности темпера­мента; способности).

2) Включенность индивида в межиндивидные связи, где возникающие в группе взаимоотношения и взаимодейст­вия могут трактоваться как носители личностей их участников.

3) «Идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности дру­гих людей, в том числе и за пре­делами их наличного взаимодейст­вия, как результат активно осу­ществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей (В. А. Петров­ский).

Индивид в своем развитии испытывает социально детермини­рованную «потребность быть личностью», т.е. полагать себя в жизнедея­тельности других людей, продол­жая свое существование в них, и обнаруживает «способность быть личностью», реализуемую в социально зна­чимой деятельности.

 

Индивидуальность (от латинского «individuum» – неделимое, особь) − уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

Индивидуальность проявляется в чер­тах темперамента и характера, в спе­цифике интересов, восприятияи интеллекта, потребностей и спо­собностей индивида.

Объясним упомянутые выше понятия:

1) Темперамент (от латинского «temperamentum» – надлежащее соотношение частей)− устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности.

К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента человека тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями его высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.

2) Характер (от греческого «character» – черта, признак, примета, особенность) − индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях.

В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.

3) Восприятиепроцесс, благодаря которому люди отбирают, организуют и интерпретируют информацию, создавая в своем сознании картину окружающего мира.

Это не пас­сивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.

4) Интеллект (от латинского «intellectus» − разумение, понимание, пости­жение) − относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (си­стема умственных операций, стиль и стратегия решения про­блеем, эффективность индивиду­ального подхода к ситуации, тре­бующего познавательной активно­сти и др.).

5) Способностииндивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием ус­пешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Способности обнару­живаются в процессе овладения дея­тельностью, в том, насколько инди­вид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее орга­низации и осуществления. Они тес­но связаны с общей направленно­стью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности слу­жат анатомо-физиологические за­датки, которые преобразуются в про­цессе воспитания, имеющего обще­ственно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

 

2. Побудительными механизмами активности человека выступают мотивы (мотивнужда, ставшая настолько актуальной, что побуждает человека предпринимать действия, направленные на ее удовлетворение).

Мотивы выполняют три основные функции:

1) побуждающаяприведение человека в состояние активности (нужды и инстинкты);

2) направляющаявыбор определенной направленности активности человека (проявления мотивов как при­чин, определяющих выбор направ­ленности поведения);

3) регулирующаяопределение характера и динамики активности человека (что определяется эмоциями, стремлениями, желаниями и установками в поведении человека).

Выделяют следующие характеристики мотива:

1) динамические (энергетические):

а) сила мотива, которая определяется рядом факторов:

· физиологическими − интенсивность мотивационного возбуждения (она, в свою очередь, зависит от гипоталамуса, приходящего в состояние возбуждения от недостатка каких-то веществ в организ­ме);

· психологическими − знание результа­тов деятельности, понимание ее смысла, опре­деленная свобода творчества, эмоции;

· социальными.

б) устойчивость мо­тива, под которой понимают устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригид­ность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей и интере­сов.

2) содержательные:

а) пол­нота осознания структуры мотива;

б) уверенность в правильности выбора, принятого решения;

в) направленность мотива (личностная, индивидуальная или обществен­ная, коллективная);

г) ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения;

д) направленность на удовлетворение определенных потребностей (биологи­ческих или социальных), связь с определенной деятельностью (игровой, учеб­ной, трудовой, спортивной).

Мотивацияпроцесс побуждения себя и других людей к деятельности, направленной на достижение определенных целей.

Советский психолог Алишер Амануллаевич Файзуллаев (1989) выделил в мотивационном процессе пять этапов.

 

 

Этапы: I − возникновение и осознание побуждения, II − принятие мотива, III − реализация мотива, IV − закрепление мотива, V − актуализация потенциального побуждения.

1, 2, 3, 4, 5 − мотивационные крити­ческие состояния, возникающие при переходе от одного этапа к другому.

Мотивационные образо­вания: А −неосознанное побуждение, В −осознанное побуждение, С −принятый мотив, D −реализуемый мотив, Е −потенциальное побуждение.

Линии: сплошная со стрелкой − путь развертывания мотивационных тенденций, пунктирная со стрелкой − путь свертывания мотивационных тенденций, зигзагообразная со стрелкой − путь образования мотивационных кризисов, крестики на сплошной горизонтальной линии − блокировки этапов формирования мотивационных образований.

 

Первый этап − возникновение и осознание побуждения.

