Объект, предмет, задачи и основные методы педагогики. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Объект, предмет, задачи и основные методы педагогики.

2017-11-27 313
Объект, предмет, задачи и основные методы педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, синтезирующей в себе данные многих естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития общественных отношений. Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.

Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Приоритетными научными задачами педагогики являются:

• нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания;

• изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

• прогнозирование развития образовательных систем;

• внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;

• разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.

Как любая другая наука, педагогика характеризуется своим набором методов.

Методы педагогики делятся на: методы целостного педагогического процесса; методы обучения; методы воспитания;

методы научно-педагогических исследований.

С помощью методов обучения и воспитания осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, решаются педагогические задачи, а также приобретаются сами знания. Методы научно-педагогических исследований – это способы получения педагогами-исследователями знаний о своем предмете с целью установления закономерностей, зависимостей, свойств и построения научных теорий.

Методы научно-педагогических исследований, в свою очередь, подразделяются на эмпирические и методы теоретического исследования. Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их анализ, классификацию, обработку, к ним относятся: наблюдение, опрос, изучение документации и материалов. Методы теоретического исследования таковы: теоретический анализ и синтез материалов по теме исследования, индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному), методы обобщения полученных данных, работа с научной литературой (конспектирование, реферирование, цитирование и пр.), математические и статистические методы.

44. Мировые образовательные тенденции. Система образования Республики Беларусь.

Мировое образовательное пространство составляют национальные образовательные системы, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию.

Основные глобальные тенденции развития мирового образования:
1. Демократизация образования (обеспечение доступности образования для всего населения, предоставление большей самостоятельности учебным заведениям).
2. Разрастание рынка образовательных услуг, платных форм обучения, увеличение продолжительности обучения. Например, английский язык для самых маленьких начинают преподавать с 2-3 лет.
3. Расширение сети высшего образования, его приближение к потребителям.
4. Образование становится приоритетным объектом финансирования во во многих странах.
5. Отход от ориентации на «среднего» ученика, повышение интереса к одаренным молодым людям.
6. Существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей.

Важное значение приобретают крупные международные проекты и программы в сфере образования (ЭРАЗ- МУС - обмен студентами стран Европейского Союза; ЛИНГВА — международная программа повышения эффективности изучения иностранных языков; ЭСПРИТ — проект объединенения усилий европейских университетов, НИИ и компьютерных фирм в области информационных технологий и другие).

Кроме позитивных тенденций в мировом образовании имеются и негативные моменты:
1. Низкий уровень качества обучения в массовой и средней школе, невозможность получения достойного образования для выходцев из самых бедных семей во многих странах мира.
2. Отрицательное влияние обучения во многих школах на здоровье учащихся в связи с учебной перегрузкой.
3. Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением без опоры на самоуправление учащихся и студентов.
4. Единообразие образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающее вариативность и гибкость учебных планов и программ.

ЮНЕСКО - специализированное межправительственное учреждение ООН, созданное в 1946 году с целью развития сотрудничества в области образования, науки и культуры. Это учреждение исследует состояние образования в мире, разрабатывает для всех стран международно-правовые акты в области образования, осуществляет организационное регулирование развития мирового образовательного пространства.

В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство — Верховный Совет республики, исполнение законов — Кабинет Министров), а также местные органы управления.

 

Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении — Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.

 

Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.

В соответствии с существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием в объеме не менее 10% национального дохода.

Национальная система образования РБ включает:

дошкольное образование;

общее среднее образование;

внешкольные формы образования;

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

подготовку научных и научно-педагогических кадров;

повышение квалификации и переподготовку кадров;

самостоятельное образование граждан.

В систему образования Республики Беларусь входят различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учpеждения; общеобpазовательные (базовая и средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы- интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); пpофессионально-технические и высшие пpофессионально-технические училища; сpедние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования — Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения

.

