Системы мониторинга теневой экономики органами внутренних дел региона — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Системы мониторинга теневой экономики органами внутренних дел региона



 

За годы, прошедшие с момента принятия Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, стало очевидным, что для построения в нашей стране эффективной системы национальной экономической безопасности требуется решение ряда проблем, одна из которых - снижение доли теневой составляющей. Уровень теневой экономики определяется в основном только с использованием данных региональных органов внутренних дел и их территориальных подразделений. Существующие в настоящее время методы мониторинга теневой экономики сводятся к расследованию, учету и анализу количества экономических преступлений. Непосредственными причинами теневой экономики являются факторы ее роста, возникающие в результате конфликта интересов хозяйствующих субъектов, что создает угрозы экономической безопасности региона. Основные направления мониторинга факторов роста теневой экономики, объект, предмет, цель, задачи, методы, субъекты взаимодействия и индикаторы представлены в таблице 7.

 

 

Таблица 7

Основные направления мониторинга факторов роста теневой экономики

Области мониторинга Налоговая нагрузка Факторы занятости населения Уровень доходов населения Государственное регулирование Уровень законности
Элемент системы мониторинга
Объект Деятельность коммерческих организаций
Государственный сектор занятости
Предмет Экономические отношения по исполнению налоговых обязательств Трудовые отношения в формате неформальной занятости Деятельность государства по социальному обеспечению населения и снижению безработицы Правовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами по регулированию рыночной экономики Правовые отношения между правоохранительными органами и хозяйствующими субъектами возникающие в процессе регулирования экономических отношений
Цель Сбор, обработка, анализ и оценка информации в целях принятия управленческих решений
Противодействие теневых явлений в сфере налогообложения Стимулирование официального трудоустройства и противодействие неформальной занятости Повышение уровня жизни населения и обеспечение социальных гарантий Обеспечение баланса возможностей ведения бизнеса и интересов государства Оптимизация нормативно- правовой базы и соблюдения законности
Задачи Оценка состояния налоговой сферы Оценка состояния рынка труда Оценка уровня жизни населения и его социального обеспечения Оценка качества государственного регулирования Оценка качества исполнения законодательства, его эффективности и правой культуры населения
Субъект взаимодействия с ОВД ФНС, ФСС Федеральная служба по труду и занятости Федеральная служба по труду и занятости, ФСС, Комитеты по социальной политике и защите населения Органы судебной власти, органы прокуратуры, ФСБ
Метод мониторинга Прямые методы (опросы, открытые проверки, специальные методы экономико-правового анализа, экспертный метод и др.
Монетарные методы Итальянский метод Методы статистических расхождений Ресурсный метод Метод оценки по показателю преступности
Индикаторы Налог на доходы физических лиц Уровень безработицы Размеры получаемого на душу населения дохода Уровень коррупции Эффективность государственных органов
Налог на прибыль организаций Продолжительность рабочего времени Расслоение населения Масштабы государственного сектора Несовершенство законодательства
             

 



Масштабы развития теневой экономики в регионах и в Российской Федерации в целом, динамика и структура свидетельствуют о системном их характере. Выявление факторов роста теневых экономических отношений и исключение возможности получения экономической выгоды от участия в данных отношениях – важные элементы механизма противодействия теневой экономике как угрозе экономической безопасности [89].

Мониторинг факторов роста теневой экономики позволяет определить уязвимые экономико-правовые отношения между хозяйствующими субъектами, выработать управленческие решения по противодействию и определить направления дальнейшего развития экономической политики регионов и страны в целом по оптимизации экономико-правового поля функционирования хозяйствующих субъектов [89].



В Российской Федерации экономико-правовая конъюнктура очень динамична, но крайне не эффективна, о чем свидетельствуют показатели экономической безопасности. Низкие значения соответствующих индикаторов информируют о росте теневой экономики.

В настоящее время широко распространены такие явления, как переливание неконтролируемых капиталов, «отмывание» криминальных средств, мошенничество с использованием фальшивой финансовой документации. Подобные преступления совершает организованная преступная группировка, что предполагает наличие цепочки участников, детальной разработки сценария, достаточного материально-технического и финансового обеспечения, «правового» и силового прикрытия. Совершение преступлений преимущественно организованными группами и сообществами позволяет им не только отмывать «грязные» деньги, но и усиливать свою экономическую власть в обществе и саботировать проведение демократических преобразований как в сфере формирования правовой государственности, так и установления цивилизованных рыночных отношений [27].

Объектом мониторинга выступает система обеспечения экономической безопасности региона при противодействии теневой экономике силами ОВД. Важнейшими функциями системы мониторинга экономической безопасности региона являются сбор, обработка и анализ получаемой информации об экономическом состоянии объектов хозяйственной деятельности, а также о ходе и степени исполнения законодательства в экономической сфере всеми регионами и ведомствами страны [89].

Деятельность ОВД по мониторингу объектов экономики с целью противодействия теневым экономическим отношениям на региональном уровне должна осуществляться на основе комплексного использования различных источников поступления осведомительной информации и информационного потенциала органов исполнительной власти региона, а также других правоохранительных и контролирующих органов. Механизм взаимодействия ОВД с другими субъектами, в целях минимизации последствий теневой экономики как угрозы экономической безопасности представлен на рисунке 17. Кроме основных элементов, таких как цели, предмет, объект, субъекты, меры противодействия, механизм включает также в себя систему мониторинга экономической преступности и факторов роста теневой экономики.

