Эволюция школ и напрвлений в нач. 19-20вв. Когнитивная, гуманистическая психология. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эволюция школ и напрвлений в нач. 19-20вв. Когнитивная, гуманистическая психология.

2017-11-27 440
Эволюция школ и напрвлений в нач. 19-20вв. Когнитивная, гуманистическая психология. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На рубеже этих веков псих-я раздел-сь на школы: Структурализм – был самой распростран.псих-ой шк-ой в США. Основоположник-Титченер.

Вюрцбургская шк- в ней впервые нач-ли эксперименты над мышлением. Основоп-Кюльпе.

Фнкционализм (шк)-в ней исслед.содержание фун-ий психики.

Франц.психолог-ая шк.- работы франц.ученых помогли расширить предмет псих-ии,включив в него коллектив.и бессозн.психику.

------почти все шк.19-20вв.,просущ.недолго. их появл-е показало насущную необх-ть для псих-ии сформир-ть новую методологию изуч-я психики.

Когнитивная п-ия – это ощущения,восприятие,воображение,память,мышление.

Глав.цель когнитив.направ-я – раскрыть совокуп-ти программ, накопленных в памяти ч-ка, при помощи к-ых индивид понимает звуки речи и создает нов.слова, преобрет.опыт.

Гуманистическая п-ия – направлена на задачу изучения душев.здоровья, позитив.душев.кач-в. Если прежде психологов больше всего интересовала проблема душевных расстройств, то гуманистическая психология направлена преимущественно на задачу исследования душевного здоровья, позитивных душевных качеств.

Одна из важнейших особенностей – феноменологический и холистический подходы: феномен.: лич-ть вступает как реальность, субъектив.опыт.

Холичтич.: ч-к прдставляет собой целое. (гуман. псих-ги – Карл Роджерс, Абрахам Маслоу. С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Самоактуализация - наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека. Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия.)

Одной из важных особенностей гуманистической теории является феноменологический и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т.е. субъективный опыт, которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности. гуманистическая психология с самого начала создавала себя как новый взгляд на природу человека.

 

Когнитивная психология не имеет своего отца-основателя. История называет двух ученых (один - основав исследовательский центр, а другой - выпустив книгу). Это Джордж Миллер и Ульрик Найссер. Вместе со своим коллегой Джеромом Брунером Миллер создает при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления. Миллер и Брунер выбрали для обозначения предмета своих исследований термин «когнитивная». Именно так они и назвали новый исследовательский центр - Центр когнитивных исследований. В новом Центре когнитивных исследований занимались разработкой широкого круга разнообразных тем: язык, память, процессы восприятия и образования понятий, мышление и психология развития.В 1967 году Найссер опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология». В книге также давалось и определение нового подхода в психологии. Книга пользовалась необычайной популярностью, и в один прекрасный момент Найссер обнаружил, что его называют «отцом» когнитивной психологии. Эта книга способствовала обращению ее к проблемам познания.когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности.Свою главную цель когнитивное направление видит в том, чтобы раскрыть «те совокупности программ, накопленных в памяти человека, при помощи которых индивид понимает звуки речи и сам создает новые слова и предложения, приобретает определенный опыт, способен решать совершенно новые проблемы»

 

 


8.7 Важн.этапы в истор.формир-я Вюцбург.шк., струк-зм,фун-зм.

Рубеж веков ознаменовался для психологии первым разделением прежде единой психологии на ряд школ.

На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Титченер называл свою теорию структурализмом, поскольку считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру. Главные задачи структурализма он видел в определении содержания психики, выделении исходных ингредиентов этого содержания и законов, по которым они объединяются в структуры.

Вюрцбургская школа в психологии знаменита прежде всего тем, что именно в ней впервые было начато экспериментальное изучение мышления. Она была основана немецким ученым О.Кюльпе (1862-1915). В экспериментах, проводимых в Вюрцбургской школе, было впервые доказано, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов.

Фунционализм - исследования функций психики. Представители функционализма объективно показали значение поведения, которое должно быть включено в предмет психологии. Не менее важной была и идея целостности той социальной среды, в которой развивается живое существо. Именно эти положения, разработанные в рамках функционализма, определили пути дальнейшего развития психологии.

Работы французских ученых помогли расширить предмет психологии, включив в него не только бессознательное, но и коллективную психику. Наиболее важным результатом их исследований стало осознание нового фактора, влияющего на становление психики, - культуры, исторического развития общества.

 

9. Бихевиоризм. Психоанализ. Бессознат.как предмет науки. Гештальтизм. – псих-я 20 в.

Бихевиоризм — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация,реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

------------- Психоанализ - психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1]. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

эти влечения преимущественно бессознательны;

попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[2]).

Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.