45. Самообразование и непрерывное образование

Развитие рыночной экономики заставляет руководителей компаний и предприятий уделять больше внимания дополнительной профессиональной подготовке сотрудников, обращаться к новейшим инновационным методам и опыту. Зачастую решение о повышении квалификации и переподготовке специалистов принимается не столько с целью повышения общей квалификации, сколько для того, чтобы сотрудники были в состоянии решать новые проблемы, иногда достаточно специфические, возникающие в реальной деятельности предприятий. Дополнительные профессиональные знания необходимы специалистам ввиду постоянных изменений условий труда, связанных с модернизацией, совершенствованием средств производства, а так же с должностным ростом и сменой места работы, поэтому продолжение образования взрослыми, зрелыми людьми становится актуальной задачей нашего времени. Образование выступает гарантом защищенности человека в постоянно меняющемся экономическом и политическом пространстве.

Непрерывное образование рассматривается как процесс постоянного обучения, основой которого служат те базовые навыки, которые человек получает в молодости. В информационном обществе эти навыки должны быть пересмотрены и расширены: к ним надо добавить умение учиться и продолжать свое обучение самостоятельно. Информационное общество базируется на производстве нового знания, его широком распространении и потреблении. Знания являются неисчерпаемым ресурсом, в отличие от природных и человеческих. Реорганизация производства и распространения знаний, изменение способов коммуникации позволяют преобразовывать горы информации в эффективные знания [4, с. 31].

Исследователи выделяют три подхода к определению сущности непрерывного образования.

Во-первых, в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, необходимость в котором продиктована потребностью устранить пробелы в знаниях и умениях, недополученных в ходе учебы.

Во-вторых, рассматривают образование как пожизненный процесс и здесь отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам(кружки, курсы, ФПК, заочное, вечернее обучение, экстернат и т.п.).

В-третьих, считают, что целью непрерывного образования становится всестороннее развитие и саморазвитие человека, влияющее на все общество в целом.

а современном этапе развития общества главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого обучающегося. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Сфера знания – ось, вокруг которой организуются новые технологии, экономический рост. Важность образования в современном обществе несомненна, и его технологии претерпевают кардинальные изменения. Суть их – в постепенном смещении соотношения «образование – самообразование» к доминирующей роли последнего. Самообразование приобретает в настоящее время разнообразные формы и содержание.

Самообразование – это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него [2, с. 34].

Данное определение имеет следующие признаки: во-первых, самообразование каким-то образом должно быть организовано и в этой связи предстает как некая система. Во-вторых, самообразование может рассматриваться как процесс, в котором ведущее место занимают мотивация (самомотивация) и используемые технологии получения знаний, умений и навыков. В-третьих, хотя самообразование – процесс, характеризующийся большой степенью автономности, специалист, занимающийся самообразованием, для того, чтобы сделать этот процесс эффективней, должен активно общаться с другими людьми (коллегами, подчиненными, вышестоящими руководителями и т.д.). И, наконец, в-четвертых, организация и технологии самообразования могут обеспечить и фактически обеспечивают какой-то уровень знаний, умений и навыков. Самообразование является видом непрерывного образования.

Определяя непрерывное образование как непрерывное обучение, В.А. Трайнев и И.В. Трайнев подчеркивают, что оно являет собой «комплекс государственных, частных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, удовлетворяющих стремление человека к самообразованию и развитию на протяжении всей жизни» [3, с. 72]. В понятие «непрерывное образование» вкладывается идея пожизненной незавершенности незавершимости образования человека, а значит существует необходимость оставаться на позиции ученичества.

Можно относиться к непрерывному образованию как к «способу жизнедеятельности человека, процессу приобретения им необходимых знаний, умений и навыков по мере возникновения потребности в них, происходящему на протяжении всей жизни человека. Непрерывное образование – это организованное обучение, детерминированное системой факторов и условий, обеспечивающих непрерывное обучение человека» [1, с. 35].