 

 

Система противодействия теневой экономике субъекта Российской Федерации
Теневая экономика – угроза экономической безопасности субъекта Российской Федерации
Объект: экономическая система субъекта Российской Федерации
Цель: обеспечение экономической безопасности субъекта РФ за счет противодействия теневой экономике
Предмет: экономические отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами в ходе производства, распределения, обмена и потребления благ
Беловоротничковая Т.Э.
Факторы роста теневой экономики
Черная
Серая т. экономика
 
Теневые доходы
Защищаемые доходы
от неофициальной деятельности
от неформальной занятости
доход в форме неоплаченных налогов и сборов
от нелегальных видов деятельности
общественные интересы
секторальный контроль экономики
Соблюдение законности
государственные интересы
Мониторинг теневой экономики
Оптимизация мер противодействия теневой экономике
Меры противодействия теневой экономике
Факторов роста теневой экономика
Экономической преступности
домашние хозяйства
физические лица
юридические лица
субъекты нелегальной экономики
граждане
общественные институты
контролирующие органы
правоохранительные органы
органы государственной власти

 

 

Рис. 17.Механизм взаимодействия ОВД с другими субъектами

 

Основой механизма противодействия теневой экономике является смещение акцента с расследования экономических преступлений силами ОВД и взаимодействующих субъектов на устранение причин «тенезации» экономики, т.е. факторов ее роста [29].

Противодействие теневой экономике на уровне субъекта РФ следует осуществлять при взаимодействии правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры и др.) с региональными органами государственной власти (Администрация регионов, профильные департаменты, управления и министерства), контролирующими органами (УФАС, Росфинмониторинг, ФНС, Роспотребнадзор и др.), общественными организациями и гражданами. На основе анализа влияния отдельных факторов роста теневой экономики на ее общий уровень в механизм противодействия теневой экономике в системе мер обеспечения экономической безопасности субъекта РФ необходимо включить основные направления мониторинга факторов роста теневой экономики [89].

Взаимодействие ОВД с другими субъектами, противодействующими теневой экономике, является одним из ключевых элементов механизма обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации. Результатом такого взаимодействия является разработка, анализ и оптимизация управленческих решений, направленных на пресечение и раскрытие теневых явлений в экономике. Показатели результативности деятельности ОВД должны определяться, прежде всего, уровнем раскрываемости экономических преступлений, средним временем расследования и средним уровнем возмещенного ущерба на 1 преступление.

Анализ основных направлений деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями и правонарушениями показывает ряд существенных проблем.

Недостаточная правовая урегулированность порядка осуществления деятельности по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями. Данная проблема имеет два аспекта: с одной стороны, не- достаточно полно урегулированы некоторые направления деятельности правоохранительных органов по противодействию экономическим преступлениям и правонарушениям, а с другой стороны, некоторые направления чрезмерно загромождены процедурно (так называемые. административные барьеры), что приводит к возможностям злоупотребления со стороны правоохранительных органов.

Отсутствует единая государственная политика по противодействию теневой экономике, обеспечению экономической безопасности, что приводит к ряду негативных последствий. Так, правоохранительные органы дублируют друг друга, ряд приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности правоохранительными средствами остается без должного «прикрытия», меры, принимаемые правоохранительными органами по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями, носят разрозненный, несистемный характер.

Слабое взаимодействие правоохранительных органов между собой по противодействию экономическим преступлениям и правонарушениям. С отсутствием единой государственной политики по противодействию экономической преступности, отсутствием четкого разграничения полномочий правоохранительных органов, трудностями информационного обмена (в том числе сложность в обеспечении конфиденциальности передаваемых сведений), кадровыми проблемами и др.

Недостаточно налажено взаимодействие между контролирующими и правоохранительными органами.

Неготовность правоохранительных органов решать задачи, связанные с противодействием экономической преступности.

Недостаточно учитываются в практической деятельности результаты научных исследований в области теневой экономики, борьбы с экономической преступностью и обеспечения экономической безопасности.

Недостаточный уровень социальной и правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел и ФМС России, порождающей высокий уровень коррупционной готовности при осуществлении ими своих полномочий [89].

Проникновение в ряды сотрудников органов внутренних дел и ФМС России участников преступных организаций, а также отдельных лиц, преследующих преступные или иные корыстные цели.

Таким образом, одним из важных направлением совершенствования деятельности правоохранительных органов по противодействию теневой экономике является разработка системы мер противодействия теневой экономике и экономической преступности. Сюда входит мониторинг экономических процессов, в том числе теневых, система информирования правоохранительных органов о подозрительных финансовых потоках и экономических операциях, система анализа сомнительных финансовых потоков и экономических операций, система информационно-аналитического поиска признаков экономических преступлений, система документирования признаков экономических преступлений в целях неотвратимого привлечения виновных к ответственности. В настоящее время в России создана и действует финансовая разведка – Комитет РФ по финансовому мониторингу.

Основные понятия

«Захват государства», асоциальный характер рыночных преобразований, бюрократический рэкет, взяточничество, незаконный бизнес, олигархические группировки, парад суверенитетов, прива­тизация, репрессивный характер системы налогообложения, финансовая пирамида.

 

Контрольные вопросы

1. Какой спецификой обладает теневая экономика на уровне регионов?

2. Перечислите возможные причины теневой активности на региональном уровне.

3. Нейтрализация каких угроз экономической безопасности государства относится к сфере деятельности ОВД?

4. Назовите факторы роста теневой экономики.

5. С какими субъектами взаимодействуют ОВД в целях противодействия теневой экономике?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализировать уровень безработицы в России по федеральным округам за последние 10 лет.

2. Проанализировать уровень безработицы в России по субъектам РФ последние за 10 лет.

3. Обоснуйте необходимость рассмотрения проблемы борьбы с теневой экономикой в рамках обеспечения экономической безопасности на региональном уровне применительно к условиям Российской Федерации.

 

 

 

 







Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.