Цели и задачи учебно-исследовательской (психолого-педагогической) практики. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Цели и задачи учебно-исследовательской (психолого-педагогической) практики.

2017-11-27 217
Цели и задачи учебно-исследовательской (психолого-педагогической) практики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УТВЕРЖДАЮ

 

Декан факультета педагогики и

психологии

______________________________

 

«_______»_____________200___г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

По дисциплине УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

(ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА

для направления 050700 Педагогика

Профиль « Практическая психология в образовании»

по учебному плану набора 2010 года, форма обучения очная

Составитель: Демидович Е.А.., старший преподаватель___________

(Ф.И.О) (должность, уч. степ., звание) (подпись)

 

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

«_____»___________200_г.,

Протокол № ___

Заведующий кафедрой _к.п.н., доцент Шахмарова Р.Р.________________

(Ф.И.О) (должность, уч. степ., звание) (подпись)

 

Рабочая программа одобрена

Ученым Советом

____________________ факультета

«_____» ________________200 __г.

 

Председатель совета к.п.н., доцент Дербенева Г.В._____________

(Ф.И.О) (должность, уч. степ., звание) (подпись)

 

Г


1. Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Учебно-исследовательская (психолого-педагогическая) практика проводится на базе любого образовательного и научно-исследовательского учреждения, в котором преподаются профильные дисциплины педагогического направления. В ходе практики студентам предоставляется возможность сбора экспериментальных данных по заранее сформулированной программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения процесса овладения обучающимися содержания профильных дисциплин направления. По итогам практики студентом предоставляется отчет, в котором фиксируются полученные экспериментальные данные и результаты их обработки.

 

Содержание учебно-исследовательской практики.

(1) Знакомство с особенностями работы образовательного учреждения и класса;

(2) Наблюдение за учащимися в ходе посещения занятий;

(3) Свободное общение с учащимися на переменах, обретение опыта;

(4) Работа сличным педагогическим дневником, где фиксируются общие сведения об образовательном учреждении, классе; ежедневные записи, план на день, наблюдения за учащимися; планы проводимых дел; выводы.

(5) Подготовка и проведение внеклассного мероприятия по предмету в том классе, где студент проходит практику.

  1. Итоги учебно-исследовательской практики

В университете итоги практики подводятся в следующей последовательности:

  • Студенты сдают отчетные документы - педагогические дневники со всеми выполненными заданиями;
  • к итоговой конференции готовится творческое выступление на тему «Образовательное учреждение глазами студента, или первые шаги в профессию», рассказ о проведенных делах и личных впечатлениях;
  • заключительная оценка выставляется по итогам представленных отчетных документов и индивидуального собеседования.

 

  1. Содержание работы студентов в период учебно-исследовательской практики.

Ориентировочный вариант:

Первый день:

§ Знакомство с образовательной средой в условиях школы. Получение информации об особенностях работы образовательного учреждения, его традициях, проблемах; знакомство с научно-методической работой, инновационными направлениями работы образовательного учреждения. Закрепление по классам. Знакомство с классным руководителем и классом. Получение информации об особенностях развития классного коллектива и учащихся в нем. Изучение документации (классный журнал, план воспитательной работы классного руководителя и др.), предоставляющих возможность для заочного знакомства с классным коллективом и формирования первоначального о нем представления. Определение плана деятельности студента в период прохождения практики;

§ Заполнение личного дневника;

Второй – третий день:

§ Посещение и анализ уроков (комбинированный анализ урока по предложенной схеме); наблюдение за учащимися класса; беседы с учителями-предметниками об особенностях формирования познавательного интереса к изучаемым предметам учащихся класса, общение с учащимися класса;

§ Заполнение личного дневника.

Третий день:

  • Посещение и анализ уроков (психологический анализ урока по предложенной схеме); проведение психолого-педагогических методик по изучению личности ученика; проведение анализа результатов диагностик; свободное общение с учащимися класса.
  • Заполнение личного дневника.

Четвертый день:

§ Посещение и анализ уроков (анализ отдельных элементов урока по предложенной схеме); наблюдение за учащимися класса и особенностями их как членов коллектива; проведение психолого-педагогических методик по изучению коллектива учащихся; подведение анализа результатов диагностик; свободное общение с учащимися класса;

§ Заполнение личного дневника.