Можно выделить две основные причины, по которым непрерывное образование занимает важнейшее место в жизни личности и развитии государства:

- современное общество основано на знании, а это означает, что информация, знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки, необходимые для этого, становятся решающим фактором развития, конкурентоспособности специалиста и эффективности рынка труда. В информационном обществе резко возрастает роль образования, которое обеспечивает получение нового знания и обучает человека навыкам самообразования;

- сложная социально-политическая среда, где полноценное развитие личности становится невозможным без умения активно участвовать в общественных процессах, адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию. И лишь образование в самом широком понимании этого процесса может помочь справиться с данной задачей. Эти причины определяют цели непрерывного образования: повышение качества образования, формирование активной гражданской позиции и конкурентоспособность на рынке труда. Требования конкурентоспособности и эффективного трудоустройства абсолютно понятны гражданам и являются мощным мотивом для их образования [5, с. 38]. Участие в гражданском обществе практически невозможно без успешной профессиональной карьеры, поскольку она составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благополучия, а значит, определяет качество жизни. В то же время успех на рынке труда и участие в общественных процессах требуют определенных умений и навыков, доступа к современным знаниям. Ведущим видом деятельности в информационном обществе становится работа с информацией, которая по своей природе является разновидностью самообразования. Государство должно проводить широкое информационное сопровождение образовательных процессов в обществе с использованием современных информационных и телекоммуникативных технологий [5, с. 40].

Определяя функции непрерывного образования, можно сказать, что оно

- позволяет заполнить пробелы, наверстать упущенное в предыдущей системе образования;

- помогает человеку приспособиться к быстроменяющемуся миру;

- направлена на непрерывное обогащение творческого потенциала личности.

Если рассматривать непрерывное образование как систему, то необходимо учитывать, что оно должно быть:

- доступным для любого человека не зависимо от его возраста, социального положения, места жительства, имеющейся профессии;

- свободным по выбору параметров обучения(времени, места, продолжительности, стоимости, организации, форм и методов обучения, выбора преподавателей, учебных заведений и т.п.);

- индивидуальным, учитывающим различия в интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-волевой сферах;

дифференцированным, ориентированным на создание необходимых условий для наиболее полного проявления способностей каждого обучающегося;

- ступенчатым: от сложного к простому;

- непрерывным и дискретным, т.е. сочетание периодов самообразовательной деятельности человека с периодами обучения в образовательных институтах; соединение производственного труда с обучением и постоянной профессиональной подготовкой и переподготовкой;

- системным, а не эпизодическим.

Непрерывность образования гарантирует человеку и всему обществу возможность постоянного самосовершенствования, придает уверенность и ощущение полноты и бесконечности жизни.

46. Особенности образования, обучения и воспитания взрослых.

Социальное воспитание – это главным образом использование многолетнего опыта предков. Приобщение к достижениям человечества в науке и искусстве, общении с природой и пребывании в обществе себе подобных. Опыт предшествующих поколений постоянно преумножается и видоизменяется под воздействием времени, но всегда, несомненно, важную роль играет в воспитании новых поколений. Воспитание, являясь необходимым атрибутом развития общества, имеет исторический характер. Под воздействием воспитательной работы формируется и прогрессирует общество, создавая в свою очередь благоприятные условия для создания воспитательной системы, основной на традициях оного. Воспитание тесно связано с социально-политической структурой общества, играющей определяющую роль в прогнозировании результата воздействия. В современном обществе воспитание происходит как целенаправленно, так и случайным образом. Существует множество институтов, одной из главных целей которых является именно направленная воспитательная деятельность, к ним относится семья, рабочие коллективы, общеобразовательные учреждения. Кроме этого, существует множество источников информации, выполняющих побочную воспитательную функцию и, тем не менее, они играют немаловажную роль в процессе становления личности. К таким источникам относится телевидение, радио, художественная литература и т. д. Под воздействием воспитания посредством общественных институтов у человека формируется определенное отношение к окружающему миру, возникают цели и принципы, нравственные ценности.

