Индивидуализация и дифференциация обучения. Психологическая проблема контроля и оценки. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуализация и дифференциация обучения. Психологическая проблема контроля и оценки.

2017-11-27 784
Индивидуализация и дифференциация обучения. Психологическая проблема контроля и оценки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Различия между оценкой, отметкой и балломОценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей.

Нередко в психологической и особенно педагогической литературе понятия "оценка" и "отметка" отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.

В первую очередь, оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.

Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения, ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности. Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки, с психологической точки зрения, будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая - наказанием.Контролирование, оценивание знаний, умений - очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад, педагоги спорят, что должна показывать оценка как результат контроля: должна ли она быть индикатором качества - категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения.

Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:

объективность,

систематичность,

наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, ровном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или, как часто говорят в последнее время, диагностических, процедур означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.

ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ ДЕТЕЙ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДАВНО ВОЛНУЕТ УЧИТЕЛЕЙ И УЧЁНЫХ. ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРОБЛЕМЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПОСВЯЩЕН РЯД ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТ И. Э. УНТ, А. А. КИРСАНОВА, Г. Ф. СУВОРОВОЙ, С. Д. ШЕВЧЕНКО И ДРУГИХ АВТОРОВ.

ОДНАКО ИМЕЮЩИЕСЯ СТАТЬИ И ПОСОБИЯ НЕ ИСЧЕРПЫВАЮТ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИКЛАССНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. НЕ УДЕЛЯЕТСЯ ДОСТАТОЧНО ВНИМАНИЯ ТОМУ, НАСКОЛЬКО ЦЕЛЕСООБРАЗНО И КАК ВКЛЮЧАТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ЗНАНИЙ, КАКОВА СТЕПЕНЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАКОЙ РАБОТЫ. НЕТ ЧЕТКИХ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, И, НАКОНЕЦ, КАКОВЫ ОПТИМАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО ГРУПП.

ПОД ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ ПОНИМАЕТСЯ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ПРИ КОТОРОМ УЧИТЫВАЮТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ; СОЗДАЮТСЯ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ, В КОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ) РАЗЛИЧАЮТСЯ.

ЦЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ - ОБЕСПЕЧИТЬ КАЖДОМУ УЧЕНИКУ УСЛОВИЯ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЕГО СПОСОБНОСТЕЙ, СКЛОННОСТЕЙ, УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ, ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

ОБЩИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПОСВЯЩЕННОЙ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ, ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ ВЫВОД ОТНОСИТЕЛЬНО ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ:

1. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ СОБОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ УЧЕБНОГО

МАТЕРИАЛА, РАЗРАБОТКУ СИСТЕМ ЗАДАНИЙ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ ТРУДНОСТИ И ОБЪЁМА,

РАЗРАБОТКУ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В КОНКРЕТНЫХ

УЧЕБНЫХ ГРУППАХ; УЧИТЫВАЮЩЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ, А,

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПОНЯТИЯ «ВНУТРЕННЯЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ» И «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ» ПО

СУЩЕСТВУ ТОЖДЕСТВЕННЫ.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАЁТ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ

РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, ОСОЗНАЮЩЕЙ КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ И

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ; ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ И УСИЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ;

ФОРМИРУЮТ ПРОГРЕССИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЫШЛЕНИЯ.

3. ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ

УЧЁТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.

4. ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ СОХРАНЕНИЕ И

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЁНКА, ВОСПИТАНИЕ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА,

КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЛ БЫ СОБОЙ НЕПОВТОРИМУЮ, УНИКАЛЬНУЮ ЛИЧНОСТЬ.

5. РЕАЛИЗУЮ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ,

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ОПИРАТЬСЯ НА ТИПОЛОГИЮ, ОТВЕЧАЮЩУЮ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ:

• БЫТЬ ЕДИНОЙ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП УЧАЩИХСЯ;

• ПОКАЗЫВАТЬ ДИНАМИКУ ПЕРЕХОДА УЧЕНИКА ИЗ ОДНОЙ ГРУППЫ В ДРУГУЮ, Т.Е. УЧИТЕЛЬ

ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВИДЕТЬ РОСТ УЧЕНИКА И УЧИТЫВАТЬ ЕГО;

• НАГЛЯДНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ВОЗМОЖНОСТИ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ

УЧАЩИХСЯ.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.