Пятый день:

  • Посещение и анализ уроков (анализ урока с позиции формирования общеучебных умений и навыков по предложенной схеме); наблюдение за учащимися класса; осуществление индивидуального исследования по выбранной теме; обработка результатов; свободное общение с учащимися класса;
  • Заполнение личного дневника.

Шестой день:

  • Посещение и анализ уроков (анализ эффективности урока по предложенной схеме); осуществление индивидуального исследования по выбранной теме; обработка результатов; свободное общение с учащимися класса;
  • Заполнение личного дневника;

 

 

Отчетная документация

Зачёт по учебно-исследовательской практике не является дифференцированным.

 

Для получения зачёта необходимо представить отчёт.

 

Отчет включает в себя:

1. Педагогический дневник (Приложение 1)

2. Анализы пяти уроков по предложенным схемам (Приложение 2-6)

3. План-конспект внеклассного мероприятия по предмету.

 

 

  1. Методические материалы к учебно-исследовательской практике.

Приложение №1

Педагогический дневник

Студента (-ки)_________________________

Факультета___________________________

Группы ______________________________

  1. Место прохождения практики:

средняя школа №______________

адрес_______________________

сроки проведения практики: с__________ по____________

  1. Знакомство со школой

Вид учебного заведения____________________

Количество и контингент учащихся_____________

Количество учителей ____________, из них имеющих категории и звания ______

Режим работы школы_____________

Основные направления в работе___________

Школа в своей работе использует инновации _____________

Особенности системы воспитательной работы и традиции школы Детские общественные организации, органы самоуправления_________

Материальная база Трудности в работе ____________

  1. Полезная информация

Директор школы_______

Заместитель директора но учебной работе_____

Заместитель директора по воспитательной работе_________________

Учитель- предметник________

Классный руководитель____________

 

  1. План работы во время практики:
День недели (дата) Объем выполненной работы (виды деятельности в течение рабочего дня)
   

5. Педагогические наблюдения за учащимися в ходе посещения уроков

  Уроки и перемены день день 3 день 4 день 5 день Мнение классного руководителя
Наиболее дисциплинированные              
Недисциплинированные              
Самостоятельный, ответственный              
Лидер класса              

Выводы:

В процессе наблюдения за детьми на уроках мне удалось выявить

ü уровень дисциплины и работоспособности________________

ü заинтересованность в учебе_____________________________

ü наиболее дисциплинированные и недисциплинированные ученики __________

ü наиболее эрудированные самые ответственные лидеры класса ____________

Свои наблюдения я сопоставил(а) с мнением классного руководителя. Мои выводы__

Приложение №2

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2007. – С.335-355.

2. Осмоловская И. М. Дидактика. – М., 2006. – С.66-77.

3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М., 2007.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001. – С.255-401.

Дополнительная:

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1.М.,1992.

3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2001.

4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.- М., 1994.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.

6. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В, Штинова Г.Н, Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студ. – М.: 2003. – 224 с.

7. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1989.

8. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. - Самара: Бахрах, 2000.- 248 с

9. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М., 1988.

10. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991.

11. Немов Р.С. Психология: Учебник для высших педагогических учебных заведений: в 3 кн.- кн. 3.- М.: ВЛАДОС, 1998.

12. Пакет психодиагностических методик. - Иркутск, 1991-169 с.

13. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. - М., 1990.

14. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2000.-416 с.

15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М: Владос, 1995.-529 с.

16. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. - Ростов-на -Дону: Феникс, 1999-576 с.

УТВЕРЖДАЮ

 

Декан факультета педагогики и

психологии

______________________________

 

«_______»_____________200___г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

По дисциплине УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

(ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА

для направления 050700 Педагогика

Профиль « Практическая психология в образовании»

по учебному плану набора 2010 года, форма обучения очная

Составитель: Демидович Е.А.., старший преподаватель___________

(Ф.И.О) (должность, уч. степ., звание) (подпись)

 

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

«_____»___________200_г.,

Протокол № ___

Заведующий кафедрой _к.п.н., доцент Шахмарова Р.Р.________________

(Ф.И.О) (должность, уч. степ., звание) (подпись)

 

Рабочая программа одобрена

Ученым Советом

____________________ факультета

«_____» ________________200 __г.