Полное осознание по­буждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения могут выступать потребнос­ти, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (об­раз, мысль, эмоция). При этом побудительный аспект психического явления может и не осознаваться человеком, быть в потенциальном (скорее − скрытом) состоянии. Побуждение − еще не мотив, и первым шагом к его формированию является осознание побуждения.

Файзуллаев считает, что для того, чтобы говорить о мотиве, и осознания побуждения недостаточно, хотя поведение может быть обусловлено и одним осо­знанным побуждением. Такое ситуативное поведение часто приводит к сожалению о содеянном, поскольку человек постфактум обнаруживает, что мотивационные ис­точники поступка были не совсем адекватны принятым человеком ценностям и установкам.

Второй этап − принятие мотива.

Под этим несколько нелогичным назва­нием этапа (Если до сих пор речь не могла идти о мотиве, то что же можно принять? А если он уже был, на втором этапе речь должна идти о принятии решения − «де­лать − не делать») автор понимает внутреннее принятие побуждения, т.е. иден­тификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно-личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека.

Говоря другими словами, на втором этапе человек, сообразуясь со своими нрав­ственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возник­шая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять. Неслучайно Файзуллаев говорит о свойствах принятости или осмысленности данного мотивационного образования. Мотив как единица рассматриваемой фазы процесса мотивации при­обретает не только побудительность, осознанность, направленность, но и смыслообразующую функцию.

Третий этап − реализация мотива.

На протяжении этого этапа в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобре­тает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса).

Четвертый этап − закрепление мотива.

Закрепленный мотив становится чертой характера.

Пятый этап − актуализация потенциального побуждения.

Это осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или жела­ния.

 

Предложенная Файзуллаевым схема мотивационного процесса довольно логична. Однако основные мотивационные понятия использованы им недостаточно четко:

1) не обозначено авторское понимание мотива (отсюда не ясно, что значит «принять мотив»);

2) понятие «побуждение» используется им и в ка­честве понятия «побудитель» (т.е. стимул);

3) не объяснено, мотивированным или немотивированным является поведение, основанное только на осознанном побуждении (а не на принятом мотиве).

Все это говорит о том, что схе­ма мотивационного процесса по Файзуллаеву нуждается в уточнениях и разъяс­нениях.

 

3. В 1923 г. специалист в об­ласти бизнес-психологии, профессор Гарвардской школы биз­неса Дэниел Старч (1883−1979)составил один из первых списков нужд человека.

 

Тема 5. КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ

В ПСИХОЛОГИИ

 

1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Анализ побудительных механизмов активности человека.

3. Списки и классификации нужд человека.

4. Классификации ценностей.

5. Роль бессознательного в формировании потребностей человека.

6. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей.

 

1. Человек − это:

1) существо, вопло­щающее высшую ступень развития жизни;

2) субъект общественно-исторической деятельности;

3) си­стема, в которой физическое и пси­хическое, генетически обусловлен­ное и прижизненно сформирован­ное, природное и социальное обра­зуют нерасторжимое единство.

Психология стала одной из многих наук (антропология, социология, этногра­фия, педагогика, анатомия, физио­логия и др.), предметом изучения которых является человек. Психология изучает в человеке его психику и ее развитие, его индивидуально-пси­хологические особенности, роли,которые он выполняет в социальной жизни, деятельность и общение.

Практически вся психология обра­щена к проблеме человека как индивида,включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении, прежде всего в трудовой деятельности.

 

Индивид (от латинского «individuum» − неделимое) − это:

1) Человек как единичное природное существо, пред­ставитель вида Homo sapiens, про­дукт филогенетического и онтогене­тического развития, единства врож­денного и приобретенного, носитель индиви­дуально своеобразных черт (задат­ки, влечения и т.д.).

Филогенезпроцесс возникновения и эволюции психики и пове­дения животных, а также форм сознания в ходе истории человечества;

онтогенезпроцесс развития индивидуального организма.

2) Отдельный представитель человеческой общно­сти; выходящее за рамки своей при­родной ограничен­ности социальное существо, исполь­зующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведе­нием и психическими процессами.

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.

Наиболее общие характеристики индивида:

1) целостность психофизиологической организации, указывающая на системный характер связей между многообразными функциями и меха­низмами, реализующими жизненные отношения индивида;

2) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром, опреде­ляющая сохранность основных отношений индивида к действительности, но и предполагающая сущест­вование гиб­кости и вариативности;

3) активность,обеспечивающая способность индивида к самоизменению, со­четающая в себе зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

 

Личность − это:

1) Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

2) Опре­деляемое включенностью в общест­венные отношения системное каче­ство индивида, формирующееся в совместной деятельности и обще­нии.