 

-------------- Бессознательным, в психологии называется вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию. Это понятие не следует путать с отсутствием осознания вследствие нежелания индивида разобраться в себе. Следует сказать, что бессознательное (подсознание) отличается от предсознания (включающего, например, воспоминания), чье содержание может быть легко осознано. Бессознательные процессы не представляется возможным выявить простым усилием воли; а требует ис-пользования особых приемов, таких, как свободные ассоциации, анализ сно-видений, различные методики целостного изучения личности (в том числе проективные тесты) и гипноз.
Основополагающая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась первостепенной вплоть до нового времени. Другой характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Декарт утверждал тождество сознательного и психического, что и послужило источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга.
Впервые концепция бессознательного была четко сформулирована Г. Лейбницем, в представлениях которого оно трактовалось как низшая форма душевной деятельности, лежащая за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (вос-приятий).

------------- Гештальтизм

 

Психоанализ строился на постулате, согласно которому человек и его социальный мир находятся в состоянии тайной, извечной вражды. Иное понимание отношений между индивидом и общественной средой утвердилось во французской психологии. Личность, ее действия и функции объяснялись созидающим их контекстом, взаимодействием людей. В этом «тигле» выплавляется внутренний мир субъекта со всеми его уникальными признаками, которые прежняя психология сознания принимала за изначально данное.

Наиболее последовательно эту линию мысли, популярную среди французских исследователей, развивал П. Жане (1859–1947). Его первые работы в качестве психиатра касались болезней личности, возникающих, когда из-за падения «психического напряжения»

Изучая мышление человека, гештальт-психологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.

Сознание было представлено в гештальт-теории как целостность, созидаемая динамикой познавательных структур, которые преобразуются по психологическим законам.

Теорию, близкую к гештальтизму, но применительно к мотивам поведения, а не психическим образам (чувственным и умственным) развивал К. Левин (1890–1947). Он назвал ее «теорией поля».

10. материалистич.и идеал-ие концепции о месте Психи в совр.общ-ве.

Материализм и идеализм в психологии - два главных философских направления, борьба которых воздействует на развитие психологической мысли на протяжении всей ее истории. Материализм исходит из принципа первичности материального бытия, вторичности духовного, психического, которое рассматривается как производное от внешнего мира, независимого от субъекта и его сознания. Представители идеализма признавали сознание, дух первичным, а бытие, материю – вторичным.

----- З.Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.

Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознание, бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная информация осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигнале.

Другой новый метод Фрейда – анализ сновидений, толкование их с целью открыть бессознательные скрытые конфликты. Сновидения представляют собой замаскированную форму удовлетворения подавленных желаний. Фрейд считал, что психическая жизнь человека протекает во взаимодействии трех компонентов –Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-я (Супер-эго).

К. Леви-Стросса (р. 1908 г.). Он изучает структуру общественного сознания традиционных обществ (индейские племена), их мифы, структуры родства и др. Рассматривая мифы самым характерным продуктом примитивной духовной культуры, мифологическое коллективное фантазирование адекватно отражает «анатомию ума». Мифологии посвящен ряд фундаментальных работ К. Леви-Стросса. Он является творцом структурной типологии мифов.

Особое внимание Юнг уделяет описанию метода доказательства, проверке существования архетипов. Поскольку предполагается, что архетипы вызывают определенные психические формы, необходимо определить, как и где можно получить материальную демонстрацию этих форм. Главным источником являются в таком случае сновидения, у которых есть то преимущество, что они - непроизвольные, спонтанные продукты бессознательной психики. Тем самым они являются «чистыми произведениями природы, которые не фальсифицируются какой бы то ни было сознательной целью». Другим источником необходимого материала является «активное воображение». Юнг имеет в виду последовательность фантазий, протекающих при произвольной концентрации внимания. Он обнаружил, что существование нереализованных, бессознательных фантазий увеличивает интенсивность сновидений, и в том случае, если фантазии становятся осознанными, сновидения меняют свой характер, делаются более слабыми, редкими.

---- И. М. Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга» утверждал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Он аргументировал соображение об универсальном значении рефлекторного принципа в деятельности спинного и головного мозга как для непроизвольных, автоматических, так и произвольных движений, связанных с участием сознания и психической деятельности мозга.

Согласно же Сеченову, начальным звеном рефлекса является не высший механический раздражитель, а раздражитель - сигнал.

Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку, но наибольшее развитие они получили в России в учении Ивана Петровича Павлова. Трудами И. П. Павлова и В. М. Бехтерева в России сформировалась оригинальная психологическая школа — рефлексология. И. П. Павлов развил учение о рефлексе. Если прежде под рефлексом имелась в виду жестко фиксированная стереотипная реакция, то Павлов вводил в это понятие «принцип условности». Он ввел понятие «условного рефлекса». Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий — внешних и внутренних. Внешние раздражители становятся для него сигналом, ориентирующимся в среде, а реакция закрепляется только в том случае, если ее санкционирует внутренний фактор — потребность организма.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.