 

Председатель совета к.п.н., доцент Дербенева Г.В._____________

(Ф.И.О) (должность, уч. степ., звание) (подпись)

 

Г


1. Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Учебно-исследовательская (психолого-педагогическая) практика проводится на базе любого образовательного и научно-исследовательского учреждения, в котором преподаются профильные дисциплины педагогического направления. В ходе практики студентам предоставляется возможность сбора экспериментальных данных по заранее сформулированной программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения процесса овладения обучающимися содержания профильных дисциплин направления. По итогам практики студентом предоставляется отчет, в котором фиксируются полученные экспериментальные данные и результаты их обработки.

 

Цели и задачи учебно-исследовательской (психолого-педагогической) практики.

Общие требования.

Учебно-исследовательская практика является необходимой формой подготовки бакалавра в педагогическом вузе. Учебно-исследовательская практика для студентов направления «Педагогика» профиль «Начальное образовании» проводится в соответствии с учебным планом. Подготовкой к практике является усвоение студентами теоретических курсов по педагогике и психологии. Важным звеном в подготовке студентов к учебно-исследовательской практике является формирование исследовательских умений.

Практика носит исследовательский характер, поскольку она ориентирована на развитие и совершенствование исследовательских умений студентов: студенты учатся анализировать уроки учителей с разных точек зрения (комбинированный анализ урока, психологический анализ, анализ отдельных элементов урока, анализ урока с позиции формирования общеучебных умений и навыков, анализ эффективности урока); формируют умения по изучению личности, как определенного ученика, так и особенностей классного коллектива с целью определения уровня обученности, интересов и отношения к предмету, индивидуальных, субъективных и личностных характеристик школьников; исследуют различные педагогические проблемы; учатся овладевать методами научно-педагогических исследований; осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности.

В целом цель учебно-исследовательской практики с учетом всех особенностей исследовательской деятельности заключается в создании условий для успешного овладения студентами знаниями, умениями и ценностными ориентациями в области исследовательской деятельности и в системе получения экспериментальных данных и их обработки.

Учебно-исследовательская практика студентов, как правило, проводится на базе любого образовательного или научно-исследовательского учреждения, в которых преподается профильная дисциплина – информатика, причем, данная дисциплина преподавалась на первой ступени обучения – в начальной школе).

Образовательная цель практики - ознакомление студентов с основными методами осуществления исследовательской деятельности; овладение исследовательскими умениями во всем их многообразии и сложности.

В процессе учебно-исследовательской практики решаются следующие задачи:

ü совершенствование исследовательских умений и личностных качеств;

ü овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и классного коллектива в целом и составление их характеристик;

ü овладение умениями анализа урока;

ü накопление представлений о характере и содержании деятельности и функциональных обязанностях учителя информатики;

ü освоение умений диагностировать поведенческие проявления детей.

 

 

Продолжительность практики: 1 неделя

Общие требования:

  1. В процессе прохождения учебно-исследовательской практики студент прикрепляется к конкретному классу;

2. Студенты должны обязательно посещать учебные занятия с классами, за которыми они будут закреплены, общаться с ребятами на переменах;

  1. Студенты должны подготовить необходимые отчетные документы.

 

В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

§ Знакомятся с учебно-материальной базой образовательного учреждения и основными направлениями работы в учреждении, группе (классе);

§ Анализируют уроки в конкретном классе;

§ Изучают психолого-педагогические особенности развития учащихся различного возраста, а также классного коллектива в целом;

§ Проводят внеклассное мероприятие по предмету (информатике или математике)

Содержание учебно-исследовательской практики.

(1) Знакомство с особенностями работы образовательного учреждения и класса;

(2) Наблюдение за учащимися в ходе посещения занятий;

(3) Свободное общение с учащимися на переменах, обретение опыта;

(4) Работа сличным педагогическим дневником, где фиксируются общие сведения об образовательном учреждении, классе; ежедневные записи, план на день, наблюдения за учащимися; планы проводимых дел; выводы.

(5) Подготовка и проведение внеклассного мероприятия по предмету в том классе, где студент проходит практику.

  1. Итоги учебно-исследовательской практики

В университете итоги практики подводятся в следующей последовательности:

  • Студенты сдают отчетные документы - педагогические дневники со всеми выполненными заданиями;
  • к итоговой конференции готовится творческое выступление на тему «Образовательное учреждение глазами студента, или первые шаги в профессию», рассказ о проведенных делах и личных впечатлениях;
  • заключительная оценка выставляется по итогам представленных отчетных документов и индивидуального собеседования.