Воз­никновение личности как системного ка­чества обусловлено тем, что инди­вид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения пре­образует и себя, становясь личностью (А. Н. Леонтьев).

Личность характеризу­ется:

1) Активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за грани­цами требований ситуации и роле­вых предписаний.

В людях заложено стремление к достижениям, готовность идти на риск ради достижения поставленных целей и т.п.

2) Направленностью, т.е. совокупностью устойчивых мотивов, ориентирующих деятель­ность личности и относительно не­зависимых от наличных ситуаций.

Направленность личности характеризуется ее интереса­ми, склонностями, убеждениями, иде­алами, в которых выражается ми­ровоззрение человека.

3) Глубинными смысловыми струк­турами («динамическими смысло­выми системами», по Л. С. Вы­готскому), обусловливающими ее сознание и поведение, относитель­но устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп и коллективов.

4) Сте­пенью осознанности своих отно­шений к действительности: отно­шения (по В. Н. Мясищеву), ус­тановки (по Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, Ш. А. Надирашвили), диспозиции (по В. Я. Ядову) и т. п.

Развитая личность обла­дает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой пси­хической регуляции некоторых важ­ных сторон активности личности. Субъ­ективно для индивида личность выступа­ет как его «Я» (образ-«Я», «Я»-концепция), система представлений о себе, конструируемая в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность личности индивида и обнару­живающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне при­тязаний и т.д. Образ «Я» пред­ставляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в буду­щем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и т.д. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоя­тельствами жизни индивида позво­ляет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспита­ния.

Личность как субъект межличност­ных отношений обнаруживает себя в трех образую­щих единство проявлениях:

1) Совокупность интраиндивидных качеств личности (психические свойства, образующие ее индивидуальность; мотивы; направленность личности; структура ха­рактера; особенности темпера­мента; способности).

2) Включенность индивида в межиндивидные связи, где возникающие в группе взаимоотношения и взаимодейст­вия могут трактоваться как носители личностей их участников.

3) «Идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности дру­гих людей, в том числе и за пре­делами их наличного взаимодейст­вия, как результат активно осу­ществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей (В. А. Петров­ский).

Индивид в своем развитии испытывает социально детермини­рованную «потребность быть личностью», т.е. полагать себя в жизнедея­тельности других людей, продол­жая свое существование в них, и обнаруживает «способность быть личностью», реализуемую в социально зна­чимой деятельности.

 

Индивидуальность (от латинского «individuum» – неделимое, особь) − уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

Индивидуальность проявляется в чер­тах темперамента и характера, в спе­цифике интересов, восприятияи интеллекта, потребностей и спо­собностей индивида.

Объясним упомянутые выше понятия:

1) Темперамент (от латинского «temperamentum» – надлежащее соотношение частей)− устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности.

К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента человека тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями его высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.

2) Характер (от греческого «character» – черта, признак, примета, особенность) − индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях.

В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.

3) Восприятиепроцесс, благодаря которому люди отбирают, организуют и интерпретируют информацию, создавая в своем сознании картину окружающего мира.

Это не пас­сивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.

4) Интеллект (от латинского «intellectus» − разумение, понимание, пости­жение) − относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (си­стема умственных операций, стиль и стратегия решения про­блеем, эффективность индивиду­ального подхода к ситуации, тре­бующего познавательной активно­сти и др.).

5) Способностииндивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием ус­пешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Способности обнару­живаются в процессе овладения дея­тельностью, в том, насколько инди­вид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее орга­низации и осуществления. Они тес­но связаны с общей направленно­стью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности слу­жат анатомо-физиологические за­датки, которые преобразуются в про­цессе воспитания, имеющего обще­ственно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

 

2. Побудительными механизмами активности человека выступают мотивы (мотивнужда, ставшая настолько актуальной, что побуждает человека предпринимать действия, направленные на ее удовлетворение).

Мотивы выполняют три основные функции:

1) побуждающаяприведение человека в состояние активности (нужды и инстинкты);

2) направляющаявыбор определенной направленности активности человека (проявления мотивов как при­чин, определяющих выбор направ­ленности поведения);

3) регулирующаяопределение характера и динамики активности человека (что определяется эмоциями, стремлениями, желаниями и установками в поведении человека).