В условиях такого количества воспитательных факторов, действия их должны быть приведены в относительное соответствие и отвечать единой цели воспитания. В специальных общеобразовательных учреждениях по воспитанием понимается определенное, целенаправленное, управляемое воздействие на человека со стороны педагогов и коллектива с целью формирование у человека заданных качеств и направленное на решение конкретных воспитательных задач. С другой стороны, в воспитательные цели входит и формирование нравственных ценностей каждого человека в отдельности с ориентиром на его внутренний мир.

Воспитание не ограничивается лишь внешними воздействиями на человеческую личность, важнейшим качеством человека является его способность к самовоспитанию. Говорить о самовоспитании можно только с определенного возраста. Уже в младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать себя, как отдельную личность, в результате чего возникает неудовлетворенность некоторыми субъективными качествами, что в свою очередь рождает мотивацию к самоизменению, побуждает к проявлению воли. Ребенок, подросток, взрослый человек постоянно преодолевает неприемлемые на его взгляд черты характера, привычки, пристрастия, стремиться приблизиться к идеалу в своем понимании. Задача педагога в данном случае оказать помощь в этом стремлении и осуществлении процесса самовоспитания.

В отличие от воспитания, являющегося целенаправленным воздействием на человека, социализация происходит в результате стихийного взаимодействия человека с окружающим миром. Процессом социализации движет с одной стороны желание человека жить в обществе, быть принятым им и занимать в нем определенное место. С другой стороны каждый человек стремится быть отдельной, независимой, значительной личностью. Это стремление не только стимулирует индивидуальное развитие человека, но и обуславливает влияние субъекта на общество, заставляя его тем самым непрерывно прогрессивно развиваться. Средства социализации зависят от возраста и социального окружения человека.

Образование – это процесс восприятия, усвоения и умения использования комплекса систематизированных знаний. Различают дошкольное образование, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовки кадров. Каждый тип образования имеет свою специфику, свои методы и предполагает разную подготовку педагогического состава для осуществления процесса образования. На разных этапах образования преследуются определенные, соответствующие возрастным и психологическим особенностям учеников цели. В общем смысле процесс образования подразумевает овладение человека определенными навыками и умениями в какой либо области, развитие мышления, способности к самообразованию. В результате образования должна быть сформирована личность, не просто обладающая определенным набором знаний в определенной области, но умеющая применить полученные знания для квалифицированной профессиональной деятельности, пополнять недостающие элементы системы знаний с помощью логических рассуждений и выводов из практической деятельности. Образовательная система во многом зависит от общества, в котором она существует, а общество так же находится в непосредственной зависимости от государственной системы образования, объясняется это тем, что в результате образования развиваются и такие личностные качества как интеллигентность, нравственность, эмоциональная устойчивость.

Одной из основных категорий педагогики является обучение. Обучение является аппаратом образования, то есть для обеспечения человека должным образованием нужно хорошо и правильно обучать его.

Обучение – это налаженный, отрегулированный, целенаправленный процесс взаимодействия учеников и учителей, характеризуемый активным взаимодействием обеих сторон. С точки зрения учеников, обучение – это процесс восприятия материала, освоения новых знаний, приобретения навыков и умений. Учитель же со своей стороны принимает на себя руководящую роль, определяя систему изложения программного материала, способы донесения информации до учеников в доступном виде, опираясь на возрастные, социальные и другие особенности обучаемых. Существенным элементом обучения является возбуждение интереса у учеников к предлагаемому для усвоения материалу, активизация и стимулирование учебно-познавательной деятельности последних. Понятие обучение имеет тесную связь не только сообразованием, но и с воспитательной деятельностью. Обучая, педагог еще и воспитывает своих учеников, прививая им попутно, в результате личностного взаимодействия идеологические, нравственные, мировоззренческие установки.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.