 

  1. Содержание работы студентов в период учебно-исследовательской практики.

Ориентировочный вариант:

Первый день:

§ Знакомство с образовательной средой в условиях школы. Получение информации об особенностях работы образовательного учреждения, его традициях, проблемах; знакомство с научно-методической работой, инновационными направлениями работы образовательного учреждения. Закрепление по классам. Знакомство с классным руководителем и классом. Получение информации об особенностях развития классного коллектива и учащихся в нем. Изучение документации (классный журнал, план воспитательной работы классного руководителя и др.), предоставляющих возможность для заочного знакомства с классным коллективом и формирования первоначального о нем представления. Определение плана деятельности студента в период прохождения практики;

§ Заполнение личного дневника;

Второй – третий день:

§ Посещение и анализ уроков (комбинированный анализ урока по предложенной схеме); наблюдение за учащимися класса; беседы с учителями-предметниками об особенностях формирования познавательного интереса к изучаемым предметам учащихся класса, общение с учащимися класса;

§ Заполнение личного дневника.

Третий день:

  • Посещение и анализ уроков (психологический анализ урока по предложенной схеме); проведение психолого-педагогических методик по изучению личности ученика; проведение анализа результатов диагностик; свободное общение с учащимися класса.
  • Заполнение личного дневника.

Четвертый день:

§ Посещение и анализ уроков (анализ отдельных элементов урока по предложенной схеме); наблюдение за учащимися класса и особенностями их как членов коллектива; проведение психолого-педагогических методик по изучению коллектива учащихся; подведение анализа результатов диагностик; свободное общение с учащимися класса;

§ Заполнение личного дневника.

Пятый день:

  • Посещение и анализ уроков (анализ урока с позиции формирования общеучебных умений и навыков по предложенной схеме); наблюдение за учащимися класса; осуществление индивидуального исследования по выбранной теме; обработка результатов; свободное общение с учащимися класса;
  • Заполнение личного дневника.

Шестой день:

  • Посещение и анализ уроков (анализ эффективности урока по предложенной схеме); осуществление индивидуального исследования по выбранной теме; обработка результатов; свободное общение с учащимися класса;
  • Заполнение личного дневника;

 

 

Отчетная документация

Зачёт по учебно-исследовательской практике не является дифференцированным.

 

Для получения зачёта необходимо представить отчёт.

 

Отчет включает в себя:

1. Педагогический дневник (Приложение 1)

2. Анализы пяти уроков по предложенным схемам (Приложение 2-6)

3. План-конспект внеклассного мероприятия по предмету.

 

 

  1. Методические материалы к учебно-исследовательской практике.

Приложение №1

Педагогический дневник

Студента (-ки)_________________________

Факультета___________________________

Группы ______________________________

  1. Место прохождения практики:

средняя школа №______________

адрес_______________________

сроки проведения практики: с__________ по____________

  1. Знакомство со школой

Вид учебного заведения____________________

Количество и контингент учащихся_____________

Количество учителей ____________, из них имеющих категории и звания ______

Режим работы школы_____________

Основные направления в работе___________

Школа в своей работе использует инновации _____________

Особенности системы воспитательной работы и традиции школы Детские общественные организации, органы самоуправления_________

Материальная база Трудности в работе ____________

  1. Полезная информация

Директор школы_______

Заместитель директора но учебной работе_____

Заместитель директора по воспитательной работе_________________

Учитель- предметник________

Классный руководитель____________

 

  1. План работы во время практики:
День недели (дата) Объем выполненной работы (виды деятельности в течение рабочего дня)
   

5. Педагогические наблюдения за учащимися в ходе посещения уроков

  Уроки и перемены день день 3 день 4 день 5 день Мнение классного руководителя
Наиболее дисциплинированные              
Недисциплинированные              
Самостоятельный, ответственный              
Лидер класса              

Выводы:

В процессе наблюдения за детьми на уроках мне удалось выявить

ü уровень дисциплины и работоспособности________________

ü заинтересованность в учебе_____________________________

ü наиболее дисциплинированные и недисциплинированные ученики __________

ü наиболее эрудированные самые ответственные лидеры класса ____________

Свои наблюдения я сопоставил(а) с мнением классного руководителя. Мои выводы__

Приложение №2


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.