Выделяют следующие характеристики мотива:

1) динамические (энергетические):

а) сила мотива, которая определяется рядом факторов:

· физиологическими − интенсивность мотивационного возбуждения (она, в свою очередь, зависит от гипоталамуса, приходящего в состояние возбуждения от недостатка каких-то веществ в организ­ме);

· психологическими − знание результа­тов деятельности, понимание ее смысла, опре­деленная свобода творчества, эмоции;

· социальными.

б) устойчивость мо­тива, под которой понимают устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригид­ность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей и интере­сов.

2) содержательные:

а) пол­нота осознания структуры мотива;

б) уверенность в правильности выбора, принятого решения;

в) направленность мотива (личностная, индивидуальная или обществен­ная, коллективная);

г) ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения;

д) направленность на удовлетворение определенных потребностей (биологи­ческих или социальных), связь с определенной деятельностью (игровой, учеб­ной, трудовой, спортивной).

Мотивацияпроцесс побуждения себя и других людей к деятельности, направленной на достижение определенных целей.

Советский психолог Алишер Амануллаевич Файзуллаев (1989) выделил в мотивационном процессе пять этапов.

 

 

Этапы: I − возникновение и осознание побуждения, II − принятие мотива, III − реализация мотива, IV − закрепление мотива, V − актуализация потенциального побуждения.

1, 2, 3, 4, 5 − мотивационные крити­ческие состояния, возникающие при переходе от одного этапа к другому.

Мотивационные образо­вания: А −неосознанное побуждение, В −осознанное побуждение, С −принятый мотив, D −реализуемый мотив, Е −потенциальное побуждение.

Линии: сплошная со стрелкой − путь развертывания мотивационных тенденций, пунктирная со стрелкой − путь свертывания мотивационных тенденций, зигзагообразная со стрелкой − путь образования мотивационных кризисов, крестики на сплошной горизонтальной линии − блокировки этапов формирования мотивационных образований.

 

Первый этап − возникновение и осознание побуждения.

Полное осознание по­буждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения могут выступать потребнос­ти, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (об­раз, мысль, эмоция). При этом побудительный аспект психического явления может и не осознаваться человеком, быть в потенциальном (скорее − скрытом) состоянии. Побуждение − еще не мотив, и первым шагом к его формированию является осознание побуждения.

Файзуллаев считает, что для того, чтобы говорить о мотиве, и осознания побуждения недостаточно, хотя поведение может быть обусловлено и одним осо­знанным побуждением. Такое ситуативное поведение часто приводит к сожалению о содеянном, поскольку человек постфактум обнаруживает, что мотивационные ис­точники поступка были не совсем адекватны принятым человеком ценностям и установкам.

Второй этап − принятие мотива.

Под этим несколько нелогичным назва­нием этапа (Если до сих пор речь не могла идти о мотиве, то что же можно принять? А если он уже был, на втором этапе речь должна идти о принятии решения − «де­лать − не делать») автор понимает внутреннее принятие побуждения, т.е. иден­тификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно-личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека.

Говоря другими словами, на втором этапе человек, сообразуясь со своими нрав­ственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возник­шая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять. Неслучайно Файзуллаев говорит о свойствах принятости или осмысленности данного мотивационного образования. Мотив как единица рассматриваемой фазы процесса мотивации при­обретает не только побудительность, осознанность, направленность, но и смыслообразующую функцию.

Третий этап − реализация мотива.

На протяжении этого этапа в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобре­тает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса).

Четвертый этап − закрепление мотива.

Закрепленный мотив становится чертой характера.

Пятый этап − актуализация потенциального побуждения.

Это осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или жела­ния.

 

Предложенная Файзуллаевым схема мотивационного процесса довольно логична. Однако основные мотивационные понятия использованы им недостаточно четко:

1) не обозначено авторское понимание мотива (отсюда не ясно, что значит «принять мотив»);

2) понятие «побуждение» используется им и в ка­честве понятия «побудитель» (т.е. стимул);

3) не объяснено, мотивированным или немотивированным является поведение, основанное только на осознанном побуждении (а не на принятом мотиве).

Все это говорит о том, что схе­ма мотивационного процесса по Файзуллаеву нуждается в уточнениях и разъяс­нениях.

 

3. В 1923 г. специалист в об­ласти бизнес-психологии, профессор Гарвардской школы биз­неса Дэниел Старч (1883−1979)составил один из первых списков нужд человека.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.